РУБРИКИ |
Республика Корея |
РЕКЛАМА |
|
Республика КореяРеспублика Кореяреспублика Корея Республика Корея Содержание ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ 4 Физико-географическое положение Южная Корея. Площадь 98,5 тыс.км.кв. Hаселение свыше 42 млн. человек. Историческая справка В начале н.э. сложилось 3 раннефеодальных корейских государства - В Южной Корее, где с осени 1945 функционировала американская военная
администрация, реакционные силы при поддержке американских военных властей
подавляли демократическое движение и встали на путь раскола страны. В этих
условиях в сентябре 1948 Верховное народное собрание, избранное абсолютным
большинством населения как Северной, так и Южной Кореи, выработав
конституцию, провозгласило создание Корейской Hародно - Демократической Праздничные дни 1-2 января - Новый Год, Новый год по лунному календарю. 1 марта, 5 апреля, 5 мая, - День рождения Будды. 6 июня, 17 июля, 15 августа, 3 октября - Чхусок (день урожая и памяти предков) 25 декабря - Рождество Христово. Курорты Пусан - является главным портом и вторым по величине городом страны. Остров Чеджудо - это "место, где обитают боги", даже время, кажется,
течет не спеша, а чистое, искрящееся на солнце море уносит вашу душу далеко
от тревог сего мира. Остров Чеджудо широко известен, как "остров фантазий",
это самый большой остров Кореи. он расположен к югу от полуострова на
расстоянии 100 км и имеет субтропический климат. Потухший вулкан-гора Достопримечательности Сеул - величественная, обнесенная стеной и словно заключенная в объятиях реки старинная часть города - неотъемлемая часть бурно растущего современного интернационального Сеула, который стоит на перекрестке, славного прошлого и светлого бедующего. Сеул, столица Республики Корея, находится в центре корейского полуострова недалеко от побережья Западного моря. Сеул идеально расположен между горами на берегах реки Ханган, поэтому не трудно догадаться, почем он стал столицей государства в начале правления династии Чосон (1392 - 1910) в 1394г. В Сеуле проживает 11 миллионов человек. Ныне небоскребы доминируют здесь над изящной архитектурой старинных дворцов. Прилегающие к Сеулу территории призваны были обслуживать потребности столицы. Здесь и сейчас можно увидеть руины старинных укреплений, гончарные печи и гробницы королей. А недавно здесь возникли тематические парки, и особенно живописные местности были превращены в зоны отдыха для удовлетворения постоянно растущего спроса на развлечения. В Кёнгидо - провинции окружающей столицу, расположены два больших
города Инчхон и Сувон, и многие достойные посещения достопримечательности,
например, остров Канхвадо, Корейская национальная деревня, крепость в Кёнджу - старые полуразрушенные земляные валы, величавый и строгий вид
каменных изваяний Будды - это не только окно в прошлое. Эти реликвии
свидетельствуют о славной тысячелетней истории королевства Силла. Кёнджу,
называемый часто "музеем без стен", был столицей государства Силла ( 57 г.
до Н.Э. - 935 г. Н.Э. ), а также центром золотого века корейской культуры. Андон - находится в трех часах езды на поезде от Кёнджу. Это одно из
последних живых напоминаний о старой Корее, где культура "янбанов" Тэджон - один из главных городов центральной Кореи. Место ЭКСПО 93,
находится в 2-х часах езды на юг от Сеула и представляет собой прекрасный
отправной пункт для осмотра достопримечательностей центральной Кореи. Конджу и Пуё - эти города находятся недалеко от Тэджона. Они были столицами королевства Пэкче (17 г. до Н.Э. - 660 г. до Н.Э.), там можно познакомиться с культурным наследием наших предков. Юго-Западный регион - неотъемлемой чертой ландшафта этой земли,
которую часто называют "рисовыми закромами Кореи", являются широкие
просторы рисовых полей и склоны гор, мягко сбегающие к берегу моря. Здесь
сохранилось немало местных обычаев, древних видов искусства и ремесел. Халлё Хэсан - национальный парк на южном побережье и островах к югу от него. Его протяженность 149 км. С его причудливыми скалами и неповторимыми традиционными рыбацкими деревнями парк является отличным местом для экскурсий и водных видов спорта. Тадохэ Хэсан - еще один национальный парк на южном побережье
полуострова созданный в 1981г., значительно превосходит по размерам Халлё Восток - прелесть этой части страны, главным образом, содержаться в многообразии пейзажей с шумными водопадами, в таинственных пещерах, горячих источниках, песчаных пляжах, национальных парках и рыбацких поселках, притаившихся в естественных гаванях. Устройство экономики Экономика зависит от иностранного, главным образом японского и
американского капитала. Осуществляются милитаризация и индустриализация,
опережающими темпами развиваются экспортные отрасли и тяжелая
