РУБРИКИ

Социально-экономическое положение Индии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Социально-экономическое положение Индии

Социально-экономическое положение Индии

Федеральное агенство по образованию


Государственное образовательное учреждение высшего           профессионального образования


Тульский государственный университет


 


Кафедра мировой экономики


 

КОНТРОЛЬНО – КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:



СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИИ

 

 

 

 

Выполнил:

         слушатель гр. 760751в            

         Стукалова Е.С.

 


Проверил:

         к.т.н. доц. Прокофьева Е.Н.      

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2005

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1.   Место и роль Индии в современном мире………………………………5

              2. Отраслевая структура экономики………………………………………..7

    3. Индия: «зеленая революция»…………………………………………...11

    4. Банковская система……………………………………………………...12

              5. Внешнеэкономические связи……………………………………………14

              6. Экономические отношения России с Индией………………………….18

 Заключение……………………………………………………………………22

Список использованной литературы………………………………………...24



Введение

На территории Южной Азии расположены семь государств. Все они входят в группу развивающихся стран.

Таблица 1.

Основные социально – экономические показатели стран Южной Азии (данные за 1997 г.)

Страны

Население, млн чел.

ВНП (по ППС*)

Общий, млрд долл.

На душу населения, долл.

Среднегодовые темпы прироста в 1990-1997 гг., %

Индия

961

1587

1650

5,9

Пакистан

137

218

1590

4,4

Бангладеш

124

130

1050

4,5

Непал

23

25

1090

5,0

Шри – Ланка

18

45,5

2460

4,9

Бутан

0,7

0,3**

400**

Мальдивы

0,3

0,8

3230

*ППС – паритет покупательной способности – соотношение между национальными валютам по их                     покупательной способности

** По официальному обменному курсу

Источник: The World Bank. World Development Report 1998/99/ Oxford University Press, 1998. P.190-191,232.


В экономике государств южноазиатского субрегиона много общего. Во всех этих странах экономические реформы, включая внутри – и внешнеэкономическую либерализацию, начались в первой половине 90-х гг. и идут умеренными темпами. Их традиционные конкурентоспособные на мировом рынке товары – это продукция швейной и текстильной промышленности и продовольствие. Приток иностранных прямых инвестиций в этот субрегион составляет около 4,5 млрд долл. ежегодно, и он незначительно дополняет внутренние инвестиции.

Хотя все страны субрегиона объединены в Ассоциацию регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), она не играет важной роли и по степени влияния на мировую экономику уступает многим подобным объединениям. Ведущую роль в южноазиатской системе государств играют Индия и Пакистан. При этом их геополитические устремления противоположны. Для Индии главным и перспективным направлением геополитического тяготения предоставляется юго – восток. Она стремится к участию в Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве (АТЭС). Пакистан, напротив, более тесно связан со странами Западной Азии. Он также устремлен на север, вглубь Евразии.



1. Место и роль Индии в современном мире

Индия – аграрно – индустриальная страна, вторая после Китая по численности населения в мире. Ее территория занимает 3,3 млн кв. км. Население Индии к концу XX столетия приблизилось к 1 млрд чел. 72% населения проживает в сельской местности.

Согласно конституции, принятой в 1950 г., Индия является федеративной республикой (25 штатов и 7 союзных территорий). Высший орган законодательной власти – Парламент. Национальный доход на душу населения в 1997-1998 гг. составил 385 долл. Индия – самое многонациональное государство на нашей планете со множеством культур, религий, обычаев, предрассудков. Население Индии говорит на сотнях языках и диалектов, однако официальные языки – хинди и английский. Вопрос о государственном языке является предметом многолетних дискуссий и до сих пор не решен.

Государственное устройство Индии сочетает высокую степень централизации, свойственную унитарному государству, с весьма существенными элементами федерализма. Индийские штаты – это в большинстве крупные территориальные образования с населением подчас в десятки миллионов человек. В штатах существуют законодательные собрания, избираемые прямым голосованием населения штата, а также местные правительства, что обеспечивает относительную автономию штатов в решении вопросов их внутреннего развития и даже некоторых проблем внешнеэкономических связей.

