РУБРИКИ |
Понятие о мировом хозяйстве |
РЕКЛАМА |
|
Понятие о мировом хозяйствеПонятие о мировом хозяйствеРЕФЕРАТ ПО ГЕОГРАФИИ на тему: “Понятие о мировом хозяйстве” Ученика 10 класа “А” СУНЦ’а МГУ Ющенко Александра. Май 1998 года. Содержание.
Сельское хозяйство. 3 Вторичный сектор мирового хозяйства. 5 Промышленность. 5 Третичный сектор мирового хозяйства. 6 Транспорт. 6 Приложение. 11 Пример описания хозяйства отдельно взятой страны. 11 Список использованной литературы. 14 Понятие мирового хозяйства. Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Мировое хозяйство условно подразделяется на три сектора (смотри таблицу): |Мировое хозяйство | *Иногда добывающую промышленность относят к первичному сектору. Некоторые исследователи выделяют также четвертичный сектор, объединяющий науку, управление и информационное обслуживание. Для описания мирового хозяйства как целого рассмотрим детально некоторые подсектора этих секторов, которые представляют наибольший интерес. Первичный сектор мирового хозяйства. Сельское хозяйство. Сельское хозяйство не только древнейшая, но и наиболее распространенная отрасль материального производства. Действительно, в мире нет ни одной страны, жители которой не занимались бы сельским хозяйством и смежными отраслями - растениеводством, охотой, рыболовством. Во всем мире в них занято около 1,1 млрд. человек. Зерновое хозяйство мира.
Повсеместность сельского хозяйства сочетается с большим разнообразием: ученые выделяют примерно 50 различных его видов. Но все их можно объединить в две большие группы. Во-первых, это развитое товарное сельское хозяйсто, которое в свою очередь включает как интенсивное земледелие с плодосменными севооборотами, интенсивное животноводство с заготовкой кормов, садоводство и огородничество, так и экстенсивное земледелие парового и залежного типа и пастбищное животноводство. Во-вторых,это традиционное потребительское сельское хозяйство, включающее более отсталое плужное и мотыжное земледелие, пастбищное животноводство, кочевое и полукочевое скотоводство, а также еще более примитивное собирательство, охоту и рыболовство. “Зеленая революция” - это преобразование сельского хозяйства на основе
современной агротехники. Она представляет собой одну из форм проявления “Зеленая революция включает три основных компонента. Это - выведение новых скороспелых сортов зерновых культур, которые способствуют резкому повышению урожайности и открывают возможность использования вторых, третьих и даже четвертых посевов. Это - расширение ирригации[1], поскольку новые сорта могут проявить все свои лучшие качества лишь при условии искусственного орошения. Это, наконец, более широкое применение современной техники, удобрений и других химикатов. Лесное хозяйство. География лесной и деревообрабатывающей промышленности мира во многом определяется размещением лесных ресурсов. В пределах северного лесного пояса заготавливается в основном хвойная древесина, которая затем перерабатывается в пиловочник, древесные плиты, целлюлозу, бумагу, картон. Для России, Канады, Швеции и Финляндии - важные отрасли международной специализации. Первое место по экспорту лесной продукции занимает Канада. В пределах южного лесного пояса заготавливается лиственная древесина. Рыболовство. Рыболовство - один из древнейших промыслов человечества. В наши дни это важная отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существование не менее 15 млн. человек. Мировая добыча рыбы и морепродуктов уже достигла 100 млн. тонн в год. Примерно 9/10 ее обеспечивает рыболовство в морях и океанах, воды которых бороздят 20 - 25 тысяч рыболовных судов, 1/10 - рыболовство в пресных водах. Значение рыбы и других “даров моря” обусловлено прежде всего тем, что по содержанию животного белка они не уступают мясу скота и птицы, удовлетворяя до 1/4 всех потребностей человечества в таком белке. В развивающихся странах небольшая порция вяленой рыбы в блюде из риса нередко служит единственным источником животного белка. Мировой улов рыбы, 1993 год. |Страна |Улов рыбы*, млн |Страна |Улов рыбы*, млн т.| * Включая добычу других морепродуктов. Хотя рыболовство распространено почти повсеместно, более половины всех
мировых уловов приходятся всего на шесть стран: Японию, Китай, Россию, США, Из общемировой добычи рыбы и морепродуктов около 15 млн. тонн приходятся на искусственное рыборазведение, или аквакультуру, в том числе больше половины - на разведение рыбы и других живых организмов в морской среде (марикультуру). Аквакультура зародилась в Китае еще 4 тысячи лет назад, и до сих пор эта страна не уступает мирового первенства. Да и в целом более 4/5 всей продукции аквакультуры дают страны Азии. Вторичный сектор мирового хозяйства. Промышленность. Промышленность - первая ведущая отрасль материального производства. В мировой промышленности занято примерно 350 млн. человек. За последнее столетие промышленное производство выросло в 50 раз, причем 3/4 этого прироста приходится на вторую половину XX века. В зависимости от времени возникновения все отрасли промышленности обычно делятся на три группы. В первую группу входят так называемые старые отрасли - каменноугольная, железнорудная, металлургическая, производство подвижного состава железных дорог, судостроение, текстильная. Как правило, в наши дни эти отрасли растут замедленными темпами. Но их воздействие на географию мировой промышленности по-прежнему остается значительным. Во вторую группу входят так называемые новые отрасли - автомобилестроение, выплавка алюминия, производство пластмасс, химического волокна. Как правило, они растут более быстрыми темпами (ежегодно с конвейеров во всем мире сходит примерно 100 тысяч автомобилей), хотя в последнее время и не столь быстрыми, как прежде. Будучи сосредоточены в основном в экономически развитых, но уже довольно широко распространившихся и в развивающихся странах, они продолжают оказывать большое воздействие на географию мировой промышленности. Выпыск легковых автомобилей по странам, млн штук.
