РУБРИКИ |
Развитие и размещение транспортного комплекса РФ |
РЕКЛАМА |
|
Развитие и размещение транспортного комплекса РФp> Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог расположена в европейской части страны. Здесь, за исключением Северного экономического района, густота железных дорог общего пользования в несколько раз выше среднеевропейского уровня (51 км на 10 000 км2): она изменяется от 136 км вВолго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном районе.[69] Конфигурация сети, расположенной в европейской части страны, —
радиально-кольцевая с центром в Москве. От московского железнодорожного
узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерны не только низкая
плотность железных дорог (соответственно 21 км и 14 км на 10 000 км2), но и
их исключительное расположение в южных, наиболее освоенных районах. Здесь железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление
с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с В последние годы из-за тяжелого социально-экономического кризиса и
отсутствия инвестиций железнодорожное строительство в России практически не
ведется. В стадии реализации находятся только два достаточно крупных
проекта: на севере продолжается строительство Арктической магистрали: Пассажирские перевозки убыточны. Идет деградация транспортного
хозяйства, замедлилось развитие железнодорожной сети. Резко снижаются
поставки рельс, шпал, транспортных средств. Не хватает средств для расчетов
с поставщиками. Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имели
тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через
территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны. Основные направления развития железнодорожного транспорта
разрабатываются в рамках комплексной программы "Транспорт России".[76] Составной частью автомобильного транспорта являются автомобильные дороги, представляющие собой систему сложных инженерных сооружений, которые обеспечивают эффективное функционирование всей системы. Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования и ведомственного значения. Дороги общего пользования классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей.[77] Все дороги имеют федеральное, республиканское, краевое, областное, автономных образований и местное значения. В зависимости от качества, технической оснащённости дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий: 1 категория: более 7000 автомобилей в сутки; 2 категория: от 3000 до7000 автомобилей в сутки; 3 категория: от1000 до 3000 автомобилей в сутки; 4 категория: от 200 до 1000 автомобилей в сутки; 5 категория: до 200 автомобилей в сутки.[78] Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране.[79] Основу автодорожной сети России общей протяженностью 929 тыс. км (из
них длина шоссейных дорог общего пользования — 574 тыс. км, ведомственных — В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог — грунтовые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.[81] Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных. Территориальная дифференциация в размещении автодорожной сети, особенно автодорог с твердым покрытием, в России огромна: при средней густоте 365 км на 10 тыс. км2, различия между ранее освоенными районами европейской части страны и восточными районами «пионерного освоения» достигают десятков и сотен раз. Конфигурация автодорог во многом повторяет радиально-кольцевой рисунок
железнодорожной сети: крупнейшие автомагистрали (12 дорог) лучами
расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское шоссе), Риге Развитие морского транспорта России определяется географическим положением, характером морей, омывающих территорию страны, уровнем развития производительных сил, международным разделением труда.[83] Россия имеет 39 портов и 22 портовых пункта. Длина причалов составляет Резко сократили возможности использования морского транспорта в международной торговле изменения в геополитическом положении России, так как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам.[85] Сейчас в России расположены 216 перегрузочных комплексов сухогрузов и Вся морская акватория России поделена на 5 морских бассейнов, в которых осуществляется работа по перевозке грузов и пассажиров. К каждому из них тяготеют конкретные экономические районы.[87] Исторический фактор обусловил концентрацию основной работы морского
транспорта бывшего СССР в крупных портах Черноморско-Азовского и Первое место в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5% всех отправленных грузов в 1994 г. морским транспортом России), охватывающему значительную территорию Дальневосточного экономического района. В этом регионе морской транспорт для всего побережья от Берингового пролива до Владивостока является основным видом транспорта и выполняет малый и большой каботаж, а также международные перевозки.[89] Через порты Дальневосточного бассейна (Александровск-Сахалинский, На втором месте — Черноморско-Азовский бассейн (23,7% отправленных
грузов), занимающий выгодное географическое положение и имеющий выход в
страны Европы и Ближнего Востока. К нему тяготеют часть территории Северо- Через оставшиеся у России порты Черноморского бассейна (Азов, Ейск, Третье место занимает Северный бассейн (или бассейн Северного В бассейне Северного Ледовитого океана выделяются два порта — Важное значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют
порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенные на трассе Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению
грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5%). К нему тяготеют Основными морскими портами здесь являются: Балтийск, Выборг, К Каспийскому бассейну (всего 0,4% отправленных грузов) примыкают Очень нерациональна структура транспортного флота. Проблемы морского
транспорта России требуют незамедлительного решения, так как оказывают
большое влияние на экономическое положение в стране.[99] Россия обладает большой и разветвленной сетью речных путей и озер. В России насчитывается более 100 тыс. рек, имеющих общую протяжённость около 2,5 млн. км, из них свыше 500 тыс. км пригодны для судоходства.[101] Различаются магистральные речные пути, обслуживающие международные связи, межрайонные, обеспечивающие перевозки грузов и людей между крупными районами внутри страны, и местные, обеспечивающие внутрирайонные связи. Протяженность эксплуатируемых внутренних водных путей в России в последние десятилетия сокращается и в настоящее время составляет 89 тыс. км, также на речном транспорте постоянно сокращается средняя дальность перевозки 1 т груза и в настоящее время с учетом всех видов речных сообщений она составляет менее 200 км.[102] Внутренние судоходные водные пути относятся к разным речным бассейнам. Большая часть оборота речного транспорта приходится на европейскую
часть страны. Важнейшей транспортной речной магистралью здесь является Волжско-Камский бассейн, обслуживающий экономически наиболее развитые
и плотно заселенные районы европейской части России, — главный. На него
приходится свыше 1/2 грузооборота всего речного транспорта страны. На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский
бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Важное значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена и расположенный на ее пересечении с БАМом порт Осетрово. Стержнем воднотранспортной системы является Единая глубоководная
система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В нее
входят глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Современная сеть магистральных нефтепроводов России имеет протяженность 48 тыс. км и образует несколько систем. Из основных нефтедобывающих районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены: — в западном направлении: Сургут—Тюмень—Уфа—Альметьевск—Нижний Новгород—Ярославль—Кириши (крупный нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга); Сургут—Пермь—Нижний Новгород—Полоцк; экспортная нефтепроводная система «Дружба» (3 трубопровода большого диаметра): Нижневартовск—Самара—Унеча—Мозырь—Брест—Европа с ответвлениями Унеча—Полоцк—Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР в Балтийском бассейне) и Мозырь—Ужгород—Восточная Европа; — в юго-западном направлении: Самара—Лисичанск—Кременчуг—Снигиревка—Николаев—Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон; Самара—Волгоград—Тихорецк—Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море); — в восточном направлении: Александровское—Анжеро-Судженск— Ачинск—Ангарск (крупный нефтехимический комбинат); — в южном направлении из Западной Сибири: Сургут—Омск—Павлодар- Чимкент—Чарджоу. К этим высокопроизводительным системам преобладающего широтного
направления подключены нефтяные месторождения Республики Коми (нефтепровод В связи с освоением новых нефтяных месторождений в Азербайджане и Сеть нефтепродуктопроводов имеет меньшее развитие и составляет 15 тыс. км. Ее основу формирует широтная магистраль, протянувшаяся от Уфы на восток до Новосибирска и на запад до Бреста. Строительство нефтепродуктопроводов экономически целесообразно при объемах транспортировки не менее 2—3 млн т в одном направлении. В остальных случаях используют железнодорожный, водный и автомобильный транспорт. По нефтепродуктопроводам перекачивают только светлые нефтепродукты (бензин, керосин и др.). Мазут и другие темные нефтепродукты из-за их вязкости перевозят преимущественно железнодорожным транспортом. Газопроводный транспорт — самый молодой вид транспорта. Первые магистральные газопроводы были построены в годы Великой Отечественной войны. Особенно быстро газопроводный транспорт развивался в 70—80-е годы, достигнув максимальной протяженности (149 тыс. км.) в 1991 г. Начало строительства магистральных газопроводов в нашей стране относят
к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов—Москва протяженностью В начале 60-х годов при строительстве газопроводов Краснодарский край— С начала 70-х годов основные районы строительства магистральных
газопроводов сместились на север страны, где были сооружены газопроводы На Дальнем Востоке построен газопровод от месторождений природного
газа Северного Сахалина до Комсомольска-на-Амуре. Небольшие по
протяженности газопроводы действуют также в Якутии (от Усть-Вилюйского
месторождения на Якутск) и на севере Восточной Сибири (от Мессояхского
месторождения на Норильск).[107] География воздушных перевозок пассажиров определяется прежде всего характером заселения и освоения отдельных частей страны, территориальной организацией систем городского расселения, размещением крупных курортных зон, масштабами и направлениями международных поездок. В 90-х годах произошло существенное изменение соотношения перевозок пассажиров на внутренних и международных линиях. Так, в 1993 — 1994 гг. пассажирооборот на внутренних авиалиниях России сократился на 49%, а на международных — увеличился на 35%. Вследствие этого доля пассажирооборота, выполненного в международном сообщении, возросла с 1992 г. более чем в 2 раза и составила в 1994 г. 26%. Наиболее массовые и устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на
авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва.
