РУБРИКИ

Структура транспорта в Европе

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Структура транспорта в Европе

Структура транспорта в Европе

Основные параметры мировой транспортной системы

Изменение транспортоемкости мирового хо­зяйства характеризуется известной устойчиво­стью за послевоенный период — и суммарный грузооборот, и общий пассажирооборот росли примерно такими же темпами (с некоторым от­ставанием), как и внутренний валовой продукт. За 40 лет удельный мировой грузо­оборот на тонну произведенной продукции вы­рос на 1/3, а душевой грузооборот и километрическая подвижность населения увеличились в 3,5—4 раза. Основные параметры мировой транспортной системы и их динамика.

Общая протяженность транспортной сети по видам путей сообщения в последние десятиле­тия существенно стабилизировалась. В то же время происходит значительное качественное изменение сети: растет протяженность электри­фицированных железных дорог, автомагистра­лей с усовершенствованным покрытием, трубо­проводов с крупным диаметром труб. Данные о перевозках показывают масштабность выполняе­мой транспортной работы: душевой грузооборот

В регионе сформировался свой особый тип транспортной системы, для которого характер­ны многосторонность, многовидимость, сбалан­сированность, высокий уровень развития всех или почти всех видов транспорта.

Западная Европа

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и раз­меров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все

в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще ска­зываются. Трудно говорить об абсолютном пре­обладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение от­ражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транс­порта. Растет число подъездных железнодорож­ных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных уз­лах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Бла­годаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского кон­тинента и в своих связях с хинтерландом опира­ются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание мор­ского и речного транспорта создает единую вод­нотранспортную систему, вытянутую в основ­ном в меридиональном направлении (кроме Ду­ная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопо­токи проникают далеко в глубь континента. Бо­лее половины грузов порта Роттердам транспор­тируется по внутренним водным путям. Железнодорожная сеть континента значи­тельно гуще, чем в Северной Америке; все ос­новные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий — двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2—3 раза ниже, чем в США. Грузовые перевозки выполняются при весьма густом дви­жении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движе­ния (кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозоч­ной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100— 300 км/100 км2, т. е. в 2—3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США не­велики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот — с 1,0 до 3,2 тыс. пасс.-км. Можно отметить динамизм развития перевозок — объем работы вырос более чем в 7 раз и продол­жает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажиро-обороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего време­ни продолжала возрастать: в грузообороте — морской транспорт, в пассажирообороте — лег­ковой автомобильный индивидуального пользо­вания.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузо­обороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом — автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля тру­бопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутрен­него водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.


Северная Европа

Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морско­му транспорту, который развит во всех странах. Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург — Финляндия — Швеция — Дания — Германия; Мурманск — Норвегия — Дания — Германия. Имеются несколько широтных направле­ний, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео — Нарвик; Умео — Му — и — Рана; Сундевамь — Тронхейм; Карлетад — Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Далее дается характеристика транспортных систем по отдельным

странам региона.

Близкое к полуострову положение Финляндии в сочетании с глубокими заливами способствует развитию морских перевозок. Морем идет 40% экспортных грузов. По сравнению с соседними Скандинавскими странами торговый флот невелик — его тоннаж несколько больше 2 млн. бр.-рег т. Вес доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо, вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов на побережье Финского и Ботнического заливов выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку отличается интенсивным развитием авто- паромного сообщения со Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный порт.

Среди развитых в озерной юго-восточной части страны внутренних вод­ных путей выделяется Сайменский канал, соединяющий одноименную систе­му озер с Финским заливом и проходящий частично по территории России.

Внутри страны грузы перевозятся главным образом автомобильным и желез­нодорожным транспортом. Железнодорожная сеть принадлежит государству. Она сложилась, еще когда Финляндия входила в Россию. Финляндские желез­ные дороги имеют одинаковую ширину колеи с российскими. Это благоприят­ствует развитию прямого железнодорожного сообщения между ними.

