РУБРИКИ

США: современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

США: современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития

США: современный уровень социально-экономического развития. Характеристика современного состояния, анализ причин, перспективы развития

Содержание.

Введение.
Глава 1. Предпосылки современных социально-экономических достижений.

1.1. Исторические предпосылки.

1.2. Геополитические факторы.

1.3. Различные факторы.
Глава 2. Характеристика современной американской экономики.

2.1. Динамика развития.

2.2. Структура американской экономики.

2.3. Госрегулирование экономики в США. Бюджетная политика.

2.4. Банковская система и финансовый капитал.

2.5. Внешнеэкономические связи.
Глава 3. Характеристика уровня социального развития США.

3.1. Общая оценка социального состояния.

3.2. Социальные проблемы в США.
Заключение.
Список литературы.
Введение.

Современные США представляют собой достаточно интересный объект исследований для экономистов всего мира. Страна, сумевшая за сравнительно небольшой промежуток времени стать мировым экономическим лидером, не может не вызывать интерес. Кроме того, Америка демонстрирует сегодня еще и значительные успехи при проведении социальных программ: помощи беднейшим слоям населения, борьбе с безработицей, расовой дискриминацией, преступностью и т.д. Конечно, ряд проблем все еще остаются, но общая динамика развития заслуживает внимания.

Почему же изучение социально-экономических достижений США представляет для нас такой интерес? Во-первых, причина лежит в заметном и все прогрессирующем экономическим развитии страны. США, в отличие от других стран, добились значительного профицита бюджета; их национальная валюта сегодня обеспечивает экономическую стабильность для многих государств; американские компании все больше усиливают собственную экспансию на многих мировых рынках, – вот далеко неполный список общеизвестных фактов, которые косвенным образом непременно затрагивают каждого.

Известно, что за каждым экономическим подъемом следует спад, следовательно экономический рост США когда-нибудь сменится спадом, и он так же сильно может повлиять на мировое хозяйство, как и теперешний рост экономики США, тем более, что тенденции к регрессии уже наметились. Это еще одна причина, по которой для нас так интересна прогрессия США в области экономики.

Сегодня, находясь не в лучших условиях российской экономики, ведущие специалисты пытаются оценить сложившуюся ситуацию в России и дать практические рекомендации. Делать это, конечно, необходимо не умозрительными рассуждениями, а опираясь на конкретный живой пример существующей и легко поддающейся анализу страны. Поэтому для России, с ее федеративным устройством и президентским правлением, масштабами территории, населения и хозяйства наиболее интересен и близок пример США, где в первые годы 20 в. начал образовываться, к концу 40-х годов сложился в общем виде и к 80-м годам приобрел устойчивые очертания своеобразный, наделенный внутренней логикой и достаточно эффективный экономический механизм.

Данная курсовая работа посвящена характеристике социально- экономических достижений современных США. Будет дана характеристика современной американской экономики, социальных достижений, социальных проблем в США. В работе также будут рассмотрены как исторические и социально-экономические предпосылки современных социально-экономических достижений, так и перспективы социально-экономического развития США.
Конечно, в небольшой курсовой работе трудно рассмотреть все многообразие исторических и социально-экономических причин, без которых сегодняшнее состояние страны было бы невозможным. Подобные исследования требуют более серьезных трудов. Но мы попытаемся выделить суть рассматриваемых проблем и выделить коренные причины современного социально-экономического состояния.

В начале нашей работы мы попытаемся дать характеристику современной американской экономики, показать место экономики США в мировом хозяйстве и рассказать о госрегулировании экономики в США, структуре американской экономики и внешнеэкономических связях. Во второй части мы рассказываем о социальных достижениях США, социальных проблемах и даем общую оценку социального состояния.

Глава 1. Предпосылки современных

социально-экономических достижений.
1.1. Исторические предпосылки.

История США по сравнению с другими странами не так продолжительна.
Тем не менее, даже за небольшой промежуток времени эта страна стала лидером в мировом хозяйстве. Сегодня следы экономической и культурной экспансии США можно найти по всему миру. Анализ экономических показателей Америки в прошлом позволяет сделать вывод о том, что бурное развитие этой страны и достижение ей современных позиций произошло в один период: во время и после второй мировой войны. Именно в этот промежуток произошел гигантский скачек экономических – а вслед за ними и социальных – показателей.

Вторая мировая война - глобальная война, в которой США могли воевать на чужой территории, вдали от Американского континента. На территории США еще не было не только военных действий и воздушных бомбардировок, но даже воздушных тревог.

Во время второй мировой войны произошли структурные изменения в промышленности США. Те отрасли, которые сделали большой скачок вперед (как например, авиационная и химическая), увеличили свой удельный вес в промышленности страны.

В итоге второй мировой национально богатство США в неизмеримых ценах
(в ценах 1929 г.) выросло незначительно. Оно равнялось 445,8 млрд. долл.[1] в 1929г., 424,8 млрд. долл. - 1939 г. и 435,6 млрд. долл. - в 1945 г.
Абсолютно и тем более на населения национальное богатство страны в 1945 г. не достигло уровня 1929 г. Это объясняется тем, что война поглощала большую часть национальной продукции, а также несоответствием между ростом продукции и производственного аппарата. В 1942 - 1943 гг. военное производство занимало две трети промышленной продукции.

Американский экономист Хансен, работавший консультантом
Федерального резервного управления и правительственных органов США, утверждал: ”К концу второй мировой войны в работу для военных целей было включено около половины всех производительных ресурсов США”.[2]

Стоит также отметить: в связи с тем, что война непосредственно не затронула американский континент, США не испытали бедствий, обрушившихся на многие народы Европы и Азии. Людские потери США были относительно невелики.

Война способствовала росту национального богатства США, их превращению в финансово-экономического и военно-политического лидера.
Природа внутреннего развития американского капитализма (быстрое накопление капитала, бурный рост производительных сил) побуждала его к широкой внешней экспансии. Этому благоприятствовало изменившееся соотношение сил по окончании войны. Основные конкуренты США или временно выбыли из строя
(Германия, Япония) или попали в финансово-экономическую зависимость от американских кредиторов (Великобритания, Франция). США воспользовались этим, чтобы овладеть новыми рынками, увеличить экспорт товаров и капиталов
(особенно путем предоставления кредитов и займов) и создать обширную
"империю доллара"[3].