Индия располагает значительными природными ресурсами: особенно велики запасы угля, железной руды; имеются также бокситы, медь, нефть, марганец. К уникальным творениям природы относятся леса Индии, хотя их и немного. Сохранение лесных массивов и обитающих в них фауны – одна из важнейших государственных проблем Индии.

За годы независимости (с 1947 г.) экономический потенциал страны значительно возрос, произошли коренные изменения в структуре хозяйства. С 1950/1951 гг. до конца 90-х гг. национальный доход увеличился более чем в 4 раза, промышленное производство – в восемь раз, сбор зерновых – в три раза. В то же время из-за очень высокой рождаемости (около 2% ежегодно) ВВП на душу населения увеличился менее чем в два раза. Следствием низкого прожиточного уровня являются низкие темпы роста потребительского спроса.

В конце 90-х гг. более 50% населения Индии жило в условиях ниже уровня бедности, если его определять как уровень дохода менее 1 долл. в день по ППС. По данным Всемирного банка, на Индию приходится 63%беднейших людей планеты. Безземельные крестьяне уходят в города, и городское население с 1940 г. до начала 90-х гг. выросло с 15 до 26% общей его численности, а уровень грамотности – с 18 до 52%. Такая ситуация во многом определяет специфику потребительского спроса в стране.

С 50-х гг. правительство Индии взяло курс на индустриализацию страны на основе импортозамещающей модели. В условиях, когда частный национальный капитал не имел средств на сооружение крупных капиталоемких предприятий с длительными сроками окупаемости, государство за счет мобилизации сбережений через налоговую систему заложило основу базовых отраслей индустрии – черной и цветной металлургии, электроэнергетики (включая атомную), тяжелого машиностроения, оборонной промышленности, железнодорожного, авиационного и морского транспорта, сферы связи, добывающих отраслей. В 80-х гг. общее число государственных промышленных предприятий превысило 5 тыс. Они были объединены в крупные государственные корпорации.

Но в 80-х гг. государственная политика, ориентированная на жесткое регламентирование объемов производства. Внутренней и внешней торговли, ограничение доступа к иностранной валюте, контроль над использованием земли, стала давать сбои. Попытка найти выход с помощью внешних займов привела к ухудшению положения с выплатой долгов. В 1991 г. валютных резервов в стране оставалось на 2 недели. Правительство было вынуждено срочно приступать к реформированию экономики.

2. Отраслевая структура экономики

Как уже было сказано, Индия – аграрно – индустриальная страна. Основные отрасли экономики имеют следующий удельный вес в производстве ВВП: сельское хозяйство – 32%, промышленность – 29%, сфера услуг (транспорт, связь, торговля) – 39%. Темпы роста ВВП Индии и основные его составляющие в 1995 – 1996 гг. характеризуются следующими показателями (диаграммы 1 и 2).

Диаграмма 1

Основные составляющие ВВП Индии                                                         (в неизменных ценах 1980 – 1981 гг. при курсе 13 рупий = 1 долл. США)


 


Диаграмма 2

Темпы роста ВВП Индии


Развитие промышленности в Индии сдерживается недостаточной сырьевой базой, а также нехваткой финансовых средств, поэтому структура промышленного производства страны трансформируется медленно. Удельный вес отраслей в ней следующий: текстильная промышленность – 17,2%, нефтяная и угольная промышленность – 16,5%, черная и цветная металлургия – 14%, машиностроение – 12%, пищевая промышленность – 11,4%, целлюлозно-бумажная промышленность – 7%, электротехническая промышленность – 5%.

В 1997 – 1998 гг. производство основных видов промышленной продукции характеризовалось следующими показателями: уголь – 297 млн т, нефть – 33,8 млн т, сталь – 24,2 млн т, цемент – 60 млн т, зерновые – 193 млн т. вследствие все еще остро ощущающейся нехватки нефти Индия вынуждена ежегодно импортировать значительные объемы сырой нефти и нефтепродуктов. В 1997 – 1998 гг. их импорт составил соответственно 34,9 млн и 22 млн т.

