РУБРИКИ |
Приморье в структуре международных связей России |
РЕКЛАМА |
|
Приморье в структуре международных связей РоссииПриморье в структуре международных связей РоссииПриморье в структуре международных связей РоссииЛАРИН Виктор Лаврентьевич, доктор исторических наук, профессор, директор Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Для Китая Приморье - это территория, прикрывающая кратчайший доступ к незамерзающему Японскому морю, что жизненно важно для провинций Хэйлунцзян и Цзилинь, заинтересованных в расширении связей с Японией. Для Японии (особенно ее западных префектур) Приморье - это начало удобной транспортной артерии к богатым ресурсами Сибири и Дальнему Востоку и северной части Евразийского материка. Для Южной Кореи Приморье - возможная сфера приложения капиталов. Учитывая характер российский реформ и глобальные изменения в мире, можно прогнозировать ту роль, которую Приморский край будет играть в мировой экономике и политике - не только как форпост России на Дальнем Востоке и главные ворота в Сибирь, но и как крупный международный торгово-финансовый центр, ориентированный на Восточную Азию и страны Тихоокеанского бассейна. Удаленность от промышленно развитых регионов страны, ограниченные возможности самообеспечения, узкая хозяйственная специализация - все эти факторы делают Приморье зависимым от внешней политики и внешнеэкономической стратегии России, экономических и политических интересов соседних государств. Уникальное географическое положение предопределяет особую роль края в реализации стратегических и экономических интересов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Политические связи и гуманитарное сотрудничество.Политика открытости, одним из ярких проявлений которой стало объявление с 1 января 1992 г. Владивостока открытым городом, изменила статус Приморского края, превратив его в активного участника международных отношений. Если к 1991 г. в крае (в г. Находке) находилось 3 иностранных консульства (Вьетнама, КНДР и Японии), то после открытия Владивостока к ним прибавились также генеральные консульства Австралии, Индии, Республики Корея, США, Филиппин. Приморский край подписал соглашения о дружбе и сотрудничестве с японскими префектурами Осака и Тояма, китайскими провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, с южнокорейскими провинциями Кангвон и Южный Кенсан. В 1997 г. во Владивостоке, Находке и Уссурийске было аккредитировано более 76 представительств иностранных фирм, компаний и объеденений, в том числе таких известных, как “Мицубиси”, “Марубени”, “Сони” (Япония), “Хендэ”, “Самсунг” (Республика Корея), “Рэнк Ксерокс” (Великобритания) и др. Прямые авиалинии связали Владивосток с Ниигатой, Тоямой (Япония), Сеулом (Республика Корея), Сиетлом (США), Харбином (КНР). На границе с Китаем были открыты автопереходы. Продолжала развиваться народная дипломатия. Приморский край стал побратимом префектуры Тояма (Япония), Владивосток заключил аналогичные соглашения с городами Ниигата, Акита, Хакодате (Япония), Сан-Диего и Такома (США), Далянь (КНР), Пусан (Республика Корея), Хайфон (Вьетнам). Находка установила побратимские связи с городами Окленд и Биллингхем (США), Уссурийск - с Муданьцзянем (КНР). Значительно увеличился приток иностранных граждан в край: в 1989 г. - около 3,2 тыс. чел., в 1993-1996 гг. - около 250 тыс. чел. С официальными и неофициальными визитами Приморский край посещали президент Республики Корея Кин Ен Сам, госсекретарь США У. Кристофер, губернаторы японских префектур Ниигата, Тояма, Симанэ, Тоттори, мэры городов Акита, Хакодате, Сихаиминато, высокопоставленные политики, дипломаты и общественные деятели многих стран. Делегации бизнесменов, журналистов, ученых, преподавателей знакомились с Приморьем, участвовали в семинарах, симпозиумах, конференциях. 1 января 1992 г. в порт Владивосток зашло первое за многие годы судно под иностранным флагом. С официальными визитами порт Владивосток начали систематически посещать отряды боевых кораблей ВМС Канады, США, Франции, КНР, Республики Корея, Великобритании, Японии, КНДР. Интенсивно развивались внешние связи края в сфере науки, культуры, образования. Кроме обмена делегациями ученых, деятелей культуры, студентов и школьников стали реализовываться сложные и долговременные проекты, совместные научные исследования, образовательные программы. Но открытие границ и расширение международных связей края породили и ряд проблем. Введение безвизового обмена с Китаем в 1992 г. вызвало наплыв в край китайского населения, в основном мелких торговцев, а также строительных и сельскохозяйственных рабочих, значительная часть которых стремилась остаться здесь на длительное время без законных оснований. Власти вынуждены были проводить специальные мероприятия для выявления нарушителей визового режима и депортации их. Внешнеэкономические связи и их структура.