РУБРИКИ

Шапсуги

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Шапсуги

Шапсуги

Шапсуги

Шапсуги, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском районах Краснодарского края, небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались.

По косвенным данным, насчитывали в 1926 - 4 тыс. чел.; сейчас численность - около 10 тыс. чел. Говорят на диалекте адыгейского языка. Верующие - мусульмане-сунниты.

Шапсуги составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр. адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг).

Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. В кон. 1860 был учреждeн меджлис, объединивший Шапсугов, убыхов и натухайцев.

В 1864 основная часть Шапсугов вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось около 2 тыс. Шапсугов.

В 1924 был создан Шапсугский национальный р-н с центром в Туапсе, затем в с. Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский район Краснодарского края. На 1-м съезде шапсугского народа в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского национального р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского национального р-на.

Традиц. культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овeс; с конца 18 в. широко распространилась кукуруза. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством.

В материальной культуре традиционные элементы сохранились в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров).

Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовныс платки. В общественно-семейном быту сохраняются многие патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями.

Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия Со-зсреша, покровителей скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного ремесла Тленша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.