РУБРИКИ |
СЭЗ в России |
РЕКЛАМА |
|
СЭЗ в РоссииСЭЗ в России
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
на тему
“СЭЗ В РОССИИ” РЭА им. Г. В. Плеханова Анисимов Михаил 2-ой курс факультетаБиДА. Содержание работы: 1. Введение. 2. Исторический аспект формирования СЭЗ. 3. Современная концепция создания экономич. зон. 4. Зоны совместного предпринимательства в СНГ. 5. Заключение. ВВЕДЕНИЕ
Одной из составных частей перестройки народного хозяйства СССР является радикальная реформа дея- тельности внешнеэкономического комплекса. Кроме су- щественного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в Советском Союзе эко- номики открытого типа, что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их со- стязательность. Концепция перестройки внешнеэкономических свя- зей исходит из того, что в современном взаимозависи- мом мире советская экономика является частью миро- вой и не может успешно развиваться в отрыве от по- следней. Поэтому стратегия экономического развития нашей страны должна разрабатываться с ориентацией на мировой уровень. Это подразумевает существенное усиление влияния внешнеэкономических связей на тем- пы, пропорции и характер экономического роста в стра- не, внутреннее ценообразование и региональное разви- тие; Внешнеэкономические связи, таким образом, должны стать самостоятельным источником увеличения нацио- нального дохода Советского Союза, постоянной состав- ляющей. при выборе путей решения народнохозяйствен- ных задач. В концепции перестройки внешнеэкономических свя- зей СССР учтена необходимость изменения отношений между формами собственности, существующими ~ на- шей стране и в государствах Запада. Оставаясь Соци- альными антиподами, они тем не менее образуют в точ- ках соприкосновения своеобразные гибридные формы в виде собственности совместных предприятии в СССР, инвестиционных активов советских организаций как за границей, так и на территории страны. Новые формы внешнеэкономических связей (совме- стное предпринимательство на территории СССР, сво- бодные экономические зоны, зарубежное инвестирова- ние и т. д.) призваны способствовйть усилению исполь- зования в нашей экономике прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта, развитию экспорт- ного сектора страны и расширению финансовой базы модернизации народного хозяйства.
В свою очередь, советские капиталовложения за ру- бежом и в свободных экономических зонах на террито- рии СССР позволяют создать там инфраструктуру, не- обходимую для увеличения советского экспорта (преж- де всего машинотехнического), а также собственную производственную базу для стабильного снабжения на- шей страны различными товарами.
Существенно и то, что новые формы внешнеэкономи- ческих связей предусматривают еще и решение такой за- дачи, как вывести Советский Союз на статус уже не только международного торговца, но и международно- го инвестора.
Принципиально вам или. . Таким районам предоставлявт- ея еще большие лъготы в отношеник ино~анних инве- сторов, что приблииает: их по преференциальным усле- виям к специальним эконожическим. зонам. Например, с предприятий проивведстввннего харак- тера, создаваемых в этих районах, подоходный налог взимается: в размере 15~~ (иными еловами, как: в спе- циальных зонах), плата за аренду земли здесь ниже. Однако эти льготы распростраияются только на произ- водственные предприятия, разрабатывающие новую тех- нологию и новые виды продукции, а также исследова- тельские центры. Остров Хайнань недавно был выделен в новую про- винцию Китая и превращен в пятую по счету крупней- шую из всех ныне имеющихся специальную экономи- ческую зону. Ее ведущее положение по отношению к иругим специальным зонам и портовым городам заклю- чается в том, что главенствующую роль в ькономике здесь играет рыночное регулирование, а в структуре собственности основное место займут совмеатные пред- приятия; т. а использующие иностранный капитал, ко- оперативные, а также предприятия, полноатью принад- лежащие иностранным компаниям. В остальных специ- альных экономических зонах различные фермы собст- венности соеуществуют при ведущей роли государствен- ной