промышленность. Доля промышленности в ВHП 40%, доля сельского хозяйства Основной род деятельности чеболь включает машиностроение, приборостроение, текстильную, электротехническую, судостроительную, автомобилестроительную, нефтехимическую отрасли промышленности, капитальное строительство, транспорт и т.д. Вкратце можно разбить ведущие конгломераты по следующим отраслям: - автомобилестроение - “Хёнде Моторс” (47%), “Дэу Мотор” (18%) и “Киа- Мотор”. - судостроение - “Хёнде”, “Дэу”, “Самсунг” и “Кориа шипбилдинг энд инжиниринг” - 90% всех мощностей. - электротехническая - “Лаки Голдстар”, “Самсунг”, “Дэу” и “Хёнде” практически все проиводство микроэлектроники, компьютеров, телевизоров и т.д. Эта же четверка занимает лидирующее положение в химической индустрии и машиностроении, однако в этих отраслях экспортная деятельность не столь активна и результативна. Освоение этих рынков началось сравнительно недавно. Что касается строительной индустрии, то степень монополизации в этой
отрасли значительно ниже. Здесь действуют более 40 крупных компаний. В
основном это специализированные подрядчики, предлагающие полный цикл услуг Следует также отметить текстильную промышленность, где 65% южнокорейского экспорта приходиться на “Дэу текстайл компани”. Как и другие чеболи эта компания также меняет свою экономическую политику и переходит к экспорту капитала в места сбыта продукции. Таким образом, создаются совместные предприятия в странах-импортерах. Итоги деятельности крупнейших южнокорейских чеболей можно свести в следующую таблицу. Крупнейшие Южнокорейские Финансово-Промышленные Группы |№№ |Финансово-Про|Основные отрасли |Количе|Объём | ФАКТОРЫ РОСТА ЮЖHО-КОРЕЙСКОЙ ЭКОHОМИКИ На протяжении трех последних десятилетий человечество имело возможность наблюдать за некоторыми развивающимися странами, демонстрировавшими миру "экономические чудеса". Конечно же, речь идет о молодых наиболее развитых государствах, которые в 60-70 гг. выделились и обособились в отдельную группу, получившую название "Новые индустриальные страны" (New industrializing countries). Эта группа постоянно пополняется, и в настоящее время в нее входят около полутора десятков стран и территорий. Прочное место среди них занимает Южная Корея. О быстром экономическом росте Республики Корея говорилось немало. Эту На стремительный рост экономики Южной Кореи оказывали и оказывают влияние самые различные факторы - объективные и субъективные, экономические и политические, внутренние и внешние, такие как: - ориентированная на экспорт, на взаимодействие с внешним миром стратегия развития; - благоприятный международный экономический климат 60-х-первой половины 70-х годов, облегчивший доступ к внешним источникам ресурсов; - сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, отложивших демократические и политические преобразования в пользу экономического развития; - относительно малые затраты на содержание военно-промышленного комплекса (2-3% против 60-70% северо-корейских затрат); - привлечение иностранных капиталовложений - как финансовых, так и технологических: промышленное оборудование и "now how"; - этническая и культурная однородность, а также конфуцианская традиция, особую ценность придающая трудолюбию, образованию, жизненному успеху и преданности своей нации. Эти и многие другие факторы во многом определили быстрые темпы развития экономики Республики Корея. К сожалению, вопросы, касающиеся экономического развития Южной Кореи в
настоящее время недостаточно широко освещены в России. Из-за отсутствия
современных статистических данных в работе фигурируют цифровые данные до О факторах экономического развития Южной Кореи можно говорить много и
подробно, однако в своей работе мне хотелось бы остановиться на роли
государства, экспортной политике и заимствованных технологий (как
промышленного оборудования, так и "know how") в развитии экономики Что касается фактора экспортной политики, то было бы справедливо считать его наиболее весомым фактором, служившим движущей силой роста корейской экономики. О роли государства т.к. этот фактор является одним из определяющих факторов быстрого темпа развития экономики Кореи. Что касается роли заимствованных технологий, то этот фактор не был
определяющим, однако обращение к зарубежным технологиям явилось
естественным следствием экспортной модели развития экономики Кореи, поэтому
