|
|
|
|
Проблемное социально-экономическое районирование Ярославской области
Проблемное социально-экономическое районирование Ярославской области
Проблемное социально-экономическое районирование
Ярославской области
Е. Н. Селищев
Значительное
разнообразие территории России по всем параметрам общепризнанно. Пространства
страны чрезвычайно протяженны и обширны. Указанные причины способствуют
различиям в целом ряде социально-экономических характеристик для любой
территории. Особенно различия актуальны и характерны для стран (в том числе -
России), относительно недавно вступивших на путь масштабных
социально-экономических преобразований. Полноценные реформы естественным
образом вызывают необходимость осуществления региональной политики. К другим
предпосылкам для ее реализации относятся также неодинаковые стартовые условия
для успешного развития регионов, структура и состояние их экономики,
разнообразный природно-ресурсный потенциал, демографические особенности,
трудовые навыки экономически активного населения. Разумная региональная
политика - одна из важнейших составляющих комплекса последовательных действий
властей, предназначенных реализовать стратегию системного управления и
рационального выравнивания на определенной территории. Самое общее
представление о региональной политике заключается в понимании того, что она
представляет собой систему мер, предпринимаемых активными силами общества,
направленных на оптимизацию размещения всех форм общественной деятельности и
регионального развития. Обоснованное определение региональной политики
советского периода представлено Н.Н. Некрасовым. По его мнению, региональная
политика государства исходит из экономической целесообразности размещения новых
производств в регионах с оптимальными для них условиями. Серьезное значение
региональная политика приобретает для решения конкретных социальных проблем [7.
С. 32] Но в целом у автора вопросам региональной политики уделяется явно
недостаточное внимание. Совершенно справедливо Э. Б. Алаев считает, что
"региональная политика государства - сфера деятельности по управлению
экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном,
региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и
районами, а также районов между собой" [1. С. 189-190]. Таким образом,
современная трактовка региональной политики предполагает, прежде всего,
территориальное управление страной и ее регионами путем реализации комплекса
мер по стимулированию тактических и стратегических приоритетов ареалов
человеческой деятельности. Социальное и экономическое своеобразие присуще любой
ограниченной части пространства, в том числе и внутренним территориям
Центрального федерального округа (пусть здесь территориальные различия менее
заметны, чем таковые, к примеру, в Красноярском или Хабаровском крае,
республике Коми, Тюменской области). Исследование проблемных территорий
является ключевым вопросом региональной политики. Одно из направлений
практической реализации региональной политики заключается в проблемном
социально-экономическом районировании территории, которое в настоящей работе
рассматривается применительно к территории Ярославской области. Следует
отметить, что необходимость целенаправленного и объективного подхода к
пониманию последовательного воздействия на развитие территории области была
осознана еще в 1993 г., когда было принято постановление № 14 главы
Администрации Ярославской области "О мерах по развитию северных,
северозападных и Борисоглебского районов Ярославской области" К изучению
территории области стал применяться системный подход. Центр изучения российских
земель в 1996 г. разработал концепцию социально-экономической дифференциации
территории области. В концепцию были заложены следующие задачи:
Выявление
территориальных зон тяготения городских поселений и однородных ареалов (внутри
однородной среды).
Выявление
и оценка экономической ценности территорий внутри зон тяготения на основании
анализа экономических, социальных, демографических, инфраструктурных,
природно-ресурс-ных факторов.
Выявление
оценочных зон, характеризующихся сходной степенью социально-экономической ценности
территории.
В
аналитическом центре Администрации Ярославской области был организован отдел по
изучению социально-экономи-ческого развития проблемных территорий региона. К
сожалению, исследования по определению уровня социально-экономи-ческого развития
муниципальных округов и выработке мер по преодолению их отставания не получили
дальнейшего продолжения [2. С. 5-10].
Между
тем, практически все внутренние социально-экономические районы территории
области в той или иной степени относятся к проблемным районам (термин
"проблемный район" был предложен немецким экономистом Э. Дитрихом)
[9. С. 135]. Вопрос об отнесении отдельных регионов к категории проблемных,
депрессивных остается слабо разработанным и достаточно дискуссионным. Не
существует общепринятого определения проблемного региона. Но рациональный смысл
принадлежности той или иной территории к категории проблемных заключается в
том, что к ней относится организованное пространство, которое не в состоянии
преодолеть и решить свои социально-экономические проблемы самостоятельно и
нуждается в эффективной поддержке со стороны федеральных и региональных
властей. Проблемными регионами признаются территории, привлекающие к себе
пристальное внимание по причине того, что там присутствуют проблемы, решение
которых на настоящем этапе региональной политики представляется наиболее важным
и актуальным. Выявление проблемных регионов -ответ на социальный заказ,
констатируют Е.Е. Лейзерович и С.Б. Шлихтер [5. С.12.]. Отсутствие явных
критериев точного выявления территорий такого рода осознают многие
исследователи. Однако отмечается, что наличие проблемных и кризисных регионов
представляет собой прямую угрозу экономической и другой безопасности страны [8.
С. 607]. Очевидно, неравный статус территорий способствует целому ряду
негативных воздействий. Наличие ярко выраженной региональной дифференциации
дезинтегрирует общество, создает основу для появления "очагов
нестабильности" и "зон депрессии". Социально-экономические
территориальные контрасты и противоречия объективно опасны не только потерей у
населения проблемных территорий веры в возможности решения наболевших вопросов,
но и усилением (со всеми вытекающими отсюда последствиями) криминальных
наклонностей людей. Из-за того, что вопросами проблемного районирования впервые
начали заниматься экономисты и географы стран Западной Европы, в Европейском
Союзе проблемные районы выделяются официально на основе ряда показателей.
Прежде всего, учитываются:
высокая
занятость населения в несовременных (депрессивных) отраслях;
высокая
занятость населения в сфере сельского хозяйства;
хронически
значительная степень безработных (более 4% от самодеятельного населения);
устойчивое
отрицательное сальдо миграции.
Вопросы
проблемного развития и депрессивности социально-экономической динамики регионов
исследованы в работах известного русского ученого Н. Д. Кондратьева (1892-1938
гг.) [4. С. 24-83; 10. С. 107-115.]. В соответствии с его воззрениями,
экономическое развитие территории заключается в сочетании объективно
обусловленных и конкретно проявляющихся фаз экономического подъема и падения
(депрессии). Это относится не только к странам и крупным регионам, но и к
отдельным административно-территориальным единицам. Отсюда — неравномерность
территориальной динамики, присущая любому субъекту Российской Федерации с ярко
выраженными пространственными аспектами территории-альной организации населения
и хозяйства. Состояние проблемности и депрессивности (от наличия которых не
застрахован ни один регион) - естественный этап эволюции любой территории. В
Ярославской области продолжительность больших циклов конъюнктуры (прошлых,
настоящих и будущих) колеблется в пределах 40-60 лет (табл. 1).
Таблица
1
Длинные
волны в экономике Ярославской области (начиная с середины XIX в.)
© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна. |
|
|