собственности. Как отмечается в китайской печати, рыночная эко- номика, которую планщуется сформировать на острове, , Поскольиу остров Хайвань рЬсположен- в субтропи- ках, предполагается превратить его в ведущий центр Ки- тая по производству тропических сельскоховяйственных культур, Для этого там создаются значительные про- мышленныв мощности по переработке каучука, пальмо- вого волокна, кокосов, сахарного тростника и чая. Предусматривается также развитие лесного хозяйст- ва, животноводства, рыболовства и выращивание раз- личных мооских культур, Это должно заложить проч- ную базу для проивводства лесоматериалов, иродуктов жюотного происхождения.и даров моря. Кроме того, на .острове планируется всемернае раз- витие угальной и совдание нефтехимической промыш- ленности. В Чанпо с 1984 г. ведутся работы по сраданию карьера площадью,почти 60 км' для добычи буроге угля открытым апособом. Заключаются контракты с зарубеж- ными компаниями на разработку иеточннков нефти и гааа.ка~ва суше, так и на морском шельфе. . -Совмесзные предприятия и предприятин, полностью принадлежащие иностранному капиталу, являются ос- новными в специальных зкономинеских звнах и в от- крытых партах Китая. Хотя они сосуществуют с госу- дарственными предпривтиями, с предприятиями, нахо- дящимися в коллективном и частном владении, на их долю прихадится ббльшая часть валового национально- го продукта, производимого в экономических зонах, а также и основная часть стоимости экспорта. Оборудование, сырье и материалы для производст- ва, как правило, приобретаются за границей. Вся про- дукция специальных экономических зон и прибрежных районов Китая предназначена в основном для экспорта. Выживание предприятий, созданных при участии ино- странного капитала в таких зонах, завусит от того, на- сколько успешно они конкурируют на мировом рынке. На внутренний рынок страны эти предприятия выходят в очень редких случаях по специальному разрешению правительства. В экономике китайских специальных зон главную роль играет не плановый, а рыночный механизм. Их хо- зяйственная деятельность регулируется рыночными си- лами в рамках общего государственного макропланиро- вания, приводя в действие такие экономические .факто- ры, как цены, заработная плата, издержки производст- ва, прибыли, налоги, валютные курсы и процентные стайки. Рынечный механизм - основное отличительное свойство экономики специальных зон от экономики остальной части страны. Следует отметить, что в Китае среди многочислен- ных вопресов, связаннмх с созданием специальных эко- номических Эон, особое место занимают проблемы орга- низации и управления. В КНР особый внешнеэкономический режим вводит- ся либо в существующих административно-тсрритори- альных единицах разного уровня (городах и городскиМ районах, уездах, провинциях), либо такие единицы соз- даются специалъно. Они управляются местными орга- нами власти, имеющими для этого соответствующие пол- номочия. В стране. одновременно функционируют , , , , в провинции Хайнань. Они различаются между собой по степени открытости для взаимодействия с заграницей, но одновременно имеют большие полномочия по ведению внешнеэкономической деятельности, чем осталъные районы страны.
Характерная особенность практики Китая - осуще- ствление широкого круга зкономических и организаци- онно-правовых мер по созданию благоприятного инве- стиционного климата не только в специальных экономи- ческих зонах, но и по всей стране. К началу 90-х годов в КНР утверж4ено в общей сложности около 15 тыс. соглашений о создании объектов с участием иностран- ных партнеров на сумму свыше 25 млрд. долл.
В результате к настоящему времени Китай вошел в число ведущих получателей частных иностранных инве- стиций в мире.
Иностранным инвесторам разрещено как в слециаль- ных зонах, так и на всей территории Китая создавать сорм~стные предприятия сроком обычно до 50 лет. При этом они обеспечивают не менее 25~Д акционерного ка- питала, вкладывают средствд путем предоставления ли- цензий, ноу-хау и прочих видов нетрадиционных техно- логий и даже учреждают компании, где иностранцам принадлежит весь капитал предприятия.