В Швеции во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки, но с ними все больше конкурируют автомобильные. Закрыты мно­гие местные линии, особенно в южных и средних районах страны. Тем не менее по протяженности железных дорог и особенно по объему перевозок по ним Швеция опережает все остальные страны Северной Европы, вместе взя­тые. Все основные магистрали переведены на электротягу. Основной костяк железнодорожной сети составляют линии, соединяющие треугольником глав­ные экономические центры — Стокгольм, Гетеборг и Мальме, а также маги­страль, идущая от Стокгольма на север до Дубена, и самая грузонапряженная

в стране рудовозная линия Лулео — Кируна — Нарвик (Норвегия). Морские железнодорожные паромы связывают железные дороги Швеции через пролив Эресунн и южную часть Балтийского моря с железнодорожной сетью Дании и Германии.

Швеция стоит на первом месте в Европе по «насыщенности» автомобиля­ми. Машины шведского производства составляют около 40% автомобильного парка страны. Южная и Средняя Швеция имеют густую сеть хорошо оборудо­ванных автомобильных дорог. С юга на север на полторы тысячи километров, от Хельсингборга через Стокгольм и далее вдоль побережья Ботнического залива до Хапаранды на шведско-финской границе, протянулась наиболее оживленная автомагистраль «Е-4» общеевропейского значения. Другая магис­траль — «Е-6» — идет вдоль западного побережья Швеции до Мальме через Гетеборг к шведско-норвежской границе.

В экономической жизни страны всегда играли важную роль море и судо­ходство. Морским путем идет 90% ее внешней торговли. Перевозки грузов шведскими судами между иностранными портами служат также важным ис­точником валютных поступлений. Более половины ввозимых в Швецию, мо­рем грузов составляют нефть и нефтепродукты, а среди отправляемых преоб­ладают железная руда и лесопромышленные товары. Крупнейший порт Шве­ции и всей Скандинавии — Гетеборг, через который проходит до 1/3 всего морского грузооборота страны.

Швеция занимает одно из первых мест в мире по внешнеторговому оборо­ту, приходящемуся на каждого жителя. Это относится как к экспорту, так и к импорту.

Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль в Норвегии играет судоходство. Это объясняется спецификой географическо­го положения страны, сильной изрезанностью береговой линии в сочетании с горным рельефом и историческими мореходными навыками норвежцев. Мо­рем идет 90% внешнеторгового и более 50% внутреннего грузооборота. Нор­вегия — одна из ведущих судоходных держав мира. После второй мировой войны, когда сильно пострадавший норвежский флот был восстановлен и мо­дернизирован с помощью иностранных, прежде всего американских, займов, господствующее положение в нем заняли монополистические концерны, ко­торые владеют целыми флотами теплоходов и турбоходов и обслуживают ли­нии, опоясывающие весь земной шар. Таковы, например, концерны «Виль-хельмсен», «Ульсен», «Бергенское пароходное общество».

Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров, которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник поступле­ния валюты для покрытия торгового баланса.

Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн, т различ­ных грузов. Около половины из них составляет идущая транзитом из Швеции железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. Другое крупные порты — Осло, Берген, Ставангер.

Протяженность и транспортная роль железных и автомобильных дорог довольно ограничена, Общ'ая длина железных дорог, как правило одноколей­ных, составляет 4,2 тыс. км, из которых несколько более половины электро-фицировано. Важнейший железнодорожный узел — столица Норвегии Осло связан линиями со Стокгольмом, Гетеборгом (Швеция) и главными городами страны — Бергеном, Тронхеймом и Ставангером. Главные воздушные ворота Норвегии — аэропорт Форнебю, близ Осло.

Из-за морского окружения для хозяйства Дании главную роль в системе перевозок играет морской транспорт. На его долю приходится половина внут­ренних грузоперевозок и 80% внешних. В стране разветвления система внут­ренних морских путей, обслуживающих перевозки между отдельными остро­вами и Ютландией. Дания связана постоянными морскими грузопассажирски­ми линиями с США, Великобританией, Францией, странами Балтийского моря, Фарерскими островами и Гренландией. Сообщение с Западной Европой под­держивается большей частью через порт Эсбьерг, а со странами Балтики и Америкой — через крупнейший датский порт Копенгаген. Другие значитель­ные порты страны — Ольборг, Орхус, Калуннборг, Фредерисия, Обенро, Нюборг, Раннерс, Фредериксхавн,