Северо-Западный экономический район. Северо-Западный район располагает всеми видами современного транспорта. На его долю приходится значительная доля морских и речных перевозок. В настоящее время транспортная система ориентированна на решение трёх основных задач: . выход к Балтике через Москву всей южной и юговосточной части России и прилегающих государств СНГ. . выход к Балтике Белоруссии и Украины и связь Балтийского бассейна с Черноморским. . связь с Балтикой северных регионов России. Именно решение этих трёх задач делает Северо-Запад наиболее перспективной зоной мирохозяйственных связей России.[109] Санкт-Петербург — крупнейший порт страны и мира, но перспективы
дальнейшего развития порта очень ограничены тем, что он вырос «в теле»
крупного города, массовый транзит через который нецелесообразен. Да и
ресурсы городской территории также ограничены. Поэтому расчетная мощность Ведущим видом транспорта является железнодорожный. По плотности
железнодорожной сети район находится на одном из первых мест в стране. От Особое значение все эти дороги имеют потому, что соединяют практически всю Россию с Балтикой. Здесь же происходит и «ввод» в Балтику Мариинской водной системы, дающей непосредственную связь северных морей России с её южными морями.[111] По железным дорогам района перевозятся продукция лесной промышленности, металл, топливо, оборудование, машины и другая продукция. В вывозе преобладает продукция машиностроения, химической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. Во ввозе — топливно-энергетические ресурсы, лес, металл, строительные материалы, продовольствие. В последние годы получил развитие трубопроводный транспорт. Для района характерно значительное преобладание ввоза над вывозом, что
является следствием специализации района на обрабатывающей промышленности. Существенно новой оценки заслуживает геополитическое положение
региона. После прекращения существования СССР именно этот регион стал для Следует обратить внимание и на то, что уже в ближайшей перспективе (в
рамках ближайших 5-10 лет) может заметно возрасти мирохозяйственное
значение Северного морского пути. В этом вопросе имеется очень много
неясностей, но в целом тенденция такова, что научно-технический прогресс и
поляризация мирового рынка на западную и восточную зоны с эпицентрами в В настоящее время транспорт региона, особенно морской, не справляющийся с объемом экспортно-импортных перевозок, испытывает большие трудности. Поэтому здесь намечаются очень значительные масштабы нового транспортного строительства. Широкую известность получил проект высокоскоростной магистрали, которая через Санкт-Петербург (в обход города) свяжет Москву со Скандинавией. Одновременно проектируется реконструкция и модернизация Октябрьской магистрали. В планах создания региональной межотраслевой транспортной системы
большое значение отводится сооружению кольцевой автомобильной магистрали
вокруг Санкт-Петербурга (это позволит освободить город от значительной
части грузового автотранспорта), реконструкции аэропорта Пулково и
строительству нового современного аэропорта. Наконец, значительные масштабы
должно принять сооружение трубопроводов (в первую очередь от Киришского Северный экономический район обладает выгодным географическим положением, выходом к морям: Баренцеву, Белому, Печорскому; имеет незамерзающий порт — Мурманск, что обеспечивает постоянные морские связи со странами мира. Поэтому транспортная система Северного экономического района включает все виды современного транспорта.[115] Основные перевозки осуществляются тремя видами транспорта: железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится основная часть грузооборота. В последние годы все большее развитие получает трубопроводный транспорт.[116] Основу транспортной сети составляет железнодорожный транспорт, который
состоит из трех главных магистралей: Волхов — Петрозаводск — Мурманск, Широко используются водные виды транспорта — речной и морской. Большое
значение для внутренних перевозок играет речной транспорт. Основные
судоходные реки — Северная Двина, Вычегда, Сухона, Печора, Мезень, Пинега, Приморское положение Северного района способствовало развитию морского транспорта и сейчас он играет важную роль в обеспечении межрайонных и внешнеэкономических связей страны. По морям, омывающим территорию района, проходит Северный морской путь, по которому осуществляется перевозка грузов вдоль Арктического побережья. Этой трассой из Норильска в Мурманск доставляется сырье для перерабатывающих предприятий района, на запад вывозят главным образом на экспорт лес. На территории района находятся крупнейшие морские порты, через которые осуществляются экспортно-импортные связи России со многими странами мира: Архангельск — самый крупный лесоэкспортный порт России и Мурманск — крупнейшая рыбная база страны. Основными автомобильными магистралями являются магистрали Петрозаводск Получил развитие в Северном районе трубопроводный транспорт, играющий
важную роль в межрайонных связях. Действуют нефтепроводы: Вой-Вожский — Многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие межрайонных экономических связей. Из района вывозятся значительные объемы различных грузов: нефти, газа, апатитовых руд, леса и лесоматериалов, цветных металлов, бумаги, картона. В район ввозятся в основном продукты питания, корма, потребительские
товары, металл, машины и оборудование, стройматериалы. ЦЭР отличается выгодным географическим положением в центре европейской части России, находится в узле важнейших транспортных путей — железнодорожных, автомобильных, водных, трубопроводов, авиалиний.[121] Поэтому район характеризуется развитым транспортным комплексом, во многом определяющим экономическую роль района. Транспортная сеть представлена всеми видами транспорта.[122] По плотности железнодорожной сети (электрифицированной на подходах к Район также имеет и довольно густую сеть трубопроводов. Крупнейший
