РУБРИКИ |
Реформирование отношений собственности |
РЕКЛАМА |
|
Реформирование отношений собственностиРеформирование отношений собственностиФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кафедра экономической теории КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: РЕФОРМА ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ Студента группы Н1-3 Решетника Ивана Александрович Научный руководитель: доц. Бобкин Валерий Владимирович ____________________________________________________________________________ ___________ МОСКВА, 1999 г ПЛАН: 1) Частная собственность..............................8 2) Коллективная собственность.........................9 3) Государственная собственность.....................10 1) Место и роль частной собственности в развитии экономики страны..........................................11 2) Значение коллективной собственности...............14 3) Границы государственной собственности в РФ........17 ВВЕДЕНИЕ. Деление собственности от изначально коллективной на частную и другие её виды произошло очень давно, на этапе перехода от родовой общины к общине соседской. Возникла необходимость в присвоении средств и продуктов труда. В дальнейшем, с развитием производства, объектами собственности становились всё новые и новые средства и продукты труда, развивались различные её формы. Первый «скачок» в развитии многообразия форм и видов собственности связан с возникновением обмена. Обмен был прообразом не существующего тогда ещё рынка (аппарата присвоения собственности) и денег. Как следствие, стала возникать собственность изначально предназначенная для отчуждения, то есть товар. С этого момента процесс производства и обмена приобрёл собственно экономический характер, позволяя сопоставлять различные формы и виды собственности в денежном выражении. Таким образом собственность оказалась основой производства, а значит экономического развития общества в целом. Собственник средств производства владеет и самостоятельно распоряжается ими, использует их для организации производства и извлечения дохода. Итак, чтобы разобраться в отношениях собственности, следует выяснить вопросы: кому принадлежат средства производства и полученные продукты? Кто владеет, кто пользуется и кто распоряжается ими? Особенно остро эти вопросы встали перед нашей страной в переживаемый
ею кризисный период перехода от командного планового хозяйства к рыночным
отношениям, от государственной монополии на средства производства к
многообразию форм собственности. Экономический и политический кризис
советского общества на рубеже 80-90-х гг. привел к разрыву хозяйственных
связей между предприятиями и регионами, спаду выпуска продукции. Для того,
чтобы исправить негативные последствия экономического застоя, правительство В России переход к многообразию форм собственности начался несколько
лет назад, и с тех пор пришлось столкнуться со множеством проблем, не
предусмотренных ранее. Теперь уже многие, доселе не вызывающие сомнения
пути и методы построения рыночной экономики на базе различных форм
собственности, оцениваются неоднозначно. Виною многих неудач переходного
периода стали непоследовательность и противоречивость многих действий
правительства, необдуманность решений по вопросам приватизации и
непланомерная передача государственной собственности в частное и
коллективное владение. По-другому рассматривается теперь вопрос о месте и
доле государственной собственности в развитии экономики. Однако реформа
отношений собственности в России еще не завершена и ее дальнейшие
перспективы не перестают волновать не только специалистов, но и все
общество. Отношения собственности имеют многовековую историю и общечеловеческую ценность. Они являются основой всей системы экономических отношений в обществе. С ними связаны действенные стимулы экономической и предпринимательской деятельности людей, их цели и интересы, формы и методы хозяйствования. В отношениях собственности выделяют юридические и экономические аспекты. С юридической точки зрения собственность представляет отношение людей к вещам, материалам и другим благам, которые закрепляются системой юридических законов и нормативных актов. Эти законы и акты закрепляют за юридическими, или физическими лицами, или государством право собственности. Они регулируют экономические и правовые основы хозяйственной деятельности, имущественные и другие отношения. Как экономическая категория, собственность выражает не отношение человека к вещи или материальным и другим благам, а отношения между людьми по поводу присвоения вещей, материальных благ в обществе. Вещи или материальные блага не являются собственностью сами по себе. Объектом собственности может быть средство производства, предметы потребления, капитал, результаты интеллектуальной и творческой деятельности, информация, рабочая сила и другие объекты. Среди всех объектов решающая роль принадлежит собственности на средство производства. Именно она определяет характер тех экономических отношений, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления в обществе. Собственность на средства производства придаёт качественную определённость существующей в обществе социальной экономической системе, определяет её сущность. Под воздействием научно-технического прогресса сформировалась и набирает силу интеллектуальная и информационная собственность. В развитых странах интеллектуальной собственности придаётся большое значение. Она охраняется законом и поддерживается государством. В некоторых странах выделяют 3 вида собственности: 1. Частная, которая закрепляется законодательно, в виде владения патентом или лицензии. 2. Общественная — она представляет собой совокупность знаний и идей, принадлежавших государству или обществу в целом и охраняемых законом. 3. Промежуточная — она представляет собой ту научно-техническую информацию, которую невозможно долго удерживать «в одних руках» при помощи патентов и лицензий. В настоящее время интеллектуальная собственность законодательно утверждена и в России. Большая роль в рыночной экономике отводится такому объекту, как рабочая сила. Рабочая сила является товаром для его владельца и свободно продаётся и покупается на рынках труда (рабочей силы). Понятие собственности включает в себя и понятие субъектов собственности, то есть тех, кто конкретно вступает в отношения присвоения объектов собственности. Интересен пример, что в СССР господствовал упрощённый подход к субъектам собственности. Утверждалось, что основным субъектом собственности являлось государство, а также коллективы и граждане. В настоящее время, в связи с переустройством общества, отношения
