РУБРИКИ

Проблемы развития энергетики в Республике Татарстан

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Проблемы развития энергетики в Республике Татарстан

Проблемы развития энергетики в Республике Татарстан

Оглавление


Введение

Глава 1. Система энергетики в Республике Татарстан

1.1 Развитие энергетики в Республике Татарстан

1.2 Особенности развития энергетики в Республике Татарстан

Глава 2. Правовые аспекты развития энергетики

2.1 Законодательство по энергетике

2.2 Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение


Известно, что энергетика является двигателем научно-технического прогресса и предпосылкой экономического развития практически всех стран мира. Энергия проникает во все сферы, образно говоря, энергией пропитана вся наша жизнь. Потребление энергии является обязательным условием существования человечества. В связи со стабилизацией общей экономической ситуации в Республике Татарстан и наметившимся ростом промышленного производства в последние годы наблюдается увеличение потребления электрической и тепловой энергии. Поэтому автором была выбрана для исследования такая тема как «Проблемы развития энергетики в Республике Татарстан».

Актуальность настоящей работы в том, что современная экономическая, да и во многом политическая жизнь дает нам достаточно красноречивых примеров влияния энергетики на все сферы многогранной палитры мира. Словосочетания «энергетическая безопасность», «энергетическая политика», «энергетическая дипломатия», «энергетическая (энергоэффективная) экономика» не сходят со страниц ежедневных газет и солидных журналов.

Энергия как предмет правового регулирования характеризуется уникальными особенностями и признаками, отличающими ее от других предметов и явлений материального мира. Эти особенности во многом предопределяют необходимость самостоятельного регулирования энергетических отношений, включающих весь комплекс проблем, связанных с превращением энергии природных ресурсов в блага человечества.

Энергия как способность выполнять работу, как свойство материи, пребывает (существует, реализуется) в определенных формах. Главными из них для нас являются: электрическая, механическая, химическая, тепловая, ядерная энергия.

Каждая из форм энергии обладает своими отличительными свойствами. Они налагают определенные особенности в правовом регулировании ее использования (требования техники безопасности, содержание энергетического хозяйства, порядок и способ доставки (передачи) энергии, определение ее качества и др.).

Научная новизна данной работы в том, что данная работа содержит ответы на ряд вопросов, связанных с решением проблем развития энергетики в Республике Татарстан и энергетического законодательства.

Практическую ценность данной работы автор видит в том, что работа содержит предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы энергетического законодательства в Российской Федерации.

Интерес к научным исследованиям проблем развития энергетики и энергетического права был всегда. Так, проблемы развития энергетики и энергетического права были рассмотрены такими авторами как: М.М. Агарков, С.М. Корнеев (середина 50-х гг. прошлого века), которые в своих работах рассматривают энергию как самостоятельный объект правового регулирования. А поскольку значимость энергии в обеспечении всех сторон жизнедеятельности современного общества весьма значительная, то требуется самостоятельное, комплексное правовое регулирование всей совокупности отношений, связанных с получением (производством, преобразованием), куплей-продажей, передачей (транспортировкой) и потреблением энергии, О.Н. Садиков также в своих работах рассматривает правовое регулирование энергетических отношений, более поздние работы В.В. Витрянского, который рассматривает договорные отношения, связанные с энергетикой. Правда, было относительное затишье, и только на рубеже XX и XXI столетий мы наблюдаем значительно возросший интерес юридической науки к правовым проблемам энергетики в самом широком смысле этого слова.

Цель данной курсовой работы – исследовать проблемы развития энергетики в Республике Татарстан.

Для достижения цели необходимо определить следующие задачи:

1) Рассмотреть систему энергетики в Республике Татарстан.

2) Проанализировать правовые аспекты развития энергетики.

При написании работы применялся метод диалектического познания, частно-научные методы, комплексное исследование текущего законодательства регулирующего энергетику.

В данной работе в качестве теоретической основы были использованы нормативно-правовые источники, методическая литература, а также работы таких авторов, как: Витрянский В.В., Классон М., Лахно П.Г. В качестве основы и сравнения были использованы и другие источники.

Настоящая работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Система энергетики в Республике Татарстан


1.1 Развитие энергетики в Республике Татарстан


Грандиозный для послереволюционной России план ГОЭЛРО предопределил развитие экономики молодой Татарской Республики и ее основы электроэнергетической базы.

Именно строчка исторического плана, рожденного в 1920 году, продиктовала строительство первой в Татарской республике мощной тепловой электростанции - ею стала Казанская ТЭЦ-1.

В феврале и марте 1921 года открылись электростанции в деревне Нурлаты, городах Бугульма, Тетюши и Чистополь. В Казани в это время энергию давала электростанция «Красная заря».

Период с 1925 по 1928 годы характеризуется наращиванием мощности Казанской электрической станции имени 3-й годовщины Татарской Республики, которая положила начало развитию городских сетей на трехфазном токе высокого напряжения. Перевод сетей с постоянного на переменный ток завершился в 1927 году.

В 1933 года в эксплуатацию вводится первый агрегат Казанской ТЭЦ-1 на пылеугольном топливе. Кроме Казани, она давала электроэнергию Зеленодольску, рабочим поселкам: Юдино, Васильево, Дербышки и др. В 1938 году в строй действующих входит Казанская ТЭЦ-2 для обеспечения энергией промышленного и жилого районов северной части Казани. Стало возможным часть энергии передавать в Марийскую автономную республику для строительства и эксплуатации Марийского целлюлозно-бумажного комбината.

Открытие богатых нефтяных залежей на юго-востоке республики вызвало к жизни развитие здесь крупного энергетического узла. В 1944 году был введен в действие первый турбогенератор на Уруссинской ГРЭС, дальнейшее расширение которой продолжилось в пятидесятые годы.

В 1955 году установлена связь с Башкирской энергосистемой по двум линиям электропередачи напряжением 110 кВ, что позволило значительно повысить надежность электроснабжения нефтяных промыслов. Широко развернулись работы по электрификации сельскохозяйственных районов юго-востока Татарии.

