РУБРИКИ |
Северо-Запад России в мировой экономике |
РЕКЛАМА |
|
Северо-Запад России в мировой экономикеСеверо-Запад России в мировой экономикеФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет) Кафедра учета, анализа и аудита. Реферат на тему: «Северо-Запад России в мировой экономике» Выполнила: студентка гр. ЭГ-07 Волкова С. А. Проверил: Галайда Н. П. Содержание Введение Внутренний экономический потенциал. Трудовые ресурсы Внешние экономические связи Предприятия и инвестиции. Иностранные инвестиции в России в целом и в Санкт-Петербурге Перспективы экономического развития. Система принципов развития Приоритетные направления развития Северо-Запада Заключение Территория сегодняшнего Северо-Западного федерального округа всегда занимала значимую политико-экономическую позицию. Со времен Киевской Руси здесь проходили торговые пути (путь из Варяг в Греки). Старая Ладога стала первой столицей. В 1478 г. Новгородские земли вошли в состав Московского княжества. Часть территории нынешней Ленинградской области в 17 веке входила в состав Шведского королевства (всё побережье Балтики). Для России получение выхода к Балтийскому морю было в этот период важнейшей внешнеполитической и экономической задачей. Петр I вступил в Северную войну против Швеции 1700 – 1721 г.г. Санкт-Петербург был основан уже в 1703г., а в 1714г. сюда была перенесена столица России до 1917г. 1941 - 1944 гг. - оккупация 70% территории (II МВ). Сегодня Северо-Западный федеральный округ - административное формирование на севере европейской части России. Территория округа составляет 9,8 % от территории Российской Федерации. России, чтобы занять достойное место на мировой арене после распада СССР, необходимо развивать внешнеэкономические связи, проводить активную внешнеэкономическую политику, а для этого необходимо расширение непосредственного участия регионов РФ во внешнеэкономической деятельности. Важную роль в налаживании внешнеэкономических отношений играет как раз Северо-Западный регион. В составе СЗФО 11 субъектов РФ (рис. 1), в том числе 2 республики: Карелия (3), Коми (4); 7 областей: Архангельская (1) Вологодская (10) Калининградская (2) Ленинградская (5) Мурманская (6) Новгородская (7) Псковская (8); 1 город федерального значения – Санкт – Петербург (9); 1 автономный округ – Ненецкий (1а). Рис. 1. Состав Северо-Западного федерального округа Численность населения Северо-Западного федерального округа на 1 января 2009 г. — 13 462 000 чел#"_Toc259719394">Крупные города: Санкт-Петербург, Калининград, Архангельск, Мурманск, Череповец, Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар, Великий Новгород, Псков, Северодвинск, Ухта, Великие Луки. Основными видами промышленности в округе являются лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная. Из добывающей промышленности необходимо отметить нефтяную в Коми, добычу железных и никелевых руд в Мурманской области, мрамора на юге Карелии, и торфа в Ленинградской, Новгородской и Вологодской областях. В Ненецком автономном округе, на большей части Коми, севере Архангельской и Мурманской областях распространено оленеводство, охота на пушного зверя и рыболовство. В Карелии, на юге Коми и Архангельской области развито ещё и молочное животноводство (крупный рогатый скот) с очагами земледелия. Внутренний экономический потенциал. Трудовые ресурсы Динамика населения района. Северо-запад отличается низким естественным приростом населения, поэтому миграционный прирост играет главную роль в увеличении численности населения района. Численность городского населения растет за счет административных преобразований и роста наиболее крупных городов. В динамике численности населения присутствуют и внутрирегиональные различия: для Ленинградской области основной источник прироста населения – приток из Псковской и Новгородской областей, а также из других экономических районов. А для областей района характерны низкая рождаемость населения и постоянный отток населения в столицу. Но в последнее время наметилась тенденция стабилизации численности жителей этих областей. В настоящее время наметилась реэмиграция населения в сельскую местность в связи с ухудшением экономического положения и притока беженцев и вынужденных переселенцев. Этнический состав населения. Население района многонационально. Основу населения составляет русское население. А также присутствуют такие этнические группы, как карелы (финогорская группа), финны, вепсы, эльменцы. Трудовые ресурсы, рынок труда. Северо-Западный район имеет самые высокие показатели занятости трудоспособного населения в России, особенно в крупных городах. Это обусловлено тем, что все субъекты РФ, которые входят в район имеют предпосылки для развития малого бизнеса, для его развития используются специальные программы. Занятость населения в личных и домашних подсобных хозяйствах низкая