собственности усложняются, субъектов собственности становится всё больше. Усложнение экономических отношений собственности потребовало большей
чёткости в их законодательном оформлении. Потому в России появился целый
ряд юридических законов и указов , которые в юридической форме закрепляют
новые экономические отношения — это законы о собственности, земле,
предпринимательской деятельности. Ведь собственность на имущество Юридическое определение собственности содержит указания на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства, права частного (или государственного) собственника в самом деле не ограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может пользоваться ими за пределами, которые ограниченны законом и административными распоряжениями. Собственность всегда существует в определённых формах, которые развиваются и взаимодействуют друг с другом. Под формой собственности понимается конкретное проявление отношения собственности, оформленное юридическим правом. В России признаны следующие формы собственности: • Собственность граждан, которая может выступать в виде частной собственности. • Коллективная собственность в разных её видах. • Государственная собственность в разных видах, на разных уровнях. • Собственность общественных и религиозных организаций. • Собственность иностранных государств, международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан. • Смешанные формы собственности, в том числе собственность совместных предприятий (отечественных и зарубежных). Каждая из этих форм имеет свои виды и подвиды. Задача государства
состоит в том, чтобы создавать и охранять необходимые условия для
существования и развития всех форм собственности и обеспечивать их задачу. Долгое время господствовала точка зрения, что для нашего общества
формами собственности должны быть государственная и кооперативно-колхозная,
причём первая выполняет ведущую роль. Эволюция этих форм собственности
виделась в слиянии и установлении единой общенародной собственности. В этих
условиях роль личной собственности принижалась, а частная собственность
отвергалась вообще. Жизнь опровергла эту точку зрения и доказала, что для
прогресса обществу необходимо многообразие форм собственности. 1. Изменение, которое происходит в развитии производственных сил. В этом развитии есть 2 тенденции: • С одной стороны, развитие производственных сил вызывает в обществе закономерный процесс обобществления производства, усиливает процесс интеграции, что объективно требует присвоения, то есть усиливается роль и значение общественной и коллективной форм собственности. • С другой стороны, развитие производственных связей ведёт к углублению общественного разделения труда, усиливает специализацию, рождает новые виды деятельности. Эти процессы требуют развития индивидуальных, частных и коллективных форм собственности. Для таких форм характерна полная ответственность, полная самостоятельность как в деятельности, так и в присвоении результатов. 2. В условиях НТП человек, его рабочая сила становятся решающим фактором производства. От предприимчивости людей, их заинтересованности, ответственности зависит эффективность производства, его прогресс. Поэтому необходимы разные формы включения человека в отношения собственности, которые дают ему право полной экономической свободы в предпринимательской деятельности. 3. Всеобщие законы цивилизованного устройства общества также требуют многообразия форм и видов собственности и свободу выбора их человеком. 4. Сама рыночная экономика требует многообразия форм и видов собственности, поскольку на их основе возникают различные формы хозяйствования, конкурирующие друг с другом. В рыночной системе каждая форма и вид собственности занимают своё место. Вытеснение, расширение или сокращение той или иной формы собственности или формы хозяйствования происходит в ходе острой конкурентной борьбы, в результате которой жизнедеятельными оказываются более эффективные, базирующиеся на любой форме собственности. В рыночной экономике такое многообразие видов и форм собственности представляет собой не механическое единство, а единство динамическое, в котором все формы подвижны; они сочетаются, видоизменяются, сращиваются. 5. Многообразие форм собственности необходимо также для включения любой страны в мировую хозяйственную систему, которая функционирует как рыночная. Мировая практика свидетельствует, что наибольшую эффективность демонстрируют те системы, где в многообразных видах представлены 3 формы собственности: • Частная; • Коллективная; • Государственная. 1) ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Мировая практика свидетельствует о том, что существование частной собственности придаёт эффективность функционированию экономики. Это объясняется тем, что во-первых, она создаёт такого собственника, который заинтересован в эффективности собственного хозяйства, а во-вторых, частный собственник самостоятельный хозяин, в меньшей степени зависящий от политической власти. Поэтому частная собственность способствует формированию и укреплению гражданского демократического общества. Частная собственность может существовать в 2-х видах: 1. Частная собственность, основанная на собственном или семейном труде. Она создаётся за счёт: • трудовых доходов от участия в общественном производстве; • от предпринимательской деятельности; • за счёт доходов от собственного хозяйства; • за счёт доходов от, которые приносят средства, вложенные в финансово- кредитные учреждения и ценные бумаги; 2. Частная собственность, основанная на наёмном труде. Этот вид частной собственности помимо уже перечисленных источников создаётся за счёт эксплуатации труда наеиного работника. Собственность граждан выступает в виде собственности на имущество потребительского назначения (участок земли, дом, квартира, автомобиль и т.