РУБРИКИ |
Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России) |
РЕКЛАМА |
|
Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России)p> Планировалось создание нескольких территориально-промышленных комплексов (ТПК) (см. «Приложения»).Что касается использования БАМа как транзитного пути, то вот несколько фактов. По экспертным оценкам, на сегодня грузопоток Азия-Европа составляет Перевозка грузов между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом в
настоящее время осуществляется в основном морским путем через Индийский
океан, Суэцкий канал, Средиземное море: от портов Китая и Японии до городов Но и эти сроки могут быть сокращены, 16 апреля 1998 года по маршруту Кроме того, в сферу интересов создаваемой зоны БАМ целесообразно также включить зону хозяйственного освоения строящейся Амуро-Якутской железнодорожной магистрали, работа которой будет существенно влиять на загрузку Байкало-Амурской магистрали. Комплексное развитие зоны БАМа предполагает также второй выход
железнодорожной трассы к Тихому океану, поскольку растущая торговля стран С этих точек зрения замыкание трассы БАМа на портах Ванино и Советская Заслуживают внимания также планы строительства трассы на восток от г. Тем не менее, любой из вариантов «Восточного российского хода» делает зону БАМа исключительно привлекательной для инвестиций, в том числе и внешних, поскольку дает мощный импульс развития странам АТЭС. Русский Север Особое геополитическое положение, огромный ресурсный потенциал и
планетарное экологическое значение Арктики делают ее регионом особых
стратегических интересов ведущих арктических стран мира в XXI веке. Северный Ледовитый океан и аэробассейн над ним уникальное коммуникационное пространство, способное связать практически все экономически наиболее развитые и динамичные регионы Земли Территория арктической зоны России по различным оценкам составляет от Геостратегические интересы России всегда были устремлены к Северу, к
Мы привыкли быть уверенными в том, что на карте территорию нашей страны увенчивает огромный, простирающийся до Северного полюса и таящий в себе неизмеримые запасы топливных ресурсов океан. Но может случиться так, что завтра в этой нашей богатейшей природной кладовой появятся другие хозяева (см. «Приложения»)
За последнее десятилетие кардинально изменилась структура российской
экономики - ключевые позиции в национальном хозяйственном комплексе ныне
занимают топливная промышленность, электроэнергетика, металлургия - эти
отрасли индустрии главным образом находятся на Севере и Востоке страны и
дают половину промышленного производства, а их доля в экспорте превышает После распада СССР возросло значение Севера и как морских ворот страны, которые стали для России единственными для выхода на мировые рынки европейского и азиатского регионов, возросло значение Северного морского пути как кратчайшей российской морской транснациональной трассы, связывающей Европу с Азией. Из Англии в Японию он, например, в два раза короче и в 1,6 раза дешевле любого другого морского пути, в том числе и через Суэцкий канал. В сферу национальных интересов России входят и зоны активного
прибрежного рыболовства, и нефтегазоносные месторождения арктического
шельфа, открытые в 80-е годы. Арктическая территория - несущая колонна
национальной безопасности страны, но границы ее до сих пор не определены.
Демократизация общественной и государственной жизни требует и новых
форм управления северными территориями. Современная их структура наследует
архаичную админиистратвно-территориальную сетку деления Сибири на генерал-
губернаторства, которые создавались по бассейнам больших рек - Оби, Енисея, Северную Сибирь вместе с Северным Дальним Востоком связывает Северный морской путь, а Южную – Транссибирская магистраль вместе с БАМом. Логичнее было бы пересмотреть и сетку административного деления в
связи с современной широтной инфраструктурой, а не архаичной долготной,
сложившейся в конце XVIII в., когда основными путями сообщения были великие
реки Сибири. Практика уже доказала, что широтное направление связей в Новые формы должны найти конструктивное, эффективное (а не фиктивное)
отражение и в региональной политике. Возможно, в каких-то регионах следует
вернуться к довоенной практике - к признанию проблемных районов особыми
объектами государственного управления (новый губернатор Таймыра – А. Такая реформа должна облегчить вхождение северных территорий в рынок, продвинуть северный товар на общероссийский и мировой рынок, в том числе и стран АТР.
