РУБРИКИ

Проблемы современной Австрии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Проблемы современной Австрии

Проблемы современной Австрии

План


Введение

I. Исторические предпосылки политического и экономического развития Австрии

II. Политические проблемы Австрии

2.1 Политические партии

2.2 Внешняя политика нейтралитета. Членство в международных политических организациях

III. Социально-экономические проблемы Австрии

3.1 Промышленность и сельское хозяйство

3.2 Внешние экономические отношения. Членство в международных экономических организациях

3.3 Демография Австрии. Иммиграционные потоки

Заключение

Использованная литература

Введение


Чем более заметным на Востоке и Западе становится стремление к разрядке напряженности, тем большее значение придается нейтралитету Австрии. При этом одновременно возрастает безопасность нейтральной страны. Задачей внешней политики Австрии было и будет поддержание заинтересованности великих держав в сохранении независимой нейтральной Австрии.

Хорошим инструментом для выполнения этой задачи является политика нейтралитета. Нейтралитет – это не самоцель, а средство для достижения цели, как это подчеркивается в конституционном законе о постоянном нейтралитете. Определяющим при этом было и есть не затронутое коренными социальными и экономическими изменениями центральное положение Австрии в сердце Европы, в бассейне Дуная, на стыке романских, германских и славянских народов, на перекрестке крупнейших европейских транспортных артерий и прежде всего – в непосредственной близости к районам противостояния двух огромных и могущественных блоков нашего времени. Поэтому месторасположение Австрии уже по географическим мотивам приобретает значение, которое далеко превосходит собственный вес малого европейского государства. Исходя лишь из этих особенностей положения, такое государство может стать серьезнейшим очагом раздоров. Но оно может, установив порядок на собственной территории, стать фактором умиротворения и безопасности для своих соседей и даже для всей Европы. История Австрии в прошлом столетии является живым примером подобной альтернативы. По этой причине на австрийское государственное руководство возложена особая ответственность, которая заключает в себе нечто большее, чем то, что обычно составляет основную цель внешней политики любой страны, а именно сохранение безопасности собственной территории.

I. Исторические предпосылки политического и экономического развития Австрии


“Постоянный нейтралитет” стал важнейшим фактором австрийской экономики и политики. Этот международно-правовой статус страны имеет столь большое значение, что представляется уместным более подробно коснуться его истории и некоторых связанных с ним проблем.

При оценке постоянного нейтралитета Австрии следует принять во внимание, что для австрийского народа этот статус является совершенно новым, так как с 1529 года его страна была ядром великой державы и в этом качестве он привык жить в крупном, почти автаркическом политическом сообществе.

Австрийская республика образовалась в ноябре 1918 г. после распада Австро-Венгерской монархии. В 1938 г. произошло насильственное присоединение Австрии к нацистской Германии. После освобождения Австрии в 1945 г. ее территория была разделена на советскую, американскую, английскую и французскую зоны оккупации. Великие державы осознавали, что существование независимой Австрии необходимо для поддержания мира во всем мире. Это создало основу для усилий австрийского правительства, с 1945 года направленных на восстановление независимости страны.

Уже в 1946 году на сессии Совета министров иностранных дел союзных государств делались попытки внести на повестку дня вопрос о заключении Государственного договора с Австрией. Летом 1946 года фактически обсуждалось состояние австрийского вопроса. В январе 1947 года заместители министров иностранных дел смогли приступить к разработке проекта договора, и почти половина его статей была согласована. Но многие сложные пункты остались неразрешенными.

Московская конференция министров иностранных дел, которая проходила с 10 марта по 24 апреля 1947 года, выявила по австрийскому вопросу многочисленные разногласия между западными державами и Советским Союзом. После также безуспешной конференции министров иностранных дел в Лондоне (ноябрь – декабрь 1947 года) обсуждением австрийского вопроса занимались заместители министров иностранных дел союзных государств, но и они не достигли какого-либо решения. Особенно трудно поддавались решению вопросы “германского имущества” и югославских территориальных притязаний к Австрии.

Одной из существенных проблем для восстановления и создания политического порядка всех европейских стран в послевоенной Европе стало решение об участии в плане Маршалла и Организации европейского экономического сотрудничества. Для Австрии с самого начала было делом само собой разумеющимся принять помощь по плану Маршалла и сотрудничать с ОБЭС. Это была важная предпосылка для гигантской восстановительной работы после разрушений, причиненных войной.

Создание НАТО в апреле 1949 года и берлинская блокада недвусмысленно показали явную тенденцию к образованию блоков в Европе. Тем решительнее было стремление Австрии сохранить независимую позицию вне блоков. На Парижской конференции министров иностранных дел в мае – июне 1949 года было достигнуто принципиальное согласие по основным пунктам. Прежде всего Советский Союз более не поддерживал югославских территориальных притязаний. Границы Австрии по состоянию на 1 января 1938 года оставались неизменными. Заместителям четырех министров иностранных дел было поручено разработать в течение последующих двух месяцев проект договора; однако по экономическим вопросам прийти к общему мнению не удалось.

Дальнейшие переговоры (Лондон, 4 июля – 1 сентября 1949 года; Нью-Йорк, сентябрь 1949 года), проходившие в соответствии с решениями Парижской конференции, вновь привели лишь к частичным результатам. После более чем 250 заседаний в 1950 и 1951 годах переговоры в конце концов прекратились.

Для того чтобы их возобновить, западные державы разработали в 1952 году так называемый “сокращенный вариант” Государственного договора. Это стало возможным в результате того, что все пункты, включавшие в себя вопрос о суверенитете Австрии, были просто-напросто вычеркнуты.