Сельское хозяйство остается основной отраслью индийской экономики, в нем занято 2/3 трудоспособного населения страны. Индии принадлежит первое место в мире по производству чая, арахиса, сахарного тростника;  второе – по производству риса; третье – по производству табака.

Основными направлениями деятельности правительства в области сельского хозяйства являются: ирригация посевных земель, расширение посевных площадей под высокоэффективные сорта семян, активное использование минеральных удобрений для увеличения сельскохозяйственного производства.

 В 1997 – 1998 гг. производство основных сельскохозяйственных культур составило: зерна – 199,1 млн т (в том числе пшеницы – 68,7 млн т, риса – 82,7 млн т), чая – 770 тыс. т, кофе – 200 тыс. т, хлопка – 13,6 млн кип (по 170 кг), сахарного тростника – 272 млн т, табака – 660 тыс. т, картофеля – 21 млн т.

Удельный вес транспорта в ВВП составляет 6%; 80% пассажирских и 50% грузовых перевозок в стране приходится на автомобильный транспорт. По протяженности автомобильных дорог (2 млн км) Индия занимает четвертое место в мире. Протяженность железнодорожных линий – 63 тыс. км, в том числе 10 тыс. км – электрифицировано. Более 95% внешнеторгового грузооборота Индии приходится на морской транспорт.

Частный сектор играет доминирующую роль в развитии национальной экономики, обеспечивая 75% ВВП. Он преобладает в сельском хозяйстве, легком машиностроении, легкой, пищевой и медицинской промышленности, строительстве, торговле, автотранспорте.

Государственный сектор обеспечивает производство около четверти ВВП и занимает ведущие позиции в таких базовых отраслях, как оборонная промышленность, энергетика, железнодорожный, авиационный, морской транспорт, связь, а также, в известной степени, металлургия. На его долю приходится практически вся добыча и переработка нефти, угля, меди, свинца, цинка, более 60% выплавки стали, значительная часть производства удобрений, продукции тяжелого машиностроения, судо-, самолето- и станкостроения. В государственном секторе сосредоточено более 200 научно – исследовательских институтов и лабораторий, благодаря чему Индия вошла в круг стран, обладающих высокими электронными технологиями, космической промышленностью. Страна поставляет на мировой рынок телекоммуникационные и метеорологические средства связи, успешно осуществляет долгосрочную программу развития национальной атомной энергетики.

В 90-е гг. правительство Индии начало осуществлять обширную программу экономических реформ, целью которых стало развитие рыночной экономики открытого типа, повышение эффективности объектов, находящихся в государственной собственности, более последовательное включение индийской экономики в мировое хозяйство.

Государство отказалось от практиковавшегося до этого централизованного планирования. Частным компаниям открыт доступ в такие до этого для них закрытые отрасли, как авиастроение, воздушный транспорт, судостроение, выплавка чугуна и стали, цветных металлов, производство и распределение электроэнергии и др. Одновременно с целью стимулирования частного предпринимательства были сокращены ставки подоходного налога, большинство предприятий получило право привлекать иностранные инвестиции, и были сняты ограничения на импорт сырья и капитального оборудования. Значительно снизились таможенные тарифы. Проведенная в 1991 г. девальвация рупии стимулировала развитие экспорта. Рупия перешла в разряд частично конвертируемых валют. Таким образом, экономика Индии стала более открытой для остального мира.

3. Индия: «зеленая революция»

Из отсталой аграрной страны Индия превратилась за годы независимости в крупную аграрно-индустриальную державу. Но в то же время объем ВВП Индии в расчете на душу населения являлся одним из самых низких в мире.

В начале 60-х гг. в Индии сложилось тяжелое экономическое положение в результате нескольких неурожаев подряд. Чтобы исправить ситуацию, руководство страны выдвинуло грандиозный план, получивший название «зеленая революция». Речь шла о повсеместном внедрении высокоурожайных продовольственных культур, завезенных из Мексики. Осуществление проекта финансировалось частными американскими фондами. Использование мексиканских гибридных сортов предполагало применение новых технологий земледелия, удобрений и средств защиты растений. К удивлению многих скептиков, Индия сумела создать современную национальную индустрию, которая обеспечила крестьян и фермеров всем необходимым.