В 1958 году вступила в эксплуатацию линия электропередачи Волжская ГЭС - Бугульма напряжением 400 кВ (в марте 1964 года переведена на 500 кВ). Она позволила включить Уруссинскую ГРЭС в параллельную работу с Волжской ГЭС. Таким образом, Татарская энергосистема вошла в Единую энергетическую систему Европейской части СССР. Еще более возросла надежность энергоснабжения потребителей.

В 1959 году линия электропередачи напряжением 400 кВ была продолжена до Челябинска и Свердловска. Так соединились системы Татарии и Урала.

С пуском первых двух энергоблоков Заинской ГРЭС в 1963 году потребности республики в электроэнергии были полностью удовлетворены. Татария стала выдавать избыток электроэнергии в Единую энергетическую систему Европейской части СССР.

Во второй половине шестидесятых годов в Татарии начинает бурно развиваться нефтехимическая промышленность. В 1966 году для снабжения тепловой и электрической энергией строящегося Казанского завода органического синтеза начато сооружение Казанской ТЭЦ-3.

В феврале 1967 года вступил в строй первый турбоагрегат Нижнекамской ТЭЦ-1, расположенной в центре нового промышленного района и предназначенной для энергоснабжения Нижнекамского производственного объединения «Нижнекамск-нефтехим», Нижнекамского шинного завода и города Нижнекамска. Для покрытия возрастающих промышленных нагрузок в 1979 году дала энергию вступившая в строй Нижнекамская ТЭЦ-2.

Реализация проекта комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей в городе Набережные Челны обусловила рождение еще одной электростанции - в 1973 году начала вырабатывать электрическую и тепловую энергию ТЭЦ КамАЗа (ныне Набережночелнинская ТЭЦ). В 1979 году вступила в строй первая в энергосистеме гидроэлектростанция на реке Кама в г. Набережные Челны - Нижнекамская ГЭС.

Начатое в 1989 году сооружение Елабужской ТЭЦ вызвано к жизни предполагавшимися большими электрическими и тепловыми нагрузками Елабужского автомобильного завода.

В 1994 году установлены вторые котлы на городских котельных Азино и Савиново.

Вместе с быстрым ростом мощностей электростанций интенсивное развитие получили электрические сети, предназначенные нести потребителям вырабатываемую на станциях электроэнергию.

Заметное развитие электрические сети получили в 1933 году после вступления в строй Казанской ТЭЦ-1. Новая ТЭЦ стала питать подстанцию Заречье напряжением 35 кВ. В 1938 году осуществлена связь ТЭЦ Марийского бумажного комбината с Казанским энергоузлом.

На юго-востоке Татарии первые линии электропередачи 35 кВ с подстанциями для нефтепромысловых объектов были сооружены в 1944 году. Затем началось строительство сетей напряжением 110 кВ.

В начале шестидесятых годов взят курс на ликвидацию мелких неэкономичных электростанций и энергоустановок в городах и поселках республики и перевод всех потребителей на централизованное электроснабжение от районных электростанций и подстанций, на широкое развитие электрических сетей.

В связи с бурным развитием электрификации городов, поселков и сельского хозяйства республики происходит реконструкция сетевых предприятий Татэнерго. Если раньше они формировались, как правило, по принадлежности к той или иной промышленной зоне, то с 1964 года эксплуатация сетей основывается на территориальном принципе.

В 1964 году в энергосистеме на территории двух энергоузлов было создано шесть сетевых предприятий: Альметьевские, Бугульминские, Нижнекамские, Чистопольские, Казанские и Приволжские. Последние сформированы, в основном, на базе Татсельэлектро.

В 1969 году на правом берегу Волги организовано еще одно предприятие -Буинские электрические сети, в 1984 году на востоке республики - Елабужские электрические сети.

В настоящее время производственное энергетическое объединение «Татэнерго» один из ведущих в России электроэнергетических комплексов. По отпуску тепла объединение является крупнейшим в России и Европе, а по производству электроэнергии - лишь 30 стран превосходят его. В составе объединения 9 действующих и одна строящаяся электростанция, 8 электросетевых предприятий, предприятие тепловых сетей, энергосбыт, а также предприятия и организации, осуществляющие транспортные перевозки, ремонтное обслуживание и наладку энергооборудования, научно-техническое, инженерное и проектно-конструкторское обеспечение, обучение персонала и ряд других функций.

Установленная электрическая мощность электростанций объединения на 01 января 1999 года составляет 7003 МВт, тепловая мощность 13884 Гкал/ч. Протяженность воздушных и кабельных линий электропередачи с напряжением 6-500 кВ приближается к 33 тысячам километров, в том числе линий 35-500 кВ - более 9,4 тысячи километров.

Объединение обеспечивает электрической и тепловой энергией Республику Татарстан - крупный индустриальный и сельскохозяйственный регион площадью 68000 квадратных километров и может выдавать дополнительно сверх потребностей республики 1000-1500 МВт электрической мощности. В среднем за год энергосистема отпускает 22-30 миллиардов кВт-ч электрической и вырабатывает более 34,5 миллиона Гкал тепловой энергии. Численность промышленного производственного персонала объединения - около 17 тысяч человек.

Девяностые годы отмечены большими трудностями в экономике страны. Не избежала их и энергосистема Республики Татарстан. Генерирующие мощности используются наполовину. Кроме общего снижения спроса на энергию потребителями, причиной недогрузки являются систематические ограничения в подаче газа, а также взаимные неплатежи.

Основное оборудование - турбогенераторы и котлоагрегаты - приближается к предельному сроку эксплуатации, и к 2005 году парк этого оборудования с предельной наработкой достигнет 80% генерирующей мощности тепловых электростанций.