1.2. Геополитические факторы.

К числу геополитических факторов мы относим, прежде всего размеры и географическое положение самого американского государства.

По размерам территории Соединенные Штаты Америки занимают среди стран мира четвертое место (9,4 млн. км2). В состав США входят три части.
Первая - основная территория, на которой расположены 48 штатов, занимает
4/5 площади всей страны. Она имеет форму массивного четырехугольника, протягивающегося с востока на запад почти на 4,7, а с севера на юг на 3 тыс. км. Остальные - далеко отстоящие от нее штаты Аляска и Гавайские острова в Тихом океане. Все это позволяет иметь большие возможности для строительства промышленных предприятий, научных центров, создавать различные экономические зоны, военные базы и т.д.

Экономико-географическое положение (ЭГП) страны весьма выгодно. Оно во многом определяется тем, что с востока ее омывают воды Атлантического, а с запада - Тихого океана. Морские границы протягиваются на 12 тыс. км. Это издавна облегчало торговые связи с заокеанскими странами и одновременно гарантировало стране безопасность.

Благоприятно повлияло на США и соседство с Канадой и Мексикой, странами, которые экономически менее развиты. За счет этого монополии США с большой прибылью для себя эксплуатируют их природные и трудовые ресурсы.
Близко расположенные к США страны Латинской Америки также способствуют развитию экономики страны.

На территории государства пересекаются различные климатические зоны, что дает возможность для активного формирования собственного сельского хозяйства, развития фермерства. Американский климат располагает также к произрастанию большого количества необходимых для пищи и ряда производств растений, к проживанию множества видов крупного рогатого скота, птицы.
Кроме того, большая территория США насыщена множеством полезных ископаемых: от нефти до драгоценных металлов. Очень важны лесные и химические запасы страны. Этот фактор сегодня позволяет иметь экономическую независимость от других стран – американцы не закупают эти продукты – и создавать некоторые высокотехнологичные производства.

Удаленность от большинства ведущих мировых стран не может не играть роли в социально-экономическом развитии государства. Территория страны граничит с ограниченным числом государств и отдалена от других лидирующих мировых государств. Этот фактор наиболее ярко проявился во время второй мировой войны, и, очевидно, играет видную роль и сейчас.

Наконец, стоит отметить, что территории США сейчас очень слабо заселены. За исключением восточных прибрежных территорий и юга страны, плотность заселения даже достаточно хороших с климатической точки зрения районов зачастую на порядки отличается от аналогичных показателей других мировых экономических лидеров. Это также говорит о хороших перспективах развития и является значительным фактором социально-экономического развития.
1.3. Различные факторы.

Кроме описанных нами выше исторических предпосылок социально- экономического развития и перечисленных геополитических факторов, можно предложить также и другие немаловажные обстоятельства, способствующие развитию Соединенных Штатов Америки. Перечислим некоторые из них:

1. Развитая система американского образования. Сегодня США являются одним из мировых лидеров в области подготовки специалистов для самых различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и т.д. Кроме того, страна демонстрирует прогрессию в области развития теоретических наук: физики, химии, экономики и др. По числу лауреатов Нобелевской премии США делят лидирующие позиции уже в течении десятилетий.

Несмотря на существующую с середины прошлого века критику в адрес самой системы американского образования (неглубокое изучение предметов в школе, чрезмерно ограниченный круг изучаемых дисциплин, редуцированную схему преподавания в высшей школе, платность большинства привилигерованных учебных заведений и т.п.), сегодня в Америку едут учиться со всего света.
Очень много в США студентов из азиатских стран, из Африки, стран арабского мира. Правительство Штатов выделяет большие денежные суммы для проведения научных программ, НИОКР, симпозиумов, привлекает к работе молодых ученых из различных стран. Кроме того, поощряется переезд в Америку на ПМЖ различных специалистов, особенно в области медицины, программирования и компьютерных технологий, точных наук. Это также способствует созданию научного потенциала страны.

2. Значительные традиции хозяйствования, использованные при развитии.

США, будучи образованы как колония Англии, имели возможность пользоваться хозяйственными традициями этой развитой к тому времени в экономическом отношении страны, а также использовать опыт людей, переселившихся на новый континент. В результате развитие новой страны с самого начала пошло весьма активно и уже через несколько столетий небольшая колония превратилась в страну, лидирующую по большинству экономических показателей.

3. Научно-техническая революция. В результате произошедшей в стране во второй половине XX-го века научно-технической революции (НТР)

США смогли переоснастить многие производства в своей стране, произвести техническое переоснащение, что позволило заметно увеличить их удельную эффективность и повысить экономические показатели за счет снижения издержек и увеличения производительности.
Глава 2. Характеристика современной

американской экономики.
2.1. Динамика развития.

В каждой стране складывались и складываются свои специфические факторы развития. Америка в этом плане не является исключением. Обширная территория (9,3 млн. кв. км), богатство природных ресурсов, огромный потребительский рынок (население — более 266 млн. чел.), развитые рыночные отношения — всё это способствовало экономическому прогрессу.

В 60-е гг. в развитии американской экономики существенную роль сыграли ее кейнсианские меры государственного регулирования, направленные, главным образом, на ускорение темпов хозяйственного роста, сокращение безработицы, использование федерального бюджета для активизации инвестиций.

В 70-х гг. отчетливо выявились ограниченные возможности всех этих благоприятных факторов. Ресурс экстенсивного экономического роста был исчерпан. Глубокие циклические потрясения сопровождались длительными структурными кризисами (энергетическим, сырьевым, стагфляцией). Темпы хозяйственного развития резко снизились, повысился уровень безработицы. В
1982 г. произошло абсолютное снижение уровня производительности труда.
Норма валовых накоплений в промышленности составила 10—11%, что было в 1,8 раза ниже, чем в Японии, и в 1,2 раза ниже, чем в ФРГ. Наметилось устойчивое падение нормы прибыли[4].