С середины 80-х годов Китай легалиаовал создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу, которые ранее могли действовать только в слециальных экономических зонах,
Налоговое регулирование предусматривает ряд льгот, вилючай полнов или частичное освобождение зональных предприяти6 От подоходного налога в теченив первым трех - пяти лет Деятельности, а также различные нало- говые скидки. В специальных экономических зонах осуществляется минимальное налогообложение, поощрительное кредито- вание, гарантированное, в том числе и по льготному та- рифу, обеспечение энергией, сырьем, материалами, ква- лифицированной рабочей силой. Практика использования в КНР иностранного капи- тала подтверждает ряд признаков его реальной стиму- лирующей роли. Наиболее явно она проявляется в тех отраслях китайской экономики и в тех районах страны, где в наибольшей степени сконцентрированы такие объ- екты сотрудничества. Например, ироизводительность труда на этих объек- тах в специальной экономической зоне Шэньчжэнь в 6,5 раза выше средних локазателей государственной про- мышленности Китая. Эффективность капиталовложений выше по меньшей мере вдвое. Именно на зональных предприятиях наиболее актив- но осваивается выпуск конкурентослособной на мировом рынке продукции прогрессивных отраслей промышлен- ности. Концепция специальных ~кономических зон в КНР постоянно пересматривается и модернизируется. Так, в 80-е годы в стране было лринято более 100 норматив- ных актов по регулированию иностранного предприни- мательства. Тем не менее комплексная система регули- рования иностранного капитала, по оценке китайских спвциалистов, еще далека от завершения. Опыт показывает, что создание инвестиционного кли- мата является не единичной акцией, а сложным и дли- тельным процессом, требующим периодического возвра- та к уже, казалось бы, решенным вопросам, их пере- смотра с учетом накопленного опыта и изменившихся обстоятельств.
ПРОЕКТЫ СОЗДАНИЯ СВОБОДНЫХ экономических зон в польшк
Организация свободных экономических зои в Поль- ше началась еще в середине 30-х годов, когда в Гдань- ском морском порту впервые была создана'беспошлин- ная зона. Однако через три года в результате чрезвы- чайных политических и экономических условий в стране проект их развития был ликвидирован. И только в на- стоящее время эта проблема стала вновь актуальной в связи с проведением многмбещающих экономическых Реформ в стране. С 1 январл 1989 г. в Пальже встунил в силу эакон , который в значнтельной степенн упростил првцедуру цзаымооуношений с ыыостраинымн партнера- ми, в том числе и в создании .смешанных аредпрня1йй. Причем право формнровать акцыоиерныв общества с . участием зарубежных инвестоуав была распространено и на частный сектор. Законом было отменено положение, ио которому лольский лартнер обязательно должеи обладать осров- ным лакетом акцнй. В настоящее время установлен лишь нижний нредел (около 207о ) вклада уставного фонда капитала, который должен внести иностранный партнер. Руководить предлриятием может как польский, так и иностранный гражданнн. Разработка и принятие этого закона в значит6ль- ной степени сти~улировали создание на территории Польши свободных экономнческих зон. В стране был опубликован ряд проектов, в которых обосновывалась необходимость этих мер для польской экономики. Вопрос был рассмотрен в иравительстве, большой интерес к проблеме создания свободных экономических зон проявила общественность. В качестве точки отсче- та был принят опыт Китая. Идея экономических зон в 'Польше появнлась преж- де всего в результате местной иннциативы, а не как це- ленаправленная стратегия со стороны центральных ор- ганов власти. Это позволяет сделать вывод, что созда- ваемые зоны рассматриваются польским правительством в основном как средство решения определенных задач местного и регионального характера. Такая точка зрения четко отражена в официальных документах, в которых, в частности, говорится, что спе- циальные экономические зоны создаются в целях при- влечения внимания иностранмых инвесторов к отдель- ным районам страны для стимулнрования там экономи- ческой деятельности. Все льготы и преимущества, а также прибыл~ по- лученные страной-партнером, согласно польской концеп- ции экономических зон, будут определяться экономиче- ским прогрессом в данном регионе. Предприятия, расположенные в свободиых экономи- ческих зонах в Польше, функционируют на основе само-- финайсирования, на них не распространяетсй действие дарственного механизма управления. Все они будут ор нтированы на экспорт не только услуг, но и про- изведенных там товаров. Основное внимание уделяется организации услуг в мещдународном торговом секторе