РУБРИКИ |
Статистический анализ демографической ситуации в Российской Федерации |
РЕКЛАМА |
|
Статистический анализ демографической ситуации в Российской Федерациисоциал-демократ Г.В. Плеханов. Но хоть отъезды и разъезды наблюдались, не в пример последующим эпохам никем — ни уезжающими, ни остающимися — они не рассматривались ни как очищение России от чуждого элемента, ни как обескровливание России, расстающейся с лучшими и деятельнейшими руками и головами; они вообще никак не рассматривались. Даже когда смута 1905 года резко увеличила отток русских подданных из границ империи (евреи, бегущие от погромов и "коснетуций", — см. Шолом-Алейхема, революционеры и околореволюционная интеллигенция — от большевика В. И. Ульянова до поэта-декадента К. Д. Бальмонта), все равно границы оставались столь проницаемыми, а российский гигант столь самодостаточным, что как была эмиграция фоновой, так и осталась. Настоящие волны - не волны даже, а девятые валы эмиграции были впереди. Прологом к трагедии русской эмиграции XX века стал приезд из эмиграции В. И. Ульянова-Ленина в апреле 1917-го. Не прошло и года, как поток беженцев из России стал стремительно нарастать, достигнув пика в 1920 году — с окончательной эвакуацией частей Добровольческой армии. По инерции беженство и невозвращенчество добавляло к эмиграционному потоку новые людские судьбы примерно до 1927 года, после чего границы СССР стали стремительно утрачивать какую бы то ни было проницаемость. Кто не успел, тот опоздал. Именно этим объясняется феномен последующего наступления социализма по всему фронту. И тягчайшие, неслыханные бедствия, испытанные страной в 1929-1933 гг., и последующий большой террор не вызвали никакой эмиграционной волны (число невозвращенцев того времени, все больше заграничных резидентов НКВД, можно пересчитать по пальцам), потому что советская власть предусмотрительно отняла у подданных даже и последнюю возможность к спасению свободы и самой жизни –возможность бежать в чем есть и куда глаза глядят. Взведенная пружина распрямилась в годы войны, породив поток Второй эмиграции. И массовая сдача в плен, и неслыханное в новейшей истории массовое же (до 300 тысяч человек) участие в противосоветских формированиях вермахта, т. е. война против собственной страны на стороне злейшего врага этой страны, и массовый исход населения (Северный Кавказ, Украина) вместе с отступающим немцем все это было чисто эмиграционным по сути своей феноменом, готовностью бежать к черту, к дьяволу лишь бы подальше от родной советской власти. Калитка, захлопнувшаяся 1927 году окончательно и, как казалось, навсегда, в годы войны не то чтобы вновь распахнулась, просто самый забор был сломан, ибо на то и война, чтобы уничтожать привычное понятие государственной границы. В этот пролом забора хаотически хлынули будущие перемещенные лица. Хлынули без долгого расчета и раздумья, движимые лишь двумя отчаянными мыслями "Теперь или никогда" и "Хоть гирше, та инше". Так к полутора миллионам русских из Первой, белой, эмиграции добавилась еще пара миллионов беженцев — уже не от молодой, как в 1918-1922 гг., но от вполне зрелой советской власти. Затем в 1945 году забор снова заделали и укрепили крепче некуда. Казалось бы, совсем уже навсегда.[27] Странно, но чем больше социалистическое отечество стремилось обучить двум отнимающим всякую надежду словам "навсегда" и "никогда", тем чаще история усмехалась над грозным звучанием этих слов. В начале 70-х в глухой стене снова появилась калитка. На сей раз еврейская под соусом воссоединения семей стал возможным не всегда гладкий и не всегда гарантированный, но все же выезд из страны. Если бы речь шла лишь о еврейской эмиграции, вряд ли эта волна получила бы название Третьей. Примерно в те же годы из Польши было окончательно выдавлено еврейское население польскими властями отъезд евреев прямо поощрялся, однако поляки отнюдь не восприняли это как мощную эмиграционную волну, в корне меняющую жизнь страны. Жители СССР восприняли, ибо по сути своей эмиграция была не столько национальная (т. е. еврейская), сколько сословная (т. е. интеллигентская), и в огромной степени людьми двигало не столько стремление к воссоединению с родственниками (по большей части мифическими) или тяга к теплу еврейского национального очага (львиная доля эмигрантов застревала в Вене или в Риме, ожидая вида на жительство в собственно западные страны и к очагу не слишком-то стремясь), сколько тоска по вольному воздуху. Трудно сказать, стоит ли их упрекать за то. Перспективы советской системы даже и в 1988 — 1989 гг. были никому не ясны, репутацию система всегда имела довольно скверную, и не сказать, чтобы в глазах сограждан Горбачев ее сильно улучшил, традициям сознательной гражданственности и взяться-то было неоткуда (они и сейчас спустя десять лет жизни без коммунистов еле-еле пробиваются), что взять с людей, рассудивших, что живем один раз и не хочется проводить остаток дней все в том же опостылевшем советском бараке. Так Третья эмиграция при Горбачеве стала плавно перетекать в Четвертую, она же колбасная. Колбасная ибо при позднем Горбачеве, тем более при Ельцине стало возможным и дыхание, и сознание, да и границы стали устойчиво проницаемыми. Главный мотив предшествующих трех эмиграций вырваться из зачумленной страны ради сохранения свободы (а то и просто жизни) и сделать это сейчас и поскорее, покуда калитка вновь не захлопнулась действовать перестал. Дышать можно, думать и говорить можно, а проблемы с калиткой если и возникают (причем чем дальше, тем больше), то не с отечественной стороны пограничного перехода а с вовсе противоположной. Еще в середине семидесятых отъезд в эмиграцию точно описывался стихотворными строками "Аэродром похож на крематорий, покойник жив и корчится к тому ж". В наше тяжкое время, помилуй Бог, какой покойник? какой крематорий? прочти сейчас эти строки, так ведь даже не поймут, про что идет речь. Все уже быстро и забыли, что значит прощаться на вечную разлуку. Крепостному, который получил вольную, нет никакой надобности обретать свободу, убегая от жестокого помещика. Другое дело обретение колбасы, гринкарты, места в западном университете, работы в компьютерной фирме, принадлежности к международной богеме. Эти потребности не обустроенная Россия удовлетворить не может, и продолжаться это будет еще не один год. Подымание с колен после семидесяти годов лихолетья быстрым не бывает. За колбасой действительно туда, однако решительная перестановка акцентов от спасения к колбасоядению или, говоря изящнее, с политических мотивов на экономические, существенно меняет и самосознание нынешней эмиграции, и ее взаимоотношения с метрополией. Первая, Белая, эмиграция имела наибольшее право и на почет, и на девиз "Мы не в изгнании, мы в послании". Имела прежде всего потому, что, кроме массы мирных обывателей, вытолкнутых на чужбину революционным хаосом, и кроме тех, кто, подобно Милюкову, Керенскому и иным представителям "прогрессивной общественности", многолетне готовил для себя и для других смену богатой и раздольной России на эмигрантскую парижскую мансарду (почитаемую за высшее счастье), были еще и третьи. Были дроздовцы, марковцы и корниловцы, были те, кто до конца дрался за свою Россию и принужден был оставить ее лишь под натиском неодолимых сил неприятеля. Не будь этого спасшего русскую честь безнадежного сопротивления большевизму, ни о какой миссии белых эмигрантов говорить было бы невозможно какая может быть высокая миссия у людей, добровольно и безропотно отдавших Россию черт знает кому? Все духовное и культурное служение Белой эмиграции, действительно спасшей частью для будущей России, частью для истории обломки великого русского наследия, было бы внутренне невозможным, не будь у нее оправдания перед историей в лице тех самых дравшихся за Россию штабс-капитанов. Вторая эмиграция в смысле служения и послания отличалась максимальной бессловесностью, ибо и состояла все больше из людей простых и некнижных, и клеймо нацистских пособников была обречена навеки носить, и это, может быть, самое главное знание, которое она вынесла из России, было столь страшным и трагическим, что непередаваемым. Много ли мы знаем о духовной миссии выживших узников Освенцима? Не было миссии, а была тягчайшая душевная травма на весь остаток жизни да желание все забыть и никогда не вспоминать.