Однако Советский Союз отклонил этот сокращенный вариант. В то же самое время, когда Советский Союз отклонил западные предложения “сокращенного варианта”, Федеральное правительство на заседании Национального совета Австрии со всей ясностью объявило своей будущей политикой нейтралитет в качестве международно-правовой позиции Австрии.

Летом 1952 года Федеральное правительство передало всем государствам, с которыми Австрия поддерживала дипломатические отношения, меморандум, в котором содержалось требование прекратить оккупацию, восстановить суверенитет, а также согласие принять сокращенный вариант Государственного договора. Бесчисленные заседания заместителей министров иностранных дел, по существу, давали повод к опасениям полного застоя в переговорах.

Одновременно Федеральное правительство через посредничество Бразилии искало поддержки ООН для того, чтобы возобновить переговоры о Государственном договоре. В декабре 1952 года Генеральная Ассамблея ООН без возражений, лишь при 2 воздержавшихся, приняла резолюцию, в которой содержалось положение об ответственности союзников за восстановление суверенитета Австрии на основе Московской декларации 1943 года. Решение Генеральной Ассамблеи и последовавший обмен нотами остались, однако, без результатов.

Следующая попытка возобновить переговоры по Государственному договору была сделана летом 1953 года. Таким образом, именно австрийское Федеральное правительство поставило на обсуждение вопрос о нейтралитете в связи с переговорами о Государственном договоре. Отсюда видно, что утверждение, будто в 1955 году Австрия лишь в принудительном порядке приняла нейтралитет по предложению ее партнеров по переговорам, неправильно. Выдвигая предложение о постоянном нейтралитете, Австрия в то же время не отказалась от своего суверенитета. Условия 1953 года содержат лишь обязательство в отношении военного нейтралитета, который должен был бы осуществиться не путем заключения международного договора, а путем одностороннего австрийского заявления как суверенного акта Австрии.

Тем самым была бы создана преграда для вмешательства великих держав в австрийские дела. Знаменательно, что годом раньше в австрийском парламенте были проведены подробные оживленные прения по вопросу определения нейтралитета и его ограничения областью международного права.

Помимо контактов с оккупационными властями, австрийские политики осуществляли оживленный обмен мнениями также и на международной арене; они стремились к установлению сотрудничества Австрии в международных организациях. Это отвечало также желанию Австрии укрепить международную позицию путем участия в этих организациях и тем самым подчеркнуть независимую позицию Федерального правительства, несмотря на существование особого союзнического режима.

Прежде всего Австрию интересовала ООН. Однако до подписания Государственного договора о полном участии в ней не могло быть и речи. После заключения второго контрольного соглашения оккупационных властей для Австрии в июне 1946 года стало возможным по крайней мере участие и сотрудничество в специализированных организациях ООН.

Австрия была “вновь принята” в старые организации Лиги наций, в которых она в свое время перестала участвовать. Это были Международный союз электросвязи (1945), Всемирный почтовый союз (1946) и Международная организация труда (1947). В 1948 году Австрия состояла уже членом десяти международных организаций. Оживленно поддерживались также двусторонние внешнеполитические контакты. Лишь в мае 1955 г. представители СССР, США, Англии, Франции и Австрии подписали в Вене Государственный договор о восстановлении независимой и демократической Австрии. В октябре 1955 г. австрийский парламент принял конституционный закон о постоянном нейтралитете страны.

Решающий успех в усилиях добиться подписания Государственного договора пришел в январе 1954 года на Берлинской конференции министров иностранных дел, на которой австрийская делегация впервые сделала заявление, что Австрия не присоединится к какому-либо военному пакту и не допустит создания военных баз на своей территории. И хотя это заявление и не привело к принятию конференцией каких-либо решений, но оно все же создало основу для заключения в дальнейшем Государственного договора. Оно, несомненно, подготовило почву для заявления тогдашнего министра иностранных дел СССР Молотова об Австрии от 8 февраля 1955 года, из которого было видно, что нейтралитет, предложенный Австрией на Берлинской конференции, станет подходящей основой для достижения единства.

Московский меморандум от 15 апреля 1955 года явился логическим следствием этого заявления. Его следует также признать первым международным документом о постоянном нейтралитете Австрии. Этот меморандум содержит следующие положения, касающиеся австрийского нейтралитета.

В ходе обсуждения в Москве 12 – 15 апреля 1955 года вопроса о быстрейшем заключении австрийского Государственного договора советской и австрийской делегациями было достигнуто соглашение о том, что, федеральный канцлер Австрии, вице-канцлер и министр иностранных дел Австрии в связи с заключением австрийского Государственного договора позаботятся о принятии австрийским Федеральным правительством следующих решений и мер:

1. В духе уже сделанного Австрией на Совещании в Берлине в 1954 году заявления о неприсоединении к военным союзам и недопущении военных баз на своей территории австрийское Федеральное правительство сделает Декларацию в форме, налагающей на Австрию международное обязательство о том, что Австрия будет постоянно придерживаться нейтралитета такого рода, которого придерживается Швейцария.

2. Австрийское Федеральное правительство в соответствии с постановлениями федеральной конституции представит австрийскому парламенту эту австрийскую Декларацию для принятия по ней решения непосредственно после ратификации австрийского Государственного договора.

3. Федеральное правительство предпримет все соответствующие шаги для того, чтобы эта, подтвержденная австрийским парламентом Декларация получила международное признание.