и обладает низкой трудовой мобильностью, а значительная часть сельского населения занята в несельскохозяйственных отраслях, промышленности и транспорте. В последнее время безработица приобрела повсеместный характер. Экономический потенциал района определяется прежде всего промышленностью Санкт-Петербурга, его высококвалифицированным рабочим классом, научным и техническим персоналом, создающим 10 % научно-технических разработок бывших республик СССР. Это дает возможность возлагать на район функции одного из важнейших флагманов научно-технического прогресса, подготовки квалифицированных кадров для народного хозяйства. В условиях кризиса Северо-Западный экономический район сохраняет значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80%. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий. Северо-Западный район обладает развитой транспортной сетью. Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов - г.Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через неё с Западной Европой и российским Калининградом. Приморское положение Ленинградской области, при всех её выгодах, имеет недостаток, связанный с отсутствием морских портов, предназначенных для вывоза нефти, нефтепродуктов, а также дополнительного объёма универсальных. грузов. На очереди строительство нефтяного терминала в г. Приморске, нефтепродуктового порта в бухте Батарейной на северном побережье Финского залива, универсального порта в Усть-Лужской губе на побережье Финского залива. Доля сельского хозяйства составляет только 10% от совокупного валового продукта района. Это один из самых низких показателей среди экономических районов РФ. Сельское хозяйство имеет комплексное пригородное, молочно-животноводческое, а также льноводческое направление (в Псковской и Новгородской областях). Основная его роль - обеспечение внутренних потребностей района. Отрасль переживает острый кризис, что связано с неудовлетворительным материально-техническим обеспечением АПК, усугубляемым демографическим кризисом (большой естественной убылью и отрицательной миграцией сельского населения). СЗФО разделен на одиннадцать субъектов Федерации и распадается как минимум на четыре типа территорий, требующих особого управляющего отношения и взаимодополняющей "сборки". Каждый их них основан на разных типах освоения и имеет свои инфраструктурные особенности, специфическую систему расселения и размещения производств. К первому типу территорий можно отнести Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области. Природные условия жизни людей являются наиболее благоприятными на всем Северо-Западе. Одновременно, именно эти земли не отличаются богатством природных ресурсов. Но в то же время именно в этих субъектах Федерации достигается наибольшая плотность экономической активности населения. В них находится большая часть центров обрабатывающей промышленности. Численность населения на этих территориях в последние годы не уменьшается. В целом они могут быть охарактеризованы как "индустриальные территории в пределах основной полосы расселения" на Северо-Западе России. Проблемой для этого типа территорий является то обстоятельство, что установка на преимущественную реализацию сырьевых проектов оставляет их на периферии основных финансовых потоков. Второй тип составляют территории преимущественно сырьевого или военно-поселенческого типа освоения. К ним относятся Мурманская и, отчасти, Архангельская области, Ненецкий автономный округ, республики Коми и Карелия. Сворачивание ряда производств и размывание оборонных функций территорий, имеющих существенное военно-стратегическое значение, приводит к усилению их сырьевой специализации. Большинство территорий сырьевого типа интенсивно теряет население, происходит потеря этнокультурной и социальной идентичности, под угрозой оказываются традиционные способы жизни, что подтверждает недостаточность чисто сырьевой ориентации — как с экономической, так и с социо-культурной точек зрения. К территориям третьего типа на Северо-Западе принадлежит Санкт-Петербург. В "Стратегическом плане" Санкт-Петербурга, принятом в декабре 1997 г., подчеркивается мировое значение города и отмечается, что "определяющее значение для перспективного развития города имеет его выгодное геополитическое положение в системе мирохозяйственных связей и обусловленная распадом СССР его новая роль в соединении России с внешним миром. И для России, и для самого Санкт-Петербурга огромное значение приобретает его возрастающая роль в качестве транспортно-распределительного и торгово-посреднического центра международного значения. Санкт-Петербург стремится укрепить свои позиции в качестве "главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России". Однако следует признать, что пока Санкт-Петербург технологически, кадрово и финансово мало связан с общим пространством