[49] Третья эмиграция если не целиком, то хотя бы частично могла бы выражать свое самосознание словами "Я выбрал свободу", т. е. то, что в СССР безусловно отсутствовало. Готовность умереть навсегда для прежней страны и для прежней жизни ради реализации некоторой духовной потенции (другое дело, как она затем практически реализовалась эмигрантское бытие по определению страдает мелочностью и убожеством) есть почтенный порыв. Наличествует по крайней мере предмет для разговора. Хуже всего в этом смысле приходится последней, Четвертой, эмиграции. Замена идеальных мотиваций на практически-колбасные породила ряд новых проблем. Пришлось столкнуться с тем, что само понятие качества жизни далеко не во всем исчерпывается материальной его составляющей. Как только превзойден некоторый, не очень высокий предел удовлетворения потребностей, сразу же встает вопрос не об абсолютных благах (машина, квартира, счет в банке, годовой оклад, все та же колбаса), но о благах относительных — о степени интегрированности в новое общество и в новую среду и о месте, занимаемом в этой новой людской иерархии. А здесь выясняется та прискорбная вещь, что, существенно (а порой даже и несущественно) превосходя по уровню и качеству потребления, т. е. как бы сильно обогнав бывших соотечественников в социальном статусе, эмигрант последней волны в то же время оказывается и в самом низу статусной лестницы, когда речь идет о сравнении его с новыми соотечественниками американцами, немцами etc. а жить-то с ними, не с русскими. Такое поражение в статусе, естественно, было и у прежних эмигрантов, однако у них работал компенсаторный механизм — "Мы не в изгнании, мы в послании" (Первая и отчасти Третья волна), "Слава Богу, что вообще живы и что не под Советами" (Вторая). Четвертая волна этой компенсации не имеет, а поскольку нужда в утешении остается, бывшие соотечественники последней волны принуждены прибегать к самой малоудачной форме компенсации — к дьяволизации бывшего отечества. В России все должно быть ужасно, ужаснее некуда — ибо лишь таким образом решение расстаться с родной страной получает внятное и убедительное оправдание. В конце августа 1998 г., когда рубль сошел с ума, а вместе с ним и россияне, граждане реагировали на кризис по-разному. Кто неистово гулял ("последние дни в ставке Колчака"), кто пребывал в ступоре, кто проклинал судьбу, кто тщетно пытался спасти остатки денег. Но были в те дни и люди, наконец-то испытавшие светлую пасхальную радость. Никогда до и никогда после в русском Интернете не появлялось столько ликующих (порой даже стихотворных вот что радость делает с человеком) посланий от бывших соотечественников. В том черном августе на краткое время оказалось (или показалось), что все эмигрантские унижения отныне оправданны, что решение уехать из России оказалось верным, что оставшиеся там бывшие соотечественники дураки, а мы умные. Для пущей убедительности последняя мысль сопровождалась конкретными справками об уровне годового дохода (60 000 у. е. и выше и рассказом о количестве автомобилей). 2.2. Статистический анализ эмиграции из РФ
2.2.1 "Четвертая волна" эмиграцииРоссия никогда не была страной массовой эмиграции, в истории Российской империи гораздо большую роль играла внутренняя колонизация, переселение на свободные земли внутри страны. Тем не менее нельзя сказать, что история России совсем не знала эмиграции, Россия участвовала в великих межконтинентальных миграциях конца прошлого - начала нынешнего века. С 1861 по 1915 год из Российской империи выехало 4,3 миллиона человек, в том числе почти 2,6 миллиона - в первые 15 лет ХХ века. Две трети эмигрантов направлялись в США, а из числа выехавших в ХХ веке - около 80%. Правда, большая часть эмигрантов выезжала не из России в ее нынешних границах, а из других частей бывшей империи, - Украины, Белоруссии, балтийских губерний.[34] Далеко не ничтожной была и эмиграции из СССР. Она распадается на три главных потока, называемые обычно "первой", "второй" и "третьей" эмиграцией. Все три потока были обусловлены преимущественно политическими причинами. "Первый" и "второй" потоки - это в основном вынужденные "волны" эмиграции периодов Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн, "третий" поток - добровольная, преимущественно "этническая" эмиграция времен холодной войны. Конечно, такое деление условно, потоки эмиграции, то ослабевая, то усиливаясь, не иссякали почти никогда. Речь идет, по существу, о трех пиках эмиграции см.таб.8
Третья - впервые относительно добровольная - эмиграция всячески ограничивалась властями и значительно уступала по масштабам первым двум. Когда же искусственные ограничения отпали, масштабы потока, его состав, цели эмиграции и условия, в которых она протекает, стали настолько иными, что есть все основания говорить о новой, "четвертой" волне эмиграции. Она все больше характеризуется чертами, типичными в наше время для эмиграции из многих стран, предопределяется не политическими, как прежде, а экономическими факторами, которые толкают людей ехать в другие страны в поисках более высоких заработков, престижной работы, иного качества жизни и т.п. Эмигранты "четвертой волны" выезжают, конечно, не только из России, но и из других бывших республик СССР, тем не менее России в этой эмиграции принадлежит очень заметное место. 2.2.2. Масштабы эмиграцииПосле того, как закончились крупные миграционные перемещения, вызванные Второй мировой войной, поток эмиграции из СССР почти полностью сошел на нет. В 70-е годы размеры чистой эмиграции (т.е. эмиграции за вычетом иммиграции) колебались в пределах 10-15 тысяч человек, лишь в отдельные годы поднимаясь до 30-40 тысяч, при том, что и число эмигрантов и число иммигрантов было небольшим. В первой половине 80-х эмиграция была еще меньше. Только после 1986 года появились первые признаки увеличения потока эмигрантов, который быстро нарастал в последующие годы. С 1989 года, в виде исключения, была разрешена эмиграция немцев, вреев, греков, а в 1993 году был введен в действие закон о свободе въезда - выезда для всех граждан России.[15] В начале 90-х годов и в СССР (в том числе в России), и на Западе существовало мнение, что открытие границ вызовет огромный всплеск эмиграции. По данным Всесоюзного Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проводившего в 1990 году опрос "Отношение населения СССР к работе за границей", готовность к выезду по трудовым мотивам из бывшего СССР имели 1,5-2 миллиона человек, и еще 5-6 миллионов рассматривали такую возможность. При опросе экспертов - представителей аппарата государственного управления, науки и бизнеса, проведенном в 1991 году Центром демографии и экологии человека, половина экспертов заявила, что в ближайшие 5 лет можно ожидать выезда из страны от 2 до 4 миллионов, а еще 30% оценили возможные масштабы выезда в 4-5 миллионов человек. Западные эксперты также были встревожены угрозой массовой эмиграции из новых независимых государств, в том числе и из России. Их оценки возможной эмиграции из бывшего СССР порой доходили до 20 миллионов человек. Впрочем, многим специалистам и тогда было ясно, что опасность "девятого вала" эмиграции с постсоветского пространства преувеличивается. "Опасность многомиллионной эмиграции из бывшего СССР маловероятна. Существуют достаточно серьезные лимитирующие факторы - как в стране (странах) эмиграции, так и в странах иммиграции, они несомненно окажут ограничивающее воздействие на формирование эмиграционных потоков". И в самом деле, вопреки ожиданиям, резкого увеличения эмиграции из России за пределы бывшего СССР не произошло. Начиная с 1990 года заявленная эмиграция держится примерно на одном уровне, колеблясь в пределах от максимума 114 тысяч человек в 1993 до минимума 78 тысяч в 2002 году. В 1999, по всей видимости, вследствие финансового кризиса августа 1998 года эмиграция заметно возросла - до 108 тысяч человек, но не вышла за границы обычных колебаний, а в 2002 году снова опустилась даже ниже уровня 1998 года. В целом за двенадцать лет - с 1990 по 2002 - из России выехало примерно 1,1 миллиона человек, но не 2, а тем более не 4 или 5 миллионов, о которых говорили некоторые эксперты в начале 90-х годов, прогнозируя масштабы эмиграции всего на пять лет вперед.[28] Но, конечно, и миллион эмигрантов - это немало, особенно если учесть общую демографическую ситуацию в стране, отрицательный естественный прирост населения и сокращение его численности. Кроме того, следует иметь в виду, что приведенные данные, возможно, неполные. Как следует из таблицы, сейчас существуют две разные официальные оценки числа выехавших - оценка Госкомстата России иоценка Министерства внутренних дел. До сих пор речь шла о несколько более высокой оценке МВД. Но и она не учитывают тех, кто выехал из страны, не получив официального разрешения на постоянное жительство, например, лиц, уехавших на учебу, в туристскую поездку, в служебную командировку и не вернувшихся, а такие, несомненно, есть. Таблица 4
И все же маловероятно, чтобы в условиях свободного выезда из страны число неучитываемых эмигрантов было бы слишком большим. Уточнения возможны, но порядок величин, видимо, официальные показатели все же не искажают.