4. Австрийское Федеральное правительство будет приветствовать предоставление четырьмя великими державами гарантии целостности и неприкосновенности австрийской государственной территории.

5. Австрийское Федеральное правительство будет выступать перед правительствами Франции, Великобритании и Соединенных Штатов Америки за такое заявление о гарантии четырьмя великими державами.

После вывода иностранных войск с территории Австрии Национальный совет принял 26 октября 1955 года конституционный закон о нейтралитете.

Текст закона был направлен всем государствам, с которыми Австрия поддерживала дипломатические отношения, с просьбой признать постоянный нейтралитет Австрии. 61 государство – часть из них совершенно определенно, а некоторые путем принятия к сведению без возражений – пошло навстречу этой просьбе.

Этот закон означал принятие Австрией следующих прав и обязанностей постоянно нейтрального государства:

1. Государство обязано соблюдать международно-правовые нормы нейтралитета в случае любых войн между другими государствами.

2. Оно не только имеет право, но и обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами защищать свою территорию от нападения извне. Постоянный нейтралитет должен быть, таким образом, вооруженным нейтралитетом.

3. Оно не имеет права принимать на себя и в мирное время какие-либо обязательства, которые могли бы вовлечь его в войну. Следовательно, оно не имеет права заключать договоры о союзе или предоставлять другому государству военные базы на своей территории, так как в результате этого оно может быть вовлечено в войну, которую ведут другие государства.

Кроме того, нейтральное государство не имеет права вступать в союзы, которые в случае войны могут вынудить к действиям, нарушающим обычные правила нейтралитета, которые вступают в силу лишь в военное время. Эти вынужденные действия называют “вторичными обязанностями или предварительными действиями постоянного нейтралитета”.

4. В то же время ему разрешается получать от других государств гарантии целостности своей территории и принимать заявления о таких гарантиях.

5. В прочих отношениях нейтральное государство имеет полную свободу определять свою внутреннюю и внешнюю политику до тех пор, пока оно не возьмет на себя каких-либо нарушающих нейтралитет договорных обязательств.

6. Особенно следует подчеркнуть, что не возникает обязанности соблюдать идеологический нейтралитет. Свобода печати и выражения мнений не ограничивается в результате принятия политики постоянного нейтралитета.

Обязанности, вытекающие для Австрии в результате провозглашения ею нейтралитета, четко изложены в конституционном законе от 26 октября 1955 года. В нем провозглашено, что Австрия придерживается постоянного нейтралитета, что во всех войнах, которые могут возникнуть, она будет нейтральной, но оно означает также, что Австрия уже в мирное время не будет вступать в союзы, которые в случае войны между другими государствами сделают для нее невозможным действовать в соответствии с нормами нейтралитета, которые изложены в Гаагской конвенции от 18 октября 1907 года о нейтралитете в сухопутной и морской войне, а также в общих положениях международного права.

К вытекающим из них обязанностям нейтральных государств относится, в частности, запрещение использования их территории воюющими сторонами и оказание ими поддержки воюющим государствам, например, в виде поставок военных материалов или предоставления займов на военные нужды.

Кроме того, Гаагская конвенция 1907 года содержит положение о том, что все ограничения и запреты, которые нейтральное государство налагает на частных поставщиков военных материалов (государственные поставки таких материалов запрещаются), должны одинаково распространяться на все воюющие стороны.

Принимая во внимание эти обязанности, постоянно нейтральное государство может по своему усмотрению определять свою внешнеторговую политику. Хотя и не существует такого понятия, как общий экономический нейтралитет, но постоянно нейтральное государство уже в мирное время не имеет права вступать в хозяйственные связи, которые в случае войны сделают невозможным выполнение этим государством вышеупомянутых обязательств.

Конституционный закон от 26 октября устанавливает далее, что Австрия будет всеми имеющимися в ее распоряжении средствами поддерживать и защищать свой постоянный нейтралитет. Из этого вытекает, с одной стороны, что Австрия должна так осуществлять свою внешнюю политику, чтобы не быть втянутой в войну, а с другой стороны, она обязана защищать свой нейтралитет также и вооруженным путем.

Наконец, упомянутый закон содержит положение, что Австрия и в мирное время не имеет права вступать в военные союзы и допускать создания военных баз иностранных государств на своей территории.

Правительственное заявление, сделанное 26 октября 1955 года в Национальном совете, ясно указывает на то, что в результате принятия закона о нейтралитете никоим образом не нарушаются основные права и свободы граждан. Далее в заявлении говорится, что нейтралитет возлагает обязательства на государство, а не на отдельных граждан государства. Духовные и политические свободы каждого, в особенности свобода печати и выражения мнений, не затрагиваются постоянным нейтралитетом. Тем самым обосновывается и отсутствие обязательств по соблюдению идеологического суверенитета.

Развитие нейтралитета и новых форм межгосударственного сотрудничества создает для постоянно нейтрального государства дополнительные проблемы. Когда возник нейтралитет и начали складываться нормы нейтрального права, определенные аспекты международных отношений нашего времени еще не существовали. Так, например, не было сверхдержав, Лиги наций, Организации Объединенных Наций, а также региональных экономических союзов. Понятно поэтому, что тогдашнее нейтральное право не могло принять во внимание этих аспектов и вынуждено делать это в настоящее время. В этой связи возрастает значение различий между нейтральным правом и нейтральной политикой. Нейтральное право является обозначением тех международно-правовых норм, которые возлагают определенные международно-правовые обязанности на нейтральное государство. К ним относится и обязанность в рамках вышеприведенных соображений проводить нейтральную политику. Однако формирование этой политики остается в компетенции самого нейтрального государства.