Немалая часть грузов перевозится по железным дорогам Дании, хотя за последние десятилетия некоторые второстепенные линии были разобраны. С 1929 г. длина железнодорожной сети сократилась с 5,5 тыс. до 3,2 тыс. км. Две основные железнодорожные линии начинаются в Копенгагене и входят в систему трансъевропейской меридиональной магистрали. Одна из них следует с севера на юг — через Земландию на Фальстер и Лолланн, в оттуда паромами в ФРГ. Другая линия идет от Копенгагена через Земландию и Фюн в Ютландию, где имеет выход в ФРГ у города Фленсбург. Две крупные железнодорожные линии в Ютландии следуют в меридиональном направлении вдоль западного и восточного побережий. В стране возведены большие железнодорожные мосты через проливы Малый Бельт (Ютландия — Фюн), Сторстрем (Земландия — Фальстер), Гулльборг-Сунн (Фальстер — Лолланн), Ульсунн (Зиландия — Мен). Действуют морские железнодорожные паромы на внутренних линиях между Земландией и Ютландией (Калуннборг — Орхус), Земландией и Фюном (Кор-сер — Нюборг), Фюном и Альсом (Фоборг — Молмарк). Кроме того, есть паромы на международных морских линиях, связывающих Данию с ФРГ (Ге-сер — Варнемюнде), (Редбюхавн — Путтгарден), Швецией (Копенгаген — Мальме, Хельсингер — Хельсингборг, Фредериксхавн — Гетеборг) и Норве­гией (Хиртсхальс — Кристиансанн).

В то время как железнодорожная сеть страны стала сокращаться, автомо­бильных дорог, наоборот, строится все больше.

Дания находится на перекрестке стратегически важных воздушных линий, связывающих Старый и Новый Свет. Регулярно поддерживаются прямые рей­сы со столицами стран Европы, США и Канады. Датское государство наряду со Швецией и Норвегией — участник одной из крупнейших авиационных компаний мира — «Скандинейвиэн эйрлайнз систем» (САС). Самый значи­тельный аэропорт страны — Каструп расположен на южной окраине Копен­гагена, на острове Амагер. Это крупный международный центр воздушных сообщений.

На протяжении многих столетий виды транспорта в Исландии мало меня­лись. Для прибрежного сообщения служили небольшие открытие лодки. По суше зимой передвигались на лыжах, летом — пешком или на лошадях. Мес­тная порода лошадей — исландские пони — широко использовалась для пе­ревозок вьючных грузов. В этих условиях многие районы оставались подолгу в изоляции.

В целом наземное сообщение в прошлом явно преобладало над морским, так как было очень мало портов. Однако в последние десятилетия стали быс­тро развиваться судоходство и авиация. Большую роль продолжает играть ав­томобильный транспорт, очень хорошо налажено автобусное сообщение.

В настоящее время почти все освоенные районы страны соединены авто­мобильными дорогами. Наиболее густа дорожная сеть на юго-западе. Кольцо автодорог общей протяженностью 1500 км опоясывает всю Исландию. Тем не менее обширные внутренние территории по прежнему труднодоступны.

Важную роль во внутренних и внешних перевозках играет морской транс­порт. С 1969 г. налажено регулярное сообщение вокруг острова с заходом во все порты. Поддерживается связь с основными портами Европы и Северной Америки. В Исландии большое значение имеет воздушное сообщение на внут­ренних линиях, которые связывают даже самые отдаленные районы с Рейкь­явиком. В стране 79 взлетно-посадочных площадок. Пять крупных аэропортов могут принимать трансокеанские реактивные самолеты.

Таким образом транспортная сеть Северной Европы имеет важное между­народное значение.

Центральная Европа

За два тысячелетия в регионе существенное развитие получи­ли все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же поряд­ке, что и энергетику.

Поскольку Великобритания — государство островное, все ее внешние перевозки и торговля связаны с морским и воздушным транспортом. Около 90% общего грузооборота приходится на морской транспорт, в том числе 25% — на каботаж.

Все районы Великобритании, кроме Западного Мидленда, в той или иной мере непосредственно связаны с морскими портами, которые служат основ­ными транспортными узлами. Крупнейшие из них — Лондон, Саутгемптон, Ливерпуль, Гуль и Харидж, причем лондонский и ливерпульский морские порты пропускают около половины всех грузов (по стоимости).