Смещение добычи сырья и его первичной переработки в Арктику,
непосредственно к побережью Северного Ледовитого океана, наметилось уже
давно и, несомненно, сохранится в обозримом будущем, учитывая исчерпание
геологических запасов более южных территорий, а также экономическое
тяготение новых добывающих производственных комплексов к Северному морскому
пути. Можно также утверждать, что и прошлое, начавшееся с 30-х годов,
хозяйственное освоение Арктики стало возможным только благодаря СМП Опыт освоения Норвегией месторождений Северного моря показывает, что
привлечение одного рабочего в нефтегазовую отрасль обеспечивает работой 10- Один из вопросов этой концепции должен касаться обеспечения круглогодичной навигации по Северному морскому пути. Принципиально новым в этом направлении может стать применение выведенных из строя по конверсии кораблей ВМФ и переоборудованных атомных подводных лодок, других вспомогательных средств (например, экранопланов):
Развитие транспортной инфраструктуры Севера отстает от других регионов
страны. Железнодорожный транспорт представлен Транссибом и одноколейным За 90-е годы его грузооборот сократился более чем втрое, большую часть года он бездействует. Закрылись гидропосты и метеостанции, обезлюдели порты. Экономисты доказывают, что рентабельность и конкурентоспособность СМП
обеспечивается более быстрыми сроками доставки грузов, чем по Суэцкому
каналу, что позволит снизить тарифы на грузоперевозку до 5 долл. за тонну. В период 90-х годов сокращение промышленного производства в арктических регионах превысило 50%, а в отдельных отраслях, например добыче оловянных руд, прекратилось вовсе. Объем перевозок по трассе Северного морского пути (СМП) с 1987 по 1998 г. сократился в 4,5 раза: с 6,6 до 1,5 млн. т. СМП — это единственная магистраль, связывающая все арктические и
субарктические регионы России. Вместе с великими сибирскими реками СМП
образует единую воднотранспортную систему, которая обеспечивает как завоз в Увеличение потока грузов между западными, северными и восточными регионами России по кратчайшему Арктическому пути, а также открытие СМП для международного транзита грузов между североатлантическими странами и странами Азиатско-Тихоокеанского региона является генеральным направлением развития морского транспорта в Арктике. Задача организации регулярного судоходства в Арктике в навигационный период была в основном решена к началу 80-х годов с вводом в эксплуатацию мощных атомных и дизельных ледоколов, мощностью до 75 тыс. л.с. («Арктика» и другие этого типа). Затем был накоплен опыт круглогодичной навигации в западном секторе Арктики — от Мурманска до Ямала и Диксона, что позволило создать надежную транспортно-технологическую схему взаимодействия Кольского и Норильского горно-металлургических промышленных районов (в составе концерна РАО «Норильский никель»), а также наладить бесперебойные поставки труб и оборудования для газодобывающего комплекса, формирующегося на полуострове Ямал. Современные грузоперевозки по трассе СМП (1998 - 2000 гг.) резко сократились по причине глубокого спада производства на большинстве предприятий Арктической зоны. Вывоз грузов из Арктики сейчас ориентирован на порты Мурманска и В структуре грузов, перевозимых по СМП, ныне практически отсутствуют строительные материалы, машины и оборудование. Зато прослеживается тенденция увеличения перевозок нефтепродуктов, угля и продовольствия, прежде всего в рамках северного завоза в Арктическую зону. Следует отметить, что, несмотря на существенное снижение объема арктических морских грузоперевозок, к 1998 г. сложилось двукратное превышение вывоза из Арктики (с учетом экспорта) над завозом грузов. Дальнейшее развитие морских перевозок в Арктике зависит от характера и темпов хозяйственного освоения районов, тяготеющих к трассе СМП. Перспективы таких перевозок будут в первую очередь определяться:
освоением газоконденсатных месторождений Ямала, стабильной работой В перспективе ближайших 15 лет следует ожидать 5—10-кратного увеличения морских перевозок по трассе СМП, причем только в расчете на максимальный объем грузопотоков эксплуатация СМП станет экономически выгодной.
Экстремальные условия Севера, его обширность требуют внедрения самых передовых технологий для получения энергии, новейших достижений автоматики, робототехники, компьютеризации, спутниковой связи и навигации, телекоммуникации. Можно с уверенностью сказать, что вступление нашей страны в постиндустриальную эру должно начинаться не с Москвы, а с Севера. Не случайно Финляндия, треть территории которой расположена в Заполярье, стала в прошлом году мировым лидером в области использования ресурсов Интернета - каждая четвертая семья в этой стране имеет доступ к «всемирной паутине», а более 40% семей - персональный компьютер. Сходное положение и в других странах Скандинавии, в Канаде, Исландии. Финляндия лидирует и по телефонизации - каждый третий финн имеет сотовый телефон. Нашим северянам тоже есть, чем гордиться. Так, например, каждая третья семья в Надыме имеет свой персональный компьютер, а число подписчиков на журнал «Домашний компьютер» в Ханты-Мансийске вдвое больше, чем в Санкт-Петербурге. Северяне стремятся к компьютеризации не меньше, чем жители столичных городов.