транспортный центр — Москва, которая является узлом 11 железнодорожных
линий; 15 автомагистралей; многочисленных воздушных трасс, связывающих Транспортный баланс пассивен. Преобладает ввоз многотоннажного сырья и топлива (энергоносители, лес, лесоматериалы, стройматериалы, хлеб, прокат черных и цветных металлов, сахар, импортные промышленные и продовольственные товары, хлопок) над вывозом транспортабельной готовой продукции (машины, оборудование, автомобили, станки, приборы, инструмент, изделия электротехники, бытовые приборы, ткани, обувь и т.д.). Сегодня в районе весьма актуальны многие транспортные проблемы, например техническая реконструкция железных дорог и обновление подвижного состава; создание современных автомагистралей и обустройство местных дорог; улучшение водных путей и оптимизация грузопотоков на транспорте; реализация крупных инвестиционных проектов, в частности строительства скоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург; совершенствование трубопроводной сети и усиление безопасности функционирования транспортной системы. В условиях перехода к рынку будут происходить структурные изменения
транспорта и связи; возрастет роль электроники и производства средств
автоматизации и управления. Волго-Вятский регион располагает всеми видами транспорта —
железнодорожным, речным, автомобильным, трубопроводным и воздушным. Основными магистральные железнодорожными линиями, проходящими через
территорию района, являются: Москва — Нижний Новгород — Киров — Пермь; Наиболее тесные связи Волго-Вятский регион имеет с Центральным, Географическое положение Волго-Вятского региона на Волжской магистрали
с ее разветвленными судоходными притоками (Ока, Вятка и др.) создает
благоприятные условия для развития речного транспорта и тесного его
взаимодействия с железнодорожным. Речные судоходные пути по рекам Волжского
бассейна составляют 3 тыс. км. Нижегородский воднотранспортный узел
является по речному грузообороту крупнейшим в России. С реки на железную
дорогу ведется перегрузка угля, соли, металла, хлебных грузов, цемента,
строительных материалов, поступающих из Поволжского, Северо-Кавказского, Во внутренних грузоперевозках региона широко используется
автомобильный транспорт. Имеется ряд автомобильных путей с твердым
покрытием, в том числе современная шоссейная магистраль Москва — Нижний Все большее место в грузообороте региона занимает трубопроводный
транспорт. По территории региона проходят три нефтепровода, проложенные от Преобладание продукции отраслей обрабатывающей промышленности
определило превышение ввоза продукции над вывозом. В район ввозятся топливо Центрально-Черноземный район занимает весьма выгодное транспортно-
географическое положение и обладает развитым транспортным комплексом: по
густоте транспортной сети он существенно превышает средние показатели по Через территорию района проходят, как в меридиональном, так и в
широтном направлении важнейшие железнодорожные магистрали. В южном
направлении — железные дороги: Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва — Автомобильные дороги обслуживают главным образом внутрирайоннные
перевозки. Через Центрально-Черноземный район проходят и крупные
автострады: Москва — Симферополь; Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону; Москва Через район проходят большие потоки транзитных грузов, отражающие
связи северных и центральных районов с южными, восточными и западными. Центрально-Черноземный район имеет развитые экономические связи с Транспорт имеет огромное значение для внутрирайонных перевозок и для связей с другими районами России и странами зарубежья.[133] Ведущая роль в межрайонных перевозках Северного Кавказа принадлежит
железнодорожному транспорту. Главными железнодорожными магистралями
являются Северо-Кавказская: Миллерово — Ростов — Армавир — Гудермес — Во внутрирайонных перевозках преобладает (85%) автомобильный
транспорт. Морские пути Северного Кавказа обеспечивают его связи со
странами ближнего и дальнего зарубежья, имеют не только внутреннее, но и
внешнеторговое значение. Крупнейшие порты — Новороссийск, Туапсе, Разветвленную сеть имеет трубопроводный транспорт. Особенно важна роль нефтепровода Махачкала — Грозный — Туапсе. Сейчас решается вопрос о надёжности этого транспорта.[137] По балансу производимой и потребляемой продукции Северо-Кавказский
экономический район имеет положительное сальдо, т. е. размеры производства
товарной продукции превышают потребление. В межрайонном обмене Северный В перспективе развития транспортного комплекса стоит задача
строительства обводной дороги в обход территории Чечни.[139] Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Поволжья играют связи
с другими районами и зарубежными странами. Поволжье вывозит сырую нефть и
нефтепродукты, газ, электроэнергию, цемент, тракторы, автомобили, самолеты,
станки и механизмы, рыбу, зерно, овощебахчевые культуры и т. д. Ввозит лес,
минеральные удобрения, машины и оборудование, продукцию легкой
промышленности. Поволжье располагает развитой транспортной сетью, которая
обеспечивает грузопотоки большой мощности. Важнейшую роль играет
железнодорожный транспорт. Поволжье пересекают магистрали: Москва — Казань Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного
комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района
в территориальном разделении труда, а с другой — высоким уровнем
комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие
отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с
другом. Отсюда — высокий удельный вес внутрирайонных перевозок (до Важнейшая роль среди видов транспорта в Уральском экономическом районе
принадлежит железным дорогам. Основу железнодорожной сети составляют
пересекающиеся почти под прямым углом широтные и меридиональные