80-е гг. явились переломным рубежом экономического развития страны.
Произошел поворот экономической стратегии частного бизнеса к укреплению роли рынка в регулировании хозяйства.

Централизация капитала стала использоваться не только как способ наращивания потенциала крупных компаний, но и как фактор их реорганизации, модернизации, слияния, перестройки в целом институциональной структуры американской промышленности. В результате структурной реорганизации крупные корпорации владеют сейчас множеством предприятий в различных отраслях: в торговле, на транспорте, в кредитной сфере. Они имеют систему разнообразных связей с другими такими же компаниями.

Рост мировых цен на сырье и энергоносители подтолкнул корпорации к масштабному финансированию и внедрению новых технологий. Затраты сырья и энергии на единицу продукции существенно снизились. В результате экономика страны к 90-м гг. перешла на новый этап высокотехнического ресурсосберегающего развития.

В 90-е гг. экономика США демонстрирует динамичный рост производства и занятости в сочетании с низким уровнем инфляции и сокращением несбалансированности бюджета. Объем валовых частных инвестиций в американскую экономику в 1996 г. достиг 1056,6 млрд. долл. (в 1970 г. он составлял 426,1 млрд долл., в 1985 г. 823,8 млрд долл.).

Уверенно растут капиталовложения в НИОКР. Например, в 1996 г. они почти удвоились по сравнению с 1970 г. и составили 140,9 млрд долл.

Значительно улучшилась ситуация с федеральным бюджетом. Усилия по сокращению его хронического дефицита дали свои результаты. Дефицит федерального бюджета, достигавший в 1992 г. 290 млрд долл., сократился в
1997 г. до 22 млрд[5]. В 1998 г. США удалось достичь сбалансированного бюджета.


2.2. Структура американской экономики.

Соотношение отраслей в экономике США отражает сложившееся общественное разделение труда и пропорции общественного воспроизводства.
Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности всего хозяйства
США.

Общая закономерность происходящих отраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного веса сырьевых отраслей и сельского хозяйства, технической модернизации промышленности с относительно несложным производством, повышении эффективности использования производственного аппарата капиталоемких и материалоемких отраслей промышленности с высокой долей промежуточной продукции (металлургия и химическая промышленность).

В начале XX в. нематериальное производство занимало незначительное место в хозяйстве США, а в настоящее время оно превратилось в динамично развивающийся сектор хозяйства. Наиболее быстрый рост сферы нематериального производства и услуг в США был отмечен в отраслях духовного производства
(наука и образование), а также восстановления физических и творческих способностей человека. Среди этих отраслей особенно выделяются те, которые связаны с обеспечением отдыха населения.

Среди отраслей материальной сферы промышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровень технического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первую очередь аккумулируются новейшие достижения научно-технического прогресса.

Структурная перестройка промышленного производства основывается на быстром и взаимосвязанном росте трех ключевых отраслей современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химической промышленности.
На них приходится 55-60 процентов всех инвестиций в промышленности.

На протяжении ряда десятилетий доля добывающей промышленности в структуре всего промышленного производства США сокращалась. Это было связано с общим для экономики США процессом снижения в производстве затрат материалов, сырья и энергии.

Промышленность остается весьма динамично развивающейся сферой экономики США. Индекс промышленного производства США в 1997 г. равнялся
125,7 (1990 г. — 100), аналогичный показатель по промышленно развитым странам составил 111,3. Промышленность США включает три подразделения производства: обрабатывающую промышленность, добывающую промышленность и электроэнергетику. Обрабатывающая промышленность дает более 80,4% общепромышленной продукции. Около 13% промышленной продукции создается в электроэнергетике.

Быстро развиваются новейшие наукоемкие отрасли и виды производств: микроэлектроника, лазерная техника, производство принципиально новых материалов с заранее заданными свойствами, генная инженерия и биотехнология, новая производственная техника — роботы, гибкие автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования и др. Среднегодовые темпы роста производства роботов составляют свыше 40%.
Индекс промышленного производства компьютеров и офисного оборудования в
1996 г. равнялся 297,0 (1992 г. - 100).

Переход к ресурсосберегающим технологиям позволил снизить энергоемкость единицы ВВП примерно на 25%, а материалоемкость — на 20%.

Доля сельского хозяйства в ВВП США превышает 20%. В 1996 г. в США насчитывалось 2,1 млн. фермерских хозяйств. На долю США приходится более
45% мирового производства кукурузы, 12% мирового производства пшеницы.
Страна занимает первое место в мире по экспорту кукурузы и пшеницы и второе
(после Таиланда) по экспорту риса.

Значительные преобразования в сельском хозяйстве вызвали особенно острые социально-экономические последствия в стране. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции, вызванное в последние годы такими достижениями прогресса, как биотехнология, применение новейших информационных систем и т.д., пришло в несоответствие с потребностями внутреннего и внешних рынков. Технологическая перестройка американского сельского хозяйства финансируется в значительной мере за счет бюджетных вливаний и банковского кредитования. Это оборачивается ростом задолженности фермеров, что ускоряет их массовое банкротство. Проблема фермерства — одна из самых сложных для решения в экономике страны.

Реформирование американской экономики продолжается по линии быстрого увеличения удельного веса сферы услуг в ВВП: их доля составляет около 65% (без учета транспорта и связи). Доля занятых в этой отрасли приближается к 75%.

Американская статистика включает в сферу нематериального производства и услуг транспорт, связь, оптовую и розничную торговлю, общественное питание, финансово-кредитную деятельность и страхование, услуги производственного и бытового назначения, образование, здравоохранение, частично науку, государственный аппарат управления хозяйством, а также деятельность военно-полицейского, политического, идеологического и пропагандистского аппарата.

Более 25% всей нематериальной сферы приходится на оказание финансовых услуг, страхование, операции с недвижимостью. Около 22% услуг создается в оптовой и розничной торговле. 26,3% — это деловые, юридические, социальные, личные услуги, здравоохранение, отдых и развлечения, автосервис и т.п. Доля транспорта и связи составляет 8,5%, а на государственное управление приходится 18,4%.[6]


2.3. Госрегулирование экономики в США. Бюджетная политика.