и особенно траязит- ныМ 1орговым потокам, пакетировайию и распоковке груЪов, хранению, идентифицированию и т. д., а также мейицинскому, дантистскому и туристическому эбслужи- ванию. В большинстве ироектоь создания экономических зон предполагается начинать с преДоставлении сервис- ных услуг, поскольку в этом случае требуются неболь- шие капиталовложения. В последующем планируется создать там предприятия различных отраслей промыш- ленности. Почти все проекты формирования свободных эконо- мических зон предусматривают, что экспорт продукции здесь осуществляется независимо от таможенной систе- мы, дейстзующей в стране. Таможенные пошлины бу- дут применяться только тогда, когда продукция из эко- номической зоны направляется на польский рынок. Для иностранных вкладчиков капитала немаловаж- ное значение имеет географическое расположение Поль- ши в целом и отдельных ее регионов. В частности, Поль- ша может служитр связующим звеном между Совет- ским Союз.ом и странами ЕЭС, между Скандинавскими государствами и странами Юга Европы с последующим выходом на государства Азии. С этой точки зрения наи- более перспективными являются зоны, создаваемые на побережье Балтийского моря, т. е. морские порты и трансл'ортные каналы по рекам Одеру и Висле. Первым проектом, объявленным к реализации в стра- не, был проект создания беспошлинной зоны в Шецине - Свинувиыче. Территория зоны превышает 60 га и пре- дусматриваат создание соответствующей инфраструкту- ры. Управление этой зоной будет осуществляться адми- нистрацией порта. Со временем планируется расширение масштабов деятельности зоны: там будет осуществляться иромыш- ленное производство, а размеры территории увеличатся до несколъких сотен гектар. Обосновывая проект, специалисты исходили из того, что Шецин - Свинувишче имеет стратегически важное -поюжение - рядом со скандинавскими портами и не- далеко от маршр~ов Серерногв моря, а также других важных мореких путей., Кроие тог~ на реке Одере рас- положени необхрдимые ногрузочно-раэг.рузочные еоору- жения, ориентифованные иа обслужиэание южных ре- гионов страны, да ихлавный промышленный район Поль- ши - Силезия. ' _ _ Помимо этих омвидных преимуществ, экономическая зона в Шецин - Свинувишче имеет достаточно развитую инфраструктуру для портовых сооружений и сравни- тельио квалифицированные кадри. Цель создания этой зоны - прежде зсего разви- тие торгово-промышденных, транспортных операций в Шецине и его пригородах; а также повышение качества портовых услуг и расширение внешнеторговых связей . страны. Здесь будут еконцентрированы погрузочно-раз- грузочные операции, временнм хранение грузов, сорти- ровка, очистка, установка, крож того, обработка, сбор- .ка и разборка поступающей в порт иродукции. В этой зон~ плинируется оказывать дополнительные услуги, связанные с, встречей и отправкой кораблей, об- служиванием плавсостава иностранных судов. Финансово-зконрмцческий режим ' зоны в Шецин - Свинувишче бу'дет включать все основные элементи, ха- рактерные для беспошлинных зон. Инвесторы, вложив- шие свои капиталы, в течение пяти лет будут освобож- даться от налбгообложения на доходы, а процентный налюг на' них в последующем не должен превышать 30%. Им будет разрешен'неогранйченный перевод дохо- дов за границу. Все сделки в пределах экономической зоны и с внеш- ним миром, а также вознаграждение персоналу преду- смотрено выплачивать в конвертируемой валвте. Управлять экономической зоной будет специально ор- ганизованная акцианерная компания, которая также мо- ~кет осуществлять независимые экономические операции. В настоящее время эта компания имеет 70 польских и около 30 зарубежных акционеров. Второй проект предусматривает создание беспошлин- ной зоны в небольшом польском порту Утск. Основная цель формирования этой зоны - создание благоприят- ных условий для экономического развития региона, в ча- стности для экспорта сельскохозяйственной продукции ва соседние рынки. Как полагают польские специалисты, зта зона также должна .внеети свой вклад в-расшира- ние услуг, предоставляемых туристам. Прибрежная территория будет исиользоваиа ' для строительства крупных плавучих госгиниц высшей кате- гории обслуживания с ресторанами, барами, конферени- залами и другими необходимыми помещениями. Эти со- оружения будут находиться во владении шведской ком- пании, у которой есть' соответствуюший опыт строитель- ства и управления международными туриетическими комплексами. Часть экономической зоны булет использована лля строительства коммерческого центра, состояшего нз Ь взаимосвязанных эданий общей площадью 15 тыс. м". Там же будут-созданы складские помещения для вре- менного хранения транзитных грузов.