В прошлом морским путем в Великобританию прибывало больше пасса­жиров, чем воздушным. Однако с начала 1960-х годов число авиапассажиров стало быстро расти и вскоре вдвое превысило численность приезжающих в страну морем. Увеличиваются также грузовые перевозки воздушным транс­портом. Всего в стране около 150 пассажирских аэропортов. Великобритания связана постоянными авиалиниями почти со 100 странами мира. Львиная доля перевозок осуществляется национализированной компанией «Бритиш эру-эйз» — одной из крупнейших в мире. Пять крупнейших аэропортов страны — расположены в районе Лондона (Хитроу и Гэтвик), а также Манчестера, Луто­на и Глазго — обеспечивают 3/4 всех перевозок пассажиров и авиагрузов.

С континентом Великобритания связана двумя железнодорожными паро­мами (Дувр-Дюнкерк и Харидж-Остенде), и многочисленными морскими ав­томобильными и пассажирскими паромами- с Данией, Швецией, Норвегией, Голландией и Францией. Кроме того в начале 90-х годов вступил в строй туннель под Ла-Маншем.

Во внутренних грузовых перевозках наибольшую роль играет автомобиль­ный транспорт. Ему более чем в 3 раза (в тонно-километрах) уступает желез­нодорожный и во сколько же раз — каботаж. В связи в развитием автотранс­порта было снято более 11 тыс. км. железнодорожных путей. Одновременно

расширяется сеть автомобильных дорог и происходит их реконструкция. При этом основное внимание уделяется тому, чтобы кратчайшими путями связать между собой основные конурбации страны. Для сокращения расстояния меж­ду Лондоном и основными промышленными центрами в устьях рек, в тех местах, где раньше ходили паромы, построено 10 мостов и 3 тоннеля. В 1960-1970 гг. было сооружено несколько автострад, а также улучшены дороги в отстающих районах для оживления в них экономической деятельности. По длине автомобильных дорог на единицу площади Великобритания занимает четвертое место в мире. В то же время у нее еще мало современных автострад, а дороги остаются самыми перегруженными в мире.

Дорожная сеть Ирландии довольно разветвлена. Этому способствует раз­бросанность по стране городков и хуторов. Главную роль играет более деше­вый автомобильный транспорт. Протяженность шоссейных дорог — около 85 тыс. км, тогда как длина железных дорог из-за конкуренции автобусного сооб­щения сократилась почти до 2 тыс. км. Важное значение имеют перевозки по Большому и Королевскому каналам и р. Шаннон, которые образуют единую судоходную систему. Почти все остальные дороги страны сходятся к Дублину. Он же основной морской порт страны. Второй по значению порт — Корк. Морской транспорт обслуживает почти всю внешнюю торговлю. Перевозки идут в основном на британских судах.

Ирландия — воздушные «атлантические ворота» в Европу. Основные ее аэропорты — Шаннон, Корк и Дублин.

Во Франции густая сеть железных и автомобильных дорог, большая протя­женность судоходных рек, каналов, трубопроводов, много морских портов.

Сеть железных дорог особенно густа в промышленных районах. Француз­ские железные дороги отличаются высокой степенью электрификации, боль­шой скоростью движения поездов, хорошим обслуживанием пассажиров.

С железнодорожным транспортом все более конкурирует автомобильный. Страна занимает одно из первых мест в мире по обеспеченности населения автомобилями, по протяженности, густоте и качеству автомобильных дорог. Большое внимание уделяется строительству автострад. Первая трансфранцуз­ская автострада Лилль — Париж — Лион — Марсель — Ницца, имеются и другие автострады.

Во Франции велика сеть внутренних водных путей, из них 7 тыс. км — судоходны. Важнейшие водные пути находятся на севере и востоке Франции. Их основной стержень — Сена, которая через Уазу и Северный канал связана с Северным промышленным районом, а через Марну и канал Марна-Рейн — с Лотарингией, Сааром и Рейном. Здесь же расположены и главные речные порты страны — Париж, Страсбург и Руан.