магистрали.[142] Наибольшее значение из широтных магистралей,
осуществляющих экономические связи с другими районами, имеет участок Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных
перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество
автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать
новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказский, Волго- Велика роль трубопроводного транспорта: через Урал проходят нефте- и газопроводы из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж.[144] Получил развитие и авиационный транспорт. Через территорию Урала проходят многие внутренние и международные авиалинии. Главный узел авиалиний — Екатеринбург.[145] Уральский экономический район относится к районам наиболее высокого в
стране грузопотребления и грузоотправления. Это объясняется тем, что регион
осуществляет разнообразные экономические связи со многими регионами страны
и странами зарубежья. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и
топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей.[146] С
европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми
изделиями и конструкционными материалами (причем вывоз по объему превышает
ввоз). Наиболее тесные связи — с соседними экономическими районами: Западно- Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой
грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали
была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии
производительных сил Кузбасса и Алтая. От неё отошли линии в северном и
южном направлениях. Была также построена железная дорога: Иртышская — Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над
ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты
руд цветных металлов и др. Ввозятся машины и оборудование, продовольствие и
товары народного потребления.[149] Большое значение в осуществлении межрайонных и внутрирайонных связей имеет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль Транссибирской магистрали (Москва — Омск — Красноярск — Иркутск — Владивосток) и ответвлений от нее: Тайшет — Братск — Усть-Кут, связавшая недавно построенный БАМ с Транссибом; Тайшет — Абакан, соединившая Южно-Сибирскую магистраль с Транссибирской; Улан-Удэ — Наушки; Борзя — Соловъёвск. Однако железнодорожная сеть развита еще слабо.[150] Построен западный участок БАМа: Тайшет — Братск — Лена. Для обхода
тоннельного участка байкальской железной дороги построен участок дороги Железные дороги сконцентрированы на юге района и имеют преимущественно
широтное направление. В меридиональном направлении (на север от Транссиба)
проложены дороги Хребтовая — Усть-Илимск, Решеты — Богучаны, Ачинск — Важное значение имеет речной транспорт (судоходен Енисей). Он удачно взаимодействует не только с железнодорожным, но и с морским транспортом, использующим Северный морской путь. Наиболее крупные порты, через которые происходит соединение речного судоходства с морским, — Диксон в Енисейском заливе, Дудинка и Игарка на Енисее. Восточная Сибирь располагает сетью автомобильных дорог, но развита она
слабо, что препятствует освоению ценных природных ресурсов. Наиболее
известны Усинский тракт (Абакан — Кызыл), автомагистраль от Абазы (Хакасия)
к Ак-Довураку (Тува). Нефтепроводом Восточная Сибирь связана с Западной Важной особенностью межрайонных связей Восточной Сибири является
двухкратное преобладание вывоза над ввозом. Из района вывозятся лес и
пиломатериалы, железные руды, руды и концентраты руд цветных металлов и др. Хозяйственное развитие района в огромной степени зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов транспорта.[154] В Дальневосточном районе функционируют все существующие виды транспорта, но основную роль играет железнодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.[155] Начало активного транспортного освоения южной части района связано с
прокладкой в XIX в. Транссибирской магистрали. За последнее время В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Автомобильными дорогами район обеспечен слабо. Но в районах,
оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта как для
связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок Через Дальний Восток осуществляются экономические связи России со
многими зарубежными странами, особенно со странами, расположенными в
бассейне Тихого и Индийского океанов (Япония, Китай, Южная Корея, страны Экономическая оценка деятельности транспортного комплекса Пассажирские перевозки — один из основных видов транспортной деятельности. Транспортный рынок пассажирских перевозок предоставляет пассажирам услуги различных видов транспорта, которые не равноценны по стоимости, скорости, регулярности и комфорту. Диаграмма 2.2.1 Доля видов транспорта в пассажирооброте в %[161] Как видно из диаграммы 2.2.1, первое место по пассажирообороту в 1998 году занимал автомобильный транспорт, его доля составляла 45 %, однако, если не учитывать внутригородские автобусные перевозки, то первенство принадлежит железнодорожному транспорту, доля которого равна 40,2 %. Важное место в пассажирских перевозках занимает воздушный транспорт. На пассажирские перевозки речным и морским транспортом приходится всего 0,2 %. Сегодня суда морского флота в большей мере используются для туристических целей, речные суда — для перевозки пассажиров на внутренних магистралях в Поволжском, Северо-Западном и других районах страны. За последнее время объём перевозок пассажиров водным транспортом снизился в 3 раза. На рынке транспортных услуг получают развитие отдельные виды пассажирских перевозок: международные воздушные, местные и пригородные автобусные, багажные и грузобагажные железнодорожные. Тарифная политика прежде всего на воздушном транспорте становится более гибкой, усиливается конкуренция между отдельными видами транспорта и пассажирскими компаниями.