Говоря об экономической роли государства, стоит отметить, что США, как и любая другая развитая страна, используя имеющиеся в их распоряжении рычаги, осуществляют перераспределение материальных, финансовых и иных ресурсов страны, принимает меры по укреплению собственных международных экономических позиций. Обострение противоречий в течение последнего столетия в экономике страны способствовало усилению экономической роли государства, что выразилось в развитии системы государственно- монополистического регулирования экономики. На протяжении ряда десятилетий формировались теоретические концепции и практические методы государственного регулирования экономики США, сформировался и принял огромные размеры государственный механизм экономической политики.

В послевоенный период одним из широко используемых инструментов государственного регулирования экономики стал в США федеральный бюджет.
Бюджетно-налоговое регулирование применяется и сейчас правительством для сглаживания остроты кризисных явлений в экономике или для создания искусственных стимулов по поддержанию снижающихся темпов экономического роста.

Важным рычагом госрегулирования является кредитная система США. Она представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов, а ее основным компонентом является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка США. Правительство Штатов регулирует финансовые механизмы страны, имея целью создать наиболее благоприятные условия для развития национальной валюты и поддержания ее устойчивости.

Вообще, экономическая роль государства в Соединенных Штатах Америки значительно усиливается в кризисные для страны годы. В это время возрастают бюджетные расходы на государственные нужды, производится пересмотр налоговой системы, усиливается присутствие на ряде стратегически важных рынков. После проявления первых признаков экономического роста давление постепенно ослабляется, государство снижает степень своего регулирования экономической системы. Так было, например, во второй половине XX-го вв., когда США пережили ряд циклов экономической регрессии и последующего роста.
Впрочем, эта черта характерна не только для США, а, например, и для нашей страны.

Первые полтора века существования Соединенных Штатов федеральный бюджет формировался полустихийно. В составе всей исполнительной власти не было органа, который должен был бы сводить воедино ведомственные заявки на расходы, анализировать их соответствие реальным потребностям этих ведомств и хозяйства страны и составлять единый бюджетный проект. Рассмотренные разрозненно отдельными комитетами конгресса заявки "механически, без какой- либо координации или общего волевого начала сводились в единый документ, становившийся бюджетным проектом"[7].

По окончании войны расходы уменьшились почти в 6 раз и до 1934 году колебались в пределах 2-4,6 млрд. долл. в год. Мероприятия "нового курса"
Рузвельта привели к росту федеральных расходов до 8,2 млрд. долл. в 1936 финансовый год, а вступление во вторую мировую войну потребовало их резкого дальнейшего увеличения до 92,7 млрд. долл. в 1945 финансовом году.

К числу конкретных причин возникновения и быстрого роста дефицитов, особенно после 1960-х годов, принято относить множество разнообразных факторов. Среди них наиболее часто упоминаются два: рост военных расходов
США в связи с интенсивно протекавшей холодной войной и увеличение расходов на социальные программы, быстрее всего происходившее в 1970-е годы.
Соответственно, в рецепт быстрой ликвидации дефицита федерального бюджета многие американские (а иногда и зарубежные) экономисты неизменно включали в качестве основных две рекомендации: сокращение (или "упорядочение") расходов по статье "национальная оборона" и - обязательный пункт - сокращение социальных расходов (часто под ними подразумевались расходы на социальное страхование).

В первую очередь с завершением холодной войны принято связывать и успехи администрации Клинтона в быстром достижении фактически уже к 1998 финансовому году сбалансированных бюджетных показателей. Необходимо, однако, отметить, что к настоящему времени не произошло ни массированного сокращения затрат на военные нужды, ни радикального уменьшения масштабов социальных программ — хотя были проведены некоторые, и довольно значительные, корректировки в той или иной категории федеральных расходов.

Иными словами, существенных изменений в общей структуре федерального бюджета, сложившейся в США в последние десятилетия, внесено не было, и нет никаких оснований говорить о кардинальных сдвигах в бюджетных приоритетах.
Поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, под влиянием каких факторов развивался и приобрел нынешние количественные параметры и качественные характеристики федеральный бюджет США. Как уже упоминалось выше, в 1998 году был достигнут бездефицитный бюджет.

В истории США уже случилось заметное процветание 20-х годов с очень сходными экономическими характеристиками: безудержный рост биржевых котировок, доходов от капиталов, растущие общие доходы и траты населения. В связи с этим можно выдвинуть предположение о возможности повтора
"экономического тайфуна" начала 1930-х? Но на фоне биржевого ажиотажа успехи федерального бюджета выглядят солидно и прочно. Главное событие в этой сфере - профицит, полученный на три года раньше обещанного демократами, в 1998 финансовом году - впервые после 1969 г. - и составивший
69,2 млрд. долл. (при размерах федерального бюджета в 1,76 трлн. долл.).

До сих пор нормой бюджетной жизни США считались дефициты, пик их пришелся на 1992 финансовый год - 290 млрд. долл. Ликвидация "экономической проблемы номер один" провозглашалась многими президентами. Разумеется, нынешний "бюджетный успех" напрямую связан с общеэкономическими показателями и зависит от их небывалого улучшения при Клинтоне. Это улучшение, в свою очередь, стало возможным благодаря удачному совпадению по времени разнородных благоприятных для США факторов (завершение холодной войны, выгодное для США падение мировых цен на нефть, более низкие, чем ожидалось, темпы общего роста внутренних цен в стране). Отмечается важная роль быстрого роста спроса на персональные компьютеры для общих темпов экономического роста в США.

К декабрю позапрошлого года бескризисное развитие американской экономики продолжалось непрерывно 103 месяца. Продолжение нынешнего экономического и бюджетного курса должно, по расчетам, дать до 2014 года совокупный профицит размером до 4,5 трлн. долл. К 2003 финансовому году запроектировано возрастание положительного сальдо до 83 млрд. долл. В настоящее время для администрации США и Федеральной резервной системы необходимо найти возможности и экономические рычаги, чтобы не допустить повторения кризиса 1930-х годов. Помехой могут послужить политические факторы, которые либо толкнут экономику США на неэффективный идеологизированный путь развития, либо не позволят привести нужные рычаги в своевременное действие.