2.2.3. Основной состав российской эмиграцииВ эмиграцию постепенно вовлекаются все жители России. Если в 1992 году резко преобладали Москва и Санкт-Петербург, давшие около 40% эмигрантов, то в 1997 году их доля упала до 18%, в 1998 - до 12,2%, в 1999 - до 10,6%. Снижается доля москвичей и петербуржцев и в потоке, направленном в США: в 1995 г. они составляли половину, в 1996 году - 44%, в 1997 - 39%, в 2000 - 29%, в 2002 – только 9,4%. Соотношение мужчин и женщин среди эмигрантов более уравновешено, чем во всем населении России (в 2002 году доля женщин среди эмигрантов - 51,6%, в населении - 53,1%). Возрастная структура эмигрантов, по сравнению с населением России, сдвинута в сторону более молодых возрастов - в основном за счет большей доли трудоспособной возрастной группы (64,3% среди эмигрантов и 58,5% в населении, 2002) и в полтора раза меньшей пенсионной группы (13,3% и 20,8%), тогда как доля детской группы (0-15 лет) отличается мало (22,4% и 20,7%). Эмиграция из России носит явные черты утечки умов. Каждый пятый эмигрант имел высшее образование, в том числе среди выбывших в Израиль - 30%, в США - более 40% (в населении страны - 13,3%). Становятся эмигрантами многие студенты и стажеры, обучающиеся на Западе. Только 13% всех россиян имеют высшее и незаконченное высшее образование, среди эмигрантов оно было более чем у 20%. Эта диспропорция еще больше увеличивается при рассмотрении образовательных характеристик эмигрантов в отдельные страны. Среди российских граждан, выехавших в Австралию, высшее и незаконченное высшее образование было у 60%, в Канаду - у 59%, в США - у 48% и в Израиль - у 32,5%. В общем количестве выехавших в Германию и Израиль 79,3% составляли лица, занятые в науке и народном образовании. При этом у 40,5% иммигрантов, прибывших в Израиль из бывшего СССР, общий срок обучения составляет 13 лет и более (аналогичный образовательный уровень имеют только 24,2% местных жителей). Известно также, что на 1 января 1996 г. в Израиль из России и других государств - наследников Советского Союза эмигрировали 110 тысяч ученых, не считая инженеров. Все это позволяет утверждать, что некоторая (и, видимо, немалая) доля безвозвратной миграции может быть квалифицирована как типичная "утечка умов". Определение масштабов интеллектуальной эмиграции, основывающееся только на данных УВИР МВД…, дает картину весьма и весьма усеченную. Дело в том, что выезд с формулировкой "на постоянное место жительство" ни в коей мере не может считаться преобладающим. Обследование 16 научно-исследовательских институтов РАН, проведенное в середине 90-х годов, обнаружило, что куда более распространен выезд ученых по временным контрактам. Так, из Института химической физики им. Н. Н. Семенова за два года по контрактам уехало 172 научных работника, на постоянное место жительства - ни одного, из Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе - соответственно 83 и 15 человек. Люди, уже принадлежащие к научной элите, равно как и молодые исследователи, собирающиеся повышать уровень своей научной квалификации, уезжают, в том числе и безвозвратно, в основном с временными контрактами на руках. Суммарный выезд по таким контрактам на стажировку и на учебу превышает выезд на постоянное место жительства в 3-5 раз. Если постоянно проживающая за границей российская научная диаспора насчитывает около 30 тысяч человек, то число "контрактников" в четыре раза выше - не менее 120 тысяч. [17] Особая проблема - отток за границу высококвалифицированных специалистов из сферы НИОКР военно-промышленного комплекса, из закрытых городов… Точные данные по этому контингенту отсутствуют, по предварительным оценкам же с начала 90-х годов по всему миру разъехалось около 70 тысяч сотрудников наших оборонных институтов и предприятий* По данным ЮНЕСКО, на середину 90-х годов примерная совокупная численность россиян, обучающихся в зарубежных университетах, составляла около 13 тысяч человек. Около 40% из них обучались в США, еще 40% - в Германии, Франции и Великобритании. Число студентов-россиян в США все время растет: в 1997/1998 учебном году их было 1582, в 1999/2000 - 5589, в 2000/2001 – 6900. [15] 2.2.4 Этнический характер эмиграцииОснову «четвертой эмиграции» с самого начала составляли несколько этнических меньшинств, и эта ее особенность сохраняется до сих пор, но постепенно роль этих меньшинств падает и этническая структура эмиграции нормализуется. В 1993-1995 годах более половины потока составляли немцы и 13-15% - евреи. К 1999 году доля немцев упала до одной трети, так что вместе с евреями они теперь составляют менее половины эмигрантов. Эмиграция русских, напротив, растет: по сравнению с 1993 годом она увеличилась в полтора раза – с 21,3 до 34,5 тысячи человек (по данным Госкомстата). В 1993 году эмигрантов-русских было в 3 раза меньше, чем общее количество немцев и евреев, в 1997 году выезд русских сравнялся с выездом немцев, а затем и превзошел его. В 1999-2000 годах русские составили более 40% эмиграции, заметно превзойдя немцев и многократно – евреев, в том числе в 2 раза – в израильском потоке. Таблица 5 2.2.5. Основные направления российскои эмиграцииПо данным Госкомстата, которые несколько ниже данных МВД, за все время с момента всплеска эмиграции, начавшегося в 1987 году, более половины уехавших отправились в Германию, свыше четверти – в Израиль, немногим более 10% в США, три с лишним процента – в Грецию, Канаду и Финляндию и еще три процента – во все остальные страны см. таб.6. Таблица 6 Распределение эмигрировавших из России за пределы бывшего СССР по странам назначения, 1991-2002, (по данным Госкомстата)
Таблица 7 Распределение эмигрировавших из России за пределы бывшего СССР по странам назначения, 1994-2002, в тыс.чел. (по данным МВД) На направление эмиграции накладывает отпечаток ослабление ее этнического характера и повышение доли русских в потоке. География эмиграции русских очень широка, они осваивают буквально весь мир: в 2002 году 52% русских направились в Германию, 21,8% - в Израиль, 12% - в США, 2,6% - в Канаду, 2,1% - в Финляндию и т.д. Новость последних лет - сокращение выезда русских в США. В 1998 году 4418 русских получили разрешение на выезд в США, в 2000 – 3490, в 2002 - 3118. 2.2.6 Эмиграция россиян в дальнее заруб по российским даннымПри изучении истории российской международной миграции исследователи часто опираются на зарубежные статистические источники. Так, на их основе были выполнены оценки объемов эмиграционного потока из Российской империи в Северную Америку, белой эмиграции в период гражданской войны и революции, эмиграции советских граждан на Запад после Второй мировой войны. Зарубежные источники иногда оказываются не менее, а порой даже более значимыми по сравнению с национальными. Видимо, не следует пренебрегать ими и при изучении нынешней эмиграции россиян. Официальные статистические данные тех государств, куда въезжают эмигранты из России, несомненно, могут пополнить наши знания о далеко не всегда прозрачном, нелегко поддающемся учету процессе эмиграции. С конца 1980-х годов, после открытия государственных границ СССР, миграционные связи бывших союзных республик с другими государствами заметно расширились. В частности, число эмигрантов из России в 1990 году более чем в 36 раз превысило число эмигрантов за 1986 год. В последующие годы эмиграционный поток из страны стабилизировался на уровне 100± 15 тысяч человек. Всего за 1989-2002 годы, по российским данным, из страны в дальнее зарубежье выехало на постоянное место жительства 1046 тысяч человек В "Демографическом ежегоднике России" и других официальных изданиях сведения о миграции между Российской Федерацией и странами вне СНГ и Балтии приводятся по данным МВД России. Число эмигрантов, или выбывших за пределы России, определяется как число лиц (включая постоянно проживающих на территории России иностранцев и лиц без гражданства), получивших разрешение на выезд из страны для постоянного проживания за рубежом. В опубликованных материалах за 1987-2002 годы из числа получивших разрешение на выезд исключаются те, кто впоследствии отказался от выезда.[44] Следует также учитывать, что российское определение международной миграции охватывает только ту часть долговременных международных перемещений, которая связана с переменой постоянного места жительства. Проще говоря, в число эмигрантов или иммигрантов попадают те, кто заявляет, что навсегда уезжает из России или приезжает в Россию. Российский гражданин, который выезжает по контракту работать или учиться в страны дальнего зарубежья сроком более 1 года, как правило, в число эмигрантов, зафиксированных российской статистикой, не попадает. Помимо данных МВД существуют также оценки эмиграции, выполненные Госкомстатом Российской Федерации. Они основаны на данных о снятии эмигрантов с учета по месту жительства. Оценки величины эмиграционного оттока Госкомстата оказываются меньше оценок МВД (в отдельные годы - почти на 25%). 2.2.7. Эмиграция россиян в дальнее зарубежье по данным принимающих странСогласно российским данным, в конце 1990-х годов почти 97% эмиграционного оттока из России направлялось в 5 стран: Германию Израиль, Канаду, США и Финляндию. Привлекая данные текущего учета международной миграции этих стран, сравнивая их с российскими данными, можно попытаться скорректировать оценку числа тех эмигрантов из Российской Федерации, которые отправились за рубеж на постоянное место жительства (ПМЖ) или, как минимум, на длительный срок. Ясно, что эмигранты из России в других странах рассматриваются как иммигранты. В Германии, Канаде, США и Финляндии регистрация иммигрантов именно из Российской Федерации началась сразу после распада СССР - в 1992 году. В израильских статистических публикациях распределение иммигрантов из СССР по бывшим союзным республикам начинается с 1990 года. В иммиграционной статистике Германии, Израиля, Канады, США, Финляндии и других стран Запада выделяется группа иммигрантов из бывшего СССР, которые в качестве своего последнего места жительства или места рождения указывают СССР, а не какую-нибудь бывшую союзную республику. Доля таких нераспределенных мигрантов была особенно значимой в первой половине 1990-х годов, а затем, по мере улучшения качества учета и изменения состава мигрантов, постепенно уменьшалась. Так, в канадских данных за 1992 год доля не распределенных по союзным республикам иммигрантов составляла 82% от общего числа иммигрантов из СССР, а в 1998 году - всего 12%. Это обстоятельство побуждает при сравнительном анализе статистических данных использовать не только явные оценки российской иммиграции из национальных статистических публикаций, но и скорректированные оценки с учетом нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР . Как явные, так и скорректированные зарубежные оценки числа иммигрантов из России в соответствующие страны приведены Сопоставление российских оценок эмиграции на постоянное место жительства в Германию, Израиль, Канаду, США и Финляндию с оценками иммиграционных потоков в эти государства из России, выполненными статистическими службами этих государств. Это сопоставление позволяет предположить, что эмиграционный отток из России был выше зарегистрированного в России как минимум в 1,2 раза. Наиболее сильно российские данные расходятся с канадскими и финскими. Конечно, нельзя считать безупречными и зарубежные оценки. Но однотипный характер отклонений этих оценок от российских во всех странах - их оценки всегда выше, чем российские, - довольно ндежно свидетельствует о том, что эмиграционный отток в России недооценивается. Причины такого недоучета требуют детального изучения. Без этого в стране нельзя наладить систему надежной регистрации иммиграции и эмиграции. Главная из этих причин, на наш взгляд, кроется в том, что сегодня значимость такого источника данных, как учет разрешений на выезд, уменьшилась. Человек, собравшийся уехать в другую страну на несколько лет или даже на постоянное место жительства, может вполне обойтись и без такого разрешения. Многим оно просто не нужно: это позволяет сохранить в России жилье, часто - место работы или учебы и в конечном итоге обезопасить себя от возможных рисков, связанных с иммиграцией.
