РУБРИКИ |
Сравнительная характеристика различных видов транспорта |
РЕКЛАМА |
|
Сравнительная характеристика различных видов транспортаСравнительная характеристика различных видов транспортаМинистерство общего и профессионального образования РФ Самарская Государственная Экономическая Академия Кафедра экономической и социальной географии. Курсовая работа по экономической географии на тему: "Сравнительная характеристика различных видов транспорта ". Дата защиты: Самара 1998 Содержание Введение 3
1.1 Виды транспорта и их классификация. 7 2. Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе. 13
Введение Прогресс человеческого общества неотделим от истории развития транспорта. Если под словом "транспорт" понимать прежде всего процесс перемещения, то можно утверждать, что без перемещения орудий и предметов труда и самого человека невозможно ни добывание (производство) пищи, ни изготовление одежды и жилища, ни какая либо другая целесообразная деятельность. С появлением частной собственности и разделением людей на классы стали развиваться государства, в рамках которых назначение транспорта еще более повысилось. Расселение людей на более обширных территориях, строительство городов, рост обмена и торговли — все это привело к дальнейшему быстрому развитию транспорта. Современный транспорт представляет собой единую (в социально- экономическом отношении) транспортную систему, включая мощную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных городских и промышленных коммуникаций. Перемещая ежегодно миллиарды тонн сырья, топлива, материалов, продукции, а также многие миллиарды пассажиров с достаточно высоким уровнем комфорта и скорости, современный транспорт обеспечивает массовое индустриальное производство, глубокое разделение труда, внутреннюю и внешнюю торговлю, способствует развитию культуры и науки. Но переживаемая страной экономическая и политическая нестабильность осложняет финансовое положение транспорта. Продолжается падение объема перевозок грузов и пассажиров, что связано с экономическим спадом в грузообразующих отраслях народного хозяйства и низкой платежеспособность населения. В своей курсовой работе я рассмотрела основные проблемы транспортного комплекса на современном этапе развития экономики РФ, попыталась провести сравнительную характеристику основных видов транспорта, учитывая их преимущества и недостатки, а также отметила недостатки нынешней законодательной базы в сфере транспортных услуг. 1. Транспорт как сфера материального производства. В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг. Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать. Транспорт существенно зависит от географических условий, особенно от топографических особенностей горных цепей, равнин, долин и
береговой полосы, являясь средством заполнения географических
разрывов между производством и потребителем. Транспорт призван
связывать производство и потребителя и должен для этого создавать
соответствующие средства и во многих случаях выступает как
катализатор, повышая уровень активности экономики. Он позволяет
расширить масштабы производства, связать производство и потребителей. В едином народнохозяйственном комплексе транспорт занимает особое место. Он является одной из отраслей, формирующих инфраструктуру народного хозяйства, призванного удовлетворять постоянно растущие потребности общества в пространственном перемещение вещественных продуктов труда и людей. В новых условиях, когда необходимо добиться материальной сбалансированности экономики, ритмичности работы всего народного хозяйства, роль транспортного звена, взаимосвязанного со всеми материальными отраслями и непроизводственной сферой приобретает особую значимость. Общество предъявляет к транспорту конкретные и весьма ответственные требования: полное, своевременное и высококачественное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Очень важно максимально использовать резервы и возможности всех видов транспорта, рационально перераспределять между ними перевозки. Транспорт в роли особой отрасли материального производства сделали возможным высокий уровень развития специализации производства в наиболее благоприятных для этого географических областях стран и мира в целом. В современном обществе очень немногие потребности человека могут быть удовлетворены без помощи транспорта, который используется либо для перевозки грузов к местам их использования, либо людей к местам потребления товаров и услуг. Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения потребностей людей при помощи изменения географического положения товаров и людей. Он может доставлять сырье к местам, где потребители могут их лучше использовать. Главное в общественном производстве, рассматриваемом с организационно-технологической стороны, целесообразное, оптимальное соединение, до этого находящихся порознь компонентов (предметов и орудий труда, живого труда). На ранних стадиях развития производительных сил транспортировка составляла единый процесс с материальным производством. В результате общественного разделения труда этот вид деятельности обобщился, что вызвало особое производство транспортной продукции как самостоятельного товара, имеющего всегда достаточно высокую меновую стоимость.1 Специализация районов, их комплексное развитие не возможно без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. Также важное значение транспорт имеет и в решение социально-экономических проблем. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в её создании, обеспечивая производство сырьём, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспорт создает условия для формирования местного и
общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным
отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С
одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы
предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его
жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает
обмен товарами и услугами, следовательно, невозможен и сам рынок. 1 Виды транспорта и их классификация. Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития. В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении. Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня. Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов. Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны. Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов. Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры. По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов. Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.1 По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов. Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе. В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются
железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный. Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту 1.2 Единая транспортная система. В РФ все виды транспорта общего пользования составляют единую транспортную систему (ЕТС). В ее составе: железнодорожный, речной, морской, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Единая транспортная система России отличается весьма сложной структурой. Экономическая основа этой системы — производственно- экономические связи. Ее материальная основа — сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок. Сеть путей сообщения образуют: межрайонные магистрали, поддерживающие межрайонное разделение труда и цементирующие все районы страны в единый хозяйственный организм; районные транспортные сети, обеспечивающие развитие внутрирайонных производственных связей, связей между отдельными частями районного комплекса; внутрихозяйственные дороги, призванные осуществлять перевозочные функции в процессе производственной деятельности отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Транспорт — сложная межотраслевая система, занимающая ключевое положение в территориальной организации производительных сил. Экономико- географическое изучение транспорта направлено на раскрытие территориальных особенностей функционирования транспортной системы. При этом особое значение имеет оценка транспортно-географического положения как отдельных элементов ЕТС, так и различных народнохозяйственных объектов, взаимодействующих между собой с помощью транспорта. В составе ЕТС каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. При их установлении учитывают прежде всего эксплутационные расходы, необходимые размеры капитальных вложений, удельный расход топлива и энергии, мощность грузовых и пассажирских потоков, дальность перевозки, род грузов. Например, железнодорожный транспорт осуществляет перевозку массовых грузовых потоков, морской — межконтинентальные перевозки на большие расстояния, а также большим и малым каботажем. Значение того или иного вида транспорта в ЕТС РФ определяется, прежде всего, долей в общем грузообороте (см. таблицу 1.2.1) и пассажирообороте. Таблица 1.2.1 Распределение грузооборота в ЕТС России (млн. тонн)1 |Виды транспорта|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 | В последнее время доля железнодорожного транспорта в общем
грузообороте снизилась, но он сохраняет свое ведущее значение в ЕТС, что
обусловлено в первую очередь соответствием главных магистралей основным
транспортно-экономическим связям, а также его технико-экономическими
преимуществами в условиях РФ над другими видами наземного транспорта. Все больше возрастает роль трубопроводного транспорта, однако он
остается довольно узкоспециализированным, осуществляющим перекачку сырой
нефти, продуктов ее переработки и природного газа. Автомобильный транспорт