д.) и во-вторых на средства производства, дающие возможность осуществлять хозяйственную деятельность. Такая деятельность может быть индивидуальной, семейной, коллективной, корпоративной. На основе трудовой частной собственности действуют следующие типы хозяйства: • домашние хозяйства; • личные, подсобные хозяйства; • трудовые хозяйства, представляющие собой, как правило, малые предприятия; • фермерские (крестьянские) хозяйства; Трудовые и крестьянские хозяйства могут интегрировать с государственной и колхозной собственностью, порождая новые формы коллективной собственности. 2) КОЛЛЕКТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Коллективная собственность может выступать в следующих видах: • кооперативная собственность (производственный кооператив — это самостоятельная организация созданная группой людей, добровольно объединившихся для совместного использования собственного или арендованного с хозяйственной деятельности). В кооперативах осуществляется самоуправление, т.е. их члены совместно решают вопросы хозяйственной деятельности, избирают органы управления; • собственность трудовых коллективов (коллектив предприятия, взяв в аренду средства производства у государства, выкупая их у него, превращаясь в собственника своего предприятия). Трудовой коллектив, будучи собственником, участвует в управлении производством; • собственность акционерного общества (акционерная собственность). Она организовывается путём выпуска акций нового предприятия или переводом государственного предприятия в коллективное через акционирование; • собственность различного рода ассоциаций и других организаций. 3) ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. В экономике ХХ века велико значение государственной собственности. В
нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а
также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и
социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Этот вид собственности существует на 3-х уровнях: 1. На уровне всей федерации — федеральная собственность. 2. На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность. 3. Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации). Сейчас развернулся процесс приватизации крупных государственных
предприятий. Причина этого процесса заключается в неэффективности, тяжелом
финансовом положении данных предприятий. Но, как правило, приватизация не
распространяется на железные дороги, гидростанции, почту, каналы, портовые
сооружения, имеющие большое значение для нормального функционирования
экономики в целом. Как уже было отмечено выше, некоторое время назад в России был
осуществлен переход к соединению различных форм собственности в экономике
страны. Бесспорно, это был большой шаг на пути к преодолению отсталости. 1) МЕСТО И РОЛЬ ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ. Становление рыночной экономики в странах, уходящих от социализма с его огосударствлением хозяйственной жизни не случайно оказалось связано с задачей развития частной собственности. Именно она стала основой развития капиталистических отношений, существующих в наши дни на Западе. Традиционно к формам частной собственности относятся в основном индивидуальные или семейные мелкие предприятия, в которых в одном лице соединяются собственник и работник. В экономике России мелкая частная собственность появилась
первоначально в форме так называемой «индивидуальной трудовой
деятельности», затем — фермерства. В настоящее время большая часть мелких
частных предприятий имеет юридическую форму «товариществ с ограниченной
ответственностью» (ТОО), формально почти не отличаясь от коллективных
предприятий. Обычно эволюция мелкой собственности, основанной на
собственном труде, происходила на основе разделения собственника и
работника. В России такие формы появились еще в период перестройки в виде
так называемых «кооперативов». Члены кооператива выполняли роль
собственника или предпринимателя, а основные производственные функции
выполняют наемные работники. В частной собственности, образованной в Во-вторых, для частного бизнеса в России характерна высокая значимость неформальных социально-экономических связей между различными корпоративными структурами и внутри них. Уровень реальной обособленности и конкурентности этих структур оказывается существенно иным, чем в традиционной рыночной экономике. В-третьих, неотъемлемым остается отчуждение работника и остальных граждан от собственности, которая принадлежит частным лицам (в основном номенклатурно-корпоративным и «неформальным» структурам, крупным преступным группировкам, действующих в сфере экономики и предпринимательства, обогатившаяся правительственная верхушка). Влияние этих лиц оказывается существенно выше, чем в условиях развитых капиталистических стран. В нашем случае слабо развиты либо отсутствуют вовсе формы демократического контроля, участие в управлении и т.