Учитывая, что значительный объем энергооборудования отработал свой расчетный ресурс (на отдельных предприятиях - более пятидесяти лет), разработана программа технического перевооружения и реконструкции на предстоящие 5-10 лет. Предусматривается установка новейших образцов станционного оборудования и внедрение высокоэффективных технологий. При этом будет сделан упор на внедрение газотурбинных установок, что позволит в среднем сэкономить до 25% потребляемого топлива, более, чем в два раза уменьшить выбросы вредных веществ в окружающую среду.


1.2 Особенности развития энергетики в Республике Татарстан


Основным производителем тепловой и электрической энергии в Республике Татарстан является ОАО «Татэнерго». На данном предприятии вырабатывается практически вся электроэнергия и значительная доля тепловой энергии. ОАО «Татэнерго» является одной из крупнейших энергосистем Российской Федерации. В составе ОАО «Татэнерго» функционируют 9 тепловых электростанций (7 ТЭЦ и 2 ГРЭС), одна гидроэлектростанция и 3 районных котельных г. Казани. Установленная электрическая мощность составляет (по состоянию на 01 января 2004 года) 6986 МВт.

Снабжение населения и бюджетных потребителей тепловой энергией осуществляется ГУП РПО «Таткоммунэнерго» и ГУП РПО «Татсельжилкомхоз». В составе ГУП РПО «Таткоммунэнерго» находится 16 предприятий тепловых сетей, в составе ГУП РПО «Татсельжилкомхоз» - 70 МПП ЖКХ.

Динамика основных показателей функционирования ОАО «Татэнерго» за период 2003-2006 годы приведена в табл.1.

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о том, что в связи со стабилизацией социально-экономической ситуации, увеличением объемов производства, в последние годы наблюдается рост выработки электрической и тепловой энергии, при этом опережающими темпами растет объем выработки электрической энергии. Уровень потребления тепловой энергии остается практически неизменным с 1995 г. Незначительные колебания вызваны, в основном, сезонными особенностями. В последние годы в связи с наметившимся ростом объемов производства промышленности и связанный с этим рост потребления тепловой энергии, компенсируется широкомасштабным внедрением мероприятий по энергосбережению.

В разрезе отраслей наибольшее снижение электроемкости наблюдается в сельском хозяйстве, машиностроении и в химической и нефтехимической промышленности. В то же время наблюдается рост электроемкости в деревообрабатывающей промышленности и в легкой промышленности.

Основные проблемы энергетической отрасли Республики Татарстан следующие:

Значительный физический и моральный износ основных производственных фондов, достигший к 2006 г. величины в 65,8%. Рост износа основных фондов в период с 1990 г. составил 8.9 %. Данная ситуация объясняется недостаточной инвестиционной привлекательностью энергетики, необходимостью значительных капитальных вложений, высокими сроками окупаемости мероприятий по модернизации предприятий энергосистемы. Здесь же следует обратить внимание на уровень потерь в сетях: 9.5% в сетях ОАО «Татэнерго», 11.31% - в сетях переданных ГУП РПО «Таткоммунэнерго» ГУП «Татэлектросеть» и 18.7% - в сетях, передаваемых ГУП РПО «Татсельжилкомхоз». Несмотря на то, что уровень потерь в сетях ОАО «Татэнерго» является одним из самых низких в стране, указанное значение выше по сравнению со значениями сетевых потерь в промышленно развитых странах мира (4-5%), кроме того, доля потерь по сравнению с 1991 г. выросла на 18.4%.

Ориентация энергосистемы на один вид топлива (природный газ). Объем потребления топлива предприятиями энергосистемы составило в 2006 г. 12.5 млн. т. у.т., из них доля газа составила 94%. Ситуация осложняется зависимостью потребителей от поставок газа из-за пределов республики, политикой ОАО «Газпром», направленной на неуклонное снижение поставок газа по регулируемым ценам, а также высокими темпами роста цен на газ в перспективе (по различным оценкам до 118-138 долларов к 2020 году).

Значительное экологическое воздействие, оказываемое предприятиями энергетической отрасли на окружающую среду.

Стратегическими целями развития энергетики Республики Татарстан являются:

-    Надежное снабжение экономики и населения Республики Татарстан электрической и тепловой энергией;

-    Обеспечение полноценного функционирования энергосистемы во взаимодействии с единой энергосистемой Российской Федерации в рыночных условиях;

-        Повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития энергетической отрасли на базе новых современных технологий.

В связи со стабилизацией общей экономической ситуации в Республике Татарстан и наметившимся ростом промышленного производства в последние годы наблюдается увеличение потребления электрической и тепловой энергии. В дальнейшем прогнозируется рост потребления электрической энергии: в 2005 г.- на 5.7% по сравнению с 2003 г., в 2010 г.- на 20-22%. Кроме того, в связи с реформированием энергосистемы Российской Федерации и началом полноценного функционирования оптового рынка электрической энергии, перед энергосистемой республики ставится задача выхода на общероссийский рынок с предложениями по продаже электрической энергии.

Производство тепловой энергии также имеет тенденцию к увеличению. Планируемый рост составляет в 2010 г.- 3-4 % по сравнению с 2003 г.

Модернизация энергосистемы Республики Татарстан должна основываться на следующих принципах:

Обеспечение конкурентоспособности продукции, производимой энергосистемой. Это является особенно актуальным в условиях реформирования энергосистемы Российской Федерации и началом полноценного функционирования рынка электрической энергии;

Реформирование энергосистемы на основе требований федерального законодательства;

Внедрение мероприятий, позволяющих осуществлять поэтапное развитие и возможность приспосабливаться к изменению условий функционирования (изменение нагрузки, развитие электростанций, реверс потоков мощности, заключение и реализация договоров на поставку электроэнергии за пределы Республики Татарстан);

Ввод объектов, обеспечивающих комбинированное производство электрической и тепловой энергии, снижение удельных расходов топлива, а также уменьшающих негативное воздействие на окружающую среду (газотурбинные установки) с вытеснением действующих газовых котельных в зону пиковых тепловых нагрузок.