не выделяется грузооборотом, так как это короткобежный вид транспорта. Железнодорожный транспорт уступает по пассажирообороту автотранспорту. Таблица 1.2.2 Распределение пассажирооборота в ЕТС России (млн. чел.)1 |Виды транспорта|1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 | Особенно велик удельный вес автотранспорта в городах. Усиление его роли закономерно, так как большая часть пассажирских перевозок приходится на маршруты между населенными пунктами, не имеющими прямой железнодорожной связи. В направлениях, параллельных железнодорожным линиям, автобусами перевозится только 1/4 всех пассажиров. На воздушный транспорт в общих пассажирских перевозках приходится менее 1%, но исключительно большая их дальность выдвинула его на третье место среди всех видов транспорта по объему пассажирооборота. За последние годы численность поездок по железным дорогам на расстояния свыше 1000 км уменьшается, а на воздушном транспорте они растут. Важный элемент ЕТС страны — транспортная сеть, определяющая возможные направления перевозок и пункты, между которыми устанавливается тот или иной вид сообщения. Она состоит из коммуникаций разных видов транспорта общего и необщего пользования. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства; городских поселений; направлением и мощностью основных транспортно- экономических связей; расположением крупных курортных и туристических объектов.1 2. Сравнительная характеристика деятельности различных видов транспорта в единой транспортной системе. Железнодорожный транспорт — ведущий в транспортной системе Автомобильный транспорт. К началу 90-х общего пользования с твердым покрытием превысила 1100 тыс. км. Расширено строительство дорог в сельской местности. По количеству перевозимых грузов он превзошел железнодорожный. По грузообороту его доля относительно невелика 26 млн. т., так как средняя дальность перевозки 1 т. груза составляет всего 21 км. Из всех видов транспорта автомобиль наиболее пригоден на короткие расстояния. Высокая маневренность позволяет доставлять грузы без промежуточных погрузочно-разгрузочных операций. Наряду с этим у него есть и большой недостаток: себестоимость перевозок значительно выше, чем на железнодорожном и водном транспорте. Высокая себестоимость—результат малой грузоподъемности единицы подвижного состава. Сфера применения автотранспорта широка. Он выполняет большую часть коротких внутрирайонных перевозок, подвозит грузы к станциям железных дорог и речным пристаням и развозит их к потребителю. В северных и восточных районах, где почти нет других видов сухопутного транспорта, им осуществляются дальние межрайонные перевозки. Основу автодорожной сети РФ составляют дороги с твердым покрытием. При небольших грузовых потоках и слабой интенсивности пассажирского движения строительство дорог экономически неоправданно. В таких случаях связь между населенными пунктами осуществляется по грунтовым улучшенным дорогам. Крупные населенные пункты и основные грузообразующие точки связаны между собой благоустроенными дорогами круглогодичного действия. Основу автодорожной сети страны составляют автомобильные магистрали, обеспечивающие скоростной проезд автотранспорта между столицами республик и центрами крупных экономических районов. Для сети автодорог характерен радиальный рисунок вблизи
крупных городов и промышленных городов. Главные межрайонные трассы
идут параллельно железным дорогам, что закономерно, так как все
виды транспорта в составе ЕТС РФ выполняют общую задачу —
осуществляют транспортно-экономические связи. Автотранспорт широко
применяется для внутрипроизводственных (технологических) перевозок и
доставки готовой продукции в пункты потребления. В структуре
перевозок выделяются строительные грузы (в том числе кирпич и
цемент) — более 13 % общих перевозок, вскрышные породы и грунт,
хлебные грузы, черные металлы, каменный уголь, лес, товары народного потребления. В некоторых районах значительны перевозки
сельскохозяйственных грузов, например, сахарной свеклы в Центрально – Автотранспорт общего пользования выполняет большой объем пассажирских перевозок (90 % перевозок пассажиров всем магистральным транспортом). Однако основная их часть — около 80% — приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных — лишь 2%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках. Морской транспорт имеет важное значение в транспортной системе России: он стоит на третьем месте по грузообороту после железнодорожного и трубопроводного транспорта. В отличие от других видов транспорта морскими судами перевозят главным
образом экспортно-импортные грузы (46 % экспортных и 70% импортных). Морские границы Российской Федерации протянулись на 47тыс.км и более чем в 2 раза превышают по длине сухопутные. На долю морского транспорта приходится около 12 %
грузооборота. По многим технико-экономическим показателям морской
транспорт превосходит другие: самая большая единичная
грузоподъемность, практически неограниченная пропускная способность
морских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения,