Таблица 1.
Структура доходов США (по федеральному бюджету) за 1980 и 2001 финансовые года.
|Источник дохода |1980 фин. г. |2001 фин. г. |
| |млрд. $ |% к |млрд. $|% к итогу |
| | |итогу | | |
|Индивидуальные подоходные налоги |244,1 |47,2 |590,2 |43,56 |
|Налоги на доходы корпорации |64,6 |12,5 |157,0 |11,59 |
|Налоги на выплаты для целей |157,8 |30,5 |484,5 |35,76 |
|социального страхования | | | | |
|Налоги на наследство и дарение |6,4 |1,2 |14,8 |1,08 |
|Акцизы |24,3 |4,7 |57,5 |4,24 |
|Таможенные пошлины |7,2 |1,4 |19,3 |1,42 |
|Прочие поступления |12,7 |2,5 |31,9 |2,35 |
|Итого |517,1 |100 |1355,2 |100 |

Таблица 2.
Структура расходов США (по федеральному бюджету) за 2001 финансовый год.
| Направление расходов |% к итогу |
|Финансирование образования и библиотек |35 |
|Социальные пособия |13 |
|Здравоохранение |9 |
|Развитие транспорта |9 |
|Система общественной безопасности |8 |
|Общественная санитария |3 |
|Охрана окружающей среды |3 |
|Жилищное строительство и развитие коммунального хозяйства |1,8 |
|Прочие расходы |18,2 |


2.4. Банковская система и финансовый

капитал.

В США существует множество мелких и средних фирм. Многие из них действуют самостоятельно, находя свои ниши на рынке. Но и крупный капитал не оставляет их без внимания, учитывая повышенную маневренность малого бизнеса, его гибкую адаптацию к запросам рынка, возможность экономии на многих видах издержек. Через контрактную систему, субподряд, технологическую зависимость малый и средний бизнес привязывается к крупному как к устойчивому рынку, источнику снабжения, финансирования, новой технологии.

Кредитная система США является наиболее развитой в мире и представляет собой совокупность государственных и частных кредитных институтов. Основным ее компонентом является Федеральная резервная система
(ФРС), выполняющая функции Центрального банка (создана в 1913 г.). ФРС состоит из совета управляющих, 12-и федеральных резервных банков, нескольких тысяч банков-членов и созданных конгрессом, Федерального комитета по операциям на открытом рынке и Федерального консультативного совета. ФРС осуществляет кредитно-денежную политику государства, воздействуя на экономику через сферу кредита и денежного обращения.
Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики являются операции с правительственными ценными бумагами на открытом рынке, расширение или ограничение кредитов через механизм учетной ставки и прямое регулирование банковских резервов.

В область деятельности банков сегодня попали не только традиционные, но и новые виды операций, которые раньше были прерогативой специализированных финансовых институтов: страховой бизнес, инвестиционные операции, брокерские сделки. Банковская сфера «изобрела» новые формы финансирования структурной перестройки экономики: лизинг, факторинговые сделки, консультационный и информационный сервис, кредитование комплектного строительства промышленных объектов «под ключ» с последующим участием в прибылях. Так, 45% финансирования лизинга и 75% объема факторинговых операций обслуживают крупные коммерческие банки.

Повышение эффективности кредитно-банковской сферы страны сопровождается бумом слияний финансовых учреждений. За 80—90-е гг. число коммерческих банков США сократилось более чем на 3 тыс. Они переросли в более крупные коалиции, контроль которых распространяется не только на отдельные отрасли, но и на всю национальную экономику.

2.5. Внешнеэкономические связи.

Регулирование внешнеэкономической деятельности США включает в себя комплекс экономических и политических мер, направленных на обеспечение внешних условий для расширенного воспроизводства капитала и роста прибылей американских монополий.

Достаточно заметно, что правительство США в своей внешнеэкономической политике уделяет главное внимание устранению барьеров, препятствующих увеличению влияния американских монополий в области торговли товарами и услугами и в сфере приложения капиталов.

Говоря о роли США в мировом хозяйстве, стоит заметить, что сегодня они по прежнему играют большую роль на многих европейских и мировых рынках.
Так, мы можем отметить заметное присутствие американских товаров на автомобильных, компьютерных, нефтехимических рынках. США экспортируют мясопродукты, множество наименований другой пищевой продукции, одежду, различные бытовые товары и т.д. Подробное распределение долей страны на различных рынках мы приведем далее.

Стоит отметить, что в течение последних 10 лет США показывают отрицательную динамику изменения собственных долей на важнейших мировых рынках. Так, уменьшается присутствие Штатов на рынке продуктов питания, электронного оборудования, товаров нефтехимической и общехимической переработки. Регрессия здесь составляет около 5-7% в год. Данный факт можно считать признаком спада экономического развития страны.

Промышленная специализация.

При сложившейся в настоящее время специализации различных государств в мирохозяйственных связях весьма показателен опыт США, значительно изменивших "зону своей ответственности" за последние 20-25 лет под влиянием стабильно возраставшей конкуренции со стороны других индустриально развитых стран. Очевидно, что США давно перестали выступать как "мировая кузница", лидировавшая в мировом производстве преобладающей машинотехнической продукции. Им не принадлежит исключительный приоритет в производстве автомобильной, компьютерной, дорожностроительной и иной специализированной техники, электронного оборудования, товаров нефтехимической и общехимической переработки.

Важнейшей особенностью с конца 1980-х и на протяжении всех 1990-х годов стал постепенный вынос традиционных промышленных производств за пределы страны. Концепция строительства так называемого постиндустриального общества предполагает перевод ресурсоемких и достаточно технологически освоенных производств в страны третьего мира, ближе к источникам природных богатств, в государства с менее строгим природоохранным законодательством и с относительно дешевой рабочей силой. Именно из-за отсутствия государственной поддержки американские производители (во всяком случае на территории США) за последнее десятилетие прекратили форсировать выпуск автомобилей, компьютеров, бытовой техники связи и т.д. Массовое производство достаточно технически сложной продукции оказалось более рентабельным в новых индустриальных странах Азии и Латинской Америки.