Внедрение высокоурожайных культур ставило Индию в зависимость от внешних поставок, что подрывало уверенность в успехе проекта. Кроме того, это привело к углублению имущественного неравенства в деревне. Использование гибридных семян и новейшей технологии требовало значительных инвестиций для приобретения машин и химикатов. На такие расходы могли пойти только крупные сельскохозяйственные предприятия. «Зеленая революция» привела к вытеснению части жителей из села, но и она же позволила значительно улучшить снабжение городов продовольствием. После первых неуверенных шагов были достигнуты обнадеживающие результаты. Индия очень быстро освоила производство семян, удобрений и средств защиты растений. Кроме того, были выведены местные сорта высокоурожайных культур, которые стали высеваться в зонах, менее благоприятных для их возделывания. Тем не менее в сельском хозяйстве Индии до сих пор соседствуют мелкие крестьянские хозяйства с архаичными методами земледелия и крупные современные предприятия, применяющие новейшую технологию.

4. Банковская система

Банковская система Индии – одна из наиболее эффективно работающих отраслей хозяйства страны.

Основным правовым документом, определяющим принципы построения и функционирования индийской банковской системы, является Акт о регулировании банковского дела, принятый в 1949 г. Главная роль в формировании и развитии банковской системы была отведена государственному Резервному банку Индии (РБИ), разрешения которого с момента его создания стали обязательным условием для открытия любого нового банка или отделения. РБИ также получил право контролировать деятельность других банков, регулировать процесс их объединения, устанавливать важнейшие показатели банковской деятельности.

За годы независимости индии ее финансово-банковская система прошла в своем развитии несколько этапов. В 50-е гг. наряду с увеличением числа мелких банков в результате концентрации финансового капитала в стране начали создаваться крупные коммерческие банки. В 1969 г. с целью более равномерного и рационального распределения кредитных средств было принято решение о национализации 14 ведущих коммерческих банков. В результате возможности государства по формированию валютно-денежной политики существенно расширились. В 1980 г. было национализировано еще 6 банков и до 40 % был повышен показатель обязательного кредитования приоритетных отраслей экономики. На долю государственного сектора в         80-е гг. приходилось около 90% всех банковских кредитов.

Однако национализация банков имела неоднозначные последствия. С одной стороны, значительно расширилась сеть банковских отделений, число которых превысило 60 тыс., причем количество отделений в сельских районах увеличилось с 1,8 тыс. до 35 тыс. С другой стороны, большинство отделений в сельских районах невелико по объемам производимых операций, работает с очень ограниченным кругом клиентов, кредитуя в основном мелких фермеров и предпринимателей одного района, ввиду чего эффективность такой банковской деятельности низкая.

 Жесткий государственный контроль, отсутствие конкуренции, пренебрежение законами рынка в угоду социально-политическим интересам и, как следствие, низкая эффективность производства привели к тому, что к началу 90-х гг. государственные банки оказались в тяжелом финансовом положении.

С целью скорейшего выхода из кризиса, поразившего экономику Индии в 1991 г., правительство пошло на значительную либерализацию политики в банковской сфере. В 1993 г. было разрешено создание новых частных банков, причем в этом процессе допускалось участие иностранных партнеров.

В рамках либерализации государственные банки получили право выпускать акции, привлекая тем самым дополнительный капитал и укрепляя свою финансовую базу. Однако контрольный пакет (51%) продолжает оставаться у государства.

Почти в 30 странах мира работает 150 отделений индийских банков, которые играют важную роль в обслуживании индийской внешней торговли, в первую очередь, в финансировании и расширении индийского экспорта. Кроме того, они традиционно работают с проживающими за границей индийцами.

Особое место в банковской системе страны принадлежит специализированным банкам развития, которые можно разделить на две категории – общеиндийские и региональные. Их основной функцией является финансирование создания новых предприятий, а также модернизации и расширения уже действующих путем выдачи займов, гарантий, выпуска акций и облигаций и т.д.