Электро- и теплоснабжение Северо-Востока осуществляют работающие изолированно от сетей РАО «ЕЭС России» Якутская, Магаданская и Камчатская энергосистемы, поэтому в каждой из них необходимо поддерживать резервные запасы топлива. Учитывая сложность его доставки, следует осваивать возобновимые энергоресурсы (ГЭС, геотермальные ТЭС, ветроэлектростанции), что выгодно инвесторам. Так, на строительство Мутновской геотермальной ТЭС от Мирового банка был получен кредит в 100 млн. долл. ТЭК Дальнего Востока может стать катализатором развития сотрудничества со странами АТР. РАО «ЕЭС России» уже выполнены предварительные проработки
крупномасштабного проекта по строительству энергомоста для экспорта
электроэнергии в Японию. Предусматривается возведение двух крупных
экологически чистых ТЭС на Сахалине (общей мощностью 6 млн. кВт), каскада Обустройство Арктики должно производиться быстро с применением легкой
и мобильной техники, что удешевляет производимые работы. Строительные
работы на Российском Севере обходятся на порядок дороже, чем в обжитых
районах, в то время как на арктических берегах Северной Америки они лишь в Весьма актуальна и проблема энергетического самообеспечения регионов
Таким образом, следует заключить, что экономическая эффективность арктической экономики будет напрямую зависеть от темпов и интенсивности освоения арктического природно-ресурсного потенциала, а также от удовлетворения коммерческого интереса других стран к северному морскому трансъевразийскому транзиту товаров. Ключ к раскрытию богатств российской Арктики находится во взаимоотлаженной системе транспортно-промышленных комплексов, обеспечивающих необходимые параметры добычи, первичной и глубокой переработки и доставки сырья, полуфабрикатов и конечного продукта потребителям, при одновременном выполнении арктическим флотом задач жизнеобеспечения северных территорий. Тем временем, дело идёт к тому, что Арктика разделит судьбу космоса, – вместе станут, так сказать, пространственными символами окончательной потери Россией национального достоинства, национального величия, национальной независимости. Заключение Третье тысячелетие России лучше начинать с фантастического по масштабам, но реального по исполнению проекта. Сейчас много говорится о глобализации. Если Россия собирается встраиваться в глобальную систему жизнеустройства, – то этот проект должен содержать стимулы к развитию своих собственных пространств. Можно констатировать, что идея установления прямого железнодорожного сообщения с Сахалином, а также соединения с японской сетью железных дорог через пролив Лаперуза и остров Хоккайдо из порядка фантастических перешла в разряд практических проектов. В дальнейшем, проект создания нового транспортного коридора «Америка - Широкомасштабные исследования по проекту Северная Америка – Россия – Необходимо рассматривать проекты не изолированно, а в неразрывной
связи с программами комплексного развития территорий, по которым эти
коридоры будут проходить. Транзитный потенциал обсуждаемых проектов велик. Осуществление столь крупных проектов создаст мощный импульс развития территориям, которые сейчас освоены слабо или совсем не освоены и не могут быть эффективно вовлечены в хозяйственный оборот без создания транспортной и энергетической инфраструктуры. В результате исследований, проведенных специалистами разных стран по проектам транспортных коридоров, как широтного, так и меридионального, доказана их техническая осуществимость. Этот вывод озвучен на ряде международных конференций [12]. Ключевым моментом является привлечение инвестиционных ресурсов. Есть ли в мировом сообществе достаточные инвестиционные ресурсы? Проекты соединения Транссиба по сухопутным коридорам с железными дорогами Японии (через Сахалин) и Северной Америки по своему значению уникальны как для нашей страны, так и для мирового сообщества в целом. Они призваны укрепить экономическую базу цивилизации ХХI века. Кроме этого, в ответ на игнорирование Западом законных геополитических
интересов России и общей неудачи западнически настроенных реформаторов, в Одно из направлений такого развития - критика «цивилизации заменителей», культ натуральных продуктов и естественных образцов. Учитывая богатство своих природных ресурсов, Россия могла бы усмотреть в этом реванше естественного над искусственным шанс и выходы на рынки богатых стран - потребителей натуральных изделий, - т.е. создание альтернативного проекта постиндустриального будущего. Идея новой, натуральной, экономики, бесспорно, придется по душе народам, населяющим Россию (до сих пор она с необыкновенным энтузиазмом реализовывалась на садовых участках). Экономика натуральных продуктов требует не только изобилия сырья, но и изобилия рабочих рук. На этой базе мог бы сложиться экономический и геополитический союз России и Китая, в рамках которого эти страны обогащали и дополняли бы друг друга. Например, мы могли бы принять у себя какую-то часть китайцев, запустив
