РУБРИКИ

Развитие Дальнего Востока

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Развитие Дальнего Востока

Развитие Дальнего Востока

Проект развития Востока страны:
Крупные государственно-частные проекты
по освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока

Почему освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока должно являться специальной темой для обсуждения

В последние годы проявились явные различия в развитии западной и восточной частей страны, отставание в целом последней по темпам экономического развития (см. таблицу). Учитывая заметные масштабы китайской миграции в российские восточные регионы, преимущественно сырьевой характер российского экспорта в Китай, массовый отток российского населения из регионов Дальнего Востока, дальнейшее отставание восточных регионов страны чревато различными негативными последствиями (если и не угрозы территориальной целостности страны, то по крайней мере социальной напряженностью, дальнейшим усилением дотационности регионов).

Показатель

Цент­раль­ный ФО

Северо-За­падный ФО

Рос­сия в сред­нем

Сибир­ский ФО

Дальне­восточ­ный ФО

Плотность населения, чел./км2

58

8

8

4

1

ВРП на душу населения, 2003, тыс. руб.

104,9

84,0

80,7

64,0

88,2

Уровень безработицы, 2003, %

5,4

7,0

8,6

11,7

8,4

Удельный вес безработных, ищущих работу больше 12 месяцев, 2003, %

35,3

31,9

37,7

43,0

39,0

Среднедушевые денежные доходы населения, 2004, руб.

8872

6623

6337

5247

6984

Среднедушевые денежные доходы с поправкой на стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг, 2004, руб.

8370

6308

6337

5409

5291

Ожидаемая продолжи­тельность жизни, 2003, лет

65,8

63,4

65,1

63,2

62,4

Коэффициент младенческой смертности, 2004, ‰

10,5

9,4

11,5

12,9

14,4

Коэффициент миграционного прироста, 2003, на 10000 чел.

36

6

6

-18

-36

Площадь жилищ, приходив­шаяся в среднем на 1 жителя, конец 2003, м2

21,5

22,0

20,2

19,0

19,8

Удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда, 2003, %

1,8

3,0

3,2

4,0

5,2

Доля жилплощади, оборудо­ван­ной канализацией, 2003, %

75,6

77,5

70,3

63,0

71,3

Доля жилплощади, оборудо­ванной горячим водо­снабжением, 2003, %

67,6

70,7

61,5

54,6

58,2

Телефонизация населения, 2003, квартирных аппаратов на 1000 горожан

266,8

298,9

240,0

203,6

209,4

Удельный вес школьников, занимаю­щихся во вторую смену, 2003/04, %

12,0

8,4

17,3

20,7

22,6

Численность студентов вузов в 2003/04, на 10 тыс. чел.

521

495

448

437

437

Индекс промышленного производства в 2004, %

108,3

113,4

106,1

103,8

107,3

Промышленный рост за 2000-2004, %

67,0

87,1

38,1

36,3

20,8

Оборот розничной торговли на душу на­селения, 2004, тыс. руб.

57,7

36,7

38,8

33,0

35,0

Объем платных услуг на душу населения, 2003, тыс. руб.

15,2

10,6

10,0

7,7

12,4

Депозиты и вклады физлиц в среднем на 1 жителя, начало 2004, тыс. руб.

18,7

11,3

10,6

6,5

9,4

Инвестиции в основной капитал на душу населения, 2004, тыс. руб.

18,4

24,1

19,0

12,0

25,8

Отношение внутренних затрат на НИОКР к ВРП, 2003, %

2,2

2,0

1,5

0,9

0,7

Причины отставания Восточной Сибири и Дальнего Востока от европейской части страны

При определении перспектив экономического развития восточных регионов страны необходимо понимание того, что более низкие темпы роста в несырьевом секторе экономики регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока обусловлены объективными причинами:

– существенно большими транспортными издержками, связанными с более низкой плотностью населения, удаленностью от основных рынков сбыта страны, менее развитой транспортной инфраструктурой, в регионах Сибири – с удаленностью от внешних рынков сбыта;

– слабостью собственной энергетической базы в ряде регионов, особенно дальневосточных;

– в целом более сложными природно-климатическими условиями, также ведущими к более высоким издержкам.