Важное значение имеет совершенствование водных путей, соединяющих восточную Францию с соседними странами и с Северным и Средиземным

морями, — например, строительство глубоководных каналов, связывающих приток Роны р.Сону с Рейном и Мозелем. Это позволило бы открыть транс­континентальную водную магистраль между Роттердамом и Марселем — пор­тами двух главных рек.

Нидерланды располагаются на перекрестке международных водных, же­лезнодорожных и автомобильных путей. Благодаря густой сети внутренних водных путей, железных дорог и автострад сфера влияния морских портов Нидерландов проникла далеко в глубь материковой Европы. Это способство­вало формированию выдающегося по своему значению транспортного узла в дельте Рейна, Мааса и Шельды с самым крупным морским портом мира — Роттердамом. По общему грузообороту (от 260 до 300 млн. т. в последние годы) он почти в 2.5 раза превосходит Нью-Йоркский порт и почти в 5 раз Лондонский.

Территорию Нидерландов прорезает густая сеть судоходных рек и каналов общей протяженностью около 5 тыс. км. Основу транспортной системы стра­ны составляют Рейн, Маас и Шельда, а из каналов наиболее значительны Нордзееканал, Амстердам — Рейн, Зейд-Бевеланд, Маас — Ваал, Юлиана-канал и др. Сеть каналов сооружалась на протяжении многих веков, но осо­бенно расширилась в Х1Х-ХХ вв., когда были проложены удобные подходы к морским портам страны. В последние годы многие старые каналы были зна­чительно расширены и углублены.

Для перевозок между сельскими местностями и городами используется главным образом автомобильный транспорт.

В последние годы налажена паромная связь Амстердама через аванпорт Хукван -Холланд со многими портами Великобритании и Скандинавских стран (Гуль, Ньюкасл, Гетеборг, Берген и др.).

Бельгия — один из важнейших узлов коммуникаций Западной Европы. Географическое положение между крупными странами способствовало разви­тию чрезвычайно густой транспортной сети, которая обслуживает транзитные перевозки и связывает индустриальные районы Бельгии с морскими портами и с соседними странами. Бельгия занимает первое место в мире по густоте железных дорог (313 км на 1000 кв.км), второе после Нидерландов — по густоте внутренних водных путей и четвертое после Нидерландов, Франции и ФРГ — по густоте автодорожной сети. Кроме того, Бельгия располагает ги­гантским морским портом — Антверпеном, считающимся вместе с Роттерда­мом «воротами в Европу».

В сфере транспорта работает свыше 200 тыс. человек, или 5% всех заня­тых в экономике страны, т.е. больше, чем в сельском хозяйстве. Особенно быстрыми темпами развивается автомобильный транспорт, на который прихо­дится свыше 2/3 всех грузоперевозок в стране; внутренним водным транспор­том перевозится 1/4 грузов и по железным дорогам — только 1/6. Выделяются 10 основных транспортных узлов: Антверпен, Брюссель, Льеж, Гент, Шарле-руа, Намюр, Монс, Юрюгге-Остенде, Кортрейк и Хасселт.

ФРГ отличается высоким развитием всех типов транспорта. Страна дер­жит первенство среди стран Европы по протяженности автострад, по разви­тию речного транспорта; по густоте сети железных дорог (128 км на 1000 кв. км) она уступает лишь Бельгии. Все виды транспорта в основном современны по техническому уровню: автобаны считаются лучшими в Европе, основные направления железных дорог электрифицированы, речной транспорт перестроен в последние годы, а реки «канализированы», в приморских городах строятся контейнерные порты. Страна покрыта густой сетью авиационных линий; аэро­порт во Франкфурте-на-Майне уступает только Лондонскому и Парижскому.

ФРГ имеет разветвленную сеть речных путей. Это Рейн с притоками Мозе­лем, Майном и Некаром, Везер, нижнее течение Эльбы и, наконец, на юге — Дунай. Речная сеть дополнена Среднегерманским и Мозельским каналами, улуч­шена зарегулированием некоторых рек. «Канализирование» Неккара открыло для речного флота Юго-Запад ФРГ, «канализирование» Мозеля-прямой путь во Францию.