Финансирование зоны планируется организовать по трем направлениям. Техническая инфраструктура, вклю- чая водо- и энергоснабжение, средства коммуникаций финансируются компанией по управлению зоной, ком- мерческий центр - потенциальными его пользователя- ми, международный туристический комплекс - швед- скоК компанией.
Предполагается, что чистый лохол от функциониро- вания эхономической зоны в Утске составит не менес З млн. долл.
Варшавская беспошлинная зона в отличие от упо- мянутых выше создается специалъно для развития поль- ской электронной промышленности, а также для расши- рения валютных операций за счет экспорта. Варшава уже теперь является главным промышленным и научно- техническим центром электроники, который обеспечивает свыше 30~о доходов всего района в национальный бюд- жет.
Своеобразное положение этой эиономической зоны определяется ее близостью к Варшавскому межлународ- ному аэропорту. Предполагается, что на предприятиях Варшавской беспошлинной зоны будут заняты почти 4000 человек. Наряду с производством и сборкой различных элек- тронных компонентов здесь будут осуществляться на- учные исследования и разработки в электронике, инже- ниринг и подготовка кадров. Планируется организова~ электронную биржу, которая будет предоставлять услу- ги всем восточиоевропейским странам, а также валют- ную биржу. Сбъем необюдимых капиталовлыкений оценивается в 15 млн. долл. Йраект будет финансироватьси упрвв- ляющей компанивй (до 20~ ) и зарубежными инвесто- рами. Варшавская беспошлиниая зона создается прежде всего для иностранных фирм. Польские прюдприятия могут участвовать лишь в тоы случае, аслм у ник есть иностранный инвестор.
Иницнаторы создания этой зоны надеются, что деше- вая и квалифицироранная рабочая сила будет одним из главных факторов привлечения в 'Варшиву иностранно- го капитала. По польским источникам, стоимость рабо- чей силы в электронной промышленности Нольши в 3 раза меньше, чем.на Тайване или в Южной Корее, при- близительно в 8 раз меньше, чем в Ирландии, и в 16 раз меньше, чем в Швеции или Швейцарии,
Еще одкн стимул для иностранцев - доступ на по- ка еще незаноеванный рынок сбыта электронной про- дукции в жкточроевропейских ст.ранах и на развиваю- щийся быстрыщй темпами польский рынок, особенно по- требительсюй электрмики. Основные иностранные компаиии, на которые дела- ется ставка, - это фырмы Западной Европы.
В Варшавской беспошлинной зоне будет установлен саециальний финансовый и экономический режим. В частности, здесь 'будет осуществляться беспошлинный иипорт и экспорт, .установлена единая валюта - дол- лар США. Кроме того, в течение 6 лет получаемые до- ходы будут освобождены от налогообложения, а про- цеит налогов на доходы в последующие годы не будет превышать 20%.
Предусматриваются упрощенные административные процедуры и неограниченный перевод прибыли за гра- ницу для иаостракных.инвесторов.