Кроме того, если регионы Европейской части России по многим важнейшим показателям конкурентоспособны по сравнению с европейскими странами (в регионах Европейской части России по сравнению с развитыми европейскими странами существенно ниже уровень заработной платы и тарифов на электроэнергию, ниже или по крайней мере сопоставим уровень налоговой нагрузки), то в восточной части страны ситуация гораздо сложнее:

– по уровню заработной платы регионы востока страны конкурентоспособны среди азиатских стран только по отношению к Южной Корее и Японии,  однако неконкурентоспособны по отношению к Китаю и другим слаборазвитым странам;

– на фоне соседних стран российские дальневосточные регионы отличаются максимальным уровнем налоговой нагрузки, причем не только по сравнению с относительно слаборазвитыми странами, но и по сравнению с Японией и Южной Кореей.

Учитывая наиболее северное положение российского Дальнего Востока по сравнению с другими странами, другие издержки (помимо заработной платы и налоговой нагрузки) в российских регионах также выше по сравнению с Китаем и развивающимися странами АТР.

Перспективы развития Восточной Сибири и Дальнего Востока в отраслевом разрезе

Таким образом, если в регионах Европейской части России можно рассчитывать на приток иностранных инвестиций в самые разнообразные производства (причем ориентированные как на внутрироссийский, так и зарубежные рынки), то в восточных регионах спектр возможных отраслей может быть гораздо более узким.

Это отрасли, где перечисленные проблемы не играют принципиальной роли. К числу таких относится, прежде всего, освоение природных ресурсов.

В обрабатывающей промышленности – это производства, где относительно высокие издержки производства могут быть скомпенсированы относительно высоким уровнем квалификации рабочей силы (высокотехнологическая продукция). Однако ее перспективы не столь очевидны, как у сырьевых производств.

Поэтому реализация крупных инвестиционных проектов на условиях ЧГП, основанных на использовании богатого сырьевого потенциала восточных регионов страны – наиболее очевидный элемент развития восточных регионов страны. Реализация таких проектов позволит создать условия для развития других секторов экономики: создание новых рабочих мест, повышение доходов населения увеличит объемы внутреннего рынка, создаст спрос в сфере услуг, в целом ряде случаев развитие сырьевых производств приведет к производству оборудования для этих производств.

Возможные крупные инвестиционные проекты на условиях частно-государственного партнерства

Крупные инвестиционные проекты на условиях ЧГП могут быть реализованы в нефтегазовом комплексе, электроэнергетике, цветной металлургии, лесном комплексе. При этом речь может идти не только собственно о добыче полезных ископаемых, но и развитии в ряде случаев перерабатывающих производств. Каждый из называемых ниже проектов предполагают вложения не менее чем в 1 млрд. долл.

Нефтегазовый комплекс

Начинается перечисление инвестиционных проектов с нефтегазового комплекса в связи с тем, что запасы нефти и газа Восточной Сибири по меньшей мере сопоставимы с запасами Западной Сибири, поэтому Восточная Сибирь может стать новым центром нефтегазовой промышленности. К числу нефтегазовых месторождений относятся:

– Юрубчено-Тохомская зона на юге Эвенкийского АО и Нижнее Приангарье в Красноярском крае;

– Ванкорское газонефтяное месторождение в Красноярском крае;.

– Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области;

– Талаканское месторождение в Якутии;

– месторождения Сахалина.

Электроэнергетика

Прежде всего, в восточных регионах страны не полностью использован гидроэнергетический потенциал. Важно отметить, что это возобновляемый источник электроэнергии. Из крупны проектов можно назвать Богучанскую ГЭС, Бурейскую и Нижнебурейскую ГЭС.

Кроме того, возможны крупные проекты в теплоэнергетике  (Березовская ГРЭС-1, Харанорская ГРЭС).