Все внутренние пути (железные дороги, автострады, трубопроводы) скон­центрированы в долине Рейна — важнейшей транспортной оси страны, кото­рая пересекает ее с юга на север. О масштабах работы речного флота на этом главном направлении говорит тот факт, что через Эммерих, располагающийся на границе с Нидерландами, проходит за год почти столько же грузов, сколь­ко принимают и отгружают все морские порты страны, — более 100 млн. т.

Для морского флота ФРГ, обслуживающего огромные внешние перевозки, также характерно довольно быстрое развитие.

Центральное положение страны в Западной Европе обусловливает между­народное значение путей, проходящих через ее территорию.

Положение Швейцарии на перекрестке многих европейских дорог, горный рельеф страны, необходимость обеспечивать бесперебойную переброску гру­зов, ввозимых и вывозимых страной, жизнь которой сильно зависит от экс­порта и импорта, — все это сыграло большую роль в развитии ее транспорта. Железные дороги страны полностью электрифицированы, крупные железно­дорожные узлы оборудованы электронной системой управления движением. Средняя скорость движения пассажирских поездов — 100 км/час, а на многих участках они идут со скоростью 130-140 км/час. Большинство железных дорог принадлежит государству, но существуют и частные дороги (около 1/5 всей длины железнодорожных линий).

Страну пересекают автомагистрали из Центральной Европы в Южную Европу (Цюрих-Милан, Базель-Лозана-Женева-Турин).

Главные виды транспорта в Австрии — железнодорожный и автомобиль­ный. Около 1/2 общей длины железных дорог электрифицировано. Участки с

электротягой находятся в основном в горной части страны, где используется дешевая электроэнергия местных ГЭС и где много крутых подъемов. Электри­фицированы также важнейшие международные направления, в том числе на ФРГ, Италию, Швейцарию, трансальпийские дороги. На остальных направле­ниях преобладает тепловозная тяга.

От Вены, как крупнейшего железнодорожного узла лучеобразно расходят­ся важнейшие магистрали.

Южная Европа

Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транс­порта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомо­бильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабо­не, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

В Испании внутренние перевозки осуществляются в основном автомобильным и железнодорожным транспортом, а внешние — морским транспортом. Сеть до­рог имеет радиальную структуру с центром в Мадриде. В стране насчитывается около 200 портов, крупнейшими пассажирскими портами при этом являются: Пальма-де-Мальорка, Барселона и Альхесирас. Испания — один из важней­ших узлов трансконтинентальных воздушных линий. Важнейшие аэропорты: Мадрид, Барселона, Лас-Пальмас.

Италия традиционно является страной, в которой уделяется преобладаю­щее внимание развитию автомобильного транспорта. На него приходится 3/4 всех сухопутных перевозок. Сеть дорог развита преимущественно в меридио­нальном направлении. Международную роль играют дороги в Западную Евро­пу через Альпы. В Италии впервые в мире в 1924г. вступила в строй автостра­да (Милан-Варесе). Сейчас по протяженности автострад страна уступает толь­ко ФРГ. Огромное значение имеет основная транспортная ось страны — автострада Солнца (Турин-Милан-Флоренция-Рим-Неаполь-Калабрия). В стране строятся также современные, в т.ч. скоростные, железные дороги. Велика роль, с учетом географического положения страны, морского транспорта. На побережье функционирует 144 порта. Крупнейшие из них Генуя, Триест, Аугу-ста, Таранто, Неаполь. Авиатранспортом осуществляются рейсы в основные города Европы и мира. Крупнейшими аэропортами являются: Леонардо да Винчи близ Рима, Мальпенса и Линате около Милана и др.

В Греции, разобщенной морем на части, ведущая роль принадлежит морскому транспорту. Греческий флот входит в число «мировых извозчиков». На побере­жье расположено 156 портов. Самые крупные: Пирей, Салоники, Волос, Парты. Под влиянием туристского бума активно развивается автомобильный транспорт. Построены первые автострады. Все основные города и крупные острова связаны между собой авиалиниями. Через территорию Греции пролегают важные между­народные авиатрассы из Европы в Азию, Африку, Австралию. Близ Афин нахо­дится важнейший в юго-восточной Европе транзитный аэропорт Эллиникон.












© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.