Управление экономической зоной будет осуществлять- ся специально созданной акционерной компанией, среди членов-ортанизаторов которой органы власти Ъаршав- ского воеводства, фонд промышленной реконструкции Лольши и электронный концерн ЭЛПОЛ. Эта компакия будет выплачивать налоги и оплачивать ссот~етствую- щие коммунальные и другие услуги в злотых, но нред- примтия, расположенные в дакной зоне, будут выпол- нять все свои обязательства в долларах США. 'Свободная зона в Малашевичи - Тересполе - четвер- тый одобренный правительством Польши проект - не имеет выходов ни на морские, ни. на речные маршруты. Она расположена на востоке страны, недалеко от грз- пиц с СССР. Во многом формирование этой зоны опре- деляется географическим полажеиием на главном траи- спортном пути Восток - Запад - Восток.
Имеющаяся здесь техническая инфраструктура круп- нейшего в Польше железнодорожного узла, достаточная территория, свободная рабочая сила, близость к сове~- скому рынку являются весьма притягательными факто- рами для иностранного капитала.
Основные цели, которые будет решать эта беспош- линная зона, - обслуживание коммерческого транзитл западного направления, а также предоставление услуг по складированию и обработке товаров перевозимых из Европы на Дальний Восток.
Еще одна специальная экономическая зона в Кожа- лине, занимающая территорию одноименного воеводст- ва на побережье Балтийского моря, будет формиро- ваться для развития туризма, индустрии отдыха, а' так- же предоставления услуг по обработке и продаже това- ров. Здесь будут введены специальный финансовый ре- жим, обеспечивающий льготное кредитование и низкос налогообложение доходов, б-летнее освабождение от на- логов для совместных предп~иятий, беспошлинный им- порт капиталов и др. Основная цель создания эконо- мической зоны в Кожалине - ускоренное развитие это- го большого неиндустриального района.
И наконец, последняя из одобренных правительством Польши специальных экономических зон будет занимать административный район Краковского воеводства. Со- ставной ее частью явится Краковская беспошлинная зо- на, расположенная в районе соседнего с ней аэропорта Баличе. Краковская специальная экономичеекая зона пред- назначена для решения комплекса проблем: борьба с загрязнением окружающей среды, организация рестав- рационных работ и восстановление старого города и других исторических мест в Кракове. В дальнейшем предусматривается создать здесь вы- сокотехнолагичные отра~и промышленности, р частно- сти микроэлектронику, биотехнологию и др. Для достижения поставленных целей в упомянутых выше экономическрх зонах будет рсуществлен, пощим.о приведенных, и ряд других мер. Среди них - расшире- ние административиой и экономической власти местнцх органов управления, отмена государственной монопо- лии на средства телекоммуникаций, продажа государст- венных предприятий в частные руки и юридичаским ли- цам. Если все контингенты финансово-кредитногр, эконо- мического и административного режима в экономиче- ских зонах будут функционировать успешно,'то они по- служат моделью и для других регионов страны. Как следует из вышеизложенного, свободные эконо- мические зоны в Польше им'еют ряд характерных черт. Основная из них та, что с самого начала централь- ные органы власти не вовлечены в процесс их органи- зации, к минимуму сведены бюджетные программь~ и бюрократическое вмешательство. Тем нф менее местные власти регионов, где созда- ются экономические зоны, лытаются доказать необхо- димость предоставления им всевозможных привилегий, тогда как,центр, стремится их максимально ограничить. В настоящее аремя все вкономические зоны в Польше, и действующие и проектируемые, рассматриваются как беспошдрннце"даже еслц на самом деле некоторые из нйх получили статус спецральных экономических зон.