небольшие затраты энергии на перевозку 1 т. груза. Однако его
зависимость от физико-географических и навигационных условий,
необходимость создания на морских побережьях сложного портового
хозяйства ограничивают сферу его применения. В составе морского
флота наряду с универсальными значительную долю составляют
специализированные сухогрузные и лесовозы, рефрижераторные,
железнодорожные паромы и др. Контейнерные морские перевозки
позволили создать единый транспортный цикл — «от двери к двери». Велико значение морских паромных переправ, обслуживаемых
железнодорожными паромами, в обеспечении взаимодействия различных
видов транспорта. В суровых условиях плавания по морям Северного Специфика перевозок морским транспортом предопределила преобладание в составе грузов массовых и объемных, прежде всего нефтяных, руды, строительных материалов, леса, каменного угля, хлебных грузов. Динамичное развитие экономики РФ, неуклонный курс на мирное сосуществование и взаимовыгодное сотрудничество со всеми странами, независимо от их социальных систем, являются объективной базой высоких и устойчивых темпов роста перевозок отечественным морским флотом. Внутренний водный транспорт относится к одному из древнейших видов
транспорта. Судоходные водные пути РФ в настоящее время имеют
протяженность 93,8 тыс. км и являются важнейшей частью
транспортной инфраструктуры государства. По внутренним водным
путям осуществляются перевозки на всей территории РФ. Особенно
существенно их значение при доставке грузов в районы Севера, Строительство Беломоро-Балтийского канала, Волго-Балтийского
водного пути, канала имени Москвы, каскада гидроэлектростанций на Для повышения надежности функционирования водных путей Особое место в системе перевозок по водным путям занимают
суда смешанного плавания («река - море»). Более 30 лет суда флота Трубопроводный транспорт – узкоспециализированный вид. По назначению магистральные трубопроводы разделяются на нефтепроводы, газопроводы и продуктопроводы. В последние годы создан и универсальный трубопроводный транспорт. Развитие нефтепроводного транспорта тесно связано с ростом добычи и переработки нефти. Сложившаяся система нефтепроводов в целом соответствует направлениям транспортировки сырой нефти на достаточно длительную перспективу и будет пополняться ветками от новых месторождений нефти, а также дополнительными магистралями на действующих направлениях. Трубопроводный транспорт, получивший в нашей стране особенно бурное развитие, стал определяющим фактором решения одной из основных народнохозяйственных задач — развития топливно- энергетического комплекса. Особенно быстро растет, совершенствуется сеть газовых магистралей. Основные трубопроводные артерии, ведущие из северо-восточных районов в центр страны, сооружаются в так называемом энергетическом коридоре шириной примерно в 100 км. Это дает возможность достигать таких темпов ввода в строй трубопроводных систем, которых не знают ни в одной другой стране. Пневматический и гидравлический транспорт позволяет перемещать грузы широкой номенклатуры. Пневмо-трассы действуют в Подмосковье. Воздушный транспорт в РФ — один из основных видов пассажирского транспорта. По протяженности регулярных воздушных линий РФ
занимает первое место в мире. Свыше 3600 городов и других
населенных пунктов нашей страны связаны между собой воздушным
сообщением. Большая часть пассажирских потоков сосредоточена в Этот вид транспорта значительно меньше чем другие, применяют для перевозок грузов. Его доля в суммарном грузообороте менее 0,05 %. Главные отличия авиации – самого молодого и бурно развивающегося вида транспорта — от других видов транспорта и преимущества ее перед ними заключаются в наивысшей путевой скорости перевозок и сравнительно меньшей зависимости от состояния и функционирования наземных технических средств (они сосредоточены в основном на аэродромах). Подобная независимость авиации делает её незаменимым средством сообщения в труднодоступных, малообжитых районах страны, особенно с суровым климатом, как, например, в северных районах Сибири, Дальнего Востока и Камчатки. Нельзя не отметить и независимость авиации, особенно в межконтинентальных полетах, от климатических условий и сезонных изменений времен года. У воздушного транспорта нет ярковыраженной сезонности по временам года, как, например, у водного (речного). Конечно, есть у воздушного транспорта и недостатки. Основные из них — сравнительно высокая стоимость перевозок, пока еще недостаточный уровень безопасности и значительная зависимость от состояния погоды, особенно в местах приземления самолетов. В обширных районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Сравнив все основные виды транспорта ЕТС РФ можно сделать следующий вывод, что каждый из рассмотренных видов транспорта обладает как преимуществами, так и недостатками, что показано в таблице 3. Таблица 3 Преимущества и недостатки различных видов транспорта.1 3. Проблемы развития и современное состояние единой транспортной системы. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятий, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры. В первую очередь требуют решения вопросы увеличения инвестиций в эту