2.2.8. Российская иммиграция в Германии
Тема иммиграции является для Германии одной из самых животрепещущих, поскольку, согласно немецкой статистике, на 1 января 2002 в стране находилось 7,3 миллиона иностранцев. Почти каждый 11-й житель Германии - иностранец. Правительство Германии проводит активную миграционную политику и одновременно разрабатывает эффективные программы, направленные на экономическую и культурную адаптацию иммигрантов и особенно их детей. Определения международных мигрантов в Германии отличаются от тех, которые рекомендует ООН. Иностранные граждане считаются иммигрантами, если они получили разрешение на жительство и собираются остаться в Германии по крайней мере на 3 месяца и более. Другую категорию иммигрантов представляют граждане Германии и лица немецкого происхождения (Aussiedler), которые возвращаются на свою историческую родину и практически автоматически становятся гражданами Германии. Следует отметить, что разработка данных по большинству социально-демографических характеристик иммигрантов ведется только по Aussiedler. К эмигрантам относятся все выбывшие из Германии независимо от их гражданства сроком на 3 месяца и более. Таким образом, сравнивать немецкие и российские данные можно, основываясь на некоторых существенных допущениях. Немецкая статистика включает в свои оценки иммиграционных потоков как краткосрочные, так и долгосрочные перемещения. Из-за этого, в частности, различия между российскими и немецкими данными достигают существенных величин При этом иммиграцию лиц немецкого происхождения в Германии рассматривают как долгосрочную миграцию. Если с этой точкой зрения согласиться, то в этом пункте российские данные становятся сопоставимыми с немецкими оценками. Можно также предположить, что сальдо миграции отражает величину долговременной миграции в Германию, поскольку те, кто приехал на короткий срок - менее одного года, - должны были вернуться в Россию. Иммиграция из Российской Федерации и бывшего СССР играет значительную роль в жизни современной Германии. Согласно немецким данным, в Германию за 1990-2001 годы из бывших союзных республик прибыло более 2,2 миллиона человек, что составило 21,5% от всего числа прибывших в страну за указанный период. Более 1,5 миллиона иммигрантов составили лица немецкого происхождения, 675 тысяч - иностранцы. Иммигранты из бывшего СССР прибывают в основном из Казахстана и Российской Федерации. На них приходится 42,6% и 36,6% соответственно от всех прибывших в Германию из бывших союзных республик, 53,4% и 36,9% прибывших Aussiedler, 21,7% и 36,1% иммигрантов-иностранцев. Непосредственно из России в Германию за период с 1992 по 2002 год прибыло от 590 тысяч (по опубликованным оценкам) до 674 тысяч человек (с учетом "иммигрантов из бывшего СССР"). Из них лица немецкого происхождения составляли от 392 до 458 тысяч, иностранцы (в первую очередь российские граждане) - от 198 до 218 тысяч человек. Максимальный приток иммигрантов из России - более 100 тысяч человек - наблюдался в 1994 и 1995 годах [19] Согласно российским данным, за 1992-2002 годы в Германию эмигрировало 450,5 тыс. человек. Пик эмиграционного оттока пришелся на 1995 год. В этот год иммиграционный приток в Германию лиц немецкого происхождения достиг максимальной величины, как по российским, так и по немецким данным. Согласно российским данным, с 1993 по 1999год из страны выбыло 243 тысячи немцев, что составило примерно половину всего эмиграционного оттока в Германию. По немецким данным, эта величина составляла как минимум 331,8 тысячи человек, или 65% от общей численности иммигрантов. По немецким источникам, обратный эмиграционный отток в Россию составлял в указанный период от 90 до 98 тысяч человек, причем из них порядка 16-18 тысяч составляли немцы. Следовательно, сальдо миграционного обмена между Германией и Россией, вероятно, находилось в интервале 500-570 тысяч человек в пользу Германии. Эту величину примем за оценку долговременной иммиграции из России в Германию. При такой гипотезе число долгосрочных иммигрантов по немецким оценкам в 1,1-1,25 раза превышало число эмигрантов из России в Германию по российским данным. Сравнение же всех иммигрантов из России, зафиксированных немецкой статистикой, с российскими оценками по эмиграции в Германию обнаруживает большее расхождение между данными [25] 2.2.9. Особая роль России для Израиля В Израиле иммиграция рассматривается не просто как жизненно важный с точки зрения экономического и демографического развития процесс, но и как один из ключевых элементов государственной идеологии. Поэтому не приходится удивляться тому, что иммиграционный поток в страну подлежит тщательному статистическому наблюдению. С целью содействия ускоренной и безболезненной адаптации иммигрантов в Израиле создано Министерство абсорбции иммигрантов. Контроль над иммиграционными процессами опирается на разработанную законодательную базу, основу которой составляют Закон о возвращении или Закон о въезде в страну. Определение международного мигранта в национальной статистике Израиля отличается от того, которое рекомендует ООН. Граждане других государств, приезжающие или уезжающие из Израиля, при пересечении границы заполняют специальные формы в соответствии с выданным им типом визы: иммиграционная, туристическая, на временное проживание и др. Сведения о лицах с иммиграционной визой затем передаются в регистр населения. Согласно определению, иммигрантом в Израиле считается гражданин другого государства, который въезжает в Израиль с целью постоянного проживания в соответствии с положениями Закона о возвращении или Закона о въезде в страну. Кроме того, в статистике международной миграции Израиля выделяется такая специфическая категория, как "потенциальные иммигранты". Согласно циркуляру Министерства внутренних дел, с 1991 года к этой категории относятся лица, которые прибыли в страну по иммиграционной визе или сертификату в соответствии с Законом о возвращении с намерением остаться в Израиле сроком до 3 лет с целью выяснения условий для поселения в качестве иммигрантов. Потенциальные иммигранты включаются в общее итоговое число иммигрантов за год. В целом в Израиле налажен надежный учет иммигрантов с их различными социально-демографическими характеристиками. Международная миграция граждан Израиля определяется иначе, чем иностранцев. В категорию "выехавшие израильтяне" попадают те граждане Израиля, которые собираются пробыть за границей 365 дней и более, но до отъезда пробыли в Израиле как минимум 90 дней. К категории "возвращающиеся граждане Израиля" относятся те, кто прожил за рубежом 365 дней и более и намеревается остаться в Израиле как минимум на 90 дней. За период с 1919 по 1989 год в Израиль прибыло 270 тысяч иммигрантов, рожденных на территории бывшего СССР, или примерно 12% от общего числа иммигрантов за этот период. С 1990 по 2002 год Израиль принял более 870 тысяч уроженцев бывших союзных республик. Эта величина составила 26% от общего числа в 3333 тысячи зарегистрированных иммигрантов, прибывших в Израиль с 1919 по 2000 год. Распределение мигрантов по республикам бывшего Союза как предыдущему месту проживания в израильской статистике приводится с 1990 года. За период с 1990 по 2000 год большая часть иммигрантов прибыла из Украины (более 225 тысяч), Российской Федерации (более 220 тысяч), Узбекистана (около 70 тысяч) и Белоруссии (более 61 тысячи). Определения эмигрантов в России и иммигрантов в Израиле в целом идентичны, поскольку главный критерий их определения - выезд из страны и въезд в страну с целью постоянного проживания - совпадает. В общем, за 1990-2000 годы между российскими данными по эмиграции в Израиль и израильскими данными по иммиграции из России соблюдается баланс. По российским данным, в Израиль выбыло чуть более 203 тысяч человек, по израильским - из России прибыло порядка 215 тысяч человек. Однако в отдельные годы наблюдаются достаточно существенные различия. Так, в 1990 году, согласно данным МВД СССР, разрешение на выезд в Израиль получила 61 тысяча жителей РСФСР. По израильской статистике, в страну прибыло чуть более 45 тысяч человек из Российской Федерации (с учетом потенциальных иммигрантов). Вероятно, не все из тех, кто получил разрешение на выезд из России, воспользовались им, а часть выехавших отправилась не в Израиль, а в другую страну. В последующие годы различия между статистическими оценками двух стран сократились, но при этом наблюдалось устойчивое превышение израильскими оценками российских (табл. 3). В 1995-1997 годах разница между ними составила примерно 10%. Со всей степенью осторожности можно предположить, что вероятный поток иммигрантов из России в Израиль в 1,1 раза больше эмиграционного оттока, отмеченного в российских статистических справочниках. 2.2.10. Российская иммиграция в Канаде