Несмотря на существенную либерализацию банковской системы доминирующие позиции в ней по-прежнему занимает государство. Подавляющий объем банковских операций в стране (около 90%) осуществляют 28 государственных банков. Крупнейшим из них является «Стейт Бэнк оф Индия» - «Империал Бэнк оф Индия», созданный еще англичанами в колониальный период. В частном секторе по объемам операций выделяются 15 крупнейших банков.

Роль иностранного капитал в банковской системе Индии не велика. В настоящее время в стране действуют 25 иностранных банков (100% иностранная собственность), которые имеют 146 отделений. Доля иностранных банков в общей сумме банковских депозитов составляет около 8%.

5. Внешнеэкономические связи

Национальная экономика Индии работает прежде всего на свой собственный очень емкий внутренний рынок. Поэтому страна принимает ограниченное участие в международном разделении труда. Экспорт колеблется примерно в пределах 7% ВВП. При низком общем уровне экономического развития душевой показатель экспорта – около 25 долл. в год – один из самых низких в мире и не обеспечивает закупку по импорту необходимых товаров. Торговый баланс, как правило, пассивный.

Направленность внешнеэкономических приоритетов Индии многие годы остается практически неизменной. 

Внешняя торговля играет ведущую роль в хозяйстве страны, однако в конце 90-х гг. у Индии экспортная квота по товарам составляла всего 10%. К основным факторам, тормозящим развитие индийского экспорта, относятся невысокое качество большинства индийских товаров и несовершенная организация экспортного производства. Примером упущенных возможностей в развитии экспорта и потери своей доли на мировом рынке может служить текстильная промышленность, которая относится к традиционным индийским экспортным отраслям. С 1960 по 1997 гг. доля Индии в мировом экспорте хлопчатобумажных тканей и изделий сократилась с 9 до 3%. Причиной снижения их конкурентоспособности является запрет правительства Индии увеличивать производство этой продукции на крупных текстильных фабриках, так как производство хлопчатобумажных тканей закреплено за мелкими предприятиями. 

К основным статьям индийского экспорта относятся ювелирные и кустарно-художественные изделия, одежда, джутовые изделия, сахар, кожи, чай, пряности, хлопок, злаковые культуры. Высокими темпами растет экспорт железной руды, и в 90-х гг. Индия стала четвертым по объему экспортером этого сырья в мире.

Все большую долю в объеме вывоза товаров из страны начинают занимать алюминий, машины и оборудование. С 80-х гг. растет экспорт программ для компьютеров. Формирующая прослойка технически грамотных национальных кадров привлекает такие высокотехнологические компании, как «Майкрософт», «Моторола», «Новел», открывшие в 1996-1997 гг. свои центры в Индии.

В структуре индийского экспорта текстильные изделия составляют 24%; сельскохозяйственная продукция – 18,9%; ювелирные изделия – 14%; машины и оборудование – 8,1%; кожа и кожаные изделия – 4,4%; фармацевтические товары – 4%. В общем объеме мирового экспорта чая на долю Индии приходится около 20%; специй, изделий из кожи, жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней – 10%; железной руды и ее концентратов, кожевенного сырья, хлопчатобумажных тканей и текстильных изделий – 5–7%. В мировом экспорте машин и оборудования доля Индии составляет 0,7 – 2%.

 В структуре индийского импорта ведущее место занимают нефть и нефтепродукты (21,6%); машины, оборудование и транспортные средства (22,5%), драгоценные камеи и ювелирные изделия (7,8%); химические продукты (7,4%); золото и серебро (6,0%); черные металлы (2,9%).

Основные торговые партнеры Индии – США (19,5%), Великобритания, Япония, Германия, Гонконг (от 5,5 до 6%), ОАЭ, Бельгия, Италия (3-5%). На развитые страны приходится более 60% внешнеторгового оборота Индии. Доля России во внешнеторговом обороте Индии в 1997 г. составила 1,8%.

Следует отметить, что в реализации планов экономического и социального развития Индии, помимо внешнеторговых связей, довольно весомую роль играет иностранная финансовая помощь западных стран. Она составляет около 7 млрд долл. в год, причем примерно половина этой суммы – безвозмездные субсидии и льготные займы.