нельзя не оценить роль этого фактора в формировании современной экономики ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Одним из факторов, объясняющих стремительный рост экономики Южной Правительство принимало новые законы и тщательно пересматривало уже существующие, а также принималось множество мер политического характера с целью увеличения накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Правительство сделало максимум возможного для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги и школы. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях высокоразвитого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. В Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежное обращение, инфляция, дефицитность государственного бюджета не выходили из под контроля государства. Центральную роль в этом играла государственная монополия в кредитно-финансовой системе. Другое важное направление государственного регулирования Южной Кореи пролегает в валютной сфере. В разных вариантах принуждения к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в ЦБ, действует в Корее с 1949 года. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства воздействовало на формирование основных пропорций общественного производства. При этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы. По самым скромным оценкам только в 70-е годы они ежегодно поглощали не менее 1/10 ВНП. Государственные кредиты такого рода составляли: - 15% от ВНП - 1962-1966гг. - 39% от ВНП - 1932-1936гг. - 46% от ВНП- 1977-1981гг. При этом нужно отметить, что кредиты концентрировались в потенциально наиболее эффективных сферах экономики. Также осуществлялся контроль за эффективностью применения кредитов. Высокая активность государственного регулирования с большой отчетливостью обнаруживается в формировании отраслевых пропорций. Например, при проведении аграрной реформы наиважнейшей составной частью стало принудительное дробление крупных земельных наделов на более мелкие - мера, невозможная без прямого активного вмешательства государства. В этой связи следует сослаться на программу "целевого развития". Начиная с 70-х годов специальными законами выделялись 7 отраслей первоочередного внимания: - машиностроение; - электроника; - текстильная промышленность; - черная металлургия; - цветная металлургия; - нефтехимия; - кораблестроение. Этим отраслям оказывалось явное предпочтение в снабжении ресурсами, они пользовались преимущественными налогами и др. льготами. Государство нередко шло на прямую компенсацию убытков" избранных экспортеров". Особо стоит отметить, что льготы, предоставляемые государством, привели к образованию высокомонополизированной производственной, особенно экспортной структуры. В первой половине 80-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабатывающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2. Видя сильное влияние государства на экономику Южной Кореи возникает вопрос: можно ли рассматривать корейские частные фирмы как самостоятельные единицы. Этот вопрос можно поставить на основании следующих факторов: 1) высокая зависимость деятельности частного сектора от привлечения заемных средств; Не менее жестко государство в Южной Корее контролирует иностранный
капитал. Важно отметить, что прямые иностранные капиталовложения с 1967- Таким образом мы имеем "трехсторонний альянс": государство местный капитал - иностранный капитал. Но при несомненном соблюдении интересов всех трех сторон, государство является единственным полностью самостоятельным участником, решения которого обязательны для всех остальных. Также заслугой государства является централизованное планирование с
использованием средне-и-долгосрочных планов и целевых программ, с
установлением порой конкретных производственных заданий и сроков их
выполнения, со строгой системой контроля хозяйственной деятельности и
безжалостным экономическим уничтожением неудачников. В сущности экономика Если очень коротко говорить, то именно формирование и умелое использование такого механизма и позволило Южной Корее в относительно сжатые сроки преодолеть барьер слаборазвитости и занять достойное место в мировой цивилизации. Импорт технологий Наряду с привлечением иностранных инвестиций, начиная с 80-х годов экономическая политика Южной Кореи была направлена на привлечение из-за рубежа современных технологий. хотя в силу различных причин объемы заимствований в области технологий были не столь значительными, как в сферах заемных средств и прямых капиталовложений, ее роль в переводе южнокорейской экономики на современные рельсы и в приобщении страны к достижениям НТР была тем не менее достаточно высока. Для широкого внедрения современных технологических процессов необходимо было и приобретать соответствующую технику. Среди закупаемой техники, непосредственно не связанной с производственными процессами, преобладающее место занимали транспортное оборудование и подвижной состав, электроприборы и аппаратура. По условиям заключаемых контрактов подобного рода поставки финансировались кредитами из расчета 3% годовых с погашением задолженности в трехлетний срок. Помимо указанного Южная Корея была вынуждена приобретать и машинное