В Канаде, как и в США, иммиграционные процессы играли и продолжают играть одну из ключевых ролей в формировании населения страны. Страна имеет давние традиции учета иммиграционных процессов и контроля над ними. В современной Канаде законодательную базу, регулирующую международные миграционные перемещения, определение основных категорий мигрантов составляют Иммиграционный акт 1976 года и Иммиграционные правила 1978. Контроль над миграционными процессами осуществляет Департамент гражданства и иммиграции. Согласно принятому в Канаде определению, к иммигрантам относятся люди, которые переселяются в страну с целью постоянного проживания (landing). Это определение соответствует определению эмигрантов, принятому в России. Именно на иммигрантах будет сосредоточено далее наше внимание. В канадской статистике разрабатывается информация и по другим видам международных перемещений. Так, к долговременным визитерам (long-term visitors) относятся те люди, которые прибыли в Канаду на срок более чем один год. Соответственно, в число кратковременных визитеров (short-term visitors) попадают те, кто прибыл в страну на срок менее чем один год. Важное место в статистике Канады занимает временное иностранное население. К нему относят тех, кто прибыл в страну кленового листа с разрешением работать или учиться, беженцев и некоторые другие категории лиц, прибывших из-за рубежа. На 1 июня 1999 года временное иностранное население Канады составляло 271 тысячу человек, из которых 77 тысяч были иностранные рабочие, 87 тысяч - иностранные студенты. В 1990-х годах для Канады иммиграция из России не имела столь существенного значения, как для Израиля, Германии, Финляндии и даже США. В 1992 году доля выходцев из бывшего СССР составила только 1,3% из 250-тысячного иммиграционного потока в страну. Около 40% иммигрантов прибыли в тот год из Гонконга, Китая, Филиппин и Индии. Однако к 1998 году доля выходцев из СССР увеличилась и составила уже 6,3%. В конце 1998 года Россия заняла десятое место среди других государств по числу иммигрантов, обогнав давнего миграционного партера Канады - Великобританию. Оценить объем иммигрантов из России за период с 1992 по 2003 год можно только приблизительно, поскольку доля иммигрантов, не распределенных по бывшим союзным республикам как предыдущему месту проживания, составляла в 1992 и 1993 годах соответственно 82% и 38% от общего числа иммигрантов из СССР. В последующие годы эта величина колебалась между 6% и 18%. С учетом этих цифр можно предположить, что вероятная оценка числа иммигрантов из России находится в интервале от 14,5 до 17,5 тысячи человек. Согласно российским данным, в Канаду за тот же временной период отправилось 6,3 тысячи человек. Таким образом, различия между канадскими и российскими данными весьма существенны, за отдельные годы. В среднем во второй половине 1990-х годов канадские оценки превышали российские в 2,6-3 раза.[34] 2.2.11. Пик эмиграции в США
Для многих людей во всем мире понятия "богатство" и "иммиграция" ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. С 1820 года - года начала непрерывной регистрации иммигрантов - по 1998 год в США въехало 64,6 миллиона человек. Данные по иммиграции разрабатывает Служба иммиграции и натурализации Соединенных Штатов, которая является подразделением Министерства юстиции. Основу иммиграционной статистики составляет информация по въездным визам и формам изменений в иммиграционном статусе. К иммигрантам в США относятся люди, которые получили на законных основаниях разрешение на постоянное проживание в США. В основном подобное разрешение получают в других странах мира. Однако с 1989 года его можно получить и в США, сменив статус неиммигранта (non-immigrant), временно находящегося на территории США, на статус постоянного жителя страны. Последняя категория лиц также включается в статистику иммиграции. Кроме того, согласно акту о беженцах 1980 года, беженцы, которые прожили в стране более 1 года, также могут получить статус постоянного жителя. По данным статистики, в 1992-1998 годах числа вновь прибывших иммигрантов и иммигрантов, получивших этот статус в самих США, были примерно равны. В 1989-1991 годах это соотношение было резко нарушено в пользу сменивших статус, так как в эти годы легализовали свое положение в США более 2,6 миллиона нелегальных иммигрантов и сельскохозяйственных рабочих по Акту о реформе и контроле 1986 года. В формировании населения США иммигранты - выходцы из Российской империи - играли заметную роль на рубеже 19-20 веков. С 1891 по 1920 год в США из России прибыло 3 миллиона человек. После периода длительного затишья, обозначившегося в конце 1920-х годов, иммиграционный поток из бывшего СССР начал медленно оживать в 1970-х годах. Иммиграция в США заметно увеличилась вслед за открытием границ и распадом СССР. Более того, в середине 1990-х годов по ежегодному числу иммигрантов бывшие союзные республики занимали второе место после Мексики. Всего в США за период с 1990 по 2002 год насчитывалось более 450 тысяч иммигрантов из бывшего СССР, что составляет 5% от общего числа зарегистрированных иммигрантов в США за этот период. В американских статистических изданиях, содержащих информацию по иммиграции, самой распространенной характеристикой происхождения иммигранта является не страна предыдущего места жительства, а место его рождения. Сравнивая эти данные для СССР за 1991-2002 годы, можно увидеть, что число иммигрантов, родившихся в бывших союзных республиках, на 10% больше числа иммигрантов, прибывших с их территории. Таким образом, часть иммигрантов - уроженцев бывшего СССР - прибыла в США из других стран. Российская Федерация фигурирует в американских справочниках чаще как место рождения иммигрантов. За 1992-1998 годы в США получили статус иммигранта 98,7 тысячи человек, которые родились на территории Российской Федерации, а с учетом поправки на нераспределенных иммигрантов из бывшего СССР - порядка 110 тысяч. Максимальное число иммигрантов приходится на 1996 год (табл. 2). Вместе с тем следует заметить, что из тех уроженцев Российской Федерации, кто получил статус иммигранта после 1991 года, 53,5 тысячи человек прибыли в страну до момента приобретения этого статуса как беженцы. Сравнивать российские и американские данные - достаточно сложная задача. Во-первых, в американской статистике место происхождения иммигранта определяется чаще местом его рождения, а не страной его последнего места жительства. С учетом рекомендаций международных организаций и специфики российских данных для сравнения лучше использовать те оценки, где происхождение иммигрантов определяется по последнему месту жительства. Правда, следует заметить, что в конце 1990-х годов число иммигрантов, родившихся в Российской Федерации, было всего на 3% меньше числа иммигрантов, прибывших из Российской Федерации. Во-вторых, в статистике США оценки мигрантов приводятся не за календарный, а за фискальный год, который начинается 1 октября. В-третьих, заметная часть выходцев из России получила статус иммигранта, уже находясь в США в качестве беженца или неиммигранта (non-immigrant), причем большая часть из них прожила в США один-три года или приехала туда в том же фискальном году. Возможно, этим обстоятельством объясняются расхождения между российскими и американскими данными в пользу российских для 1992 и 1993 годов (табл. 3). В 1996 году доля вновь прибывших иммигрантов составила примерно 35% среди всех выходцев из России, получивших статус иммигранта, в 2000 году - 55%. В-четвертых, в отличие от американской Службы иммиграции и натурализации, российская статистика практически не дает информации о том, кто и как получает разрешение на выезд в США. Таким образом, при сравнении данных следует учитывать разницу между календарным и фискальным годом, а также то обстоятельство, что часть мигрантов получает статус иммигранта с временным лагом в 1-3 года. Сравнение данных показывает наличие существенных различий в годовой динамике иммигрантов между российскими и американскими оценками Число иммигрантов в США за 1996-2002 годы в 1,2-1,35 больше числа эмигрантов из России по российским данным. Эти оценки помогут определить вероятную величину недоучета в России эмиграции в США. Примерно такие же оценки можно получить, если сравнить ежегодные российские и американские данные за 1993-1998 годы. Вместе с тем, учитывая богатство американской статистики, эти выводы следует уточнить после ее детального изучения.[37] 2.2.12. Иммиграция из России в ФинляндиюФинляндия относится к разряду государств, в которых налажен идеальный, с современной точки зрения, учет населения. В стране функционирует регулярно обновляемый централизованный регистр населения, который может предоставить разнообразную и надежную информацию по миграционным перемещениям. Определение внешних мигрантов в Финляндии соответствует определению, предложенному ООН. К эмигрантам относятся граждане Финляндии и иностранцы, покидающие страну на срок более года. В число иммигрантов попадают граждане Финляндии, возвращающиеся в страну после пребывания за рубежом более 1 года, и иностранцы, приезжающие в страну на срок более 1 года. Миграционный обмен с бывшими союзными республиками, особенно с Российской Федерацией и Эстонией, играет заметную роль в функционировании миграционной системы Финляндии. В 1992 году из бывшего СССР прибыло более 50% от общей численности иммигрантов в Финляндию. К концу 1990-х годов эта доля снизилась до 30% главным образом за счет уменьшения иммиграционного притока из Эстонии. Более 20% всех иммигрантов приходится на Российскую Федерацию, и эта доля является достаточно устойчивой. Всего в Финляндию из России за период с 1992 по 2000год сроком более чем на 1 год, прибыло порядка 15 тысяч, а выбыло в Россию - около 1200 человек. Последняя цифра в десятки раз отличается о тех, которые предоставляет Госкомстат по иммиграции в Россию из Финляндии. Финские оценки числа иммигрантов из России также существенно отличаются от российских, согласно которым в Финляндию с 1992 по 2002 год выбыло 4457 человек. Таким образом, за 7 лет миграционной прирост населения Финляндии за счет России составил около 13800 человек. Любопытно, что если определять происхождение мигрантов не по стране последнего места жительства, а по их гражданству, то Финляндию прибыло около 16 тысяч российских граждан. Это значит, что часть российских граждан прибыла в Финляндию не из России. Следует также отметить, что если в начале 1990 года в Финляндии было зарегистрировано чуть более 4 тысяч граждан бывшего СССР, то в конце 2002 года численность только российских граждан равнялась 20,5 тысяч.[24] В какой-то степени различия между финскими и российскими оценками иммиграции объясняются различиями в определениях. Финское определение иммигрантов включает в себя не только тех, кто прибыл в страну на постоянное место жительства. В терминах долговременной миграции в России общее число эмигрантов в Финляндию (с поправкой на недоучет) примерно в 3 раза превышает величину зарегистрированного эмиграционного оттока. 