в качестве сельскохозяйственной рабочей силы (исторический опыт
сосуществования с азиатскими народами у России, несомненно, имеется): в Я надеюсь, что запуск этих проектов приведет к появлению синергетических эффектов в разных областях нашей жизни. Россия, несомненно, сможет достойно продолжить свой путь в стремительно меняющемся мире, в котором на протяжении истории, по существу, происходят одни и те же события, решаются одни и те же вопросы… Литература 1. «Всемирная история. Александр Ш», М., «Палея», 1999 г., с. 214 2. Гумилев Л.Н., «От Руси до России», СПб, «ЮНА», 1992 г. 3. Гумилев Л.Н., «Тысячелетие вокруг Каспия», Баку, АГИ, 1991 г. 4. Делягин М.Г. «Глобальная неустойчивость и тоска по апокалипсису», М., «Изд-во Н.Е. Чернышова», 2001 г. 5. Кожинов В.В., «Победы и беды России», М., «Алгоритм», 2000 г. 6. Кожинов В.В., «Россия. Век ХХ», М., «Алгоритм», 1999 г. 7. Колеман Дж., «Комитет 300», М., «Витязь», 2000 г. 8. Менделеев Д.И., «Заветные мысли», М., «Мысль», 1995 г. 9. Панарин А., «В каком мире нам предстоит жить?», «Москва» - «Русский узел», 1999 г. 11. «Сегодня – New East», 5/6 – 2000 г. 12. Сидельников И.А., «БАМ – путь в ХХI век», СПбГУ, 2000 г. 14. «Berliner Zeitung», 24.01.01 15. Spikmen N.J. «Americans strategy in world politics», NY, 1967, p. 41 Web-информация 1. www.priroda.ru 2. www.factor-online.com 3. www.ng.ru 4. www.mps.ru 5. www.nevod.ru/local/zvezda 6. www.autotransinfo.ru 7. www.transport.ru 8. www.inopress.ru 9. www.ari.ru 10. www.strana.ru 11. www.nordnews.ru 12. www.trud.ru 13. www.csr.ru 14. www.turizm.ru 15. www.kommersant.ru 16. www.segodnya.spb.rus.net Приложения
1. Место России в мировой экономике [4] 2. Доля развитых стран, России и Китая в мировом ВВП, в % [4] |Страна |1197|1197|1198|1198|1199|1199|2200|22001|
Великий Сибирский путь Встреча лидеров двух Корей, состоявшаяся в 2000 году, вызвала в мире настоящий шок. Даже когда он прошел, большинство комментариев содержали скептические прогнозы по поводу возможности быстрого появления реальных плодов межкорейского диалога. Однако, они не заставили себя ждать. Корейцы авральными темпами занялись восстановлением железнодорожного сообщения между двумя частями страны. До настоящего времени Южная Корея развивалась в качестве фактически
островного государства. Весь ее внешнеторговый оборот, как и у соседней Проект этот весьма многообещающий. Южнокорейские грузы – не только возможность загрузить Транссиб. Это - шанс сохранить важнейшую для страны артерию жизнеспособной. Что даст прохождение транскорейской магистрали через Россию самой
Как это было… Большой БАМ, к сооружению которого приступили в июле 1974 года, был
невозможен без предварительного осуществления подходов к нему и
соединительных ветвей, бесценного опыта изысканий, проектирования и
строительства, накопленного с начала 30-х годов. Выбранное окончательно в В 1974 году развернулись строительные работы на БАМе: всего предстояло
построить 4 200 км. В течение 1979 - 1989 гг. магистраль была поэтапно
введена в постоянную эксплуатацию по пусковому комплексу, а ряд линий - в
полном проектном объеме. Строительство западного участка БАМ, второго пути 04.01.1992 года было принято постановление Правительства России «О
мерах по завершению строительства Байкало-Амурской железнодорожной
магистрали (БАМа) и сооружению железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Начиная с 1994 года, по существу, прекратились работы по строительству и обустройству самой трассы БАМа, и тем более работы по освоению территории, прилегающей к трассе. В 1997 году (16.06) принято Постановление Правительства России (№ 728) В 1999 году Государственной Думой России принят Федеральный Закон «Об особых экономических зонах Байкало-Амурской железнодорожной магистрали», который направлен на создание благоприятных условий для социально- экономического развития субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены особые экономические зоны БАМ и имеет целью сохранение и развитие производительных сил, освоение природных ресурсов, развитие транспортной и других инфраструктур прилегающей к БАМу территории [12]. ТПК БАМа Оптимальным среди них по множеству параметров является Южно-Якутский,
основой экономики которого должна была стать черная металлургия на базе