Нейтральное право, как оно изложено прежде всего в Гаагских конвенциях, представляет собой общие правовые нормы для всех нейтральных стран, например, принцип неучастия в военных союзах или принцип одинакового подхода ко всем участникам войны при экспорте важных в военном отношении товаров. Из нейтрального права логически вытекают следствия для нейтральной политики, определение которой, как уже отмечалось выше, является компетенцией каждого нейтрального государства. Постоянно нейтральное государство должно уже в мирное время так проводить свою политику, чтобы всегда соблюдались нормы нейтралитета.

Однако если нейтральное право одинаково для всех нейтралов, то нейтральная политика каждой нейтральной страны определяется ее географическими, политическими, экономическими и военными условиями. Нейтральное право является, таким образом, абсолютным, а нейтральная политика – относительной.

После заключения в 1955 году Государственного договора Федеральное правительство обратилось с просьбой о приеме в Организацию Объединенных Наций. Уже в преамбуле договора великие державы заявили о своей готовности поддержать просьбу Австрии о допуске ее в Организацию Объединенных Наций. Таким образом, союзнические державы считали участие в такой международной организации, как Объединенные Нации, полностью соответствующим статусу постоянного нейтралитета Австрии. В декабре 1955 года было удовлетворено заявление Австрии о приеме в Организацию Объединенных Наций. ООН приняла тем самым государство, которое уже к моменту вступления в эту международную организацию придерживалось политики постоянного нейтралитета.

Уже в 1956 году Австрия вступила в Европейский совет. Следует упомянуть и об отношении к другим региональным объединениям государств, вроде Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), Европейской ассоциации свободной торговли и Европейского экономического сообщества. В то время как две первые организации построены на классических принципах кооперации, в частности на основе единогласия при принятии решений, принципы организации ЕЭС совсем иные. Сообщество является наднациональным учреждением, в котором решения принимаются большинством голосов и которое развивается от таможенного союза в экономический союз. Таким образом, если участие нейтрального государства в организациях, которые были названы первыми, вполне возможно, то принадлежность к объединениям второго рода для нейтральных государств возможна лишь при определенных условиях или при соблюдении ими полного суверенитета путем заключения определенных договорных соглашений с такими организациями. Нейтральное государство не может согласиться с принятием решения большинством голосов, что ставит под вопрос его суверенитет. Поэтому господствующей является точка зрения, что постоянно нейтральное государство, исходя из своего международно-правового статуса, не может быть полноправным членом подобного объединения государств. Если нейтральное государство сделает это, то возникает опасность, что в случае войны оно не будет в состоянии выполнять свои обязательства, вытекающие из нейтралитета, так как в результате своих экономических связей с хозяйственным объединением оно не сможет принимать самостоятельных решений.

Нейтралитет Австрии не был навязан в результате внешнего давления, а был принят совершенно добровольно. Для сохранения единства государственной территории Австрия должна была стоять в стороне от конфликта между Востоком и Западом. Заключение Государственного договора в 1955 г. стало возможным лишь при условии, что Австрия не присоединится ни к одному из военных блоков. Австрийцы сочли поэтому принятие нейтрального статуса наиболее целесообразной политикой, ведущей к достижению, а затем сохранению свободы и независимости страны. Государственный договор 1955 г. создал необходимые условия для развития Австрии как независимого демократического государства, для подъема ее национальной экономики и культуры.

II. Политические проблемы Австрии

2.1 Политические партии


Для Австрии характерна многопартийная система. С конца прошлого века в Австрии существуют три главные политические партии: Социалистическая партия Австрии, Австрийская народная партия и Либеральная партия Австрии.

Австрийская социал-демократия в своем отношении к государству находилась под большим влиянием Фердинанда Лассаля, нежели Карла Маркса. Доминировала та его точка зрения, что государство в условиях капиталистической экономики в результате политически организованной, самостоятельной борьбы рабочего движения может быть превращено в рычаг его освобождения. Классовое содержание буржуазного государства было подвергнуто анализу, как и необходимость качественно новой формы демократического господства (“социальная демократия”). Однако оно должно было быть по возможности реализовано парламентским путем, ведущим к государству, управляемому социал-демократами.

Первая программа вновь образованной в 1945 году СПА вобрала в себя весь исторический опыт, накопленный с момента ее образования. В ней отсутствовали как заявление о приверженности “научному социализму” (марксизму), так и ссылка на необходимость ликвидации капитализма. Однако она гласила, что наряду с безусловным признанием парламентской демократии “классовая борьба рабочих становится борьбой всех слоев трудящихся за преобразование нынешней системы социальной неуверенности, за новое социалистическое устройство общества”.[1]

В соответствии с этим программа действий партии содержала требование осуществления решительных шагов по национализации. Если первый закон о национализации 1946 года охватывал 125 предприятий сырьевой и тяжелой промышленности, банковского и страхового дела, то год спустя на основании второго закона о национализации была национализирована и электроэнергетическая промышленность.

Понятно, что эти мероприятия по национализации, вопреки некоторым идеологическим воззрениям, не представляли собой шагов в борьбе за социализм. Консервативные силы тоже первоначально были согласны на это. Учитывая слабость национального частного капитала, реконструкцию можно было провести лишь таким образом, чтобы не рисковать тем, что бывшая “германская собственность” отойдет Советскому Союзу. Кроме того, национализированная промышленность в связи с “планом Маршалла” выполняла важную функцию и для частного сектора.