Всплеск внешнеэкономической деятельности в крае начался с 1988 г., когда предприятия получили право самостоятельно устанавливать связи с зарубежными партнерами. Особенно высокими темпами рос товарооборот с Китаем. Максимальный подъем внешнеэкономических связей края пришелся на начало 1992 г. Этому способствовали решения правительства о либерализации внешней торговли России, а также вынужденная переориентация экономики края на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, вызванная возросшими тарифами на железнодорожные и авиаперевозки внутри страны. Количество внешнеторговых партнеров края увеличилось с 17 в 1990 г. до 84 в 1996 г. Активно развивалась бартерная и “челночная” торговля. Край занимал первое место на Дальнем Востоке по объему внешней торговли. В 1993 г. около 3000 предприятий и организаций вели внешнеэкономическую деятельность (в 1991 г. - менее 350). Начали внедряться новые формы экономического сотрудничества: производственная кооперация, совместные предприятия. На 1 марта 1994 г. в крае было зарегистрировано 647 предприятий с иностраннми инвестициями. Наибольшее число таких предприятий было создано с Китаем (271), Японией (52) и США (39). Основная часть их была связана с торговлей и сферой услуг. В 1996 г. предприятия с иностранными инвестициями призвели продукции и услуг на сумму более 1 трлн руб. и создали свыше 10 тыс. рабочих мест. Внешнеэкономические связи Приморья развивались неравномерно. Это было связано с дальнейшим углублением экономического и финансового кризиса, существующей таможенной политикой. Структура внешней торговли Приморья полностью отражала сырьевую направленность его экономики и ее зависимость от поставок извне. В “дореформенной” период 70-75% необходимых краю продуктов поступало из-за Байкала, в основном из европейской части России и Средней Азии. Со снижением объема поставок из этих районов усиливалась зависимость края от импорта из соседних стран. В 1994 г. среди ввезенных в край товаров народного потребления товары из других регионов России составили 43,1%, из государств СНГ - 1,4%, в то время как из зарубежья - 55,5%. Наиболее активно в первой половине 90-х годов развивались экономические, политические и гуманитарные связи с ближайшими соседями: Китаем, Японией, Республикой Корея, а также с США, Австралией и странами Юго-Восточной Азии. Однако нестабильная экономическая и политическая обстановка в стране и отсутствие гарантий для инвестиций удерживают иностранных предпринимателей от развертывания бизнеса с Россией. В экспорте края по-прежнему более 1/3 объема составляло сырье. Вывозились за рубеж рыба и рыбопродукция, лесоматериалы, черные и цветные металлы, удобрения и пр. В импорте преобладали товары народного потребления и продукты питания (около 50%), машины, оборудование, транспортные средства и вычислительная техника. Приморье в проектах регионального сотрудничества: потенциал и перспективыПРЕДПОСЫЛКИ РАСШИРЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА. Политическая разрядка, рост экономической взаимозависимости стран Восточной Азии, их общие интересы и осознание необходимости сотрудничества ради собственного процветания усилили в конце 80-х - начале 90-х годов интеграционные прцессы. Для этого существуют объективные предпосылки: географические - относительная целостность и компактность бассейна Японского моря и природно-климатическое сходство его районов; геополитические - взаимосвязанные интересы стран, прилегающих к Японскому морю; экономические - эффективность совместного использования природных и трудовых ресурсов; экологические - необходимость объеденения усилий для решения экологических проблем Японского моря. Быстрый экономический рост и усиление разносторонних связей стран Восточной и Центральной Азии требуют создания здесь единого торгового, финансового и информационного центра. Приморье по сравнению с другими территориями имеет для этого ряд преимуществ: 1) стратегическое положение (восточные ворота России); 2) доступ к богатым сырьевым ресурсам Сибири и Дальнего Востока; 3) относительно развитая промышленность; 4) наличие удобно расположенных портов свободной экономической зоны (Находка); 5) высокий образовательный уровень населения, концентрация учебных заведений и научно-исследовательских институтов; 6) близость к странам ускоренного экономического роста (Китай, Республика Корея и др.). Эти объективные обстоятельства в условиях изменившегося политического климата в регионе повлекли за собой появление в Японии, Республике Корея, КНР и России проектов кооперации и сотрудничества в Восточной Азии. Своеобразное географическое положение Приморского края предопределяет выбор механизма и средств для ускорения темпов его экономического развития и вовлечения в систему международной кооперации. Как зарубежные разработчики, так и местные ученые отдают приоритет созданию здесь свободной экономической зоны (СЭЗ). Благодаря зонам экономического сотрудничества Дальний Восток России сможет быстрее перейти на рыночные рельсы и интегрироваться в мировое хозяйство. Свободная экономическая зона "Находка".