уникального сочетания железорудных месторождений Южно-Алданского района Нигде в мире не существует столь выгодных условий для развития черной металлургии. Знаменитая связка Рейнского угольного бассейна и Лотарингского железорудного района, во многом определившая ход истории XX века (франко- прусская война 1870 года, отчасти, Первая и Вторая мировые войны), несопоставима с Южной Якутией ни по запасам, ни по качеству исходного сырья. Помимо указанного Южно-Алданского месторождения, дающего основные концентраты, здесь же расположено богатейшее Чаро-Токкинского железорудное месторождение (1,3 млрд. т), дающее кислые концентраты. Это позволяет при совместном их использовании путем соответствующей шихтовки резко уменьшить расход флюсов и повысить содержание железа в шихте, что даст немалые конкурентные преимущества южно-якутской стали на внешних рынках. Кроме того, легкообогатимые руды Чаро-Токийского месторождения пригодны для использования в бездоменной, а при перечистке концентратов и в порошковой металлургии. В целом на базе Южно-Якутского ТПК можно достичь годовой добычи 23 млн. т угля, 42,5 млн. т железной руды, и вырабатывать 14 млн. т железорудного концентрата. Для сравнения: СССР в 1990 г. производил 446 млн. т угля, 107,9 млн. т железной руды. Другим важным направлением развития Южно-Якутского ТПК должно было
стать производство фосфатных удобрений на базе крупнейшего Селигдарского
месторождения апатитов, пригодного для получения концентратов с содержанием
оксида фосфора 36,5-37,5%. Кроме того, хорошие перспективы развития имели
цветная металлургия (золото Алданского района), слюдяная промышленность По тем же принципам комплексного экономического развития территорий и
в соответствии с их административным делением могли быть созданы еще шесть Так, Верхне-Ленский ТПК, первоначально использующий лесные ресурсы Ленский золотоносный район, долгие годы связанный с добычей
благородных металлов, мог быть преобразован в Мамско-Чуйский ТПК благодаря
развитию слюдяной промышленности и вводу в эксплуатацию месторождения С распадом СССР резко выросло значение для экономики России
месторождений Удоканского ТПК, где открыты крупнейшие залежи медных руд Опорными для развития Северо-Байальского ТПК должны стать цветная
металлургия - производство цинка и свинца на базе Холоднинского, молибдена Зейско-Селемжинский ТПК, помимо традиционной лесной и лесоперерабатывающей промышленности, имеет хорошие перспективы для развития энергетики на базе имеющихся гидроресурсов, угля, Тындинского и других месторождений, а также энергоемкой цветной металлургии. Наконец, самый восточный из ТПК зоны БАМа, Ургало-Комсомольский, уже сегодня обладает развитым машино- и судостроением, цветной металлургией на базе оловянных руд Комсомольского района, нефтехимией, угольной промышленностью, энергетикой и системой морских портов. К этому комплексу, который, несомненно, претерпит значительные количественные и качественные изменения, могут быть добавлены металлургические предприятия первого и второго передела Уже на первых этапах реализации данной программы население зоны БАМа
способно вырасти до 1 млн. человек, что резко обострит продовольственные
проблемы. Продуктивность сельского хозяйства в этих регионах невысока
вследствие нехватки в почве калия и фосфора, а также очень короткого
вегетативного периода. Но эффективность применения минеральных удобрений
достаточно высока: каждый килограмм питательного вещества, внесенный на
гектар, окупается прибавкой 5-8 кг зерна. В настоящее время минеральные
удобрения здесь не производятся, а ввоз их из центральной России достаточно
дорог и представляет собой серьезную транспортную проблему. В результате
использование минеральных удобрений в Сибири меньше, чем по России,
приблизительно в 3 раза. Поэтому понятна необходимость опережающей
разработки соответствующих месторождений: Непского (калийных солей) и Чем богат БАМ? Что нужно сегодня, сейчас, что потребуется в перспективе на сырьевых
рынках? Прежде чем вкладывать средства в освоение региона БАМ, резонно про
это спросить. Посмотрите на таблицу стратегических видов минерального сырья |№ |Характеристика вида сырья |Полезные ископаемые | Информационная записка Комитета РФ по геологии и использованию недр к заседанию Комиссии Правительства РФ по оперативным вопросам В перспективе, большинство стратегических видов минерального сырья, будут дефицитными в мире. Вот таблица, составленная по данным испанских геологов-экономистов: Предполагаемая продолжительность использования известных мировых ресурсов
Аскаратэ Х. «Характеристика горнодобывающей промышленности как сферы социально-экономической деятельности» (Планирование и финансирование геологических и горнорудных работ в условиях рыночной экономики. - Москва 1994 г) Месторождения БАМа |Районы, месторождения|Степень изученности, |Запасы | В скобках - область, где располагается месторождение Основные ресурсные базы БАМа: |Районы |Лес |Минеральные|Месторождения, | См. карту ресурсной базы зоны БАМ Русский Север Административно-правовой режим Только факты… Факт 1. В Министерстве природы Российской Федерации проводится конкурс на право добычи газа и нефти на шельфе Баренцева моря. Факт 2. В феврале–марте 1999 года на территории Норвегии прошли учения войск стран Североатлантического блока «Battle Griffin». В ходе натовских учений отрабатывались действия вооруженных сил в конфликте, возникшем из–за неурегулированности вопросов разграничения экономической зоны и континентального шельфа. Факт 3. Со ссылкой на Министра природных ресурсов России В.П. Орлова газета «Коммерсантъ» (12.05.99) сообщила, что потенциал арктического шельфа в границах российских полярных владений превышает 88 млрд. тонн условного топлива. Для житейской наглядности приведен и долларовый эквивалент — 9 трлн. долларов при нынешнем уровне цен. Факт 4. Япония и Германия, другие высокоразвитые страны заявляют о необходимости применения к Северному Ледовитому океану общих принципов и подходов Конвенции 1982 года, в том числе при рассмотрении Международным органом по морскому дну прав на промышленное освоение природных ресурсов. Факт 5. 21 апреля 1999 г. в Государственную Думу Российской Федерации
