РУБРИКИ |
Структура транспорта в Европе |
РЕКЛАМА |
|
Структура транспорта в ЕвропеСтруктура транспорта в ЕвропеОсновные параметры мировой транспортной системы Изменение транспортоемкости мирового хозяйства характеризуется известной
устойчивостью за послевоенный период — и суммарный грузооборот, и общий
пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым отставанием),
как и внутренний валовой продукт. За 40 лет удельный мировой грузооборот на
тонну произведенной продукции вырос на 1/3, а душевой грузооборот и
километрическая подвижность населения увеличились в 3,5—4 раза. Основные
параметры мировой транспортной системы и их динамика. Западная Европа Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта. Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов. Северная Европа Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая
роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах. Далее дается характеристика транспортных систем по отдельным странам региона. Близкое к полуострову положение Финляндии в сочетании с глубокими
заливами способствует развитию морских перевозок. Морем идет 40% экспортных
грузов. По сравнению с соседними Скандинавскими странами торговый флот
невелик — его тоннаж несколько больше 2 млн. бр.-рег т. Вес доставляемых
морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо, вдвое
превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих
преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов
на побережье Финского и Ботнического заливов выделяются размерами
грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и Среди развитых в озерной юго-восточной части страны внутренних водных путей выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систему озер с Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и железнодорожным транспортом. Железнодорожная сеть принадлежит государству. В Швеции во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки, но с ними все больше конкурируют автомобильные. Закрыты многие местные линии, особенно в южных и средних районах страны. Тем не менее по протяженности железных дорог и особенно по объему перевозок по ним Швеция опережает все остальные страны Северной Европы, вместе взятые. Все основные магистрали переведены на электротягу. Основной костяк железнодорожной сети составляют линии, соединяющие треугольником главные экономические центры — Стокгольм, Гетеборг и Мальме, а также магистраль, идущая от Стокгольма на север до Дубена, и самая грузонапряженная
в стране рудовозная линия Лулео — Кируна — Нарвик (Норвегия). Морские
железнодорожные паромы связывают железные дороги Швеции через пролив Швеция стоит на первом месте в Европе по «насыщенности» автомобилями. В экономической жизни страны всегда играли важную роль море и
судоходство. Морским путем идет 90% ее внешней торговли. Перевозки грузов
шведскими судами между иностранными портами служат также важным источником
валютных поступлений. Более половины ввозимых в Швецию, морем грузов
составляют нефть и нефтепродукты, а среди отправляемых преобладают железная
руда и лесопромышленные товары. Крупнейший порт Швеции и всей Скандинавии — Швеция занимает одно из первых мест в мире по внешнеторговому обороту, приходящемуся на каждого жителя. Это относится как к экспорту, так и к импорту. Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль в Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров, которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник поступления валюты для покрытия торгового баланса. Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн, т различных
грузов. Около половины из них составляет идущая транзитом из Швеции
железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. Другое крупные порты — Из-за морского окружения для хозяйства Дании главную роль в системе
перевозок играет морской транспорт. На его долю приходится половина
внутренних грузоперевозок и 80% внешних. В стране разветвления система
внутренних морских путей, обслуживающих перевозки между отдельными
островами и Ютландией. Дания связана постоянными морскими
грузопассажирскими линиями с США, Великобританией, Францией, странами Немалая часть грузов перевозится по железным дорогам Дании, хотя за последние десятилетия некоторые второстепенные линии были разобраны. С 1929 г. длина железнодорожной сети сократилась с 5,5 тыс. до 3,2 тыс. км. Две основные железнодорожные линии начинаются в Копенгагене и входят в систему трансъевропейской меридиональной магистрали. Одна из них следует с севера на юг — через Земландию на Фальстер и Лолланн, в оттуда паромами в ФРГ. В то время как железнодорожная сеть страны стала сокращаться, автомобильных дорог, наоборот, строится все больше. Дания находится на перекрестке стратегически важных воздушных линий,
связывающих Старый и Новый Свет. Регулярно поддерживаются прямые рейсы со
столицами стран Европы, США и Канады. Датское государство наряду со Швецией
и Норвегией — участник одной из крупнейших авиационных компаний мира — На протяжении многих столетий виды транспорта в Исландии мало менялись. В целом наземное сообщение в прошлом явно преобладало над морским, так как было очень мало портов. Однако в последние десятилетия стали быстро развиваться судоходство и авиация. Большую роль продолжает играть автомобильный транспорт, очень хорошо налажено автобусное сообщение. В настоящее время почти все освоенные районы страны соединены автомобильными дорогами. Наиболее густа дорожная сеть на юго-западе. Кольцо автодорог общей протяженностью 1500 км опоясывает всю Исландию. Тем не менее обширные внутренние территории по прежнему труднодоступны. Важную роль во внутренних и внешних перевозках играет морской транспорт. Таким образом транспортная сеть Северной Европы имеет важное международное значение. Центральная Европа За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику. Поскольку Великобритания — государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% — на каботаж. Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере
непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основными
транспортными узлами. Крупнейшие из них — Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пассажиров, чем
воздушным. Однако с начала 1960-х годов число авиапассажиров стало быстро
расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паромами Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобильный
транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает
железнодорожный и во сколько же раз — каботаж. В связи в развитием
автотранспорта было снято более 11 тыс. км. железнодорожных путей. Дорожная сеть Ирландии довольно разветвлена. Этому способствует разбросанность по стране городков и хуторов. Главную роль играет более дешевый автомобильный транспорт. Протяженность шоссейных дорог — около 85 тыс. км, тогда как длина железных дорог из-за конкуренции автобусного сообщения сократилась почти до 2 тыс. км. Важное значение имеют перевозки по Большому и Королевскому каналам и р. Шаннон, которые образуют единую судоходную систему. Почти все остальные дороги страны сходятся к Дублину. Ирландия — воздушные «атлантические ворота» в Европу. Основные ее аэропорты — Шаннон, Корк и Дублин. Во Франции густая сеть железных и автомобильных дорог, большая протяженность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов. Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Французские железные дороги отличаются высокой степенью электрификации, большой скоростью движения поездов, хорошим обслуживанием пассажиров. С железнодорожным транспортом все более конкурирует автомобильный. Во Франции велика сеть внутренних водных путей, из них 7 тыс. км — судоходны. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. Их основной стержень — Сена, которая через Уазу и Северный канал связана с Важное значение имеет совершенствование водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и с Северным и Средиземным
морями, — например, строительство глубоководных каналов, связывающих приток Нидерланды располагаются на перекрестке международных водных,
железнодорожных и автомобильных путей. Благодаря густой сети внутренних
водных путей, железных дорог и автострад сфера влияния морских портов Территорию Нидерландов прорезает густая сеть судоходных рек и каналов
общей протяженностью около 5 тыс. км. Основу транспортной системы страны
составляют Рейн, Маас и Шельда, а из каналов наиболее значительны Для перевозок между сельскими местностями и городами используется главным образом автомобильный транспорт. В последние годы налажена паромная связь Амстердама через аванпорт Бельгия — один из важнейших узлов коммуникаций Западной Европы. В сфере транспорта работает свыше 200 тыс. человек, или 5% всех занятых
в экономике страны, т.е. больше, чем в сельском хозяйстве. Особенно
быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт, на который приходится
свыше 2/3 всех грузоперевозок в стране; внутренним водным транспортом
перевозится 1/4 грузов и по железным дорогам — только 1/6. Выделяются 10
основных транспортных узлов: Антверпен, Брюссель, Льеж, Гент, Шарле-руа, ФРГ отличается высоким развитием всех типов транспорта. Страна держит первенство среди стран Европы по протяженности автострад, по развитию речного транспорта; по густоте сети железных дорог (128 км на 1000 кв. км) она уступает лишь Бельгии. Все виды транспорта в основном современны по техническому уровню: автобаны считаются лучшими в Европе, основные направления железных дорог электрифицированы, речной транспорт перестроен в последние годы, а реки «канализированы», в приморских городах строятся контейнерные порты. Страна покрыта густой сетью авиационных линий; аэропорт во Франкфурте-на-Майне уступает только Лондонскому и Парижскому. ФРГ имеет разветвленную сеть речных путей. Это Рейн с притоками Мозелем, Все внутренние пути (железные дороги, автострады, трубопроводы) сконцентрированы в долине Рейна — важнейшей транспортной оси страны, которая пересекает ее с юга на север. О масштабах работы речного флота на этом главном направлении говорит тот факт, что через Эммерих, располагающийся на границе с Нидерландами, проходит за год почти столько же грузов, сколько принимают и отгружают все морские порты страны, — более 100 млн. т. Для морского флота ФРГ, обслуживающего огромные внешние перевозки, также характерно довольно быстрое развитие. Центральное положение страны в Западной Европе обусловливает международное значение путей, проходящих через ее территорию. Положение Швейцарии на перекрестке многих европейских дорог, горный рельеф страны, необходимость обеспечивать бесперебойную переброску грузов, ввозимых и вывозимых страной, жизнь которой сильно зависит от экспорта и импорта, — все это сыграло большую роль в развитии ее транспорта. Железные дороги страны полностью электрифицированы, крупные железнодорожные узлы оборудованы электронной системой управления движением. Средняя скорость движения пассажирских поездов — 100 км/час, а на многих участках они идут со скоростью 130-140 км/час. Большинство железных дорог принадлежит государству, но существуют и частные дороги (около 1/5 всей длины железнодорожных линий). Страну пересекают автомагистрали из Центральной Европы в Южную Европу Главные виды транспорта в Австрии — железнодорожный и автомобильный. От Вены, как крупнейшего железнодорожного узла лучеобразно расходятся важнейшие магистрали. Южная Европа Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие
автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и
сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная
сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги
связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского
транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на В Испании внутренние перевозки осуществляются в основном автомобильным и
железнодорожным транспортом, а внешние — морским транспортом. Сеть дорог
имеет радиальную структуру с центром в Мадриде. В стране насчитывается
около 200 портов, крупнейшими пассажирскими портами при этом являются: Италия традиционно является страной, в которой уделяется преобладающее
внимание развитию автомобильного транспорта. На него приходится 3/4 всех
сухопутных перевозок. Сеть дорог развита преимущественно в меридиональном
направлении. Международную роль играют дороги в Западную Европу через В Греции, разобщенной морем на части, ведущая роль принадлежит морскому
транспорту. Греческий флот входит в число «мировых извозчиков». На
побережье расположено 156 портов. Самые крупные: Пирей, Салоники, Волос, [pic]
|
|
© 2000 |
|