С начала 90-х гг. правительство индии активно проводит политику открытой экономики, прежде всего путем привлечения иностранного капитала природными богатствами, дешевой рабочей силой, либерализованной правовой базой, с целью ускоренного технического перевооружения промышленности и модернизации экономики в целом. И эти мероприятия по привлечению иностранных инвестиций увенчались определенным результатом. Если в 1986-1991 гг. среднегодовой приток иностранных прямых инвестиций в страну составлял менее 200 млн долл., то в 1997 г. он превышал 3 млрд долл.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов оказались такие отрасли экономики, как телекоммуникации, энергетический комплекс, металлургия, транспортное оборудование, нефтехимия, лесозаготовки и экспорт драгоценных камней.

Благодаря либерализации правового режима во внешнеэкономической сфере быстрыми темпами растет объем фондового рынка. По объему капитализации (127 млрд долл. в 1996 г.) индийский рынок акций является одним из крупнейших среди «возникающих» финансовых рынков. И все же, по расчетам индийских экономистов, для поддержания темпов экономического роста страны на уровне «азиатских тигров» ей необходимо привлекать в год не менее 10 млрд долл. иностранных инвестиций. В середине 90-х гг. индийская экономика получал только около 3 млрд долл. иностранных инвестиций в год. К основным факторам, препятствующим притоку зарубежных инвестиций в индийскую экономику, следует отнести неустойчивую политическую ситуацию, социальные конфликты, бюрократию, коррупцию, протекционизм, слаборазвитую производственную инфраструктуру.

Среди государственных кредиторов Индии на первом месте стоит «Форум развития Индии». На него приходится 85% всего объема предоставленных кредитов. Из числа участников Форума ведущие позиции занимают МБРР* – 29%, МАР** – 26%. 

В результате массированного привлечения внешних ресурсов в последние годы прослеживается тенденция к росту внешней задолженности Индии и существенному увеличению выплат в счет погашения основного долга и процентов по нему, что серьезно осложняет валютно-финансовое положение страны.  Внешний долг Индии в 1997 г. достиг 100 млрд долл. Норма его обслуживания превышает 27%. Вследствие замедления темпов роста экспорта и одновременно опережающего развития импорта а 1997 г. (экспорт составил 34 млрд долл., а импорт – 40,5 млрд долл.) торговый дефицит увеличился до 6,5 млрд долл. в 1997 г. против 5,4 млрд долл. в 1996 г. Курс рупий упал с 35,8 до 41,7 за 1 долл. Золотовалютные резервы страны на апрель 1998 г. составляли около 30 млрд долл.

После парламентских выборов весной 1998 г. правительством Индии была сформирована экономическая программа, продекларировавшая приверженность страны к политике «экономического национализма» , что означало приоритетную поддержку индийских производителей. Вместе с тем в программе содержится обещание улучшить условия стимулирования иностранных инвестиций в развитие инфраструктуры, энергетики, в экспортно-ориентированные отрасли. Самой приемлемой формой участия иностранного капитала в развитии индийской экономики объявлены совместные предприятия.

Аналитики, отмечая громадный экономический потенциал Индии, прогнозируют высокие темпы роста ее ВВП в ближайшие годы. Эксперты Всемирного банка включают Индию в «большую пятерку» вместе с Китаем, Бразилией, Индонезией и Россией. На долю этих стран в середине 90-х гг. приходилось 8-10% мирового производства и торговли, а к 2020 г. их вклад, вероятно, увеличится вдвое. Еще более впечатляют перспективы роста населения в Индии. По оценкам Всемирного банка, к 2025 г. оно достигнет 1,4 млрд человек и лишь немногим будет уступать китайскому – 1,47 млрд человек, а в конце XXI в. индийцев будет в два раза больше, чем сегодня – 1,9 млрд чел.

6. Экономические отношения России с Индией

Российско-индийские экономические отношения имеют давние традиции. Кульминацией расцвета внешнеэкономических связей СССР с Индией стал Договор о мире, дружбе и взаимовыгодном сотрудничестве, подписанный         9 августа 1971 г. и предусматривающий развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества во всех областях экономики, науки, техники и культуры.