внесен новый вариант законопроекта «Об арктической зоне Российской Приведенные факты с очевидностью свидетельствуют: рано или поздно человечество будет вынуждено открыть кладовые безлюдных арктических пространств, превратив их в ледовитый «персидский» залив. России принадлежит основная часть топливной макушки мира, и ведущие мировые державы уже готовятся к переделу Арктики. Несомненно, что участники пока еще гипотетического конфликта, урегулировать который надлежало в ходе проведенных натовских учений, были анонимными и не идентифицировались с конкретными государствами, тем более, соседними. Хотя, учитывая, что к Арктике прилегают территории пяти государств мира: Российской Федерации, США, Канады, Дании и Норвегии — и лишь одно из этих государств не является членом НАТО, российский вектор проведенных учений ни у кого не вызывает сомнений. Тем более, что у двух из оставшихся четырех государств (США и К возможному силовому давлению надлежит быть готовыми. Однако не менее
опасной представляется юридическая двусмысленность при закреплении за Проблема Северного Ледовитого океана выводится из разности подходов к определению этого участка земного шара. С одной стороны, он может рассматриваться как открытое море со всеми вытекающими из этого понимания международно-правовыми последствиями. С другой стороны, Северный Ледовитый океан в своей значительной части представляет ледяную поверхность, а посему определяется как государственная территория пяти прилегающих стран мира, которые и разделили океан на полярные секторы, а все земли и острова, а также ледяные поверхности, находящиеся в пределах полярного сектора той или иной страны, входят в состав государственной территории. Отсюда и разность подходов в применении того или иного законодательства при решении возникающих спорных моментов. А споры возникают, и можно прогнозировать увеличение их числа в будущем. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. вступила в силу 16 ноября 1994 года после ее ратификации 60 государствами. Россия ратифицировала Конвенцию лишь в 1997 г., став 109 ратифицировавшим ее государством. К моменту ратификации российским парламентом конвенция была подписана 159 государствами и в 108 из них уже ратифицирована. До принятия конвенции 1982 г. вопросы разграничения морских пространств регулировались Конвенцией об открытом море, Конвенцией о континентальном шельфе и Конвенцией о территориальном море. Подписанные еще в 1958–59 годах эти конвенции были не в состоянии разрешить возникающие между участниками международных отношений вопросы об использовании недр морских пространств в промышленных целях. В соответствии со ст. 4 Конвенции по морскому праву 1982 г. внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря. Конвенция 1982 г. установила 12–мильную зону территориальных вод, на которую, равно как и на воздушное пространство над ней, на ее дно и недра, распространяется полный суверенитет прибрежного государства, и 200–мильную исключительную экономическую зону, отсчитываемую от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод. Дно морей и океанов и недра под ними, не находящиеся под чьей–либо юрисдикцией, объявляются общим наследием человечества. То есть все государства мира имеют равные права на разработку их природных ресурсов, и любое из них имеет право подать в ООН и иные специализированные международные организации заявку на разработку ресурсов морского шельфа. В данном случае, не исключены подобные действия и в отношении российской арктической зоны в границах 1926 г. Решение о разработке принимается Международным органом по морскому дну. Немного забегая вперед, заметим, что при подсчете площади российского шельфа на основе требований Конвенции Россия теряет суверенные права на 1,7 млн. кв. км своего арктического сектора. Однако положения Конвенции не должны распространяться на арктический сектор России и других северных государств. Исторически сложилось, что арктическим сектором каждого из государств является пространство, основанием которого служит побережье этого государства, а боковой линией — меридианы от Северного полюса до восточной и западной границ этого государства. Первопроходцем в юридическом закреплении за собой соответствующей части арктического сектора выступила Канада. В 1925 году в Канаде было принято дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой–либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадского правительства. Практически в это же время Президиум ЦИК СССР своим Постановлением от Этим постановлением Советский Союз признал закрепленную Парижским