отрасль, привлечение иностранного капитала, налаживания работы поставщиков
транспортного комплекса — транспортного машиностроения, электротехнической
и электронной промышленности, приборостроения, стройиндустрии и др. В самом
транспортном комплексе необходимо более тесная координация работы всех
видов транспорта между собой и с отраслями народного хозяйства. Одной из
основных задач является восстановление транспортно-экономических связей со
странами ближнего зарубежья, так как транспортный комплекс СССР
формировался как единое целое, и обособленное функционирование его
отдельных частей привело к деградации транспортного хозяйства не только Переход к рыночным отношениям транспортного комплекса России сложен
еще и тем, что из-за сформировавшейся ранее сильно централизованной
структуры управления и созданных ранее сверхкрупных транспортных монополий. Многообразие форм собственности в условиях рыночных отношений привело к существенному изменению в смешанных и комбинированных перевозках. С одной стороны, различные транспортные организации (морские и речные судоходные компании, порты, автотранспортные акционерные общества и пр.) получили экономическую самостоятельность в осуществлении этих перевозок и активно в них участвуют, с другой — действия железнодорожного транспорта жестко регламентированы государством. Новые формы владения транспортными средствами в условиях рынка вступили в противоречие с действовавшими в области смешанных и комбинированных перевозок законодательными актами, которые уже не могут регулировать взаимоотношения сторон различных форм собственности, поэтому для решения этой проблемы нужны определенные действия со стороны законодательных органов власти. Так же возникли некоторые проблемы при разработке нового механизма управления предприятиями транспортного комплекса. В рыночных отношениях он должен основываться на следующих положениях: - транспорт занимает центральное место в народном хозяйстве РФ, обеспечивая решения различным общегосударственным задачам экономического, социального и политического характера, включая экономическую безопасность и целостность государства, укрепляя его обороноспособность. В силу этого транспорт не может рассматриваться как чисто коммерческая структура и находится в поле действия одних лишь рыночных регуляторов; - переход на новую модель управления, какую бы организационно- экономическую форму она не получила, должна учитывать специфические особенности ЕТС. Речь идет о технологическом единстве и целостности сети; - реорганизация производственных и организационно-управленческих структур транспорта при переходе на новую модель управления ни в коей мере не должна приобретать разрушительного характера. Ее следует рассматривать как процесс естественного развития экономических реформ с учетом практического опыта и наработок последних лет; - новая модель управления не должна входить в противоречие с принципиальными положениями Гражданского кодекса РФ и другими законодательными актами.1 Заключение Статистические данные, приведенные в моей курсовой работе, ярко
свидетельствуют о том, что вся транспортная система РФ охвачена кризисом. Рыночные отношения, внедрившиеся в транспортную систему, заставляют изменить взгляды на цель, задачи, приоритеты и механизм управления путями сообщения России, то есть рассматривать транспортную систему с геополитических, научно-технических, организационно-управленческих и национальных позиций. Должна быть разработана государственная программа возрождения транспортной системы и всей ее инфраструктуры: машиностроения, ремонтной базы, научно-исследовательских институтов, проектно-конструкторских бюро, высших и средних специальных учебных заведений, складских помещений и т.д., а развитие и совершенствование ЕТС РФ должно осуществляться на нормативно- правовой основе. Библиографический список 1. Аксенов И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. Москва, 1985 г. 177 стр. 1991 г. 258 стр. Железнодорожный транспорт 1998.№8. 80 стр. 1984 г. 286 стр. Москва, 1980 г. 304 стр. 1992 г. 740 стр. 1997 г. 350 стр. Приложения 1 Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг.:В 2-х частях, ч.1. Москва, 1 Аксенов И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. 1 Российский статистический ежегодник под ред. Юркова Ю.А. Москва 1997.С. 1 Российский статистический ежегодник под ред. Юркова Ю.А. Москва 1997.С. 1 Российский статистический ежегодник под ред. Юркова Ю.А. Москва 1997.С.
1 Аксенов И. Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. 1 Воронин В. В. Экономическая география Российской Федерации. Самара 1997. |
|
© 2000 |
|