РУБРИКИ

Проблемное социально-экономическое районирование Ярославской области

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Проблемное социально-экономическое районирование Ярославской области

Проблемное социально-экономическое районирование Ярославской области

Проблемное социально-экономическое районирование Ярославской области

Е. Н. Селищев

Значительное разнообразие территории России по всем параметрам общепризнанно. Пространства страны чрезвычайно протяженны и обширны. Указанные причины способствуют различиям в целом ряде социально-экономических характеристик для любой территории. Особенно различия актуальны и характерны для стран (в том числе - России), относительно недавно вступивших на путь масштабных социально-экономических преобразований. Полноценные реформы естественным образом вызывают необходимость осуществления региональной политики. К другим предпосылкам для ее реализации относятся также неодинаковые стартовые условия для успешного развития регионов, структура и состояние их экономики, разнообразный природно-ресурсный потенциал, демографические особенности, трудовые навыки экономически активного населения. Разумная региональная политика - одна из важнейших составляющих комплекса последовательных действий властей, предназначенных реализовать стратегию системного управления и рационального выравнивания на определенной территории. Самое общее представление о региональной политике заключается в понимании того, что она представляет собой систему мер, предпринимаемых активными силами общества, направленных на оптимизацию размещения всех форм общественной деятельности и регионального развития. Обоснованное определение региональной политики советского периода представлено Н.Н. Некрасовым. По его мнению, региональная политика государства исходит из экономической целесообразности размещения новых производств в регионах с оптимальными для них условиями. Серьезное значение региональная политика приобретает для решения конкретных социальных проблем [7. С. 32] Но в целом у автора вопросам региональной политики уделяется явно недостаточное внимание. Совершенно справедливо Э. Б. Алаев считает, что "региональная политика государства - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т.е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой" [1. С. 189-190]. Таким образом, современная трактовка региональной политики предполагает, прежде всего, территориальное управление страной и ее регионами путем реализации комплекса мер по стимулированию тактических и стратегических приоритетов ареалов человеческой деятельности. Социальное и экономическое своеобразие присуще любой ограниченной части пространства, в том числе и внутренним территориям Центрального федерального округа (пусть здесь территориальные различия менее заметны, чем таковые, к примеру, в Красноярском или Хабаровском крае, республике Коми, Тюменской области). Исследование проблемных территорий является ключевым вопросом региональной политики. Одно из направлений практической реализации региональной политики заключается в проблемном социально-экономическом районировании территории, которое в настоящей работе рассматривается применительно к территории Ярославской области. Следует отметить, что необходимость целенаправленного и объективного подхода к пониманию последовательного воздействия на развитие территории области была осознана еще в 1993 г., когда было принято постановление № 14 главы Администрации Ярославской области "О мерах по развитию северных, северозападных и Борисоглебского районов Ярославской области" К изучению территории области стал применяться системный подход. Центр изучения российских земель в 1996 г. разработал концепцию социально-экономической дифференциации территории области. В концепцию были заложены следующие задачи:

Выявление территориальных зон тяготения городских поселений и однородных ареалов (внутри однородной среды).

Выявление и оценка экономической ценности территорий внутри зон тяготения на основании анализа экономических, социальных, демографических, инфраструктурных, природно-ресурс-ных факторов.

Выявление оценочных зон, характеризующихся сходной степенью социально-экономической ценности территории.

В аналитическом центре Администрации Ярославской области был организован отдел по изучению социально-экономи-ческого развития проблемных территорий региона. К сожалению, исследования по определению уровня социально-экономи-ческого развития муниципальных округов и выработке мер по преодолению их отставания не получили дальнейшего продолжения [2. С. 5-10].

Между тем, практически все внутренние социально-экономические районы территории области в той или иной степени относятся к проблемным районам (термин "проблемный район" был предложен немецким экономистом Э. Дитрихом) [9. С. 135]. Вопрос об отнесении отдельных регионов к категории проблемных, депрессивных остается слабо разработанным и достаточно дискуссионным. Не существует общепринятого определения проблемного региона. Но рациональный смысл принадлежности той или иной территории к категории проблемных заключается в том, что к ней относится организованное пространство, которое не в состоянии преодолеть и решить свои социально-экономические проблемы самостоятельно и нуждается в эффективной поддержке со стороны федеральных и региональных властей. Проблемными регионами признаются территории, привлекающие к себе пристальное внимание по причине того, что там присутствуют проблемы, решение которых на настоящем этапе региональной политики представляется наиболее важным и актуальным. Выявление проблемных регионов -ответ на социальный заказ, констатируют Е.Е. Лейзерович и С.Б. Шлихтер [5. С.12.]. Отсутствие явных критериев точного выявления территорий такого рода осознают многие исследователи. Однако отмечается, что наличие проблемных и кризисных регионов представляет собой прямую угрозу экономической и другой безопасности страны [8. С. 607]. Очевидно, неравный статус территорий способствует целому ряду негативных воздействий. Наличие ярко выраженной региональной дифференциации дезинтегрирует общество, создает основу для появления "очагов нестабильности" и "зон депрессии". Социально-экономические территориальные контрасты и противоречия объективно опасны не только потерей у населения проблемных территорий веры в возможности решения наболевших вопросов, но и усилением (со всеми вытекающими отсюда последствиями) криминальных наклонностей людей. Из-за того, что вопросами проблемного районирования впервые начали заниматься экономисты и географы стран Западной Европы, в Европейском Союзе проблемные районы выделяются официально на основе ряда показателей. Прежде всего, учитываются:

высокая занятость населения в несовременных (депрессивных) отраслях;

высокая занятость населения в сфере сельского хозяйства;

хронически значительная степень безработных (более 4% от самодеятельного населения);

устойчивое отрицательное сальдо миграции.

Вопросы проблемного развития и депрессивности социально-экономической динамики регионов исследованы в работах известного русского ученого Н. Д. Кондратьева (1892-1938 гг.) [4. С. 24-83; 10. С. 107-115.]. В соответствии с его воззрениями, экономическое развитие территории заключается в сочетании объективно обусловленных и конкретно проявляющихся фаз экономического подъема и падения (депрессии). Это относится не только к странам и крупным регионам, но и к отдельным административно-территориальным единицам. Отсюда — неравномерность территориальной динамики, присущая любому субъекту Российской Федерации с ярко выраженными пространственными аспектами территории-альной организации населения и хозяйства. Состояние проблемности и депрессивности (от наличия которых не застрахован ни один регион) - естественный этап эволюции любой территории. В Ярославской области продолжительность больших циклов конъюнктуры (прошлых, настоящих и будущих) колеблется в пределах 40-60 лет (табл. 1).

Таблица 1

Длинные волны в экономике Ярославской области (начиная с середины XIX в.)



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.