Северо-Запада. Доминируя на товарных рынках и рынках перевозок, Санкт-Петербург, тем не менее, не может стать единственным опорным пунктом России в новом освоении Северо-Запада. К четвертому самостоятельному типу территорий в пространстве Северо-Запада можно отнести Калининградский эксклав. Его особенностью является то, что он находится в окружении стран, которые намереваются в ближайшее время вступить в Евросоюз и НАТО. Предельная определенность вызова в отношении российского эксклава объясняет тот факт, что из всего Северо-Запада только в отношении Калининградской области у Российской Федерации заявлена какая-то концепция развития. В рамках этой концепции предлагается сделать данную территорию "экспериментальной площадкой", на которой будут отрабатываться механизмы интеграции России и ЕС. Однако, ситуация непродуктивного столкновения территориальных, ведомственных и корпоративных интересов приводит к тому, что оказывается невозможной реализация целого класса проектов развития, соразмерных и сомасштабных тем, которые предлагаются Европейским Союзом. Вырабатываемая Европейским Союзом единая стратегия в отношении взаимодействия с Калининградской областью представляет собой общий проект развития отношений, учитывающий сложность интересов и многоярусность взаимодействия членов Союза, как между собой, так и с Российской Федерацией. Россия же в качестве ответа (конкурирующего или дополняющего) может пока представить только локальный проект. Кратко-, средне- и долгосрочные цели России и Калининградской области в новом международном контексте оказываются внутренне несогласованными. Государство должно проводить активную экономическую политику, нацеленную на развитие ключевых отраслей, определяющих вхождение России в число развитых постиндустриальных государств, а не превращение ее в отсталую сырьевую страну. В решении этой задачи важное значение имеет внешнеэкономическое сотрудничество в различных формах, не ограничивающихся торговыми связями. Перспективы как торгового, так и научно-технического сотрудничества, кооперации, реализации совместных проектов весьма благоприятны в Балтийском регионе, развитые страны которого поддерживают участие всех стран в региональной кооперации. Именно здесь российская территория расположена ближе всего к развитым странам Запада. Расположенные на берегах Балтики развитые регионы России – Северо-Запад, Калининградская область, имеют необходимый потенциал для участия в процессах международной экономической интеграции. Ее развитие является благоприятным фактором развития не только расположенных здесь областей, но и для Российской Федерации в целом. Северо-Запад России сейчас относится к регионам, производящим относительно мало нынешней экспортной продукции страны. Он не обладает значительными сырьевыми ресурсами, хотя здесь производится ряд полуфабрикатов, направляемых на экспорт (нефтепродукты, химикаты, целлюлоза). Однако в силу своего приграничного и приморского положения он играют важную роль в обслуживании общероссийских внешнеэкономических связей. Здесь расположены крупные индустриальные и научные центры, прежде всего Санкт-Петербург, которые могут играть важную роль в кооперации обрабатывающих отраслей с предприятиями различных стран Балтийского региона. Северо-Западный регион отличается от других высоким уровнем экспортной специализации. Отсюда поставляются на мировой рынок продукция отраслей данного региона - высококачественную и сложную технику, электроэнергетическое оборудование, оборудование для АЭС, продукцию электронной промышленности, точной механики, грузовые и легковые автомобили; продукцию лесной и целлюлозно-бумажной, химической промышленности, в том числе аппатиты. Северо-Западный район, располагая развитым портовым хозяйством, осуществляет важные экспортно-импортные функции на Балтийском море для всей России. Через Санкт-Петербургский морской порт — самый крупный в Балтийском бассейне — во многие страны следует на экспорт продукция петербургских и других российских предприятий. Здесь же перерабатываются импортные грузы. Контейнеровозы успешно работают на линиях Санкт-Петербург — Лондон и Санкт- Петербург — Гамбург — Роттердам. Через Северо-Западный осуществляются регион теснные экономические связи с Польшей, Германией, Финляндией. Норвегией. В российском импорте из стран ЕС основное место занимают продовольственные товары, химические продукты, пластмассы, кожи, швейные изделия, машины и оборудование для различных отраслей промышленности, например, насосно-компрессорное, холодильное, электрооборудование, аппаратура телефонной связи. Закупаются также овощи, фрукты, алкогольные напитки. Особенность геополитического и геоэкономического положения Северо-Запада России выражается в том, что противостоящим ему пространством является промышленно развитая Западная Европа. Высокоразвитые в