2.2.13 В поисках разумной стратегииРеальные масштабы и перспективы современной эмиграции определяет не только внутренняя ситуация в СНГ, но и положение в тех странах и регионах, куда направляются потенциальные эмигранты. С начала 70-х годов европейские страны проводят все более ограничительную иммиграционную политику, а в ряде случаев даже поощряют возврат иммигрантов на родину, что не имеет, правда, успеха. Эти меры вызваны разными причинами, среди которых называют энергетический кризис и общий экономический спад, переструктурирование экономики, приток в состав рабочей силы более многочисленных когорт, родившихся в 50-е и 60-е годы, разрастание иностранцев, усиление межэтнической напряженности и подъем расистских настроений. В последние два десятилетия рост числа иностранцев в Западной Европе идет в основном не за счет целенаправленного привлечения рабочей силы из-за рубежа, как это было после войны, а в результате семейной миграции, отчасти нелегальной трудовой миграции, притока беженцев, а также относительно более высокой рождаемости иммигрантов. Если оставить в стороне особые случаи этнической эмиграции (евреи в Израиль, немцы в Германию), то в мировых миграционных потоках иммиграция из бывшего СССР занимает сейчас и может будущем лишь очень ограниченное место. Во всяком случае, Европе под влиянием событий в Восточной Европе и Советском Союзе антииммиграционные настроения усиливаются, хотя однозначное отношение к возможной массовой иммиграции из этих регионов пока не выработано. Заметная сдержанность по отношению к потенциальной иммиграции из бывшего СССР наблюдается и в США. Многомиллионная эмиграция из бывшего СССР действительно маловероятна существуют достаточно серьезные лимитирующие факторы. Вместе с тем новые политические и экономические реальности могут действовать и в противоположном направлении. Сейчас не вполне ясно, например, как повлияют на миграционные процессы независимость республик, их превращение в суверенные государства. По крайней мере для некоторых из них эйфория независимости, подъем национальных чувств могут послужить противовесом действию выталкивающих экономических факторов. Прибалтийские государства, имеющие значительную зарубежную диаспору, возможно, даже будут стремиться к возвращению части соотечественников на родину. Однако в крупных республиках в России, вероятно, и на Украине новая государственно-политическая ситуация едва ли сможет уменьшить эмиграционные потоки. Какой представляется общая стратегическая линия как стран въезда, так и стран выезда в подобных, пока довольно неопределенных условиях? У нас давняя идеологическая традиция неблагожелательного отношения к эмиграции. Хотя сейчас в общественных настроениях происходит перелом и выезд за рубеж начинает восприниматься более спокойно, определенная настороженность общественного мнения сохраняется. В то же время плохо осознаются и привлекают мало внимания проблемы, с которыми столкнутся не государства (Россия и другие), а сами эмигранты, если их выезд примет сколько-нибудь массовые масштабы. Такой выезд предполагает, помимо определенной степени психологической готовности (а она не особенно высока, соответствующих традиций не было), также и довольно развитую и сложную инфраструктуру. Уже сейчас он наталкивается на большие трудности чисто технического характера: железнодорожный и авиационный транспорт, визовые, пограничные и таможенные службы не справляются с растущими потоками выезжающих за рубеж. Но существует еще социальная инфраструктура. Нужны более или менее сложившаяся сеть эмиграционных связей, система капилляров, облегчающих движение из привычной в непривычную социальную среду. Такая система складывается постепенно, по мере самоорганизации иммигрантов, создания землячеств, иммигрантских общин и т. д. Пока это есть только у «третьей эмиграции». Для «четвертой» же, по крайней мере в ближайшие годы, будет характерно возникновение сил самоторможения. Проявления этих сил могут оказаться весьма болезненными, драматичными для многих, что неизбежно ограничит эмиграционные потоки. Предвидение подобных трудностей уже сейчас заставляет общество (российское, украинское и т.п.) приступить к выработке новой стратегии в отношении эмиграции. Все лучше осознается, что надо не препятствовать ей с помощью всякого рода запретительных мер, а искать способы превращения неорганизованной, «дикой» эмиграции на свой страх и риск, к которой сейчас склонны многие бывшие советские граждане, не рассчитывающие на помощь государства в столь неблаговидном (с точки зрения идеологии недавнего прошлого) деле, в организованную, цивилизованную. Новая стратегия в странах выезда должна бы способствовать постепенному превращению «кризисной» эмиграции рабочей силы, которой сейчас все так опасаются, в «нормальную», по возможности временную, устранению всех помех для выезда и въезда, формированию устойчивых потоков прямой и возвратной миграции. Один из элементов такой стратегии — межправительственные соглашения между странами эмиграции и иммиграции (здесь, однако, важна встречная стратегия последних, которая пока также не выработана). Важно видеть и подводные камни, с которыми может столкнуться массовая эмиграция, политические последствия, в том числемеждународные, которые она может породить. Уже сейчас в Европе ощущается беспокойство не только официальных властей, но и представителей иммигрантов из стран Африки и Азии, которые опасаются дискриминации в конкуренции с более подготовленными и более близкими покультуре западным европейцам русскими и другими «европейцами» избывшего СССР. Наши эмигранты могут столкнуться с враждебным отношением и оказаться в еще более сложном положении, чем у себя дома. В случае серьезных эксцессов на этой почве может возникнуть определенная межгосударственная напряженность между странами эмиграции, защищающими права своих граждан за границей, и странамииммиграции, не обеспечивающими в полной мере соблюдение этих прав. Не закроешь глаза и на другие аспекты новой эмиграции. Достаточно напомнить реакцию арабских соседей Израиля на массовый приток в эту страну наших эмигрантов и их расселение на территориях, которые арабы не считают израильскими. Другой пример —обеспокоенность западных стран по поводу возможной эмиграции в такие страны, как Ирак или Ливия, советских специалистов, владеющих атомными или другими военно-промышленными секретами. Все это говорит не только о сложности проблем, порождаемых возможной крупномасштабной эмиграцией из бывшего СССР, но и об особой геополитической важности их решения. Недостаточно рассматривать сам феномен такой эмиграции лишь как «экономический» или «этнический». Это также (а может быть, в первую очередь) и необходимый, важнейший шаг на пути превращения одного из самых больших на Земле индустриальных обществ из закрытого в открытое. 3 Анализ демографического развития России в 1992-2003 гг3.1. Демографический анализСогласно расчетам Госкомстата, численность наличного населения России на начало 2001 года составила 145184,8 тысячи человек и сократилась за 2000 год на - 740,1 тысячи. Таким образом, в 2001 году убыль населения России несколько сократилась, что произошло за счет увеличения на 59 тысяч человек миграционного прироста, при этом естественный прирост уменьшился, но только на 30,7 тысячи. Таблица. 9 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Годы |
Население на начало года |
Общий прирост |
Среднегодовые темпы прироста, промилле |
Естественный прирост |
Миграционный прирост |
Население на конец года |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1992 |
148040,7 |
502 |
3,4 |
338 |
164 |
148542,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1993 |
148542,7 |
161,6 |
1,1 |
110 |
51,6 |
148704,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1994 |
148704,3 |
-30,9 |
-0,2 |
-207 |
176,1 |
148673,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1995 |
148673,4 |
-307,6 |
-2,1 |
-737,7 |
430,1 |
148365,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1996 |
148365,8 |
-59,7 |
-0,4 |
-869,7 |
810 |
148306,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1997 |
148306,1 |
-329,7 |
-2,2 |
-831,9 |
502,2 |
147976,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1998 |
147976,4 |
-474 |
-3,2 |
-817,6 |
343,6 |
147502,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1999 |
147502,4 |
-397,8 |
-2,7 |
-750,4 |
352,6 |
147104,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2000 |
147104,6 |
-411,3 |
-2,8 |
-696,5 |
285,2 |
146693,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2001 |
146693,3 |
-768,4 |
-5,3 |
-923 |
154,6 |
145924,9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2002 |
145924,9 |
-740,1 |
-5,1 |
-953,7 |
213,6 |
145184,8 |
Население страны начало убывать в 1992 г. За 9 лет с 1992 до 2002 г. – оно сократилось на 3519,5 тыс. человек, в том числе за 2002 год – на 740,1 тыс. человек. В силу своей внутренней обусловленности, тенденция сокращения населения достаточно устойчива.
Возрастная структура населения играет активную роль в демографических процессах.
Возрастная структура накапливает в себе и хранит запас демографической инерции, потенциал роста населения, в силу которого движение населения продолжается долгое время после того, как движущей силы этого движения уже иссякли или изменили свое направление на противоположное. Поэтому влияние возрастной структуры всегда учитывается при анализе динамики демографических процессов.
На протяжении ХХ в. население России сокращается уже в четвертый раз. Но в отличие от первых трех периодов - Первой мировой и Гражданской войны, голода и репрессий 30-х годов, Второй мировой войны, - когда убыль населения была обусловлена недемографическими факторами, в 90-е годы она предопределена самим ходом демографического развития. Она предсказывалась демографами на конец уходящего столетия. Общесистемный кризис, развернувшийся в переходный период, только ускорил и усугубил реализацию давних прогнозов. Хотя убыль населения пока не так велика и катастрофична, как в предыдущие три периода, эта тенденция, в силу своей внутренней обусловленности, устойчива и, вероятнее всего, сохранится в ближайшей перспективе.