ЗОНА СВОБОДНОИ ТОРГОВЛИ НА ОСТРОВЕ ПИНАНГ
Созданна'я в Малайзии корпорация по развитию острова Пинанг (один ив штатов страны) начала в 70-х годах реализацию концепции формирования зоны сво- бодной торговли, которая к тому времени уже была во- площена в практику в ряде государств. Следует отме- тить, что имеющийся олыт был использован корпора- цией с невиданным ранее размахом и четкостью. Зона свободной торговли Баян-Лепас, расположенная на острове Пинанг, в настоящее время обгоняет, а в некоторых случаях уже перегоняет американскую - этот признанный крупнейший ми- ровой центр полупроводййк'овой и электронной промыш- ленности. Рдциональное расположение на острове всех необхо- димых как для производства, так и для нормальной жизни компонентов - результат тщательного и дально- видного расчета. С самого начала фермирования здесь зоны своббдной торговли стали закладываться основы инфраструктуры - водоснабжение, дороги, строитрль- ство Пинангского моста. Все это позволило ускорить развитие традиционных отраслей экономики (обработка тикового дерева, пер- вичная лереработка каучука и т. д.). Стимулировалось и развитие нромышленйости, прежде всего текстильной. Начиная с середины 70-х годов в зоне Баян-Лепас был выбран наиболее подходящий для условий острова тип производства - чипы, жизненно важный элемент лю- бого изделия электронной промышленности. Напомним, что зона свободной торговли Баян-Лепас, точнее ее первая фаза, начала действовать в 1970 г. и дала тогда работу... 60 линангцам, В настоящее время 370 компаний этой зоны обеспечивают. рабочими места- ми около 40 тыс. человек (все население штата состав- ляет немногим более 1 млн.). Всего же в премышлен- ности, которая производит более половины валового на- ционального продукта штата Пинанг, трудится в настоя- гцее время 84 тыс. человек. К концу 80-х годов юго-восток острова Пинанг пре- вратился в уникальный комплекс, увязывающий воеди- но характерные черты зоны свободной торгойли, зоны экспортного производства, технополиса, а также научно- технического парка на базе Университета естественных наук Малайзии, не имеющего аналогов в мировой прак- тике и даже названия (условно его можно назвать ). Как считают бизнесмены, вкладывающие свои капи- талы в Малайзии, методы деятельности корпорации по развитию Пинанга гарантируют ее успех. Особое вни- мание корпорация обращает на информационное обслу- живание потенциальных инвесторов. Издаваемые корпо- рацией буклеты дают четкое нредставление об инвести- ционном законодательстве этой зоны, налоговых ' льго- тах и условиях их применения, ценах за земли в различ- ных районах штата и т. д. В задачу корпорации по развитию Пинанга иходит ровой центр полупроводййк'овой и электронной промыш- ленности. Рдциональное расположение на острове всех необхо- димых как для производства, так и для нормальной жизни компонентов - результат тщательного и дально- видного расчета. С самого начала фермирования здесь зоны своббдной торговли стали закладываться основы инфраструктуры - водоснабжение, дороги, строитрль- ство Пинангского моста. Все это позволило ускорить развитие традиционных отраслей экономики (обработка тикового дерева, пер- вичная лереработка каучука и т. д.). Стимулировалось и развитие нромышленйости, прежде всего текстильной. Начиная с середины 70-х годов в зоне Баян-Лепас был выбран наиболее подходящий для условий острова тип производства - чипы, жизненно важный элемент лю- бого изделия электронной промышленности. Напомним, что зона свободной торговли Баян-Лепас, точнее ее первая фаза, начала действовать в 1970 г. и дала тогда работу... 60 линангцам, В настоящее время 370 компаний этой зоны обеспечивают. рабочими места- ми около 40 тыс. человек (все население штата состав- ляет немногим более 1 млн.). Всего же в премышлен- ности, которая производит более половины валового на- ционального продукта штата Пинанг, трудится в настоя- гцее время 84 тыс. человек. К концу 80-х годов юго-восток острова Пинанг пре- вратился в уникальный комплекс, увязывающий воеди- но характерные черты зоны свободной торгойли, зоны экспортного производства, технополиса, а также научно- технического парка на базе Университета естественных наук Малайзии, не имеющего аналогов в мировой прак- тике и даже названия (условно его можно назвать ). Как считают бизнесмены, вкладывающие свои капи- талы в Малайзии, методы деятельности корпорации по развитию Пинанга гарантируют ее успех. Особое вни- мание корпорация обращает на информационное обслу- живание потенциальных инвесторов. Издаваемые корпо- рацией буклеты дают четкое нредставление об инвести- ционном законодательстве этой зоны, налоговых ' льго- тах и условиях их применения, ценах за земли в различ- ных районах штата и т. д. В задачу корпорации по развитию Пинанга иходит и непосредстренная рдбота с потенциальным инвест~ ром - подбор земельного участка, работа над заявкой. Может быть, паэтрму после выдачи центральным прави- тельством Малайзии -лмденэии иностранному инрестару всего лишь через .подщра года гигантские заводы обыч- но вступвют здесь;в строй.