промышленном отношении страны Западной и Северной Европы для своего выхода на качественно новую стадию развития все острее будут нуждаться в России как потенциально емком рынке и как партнере в промышленной кооперации. Таким образом Европа начала формировать собственные планы развития Северо-Запада России, а точнее, ее отдельных территорий, природных объектов и хозяйственных комплексов. Причем большая часть этих планов связана с эксплуатацией природных богатств России и закреплением экспортно-сырьевой ориентации ее экономики. Уже сейчас наиболее дальновидные деловые люди из европейских стран начинают осваивать российский рынок. В условиях быстро усложняющихся мирохозяйственных связей, наиболее перспективные совместные проекты рождаются и реализуются не в столицах государств, а на местах при поддержке муниципальных и территориальных органов управления. Например, возникла идея так называемого ''Архангельского коридора", связывающего промышленные центры и порты Скандинавии и Финляндии железной дорогой через Республику Карелия с Архангельской областью, с Республикой Коми и Уралом. После ввода участка железной дороги длиной 126 км в Карелии, эта идея, без сомнения, обещает перерасти в реальный трансграничный проект. Этот проект — плод усилий руководителей, ученых и предпринимателей губернии Оулу, Республики Карелия, городов Москвы и Санкт- Петербурга. Второй трансграничный проект — так называемый "Южно-Карельский", или "Атлантический коридор", который призван соединить территории южной части Балтийского региона через финляндские порты Котка, Ханко, Хельсинки, европейскую автомагистраль №18 и дорогу №6, которая идет вдоль финско-российской границы, с глубинными российскими территориями через Карелию, Вологодскую и Кировскую области. И этот проект уже фактически реализуется. Так, в республике Карелия, несмотря на экономический кризис, строятся новые международные пункты пропуска и дороги в направлении Восток-Запад. При этом республика вкладывает собственные средства в объекты таможенной инфраструктуры федерального значения. На мой взгляд, в этом разделе также следует сказать о въездном туризме, который станет одним из локомотивов развития экономики Северо-Запада, если туристический потенциал его регионов будет обеспечен необходимой инфраструктурой. На российском Северо-Западе имеется достаточное число зон туризма. По данным совместного исследования Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии и экспертов Европейского союза, в 2006 году объем въездного туризма на Северо-Западе оценивается в 12,8 млн человек, из которых иностранные туристы составляют около 44%. В регионе сконцентрировано достаточное число зон рекреационного туризма, но развиваются они пока скорее благодаря энтузиазму малого и среднего бизнеса, чем усилиям региональных властей. Предприятия и инвестиции. Иностранные инвестиции в России в целом и в Санкт-Петербурге. На мой взгляд, уместно представить общую картину иностранных инвестиций в России, говоря о инвестициях СЗФО, так он является непосредственно субъектом РФ. Иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в сферу предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в т.ч. денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации (ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" от 9 июля 1999 г.). Иностранных инвесторов, пришедших в Россию, можно условно разделить на две группы. Первая группа — инвесторы, осуществляющие свои капиталовложения из стратегических соображений завоевания позиций на российском рынке. К их числу относятся, прежде всего, крупные компании, такие, как «Кока-Кола», «Проктер энд Гэмбл». Вторая группа — менее крупные дельцы, инвестирующие в расчете получить как можно больше прибыли. Они выдвигают достаточно жесткие требования к рентабельности своих капитальных вложений. Например, стараются не рассматривать проекты, где внутренняя норма рентабельности складывается менее 40 — 50 %. Надо сказать, что за последние 10-15 лет инвестиционный климат в России значительно улучшился. В период с 1999 – 2000гг. доля иностранных инвестиций в общем объеме всех инвестиций составляла не более 2% при целесообразном размере этой доли на уровне 10%. Россия, по мнению иностранных экспертов, являлась очень не надежной страной для инвестиций, что обуславливалось низким финансовым международным рейтингом, связанным со значительной политической, экономической и законодательной нестабильностью инвестиционной деятельности в стране. Несмотря на неблагоприятный инвестиционный климат, российская экономика обладала рядом привлекательных особенностей для внешних вкладчиков, и среди них на первом месте - богатые запасы природных ресурсов, относительно квалифицированная дешевая рабочая сила, что не на столько выгодно для России – снова можно отметить заинтересованность в нашей стране только как в поставщике ресурсов. Также к привлекательным можно добавить весьма емкий рынок, значительный научно-технический потенциал, наличие неиспользованных производственных мощностей. Кроме этого учитывается близость России к крупным международным рынкам, наличие современных научных центров. Именно эти факторы оказывались решающими для иностранных инвесторов. 