Внедрение мероприятий, которые при минимальных затратах способны дать большой экономический эффект: модернизация действующего оборудования и ввод объектов незавершенного строительства.

Техническое перевооружение генерирующих мощностей энергосистемы должно базироваться на широкомасштабном внедрении установок, обеспечивающих комбинированное производство энергии.

Суммарная мощность вновь введенных электрических мощностей в Республике Татарстан в 2005-2010 гг. составит величину порядка 670-690МВт. Из них 400МВт предусматривается построить за счет собственных средств предприятий энергосистемы, а остальные 270-290 МВт за счет средств основных потребителей энергоресурсов и инвесторов.

Для повышения энергетической безопасности Республики Татарстан, снижения зависимости от внешних поставщиков первичных энергоресурсов, оптимистический сценарий развития энергосистемы целесообразно возобновление строительства Татарской АЭС и ввод в эксплуатацию 2 энергоблоков мощностью 1000 МВт. Кроме того, для повышения эффективности функционирования энергосистемы необходимо предусмотреть подъем уровня водохранилища Нижнекамской ГЭС до проектной отметки 68 м., не позднее 2010 г.

Организационные мероприятия по повышению эффективности функционирования энергосистемы должны включать в себя следующее:

-        Взаимодействие с федеральными органами власти в области законодательного разграничения полномочий и ответственности в сфере регулирования энергетического сектора между федеральными и республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления для достижения баланса интересов органов государственной власти, предприятий энергетической отрасли и потребителей энергоресурсов;

- Объединение тепловых сетей ОАО «Татэнерго» и муниципальных тепловых сетей в рамках одного предприятия, что определит ответственность предприятий за надежное теплоснабжение конечных потребителей (в населенных пунктах Республики Татарстан, где присутствуют генерирующие мощности ОАО «Татэнерго», работающие на комбинированной выработке);

-           Создание информационно-аналитической базы данных и организация мониторинга всех действующих систем энергоснабжения для определения реальных затрат энергоресурсов и, в последующем, для оптимизации их потребления;

-           Разработка действующих и перспективных схем электро- тепло- и газоснабжения всех населенных пунктов Республики Татарстан. При этом, должны быть созданы организационно- правовые и экономические механизмы разработки новых генеральных планов энергоснабжения городов с учетом оптимальной структуры энергоресурсов и других факторов;

- Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности энергетической отрасли, привлечения частных инвестиций, возможно с использованием государственных гарантий;

-           Необходимо уделить большое внимание снижению потерь при передаче и распределении электроэнергии. В настоящее время уровень потерь составляет 9.5%, в то время как в развитых странах данная величина не превышает 4-5%. Снижение потерь до мирового уровня должно стать одной из задач финансовой стабильности энергосистемы.

-           Актуальной является задача снижения затрат электрической энергии на собственные нужды энергосистемы. Решение этой проблемы должно базироваться на внедрении комплекса организационных и технических мероприятий.

Долгосрочные перспективы роста экономики и благосостояния граждан Республики Татарстан предопределяют увеличение спроса на энергетические ресурсы. Ориентация экономики республики на энергоемкий рост угрожает, с одной стороны, консервацией технологической отсталости и потерей конкурентоспособности производственного сектора республики, а с другой стороны, лавинообразной интенсификацией внутреннего спроса на энергоресурсы, в результате которой даже при достижении максимальных технически реализуемых показателей роста их производства спрос на них не будет обеспечен предложением. Такой путь развития неминуемо влечет за собой кризис дефицита энергетических ресурсов.

В этих условиях особое значение приобретает реализация государственной республиканской политики управления спросом на энергетические ресурсы и энергоэффективности.

За последнее десятилетие только наиболее энергоемкие промышленные предприятия республики активно занимались внедрением энергосберегающих производственных технологий. Между тем, снижение энергоемкости ВВП на один процент способно обеспечить рост ВВП на 0,4 процента.

Перестройка структуры экономики в сторону высокотехнологичных и менее энергоемких производств и технологические меры экономии энергии должны позволить снизить энергоемкость валового регионального продукта на 25-27% к 2010 г.

Повышение энергоэффективности достигается не только за счет привлечения финансовых ресурсов и правильных технических решений, но и за счет планирования, управления и контроля.

Необходимо продолжить работу в республике по совершенствованию системы индикативного управления энергоэффективностью. На основе индикаторов энергоэффективности нужно определять задания министерствам, ведомствам и территориально-административным органам управления по их снижению.

Особое значение приобретают методы экономической мотивации энергосбережения. Необходимо разработать нормативы энергоэффективности и ввести экономическую систему стимулирования. Плата за применение не энергоэффективного оборудования должна ежегодно повышаться и стимулировать действия по его модернизации или замене. Должна быть введена значительная разовая плата за установку нового не энергоэффективного оборудования, чтобы ликвидировать возможности застройщика снижать стоимость строительства, пренебрегая энергоэффективностью.

Необходимо ужесточить борьбу с расточительным расходованием энергоресурсов, превышающим разумные параметры. Потребители, не использующие в значительной мере организационный потенциал энергосбережения, должны законодательно выплачивать государству соответствующие компенсации.

Прямое бюджетное финансирование мероприятий по энергосбережению редко приводит к значительным долговременным результатам, т.к. не выполняется мониторинг осуществляемых проектов с оценкой реального экономического эффекта и отчуждением сэкономленных средств из общего финансового оборота для компенсации затрат, поощрения персонала и выполнения последующих мероприятий. Экономия не приводит к цепной реакции еще большей экономии.

Необходимо применять методы кредитования разницы в стоимости энергоэффективного и обычного оборудования с возвратом кредита из будущей экономии. Необходима разработка методики и системы кредитования частных застройщиков для стимулирования их к применению энергоэффективного оборудования.