Данный внутриполитический консенсус (опиравшийся на существовавшую до 1966 года большую коалицию и несмотря на внутрипартийное сопротивление проводившуюся до 1988 года ориентацию на Запад во времена “холодной войны”) по этому вопросу сохранялся недолго.

Австрийская народная партия (АНП) и близкие к ней группы социальных партнеров торпедировали расширение общественного сектора (например, в направлении прибыльной промышленности, выпускающей конечные продукты). А при помощи системы “двойных цен” ущемляли национализированные предприятия в пользу частной промышленности.

Другие существенные требования программы действий СПА 1947 года, например превращение национализированной промышленности в обобществленную путем расширения живой демократии на предприятии, не были выполнены. Несмотря на все препятствия, на недвусмысленный курс АНП против общественного хозяйства (первые признаки которого появились в середине 50-х годов), вплоть до 80-х годов примерно четверть австрийских трудящихся работала в этой сфере, состоящей из предприятий, принадлежащих федерации (60 процентов), местной промышленности (11 процентов), кооперативам (12 процентов) и федеральным землям (7 процентов).

С начала существования второй республики национализированная промышленность и все народное хозяйство были интегрированы в смешанную экономическую (капиталистическую) систему. Это не соответствовало выдвигавшимся ранее социалистами требованиям планового руководства всей экономикой, осуществляемого государственными экономическими инстанциями при значительном влиянии профсоюзов.

В новой программе СПА 1958 года – так же, как почти во всех программных документах времен второй республики – содержатся признание существования важности общественного сектора и призывы к его сохранению. До 1966 года СПА выступала в роли младшего партнера большой коалиции, будучи еще сильнее вовлеченной во взаимосвязанную, корпоративную политическую систему, чем это имеет место в других парламентских демократиях, за счет параллельно возведенной системы социального партнерства. Но при этом ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения политической стратегии не разворачивала дебатов о перспективах общественного сектора, который являлся ее главной организационной опорой.

Материальную основу СПА образовывала доля власти, которую социал-демократия получила в результате участия в правительстве, органах социального партнерства (на уровне отдельных предприятий и всего государства – паритетная комиссия по зарплатам и ценам, совет по экономическим и социальным вопросам), а также национализированная промышленность. За это своему партнеру по правительству и социальным вопросам она гарантировала относительно беспрепятственную интеграцию рабочего движения в социально-экономическую систему капиталистического склада, а ей, в свою очередь, относительно стабильный характер государства общественного благополучия.

В ходе 13-летнего существования однопартийного социал-демократического правительства, после безысходности первой большой коалиции и четырех лет “размышления” в оппозиции состоялся ренессанс двоякого смысла. Во-первых, это касалось в целом теоретически оправданной и популярной социал-демократической стратегии, во-вторых, включение общественного сектора промышленности в рамки этой стратегии.

Выборы 1970 дали СПА большинство голосов, и Крайский сформировал первый чисто социалистический кабинет в австрийской истории. Социалистическое правительство взяло курс, в первую очередь, на создание новых рабочих мест и выделение субсидий. ВВП рос в среднем ежегодно на 4,3%, что опережало темпы наиболее развитых стран; уровни инфляции и безработицы были значительно ниже мировых. Такая политика вызвала быстрый рост государственного долга, но Австрии удавалось избежать последствий больших затрат на выплату долга за счет рекордно быстрого развития экспорта и больших денежных поступлений от туризма.

За эти 13 лет существования однопартийного социал-демократического правительства СПА окончательно превратилась в государственную партию. Общество было социал-демократизовано, государство социального и экономического благоденствия было надолго (примерно до начала 80-х годов) спасено от мирового экономического кризиса, а социал-демократическое движение, напротив, стало “опорой государства”. Влияние партийных и профсоюзных организаций по сравнению с влиянием правительства и в первую очередь федерального канцлера сильно уменьшилось.

Значительно прогрессировала “американизация” политической системы. Это нашло свое проявление в персонализации политики, деидеологизации (несмотря на периодически объявляемые в партиях политические дискуссии), усилении центризма, ликвидации самостоятельных группировок. Тенденции, которые поставили политическую систему Австрии перед проблемой укрепления законности, усилились. Прежде всего это касалось исторически сложившегося, обюрократившегося организационного аппарата СПА, реальное влияние которого, парадоксальным образом противореча арифметике, скорее сократилось, чем выросло.

Не в последнюю очередь это произошло потому, что он длительное время являлся как бы продолжением власти государства и занимал подчеркнуто оборонительную позицию в отношении новых социальных проблем, конфликтов и общественных движений. Срастанию партии и государства, союзов (со стороны социал-демократов прежде всего профсоюзов) и общественных институтов способствовала предельно централизованная и заорганизованная политическая система.

С начала 80-х годов, то есть в конце эры Крайского, СПА в глазах все большего числа преимущественно молодых австрийцев стала государственной партией номер один. Инициатором многих положительно воспринятых реформ, создателем относительно благополучного экономического положения, но вскоре все более и более – после перемены социально-экономического положения – ответственной за большинство безобразий в области общественной жизни.

В 1980 году произошло сокращение объема промышленного производства и с тех пор процент его прироста составлял около 2 процентов в год, что было типично и для других капиталистических, промышленно развитых стран. С 1978 года средняя реальная заработная плата сократилась. Казалось, что рост безработицы неукротим. В этой изменившейся ситуации политика СПА ограничивалась обещанием сохранить ранее достигнутый уровень.