2006 год можно «назвать инвестиционным» бумом. РИА Новости сообщают, что ситуация с притоком иностранных инвестиций в Россию из года в год улучшается. Действительно, объем иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в I квартале 2006 года, составил $8,8 млрд. и увеличился на 46% по сравнению с соответствующим периодом 2005 года. При этом прямые иностранные инвестиции в Россию за тот же период составили $3,8 млрд. и выросли в 2 раза по сравнению с I кварталом 2005 года. Основной объем прямых инвестиций по-прежнему достается сектору нефти и газа, но в то же время идет более активная, чем раньше, иностранная экспансия в несырьевые секторы российской промышленности, в средние по масштабу предприятия и проекты в потребительском секторе и торговые сети. Зарубежные вложения направлялись в сферу оптовой и розничной торговли, в транспорт и связь, в сектор финансовой деятельности и в сферу операций с недвижимым имуществом. В 2008 году иностранные инвестиции в российскую экономику по сравнению с 2007 годом сократились на 14,2% вследствие мирового финансового кризиса (Росстат). Отток инвестиций ощутился в Санкт-Петербурге. По данным комитета экономического развития, промышленной политики и торговли мэрии города, объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга в 2008 году сократился на 6,5%, что, однако, в 2 раза меньше, чем в целом по стране. Крупнейшими иностранными инвесторами в экономику города стали «Дженерал Моторз Авто», запустившая сборочный завод в Петербурге стоимостью в $303 млн, БАТ-СПб, «Тойота Мотор Мэнуфэкчеринг Россия», строительные организации: «Балтийская жемчужина», «ЮИТ Санкт-Петербург», «Лентек»; «Браво Премиум», «Объединенные пивоварни Хейнекен», «Ниссан Мэнуфэкчеринг Рус» и «Петромакс». Важное место во внешних связях (не только экономических) Санкт-Петербурга занимает сотрудничество с зарубежными городами и регионами, начало которым было положено в 1953 году, когда были установлены связи с финским городом Турку. В настоящее время 88 зарубежных города и 25 зарубежных регионов имеют двусторонние документы о сотрудничестве с Санкт-Петербургом (табл.1). Таблица 1.
На протяжении последних лет товарная номенклатура экспорта петербургских предприятий в страны Северной Европы включает древесину и изделия из нее, черные металлы, топливо и нефтепродукты, продукцию машиностроения, электрооборудование, одежду и меха, оптические приборы. Наши северные соседи поставляют в Санкт-Петербург транспортные средства, станки и приборы, электротовары, пищевые продукты, красители, бумага, пластмассы и мн. др. Характерными секторами вложения капиталов североевропейских компаний являются телекоммуникации и информационные технологии («Nokia», «TeliaSonera», «Telenor», «Elcoteq», «Eltek», «Avitec», «ORC Software»), пищевая отрасль («Valio», «Fazer», «Leaf», «Nordema», «Baltic Beverages Holding»), строительство («Skanska», «Rannila», «Rautaruukki Grupp», «NCC»), производство транспорта и транспортные услуги («Skania», «De norske veritas», «Oslo Marine Group»), энергетика («Fortum», «Danfoss»), потребительские товары («Electrolux», «IKEA»), химическая отрасль («Neste», «Jotun»), полиграфия и СМИ («Oddi», «Bonnier Business Press»). Среди иностранных предприятий в С-Петербурге и области широко распространено машиностроение. C 2002 г. во Всеволожске работает завод Ford motor, выпускающий модели Focus и Mondeo. Завод «Дженерал Моторз Авто» был открыт в Петербурге 7 ноября 2008 года. Общий объем инвестиций в завод превысил 300 млн. долларов США. В настоящее время на заводе производятся автомобили Сhevrolet Captiva / Шевроле Каптива и Opel Antara / Опель Антара, а летом 2009 GM в Санкт-Петербурге добавил к своей производственной программе абсолютно новый автомобиль компакт-класса Chevrolet Cruze / Шевроле Круз, мировая премьера которого состоялась на Парижском автосалоне в сентябре прошлого года. Завод Nissan (Япония) в Петербурге открылся в июне 2009 года. Выпускает внедорожники X-Trail и седан бизнес-класса Teana. Инвестиции в проект составили 200 млн долл. Ожидается, что объем производства после выхода завода на полную мощность составит 50 тыс. автомобилей в год. Летом 2007 года Санкт-Петербург предоставил компаниям "Сузуки Мотор Корпорейшн" и "Иточу Корпорейшн" земельный участок в промышленной зоне "Шушары-2" для строительства завода Suzuki. Ориентировочный объем инвестиций в строительство завода компанией "Сузуки" составляет около трех млрд. рублей. Запуск