договором от 9 февраля 1920 г. принадлежность островов архипелага Права СССР в арктических районах, принадлежащих к ее территории,
обеспечивались также рядом других законодательных актов, в частности,
законом СССР о Государственной границе 1982 г., Указами Президиума Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории. Однако их законодательство о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на эти районы. Подобное секторное разделение Арктики не вызвало в момент его проведения каких–либо возражений иных, неарктических, государств и было де–факто принято. Этого фактического признания было достаточно до тех пор, пока, как говорится, с развитием науки и техники, проблема разработки ресурсов Арктики из области фантастики и легендарных исследователей не перешла в практическую сферу. В последнее время заметно активизировалась научно–исследовательская
деятельность ряда стран в Арктике, в том числе и в пределах полярного
сектора России. Так, по сообщениям уже цитировавшейся газеты «Коммерсантъ», Учитывая принятие и присоединение России к Конвенции по морскому праву Безусловно, в основе этого обоснования должны быть и фактическое
закрепление, начиная с 1926 г. за СССР–Россией полярных владений, и вековой
опыт освоения Россией земель в Северном Ледовитом океане. Однако
изменившаяся международно–правовая ситуация делает только исторические
ссылки недостаточными. Негоже, чтобы из–за бюрократической медлительности Другие арктические государства уже предпринимают необходимые шаги по
закреплению своего суверенитета над соответствующими арктическими
секторами. В то время как Россия, похоже, решила от него «избавиться». История этого вопроса такова. В июле 1998 г. в Государственную Думу Таким образом, в этой редакции пункт «б» законопроекта практически повторял формулировку Постановления ЦИК 1926 г. с упоминанием Северного полюса в качестве верхней точки арктической зоны России. Тем самым подтверждалась площадь российской арктической зоны в 5,8 млн. кв. км. Новый вариант этого законопроекта был внесен в Государственную Думу 21 апреля 1999 г. Как следует из его преамбулы, законопроект призван определить состав арктической зоны и установить особенности правового регулирования всех форм деятельности в этой зоне. На этот законопроект возлагаются большие надежды с точки зрения
детальной проработки вопросов экономической и социальной политики в районах Далее текст законопроекта содержит два достаточно формальных
положения, что в случае противоречия нормативных правовых актов Российской Итак, в новом варианте текста законопроекта отсутствуют ссылки на
установленный Постановлением Президиума ЦИК СССР 1926 г. полярный сектор В данном исчислении континентальный шельф России в Арктике составит
лишь 4,1 млн. кв. км. Прогнозируемые запасы на территории, которая «выпала»
из текста законопроекта, оцениваются в 15–20 млрд. тонн условного топлива. При всем уважении к нормам международного права, Россия должна исходить из принципа секторального разделения Арктики, включив его как в текст закона «Об арктической зоне Российской Федерации», так и в иные нормативно–правовые акты. Закрепление российского суверенитета над полярным сектором в границах 1926 г. должно происходить не только в рамках национального законодательства, но и на международном уровне. Тем более, что международное право содержит ряд механизмов, которые позволят и в этом контексте доказать право России на исторически сложившуюся ее арктическую зону. Прежде всего, Конвенция 1982 г. не отменяет секторального принципа
определения статуса территорий в Арктике. С другой стороны, она
предусматривает 200–мильный отсчет континентального шельфа от исходных
линий, от которых отмеряется ширина территориальных вод лишь тогда, когда
внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое
расстояние. Под подводной окраиной материка понимается находящееся под
водой продолжение континентального массива прибрежного государства,
состоящее из поверхности и недр шельфа. В данной ситуации Россия должна
обосновать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением Применив данную норму Конвенции, Россия может подтвердить за собой арктический сектор, аналогичный тому, который закреплен Постановлением 1926 г., когда на картах мира от границ нашей страны к Северному полюсу велись пунктирные линии, очерчивающие нашу арктическую зону. В конце концов, юридических оснований для того, чтобы стереть эти линии с мировой карты, нет. (www.ng.ru) В дополнение: 02.03.01. Агентство «Интерфакс» со ссылкой на российские военно- дипломатические источники сообщило, что в рамках международной программы изучения Северного морского пути – Insrop - начинается поиск возможностей пересмотра статуса арктических проливов как внутренних вод России. По мнению администрации СМП, интернационализация арктических вод грозит стране существенным сокращением ледокольного флота. Программа Insrop {International Northern Sea Route Programme) создана