(миллиардов пассажиро-километров) Всего же в 1998 г. пассажирооборот составил 481,2 млрд. пассажиро- километров, что на 30,3 млрд. пассажиро-километров меньше по сравнению с прошлым годом. Из таблицы 2.2.1. видно, что за период с 1990 по 1998 год пассажирооборот постоянно сокращался, и с 1990 по 1998 год сокращение составило 309,8 млрд. пассажиро-километров (791,0 и 481,2 млрд. пассажиро- километров соответственно). Статистические данные ярко свидетельствуют о том, что вся транспортная система Российской Федерации охвачена кризисом. В последние годы имеет место тенденция к падению пассажирооборота на
всех видах транспорта. Так, за период с 1993 по 1997 г. пассажирооборот на
всех видах транспорта сократился на 27 %, в частности на железнодорожном на Сокращение спроса на пассажирские перевозки вызвано напряжённой социально-экономической обстановкой в стране, снижения жизненного уровня населения, значительным ростом тарифов. Объём международных пассажирских перевозок сократился в результате установления зарубежными железными дорогами высоких цен за проследование российских поездов по их территории, что также привело к снижению спроса на пассажирские перевозки.[163] Работа пассажирского транспорта тесно связана с такими факторами, как подвижность населения, усилившаяся конкуренция между различными видами транспорта, неравномерность и неопределённость спроса на перевозки, убыточность пассажирских перевозок и их финансирование. За анализируемый период общая подвижность населения страны по всем
видам транспорта сократилась на18,7 % по числу отправлений, а по количеству
пассажиро-километров на 26,2 %, в том числе на железнодорожном транспорте
по числу отправлений на 21,6 %, пассажирообороту на 36,7 %. За последние
годы из-за снижения жизненного уровня населения значительно изменилась
география пассажиропотоков, уменьшилось отправление пассажиров в
междугородном сообщении, изменилось распределение их по видам транспорта. Решая проблему ценовой политики транспортного комплекса, необходимо
определять ценовую эластичность спроса разных групп населения на перевозки. В грузовых перевозках ситуация выглядит иначе. Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 8% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В то же время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 60%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна. Но по объему пассажирских перевозок воздушный транспорт занимает третье место. На фоне 1,8 %-го роста объёмов промышленного производства в стране почти на 2% увеличились суммарные объёмы перевозок грузов. В 1998 году они составили 2337,6 миллионов тонн грузов по видам
транспорта общего пользования, что на 233,2 миллиона тонн меньше по
сравнению с прошлым годом. За период с 1990-го по 1998-ой год данный
показатель снизился почти в 3 раза или на 4520,9 миллионов тонн (6858,5 и Грузооборот в 1998 году составил 3146 миллиардов тонно-километров, что
на 109,5 миллиардов тонно-километров меньше по сравнению с прошлым годом. Проблемы транспортного комплекса и перспективы его развития. Контейнирование и комбинированные перевозки. Переход на рыночную экономику создаёт благоприятную среду для внедрения прогрессивных идей и принципов логистики. К числу её основных компонентов относятся высококачественный сервис и быстрое осуществление инноваций (автоматизация процессов, телекоммуникационные системы, информационные базы данных, комбинированные перевозки и т.д.). Общий объём экспортно-импортных грузовых перевозок в 1997 году
составил менее половины уровня 1989 года. Причем в наибольшей степени они
упали на железнодорожном транспорте, в то время как международные
автомобильные перевозки за последние шесть лет выросли в 6,5 раза. Вместе с
тем доля российских перевозчиков на рынке международных автоперевозок в Изменению ситуации, сложившейся на рынке грузовых перевозок, может способствовать кооперация (в рамках комбинированных перевозок) автоперевозчиков (прежде всего российских) и железной дороги, а также экспедиторских компаний, банков и таможенных органов. Мировой опыт показывает, что залогом успешного развития комбинированных перевозок является глубокая техническая и технологическая проработка всех этапов логистической цепи (ЛЦ). Для этого необходима классификация таких перевозок. Целью её является выделение технических и технологических особенностей их различных видов. Что же следует понимать под комбинированными перевозками (КП)? Их можно характеризовать как вид грузовых перевозок с транспортными цепями между отправителями и получателями грузов при сохранении транспортной упаковки в процессе перегрузки универсальных транспортных средств с одного вида транспорта на другой. Существуют также понятия КП как планомерного взаимодействия или систематической кооперации различных видов транспорта в организации транспортных цепей. Из самого определения комбинированных перевозок следует наличие системы жёсткого согласования и соответствия технических