оборудование, непосредственно используемое в производственных процессах. между Южной Кореей и развитыми капиталистическими странами была зафиксирована 2281 сделка на приобретение технических "know how" на общую сумму 681 млн. $, что составило 47,7% суммы прямых инвестиций за тот же период. Львиная доля сделок, связанных с приобретением производственного оборудования и связанных с ним "know how", заключалось с японскими бизнесменами (56,4%), хотя к сотрудничеству с южнокорейскими фирмами на этом поприще они приступили на 4 года позже чем американские и прочие деловые круги. Доминирующим был и удельный вес Японии в суммах южнокорейских
отчислений за используемую технику и технологии. Всего за 10 лет (1967- В 1975г. 64.1% всех отчислений за использование иностранной техники и технологий падало на долю США и Японии 4796 и 7074 млн. $. Отмечая исключительно высокую степень зависимости от этих двух стран, южнокорейская ассоциация Внешней торговли 17 июля 1976г. выступила с призывом незамедлительно диверсифицировать источники, из которых заимствуются и внедряются техника и технологии. Однако побудительным мотивом этого призыва служили не только количественные расчеты. По оценкам Национального Института Науки и техники выходило, что
только 30% "know how"(заимствованных и США и стран Западной Европы) можно
было отнести к передовым технологическим процессам, а оставшиеся После проведенного исследования в Южной Корее был создан В свете изложенных данных хотелось бы отметить и то, что бывали случаи О подобного рода казусах южнокорейская пресса сообщала неоднократно, и, видимо, отнюдь не случайно в середине 70-х годов Сеульские власти приняли ряд мер, направленных на диверсификацию источников не только займов, но и технической помощи. Однако на практике произошла диверсификация не источников займов, а диверсификация технологических процессов в сфере распределении по отдельным отраслям южнокорейской промышленности. Рассмотрев в целом положение с заимствованием извне современной технологии на длительном отрезке времени, проследим теперь динамику этого процесса. Заимствование иностранной техники и технологии распадается на три периода. В течение первого периода (1962-1966) число сделок и их стоимость выражалась минимальными величинами. Это объяснялось с одной стороны, ограниченностью задач, а с другой стороны - нестабильностью политической обстановки в Южной Корее и отчасти проистекающим отсюда неверием деловых кругов из развитых капиталистических стран, что их оборудование и технологии попадут в надежные руки. Во время второго периода Южная Корея по- настоящему приступила к реализации программы индустриализации. Создание абсолютно новых для страны отраслей производства обусловило резкое возрастание потребностей в современной технологии, что привело к обильному притоку зарубежных "know how". В течение второго периода наблюдается быстрый рост как числа заключенных сделок (в 9,6 раза), так и сумм корейских отчислений за заимствованную технику и технологию (в 35,5 раза). Очевидное превосходство второй из названных цифр является свидетельством того, что в Южную Корею стали поступать сложная техника и дорогая технология. Характерные черты третьего периода (1977-1988) определяются переходом к "новой стадии индустриализации", основные задачи которой сводились к тому, чтобы осуществить постепенный переход от производства трудоемкого к производству капиталоемкому и техноемкому. Выполнение кардинальных задач завершающей стадии индустриализации упиралось в проблему заимствования и внедрения новейшей техники и передовой технологии. В апреле 1979 года корейские власти внесли очередные поправки в правила привлечения иностранной технологии и осуществили таким образом вторую фазу либерализации. Новые правила запрещали покупку технологий: 1) если контракты предусматривалось всего лишь простое использование образцов, фабричных марок и торговых знаков; Как отмечалось выше, по пересмотренным правилам власти могли без колебания отвергнуть заявку, если предлагаемым контрактом предусматривалось лишь простое использование южнокорейскими фирмами иностранных торговых марок и фабричных знаков. Побудительным мотивом для корейских бизнесменов служила в данном случае тяга местных потребителей к приобретению товаров с зарубежной фабричной маркой, поскольку качество изделий, выпускаемых для реализации на внутреннем рынке, оставляло желать лучшего. Кроме того, южнокорейские фирмы пытались таким путем расширить свои внешние рынки, сбывая на них отечественные изделия, украшенные какой-нибудь прославленной иностранной маркой. Власти как и теперь неодобрительно относились к подобного непатриотичности потребителей и не совсем чистым устремлениям бизнесменов. В 1978г.в Корее было зарегистрировано всего лишь около 15 фирм, которые использовали зарубежные торговые марки. Вполне, возможно, что правила, касающиеся иностранных фабричных