Высокая степень автоматизации технологических процессов помогла пересмотреть требования к квалификации трудовых ресурсов, что позволило в конце концов выпускать вне США продукцию, ничуть не уступающую американской по качеству. В таких условиях неравноправной конкуренции смогли выжить только те американские производители, которые выпускали либо продукцию нового, еще не освоенного мировой практикой технического уровня, либо штучные уникальные товары. Именно на этом и сфокусирована государственная технологическая политика страны. И закономерно, что в мировом экспорте продукции традиционных массовых производств удельный вес компаний США стал неуклонно снижаться (табл. 3).


Таблица 3.
Удельный вес США в объеме мирового экспорта продукции основных отраслей обрабатывающей промышленности, %[8].
|Область |1981-1985 |1991 г. |1994 г. |1995 г. |
| |гг.* | | | |
|Общее и транспортное |17,1 |15,1 |14,4 |13,5 |
|машиностроение | | | | |
|Химическая промышленность в |15,0 |13,3 |13,2 |13,0 |
|целом | | | | |
|Остальные базовые отрасли |8,5 |7,6 |7,9 |7,2 |
|переработки | | | | |


*B среднем за период.

Из таблицы видно, что это характерно почти для всех отраслей обрабатывающей промышленности страны. Становится все более очевидным, что отнюдь не развитие традиционных отраслей обрабатывающей промышленности и не экспорт готовых изделий соответствующих отраслей является стратегической целью страны. США почти без сопротивления, а в некоторых традиционных сферах производства и поощрительно, уступают другим странам мировое первенство в ставших уже традиционными, хорошо технологически освоенных отраслях обрабатывающей промышленности.

Но не только в мировом экспорте удельный вес страны падает, если говорить о традиционных производствах современной обрабатывающей промышленности. Даже в структуре внешнеторгового баланса самих США доля импортируемой продукции традиционных промышленных отраслей заметно превосходит показатели по экспорту из страны за рубеж сходной продукции.
Превышение объемов импорта над экспортом наблюдается с 1983 г. - до этого объем ввозимой в США продукции традиционных отраслей обрабатывающей промышленности всегда уступал объему вывозимой на зарубежные рынки и произведенной в Америке. В 1996 г. объем импорта в США продукции всей обрабатывающей промышленности превысил 728 928 млн. долл., тогда как стоимость экспорта данной продукции из страны на мировые рынки оценивалась лишь в 550 529 млн. долл. Это объясняется тем, что, как уже отмечалось, лидирующие позиции на внутреннем рынке бытовой и профессиональной аудио- и видеотехники, точных измерительных и специальных приборов, часовых механизмов, в значительной степени легковой автомобильной и домашней техники в США занимают товары, ввезенные в страну иностранными производителями.

Изучая статистику обрабатывающей промышленности США, видно, что в целом этот сектор экономики находится на подъеме непрерывно вот уже на протяжении минимум 10 лет. Только за последнее пятилетие реальный ВВП в национальной обрабатывающей промышленности вырос почти до 1,4 трлн. долл.
Прирост в среднем за год составляет 2,8% (см. табл. 4).


Таблица 4.
Динамика ВВП в обрабатывающей промышленности США, млн. долл. в текущих ценах[9].
|Область |1996 г. |2001 г. |
|Всего ВВП Соединенных Штатов |5743837 |7636036 |
|Всего ВВП в обрабатывающей промышленности |1031425 |1332093 |
|В том числе | | |
|- в производстве промышленного оборудования |114831 |150198 |
|- в производстве электронного и |94926 |143753 |
|электротехнического оборудования | | |
|- в автомобилестроении |46102 |85054 |
|- в приборостроении |52212 |52280 |

К отраслям промышленности, развитие которых идет опережающими темпами и которые уже сегодня доминируют в общем экспорте американской промышленной продукции, относятся передовые наукоемкие и сверхнаукоемкие производства.
Именно степень технологической сложности и обусловливает целесообразность дальнейшего их развития в самих США. Эти производства американские компании не могут размещать в странах третьего мира - и по техническим соображениям, и по требованиям защиты производственных секретов, и только они остаются рентабельными при использовании высококвалифицированной и высокооплачиваемой американской рабочей силы. Именно в данных производствах
США значительными усилиями пытаются сохранить и сохраняют мировое лидерство. Именно они становятся, если уже не стали, нишей специализации страны в мировом товарообмене.

США отвечают в мире почти за 42% рынка высокотехнологических видов современного вооружения, за создание уникальных приборов разнообразного назначения, за выпуск все новых модифицируемых программ для компьютеров, почти за 30% рынка летательных аппаратов, за большинство номенклатуры используемых в мировой промышленности композиционных материалов и иных материалов с заданными свойствами. Список этот можно продолжать, но совершенно очевидна закономерность: США нацелены на то, чтобы находиться на острие научно-технического прогресса и сохранять во что бы то ни стало инициативу в НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах), а также в выпуске новых, не существовавших ранее промышленных изделий, являющихся результатом данных НИОКР.

Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой продукции в США создана и функционирует крупнейшая в мире, а порой и самая передовая научно-исследовательская и конструкторская база. Практически на американскую фундаментальную науку и прикладные промышленные исследования работает большая часть всего мирового потенциала, поскольку в США удалось создать наиболее благоприятные условия для изыскательской деятельности ученых, добиться наибольшего по сравнению с другими странами финансирования их деятельности. Государственная поддержка научных исследований стала в США приоритетом номер один всех послевоенных администраций. В целом по удельному весу затрат на НИОКР в ВВП Соединенные Штаты безусловно лидируют в мире, прежде всего благодаря гигантским средствам, расходуемым на научные исследования в оборонном секторе (см. табл. 5).

Таблица 5.
Затраты на НИОКР в ВВП, 2001 г., %[10]
|Страна |Все НИОКР |НИОКР необоронного |
| | |характера |
|США |2,55 |2,10 |
|Германия |2,26 |2,20 |
|Япония |2,78 |2,74 |
|Франция |2,34 |2,05 |
|Италия |1,13 |1,11 |
|Великобритания |2,05 |1,78 |

В отличие от подавляющего большинства промышленных отраслей национальной экономики, которым никогда не выделяется бюджетное финансирование из государственных источников (это сфера исключительно частных инвестиций), в производство наукоемких и передовых производств государство вкладывает значительные средства: непосредственно или опосредованно – через финансирование научных исследований, предоставление налоговых льгот, введение эмбарго на соответствующую продукцию иностранного производства и другие протекционистские меры.