завода планировалось осуществить до конца 2009 года, но он был перенесен на 2010 год. Представитель Suzuki отметил, что в связи с ухудшением экономической ситуации компания вынуждена пересматривать размеры инвестиций, которые идут на оборудование и строительство заводов. В июне 2007 года в промышленной зоне "Нойдорф" открылся завод по производству бытовых холодильников компании BSH Bosch und Siemens Hausgerte GmbH (Германия). Общий объем инвестиций в новое предприятие, работать на котором будет около 500 человек, составил 50 миллионов евро. В 2006 г. в С-Петербурге был запущен завод ЗАО "Элкотек", принадлежащий финской компании Elcoteq SE - крупнейшему в Европе сборщику электроники. Инвестиции составили 15 млн. долларов. В загрузке мощностей дополнительно участвовал китайский контрактный производитель ЖК-телевизоров TPV Technology Limited. Однако около года назад совет директоров компании Elcoteq SE в условиях кризиса решил закрыть заводы в Петербурге, а также Румынии и США. IKEA – Нидерланды. Компания Великобритании Cadbyry, выпускающая шоколад и жевательную резинку, владеет фабриками в Чудово и Великом Новгороде. Русские компании, представленные на мировом рынке. «ЗАО «Русская Содовая Компания» («РСК») совместно с американским концерном "PPG Industries Inc.", являющимся одним из крупнейших в мире производителей оригинальных и запасных автомобильных стёкол и стёкол с различными покрытиями, а также лидером по разработке технологии и оборудования для замены автомобильных стёкол, строит новый завод по производству автомобильного и листового стекла на территории Санкт-Петербурга. Общий объем инвестиций в проект оценивается приблизительно в 700 млн долл. Основными потребителями автомобильного стекла в Санкт-Петербурге и Ленинградской области будут компании Toyota, Nissan, General Motors, Ford, Scania, с которыми уже ведутся переговоры. Предпроектные работы фактически уже начались, говорит генеральный директор Закоптелов, и в ближайшее время французская компания начнет подготовку участка к строительству. (2006 г.) «Северста́ль» — российская металлургическая компания, владеющая Череповецким металлургическим комбинатом, вторым по величине сталелитейным комбинатом России. Полное наименование — Открытое акционерное общество «Северсталь». Расположена в Череповце (Вологодская область). Компания выпускает горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, гнутые профили и трубы, сортовой прокат и т. п. Треть металлургических мощностей «Северстали» находятся за пределами России (табл. 2) Таблица 2.
ООО «Русский Стандарт Водка» — российская компания, производитель и поставщик премиального алкоголя. Входит в состав холдинга «Русский стандарт». Ежегодно компания продает 2,1 миллиона коробов в России и в более чем 65 странах Европы, Америки, Азии. ОАО «Ба́лтика» - крупнейшая российская пивоваренная компания, лидер российского рынка пива с долей более 37 % и один из ведущих европейских производителей пива. Штаб-квартира - в Санкт-Петербурге. В Азербайджане - пивоваренный завод «Баку-Кастель». Экспорт ведётся в 46 стран мира. Торговые марки компании: Kronenbourg 1664 (Франция), Carlsberg и Tuborg (Дания). Перспективы экономического развития. Система принципов развития В современной ситуации все действия, претендующие на развитие макрорегиона "Северо-Запад", должны быть согласованы с концептом "нового освоения" и выстраиваться в логике комплиментарности (взаимодополняемости), что означает необходимость принятия следующей системы принципов: 1. Принцип системной инновации, который предполагает, что масштабность и глубина действия достигается не за счет "гигантизма" проектов, а за счет их системного воздействия на весь комплекс социально-экономических и культурно-политических процессов. 2. Принцип комплиментарной эффективности (синергии), означающий, что неэффективные с экономической точки зрения отдельные региональные проекты, имеющие стратегическое значение для Северо-Запада, должны быть сконфигурированы между собой так, чтобы обеспечить существенный рост общей, а через это - и локальной экономической эффективности. 3. Принцип реалистичности проектов, задаваемый точными временными рамками их реализации, расчетом имеющихся ресурсов и опорой на заинтересованных субъектов. 4. Принцип сочлененности и синхронизации проектов, выражающийся в согласовании темпа их разворачивания в контексте других проектов и проектных замыслов с точки зрения кратко-, средне- и долгосрочных целей и взаимодополняемости действия. 5. Принцип мобилизации и мультипликативности, который предполагает инициацию проектной активности в сопряженных социально-экономических и культурно-политических горизонтах развития. 6. Принцип соотнесенности и соразмерности проектов глобальным вызовам и международным процессам в целях сохранения страны как субъекта мирового процесса. 