знаков, неукоснительно проводились бы в жизнь, если бы не два
обстоятельства, связанных со спортом: очередные азиатские игры 1986 года и Постепенно правительство делало все большую ставку на привлечение самых совершенных технологий. Президент настаивал на том, чтобы все частные фирмы в обязательном порядке обменивались имеющимися в их распоряжении зарубежными технологиями. В свою очередь Министерство торговли и промышленности объявило, что оно будет поощрять внедрение мелкими и средними фирмами новых зарубежных технологий. Система поощрения вступила в силу с 1984 года и в первую очередь распространилась на фирмы, занятые выпуском электронных изделий. Был создан фонд финансовой и технической помощи предприятиям, которые отважиться развертывать деятельность на престижном, но пока неизведанном поприще электроники. В 1988 году сумма фонда составляла 400 миллионов долларов. С 12 августа 1983 года Министерство финансов обязало банки интенсивно поддерживать частные фирмы, которые обратятся за займами в целях внедрения иностранных технологий. Специальные займы поддержки предоставлялись на пятилетний срок, при двухгодичном льготном периоде, из расчета 10% годовых. В свете изложенных данных, целесообразно выделить очередной, четвертый
период, который характеризуется заметным креном в сторону США и ведущих
стран Западной Европы в области заимствования технологий. Подобный крен
можно объяснить тем, что США и Западная Европа, не видя в Южной Корее
потенциального конкурента, поставляли самые современные технологии. Тогда
как Япония, обеспокоенная быстрыми темпами развития соседа, поставляла в Довольно многочисленные сделки по передаче "know how" в 1983 году делились на 3 категории. Задачи сделок первой категории: освоить с помощью зарубежной технологии выпуск какого-либо вида продукции, не изготовлявшегося ранее в Корее, с целью монополизировать их производство и сбыт на внутреннем рынке. Вторую категорию составляют сделки, в которых корейские фирмы ставили перед собой задачи, связанные с расширением экспорта - освоить собственный выпуск новых высококачественных изделий и выйти с ними на внешний рынок. Сделки третьей категории, в которых с корейской стороны участвовали
лишь крупнейшие фирмы, преследовалась цель поднять отдельные отрасли
отечественной промышленности на качественно новую ступень. Примером такой
сделки может служить техническое соглашение между корейской фирмой Можно сослаться и на южнокорейское судостроение. Заимствуя технологии Оснащение южнокорейской промышленности новыми видами оборудования происходило по разным каналам. Промышленное оборудование поступало и по линии коммерческих займов, но отнюдь не всегда вместе с ними предоставлялась технологическая помощь, поэтому забота о подготовке соответствующих технических кадров ложилась на плечи корейцев. Иная картина складывалась при передаче "know how". В соответствие с техническими соглашениями зарубежная фирма брала на себя обязательства либо направлять в Южную Корею технических консультантов, либо подготовить местных специалистов. В подготовке местных кадров и состояла особая ценность зарубежной технологической помощи, при условии, если она находилась на уровне последних достижений НТР. Как отмечалось выше, что по суммарной стоимости заимствование технологий не шло ни в какое сравнение ни с прямыми инвестициями, ни тем более с коммерческими займами. Однако, уступая им в указанном плане, иностранная технологическая помощь во многих случаях приносила более позитивные результаты, а иногда и более быструю отдачу, нежели коммерческие займы и прямые инвестиции. Вот почему в последнее время Южная Корея стала уделять повышенное внимание заимствованию передовой технологии и привлечению в смешанные предприятия прямых инвестиций, если иностранные капиталовложения сулят ей повышение технического уровня отечественной промышленности. ЛИТЕРАТУРА В.И. Шипаева "Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства ", издательство "Мир", Москва, 1994; С.В. Жуков "Роль государства в сотворении "южнокорейского чуда" - статья из журнала "Экономист". Дак Ву Нам "Опыт экономического развития Республики Корея в условиях рыночной системы", 1993. Экономико - географическая энциклопедия, издательство "Палей", 1995. Ку Бон Хо "Экономика Кореи: структурное урегулирование в целях экономического роста" - статья из журнала "Коммерсантъ", 1991г. Кобицкий Д.H. "Корея: сегодня и завтра", издательство "Русский печатник", Москва, 1994. Журнал "Авторевю" N20 1996 - статья. Иванов В.К. "Корейский полуостров", издательство. "Юнацтва", Минск, Чинилов С.Е. класс 10 "А" ----------------------- география [pic]
|
|
© 2000 |
|