п. Кроме того в рамках частной собственности в России в данный момент отношения отчуждения развиваются не только как экономические, базируются не только на концентрации правомочий в руках определенных частных лиц, но и на различных формах внеэкономического отчуждения, которые сохраняются на базе бюрократической организации экономики прошлого. Эта специфика формирует особый тип частной собственности, характерной для переходной экономики. Что касается мелких предприятий, то это зависимый тип мелкой частной собственности. Эта тенденция приобретает весьма специфические и, как правило, уродливые (экономически неэффективные и социально несправедливые) формы в отечественной экономике. В современном мире мелкий частный собственник весьма существенно интегрирован (технически, экономически, социально) в общественную экономику. Остро для развития современного мелкого бизнеса является довольно парадоксальная проблема: является ли частный собственник по сути частным собственником? Прежде всего частный собственник достаточно ограничен современным производством, процессом возрастания взаимной технологической, экономической и иной взаимосвязи отдельных звеньев производства, основанном на углублении разделения труда, концентрации и кооперации труда и производства. Все это привязывает частного собственника к поставщикам и потребителям. К примеру фермерское хозяйство становится эффективным лишь тогда, когда оно включено в сложную цепочку многих других крупных хозяйственных систем, начиная с производства комбайна и электроэнергии и заканчивая переработкой зерна и системой реализации хлеба, мяса и прочей фермерской продукции. Для мелкого предпринимателя, занятого в других сферах, эта цепочка является почти такой же, на протяжении которой он сталкивается, как правило, с крупными хозяйственными и технологическими системами. Более того, в рыночной экономике любой мелкий собственник оказывается достаточно сильно зависимым от системы сложных финансовых и иных экономических взаимоотношений. Он крайне зависим от банка и других финансовых институтов, с которыми имеет дело. А это делает мелкого собственника особенно уязвимым в условиях современной российской действительности, когда финансовая система является крайне неустойчивой, в результате чего постоянно существует опасность разорения. Ярким примером тому может служить недавний экономический кризис в стране, когда множество банков разорились (следовательно, их клиенты, частные собственники, лишились своих капиталов), а те немногие банки, которые уцелели, были вынуждены заморозить счета частных фирм и те оказались полностью недееспособными в условиях кризиса, лишились возможности выполнить свои текущие финансовые обязательства по отношению к другим элементам сложной хозяйственной цепи. Взаимосвязь субъектов рассмотренной выше хозяйственной цепи была нарушена, что привело к дезорганизации, а так же усугублению кризисной ситуации. Говоря о мелкой частной собственности необходимо иметь в виду, что здесь лишь весьма условно проявляется обособленность отдельного лица. Если говорить о специфике существующей на данный момент российской экономики, то здесь мелкий собственник, работающий и присваивающий продукт своего труда, зависит, во-первых, от государственных предприятий и, к сожалению, от наследия бюрократической советской системы. Однако эта зависимость может быть не только отрицательной, но и положительной. Независимо осуществлять весь технологический цикл частный собственник, естественно не может, и здесь роль помощника, с которым он может вступать в кооперацию, волей- неволей должна принадлежать крупным хозяйственным структурам, находящимся до последнего времени в руках государства, или имеющих иную форму собственности (например, акционерное общество со значительной долей государственных средств). Но условием этого позитивного взаимодействия должны стать партнерские отношения мелкого и крупного бизнеса, а не монополистическое давление последнего. Во-вторых, для молодой рыночной экономики нашей страны характерна зависимость мелкого частного собственника от поставщиков и потребителей в условиях технологического и экономического монополизма. Эта монопольная зависимость от одного поставщика техники или группы поставщиков, связанных между собой карательными отношениями, становится существенным фактором, характеризующим специфику мелкой частной собственности. В-третьих, бюрократическое, формальное ограничение свободы мелкого частного собственника в переходной экономике, пожалуй, наиболее значимо и оказывает наиболее сильное влияние на экономические результаты и эффективность данного вида собственности. В настоящее время отношение к частной собственности и ее месту в
экономике у различных ученых сложилось довольно противоречивое. С одной
стороны она завоевала достаточное признание в научных кругах. Так,
например, кандидат экономических наук В.Г. Холодков в своей статье 2) ЗНАЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. Понятие общественной собственности, как правило, является крайне
непопулярной в наши дни, ассоциируясь с пережитками прежней бюрократической
системы. Однако на практике в достаточно крупных масштабах осуществляется
совместное распоряжение и присвоение богатств со стороны различных групп
равноправных собственников. Речь идет о развитии форм собственности,
которые возрождаются в измененном виде в рамках но-
вой российской экономике, уходящей от советской системы. Прежде всего это
кооперативная и коллективная собственность. Названные формы собственности
традиционно ассоциируются в сознании советского человека с колхозами. Следует точно понимать, что кооператив или коллективное предприятие — это объединение группы физических лиц, как правило, осуществляющих одновременно функции и собственников, и работников. При этом большая часть правомочий собственника (распоряжение, пользование, присвоение) осуществляются ими совместно, на равных основаниях. Каковы же основания для развития коллективной собственности в
экономике России? Данная форма собственности не является исключением и в
свою очередь обладает рядом насущных проблем в данный момент. В их числе
можно назвать следующие: 1) Низкий уровень ответственности руководителей
предприятий за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное
использование имущества, а также финансово-хозяйственные результаты
деятельности предприятия; 2) Низкие размеры уставного капитала акционерных
обществ (в современных условиях уставной капитал акционерных обществ,