и технологических аспектов взаимодействия. Поэтому в нём фактически и закладываются основы классификации. Исторический анализ показывает, что развитие системы классификаций КП шло по пути скорее стихийного формирования. Критерии, положенные в основу действующих классификаций, учитывали виды комбинированных перевозок, типы автомобильного подвижного состава и универсальных транспортных средств (контейнеров), участвующие в ЛЦ. Кроме того, проводилась классификация по способам перегрузки, развоза автотранспортом, выделялись сопровождаемые и несопровождаемые КП. Однако обоснования выбора того или иного критерия и принципов построения классификации в целом освещались недостаточно. Классификация КП по своей сути является не только технико- технологической, но и экономической категорией. Они конкурентноспособны лишь в том случае, если на рассматриваемом направлении предлагается не один, а все возможные их виды. Наиболее полной и подробной из числа существующих представляется классификация, предложенная В. Блазиусом, которая была опубликована в сборнике «Экспрессинформация. Организация комплексной работы разных видов транспорта». 1992, №2. ВИНИТИ. Главное противоречие этой классификации заключается в том, что КП
рассматриваются как кооперация различных видов транспорта (в данном случае
автомобильного и железнодорожного). Однако, основой классификации (назовём
это базовым критерием) являются технические и технологические особенности
универсальных и автомобильных транспортных средств, а железнодорожный
подвижной состав с его типами, особенностями и характеристиками не
выступает в качестве составляющей или самостоятельного критерия. Контрейлерные перевозки определяются как комбинированные перевозки, при которых автомобильные транспорте средства (полуприцепы, автопоезда в полном составе) перевозятся на специализированном железнодорожном подвижном составе (платформах). Система перевозок типа RoadRailer (Роудрейлер) заключается в доставке специализированных полуприцепов, оснащённых усиленной рамой, устройствами для установки на железнодорожные тележки и втягивания колёсных пар для движения по железной дороге. Контейнеры и контейнерные прототипы. Согласно базовому критерию данная укрупненная группа включает в себя следующие виды КП: контейнерные перевозки, системы «ACTS» и «Cargo», сменные кузова. Контейнеры. Классифицировать контейнеры в рамках КП на морские и внутренние представляется нецелесообразным, поскольку современные требования к их техническим характеристикам (система стандартов ISO) обеспечивают их полную универсальность. Специализированные контейнеры — рефрижераторные, танк-контейнеры и прочие — не требуют специализированного подвижного состава, а значит, разделение на подвиды не проводится. Система «ACTS». Основой являются прототип контейнера, оснащённый роликами, и специализированные железнодорожные платформы с поворотными рамами. Поскольку данная технология обеспечивается одним определённым видом подвижного состава, подвиды не выделяются. Система «Cargo». Этот вид КП основан на перевозках грузов малых отправлений, вместимостью до шести грузовых единиц на европоддонах, и позволяет использовать универсальные платформы. Разделение на подвиды не проводится. Сменные кузова. Эта система отличается от перевозок контейнеров тем, что сменный кузов имеет меньшую массу тары и дополнительно оборудуется специальной нижней рамой для установки на железнодорожный подвижной состав, аналогичный тому, что и при системе «ACTS». Автомобильные транспортные средства. В укрупненную группу технологий входят роудрейлеры и контрейлеры. В данном случае базовый критерий производит разделение по типу автотранспортных средств на стандартные и специализированные (требующие оснащения специальными устройствами для движения по железной дороге). Роудрейлеры. Как уже было обозначено ранее, система перевозок данного типа основана на транспортировке автомобильных полуприцепов на железнодорожных тележках. При этом вагоны-платформы не используются. По типу железнодорожного подвижного состава возможны доставка полуприцепов на съёмных двухосных тележках и бимодальные перевозки. Бимодальные перевозки. Основаны на использовании полуприцепов, оснащённых и автомобильными и железнодорожными колёсными парами. Для движения по автомобильным дорогам рельсовые колёсные пары поднимаются, а автомобильные —опускаются; по железной дороге — наоборот. Съемные тележки. Отличительной особенностью технологии является наличие специального полуприцепа, оснащённого устройствами для установки на тележки, и имеющего усиленную раму. В остальном он мало отличается от стандартного. Контрейлеры. По типам автотранспортных средств делятся на: полуприцепы
и полные автопоезда (полуприцеп с седельным тягачом). Кроме того, все виды Полные автопоезда. Этот вид КП, как и все контрейлерные перевозки,
обеспечивается специальным видом железнодорожного подвижного состава. Это
объясняется следующим: согласно предельно допустимым нормам высота