Важным инструментом государственной политики является поддержка и стимулирование эффективного бизнеса в области энергосбережения. Государственный протекционизм в отношении данного вида бизнеса, пока слабо развитого в республике, позволит сформировать экономических агентов, предлагающих и реализующих наиболее оптимальные научные, проектно-технологические, производственные решения, направленные на снижение энергоемкости производства и потребления.

Необходимо вывести поддержку энергосберегающего бизнеса на качественно новый уровень, предполагающий переход от прямой финансовой помощи со стороны государства на льготных условиях к формированию системы реализации эффективных бизнес-проектов в соответствующей сфере, страхования коммерческих и некоммерческих рисков.

В связи со стабилизацией общей экономической ситуации в Республике Татарстан и наметившимся ростом промышленного производства в последние годы наблюдается увеличение потребления электрической и тепловой энергии. В дальнейшем прогнозируется рост потребления электрической энергии: в 2008 г. – на 5,7 % по сравнению с 2006 г., в 2010 г. – на 20-22 %. Производство тепловой энергии также имеет тенденцию к увеличению. Планируемый рост составляет в 2010 г. – 3-4%, по сравнению с 2006 г.

Прогноз структуры потребления энергии в разрезе отраслей промышленности в 2010 г. и 2020 г. представлен на рис.1.2.2. и 1.2.3.

Результатом технической модернизации энергосистемы Республики Татарстан должно стать повышение эффективности и надежности системы энергоснабжения потребителей, а также значительное снижение потребление топлива для выработки 1кВтч. электрической и тепловой энергии. В 2006 г. расход условного топлива для выработки 1 кВтч, электрической энергии составлял 334,3 г/кВтч, к 2010 г. планируется довести указанное значение до 285,3 г/кВт.ч.

Перестройка структуры экономики в сторону высокотехнологичных и менее энергоемких производств и технологические меры экономии энергии должны позволить снизить энергоемкость валового регионального продукта на 25-27 % к 2010 г.

Глава 2. Правовые аспекты развития энергетики

 

2.1 Законодательство по энергетике


Энергетическое законодательство - это крупный интегрированный комплекс, один из элементов системы законодательства Российской Федерации, совокупность нормативных правовых актов различного уровня, регулирующих предпринимательские и иные отношения, возникающие в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса (далее по тексту ТЭК) страны. В нормах энергетического законодательства закрепляются существенные особенности правовых отношений, которыми закон устанавливает правовой порядок в топливно-энергетическом комплексе, в том числе ведение предпринимательской деятельности, регулирование отношений, связанных с осуществлением этой деятельности в условиях рыночной экономики.

В Российской Федерации энергетическое законодательство развивается по общей схеме - не от общего к частному, а от частного к общему. В последнее десятилетие, с момента принятия Конституции Российской Федерации 1993 года, правовому регулированию отношений в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса уделялось значительное внимание. В развитие положений п. «и» ст. 71 Конституции Российской Федерации, относящего «федеральные энергетические системы» к ведению Российской Федерации, был принят целый ряд законов, регулирующих различные отношения в топливно-энергетическом комплексе страны. В настоящее время на различных этапах подготовки находятся проекты федеральных законов. К таковым, например, относятся:

- Проект федерального закона «О федеральных энергетических системах», который разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 426 «Об Основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий». В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся федеральные энергетические системы.

- Проект федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте», который был принят Государственной Думой 21 сентября 1999 года. Это специальный закон, который необходим в первую очередь для реализации государственных интересов, которые заключаются в сохранности и обеспечении рационального использования природных ресурсов, получении оптимальной доли расходов от использования этих ресурсов в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, укреплении единства страны, создания рабочих мест, обеспечении потребностей внутреннего рынка в соответствующей продукции.Указанный Федеральный закон определяет правовые, экономические и организационные основы отношений, возникающих при создании, функционировании и развитии магистрального трубопроводного транспорта - важнейшей составляющей федеральных энергетических систем. Федеральный закон основывается на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, основ ценовой политики относятся к предметам ведения Российской Федерации и др.

28 августа 2003 г. распоряжением N 1234-р Правительство Российской Федерации утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2020 г. В этом программном документе зафиксированы основные направления энергетической политики на федеральном и региональном уровнях на основе Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных актов. Примечательно, что в числе основных инструментов, способствующих ее реализации, называется правовое обеспечение отношений в сфере топливно-энергетического комплекса.

Реализация Энергетической стратегии требует принятия, по данным Яновского (заместитель министра энергетики Российской Федерации до 9 марта 2004 г.), как минимум 17 законопроектов.

Анализ современных тенденций развития законодательного обеспечения ТЭК РФ позволяет сделать вывод о том, что в Российской Федерации формируется новый энергетический правопорядок.

С этой точки зрения представляется научно обоснованным и практически оправданным изучение (анализ) комплекса теоретических правовых проблем, возникающих в данной сфере человеческой жизнедеятельности. Являясь составной и наиболее важной частью национального хозяйства страны, энергетика занимает в нем ведущее положение в силу выше обозначенных факторов.

В последнее время, несмотря на то, что энергетика является локомотивом экономики, особенно в перестроечный период, она была в определенной степени обойдена вниманием юристов (за исключением вопросов электроэнергетики, в связи с реформированием которой был принят целый ряд законов и подзаконных нормативных актов).

Предмет правового регулирования энергетического законодательства - энергетические отношения - служит причиной своеобразия норм, которые составляют эту отрасль. Поэтому для надлежащего и эффективного правового регулирования отношений в области энергетики большое значение имеют технические и технологические условия, базирующиеся на выводах естественных наук. Без знания и учета этих качеств энергетических отношений разработка и применение правовых норм будет неполной, а во многих случаях и ошибочной.

В 2003 г. был принят пакет законодательных актов и постановлений Правительства Российской Федерации, а также иных актов, регламентирующих электроэнергетическую сферу.

