РУБРИКИ |
Расширение сотрудничества стран Балтийского региона |
РЕКЛАМА |
|
Расширение сотрудничества стран Балтийского регионаРасширение сотрудничества стран Балтийского регионаРасширение сотрудничества стран Балтийского регионаФедоров Г.М., Корнеевец В.С. Главную роль в преодолении существующего разрыва в уровне развития и налаживании эффективного взаимодействия в самых разных сферах играет расширяющаяся кооперация государств Балтийского региона. Для ее координации в последние годы сформирован ряд межправительственных и межгосударственных организаций и программ в различных сферах. Важнейшей межгосударственной организацией Балтийского региона является основанный в 1992 г. Совет государств Балтийского моря, где на уровне министров иностранных дел представлены десять государств, омываемых Балтийским морем, а также Норвегия и (с мая 1995 г.) Исландия. Кроме того, в работе Совета участвует Комиссия Европейского Союза. Цели Совета определены в декларации, принятой на конференции министров иностранных дел в Копенгагене 6 марта 1992 г. Было отмечено, что кооперация между государствами Балтийского моря является важным инструментом политической стабилизации в регионе и его экономического развития, а также одним из элементов будущей объединенной Европы. Роль Совета заключается в координации усилий, предпринимаемых в этой области. К другим межгосударственным и межправительственным организациям и программам в Балтийском регионе в различных сферах деятельности относятся. Охрана окружающей среды1. Хельсинкская комиссия, созданная в 1974 г. для защиты Балтийского моря от загрязнения. 2. Балтийская морская конференция Роннебю (Ronneby) с участием премьер-министров и министров по окружающей среде, созданная в 1990 г. для подготовки совместных программ по восстановлению экологического баланса Балтийского моря. 3. Международная комиссия по рыбным запасам Балтийского моря, созданная в 1974 г. для сохранения и приумножения рыбных запасов, регулирования квот вылова рыбы. 4. Северо-восточный европейский симпозиум по кооперации в рыбном хозяйстве. Экономика1. Балтийская ассоциация торговых палат, основанная в 1992 г. для содействия торговле и другим формам кооперации между компаниями разных стран. 2. Форум PRO Baltica, основанный в 1993 г. для содействия деловому сотрудничеству и поддержки Балтийских стран в их интеграции в Европу. 3. Северный европейский клуб, организованный в 1990 г. для развития внутрирегионального сотрудничества в области экономики, инфраструктуры, человеческих ресурсов и культуры. 4. Экономический форум “Mare Balticum”, основанный в 1991 г. для развития партнерских отношений и содействия становлению рыночной экономики в постсоциалистических странах. 5. Форум Балтийского моря, созданный в 1991 г. в целях содействия кооперации компаний в области промышленного развития. Транспорт1. Конференция министров транспорта Балтийского моря, проводящаяся с 1992 г. для координации развития транспортной инфраструктуры региона. 2. Организация Балтийских портов (ВРО), созданная в 1991 г. для содействия быстрому и рациональному развитию морского транспорта. Энергетика1. Семинар по кооперации между Северными странами и Балтийскими республиками в сфере энергетики, основанный в 1991 г. 2. Конференция по энергетике, проводимая с 1991 г. для улучшения кооперации с государствами – членами IEA. Инфраструктура1. Видение и стратегия развития государств Балтийского региона (VASAB 2010) – проект в рамках Конференции министров по пространственному развитию, осуществляемый с 1992 г. в целях развития районной планировки в Балтийском регионе. Наука и образование1. Еврофакультет – для переподготовки учителей, обучения и переподготовки специалистов в области законодательства, экономики, государственного управления. 2. Конференция ректоров Балтийских университетов (CBUR), работающая с 1990 г. в целях содействия кооперации между университетами. 3. COPERNICUS – программа для содействия кооперации между вузами, координации образования и исследований. 4. Программа “Балтийский университет” – для проведения телевизионных образовательных курсов. 5. Рабочая программа для государств Балтии и Восточной Европы, основанная в 1990 г. для технической помощи в области образования и переподготовки. 