Инвестиционные проекты в электроэнергетике можно рассматривать не только как коммерческие, но и как инфраструктурные. Появление новых источников электроэнергетики даст стимул к развитию целого ряда других производств.

Цветная металлургия

Развитие электроэнергетики в восточных районах страны создает условия для развития алюминиевой промышленности, для которой дешевая электроэнергия является ключевым фактором. Может быть построено несколько заводов по производству алюминия. Так, РУСАЛ заявил о возможности строительства 3 алюминиевых заводов в восточной части страны, привязанных в Богучанской, Саяно-Шушенской и Бурейской ГЭС.

Из других возможных подотраслей цветной металлургии – развитие золотодобычи, например, освоение месторождения Сухой Лог в Иркутской области.

Лесной комплекс

В восточных регионах страны есть целый ряд факторов, которые могут позитивно повлиять на дальнейшее развитие лесопромышленного комплекса, включая появление перерабатывающих производств. Сочетание богатых лесных ресурсов, значительных объемов неиспользованных отходов (которые являются сырьем для целлюлозно-бумажного производства) и появляющихся дешевых источников электроэнергии (при реализации проектов в электроэнергетике) позволяет реализовать в восточных регионах сразу несколько проектов по строительству целлюлозно-бумажных комбинатов, а также других инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе (например, по производству МДФ). Среди возможных мест размещения ЦБК – Богучанский район (Нижнее Приангарье, Красноярский край), Лесосибирск (традиционный лесопромышленный центр Красноярского края); вполне могут появиться ЦБК в Иркутской и Читинской области, Хабаровском крае.

Что нужно от федеральных властей для реализации названных и, возможно, других крупнейших инвестиционных проектов

Для реализации названных инвестиционных проектов нужны определенные действия со стороны государства. Со стороны федеральных властей нужны как инвестиции в развитие инфраструктуры, так и принятие ряда правовых, административных решений.

1) Выработка механизмов реализации частно-государственного партнерства. При этом особое внимание должно быть уделено поиску оптимальных форм софинансирования проектов за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов, позволяющему избежать неэффективного расходования бюджетных средств, затягивания сроков реализации инфраструктурных проектов. 

2) Развитие транспортной инфраструктуры с участием средств федерального бюджета. Реализации целого ряда инвестиционных проектов сдерживается прежде всего именно из-за транспортной недоступности. Однако при этом не должна вестись речь о реализации грандиозных транспортных проектов, окупаемость которых вызывает большие сомнения.  

3) Соответствие политики государственных инфраструктурных компаний и интересов частных компаний. Так, для развития нефтегазодобывающего комплекса необходимо строительство нефте- и газопроводов. Для обеспечения электроэнергией инвестиционных проектов необходима соответствующая политика ФСК, эффективная тарифная политика.

4) Эффективная лицензионная политика, в ряде случаев – принятие решений по собственникам. Особенно актуально для развития нефтедобычи, в которой должна определиться судьба проектов ЮКОСа. В ряде случае необходимо посредничество государства в объединении интересов частных инвесторов (например, энергетиков и металлургов).

5) Создание (в ряде отраслей) условий, при которых экспорт продукции переработки стал бы выгоднее экспорта необработанных природных ресурсов. Из названных отраслей это особенно актуально для лесного комплекса. В этой отрасли необходимы пересмотр таможенной политики государства в отношении продукции лесопромышленного комплекса и технологического оборудования, совершенствование законодательства в сфере лесопользования и охраны природы, борьба с нелегальным экспортом леса.

6) Социальная политика, отвечающая задачам экономического развития. Это:

– миграционная политика – содействие миграции трудовых ресурсов для обеспечения реализации крупных инвестиционных проектов (в тех случаях, когда нецелесообразно вахтовое освоение полезных ископаемых);

– развитие социальной инфраструктуры для создания нормальных условий жизни для занятых на новых предприятиях;

– политика в сфере профессионального образования всех уровней (начального, среднего, высшего), отвечающая нуждам экономики, в т.ч. спросу со стороны новых инвестиционных проектов.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.