Так, 25 марта 2003 года Президент РФ подписал Закон РФ «Об электроэнергетике», 26 марта - Закон РФ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». В тот же день Президент РФ утвердил законы, корректирующие положения других основополагающих законов: в Законе РФ «О естественных монополиях» определен исчерпывающий перечень естественно-монопольных видов деятельности; внесены изменения и дополнения во вторую часть Гражданского кодекса Российской Федерации и Закон РФ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации», и ограничен срок его действия. В соответствии с Законом РФ «Об электроэнергетике» принят ряд подзаконных нормативных актов, регламентирующих правила оптового рынка; технические регламенты в сфере функционирования Единой энергетической системы России (передачи электроэнергии, надежного энергоснабжения и т.д.) и др.

И конечно, научная мысль заставляет обратить внимание на нетрадиционные возобновляемые источники энергии (солнечная энергия, ветер, вода, геотермальные источники, энергия приливов и отливов и др.) – далее по тексту НВИЭ. Надо сказать, что в зарубежных странах принят целый ряд нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере. В Российской Федерации значимый нормативно-правовой акт - Закон РФ «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии» был принят Федеральным Собранием в конце 90-х годов прошлого века, но отклонен Президентом РФ. В 2003 г. группой ученых под руководством начальника Управления научно-технического прогресса Минэнерго России была разработана концепция проекта Федерального закона Российской Федерации «О нетрадиционных возобновляемых источниках энергии». Предметом правового регулирования Закона, согласно концепции, являются отношения, возникающие в сфере проектирования, разработки, производства и использования возобновляемой энергии.

Целью Закона является установление правовых, организационных, экономических и финансовых основ и механизмов регулирования отношений государства, производителей и потребителей оборудования и установок использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии.

Концепция предполагает регулирование отношений, возникающих в связи с изучением и использованием этих источников энергии, для создания благоприятных предпосылок приоритетного использования НВИЭ в интересах улучшения социального положения населения, охраны окружающей природной среды и экономии невозобновляемых источников энергии.

Возобновляемые источники энергии - источники непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии (солнечная, ветровая, океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная, энергия биомассы и др.).

В Энергетической стратегии России для преодоления отставания в использовании возобновляемых источников энергии, сохранения запасов истощаемого органического топлива для будущих поколений, существенного улучшения энергоснабжения удаленных от электросетей населенных пунктов, а также улучшения экологической обстановки в экологически напряженных районах признано необходимым: разработать и принять федеральный закон «О возобновляемых источниках энергии» и соответствующий акт Правительства Российской Федерации; осуществлять государственную поддержку создания межсезонных запасов торфяного и дровяного топлива.

Анализ нормативных актов, регулирующих отношения в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны, дает основание для вывода о том, что в системе законодательства Российской Федерации сформировался и продолжает динамично развиваться относительно самостоятельный и отличающийся существенными правовыми особенностями законодательный массив - энергетическое законодательство.


2.2 Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики


Особенности формирования правовой системы по развитию энергетики заключаются в том, что формирование последней происходило от плановой экономики к рыночной. Рассмотрим этот процесс более подробно. Правовые нормы, сформировавшиеся в условиях плановой экономики, не способствовали развитию энергетики в рыночных условиях. Поэтому принят адекватный рыночным отношениям пакет законов, в их числе базовый Федеральный закон от 26 марта 2003 г. «Об электроэнергетике», которыми определен ряд базисных изменений в данной сфере. Осуществляются демонополизация структур Единой энергетической системы (РАО «ЕЭС России») и развитие конкуренции в сфере производства, сбыта и оказания услуг в области электроэнергетики с выделением генерации (производства), деятельности по передаче электроэнергии, оперативно-диспетчерскому управлению, сбыту электрической энергии в качестве самостоятельных видов деятельности.

Указанные изменения в сферах производства, передачи, купли-продажи электроэнергии обусловили ряд существенных изменений и в структуре договорных связей по обороту электрической энергии. Появились новые договорные формы, направленные на регулирование отношений, связанных с реализацией и приобретением электроэнергии на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Это:

1) договор об оказании возмездных услуг по передаче электрической энергии;

2) договор об осуществлении технологического присоединения энерго-принимающего устройства (энергоустановки) к электрической сети;

3) договор об оказании возмездных услуг по оперативно-диспетчерскому управлению;

4) договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии;

5) договор купли-продажи электроэнергии;

6) договор купли-продажи электрической энергии по равновесной цене оптового рынка;

7) договоры купли-продажи, а также поставки электрической энергии на розничных рынках;

8) договор купли-продажи электрической энергии у гарантирующего поставщика.

Рассмотрим более подробно договор энергоснабжения. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (п. 1 ст. 539 ГК).

Таким образом, договору энергоснабжения присущ ряд черт, отсутствующих у других гражданско-правовых договоров. К ним относятся необходимость иметь присоединенную к энергоснабжающей организации сеть, обязанность абонента соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей, исправность приборов учета.

Особые свойства электроэнергии: невозможность зрительно обнаружить ее как вещь, накопить на складе в значительном объеме для промышленного потребления, ограниченность применения начал «владения» и «распоряжения» по отношению к энергии, практическое совпадение момента производства и потребления электроэнергии как единого во времени процесса.

При разработке второй части ГК договор энергоснабжения был определен как разновидность договора купли-продажи, поскольку энергия - это товар. В европейских странах данный договор также рассматривается как вид договора купли-продажи. По мнению В.В. Витрянского, договор энергоснабжения, являясь отдельным видом договора купли-продажи, по набору квалифицирующих признаков никак не может быть признан ни разновидностью договора поставки, ни непосредственно примыкающим к нему договорным институтом.

Договор заключается между энергоснабжающей организацией и потребителем (абонентом) энергии. Порядок заключения договора энергоснабжения различен в зависимости от того, заключается он с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно ст. 540 ГК, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 ГК. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора.