Общей тенденцией изменения возрастной структуры населения всех стран по мере снижения рождаемости и роста средней продолжительности жизни является неуклонный рост в возрастной структуре доли населения старших возрастов. Этот процесс называется демографическим старением населения.
Сокращение численности населения произошло в основном из-за естественной убыли, т.е. превышения числа смертей над числом рождений (около 7 млн. человек за 1992-2000 гг.), а также из-за эмиграции в "дальнее зарубежье" (порядка 850 тыс. человек). Однако фактическое сокращение население было почти в три раза меньше из-за довольно значительного миграционного притока населения из стран СНГ и Балтии.
Естественная убыль населения России обусловлена тем режимом воспроизводства населения с низкими уровнями смертности и рождаемости, который сложился в России к 60-м годам и который еще раньше стал характерным для большинства развитых стран. В течение некоторого времени естественный прирост еще оставался относительно высоким - в основном из-за благоприятной возрастной структуры населения, в которой был "накоплен" некоторый потенциал демографического роста. Но по мере исчерпания этого потенциала естественный прирост начал снижаться
Все же вплоть до 90-х годов он был определяющим компонентом роста населения России. Долгое время он даже сочетался с миграционным оттоком из России, с избытком перекрывая эту убыль. Начиная с 1975 г. рост населения шел уже как за счет естественного роста, так и за счет миграционного притока из союзных республик, который, как правило, не превышал 1/4 общего прироста. Но затем роль миграционного компонента резко изменилась - сначала просто увеличился его вклад в рост населения, а с 1992 г., когда началась естественная убыль населения, миграция осталась единственным источником роста численности населения. Однако даже увеличившиеся после распада СССР объемы чистой миграции не могли перекрыть естественную убыль россиян, в последние же годы чистая миграция также сокращается.[42]
Рассмотрим графически, насколько миграционный прирост населения компенсирует естественную убыль с 1992 года:
Таблица 10.
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
Мигр.
прирост,%
от ест. убыли
85,1
58,3
93,1
60,4
42,0
47,0
40,9
16,7
22,4
Миграционный прирост населения страны в январе-августе 2002г. лишь на 5,1% компенсировал естественную убыль. (В 2000г. естественная убыль населения была на 21,6% компенсирована возросшим миграционным приростом населения страны, в 1999г. - на 16,7%). Это самый низкий показатель за весь период сокращения численности населения с 1992г. по 2001 год. Такое соотношение, несмотря на уменьшение естественной убыли, стало результатом значительного (в сравнении с январем-августом 2000г.) сокращения миграционного прироста.
С 1992 г. уровень смертности в России превысил рождаемость, и началась депопуляция, т. е. уменьшение численности коренного населения. Ее возникновение произошло скачкообразно, по эпидемическому типу .
Естественная убыль населения была наибольшей в 1994 г., далее в целом ее уровень был достаточно стабилен - 0,5-0,6% в год до 1999 г. Колебания миграционного прироста были более значительными, они и обусловили колебания общей убыли населения. В 1999 г. общество отреагировало на августовский финансовый кризис резким взлетом смертности.
Динамика демографических показателей в России (на 1000 человек):
Табл. 11.
Год
Рождаемость
Смертность
Естест. прирост
Суммарная рождаемость
1994
11,4
12,2
-0,8
1,5
1995
9,2
14,5
-5,3
1,4
1996
9,5
15,7
-6,2
1,4
1997
9,3
15,0
-5,7
1,3
1998
8,9
14,2
-5,3
1,3
1999
8,6
13,8
-5,2
1,2
2000
8,8
13,6
-4,8
1,2
2001
8,5
14,7
-6,2
1,2
2002
8,8
15,4
-6,6
1,2
Максимальная скорость спада рождаемости пришлась на 1987 – 1993 гг. За это время число ежегодно появляющихся на свет новых жителей уменьшился почти вдвое. Если в 1986 г. их было 17,2 на 1000 населения, то в 1993 г. – 9,2, а в 2000 г. – 8,8 промилле (табл.5). В результате Россия потеряла неродившимися более 12 миллионов граждан. Спад детородной активности наблюдался у женщин всех репродуктивных возрастов.
Суммарный коэффициент рождаемости, т. е. число детей, приходящихся на одну женщину 15 – 49 лет, критически упал от 2,2 в 1986 – 1987 гг. до 1,2 в 2000 г.
Снижение рождаемости за шесть лет почти на 30% произошло по двум основным причинам: а) - в начале 90-х годов уменьшилась численность женщин в фертильном возрасте, которыми стали "дети детей войны"; б) - сегодня две трети семей отказывается иметь детей по материальным соображениям, откладывая их появление (и тем самым изменяя "тайминг" рождений) или вообще предпочитая бездетность. За 10 лет (1987-1997) абсолютное число рождений уменьшилось почти в два раза: с 2.5 до 1.26 млн в год.
Снижение рождаемости становится для России крайне опасным. Во-первых, исчерпан внутренний потенциал демографического воспроизводства. Ведь для замещения поколений родителей нужен уровень рождаемости, измеряемый суммарным коэффициентом рождаемости, равным по крайней мере 2.1, а сегодня он составляет лишь 1.26. Во-вторых, население и рабочая сила стареют, снижается здоровье людей, однодетная семья становится доминирующей.
Однако главный фактор естественной убыли - это непомерный рост смертности. За последние шесть лет общий коэффициент смертности повысился более чем на 20% (с 11.4% в 1991 г. до 14.2% в 2002 г.). Он стал самым высоким в Европе. Инерционные причины увеличения смертности весьма незначительны, и об этом свидетельствует динамика повозрастных коэффициентов смертности. Она показывает, что, вопреки естественным процессам, умирает сегодня больше молодых, чем старых. Так, за период с 1991 по 2002 г. общий коэффициент смертности не увеличивался для групп в возрасте до 15 лет; у престарелых его рост составил 1.1, а в трудоспособных возрастах достиг 1.4. Более того, у молодежи (20-25 лет) и в наиболее эффективных трудоспособных возрастах (45-49 лет) смертность увеличилась в 1.5 раза.
Эти сдвиги в значительной мере связаны с обострением "внешних причин" смертности (несчастные случаи, отравление, травмы, убийства и самоубийства). За последние 30 лет этот показатель вырос в 30 раз.
Таким образом, сегодня для смертности в России характерны следующие особенности:
· сверхсмертность мужчин. В 2002 г. продолжительность их жизни составила 59.6 лет (в 1994-м - 57.6 лет, в 1995-м - 58.3 года), что на 13.1 года меньше, чем у женщин, и на 3.9 года меньше, чем в 1991 г. В 1997-м - 60.8 года у мужчин, 72.9 года - у женщин.
· падение средней продолжительности жизни мужчин в возрасте 35 лет и старше: на селе она ниже, чем была 100 лет назад, в городе - ниже, чем 40 лет назад;
· возросшие темпы роста смертности в трудоспособных возрастах, в результате чего мы интенсивно теряем трудовой потенциал. В большей мере вымирает трудоспособная часть населения, что противоречит биологическим закономерностям;
· чрезвычайно высокая в сравнении с другими развитыми странами младенческая смертность. Начиная с 1990 г. этот показатель возрастал: в 1991-м он достиг 17.4%, в 1992-м - 18.0%, в 1993-м - почти 20%. Затем начал медленно снижаться, составив в 2002 г. 16.9%
Итоги:
1. Смертность россиян нарастает, и ее уровень значительно превысил показатели развитых стран
2. Наибольший прирост смертности пришелся не на старшие, а на средние, наиболее дееспособные возрастные группы. Это ведет к разрыву поколений и деградации социальной структуры общества.
3. Рождаемость сокращается не эволюционно, а в виде эпидемии, внезапно сменив предшествующую траекторию подъема. Суммарный коэффициент рождаемости оказался меньше западноевропейского и американского показателей Нарастающее преобладание смертности над рождаемостью обусловило интенсивное вымирание населения, что не соответствует понятию нормы человеческого развития.
4. Усугубился разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, из-за которого россиянки оказались обреченными на 10-15 лет вдовства.
Демографические прогнозы лежат в основе любого социального прогнозирования и планирования.
Прогноз общей численности населения представляет интерес для оценки отдаленных последствий демографической ситуации, сложившейся к началу прогнозного периода.
Чаще всего в основу такого прогноза закладывается гипотеза о неизменном наблюдаемом или предполагаемом коэффициенте прироста населения. В таком случае численность населения изменяется в геометрической прогрессии по формуле:
, (21)
где - общая численность населения в конце прогнозируемого периода; - общая численность населения в начале прогнозируемого периода; k – предполагаемый коэффициент прироста населения в прогнозируемом периоде; t – величина прогнозируемого периода.
Определим, какой может оказаться численность населения в России в 2011 году. Численность населения в начале 2001 года составила 145184,8 тысяч человек. Наблюдавшийся в 2000 году коэффициент общего прироста населения равен –0,51%. Предположив, что этот коэффициент на протяжении десяти лет не изменится, получим:
=137966,0 тыс. человек (22)
В 2000 году общий прирост населения России (-0,51%) был результатом суммирования отрицательного естественного прироста (-0,66%) и положительного миграционного прироста (0,15%). Вполне очевидно, что миграционный приток довольно быстро иссякнет. Он в основном состоит из русских, которые покидают бывшие союзные республики. Но, во-первых, число потенциальных иммигрантов не бесконечно. Во-вторых, не все русские покинут независимые страны, для которых они являются коренными жителями.