Перед лицом растущих конфликтов этого было слишком мало, хотя идентификация Крайского с СПА и с государством была вполне достаточной для победы еще на позапрошлых выборах. Затем государство и общество в Некоторых вопросах так разошлись друг с другом, что в 1983 году государственная партия СПА уже не получила абсолютного большинства. Кредо “классической” социал-демократии, которое еще содержало положение о разделении государства и общества, постепенно уходило в небытие.

В 1983 года для СПА наступил тяжелейший кризис за все время ее существования, исключая период фашизма. Росло число политических скандалов, в которых были замешаны социал-демократы (аферы Секанины, Брауна, Андроша, Штайера, скандалы вокруг корабля “Лукона”, фирмы “Норикум”). Более того, к ней относились как к партии, сросшейся с национализированной экономикой, пораженной социально-психологическими феноменами, как партии, погрязшей в коррупции. Но вместе с тем ее воспринимали и как партию, имеющую достаточно сил для самоочищения, что выразилось в практических итогах ликвидации “осадного мышления”.

Если учитывать стабильность австрийской политической системы, сохранявшуюся на протяжении десятилетий, то можно сказать, что произошли почти драматические изменения. Возникла четырехпартийная система, усилилось стремление к расширению прямого участия в политической жизни, сократилось число членов крупных партий и число голосов, поданных за них на выборах, стал очевиден кризис и даже крах организаций, связанных с крупными партиями. Утрата значения теории социального партнерства сильнее всего затронула СПА, хотя СПА, проведя персональные рокировки в верхах, лучше справилась с возникшими обстоятельствами, чем АНП. Тем не менее в партии налицо идеологический вакуум. Модернизация остается осторожной и совсем не социал-демократической формулой, которая обсуждалась на конгрессе по вопросу о ее будущем и в выступлении Йозефа Хубера.

Этому в значительной степени способствовал тяжелый кризис национализированной промышленности, который поставил под вопрос организационную социологию партии, профсоюзов и прежде всего центральную духовную ориентацию всего движения с 1970 года. Тяжелый структурный кризис национализированных секторов экономики, проявившийся в кризисе металлургической промышленности, а также в убытках дочерних фирм, вызванных их спекуляциями и хаотическим участием в секторе по производству вооружений, привел к тому, что стала ненужной официальная партийная позиция по отношению к частной промышленности.

Акционерное общество по управлению австрийской промышленностью как концерн, объединяющий национализированные предприятия, хотя и сокращен в целях оздоровления (1988 год впервые с начала 80-х годов завершен без убытков), но с точки зрения количественной (занятость) и качественной (политика) он представляет собой умирающую отрасль экономики. От нее нечего ожидать исполнения ведущей роли в смысле местной политики, обеспечения занятости и расширения участия рабочих в управлении производством.[2]

В этой ситуации необходима перестройка взглядов на социал-демократическое движение прежде всего внутри партии. По мере того, как социал-демократия будет отходить от своей жесткой привязанности к государству (чем добровольнее она это сделает, тем лучше), она обретет способность вернуться к характеру своего движения, в значительной мере утерянному, и вновь оказывать воздействие на государственный аппарат, будучи гегемоном в значительной части общества, не противостоя обществу как огосударствленная партия.

Еще существующие формы реальной, живой партийной жизни должны использоваться как сосредоточение социальных образцов, в которых идет борьба с любыми формами привилегий: по полу (квотирование), по доходам (устранение любых форм двойных и многократных доходов), по политической власти (введение альтернативных выборов и тайного голосования на всех уровнях, в том числе в профсоюзах; сокращение любых форм совмещения постов, включая неоплачиваемые; продолжение начавшегося разделения союзов и парламента).

Одновременно СПА должна стать органом общественного самоопределения, открыться всем группам, которые борются за освобождение слабых в национальном и международном масштабе.

В 80-е годы крайне правые вновь заявили о себе на политической сцене как третья сила в австрийской политике. В 1983 СПА получила 48% голосов на федеральных выборах; АПС набрала 5%, и СПА пригласила ее принять участие в формировании правительства.

В 1986 АНП выдвинула кандидатом на пост президента Курта Вальдхайма, который в 1972 – 1982 был генеральным секретарем ООН. Расследование выявило, что в 1942 – 1945 он, будучи лейтенантом германской армии, принимал участие в нацистских злодеяниях на Балканах, а затем скрыл факты о своем прошлом. На выборах в ноябре 1986 число голосов АПС удвоилось до 10%; СПА и АНП вместе набрали 84%, и Франц Враницкий сформировал “большую коалицию”, напоминавшую коалицию 1945 – 1966.

Проведение налоговой реформы и частичной денационализации придали импульс дальнейшему развитию экономики. Этому способствовало и увеличение торгового обмена с бывшими коммунистическими странами после 1989.

Несмотря на скандалы, в которых были замешаны многие известные социалисты, СПА, вновь принявшая название Социал-демократической партии, получила относительное большинство голосов на выборах 1990. АНП добилась самых низких результатов с 1945 – 32%, в то время как доля голосов, поданных за АПС, возросла до 17%. Большая коалиция во главе с Враницким продолжила свою работу.

Вальдхайма, оказавшегося в международной изоляции, уговорили отказаться от переизбрания после истечения срока его полномочий в 1992. На последовавших выборах Томас Клестиль (АНП), получив поддержку со стороны АПС, набрал 57% голосов, победив кандидата от социал-демократов Рудольфа Штрейхера.