Поскольку договор энергоснабжения относится к числу публичных договоров, порядок его заключения содержит особенности. В силу п. 3 ст. 426 ГК не допускается отказ энергоснабжающей организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить энергию потребителю. При необоснованном уклонении энергоснабжающей организации от заключения договора на отпуск энергии потребителю применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК: потребитель энергии в этом случае может обратиться в суд с требованием о понуждении энергоснабжающей организации заключить договор.

В соответствии со ст. 31 Закона об электроэнергетике в состав субъектов оптового рынка входят поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном названным Законом, администратор системы оптового рынка, а также организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры (электросети, системный оператор).

При покупке электроэнергии на оптовом рынке покупатель заключает договоры с тремя организациями: 1) с электрическими сетями - на оказание услуг по передаче электроэнергии; 2) с системным оператором - на оперативно-диспетчерское управление технологическими режимами работы объектов электрической энергетики; 3) с администратором системы оптового рынка - на присоединение к финансово-расчетной системе оптового рынка.

Правила функционирования оптового рынка, передачи электрической энергии по сетям, оперативно-диспетчерского управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики согласно Закону об электроэнергетике определяются Правительством РФ. Поэтому перечисленные выше договоры должны быть квалифицированы как договоры присоединения (ст. 428 ГК). Основные условия таких договоров определены правилами об оптовом или розничном рынке (ст. 13, 29, 32, 35 Закона об электроэнергетике), утверждаемыми Правительством РФ. Эти условия могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Помимо указанной системы договоров поставщики и покупатели электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, договоры купли-продажи электрической энергии. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

В соответствии со ст. 541 ГК энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, с соблюдением согласованного сторонами режима подачи.

В договоре на снабжение электроэнергией промышленных потребителей условие о количестве характеризуется, как правило, двумя показателями: 1) количеством киловатт-часов подлежащей отпуску электроэнергии; 2) величиной присоединенной или заявленной мощности.

Потребитель вправе получить предусмотренное договором количество электроэнергии, используя при этом лишь обусловленную договором величину присоединенной или заявленной мощности, что связано со спецификой предмета договора. Обязанность энергоснабжающей организации в отношении количества электроэнергии считается выполненной, если она постоянно поддерживает ток в сети и предоставляет потребителю возможность непрерывно получать электроэнергию в обусловленном договором количестве.

По смыслу п. 2 ст. 541 ГК абонент вправе изменять обусловленное договором количество потребляемой энергии. В этом случае он обязан возместить расходы, понесенные энергоснабжающей организацией, связанные как с недобором, так и перебором энергии.

Когда абонентом по договору на снабжение энергией выступает гражданин, потребляющий энергию на бытовые нужды, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве, на него не возлагается обязанности по возмещению расходов энергоснабжающей организации, связанных с недобором или перебором энергии.

Отпускаемая потребителям электрическая энергия должна соответствовать по качеству требованиям технического регламента, государственного стандарта, иных обязательных правил и договора. Качество электроэнергии характеризуется двумя показателями: напряжением и частотой тока.

Поскольку внутренние энергетические сети, энергопотребляющие установки и приборы находятся, как правило, в собственности потребителей, на последних и возложена обязанность обеспечивать их исправность и безопасность. Граница ответственности между потребителями и энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание энергетических сетей, приборов и электроустановок определяется их балансовой принадлежностью и фиксируется в прилагаемом к договору акте разграничения.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, подлежат государственному регулированию посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию или их предельных уровней.

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 утверждено Положение о Федеральной службе по тарифам (ФСТ России), являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, газ (и некоторые другие товары).

Положением о ФСТ России определены полномочия ФСТ России по установлению цен (тарифов) на товары и услуги. Она устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению; оптовые цены на газ, тарифы на транспортировку газа по трубопроводам.

Государственное регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в пределах своих полномочий осуществляет орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов согласно Типовому положению об этом органе, утв. постановлением Правительства РФ от 4 марта 2004 г. N 136.

Ответственность сторон договора энергоснабжения определена ст. 547 ГК: в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (п. 2 ст. 15 ГК).

Отсюда следуют два вывода. Во-первых, новым гражданским законодательством установлена равная ответственность сторон договора энергоснабжения, однако возмещение упущенной выгоды, вызванное нарушением условий договора энергоснабжения, в отличие от общего правила гражданско-правовой ответственности не предусмотрено.

Во-вторых, в отличие от общего основания ответственности, закрепленного п. 3 ст. 401 ГК, если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины (п. 2 ст. 547 ГК).

За рамками указанных обстоятельств ответственность энергоснабжающей организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств наступает на общих основаниях как коммерческой организации при осуществлении предпринимательской деятельности. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче электроэнергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю убытки, вызванные такими действиями.

Заключение


Итак, в ходе работы мы выяснили, что основными проблемами энергетической отрасли Республики Татарстан являются такие проблемы как: значительный физический и моральный износ основных производственных фондов; ориентация энергосистемы на один вид топлива (природный газ); значительное экологическое воздействие, оказываемое предприятиями энергетической отрасли на окружающую среду.

Стратегическими целями развития энергетики Республики Татарстан являются: надежное снабжение экономики и населения Республики Татарстан электрической и тепловой энергией; обеспечение полноценного функционирования энергосистемы во взаимодействии с единой энергосистемой Российской Федерации в рыночных условиях; повышение эффективности функционирования и обеспечение устойчивого развития энергетической отрасли на базе новых современных технологий.

В параграфе 1.2. автором были предложены организационные мероприятия по повышению эффективности функционирования энергосистемы в Республике Татарстан.

Так же в ходе работы мы выяснили, что уровень теоретической разработки проблем энергетического права в России не в полной мере отвечает потребностям практики. Очевидно, что нам нужно объединить усилия правоведов, как ученых, так и практиков, и на основе изучения взаимного опыта пойти дальше в теоретическом обосновании правовых путей решения энергетических проблем. Тем более что в этой сфере накоплен, на наш взгляд, значительный положительный опыт.