который является одним из показателей масштаба деятельности предприятия,
практически не обеспечивают минимальные требования кредиторов. Так, на
начало 1996 г. более 85% акционерных обществ имели уставной капитал менее Однако, данная форма собственности должна присутствовать наряду с
другими формами в отечественной экономике и благоприятно сказываться на
ней. Наблюдение за реальными результатами функционирования коллективных
предприятий, как правило, дает положительную оценку рассматриваемой форме. Довольно часто против коллективных предприятий выдвигается то, что коллективным фирмам свойственно стремление к сохранению занятости, к предотвращению любых сокращений персонала, а потому такие фирмы воздерживаются от любых технических нововведений, могущих повлиять на занятость. В действительности же не удается обнаружить никаких указаний на то, что коллективные фирмы отстают по уровню применяемых технологий. И все же коллективные предприятия и кооперативы остаются весьма незначительной частью экономики развитых стран. Это дает повод для утверждения неэффективности коллективной собственности. В России одним из широко распространенных возражений является указание на то, что коллективная собственность работников препятствует привлечению капиталов на предприятие, поскольку сторонним инвесторам не выгодно вкладывать капитал в такое предприятие, где им не может принадлежать никакого контроля над собственностью. Другое, широко распространенное в России возражение — тезис о коллективном предприятии как о «большом колхозе» с заведомо неэффективной системой управления, основанной на участии множества некомпетентных лиц в решении сложных экономических проблем. Но коллективная собственность отнюдь не предполагает некомпетентного вмешательства в дела, требующие специальной квалификации. Специалисты и менеджеры выполняют свою работу на коллективных предприятиях, как и на любых других. Отличие состоит лишь в том, что на коллективных предприятиях весь персонал имеет право участвовать в решении вопросов, для которых достаточно имеющейся квалификации и производственного опыта. Лицам, показавшим способность к принятию управленческих решений, предоставляется возможность приобретать недостающие знания и опыт, коллектив получает право оценивать управленческие решения с точки зрения соответствия собственным интересам, поскольку это право любого собственника. Однако это не означает, что коллективная собственность эффективна всегда и при всех условиях, и не содержит потенциально уязвимых мест. Приведенные выше возражения против коллективной собственности указывают на те недостатки, которые могут проявиться и проявляются в деятельности предприятия с коллективной собственностью. Другое дело, что эффективное функционирование коллективных предприятий ограничено определенными условиями (например, размером коллектива). Но главное заключается в том, что условия рынка (необходимость оперативного реагирования, коммерческая тайна и т.п.) создают множество затруднений для наемных работников, желающих основать или выкупить свое предприятие. В российской экономике проблемы развития коллективных предприятий, естественно, приобретают специфический вид. Практика показывает, что этот сектор может не только активно развиваться, но и быть доминирующим (в частности, в России начала 90-х годов предприятия с преобладанием собственности работников охватывали более 2/3 занятых). Однако содержание этой формально коллективной собственности в отечественной экономике было ближе к номенклатурно-корпоративному, чем к общественному, несмотря на формальное закрепление за работниками предприятий прав верховного собственника, прав на коллективное распоряжение и присвоение находящегося в их собственности имущества, средств производства. Это противоречие (между номенклатурно-корпоративным наследием и коллективной формой собственности) является ключевым для коллективных предприятий и кооперативов в рамках отечественной экономики. Более того, развитие отношений совместного хозяйствования, самоуправления внутри таких предприятий составляет наиболее существенную социально-экономическую проблему. Ведь закрепление юридического статуса предприятия как коллективного вовсе не обеспечивает фактического экономического статуса работников как совладельцев средств производства, лиц, которые могут совместно принимать решения, распоряжаться собственностью, которые совместно присваивают результаты своего коллективного труда. Таким образом, проблема самоуправления и превращения работников в реальных хозяев — такова основная проблема развития коллективных предприятий. 3) ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РФ. Уже давно стало известным, что бюрократическая государственная
собственность является основным камнем преткновения на пути к радикальным
экономическим реформам. При этом, как правило, совершаются две крупные
ошибки: отождествляются, во-первых, государственная собственность с
бюрократической, и, во-вторых, экономические реформы с обязательной
приватизацией и переходом к частной собственности. Между тем существуют