Объединение Германии, рост эмиграции из стран восточной и юго-восточной Европы и пропаганда со стороны правых экстремистов, поддерживаемых лидером АПС Хайдером, способствовали усилению ксенофобии. В конце 1993 неонацисты разослали по почте бомбы политикам и другим выдающимся личностям, участвовавшим в “полемике об иностранцах”. При этом был серьезно ранен Хельмут Цильк, популярный бургомистр Вены. Насилие достигло апогея, когда при взрыве бомбы были убиты пять человек, в том числе четверо цыган. Левые экстремисты ответили на это серией нападений на правых лидеров в начале 1995.

На парламентских выборах 1994 поляризация политических сил приобрела открытый характер. Она знаменовала собой радикальное изменение в политике послевоенной Австрии. АПС получила 22,5% голосов, АНП – только 27,7% голосов, практически утратив свои традиционные позиции второй по величине партии страны. Вместе СПА и АНП получили всего 62,6% голосов. Количество голосов, поданных за зеленых, более чем удвоилось по сравнению с 1990: они собрали 7,3%. Новую политическую партию, “Либеральный форум” (ЛФ), отколовшуюся от АПС, поддержали 5,5% избирателей.

СПА и АНП после выборов 1994 вновь сформировали коалицию, но их союз почти сразу же распался из-за разногласий по вопросам экономической политики. Обе партии разошлись во мнениях о том, каким образом добиться снижения дефицита государственного бюджета и удовлетворить критериям, необходимым для вступления Австрии в Европейский экономический и валютный союз. АНП выступила за резкое сокращение расходов на социальные нужды, в то время как СПА предлагала повысить налоги. Разногласия в конце концов привели к распаду коалиции, и в декабре 1995 были проведены новые всеобщие выборы. Их результаты снова показали, что население поддерживает ведущие исторические партии: СПА и АНП добились лучших результатов, чем 1994, в то время как позиции АПС, переименованной Хайдером в 1995 в партию “Свободников”, несколько ослабли.

В начале 1996 было сформировано новое коалиционное правительство СПА и АНП. Обе партии согласились принять план жесткой экономии, в котором предусмотрены сокращение расходов на социальную сферу и дальнейшая приватизация государственных предприятий. Промежуточные выборы отразили рост недовольства среди населения: “Свободники”, выступающие против ЕС, выиграли на выборах 1996 в Европейский парламент и в городской парламент Вены.

В январе 1997 канцлер Враницкий внезапно ушел в отставку, сославшись на возраст и усталость после 11-летнего пребывания на посту главы правительства. Новым федеральным канцлером и председателем партии СПА стал министр финансов Виктор Клима.

Однако с 1999 г. ситуация резко изменилась. На парламентских выборах, состоявшихся в декабре 1999 г., неожиданно для всей мировой общественности 27% голосов (53 депутатских мандата) получила крайне правая партия Свободы (неонацистская по своей сути), возглавляемая Йоргом Хайдером и ставшая второй по величине фракцией. 3 февраля 2000 г. был подписан Пакт о создании правительственной коалиции между консервативной Народной партией Австрии и партией Свободы. Согласно Пакту, лидер Народной партии Вольфганг Шюссель становится канцлером, Йорг Хайдер лично в правительство не входит, но некоторые его соратники по партии занимают министерские посты.

2.2 Внешняя политика нейтралитета. Членство в международных политических организациях


Курт Вальдхайм в своей книге “Австрийский путь” так сформулировал основы политики нейтралитета: “Нейтралитет может еще и в наше время выполнять важную функцию именно потому, что задача нейтрального государства состоит не только в защите собственного существования и независимости, а также в содействии, в установлении и поддержании мира.

Нейтральное государство не должно никогда ставить себя на службу интересам какой-либо одной группы держав. Благодаря этому оно завоевывает доверие и получает свободу действий, которую, пожалуй, не имеет государство, входящее в какой-то пакт. Нейтралитет возлагает на страну, которая берет обязательство соблюдать его, права, обязанности и большую ответственность. Масштабы этой ответственности особенно проявляются в моменты кризисов.

Политика нейтрального государства поэтому в некотором смысле таит в себе больше трудностей, чем политика государства-участника блока. В то время как связанное с пактом государство может консультироваться внутри своего блока, делая это регулярно уже на основе положений договора, особенно при принятии особо важных решений, то нейтральное государство должно целиком полагаться на себя.”[3]

Нейтральная политика в первую очередь заключается в свободе от военных союзов и от вытекающих из этого обязательств. Но она не возлагает на страну обязанность противопоставить себя великому историческому развитию Европы, так как и нейтральные государства являются частью Европы. И эти государства имеют право потребовать, чтобы при осуществлении европейских концепций и им было уделено надлежащее внимание.

Восстановление полного суверенитета Австрии явилось важной предпосылкой для проведения самостоятельной внешней политики. Обе крупные партии страны – Народная партия и Социалистическая партия – с конца второй мировой войны совместно осуществляли внешнюю политику. Взаимное согласие между партиями имело решающее значение во времена борьбы за восстановление суверенитета, а также сделало возможным последовательное проведение политики нейтралитета.

После 1955 года важнейшей задачей внешней политики стало обеспечение прав и обязанностей, вытекающих из Государственного договора и нейтрального статуса. В частности, оказалось необходимым разъяснить различным правительственным инстанциям собственной страны, а также другим государствам мира те новые точки зрения, которые возникали из самостоятельно избранной политики постоянного нейтралитета. Особенно важное значение имели и имеют отношения с государствами, подписавшими Государственный договор, то есть с четырьмя великими державами: США, Англией, Францией и СССР. В мире, в котором друг другу противостоят две могущественные группировки государств, для страны, которая находится между этими группировками, наивысшей заповедью должна стать забота об обеспечении своей независимости во всех отношениях. Что касается такой малой страны, как Австрия, то в этой ситуации степень ее безопасности находится в прямой зависимости от заинтересованности великих держав в сохранении свободы этого государства. Из этого следует, что установление и поддержание хороших отношений с государствами, подписавшими Государственный договор, является для Австрии жизненно важным вопросом.