Глобализация.

Процесс глобализации в мировой экономике представляет собой закономерный результат интернационализации производства и капитала.
Глобализация в значительной степени предстает как количественный процесс возрастания масштабов, расширения рамок мирохозяйственных связей.

Одним из наиболее серьезных вопросов конца XX в. являются взаимоотношения между США и окружающими странами. Учитывая мощь США, их роль в международных отношениях в конце нынешнего столетия, понятно, что в данном случае речь идет о таком сильном влиянии на окружающий мир, которое вряд ли сопоставимо с чем-либо еще. Во-первых, это воздействие последней, оставшейся от эпохи холодной войны сверхдержавы, которая и сейчас ощущает себя таковой и - главное - хочет вести себя как сверхдержава. Во-вторых,
США обладают крупнейшей военной силой современности, осуществляя контроль
(самостоятельно или через систему союзов) практически над всеми ключевыми регионами мира. Наконец, США задают темп и вектор движения всему современному миру своей этикой, политическим мышлением, технологическими прорывами.

Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет широкое хождение и в официальных заявлениях американской администрации, и во многих других странах. Практически сразу же после распада Советского Союза был высказан тезис об "однополярном мире" во главе с единственной оставшейся сверхдержавой.

Утверждение "США - единственная сверхдержава" помимо определенного видения эволюции международной системы содержит еще одну установку — о роли самих США в этой системе. Совершенно очевидно, что эта роль имеет центральный и системообразующий характер: военной силе, политическим и военным союзам, институтам, состоянию экономики и всем остальным сторонам национального могущества США придается исключительное значение как центру нового универсума, как главной оси мироздания.

Таким образом, при оценке перспектив новой международной системы, в которой США превращаются в своего рода глобальную метрополию, возникают и вопросы, и сомнения, которые в практической политике обретают форму антиамериканизма и недоверия к США, нежелания воспринимать их лидерство.
Джонстон Дуглас в своей статье «Почему Америка должна служить мировым лидером» тоже говорит об этом: «На микроуровне мы потребовали…, чтобы грузинский дипломат был судим по уголовному законодательству США, но вместе с тем настаиваем, чтобы американские дипломаты обладали иммунитетом, предохраняющим их от такого же требования за рубежом… Парагвайский гражданин был приговорен в США к смертной казни, и его даже не уведомили перед этим о своем праве проконсультироваться с представителем своего правительства; при этом мы сами настаиваем на предоставлении такого права каждому американскому гражданину, задержанному в других странах. Со временем такое эгоцентрическое поведение неизбежно подорвет международное доверие к США и их моральный авторитет»[11].
Глава 3. Характеристика уровня социального развития США.

3.1 Общая оценка социального состояния.

Характеристику социального состояния США следует, безусловно, связать с оценкой экономического состояния страны. Зависимость степени социальной напряженности в стране от ее экономических успехов прослеживается в течение всей истории Штатов. Особенно хорошо это было видно, например, в начале прошлого века во время экономического кризиса.
Недовольство в обществе увеличивалось в такой же мере, как страна погружалась в кризис. Другой пример – время президентства Б. Клинтона.
Профицит федерального бюджета и – вслед за ним – рост доходов большинства американцев позволил необычайно повысить степень доверия американцев к власти вообще и к Б. Клинтону в частности. Даже разразившийся скандал на сексуальной почве не изменил сколько-нибудь заметно такого отношения.

Сегодня страна находиться на небольшом подъеме доверия к власти.
Новая администрация президента Дж. Буша-младшего активно занимается решением проблем безработицы, преступности, бедности в стране. Упор делается на помощь беднейшим слоям населения в стране: многодетным семьям, старикам, инвалидам. Такая деятельность правительства встречает поддержку у американцев. Многие американские социологи отмечают рост патриотических настроений среди населения, что, очевидно, свидетельствует об удовлетворенности большинства людей имеющимся состоянием дел в социальной сфере Америки.


3.2. Социальные проблемы в США.

Несмотря на общую положительную динамику социального развития, США продолжают оставаться страной с полным спектром различных социальных проблем. Причины этого, на наш взгляд, лежат именно в самом

1. Безработица. Одной из острейших социальных проблем США является безработица. В наше время уровень безработицы в стране около 7 процентов (17 млн. человек).

Повышенный приток на рынок труда экономически активного населения, структурные сдвиги в американской экономике, эволюция квалификационной, профессиональной структуры рынка труда США, ускоренное внедрение в производство робототехники и автоматики, интенсивная милитаризация американской экономики - вот далеко не полный перечень важнейших причин того, что сегодня безработица в больших масштабах стала существовать наряду со значительным расширением занятости.

2. Проблема бедности. Бедными в США официально являются лица, чей ежегодный доход не превышает "черты бедности". Она определяется исходя из стоимости товаров и услуг, необходимых для удовлетворения самых минимальных жизненных потребностей

(официально, бедняк тратит на себя в среднем менее 1 доллара в день). Доходы свыше трети бедняков США составляют менее 50 процентов суммы, определяемой как "черта бедности".

Основную часть беднейшего населения США в настоящее время составляют женщины и дети.

3. Расовая проблема. Одной из острейших внутриполитических проблем

США, своими корнями уходящей в глубокое прошлое страны, является расовая проблема. Несмотря на провозглашенное конституцией США равноправие американских граждан, Соединенные Штаты продолжают оставаться страной расового неравенства и дискриминации.

Расово-этнические группы подвергаются систематической дискриминации в оплате труда, в сфере образования, перед испаноязычными американцами, индейцами и перед представителями других групп, сохранившими родной язык как основное средство общения в семье и в рамках своей этнической группы, остро стоит проблема языковой дискриминации. Широкие массы цветных американцев практически лишены доступа к качественному медицинскому обслуживанию.

Результатом развернувшейся со второй половины 60-х годов борьбы расово-этнических групп за свои права явилось значительное расширение их политического представительства.