эффективные и более или менее демократически управляемые предприятия. В то же время у этой формы собственности имеется ряд проблем, характерных в том числе и для России, ключевой из которых является бюрократизация, создание иерархических структур, что отрицательно сказывается на эффективности экономики и неприязни данной формы собственности со стороны населения. В описанном явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как представителя интересов всего общества, и как обособленного института, способного подчинять общество. Между тем, развитие государственной собственности возможно и в направлении дебюрократизации, которая позволяет преодолеть основные пороки прежней системы отношений собственности, но не разрушить те преимущества, которые характерны для государственной формы собственности. Статус предприятия как народного предполагает, что народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией). Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и коллективом данного предприятия. Какие же правомочия принадлежат государству? Это прежде всего право продажи предприятия, определение политики, целей и задач предприятия, образование сложных форм собственности или хозяйствования на базе государственных предприятий, а так же вопрос о его выкупе трудовым коллективом или продаже частному собственнику. При этом инициатива подобных изменений может принадлежать и трудовому коллективу, однако принятие решения остается за государством. Второе правомочие, которое должно оставаться за государством, — это предоставлению коллективу государственных заказов, обеспечивающих средний уровень загрузки, обязательный для выполнения. Третий компонент правомочий государства: оно должно обладать возможностью получения определенной доли прибыли от деятельности государственного предприятия. Однако не стоит забывать о том, что это предприятие находится в ведении государства и определенного трудового коллектива, оно является и собственностью всех членов общества, следовательно, определенная часть прибавочного продукта должна принадлежать собственнику, а им являются все граждане государства. Остальное определяет трудовой коллектив: каким должно быть производство, что и как производить, а так же построение системы экономических отношений внутри предприятия, оплата труда и распределение доходов. Однако одним из ключевых правомочий государства должно оставаться определение направлений определенной части инвестиций. Не стоит забывать и о взаимных обязанностях государства и трудового коллектива. Государство отвечает за обеспечение своего госзаказа поставками, трудовой коллектив отвечает за безубыточность производства, сохранение выделенных ему государством фондов. В настоящее время при переходе к рынку происходит разгосударствление экономики России и разгосударствление собственности. Разгосударствление — это процесс перевода собственности в иные её формы. Разгосударствление экономики представляет собой процесс передачи большинства функций по управлению предприятиями от государства самими предприятиями. Предприятия остаются государственными. В большинстве случаев это
происходит через коммерциализацию деятельности государства. Приватизационный процесс в России еще далек от завершения и уже
полученные результаты свидетельствуют[7] о том, что в дальнейшем следует
более внимательно и осторожно подходить к данной проблеме. О продолжении
процесса «избавления» от госсобственности по заниженным ценам
свидетельствуют правительственные наметки на 1998 год. Так, от приватизации
в 1998 году оно намерено получить всего лишь 8 млрд. деноминированных
рублей, в том числе: за пакет в 25% акций ОАО «Связьинвест» — 8,9 млн.
рублей, за пакет в 96% акций одной из наиболее перспективных нефтяных
компаний «Роснефть» — 5,4 млн. руб., за пакет в 25% акций МАПО «Миг»,
производящего один из лучших в мире истребителей, — 0,65 млн. руб., за
пакет в 35% акций авиационного объединения в Комсомольске-на-Амуре Любое государство структурирует отношения собственности, исходя из
соображений экономической эффективности, об удельном весе каждой из форм
собственности. При этом основными подходами к решению вопросов о приоритете
тех или иных форм собственности становятся социальные, национальные,
идеологические и иные неэкономические факторы. Какой же будет структура
отношений собственности в России? К чему приведет стремление к Что касается частной собственности, то для развития отношений собственности в нашей стране эта форма имеет большое значение. Современное состояние частной собственности в России было рассмотрено выше, а перспективы ее развития можно только прогнозировать. Идеальная модель частной собственности базируется по мнению исследователей данной проблемы на двух тенденциях. Первая связана с тем, что мелкая частная собственность обеспечивает достаточно высокий уровень эффективности в сфере услуг, где не требуются крупные индустриальные системы. Вторая, по сути обратная тенденция связана с тем, что с мелкими частными предприятиями весьма успешно конкурируют мелкие кооперативные, а в индустриальном производстве коллективные или государственные предприятия в целом могут работать не хуже, чем частные. Таким образом, в современной экономике России наиболее значимым оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распределены права собственности и как, в сущности, работник взаимодействует со средствами производства: на основе отчуждения или единства. Для отечественной экономики, где права собственности слабо развиты, а сами формы собственности неустойчивы, эти вопросы приобретают особую значимость. Укрепление форм частной собственности может существенно изменить в
лучшую сторону нынешнюю экономически и социально неэффективную модель. Этот путь, к сожалению, сталкивается с большими трудностями в нестабильной экономике. Объединение мелкой частной собственности у нас пока гораздо менее распространено, нежели в развитых странах и более того, перспективы его развития далеко не так радужны прежде всего в силу господства того типа хозяйственной организации, когда в условиях возникающего рынка происходит отчуждение собственности от работника, а хозяйственная власть принадлежит корпорациям и бюрократии. Тем не менее тенденция объединения мелких частных собственников на основе их поддержки обществом и государством — перспективное направление эволюции частной собственности в становлении рыночной экономики России. Проведенные исследования показывают, что уже сейчас частный сектор по
многим позициям сравнительно более эффективен, чем государственный. Можно
сослаться на два исследования, посвященные сравнительному анализу: Сравнение по производительности труда[8] дает следующий результат: на
чисто государственных предприятиях выработка на одного работника в 1997 г.