Индия являлась одним из важных торговых партнеров бывшего СССР, удовлетворяя его потребности в импорте чая на 70%, кофе – на 60%, джутовых изделий – более чем на 90%, медикаментов – на 30%. При содействии республик бывшего СССР в Индии было построено более 70 различных промышленных объектов в базовых отраслях черной и цветной металлургии, тяжелом машиностроении, энергетике, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности. Совокупные поставки всех видов советских товаров в Индию позволили в 1990 г. довести товарооборот между странами до 5,5 млрд долл.

Распад Советского Союза оказал резко отрицательное влияние на российско-индийские отношения. Если в 1990-1991 гг. доля СССР превышала 10% процентов внешнеторгового оборота Индии, то к концу 90-х гг. – едва достигала 2%. В 1997 г. внешнеторговый оборот между Индией и Россией оценивался в 1,7 млрд долл. (немногим более 1% внешнеторгового оборота России). Наиболее пагубно сказался на российско-индийских экономических отношениях широкомасштабный кризис российской экономики, который исключил возможность кредитной поддержки российского экспорта машин и оборудования в Индию. В результате Россия утратила свою долю на этом рынке.

Восстановление экономических отношений между Россией и Индией происходит медленно. В 1993 г. в ходе визита Президента России в Индию был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Индией. В  1997 г. в результате переговоров правительственных делегаций был подписан пакет документов, который включает соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве т взаимопомощи в таможенных делах. Помимо торговли продолжается экономическое сотрудничество в области реконструкции и модернизации отдельных объектов на металлургических заводах в Бхилаи, Бокаро, Визакхапатнаме, Дургапуле и Руркале, на электростанциях «Бхакра» и «Нейвели». Стороны приняли решение о строительстве с участием российских специалистов двух атомных электростанций в Индии. В частности, предполагается сооружение атомной электростанции в Куданкуламе мощностью 2´100 Мгв, а также готовится соглашение о сотрудничестве в сооружении крупнейшей гидроэлектростанции в Тери, мощностью 4´400 Мгв. Продолжается военно-техническое сотрудничество, имеющее давние традиции и благоприятные перспективы. К наиболее крупным поставкам российского оружия и военной техники во второй половине 90-х гг. относятся десять подводных лодок типа «Кило» и авианесущий крейсер. Кроме поставок оружия намечается совместные его проектирование, исследовательские и опытно-конструкторские работы, продажа лицензий на изготовление.

Определенную положительную роль в развитии российско-индийских отношений играет учрежденная в 1992 г. Межправительственная российско-индийская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству. У этого сотрудничества имеются благоприятные возможности для дальнейшего развития. Обе стороны располагают богатыми природными ресурсами, научно-техническим потенциалом, растущими внутренними рынками, а главное, экономики обеих стран взаимодополняемы. К началу 1998 г. в России зарегистрировано около 250 совместных предприятий с участием индийских фирм и объемом капиталовложений приблизительно 20 млн долл., которые занимаются преимущественно краткосрочными торговыми операциями с гарантированно быстрым возвратом капитала.

В настоящее время ежегодно от Индии в счет погашения ее задолженности по государственным кредитам бывшего СССР и Российской Федерации (консолидированный долг составляет 320 млрд рупий) поступает около 30 млрд рупий (850 млн долл.), за счет которых осуществляется около 90% российского импорта из Индии (диаграмма 3).

Диаграмма 3

Товарооборот России с Индией

(в млн долл. США)

Годы

 

Одной из острых проблем торгово-экономических отношений России с Индией остается узость товарной номенклатуры взаимной торговли. Более 60% российского экспорта в Индию по-прежнему базируется на поставках четырех видов товаров: черных и цветных металлов, газетной бумаги и удобрений. Половину российского импорта из Индии составляют чай, рис, кофе, табак, специи, орехи кешью, медикаменты и небольшое количество текстильных изделий.

Активности индийских фирм по созданию совместных предприятий производственного профиля пока не наблюдается. Видимо это объясняется, в частности, тем обстоятельством, что довольно значительное количество индийских предприятий все еще относит Россию к странам с повышенной степенью риска при осуществлении внешнеэкономических сделок. Похоже, что этим критерием руководствуется и индийская государственная корпорация гарантирования экспортных кредитов, осуществляющая защиту местных экспортеров от политических и коммерческих рисков. Лишь в последние годы были сделаны первые реальные шаги к созданию совместных предприятий в фармацевтической отрасли.