Анализ нормативных актов, регулирующих отношения в области организации и функционирования топливно-энергетического комплекса страны, дает основание для вывода о том, что в системе законодательства Российской Федерации сформировался и продолжает динамично развиваться относительно самостоятельный и отличающийся существенными правовыми особенностями законодательный массив - энергетическое законодательство. Не смотря на это в России до сих пор нет специального закона, регулирующего вопросы экологической безопасности в энергетике. Таким образом, энергетическое законодательство России является неполным, декларативным и противоречивым.

Юридическая практика показывает, что без современной правовой основы обеспечения устойчивого развития и функционирования энергетики, при наличии в этой сфере фрагментарного законодательства и отсутствия единой методологии, объективно невозможно урегулировать отдельными правовыми актами особенности деятельности и взаимосвязи предприятий топливно-энергетического комплекса, отношений производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов.

Устранение этих недостатков связано с процессом систематизации и кодификации этого законодательства, переходом от текущего регулирования отдельных сторон деятельности к единой унифицированной системе правового регулирования. Речь и в данном случае идет о принятии основополагающего для данной отрасли кодификационного акта - Закона об энергетике или Энергетического кодекса.

Предлагаемый автором к разработке Энергетический кодекс должен быть не узковедомственным технологическим нормативным актом по вопросам функционирования энергетических систем и топливных отраслей промышленности, а важнейшим межотраслевым законодательным актом, призванным обеспечить комплексное правовое регулирование в сфере энергетики. Он должен органически увязать в единой системе все многообразие сложившихся здесь отношений, содержать исходные нормы, способствующие формированию и развитию единого топливно-энергетического комплекса страны, определить тот уровень и основные параметры регулирования энергетики, которые будут обязательны для всех законов и иных нормативных правовых актов об энергетике, соподчиненных с Кодексом.

Таким образом, понятно, что работы в сфере развития энергетики и энергетического законодательства еще очень много. Юристам в энергетической области в XXI в. необходимо приложить еще много усилий и знаний, чтобы все привести в должное состояние. Отсутствие границ, прежде всего научных, делает изучение и работу в области энергетического развития законотворчества особенно привлекательной. Автор работы тоже приложил усилия, для решения выявленных проблем развития энергетики в Республике Татарстан, а также разработал предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы энергетического законодательства в Российской Федерации.

Список использованной литературы


1.     Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета, - № 237, - 1993.

2.     Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 18.12.2006) «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - N 13. - Ст. 1177.

3.     Федеральный закон от 26.03.2003 N 36-ФЗ (ред. от 05.02.2007) «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - N 13. - Ст. 1178.

4.     Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ (ред. от 31.12.2005; утратил силу) «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - N 16. - Ст. 1316.

5.     Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 29.12.2006) «О естественных монополиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - N 34. - ст. 3426.

6.     Закон РФ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - N 13. - Ст. 1178.

7.     Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 26.01.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. - N 5. - Ст. 410.

8.     Указ Президента Российской Федерации от 28.04.1997 N 426 (с изм. от 23.07.2001) «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - N 18. - Ст. 2132.

9.     Письмо Президента РФ от 25.11.1999 N Пр-1544 (Опубликовано не было) // Правовая система Гарант.

10. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 11 ноября 1999 г. N 436-СФ «О Федеральном законе «О государственной политике в сфере использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - N 47. - Ст. 5642.

11. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21.09.1999 N 4322-II ГД «О проекте федерального закона «О магистральном трубопроводном транспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - N 40 - Ст. 4778.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 1234-р «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. - N 36. - Ст. 3531.

13. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.1998 N 1904-р «О проекте федерального закона «О федеральных энергетических системах» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. - N 3. - Ст.439.

14. Агарков М.М. Избранные труды. Т. I. С. 38.

15. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999. – 640 с.

16. Гражданское право: Учебник. Том II / под ред. доктора юридических наук, профессора О.Н. Садикова – «Контакт», ИНФРА-М, - 2007 г. – 369 с.

17. Звягин В. Правовой лабиринт Чубайса. О проблемах законодательного обеспечения реформы электроэнергетики // Мировая энергетическая политика. - 2003. - N 6. - С. 66-69.

18. Классон М., Мещанинова Л. Кремлевский сбор. В Москве прошел II Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке» // Мировая энергетика. - 2004. - N 3. - С.26.

19. Корнеев С.М. Договор о снабжении электроэнергией между социалистическими организациями. М., - 1956. – 250 с.

20. Лахно П.Г. Энергетическое законодательство Российской Федерации // Нефтегаз, энергетика и законодательство. - 2001-2002. - С.23-24

21. Предпринимательское право Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Юрист, 2005. С. 104 - 106.

22. Салиева Р.Н. Правовое обеспечение развития предпринимательства в нефтегазовом секторе экономики: Автореф. дисc. ... д.ю.н. Тюмень, 2003.

23. Электроны в свободной продаже. Интервью с Олегом Баракиным // Мировая энергетика. - 2004. - N 2. - С.19-22.

24. #"_Toc185332995">Приложение


Таблица 1 - Динамика основных показателей функционирования ОАО «Татэнерго» за период 2003-2006 годы

Показатели

Ед.изм

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Полезный отпуск электроэнергии

Млн. кВт.ч

19089,8

18972,3

19314,42

19855,22

Полезный отпуск теплоэнергии

Тыс. Гкал

30630,3

28289,2

28072,06

28212,42

Выработка электроэнергии

Млн. кВт.ч

22947

22900

23422,55

24550

Потери и собственные нужды

%

16,8

17,2

17,5

19,1

Выработка теплоэнергии

Тыс. Гкал

32350,7

30458

30127,55

30037,1


Рис. 1 - Индикаторы электроемкости продукции, кВт. ч/тыс. руб


Рис. 2 - Прогноз потребления электрической энергии отраслями промышленности в 2010 году

Рис. 3 - Прогноз потребления электрической энергии отраслями промышленности в 2020 году



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.