7. Принцип трансграничности проектов, предполагающий, что границы проектирования не должны замыкаться административными границами территорий. В этом смысле граница Северо-Запада находится там, где мы ее проведем сами или где ее проводят другие вместо нас. Приоритетные направления развития Северо-Запада В соответствии с вышеназванными принципами можно наметить ряд приоритетных направлений в установке на формирование макрорегиона "Северо-Запад" и его модельной роли для развития страны в целом. Каждое из выделяемых приоритетных направлений является доминантной реализацией и отработкой одного или нескольких доктринальных принципов с учетом системного дополнения всеми остальными. 1. Мегапроект "Калининград", имеющий существенное значение для разрешения проблемы самостоятельного развития страны в рамках международной интеграции. Калининградская область является плацдармом сочленения российских и европейских стандартов технологического, управленческого и культурного плана. Базовым принципом реализации проекта является принцип комплиментарной эффективности, предполагающий согласованные действия российских регионов, федерального центра, общественного и частного сектора, что является необходимым условием сомасштабности действию, которое предлагается со стороны Европейского Союза. В рамках вышеназванных задач особый способ разрешения должна получить проблема военного присутствия России в Европе и мире с учетом возрастающего военно- стратегического значения океанических и морских плацдармов. 2. Следующим приоритетным направлением является занятие осмысленной позиции и соответствующие программы действий по освоению российского Cевера в контексте мировой экономики и политики. Базовыми элементами мегапроекта выступают: новые стандарты хозяйственной деятельности, качества жизни в районах Крайнего Севера; переосмысление природных ресурсов и богатств Севера не только в качестве средства производства, но и как основы жизни; инфраструктурная обустроенность северных территорий, включая сохранение и развитие "Севморпути" в качестве каркасной структуры российского удержания и освоения Севера (в том числе, в его военно- стратегическом аспекте). Ключевым принципом в отношении разворачивания данного мегапроекта является его полагание как соотнесенного и соразмерного глобальным проблемам человечества и обеспечивающего роль России как самостоятельного субъекта в мировом проектном пространстве. 3. Третьим приоритетным направлением является мегапроект в области энергопользования и энергосбережения. Особое значение данного направления развития Северо-Запада России определяется более высокой стоимостью содержания инфрастуктур и энергозатратностью деятельности в северных условиях. Основными проектными векторами выступают: инновации в энергопользовании, разработка и внедрение технологий энергосбережения, использование новых источников энергии. Главным принципом в контексте реализации данного направления является принцип реалистичности, поскольку особое значение принимает точный учет ресурсов и временных рамок реализации проекта, а также текущих и возможных потребностей конкретных хозяйствующих субъектов. 4. Четвертое приоритетное направление – формирование институциональной инфраструктуры инновационной экономики. Важность этого направления определяется тем, что данная инфраструктура должна обеспечить реализацию принципа системной инновации по отношению к имеющемуся социально-производственному комплексу. Особое место в реализации данного направления должен занять Санкт-Петербург, формирующийся как инновационная столица России. Главным эффектом реализации данного направления должно стать увеличение удельного веса в региональном продукте товаров и услуг, производимых в высокотехнологичной сфере, капитализация российских научно-технических разработок, участие в международной научной и технологической кооперации в качестве разработчика идей и технологий. Эта задача не может быть обеспечена без существенной реконструкции системы образования и подготовки, НИР и ОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), без развития венчурной индустрии и других институтов новой экономики, призванных обеспечить "парадигмальный сдвиг" буквально во всех сферах деятельности. Формирование инновационного комплекса должно стать условием конкурентоспособности других отраслей и комплексов. В случае успешной реализации этого направления Санкт-Петербург и Северо-Запад в целом могут стать плацдармом интеллектуальной экспансии России в другие регионы мира. 5. Пятым приоритетом для Северо-Запада может стать мегапроект, связанный с развитием лесного комплекса. Существенным моментом для разворачивания данного мегапроекта является тот факт, что значительными промышленными лесными ресурсами обладают практически все субъекты Северо-Запада (в первую очередь республики