автопоездов и полуприцепов в порожнем состоянии не должна превышать 4 м. «Движущееся шоссе». При данном подвиде КП полностью укомплектованные автотранспортные средства (полные автопоезда) перевозятся на специализированных платформах, оснащённых нестандартными колёсными парами, диаметр которых менее стандартных. Это позволяет погруженному автопоезду вписаться в габарит погрузки. Стационарная пониженная площадка (СПП). В этом случае платформа имеет усиленную раму и карман в полу, в котором размещаются автомобильные колёсные пары полуприцепа и тягача. Глубину кармана определяет габарит погрузки. Полуприцепы. При контрейлерных перевозках полуприцепы не должны оснащаться дополнительным оборудованием для перегрузки, а также иметь какие- либо прочие особенности по отношению к стандартным. По типу подвижного состава этот вид КП разделяется на два подвида: с СПП и с МПП (мобильная пониженная площадка). СПП (перевозки полуприцепов). Конструкция платформы аналогична той, что и при перевозке автопоездов, однако есть и одно отличие: потребная площадь СПП для полуприцепов значительно меньше, так как в кармане должны размещаться только задние автомобильные колёсные пары, что значительно сокращает потребную длину вагона. МПП (перевозка полуприцепов). Отличительной особенностью данного типа платформ является наличие специального устройства, обеспечивающего подъём и опускание кармана. При верхнем положении площадки платформа принимает вид обычной универсальной платформы. Такая конструкция позволяет значительно сократить время на выполнение грузовых операций. В рамках системы КП следует особо отметить роль контейнерных перевозок. Они выступают не только как самостоятельный вид технологии, но и в качестве стержневой основы всей системы. Не секрет, что все прочие технологии чрезвычайно зависимы от многих объективных и субъективных факторов, поскольку они являются, по сути, специализированными. Поэтому большинство типов подвижного состава приспособлено для перевозки контейнеров (исключением являются лишь роудрейлеры). Данное решение позволяет за счет совместной загрузки кольцевых маршрутов базовыми транспортными средствами и контейнерами обеспечить загрузку в одном из направлений (в тех случаях, когда имеется большой процент порожнего пробега вагонов) или в обоих направлениях (в случае сезонного падения объёмов перевозок). Это обеспечивает экономическую эффективность КП. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данная курсовая работа была посвящена выявлению и изучению основных проблем транспортного комплекса и перспектив его развития. Для наиболее полного и многостороннего изучения темы, а также более глубокого понимания сущности вопроса была предпринята попытка изучить транспортный комплекс Российской Федерации. Для этого было выявлено и рассмотрено огромное значение транспорта, как важного связующего звена в экономике Российской Федерации, без которого невозможно нормальное функционирование ни одной отрасли хозяйства, ни одного региона страны. Для понимания специфики транспорта как особой сферы материального производства, был рассмотрен целый комплекс особенностей, характерных только для транспортного комплекса. Для изучения способов взаимодействия различных видов транспорта и причин их возникновения особое внимание было уделено рассмотрению структуры транспортного комплекса. Рассмотрение географии транспортного комплекса позволило выявить и понять причины возникновения в различных транспортных узлах того или иного вида комбинированных перевозок. Для понимания ситуации, сложившейся на российском рынке транспортных услуг, как сложившихся экономических условий для решения существующих и возникающих проблем, в курсовой работе была дана экономическая оценка деятельности транспортного комплекса. И, наконец, большое внимание при написании данной курсовой работы было уделено рассмотрению проблем транспортного комплекса и перспектив его развития. В частности, классификации комбинированных перевозок, её необходимости для решения ряда назревших проблем. Также были рассмотрены технические и технологические особенности каждого из видов комбинированных перевозок, их необходимость, актуальность, эффективность и перспективы внедрения и применения, а также роль для эффективного функционирования всего транспортного комплекса. Используемая литература
Самара: СГЭА; 1997. Хрущева.–М.:МГУ, 1997. М., 1998. России».–М.; Просвещение, 1999. 1999. ЮНИТИ, 1998. ПРИЛОЖЕНИЕ Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования (миллиардов пассажиро–километров)[165] Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования (миллионов человек)[166] Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (миллионов тонн)[167] Грузооборот по видам транспорта общего пользования (миллиардов тонно–километров)[168] Коммерческий грузооборот предприятий транспорта в процентах к 1996 г.[169] ----------------------- ----------------------- [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|