6. Балтийский летний университет – для студентов по экономике. 7. Северная кооперация в области взрослого и основного образования, работающая с 1991 г. как программа обмена учителями и студентами. Cоциальная сфера1. Конференция по неконтролируемой миграции вокруг Балтийского моря, созданная для усиления контроля за нелегальной миграцией. 2. Балтийская конференция по борьбе с международной преступностью. 3. Программа по переподготовке офицеров между Северными и Балтийскими государствами. Культура1. ARS Balticum – организация, основанная в 1990 г. для обмена в области культуры и искусства. 2. Конференция министров культуры Балтийских государств, проводящаяся с 1993 г. для содействия в культурных обменах. 3. Балтийский центр культуры. 4. Балтийский фестиваль народного искусства. 5. Книжная ярмарка Балтийских стран. 6. Ассоциация замков и музеев вокруг Балтийского моря. Туризм и спорт1. Балтийская кооперация по туризму (ВТС), основанная в 1984 г. 2. Игры Балтийского моря. Средства массовой информации 1. Общественные радиостанции вокруг Балтийского моря – первая встреча проведена в 1992 г. для усиления кооперации между радиостанциями. Прочие организации 1. Конференция по субрегиональной кооперации Балтийских государств, проводящаяся с 1993 г. в целях содействия кооперации между Балтийскими субрегионами. 2. Союз Балтийских городов (UBC), основанный в 1991 г. (для руководства кооперацией между городами) и состоящий из ряда комиссий: - по культурным связям; - по защите окружающей среды; - по телекоммуникациям; - по транспорту. Как видно из перечня, программы сотрудничества в Балтийском регионе многообразны. Участие в этих программах помогает развитию практической кооперации, налаживанию контактов, рекламе тех или иных регионов и привлечению инвестиций. Активным участником практически всех перечисленных организаций является Россия. Учитывая то, что один из соавторов (В.С. Корнеевец) принимает участие в работе по проекту VASAB – 2010 (“Евровизион-2010”), несколько подробнее остановимся на его целях и задачах. Основываясь на таких ценностях, как развитие, устойчивость окружающей среды, свобода и солидарность, стратегия развития Балтийского региона согласно программе состоит из четырех пространственных элементов: ¨ города и городские сети, содействующие пространственным связям; уменьшение пространственных различий в жилищных стандартах; содействие условиям для эффективного использования потенциальных возможностей развития с позиций сохранения окружающей среды. Городские сети включают балтийское кольцо европейских городов; сеть балтийских городов, играющих важную роль в межбалтийской интеграции; национальные города, дополняющие сеть европейских и балтийских городов; региональные города; ¨ энергетическая система и транспортные сети, содействующие интеграции и пространственным связям в Балтийском регионе и не нарушающие устойчивость окружающей среды; обеспечение доступности сервиса и возможностей для работы; ¨ территории, поддерживающие динамизм и качество жизни. К таковым относятся: пограничные территории как инструмент для межнационального обмена; туристические территории; береговые зоны, требующие специального внимания; природные и культурные ландшафты особой значимости; ¨ всестороннее пространственное планирование, вносящее вклад в гармонизацию и пространственные межграничные связи, содействующее координации отраслевого и регионального планирования. Учет накопленного международного опыта и практическая помощь, оказываемая нашими зарубежными партнерами, весьма полезны для развития Калининградской области, поскольку из-за ее эксклавного положения, очень важно ее участие в интеграционных процессах, идущих в Балтийском регионе. Нет сомнения, что партнерство Калининградской области с балтийскими организациями и проектами в конечном счете приносит пользу не только нашему эксклавному региону, но и России в целом. К числу активно разрабатываемых проектов кооперации стран и районов Балтийского региона, кроме того, относятся: – проекты развития автомагистралей, соединяющих страны региона: “Виа-Балтика”, “Виа-Ганзеатика”; – проект развития энергосистемы “Балтийское энергетическое кольцо”; – проекты развития приграничных районов сотрудничества – “Еврорегионов”; – программы сотрудничества городов Балтийского моря; – экологические