Государственный комитет Российской Федерации по статистике опубликовал прогноз населения России до 2016 года:
Все три варианта прогноза (средний, низкий и высокий) предсказывают дальнейшее уменьшение численности населения России. Ожидается, что к началу 2016 г. оно составит, в зависимости от варианта, от 128,4, 134 или 143,7 млн. человек. Согласно среднему варианту, численность 81 из 89 субъектов федерации к 2016 г. уменьшится. Исключения - Москва, Республика Калмыкия, Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкарская республики, Республика Алтай, Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский автономные округа.
Продолжится старение населения России. Хотя вплоть до 2006 г. численность населения в рабочих возрастах будет возрастать, затем начнется ее быстрое снижение. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли лиц старших возрастов в структуре населения и уменьшению доли детей. В результате, общая нагрузка на трудоспособное население сначала снизится до 57 на 100 человек рабочих возрастов в 2007 г., а затем вновь возрастет примерно до нынешнего уровня
Все прогнозы народонаселения, выполненные в отношении России ведущими центрами, пессимистичны. «Демографическая слабость России несомненна, и не следует строить иллюзий по поводу будущего изменения демографической ситуации к лучшему».
Выход из безвыходной ситуации появляется с открытием закона «духовно-демографической детерминации». Он свидетельствует о возможности мощного внеэкономического управления здоровьем населения. Преодоление депопуляции в России возможно через 3-4 года через неэкономические регуляторы, имеющие нравственно-эмоциональную природу. Структура оздоровительных мер должна состоять на 20% из усилий по повышению уровня жизни и на 80% - качества жизни. В первую очередь – это достижение социальной справедливости в обществе и нахождение смысла жизни.
В результате проведённой работы получены следующие выводы:
1 Распад СССР неизбежно влечет за собой возникновение и новой миграционной ситуации. Изменения могут быть очень значительными и породить последствия, важные не только для государств СНГ, но и для всего международного сообщества. Утверждающиеся тенденции миграции характеризуются по крайней мере тремя принципиально важными элементами: вытеснением пришлого населения из социальной ниши, которую оно занимало еще недавно, эмиграцией из перенаселенных районов и нарастающей эмиграцией за пределы бывшего Союза.
2 Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, и демографические процессы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов. К примеру, низкий уровень рождаемости ведет к увеличению процентной доли пенсионеров в обществе и к обострению проблемы «отцов и детей». Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих (или противоположных) колебаниях уровня занятости на рынке труда, уровня преступности, конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения и т.п.
3 Страна переживает демографическую деградацию.
4 Россию в недалеком будущем настигнут два мощных демографических удара в 2013 и 2033 гг., предпосылки которых возникли в 1990 – 1993 гг. путем двукратного снижения числа родившихся. Для покрытия дефицита неизбежно потребуется приглашать иммигрантов.
5 До сих пор во всех странах, имеющих сходную с нашей демографическую ситуацию и пытающихся как-то ее исправить, применяются в основном меры материальной поддержки семей с помощью различного рода пособий и льгот. Как свидетельствует история, эффективность эти мер невелика. Необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, во всем образе жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низкий. Для этого необходима специальная семейная политика, широкомасштабные программы культурного, а не только экономического порядка.
1. Борисов В.А. Демография, М., 2002.
2. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм преодоления, М., 2001.
3. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. И.И.Елисеевой. – М., 1997.
4. Статистика населения с основами демографии: Учебник/ Г.С.Кильдишев и др., М., 1999.
5. Население России 1998, Шестой ежегодный демографический доклад, М., 1999.
6. Население России 1999, Седьмой ежегодный демографический доклад, М., 2000.
7. Захаров С.В., Иванова Е.В. Что происходит с рождаемостью в России/ Российский демографический журнал, 2003, №1, с. 5-11.
8. Брук С.И., Кабузан В.М. Миграция населения России в XVIII – начале XX века: численность, структура, география // История СССР. 1984. № 4.
9. Федотов Г.П. Лицо России. Париж, 1996.
10. Оболенский В.В. (Осинский) Международные и межконтинентальные миграции дореволюционной России и СССР. М.,1999.
11. Азраэль Д.Р., Брукофф П.А., Школьников В.Д. Перспективы миграции и эмиграции из бывшего СССР // Бывший СССР: внутреняя миграция и эмиграция. Вып.I. М.,2000г
12. .Марианский А. Современная миграция населения. М., 2000г
13. Зайончковская Ж. Миграционная связи России: реакция на новую политическую и экономическую ситуацию // Бывший СССР: внутреняя миграция и эмиграция. Вып.I. М., 1999
14. Зайончковская Ж. Демографическая ситуация и расселение. М., 2001
15. Морозова Г. Современные миграционные явления: беженцы и эмигранты // Социологические исследования. 2002. N.3.
16. Ахиезер А. Эмиграция из России: культурно-исторический аспект // Свободная мысль. 1999. № 7.
17. Кабузан В.М. Русские в мире. Динамика численности и расселения (1719-1989). Формирование этнических границ русского народа. СПб., 1997.
18. Пушкарева Н.Л. Возникновение и формирование российской диаспоры за рубежом // Отечественная история. 1999. №1.
19. Российская эмиграция: вчера, сегодня, завтра. “Круглый стол” // Кентавр. 1998. №5.
20. Тарле Г.Я. История российского зарубежья: термины; принципы периодизации // Культурное наследие российской эмиграции. 1917-1940. Кн.1. М., 2002г.
21. Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. М., 2001.
22. Зайончковская Ж.А. Развитие внешних миграционных связей России // Социологический журнал. 2003 № 1. С.29-44.
23. Морозова Г.Ф. Эмиграция — реальная угроза будущему страны // Общественные науки и современность. 2000. № 3.
24. Морозова Г.Ф. Эмиграция как фактор изменения структуры населения России // Депопуляция в России: причины, тенденции, последствия и пути выхода. Всероссийская научная конференция. Москва, 1999. Часть I. Раздел II.
25. Орлова И.Б., Скворцов Е. Демографическая и миграционная ситуация в России: сравнительный анализ. М., 2002
26. Орлова И.Б. Современная эмиграционная ситуация в России // Социально-политический журнал. 2003г.
27. Проект “Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации”// Миграция в России. № 1. 2002
28. Супян В. Россия в мировых миграционных потоках // Миграция. № 1. 1998
29. Ушкалов И.Г. Внешняя миграция населения как количественный и качественный факто демографической динамики // Депопуляция в России: причины, тенденции, последствия и пути выхода. Всероссийская научная конференция. Москва, 6 дек. 1999г. М., 1999 Ч.1. Раздел 2.
30. Фрейнкман-Хрусталева Н.С., Новиков А.И. Эмиграция и эмигранты: история и психология. СПб., 2000г.
31. Алексеева Г., Маныкин А. Русский исход // Поиск. 2001. № 13 (619). 6 апреля. С. 20-21.
32. Бойко С. Возможности ограничения интеллектуальной миграции // Экономист. 2003г. № 2
33. Валюков В. “Утечка умов” из России: проблемы и пути регулирования // Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. М., 1994.
34. Глазьев С., Малков А. “Утечка умов” и общественное сознание // Российский экономический журнал. 2003 №1
35.
36. Долгих Е. Эмиграционные намерения русских ученых // “Утечка умов”: потенциал, проблемы, перспективы. М., 1998 С.54-99.
37.
38. Друкаренко С., Трусевич С. Отдаем Западу бесценное — российский интеллект // Парламентская газета. N122 (122). 19 декабря 2002г.
39. Иконников О.А. Эмиграция научных кадров из России: сегодня и завтра. М.,1999
40. Иконников О.А. Эмиграция ученых из России: анализ национальной статистики и проблемы государственного регулирования // Проблемы прогнозирования. 1999 № 5
41. Интеллектуальная миграция в России. СПб., 1993.
42. Каменский А. Иммиграция высококвалифицированных специалистов в развитые страны // Человек и труд. 1999 № 4.
43.
44. Кисилева В.В. Миграция ученых и сохранение научного потенциала России // Проблемы прогнозирования. М 2000г.
45. Леднева Л. Эмиграционные настроения среди студенчества // Высшее образование в России. 2003. № 4.
46. Леднева Л. Молодежные аспекты проблемы “утечки умов” в России в контексте современных европейских тенденций // Миграция специалистов России: причины, последствия, оценки. М., 1998г.
47. Леднева Л. Мониторинг эмиграционных намерений студенческой молодежи // Проблемы прогнозирования. 1995. № 3.
48. Леднева Л., де Тинги А. Предварительная ступень эмиграции // Миграция. № 1. 2000г.
49. Некипелова Е. Эмиграция и “утечка умов” в зеркале статистики // Вопросы статистики. 2002г. № 3
50. Симановский С.”Утечка умов” и технологическая безопасность России // Российский экономический журнал. 2003. № 3.
51. Смородкин С. У последней черты.// Миграция в России. 1999. N1. С.30.
52. Стрепетов М.П. Утечка умов // Проблемы прогнозирования. 2001 № 3; 2002. № 1.
53. http://www.strana.ru
54.
#"#">#"_Toc43278702">ПРИЛОЖЕНИЯ
* Электронная версия журнала «Население и общество», #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">
Страницы: 1, 2
|
© 2000 |
|