Свободная экономическая зона “Находка” была создана в 1990 г. вместе с 12 другими СЭЗ на территории России. Главное направление ее развития - превращение Находки в центр транконтинентальной торговли.К январю 1995 г. на ее территории было зарегистрировано 469 предприятий с иностранным капиталом, а общий объем иностранных инвестиций в зону достиг 220 млн долларов. Самыми крупными проектами являются: создание российско-американского промышленного парка и российско-корейского промышленного комплекса, а также строительство и реконструкция портово-причальных комплексов и сооружений. Их реализация поддерживается специаьным Законом Приморского края "Об индустриальных промышленных комплексах на территории СЭЗ "Находка" Приморского края". В июне 1997 г. в Сеуле было парафировано соглашение по российско-корейскому комплексу. Однако развитие СЭЗ “Находка” сдерживается отсутствием реальных налоговых льгот и привилегий для привлечения иностранных инвестиций. Закон о свободных экономических зонах так и не был принят. ПРОЕКТ “БОЛЬШОЙ ВЛАДИВОСТОК”. В октябре 1990 г. Комитет промышленного развития ООН (ЮНИДО) выступил инициатором превращения Владивостока в открытый для иностранного капитала город. Идеей проекта являлось создание свободной экономической зоны на территории Южного Приморья. Выполняя заказ ЮНИДО, группа японских ученых уже к осени 1991 г. разработала концепцию будущей СЭЗ. Хотя концепция, получившая название “Большой Владивосток”, отражала прежде всего экономические интересы Японии (особенно западных, менее развитых префектур - Ниигата, Исикава, Тояма), предусматривалось интенсивное развитие Южного Приморья, включая 4 города (Владивосток, Находка, Артем и Партизанск) и 6 районов (Партизанский, Хасанский, Шкотовский, Надежденский, Уссурийский, Октябрьский). Эта территория должна была превратиться в один из мощных транспортных и деловых центров Восточной Азии, открывающих доступ к природным богатствам Сибири и Дальнего Востока. В то же время предполагалось более широкое вовлечение Дальнего Востока России в международную кооперацию, развитие существующих и создание новых отраслей производства, деловой инфраструктуры и транспортной системы на основе собственных средств и иностранных инвестиций. Группой российских ученых была разработана концепция, отражающая в первую очередь интересы экономического и социального развития Приморского края. Приморью отводилась роль соединительного звена двух экономических пространств: России и АТР. Край должен был принимать участие в формировании япономорского экономического кольца и активно развивать агропромышленную кооперацию с соседними провинциями Китая. ПРОЕКТ “ТУМАНГАН”. В том же 1990 г. на конференции в городе Чанчунь китайские ученые выступили с идеей создания международной производственно-транспортной зоны на стыке КНР, КНДР и России - в бассейне реки Туманная (Туманган). Инициаторы также получили поддержку в ЮНИДО, которая привлекла к разработке пректа зоны “Туманган” ученых разных стран. Активным проводником этой идеи стали власти китайской провинции Цзилинь, более всего нуждающейся в выходе к морю. В октябре 1991 г. представители 5 стран - Республики Корея, КНДР, КНР, России и Монголии - подписали соглашение о разработке программы развития зоны реки Туманная. Однако интересы и взгляды потенциальных участников проекта существенно расходились по таким ключевым вопросам, как территориальные рамки зоны, ее правовой статус, специализация. Администрация Приморского края выступила против проекта, видя в нем угрозу транспортным артериям Приморья и экологии заповедных морских территорий. С 1991 по 1996 г. концепция претерпела существенные изменения и трансформировалась в новую версию - проект “Туманган”. Географически район включает провинцию Северный Хамген (КНДР), Яньбяньский автономный округ провинции Цзилинь (КНР) и южную часть Приморья с Уссурийском и Находкой. Главная цель проекта - ускорение темпов экономического развития территории и повышение уровня благосостояния населения путем привлечения и развития внутренней и транзитной торговли. Появление международных проектов, в каждом из которых Приморскому краю отводится заметное место, свидетельствует о новом качестве межгосударственного сотрудничества. На рубеже XXI века все более явственно обозначается роль Приморья как своеобразного моста, связывающего Россию со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Список литературыДля подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fegi.ru |
|
© 2000 |
|