программы, касающиеся бассейна Балтийского моря; – образовательные программы (“Еврофакультет”, “Международный Балтийский университет”). Участие российской стороны в этих программах явно недостаточное. В итоге, например, автомагистраль “Виа-Балтика”, частично финансируемая ЕС, не будет включать территорию РФ (Калининградскую область), хотя такой вариант рассматривался, и его утверждение было достаточно вероятно. И наоборот, в Калининградской области было начато строительство автострады “Калининград – Госграница” (участок старого автобана Берлин – Кенигсберг, так называемой “берлинки”). Однако, частично реконструированная, эта автострада оказалась “дорогой в никуда”, поскольку с польской стороны никаких работ не проводилось. Теперь российской стороне надо активизировать участие в обосновании автострады “Виа-Ганзеатика”, которая может пройти через Калининградскую область с включением указанного участка. Сейчас работы на нем законсервированы. Некоторые перспективы наметились в связи с возможным созданием еврорегиона «Сауле» с участием Латвии, Литвы, Швеции и Дании. Аналогично обстояло дело с проектом еврорегиона “Неман”. В его реализации первоначально предполагалось участие российской стороны (Калининградской области). Пока этого не произошло, хотя сейчас этот вопрос вновь рассматривается. Успешнее развертывается создание еврорегиона “Балтика” с участием прибрежных территорий Польши, Швеции, Дании, Литвы и Латвии, а также Калининградской области (в том числе Балтийска и Калининграда). Географическое положение Калининградской области таково, что в большинстве проектов, касающихся пространственного планирования региона Балтийского моря, она очевидным образом должна участвовать. Однако следует иметь в виду, что позиции соседних стран Прибалтики таковы, что они не всегда поддерживают участие области в подобных проектах (хотя в последнее время наметились позитивные сдвиги). И если не проявлять надлежащей активности, то, при всей целесообразности включения в них Калининграда, проект реализуется без него и соответственно без российской стороны вообще. Проблема интеграции РФ с другими странами Балтийского региона имеет ряд сложных политических аспектов. Главный из них – вопрос о продвижении НАТО на восток. Вхождение в эту военно-политическую организацию Польши оценивается в Москве крайне негативно. Однако еще более жесткую реакцию вызывает обсуждение возможностей включения в состав НАТО Прибалтийских республик. Наоборот, к возможному вхождению России в ЕС сейчас относятся скептически прежде всего на Западе. Если раньше (см., например: Zanker А.,1995) этот вопрос ставился в практическую плоскость, то в настоящее время об этом говорится в лучшем случае лишь как об очень отдаленной возможности. В. Черномырдин поднимал перед западноевропейскими партнерами вопрос о вхождении России в ЕС, но безуспешно. После этого в России данная проблема практически перестала дискутироваться. У.Кивикари (1995) считает, что именно Российская Федерация не заинтересована во вхождении в ЕС и в вопросах балтийской интеграции предпочла бы иметь дело не с Евросоюзом, а с конкретными странами. Но одновременно он считает, что и другие страны региона предпочли бы относительно самостоятельно решать свои региональные проблемы, то есть он является сторонником балтийской интеграции как относительно самостоятельного процесса в рамках общеевропейских партнерских отношений, отмечая, что балтийская политика ЕС должна определяться самими балтийскими государствами. Применительно к Калининградской области позиция западных партнеров несколько иная, чем к РФ в целом. Не рассматривая крайнюю точку зрения об отрыве области от России как неконструктивную и не имеющую никаких перспектив, обратим внимание на идею ее ассоциации с ЕС при сохранении нынешнего статуса субъекта РФ. G.Gornig, в частности, предлагает как вариант экономическое вхождение области в ЕС на основе ассоциации, с заключением специального соглашения РФ с Евросоюзом, как первый этап постепенного вхождения в него России начиная с наиболее подготовленных к этому регионов. Вопрос об ассоциации, о кооперации с ЕС рассматривается позитивно региональными органами власти и декларирован уже и в администрации области, и в областной Думе. Наличие основ для той или иной