Коми, Карелия, а также Архангельская, Вологодская, Ленинградская области), и для большинства из них ЛПК является базовым комплексом экономики региона, обеспечивающим основную занятость и большую часть доходов региональных бюджетов. Современное лесопользование и лесовосстановление в настоящее время должно быть оснащено инновационными технологиями, способными найти масштабное внедрение в природно-климатической зоне Северо-Запада. Возобновляемость лесных ресурсов дает возможность долгосрочного планирования развития ЛПК и экономики региона в целом. Множественность и раздробленность субъектов проектирования и хозяйственной деятельности в северо-западном ЛПК на фоне согласованной и консолидированной ценовой и технологической политики нескольких крупных западных игроков делает доминирующим принципом реализации данного мегапроекта принцип сочлененности и синхронизации проектов. 6. Шестым приоритетным направлением является мегапроект выстраивания мультикультурных коммуникаций. Северо-Западный регион России как элемент северного европейского ландшафта включает в себя или соприкасается с тремя крупнейшими культурными массивами европейского севера: угро-финским, славянским и балтийским. Сложившаяся административно-политическая карта далеко не всегда совпадает с границами культурно-исторических регионов и мерой их влияния на актуальные социально-политические процессы. В этом контексте принцип трансграничного сотрудничества приобретает не только экономическое, но и отчетливое гуманитарное измерение – с учетом целей и интересов в горизонте культурной политики и региональной культурной идентификации. Наиболее системной технологией, сочетающей экономические, гуманитарные и образожизненные компоненты, является туризм – с его способностью инициировать развивающие мультипликационные эффекты в целом ряде сопредельных видов деятельности: транспорт, гостиничный бизнес, банковское дело, связь, арт-менеджмент, технологии здоровья и культура гостеприимства в целом. Мегапроект развития человеческого капитала, повышения его мобильности и адаптивности к современным технологиям и социально- культурным программам предполагает мобилизацию и накопление образовательных и культурных ресурсов на принципах сетевой соорганизации и информационной прозрачности. Северо-Запад России является культурно-образовательным плацдармом, потенциал которого соразмерен общероссийским и европейским процессам – при условии "эффекта синергии". Последний проявляет себя как результат совместного (сетевого) действия по расширению образовательных, культурных, информационных возможностей людей, проживающих на этой территории. Стратегической перспективой этого направления является создание университетских комплексов (сохраняющих возможность кадровой и исследовательской специализации), сетей непрерывного образования и обучающего консультирования, информационно-ресурсных центров и гуманитарных программ, втягивающих различные социальные и культурно- этнические группы в зону активной профессиональной и транспрофессиональной деятельности. Целью работы было рассмотреть экономическую ситуацию северо-западного региона России и раскрыть его значение в мировой экономике. По представленному материалу можно сделать вывод о том, что колоссальное значение в СЗФО играет Санкт-Петербург, что достаточно не сложно объяснить. Торговые связи со странами Северной Европы у Санкт-Петербурга возникли в начале XVIII века – с первых шагов основания города, который изначально задумывался как ворота России на Балтику. С тех пор наши деловые отношения претерпели множество изменений, однако сохранилось главное – северные соседи по-прежнему остаются для Санкт-Петербурга важнейшими и стратегическими партнерами. Более того, развитие экономических связей Санкт-Петербурга с Финляндией, Швецией, Норвегией, Данией и Исландией лежит сегодня в основе политики добрососедства и всестороннего сотрудничества на Севере Европы, является непременным условием динамичного развития всего региона. По сути, наибольший интерес к России на международной арене представлен ввиду её обеспеченности природными ресурсами, в частности к Санкт-Петербургу, являющимся крупным транспортным узлом. Но рассмотренным материал дает нам все основания сказать, что в последние 10 лет интерес к нам проявляется в сферах торговли, транспорта и связи, в секторе финансовой деятельности и недвижимости, в машиностроении, легкой промышленности. Представленная система принципов развития должна принести свои результаты. Что касается внешнеэкономических связей Северо-Запада, сегодня они в определенной степени затихли вследствие экономического кризиса. Но по ситуации последних лет очевидно значительное развитие отношений с иностранными партнерами. Думаю, дальше ситуация будет улучшаться – сотрудничество интересно и необходимо обеим сторонам. |
|
© 2000 |
|