Всем создаваежим в:зоне Баян-Лепас так мазивае- мых поощряемых -отраслей экономики предоставляегся . Он гарантирует освобожденне в течение 5 лет после начала вынуска иностранной ком- панией продукции от уплаты 40-пръцентного подыодно- го и 5-лроцентного' налога на раавитие. К поощуяеыым отраслям относятся все виды экономической деятель- ности, считаемые важяыми 'или перспективными для страны.
Компании, чей совокупный объем инвестиций в эко- номику Малайзии составил по истечении первых 5 лет ' не менее 1,8 млн. долл., и те, которые обеснечили к этому времени полную зайятос~ь 500 граждан страны или по каким-либо другим причи- нам сочтены министерством торговли и промышленн'ости способствующими вкономическому или техническому развитию, получавт нродление этого статуса еще на 5 лет.
Дочерние предприятия, ранее пользовавшиеся материнских компаний, также мо- гут получить его, если они осуществляют производство в новых помещениях, с новым руководством и имеют не меньший объем инвестйций и объем выпускаемой про- дукции, чем материнская компания.
Существуют и другие льготы, направленные в пер- вую очередь .на стимулирование экспортного производ- ства, строительство и повышение квалификации местных рабочих. Так, в зависимости от объема экспортного про-. изводства (пуинцип - чем больше, тем лучше), числа занятых на них малазийских граждан, степени перера- ботки сырья и других факторов налог на капиталовло- жения уменьшается Ът 5 до 30вй
Корпорация развытия Йинанга постоянно изуяает, что импортируют действующие в экономическай зоне кемпании, и затем передает эту информацию торгово- промышленным палатам и другим организациям мест- ных промышленников страны. Такая практика позволяст уточнять стратегию развития экономической эоны и осу- ществлять импортзамещение. Ь настоящее время в Б-аян-Лепасе уделяется боль- шое внимание производству потребительской электрони- ки, создается законченный цинл нроизводства от микро- чипов до готовых телввизоров и видеома:гнитофонов. Ь 1988" г. на оетрове приступили к создайию уни- кальногс (дс сих пор он единственный в мире) Центрл развития трудовых навыков, который через год вступил в строй. Это своего рода ассоциация, членами котороГ~ являются заводы-пайщики, корпорация развития Пинан- га и Университет естественных наук Малайзии. Правительство щтата выделило для этих целей зда- ние и ежегодно предоставляет Центру безвозмездныГ~ кредит, кроме того, каждый участник вносит определен- ную сумму, за счет чего создается общий фонд. Пред- лриятия предоставили и продолжают поставлять ббль- шую часть оборудования, поскольку их руководители прекрасно понимают, что лучший способ учебы - это практические занятия. В рамках Центра действуют 14 постоянных курсов по самым разлйчным проблемам: высокот~мпературная обработка металлов, точная машинная технология, пла- стиковая инженерия и т. п. Ежегодно в Центре прохо- дит обучение до 1000 человек. В заключение следует отметить, что всего за 20 Лет экономика штата Пинанг претерпела коренные струк- турные изменения. Во многом это произошло благодаря функционированию зоны свободной торговли в Баян- Лепасе. Кик считает главный министр штата Лин Яонг, . |
|
© 2000 |
|