составляла 39,93 млн. руб.; на предприятиях с долей государства более 25% — Наряду с уже указанными мерами для развития форм частной собственности было бы полезно развитие механизмов общественного контроля за функционированием частной собственности; введение различных форм ответственности частных собственников за использование принадлежащего им общественного богатства. Это придаст адекватные демократические формы, формы общественно-государственного контроля и регулирования процессов развития и функционирования частной собственности. Какой же может быть доля различных форм частной собственности в
экономике? Обычно на этот вопрос отвечают следующим образом: экономическая
эффективность и отношения свободной конкуренции должны показать, какая из
форм собственности является наиболее адекватной для той или другой
структуры экономики. Какие же перспективы развития частной собственности в Подводя итоги, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что развитие форм частной собственности в условиях российской действительности может идти и по иному пути: создания механизмов, ломающих корпоративные и мафиозные системы и развивающих демократические формы для прогресса частной собственности. К этим формам может быть отнесено прежде всего развитие объединения частных собственников, развитие демократических форм, когда работники участвуют в управлении и присвоении благ, в контроле и учете собственности; обеспечение гласности в функционировании частной собственности; ответственность частного собственника перед обществом за использование находящегося в его распоряжении богатства. Теперь обратимся к перспективам развития коллективных форм собственности и кооперативов в современной российской экономике. Они связаны прежде всего с потенциалом общественного творчества, хозяйской, предпринимательской активностью большинства работников. Как правило, для стран, уходящих от государственно-плановой модели экономики, этот потенциал оказывается относительно низок. Человек не привык ощущать себя хозяином и относится к средствам производства как к «ничьим». Для большинства трудящихся существенными оказываются противоречия между традициями коллективного труда и пассивностью, традициями подчинения бюрократической структуре. Разрешение этих противоречий возможно по мере организации трудящихся в условиях социально-экономической борьбы за свои права, а так же на базе развития новых кооперативов, возникающих в процессе объединения мелких частных собственников. Возможен и путь к активизации коллективистских отношений при очищении их от превратных форм прошлого. Однако во многих случаях социальная и политическая власть оказывается под контролем неформальных сил и организаций, которые принципиально заинтересованы в не столько в развитии, сколько, напротив, в подавлении коллективных форм собственности, что создает дополнительные трудности для их развития. С другой стороны, рост самоорганизации трудящихся, их активности в условиях экономического кризиса во многих случаях может привести к победам в этом направлении. (Примером тому может служить ряд достижений союзов трудовых коллективов предприятий России в конце 80-х годов — начале 90-х гг.). В любом случае следует признать, что объективные основания для
развития коллективных форм собственности на сегодняшний день существуют. В то же время не стоит забывать о том, что кооперативы и коллективные предприятия несут в себе черты не только общественной, но и частной собственности. Это касается не только возможности индивидуального присвоения коллективного богатства (именные счета), но и того, что кооператив является обособленным субъектом, который хозяйствует наряду с другими такими же коллективными или частными предприятиями. Другое дело, что в последнее время наблюдается следующий процесс: кооперативы и коллективные предприятия эволюционируют, объединяя не только имущество, но и реальные социально-экономические функции. Этот путь преодоления обособления коллективных собственников — путь весьма перспективный для нынешнего состояния экономики. Обратимся теперь к государственному сектору и его перспективам
развития. Какова же возможная сфера распространения государственной
собственности в экономике? Прежде всего государственная собственность
наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих
ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить
невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или
иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего
населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики,
транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической
системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий
потенциал нации. Например, автор статьи «О собственности в современной
экономике» Ю. Зарембо[9] справедливо замечает, что нет необходимости
передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами
производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется
безусловная прерогатива государственной собственности. Вообще, автор данной
статьи в некотором роде превозносит государственною собственность, выделяет
ее исключительность: «Концентрация значительной части фонда накопления в
руках государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая
новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести
техническое перевооружение народного хозяйства» — утверждает Ю. Однако, при всей спорности данного вопроса, абсолютно очевидным и не подвергающемся сомнению является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки этих сфер, при развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы. Что касается России, то здесь была совершена попытка в кратчайшие сроки (за 1993-1994 гг.) преобразовать государственную собственность в различные другие формы собственности. Анализируя таблицу 1, видно, что с начала реформирования собственности в России было приватизировано более 84 тыс. предприятий, при этом самый пик приватизационного процесса приходится на 1993 год, когда всего было приватизировано 42924 объекта (50,7%). По сравнению с 1992 годом в России возрос процент приватизационных предприятий посредством выкупа арендованного имущества, продажи ликвидированных предприятий, продажи недвижимости, земли. Падение же акционирования можно объяснить тем, что реальными владельцами предприятий стало их высшее руководство. Поэтому уже к 1996 г. доля акций в руках работников этих предприятий упала с 51% до 5-7%[11], так как трудящиеся первыми выбрасывали акции на рынок по бросовым ценам. На этом этапе как раз очень важна роль государства, которое должно препятствовать попаданию собственности к безответственным владельцам. Что касается развития государственной собственности, то здесь безусловно широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности. В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности. Так, принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником. В российской экономике сохраняется целый ряд актуальных проблем, без