Определяющими для действенности нейтралитета являются два обстоятельства:

1. Готовность нейтральной страны защищать свою независимость всеми имеющимися в ее распоряжении средствами.

2. Значение, которое великие державы придают сохранению нейтрального статуса определенной страны.

Постоянное поддержание этой заинтересованности у других держав является благороднейшей целью политики нейтралитета, вытекающей из формально-правовых обязательств, и важнейшим компонентом политики безопасности малого нейтрального государства. Поэтому для Австрии чрезвычайно важно поддерживать у великих держав, в особенности у стран, подписавших Государственный договор, эту заинтересованность и укреплять их доверие к нейтральной политике страны. Подобная политика требует определенной сдержанности, прежде всего в тех вопросах, которые составляют непосредственную сферу интересов великих держав. Но она требует также использования всех возможностей, которые служат этой цели и доказывают надежность нейтральной позиции. Именно в отношениях Австрии со странами, подписавшими Государственный договор, эти соображения играют роль, которую невозможно переоценить. Речь идет прежде всего о том, чтобы постоянно укреплять доверие этих государств к решимости Австрии последовательно и безусловно выполнять обязательства, вытекающие из Государственного договора и нейтралитета.

В отношениях с соседними странами также на первый план австрийской политики выдвигается аспект безопасности. Чем спокойнее на австрийских границах, чем благоприятнее развиваются отношения с непосредственными соседями, тем прочнее безопасность Австрии. Почти половина ее границ приходится на страны Восточной Европы. Поэтому австрийская политика с момента создания Второй республики и прежде всего после заключения Государственного договора в качестве одной из важнейших задач рассматривала устранение возникшей вначале напряженности на своих восточных границах и нормализацию отношений с расположенными на них соседними государствами. Поэтому Австрия продолжает развивать экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество с этими странами и тем самым вносит вклад в мирное развитие в этом районе.

С западными соседями Австрию объединяет одинаковая идеология и образ жизни, а со Швейцарией к тому же и статус постоянного нейтралитета. Отношения с Германией после урегулирования трудных имущественных проблем не обременены в отличие от довоенного периода никакими сложностями. На отношения с Италией до недавнего времени влиял нерешенный вопрос о Южном Тироле. После многолетних усилий в 1992 году был разрешен давний спор по поводу автономии немецкоязычного населения в Южном Тироле. Правительства Австрии и Италии приняли и ввели в действие пакет мер по обеспечению автономии.

Сейчас общепринятым является мнение, что в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций подлинный нейтралитет вполне возможен. Что же касается решений Совета Безопасности о мероприятиях против возможного агрессора, то они распространяются на все государства. Однако для участия в военных акциях требуется специальное соглашение между Советом Безопасности и каждым государством. Правда, Совет Безопасности может воздержаться от такого требования, что особенно важно для нейтрального государства. Таким образом, члены Организации Объединенных Наций не обязаны, как это было в Лиге наций, выступить немедленно и непосредственно против агрессора. Прежде чем начать действовать, должно быть единогласно принято решение Совета Безопасности.

В то же время Совет Безопасности не обязан привлекать всех членов ООН к участию в санкциях. Напротив, он может сделать исключение для отдельных стран. Таким образом, от решения Совета Безопасности зависит, сколько государств следует привлечь для участия в подобных акциях. Как уже упоминалось, участие в военных санкциях, включая право на проход через чужие территории, зависит от заключения специального договора между Советом Безопасности и отдельными государствами. Таким образом, для нейтрального государства не обязательно получать формальное разрешение на неучастие в подобных мероприятиях.

Достаточно, чтобы Совет Безопасности не заключал специального договора с государствами, которые Совет хочет освободить от участия в военных санкциях. Из вышеизложенного ясно следует, что членство нейтрального государства в Организации Объединенных Наций полностью соответствует нейтральному статусу.

Маловероятно, чтобы Организация Объединенных Наций, которая в свое время приняла к сведению (нотифицировала) конституционный закон от 26 октября 1955 года, стала принуждать нейтральную Австрию к участию в военных санкциях. Это представляется невозможным уже вследствие того, что четыре великие державы, как постоянные члены Совета Безопасности и как страны, подписавшие Государственный договор, высказались в преамбуле договора за принятие Австрии в Организацию Объединенных Наций. Тем самым они подтвердили, что считают совместимым нейтралитет с участием в ООН, и одновременно приняли решение сделать возможным соблюдение Австрией своих обязательств по нейтралитету в рамках Организации Объединенных Наций. Если же, несмотря на это, Совет Безопасности потребует участвовать в санкциях, то Австрия имеет возможность отказаться от подписания специального соглашения, которое необходимо для участия в военных санкциях. Во всяком случае, перед Австрией с момента ее приема в ООН в декабре 1955 года никогда не ставился этот вопрос, что, пожалуй, следует считать наилучшим доказательством убедительности вышеприведенной аргументации. Для участия в невоенных санкциях такое специальное соглашение не предусмотрено, так как все государства-члены ООН обязаны соблюдать решения Совета Безопасности по таким вопросам. Во всяком случае, и Совет Безопасности не может освободить какое-либо государство от обязанности участвовать в невоенных санкциях.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.