в 1993 году для изучения возможностей коммерческого использования Северного
морского пути как альтернативы южного маршрута из Азии в Европу (через По мнению участников Insrop, на севере морские владения России должны
ограничиваться 12-мильной зоной территориальных вод. Как в Канаде, которая
не имеет исключительных прав на арктические воды своего северного
побережья. Как сообщил начальник администрации Северного морского пути Реализация планов участников Insrop может обернуться катастрофой для российского ледокольного флота. По словам господина Горшковского, ледокольная проводка по Арктике одного судна среднего тоннажа (около 20 тыс. т) обходится владельцу в 100-120 тыс. USD. При этом на содержание ледокольного флота России ежегодно нужно не менее 3 млн. USD. Потеря СМП «российского» статуса приведет к тому, что иностранные судовладельцы смогут пользоваться услугами собственных ледоколов. Для сравнения: морской путь в Европу из Азии через СМП составляет 6600 км, через Суэцкий канал — 11 400 км. «Коммерсант», 06.03.01. Ресурсы Арктики В настоящее время на Севере сосредоточены 65% запасов нефти, 85% - газа, 63% - угля, 90% - никеля, 67% - леса, 87% - рыбы, 80% - апатитов, более 95% - алмазов, основные запасы золота, серебра, олова, редкоземельных металлов Российской Федерации. Сегодня на Севере производится свыше 20% национального дохода России при доле численности населения всего лишь в 8%, добывается 75% нефти, 92% - газа, 15% - угля, вырабатывается более 15% электроэнергии, заготавливается около 50% деловой древесины. На территории Якутии ежегодно добывается 1/5 часть добываемых в мире
алмазов. Республика Саха (Якутия) занимает также одно из ведущих мест в Север остается также главным источником мехов и рыбопродуктов. По выявленным и прогнозируемым запасам многих видов полезных
ископаемых континентальный шельф является уникальным национальным резервом Второй крупнейший нефтегазовый район выявлен на шельфе северо-
восточного Сахалина, потенциал которого оценивается в 1,6 млрд. кубометров
газа. В конце 70-х гг. здесь были открыты крупные месторождения Одопту-море
и Чайво, в 90-х гг. - Лунское и Аркутун-Даги. На остальных участках
морского Севера изучение шельфа только начинается. Весьма перспективны на
нефтегазоносность северный и восточный шельф Охотского моря, Хатырский и Штокмановское месторождение расположено в центральной части Баренцева
моря. Осложняют освоение месторождения и инженерно-геологические факторы -
многочисленные разрывные нарушения мезозойских пород, отразившиеся на
свойствах донных грунтов, и рельефа дна. Глубинность моря, отрицательные
придонные температуры создают дополнительные трудности для разработки и
требуют создания новой техники и технологии, новых конструктивных решений,
определяющих возможность освоения с надводных платформ или с применением
подводных систем. На условиях конверсии Россия может создать такие системы,
но на это требуется вложение средств и время. Стоимость проекта освоения Сегодня перспективно освоение лишь месторождений Сахалинского шельфа
по проектам «Сахалин-1» (месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги), Проект «Сахалин-1» осуществляется консорциумом в составе
госпредприятия «Роснефть» - «Сахалинморнефтегаз», корпорацией СОДЕКО Сахалин известен своей уникальной природой. Учитывая это, компании-
операторы гарантируют (и это специально оговорено в контракте) применение
самых жестких стандартов безопасности и охраны окружающей среды на всех
этапах реализации проекта. Международное сотрудничество позволит сократить
время освоения, привлечь финансовые ресурсы и передовые технологии. В настоящее время активно ведется подготовка к освоению месторождений
углеводородов арктического шельфа, и в первую очередь в акватории Баренцева
и Карского морей. АО «Росшельф» подготовило технико-экономическое
обоснование и проект разработки Приразломного месторождения, первая нефть
из которого будет получена в ближайшие годы. Разработка этого месторождения
будет вестись с морской ледостойкой платформы, которая строится в Параллельно с шельфами осваиваются месторождения, расположенные в
прибрежной части Ненецкого автономного округа. В частности, в 2002 году АО «Росшельф» приступает к освоению уникального газоконденсатного Схема строительства тоннеля материк-Сахалин и Сахалин-Хоккайдо Оглавление Предисловие 2
Пути – дороги Великий Сибирский путь 25 БАМ 32 Русский Север 37 Заключение 48
-----------------------
[pic] [pic] Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|