скорейшего разрешения которых невозможно говорить о дальнейших перспективах
развития государственной собственности. До сих пор не налажена система
управления госимуществом (включая принадлежащие государству акции). В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре
государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений,
следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Для устойчивости нашего экономического развития необходим мощный государственно-корпоративный сектор. Для этого требуются общероссийская программа объединения технологически связанных предприятий, без кооперации которых производство неконкурентоспособно. Так, автор статьи «Реформа предприятий: новый подход» С. Губанов[13] считает, что «для начала можно сосредоточиться на крупных наукоемких комплексах, в первую очередь — машиностроительных». Данное утверждение обосновывается примером авиастроительного комплекса: было бы эффективным проработать основные принципы, подходы, методику и конкретные мероприятия, которые использовались бы затем при формировании других корпораций, выпускающих важнейшие виды конечной продукции. Одновременно можно было бы отработать ключевые элементы государственного регулирования условий хозяйствования на уровне корпорации, уделяя особое внимание распределению полномочий между федеральными и региональными органами и бюджетами. В итоге можно сказать, что необходимо устранение не столько государственной собственности, сколько ее монополии. Госсобственность должна сохранить в перспективе весомую роль. При этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных объектов. Вместе с тем важно обеспечить развитие различных форм частной собственности и собственности работников, используя и такие варианты разгосударствления экономики, как аренда с правом выкупа. Нет оснований для отказа от применения всего спектра форм акционерных обществ; целесообразно, в частности, развивать образование ЗАО. Следует устранить все препоны, мешающие развивать собственное дело. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В современной России наблюдается довольно пёстрая картина
существования форм и видов собственности, когда наряду с
общегосударственной, кооперативной, колхозной, и другими характерными для
социалистической формы хозяйствования довольно бурно развиваются
капиталистические формы собственности, такие как частная и многие другие. Развитие структуры собственности в России в 90-е годы пошло не по
демократическому пути. В результате распределения государственной
собственности сложился фактически номенклатурный капитализм. Одной из специфических черт сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается связанной с государством. В заключении я считаю уместным упомянуть социальное влияние
произошедших изменений в экономике. Поскольку проблема собственности всегда
актуальна, особенно в наши дни и для нашего общества, необходим анализ не
только ее экономических, но и социальных аспектов. Есть немало людей,
которые, например, считают государственную собственность наилучшим
социально-экономическим устройством или рассматривают частную собственность
как естественный образ жизни и способ решения всех проблем (примером
подобного многообразия полярных мнений тому служат приведенные выше позиции
компетентных ученых и исследователей экономической ситуации России). Стоит также обратить внимание на взаимосвязь собственности с преступностью. Причины криминальности и теневых явлений в социальной и экономической жизни разнообразны (стремление иметь источник существования в случае потери работы, поиск более легких и привлекательных источников дохода и т.д.). В то же время исследований показывают, что огромное количество людей из разных социальных слоев не против влиться в мафиозные структуры, которые престижны среди населения прежде всего потому, что связываются в сознании людей с возможностью власти и распоряжения собственностью. Поэтому регулирование отношений собственности — это возможность борьбы с преступностью, ее ослабления. В целом сложившийся экономический строй России имеет в сравнении со странами Запада малоцивилизованный вид. Государство должно приложить усилия для быстрой трансформации общественного устройства и структуры собственности в том числе в более современные формы. Общий же характер процессов свидетельствует о том, что Россия довольно устойчиво развивается «по капиталистическому пути», хотя говорить о ней как о стане с развитой капиталистической экономикой ещё не приходится. Автор считает положительным моментом то, что Россия движется в направлении, правильность которого подтверждается экономическим и историческим опытом большинства стран мира. А отрицательным моментом является, наверное, то, что движение это не слишком энергично, и вызывает сожаление хотя и небольшая, но всё-таки ещё существующая, вероятность отката. Проведенная автором работа по анализу форм собственности в экономике БИБЛИОГРАФИЯ: 1) Шупыло В. «Преобразование государственной собственности в период экономических реформ», — М.: 1997. 2) Дорин А.В. «Экономическая социология», — М.: 1997. 3) Зарембо Ю. «О собственности в современной экономике», — М.: 4) Куликов В. «Российская приватизация в шестилетней перспективе», — 5) Манукян А.А. «Ограничение права собственности нормами публичного и частного права», — М.: «Право и экономика», №17, 1997. 6) Губанов С. «Реформа предприятий: новый подход», — М.: «Экономист», 7) Холодков В.Г. «Восстановление частной собственности в России», — М.: 8) Саулин А.Д. «Сравнение экономических результатов работы российских
предприятий различных форм собственности», — М.: «Панорама приватизации», 9) Россия в цифрах: 1997 год. Краткий статистический сборник, ред. ТАБЛИЦА 1. Количество приватизированных предприятий (объектов)[14].
ТАБЛИЦА 2 Структура приватизированных предприятий по способам приватизации, %[15].
|
|
© 2000 |
|