Однако сохранение нынешних объемов российско-индийского экономического взаимодействия, а тем более их расширение, зависит от интенсивности и продуктивности поиска представляющих взаимный интерес объектов и форм сотрудничества. У российской стороны вызывает озабоченность то, что индийские платежи за поставки товаров и услуги, оказанные индийским партнерам до распада СССР, через 3-4 года могут оказаться исчерпанными и продолжение закупок в Индии потребует сективизации российских поставок для формирования валютных ресурсов для таких закупок. Также, к препятствиям, стоящим на пути развития российско-индийских экономических отношений, относятся конкуренция ТНК третьих стран, внедрившихся в экономику Индии; нестыковка интересов российских и индийских частных компаний с общегосударственными интересами; отсутствие согласованной всеобъемлющей долгосрочной программы двустороннего сотрудничества и финансовых механизмов ее реализации, а самое большое – экономическая слабость России.

Заключение

Индия играет ведущую роль в южноазиатской системе государств. За годы независимости экономический потенциал Индии значительно вырос. Произошли коренные изменения в структуре ее хозяйства. В последнее время в структуре индийского экспорта растет доля продукции металлургии, машиностроения, фармацевтической промышленности, компьютерных программ.

Экономика Индии показывает последовательный рост, прочно занимая позиции среди стран, добившихся самых высоких показателей роста в мире. Макроэкономические данные последних нескольких лет выглядят благоприятно при росте ВВП в районе шести процентов. Это один из наиболее высоких параметров роста, наблюдаемых в настоящее время. Состояние платежного баланса Индии за последние годы также оставалось довольно благоприятным.

Усиление роли внешнеэкономического фактора в процессе хозяйственного развития Индии создало объективные предпосылки для расширения направлений и форм сотрудничества с зарубежными странами.  На всех этапах экономического развития Индия сочетала торгово-экономические связи с той или иной группой стран – социалистическими или капиталистическими, с общим национальным курсом на равноудаление в мировой политике и неприсоединение, а также потребностями экономики страны. Во многом именно в результате проведения такого курса в 50-е-60-е гг. создалась предпосылка к значительному развитию торговых связей с СССР и другими социалистическими странами.

Однако к концу 70-х гг. развитие внешнеэкономических связей Индии с зарубежными странами все активнее связывалось с получением передовых технологий, а также с включением экономики страны в мировое капиталистическое хозяйство. Расширились связи с ведущими странами Запада, прежде всего с США, Великобританией, Францией, Германией, Японией. В то же время, столкнувшись с резким обострением конкуренции на рынках капиталистических стран, Индия все больше стала уделять внимания развитию торгово-экономических связей со странами третьего мира. Этому также способствовал мировой энергетический кризис, усиливший дисбаланс в торговле Индии с нефтедобывающими странами, а также стремление Индии занять ведущее положение в развивающемся мире.

С новым витком экономического роста, придавшим дополнительный импульс развитию Индии и России, пробудились надежды на активизацию индийско-российского партнерства, в том числе с расчетом на новые сферы и возможности сотрудничества. Потенциал в таких традиционных отраслях, как чай, трикотажные изделия, лекарственные препараты и продукция фармацевтики, кофе, табак, рис и товары из кожи, остается значительным.

Список использованной литературы

1.

Мировая экономика: Учебник/Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – 734 с. – (Серия: Homo faber).

2.

Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.П. Колесова и д-ра экон. наук, проф. М.Н. Осьмовой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000 – 480 с.

3.

Мировая экономика: Учебник/Под ред. Е.Д. Халевинской. – М.: Юристъ, 1999. – 304 с.

4.

#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">* МБРР – международный банк реконструкции и развития – международная валютно-кредитная организация, концентрирующая свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам. (Всемирный банк).

** МАР – международная ассоциация развития – организация группы Всемирного банка, предоставляющая займы для обоснованных проектов в рамках национальной экономики.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.