степени кооперации не вызывает сомнения – она уже осуществляется хотя бы в рамках внешнеторгового обмена, не говоря уже о других развивающихся формах сотрудничества – таких, как совместные научные, экологические, образовательные проекты. Способствует интеграционным процессам механизм ОЭЗ. Вопрос в том, насколько тесной будет эта кооперация в будущем, сможет ли область одновременно находиться и в российском, и в западноевропейском (ЕС) экономическом пространстве? Этот вопрос еще не проработан в научном плане, не говоря уже о расчетах экономической эффективности для России различных вариантов ассоциации области со странами Балтийского региона, ЕС и пр. Одним из факторов экономической интеграции европейских стран является развивающееся сейчас приграничное сотрудничество, поощряемое как ЕС, так и Российской Федерацией и всеми другими странами региона. Делаются попытки перейти в рамках еврорегионов от двустороннего к многостороннему сотрудничеству. Зоны таких экономических контактов отражает рис. 16. Российская Федерация в советский период тесно сотрудничала с прилегающими территориями на всех своих границах с прежними союзными республиками, поскольку они входили в состав единого с РФ государства. Сейчас связи разрушены и приходится говорить об их налаживании. Некоторый прогресс здесь есть только в отношениях с Литвой. Приграничное сотрудничество на советско-финской (теперь российско-финской) границе, получившее определенное развитие уже в советское время прежде всего на Карельском перешейке, и сейчас успешно развивается. Приграничные связи Калининградской области с соседними воеводствами Польши в советский период, несмотря на развивавшуюся экономическую интеграцию социалистических стран, не получили развития в силу внешней закрытости Калининградской области. В настоящее время они развиваются прежде всего в сфере торговли, хотя имеются и определенные производственные связи по переработке продукции сельского хозяйства. Наиболее успешно осуществляется приграничное сотрудничество между странами, входящими в ЕС, в силу общего экономического пространства. Значительных успехов достигло также сотрудничество на границе Германии и Польши, интегрирующейся в ЕС. Установились обширные финско-эстонские экономические связи, выражающиеся в потоках туристов, товаров и капиталов (главным образом из Финляндии в Эстонию). Между Прибалтийскими государствами приграничное сотрудничество развивается медленно из-за близости хозяйственной структуры и общего все еще недостаточно благополучного состояния экономики. Районы приграничного сотрудничества стран Балтийского региона Условные обозначения: 1 – сотрудничество в советский период; 2 – то же, но развивающееся и в настоящее время; 3 – еврорегионы и районы приграничного сотрудничества, развивающиеся в настоящее время; 4 – южнобалтийский треугольник роста Для оценки будущего процессов экономической интеграции в Балтийском регионе представляют интерес стратегические научные разработки в этом направлении. Их идеологами выступают прежде всего представители научных кругов Северных стран, озабоченных периферийностью географического положения их государств в Евросоюзе и наличием в настоящее время иных полюсов роста европейской экономики. По мнению западных исследователей, прежняя ось развития, шедшая от юго-восточной Англии через страны Бенилюкса и приграничные территории Германии и Франции (“голубой банан”), в значительной мере уступила свою роль прибрежным территориям Западного Средиземноморья. В противовес этим осям развития (или в дополнение к ним) в качестве новой приоритетной зоны предлагается бассейн Балтийского моря. А в этом регионе – “южнобалтийский треугольник роста” (Kivikari U., 1998), включающий прибрежные территории южной части Балтийского моря (рис. 16). Аналогичная идея лежит в основе начавшегося сотрудничества территорий, охваченных этим “треугольником роста” в рамках проекта еврорегиона “Балтика”. Для Калининградской области эти идеи выглядят привлекательными, поскольку она входит территориально во все намечающиеся к реализации проекты. Требуется тщательная проработка возможностей их использования в интересах как области, так и, прежде всего, Российской Федерации в целом. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru |
|
© 2000 |
|