4. Проблема преступности. В последние десятилетия преступность в

США приобретает все более открытые, массовые и жестокие формы.

Происходит усиление темпов роста преступности и все большее вовлечение в нее молодежи, концентрация преступности в городах и промышленных центрах.

Существует прямая связь между ростом наркомании и преступности. Треть заключенных тюрем находились под воздействием наркотика в момент совершения преступления.

5. Проблема алкоголизма. Пьянство и алкоголизм - острая социальная проблема, которая затрагивает, по существу, все стороны жизни американского общества - социально-политическую, экономическую, морально-нравственную. По распространенности среди заболеваний алкоголизм стоит на четвертом месте после сердечно-сосудистых заболеваний, рака и психических болезней.

6. Жилищная проблема. Характеризуя жилищную проблему в США, следует отметить, что в силу ряда исторических, социальных и экономических условий развития страны уровень обеспеченности американцев жильем - один из самых высоких в мире. Острота жилищной проблемы в стране заключается не в нехватке жилья, хотя и она имеет место, а в его дороговизне и отсутствии гарантий в обеспеченности жильем.
Заключение.

Итак, мы рассмотрели ряд вопросов, связанных с темой "США: уровень социально-экономического развития". Мы предложили анализ социально- экономических достижений современных США, характеристику современной американской экономики, социальных достижений и проблем. В данной курсовой работе также рассмотрен ряд исторических и социально-экономических предпосылок современных социально-экономических достижений и перспективы социально-экономического развития США.

Вполне очевидно, что в цель данной курсовой работы не входили задачи рассмотреть все многообразие экономических, геополитических, социальных и пр. проблем, так или иначе связанных с предложенной темой. Подобные задачи требуют более широкого подхода к раскрытию темы и не всегда могут быть рассмотрены однозначно, т.к. доля субъективной оценки затронутых нами вопросов зачастую неизбежно может быть очень велика.

Тем не менее, попытаемся тезисно сформулировать основные выводы, полученные нами в результате рассмотрения темы:

1. Сегодня США находятся на стадии экономического подъема, демонстрируя рост основных экономических показателей своей экономики. Небольшой рост доходов федерального бюджета, увеличение доли расходов на различные сферы, активизация ряда производств могут, по мнению автора, считаться положительными показателями. Кроме того, нельзя не отметить стабильный курс национальной валюты, небольшую инфляцию, меры по укреплению военной мощи страны, внешнеполитическую активность нового правительства и проч.

2. Очевидно, указанный рост может продолжаться в течение достаточно большого срока. Во всяком случае, практически ничто не указывает на его возможное снижение. Большинство аналитиков в областях экономики и политики указывают на продолжение существующей динамики развития, как минимум, до окончания действия полномочий работающего в настоящий момент правительства и президента.

3. Тем не менее, растущие темпы экономического роста влекут за собой ряд заметных проблем социального, экологического и др. характера. Так, в США сегодня продолжается увеличение социального неравенства, все более заметен становится разрыв между доходами богатейшими слоями общества и беднотой. Несмотря на предпринимаемые для избавления от этого меры, большинство существующих в США (как, впрочем, и в других развитых государствах) социальных проблем не исчезают. Очевидно, таковы отрицательные последствия экономического роста, существующие практически в любом постиндустриальном обществе.

4. Рост показателей экономики влечет за собой увеличение политической экспансии США по всему миру. Конечно, это зависит в большой части и от существующего президента, и от американского правительства, но вполне очевидно, что рост доходов страны сопровождается увеличением доли средств, направляемых на военные расходы, на расширение экономического присутствия, и, как следствие, – более агрессивной внешней политикой. Прежде всего, ужесточение отношений происходит между США и их стратегическими и экономическими противниками: Россией, Китаем, С. Кореей и т.д.

Список литературы.

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учеб. пособие.

– М., 1999 г.

2. Аверкиева Ю.Л., Л.Н. Карпов, Ю.В. Бромлей, Н.И. Лебедев: Страны и народы. Америка. – М., 1999 г.

3. Арбатов Г.А., К.Н. Брутенц, Э.А. Иванян, В.Ф. Петровский: Современные

США. – М., 1995 г.

4. Географический энциклопедический словарь. / Под ред. проф. Ковалева

И.С. – М., 2001 г.

5. Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров: Экономическая и социальная география. – М.,

2002 г.

6. Даниелов А.Р. // "США Канада", М., 2000 г., №2.

7. Дейкин А.И // "США Канада", М., 1998 г., №5.

8. Дейкин А.И // "США Канада", М., 2000 г., №1.

9. З. Бжезинский. Великая шахматная доска. – М, 2000 г.
10. Кременюк В.А // "США Канада", М., 1999 г., №1.
11. Костюков А.В. "США сегодня. Экономика и политика". – М., 2001 г.
12. Лазарев А.А. "Экономика США: вчера, сегодня, завтра". – М.,
2001 г.
13. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П.,

Осьмовой М.Н. – М., 2000 г.
14. Новейшая история (1939-1999). – СПб, 1998 г.
15. Пороховский А.А // "США Канада", М., 2000 г., №9, С3
16. Солодовников М.А. Новейшая история США. – М., 1999 г.
17. Фридман М.А. Американская экономика. – М., 1998 г.
18. Хансен Э. Послевоенная экономика США. – М., 1966 г.
19. Якушева Е.С. Мировое хозяйство. – М., 2000 г.

-----------------------
[1] Солодовников М.А. Новейшая история США. – М, 1999., стр. 23.
[2] Хансен Э. Послевоенная экономика США. – М, 1966., стр. 45.
[3] Солодовников М.А. Новейшая история США. – М, 1999., стр. 65.
[4] Костюков А.В. "США сегодня. Экономика и политика". – М., 2001 г.
[5] Костюков А.В. "США сегодня. Экономика и политика". – М., 2001 г.
[6] Фридман М.А. Американская экономика. – М., 1998 г.
[7] Солодовников М.А. Новейшая история США. – М, 1999., стр. 13.
[8] «США Канада», 2000, №2, с 87

[9] "США Канада", 2000, №2,с 89
[10] США Канада, 2000, №2,с 91
[11] "США Канада", 1999, №7, с31




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.