По данным “World Almanac”. Наконец, третью группу образуют новейшие отрасли, большей частью
относящиеся к наукоемким отраслям или, как их часто называют, отраслям Третичный сектор мирового хозяйства. Транспорт. Транспорт является основой географического разделения труда. Объем и структура транспортных перевозок, как правило, отражают уровень и структуру экономики, а география транспортной сети и грузопотоков - размещение производительных сил. Транспорт и сам активно воздействует на это размещение, способствуя специализации и кооперированию предприятий, отраслей, районов и стран. Без него было бы невозможно преодоление территориального разрыва между производством и потреблением товаров и услуг, да и общение людей. Все пути сообщения, транспортные предприятия и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную сеть. Масштабы ее очень велики. Мировая транспортная сеть.
По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год). Все виды транспорта группируются не только по значению и уровню развития, но и по географическим сферам их применения. В этом случае выделяют сухопутный (наземный), водный и воздушный транспорт. Структура перевозок мировой транспортной системы.
По расчетам С. Б. Шлихтера (1995 год). Сухопутный транспорт: три основных вида. Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом XX века. Он
зародился в начале века, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из
неотъемлимых элементов цивилизации. Протяженность автомобильных дорог все
время растет, и уже достигла 24 млн. км; примерно половина ее приходиться
на пять стран - США, Индию, Россию, Японию и Китай. Самого высокого уровня
автоматизации достигли США, где на 1000 жителей в среднем приходится 600
автомобилей. Во многих странах Западной Европы он тоже очень высок (300 - Железнодорожный транспорт, несмотря на снижение его доли в перевозках,
остается важным видом сухопутного транспорта. Мировая железнодорожная сеть
в основном сложилась еще в начале XX века. Общая протяженность ее уже в
течение длительного времени довольно стабильна (1,2 - 1,3 млн. км), но
размещение отличается очень большой неравномерностью. Хотя железные дороги
имеются в 140 странах, более 1/2 их общей длины приходится на “первую
десятку” стран: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Трубопроводный транспорт получил развитие прежде всего благодаря быстрому росту добычи нефти и природного газа и тому территориальному разрыву, который существует между главными районами их добычи и потребления. Самые длинные трубопроводы, достигающие иногда 4 - 5 тысяч км, построены в странах СНГ, Канаде, США, странах Ближнего Востока. Водный транспорт: особая роль морского транспорта. Морской транспорт - очень важная составная часть мировой транспортной
системы. Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не
столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает Общая протяженность морских трасс измеряется миллионами километров. Морские перевозки обслуживает морской торговый флот, общий тоннаж Наличие большого морского флота у некоторых развивающихся стран,
особенно у Либерии и Панамы, объясняется тем, что на самом деле под флагами
этих стран ходят суда США, Японии, Греции, Норвегии, ФРГ, Великобритании, Общее число морских портов на всех морях и океанах превышает 2,7
тысячи. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов,
перегружающих ежегодно более 50 млн. тонн грузов, всего немногим более 30. Крупнейшие универсальные морские порты мира в начале 1990-х годов.
Внутренний водный транспорт - старейший вид транспорта. Но и в наши дни и по грузообороту (не считая воздушного), и по пассажирообороту, и по длине сети он занимает последнее место в мировой транспортной системе. Развитие и размещение внутреннего водного транспорта в первую очередь
связано с природными предпосылками - наличием рек и озер, пригодных для
судоходства. Амазонка, Парана, Миссисипи, Обь, Енисей, Янцзы, Конго имеют
значительно большую пропускную способность, чем самые мощные
железнодорожные магистрали. Но использование этих предпосылок зависит от
общего уровня экономического развития. Вот почему по грузообороту
внутренних водных путей в мире выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Примерно 1/10 общей длины используемых внутренних водных путей составляют искусственные пути (шлюзованные реки и каналы). Самые значительные из них находятся в США, Китае, России и зарубежной Европе. Главный район озерного судоходства в мире - Великие озера в США и Воздушный транспорт. Воздушный транспорт - самый молодой и динамичный вид транспорта. Самые главные воздушные державы мира - США, Россия, Япония, Пассажирооборот крупнейших аэропортов мира.
Торговля. Международная (мировая) торговля - самая старая часть мирового хозяйства, которая в эпоху НТР приобрела поистине “второе дыхание”. Темпы роста внешнеторгового оборота значительно опережают темпы роста производства в целом, что свидетельствует об углублении международного географического разделения труда. Географическое разделение мировой торговли отличается сильной
неравномерностью. Более 70% всего ее оборота приходится на экономически
развитые страны Запада, и в том числе свыше 45% - на Западныю Европу. В
экспорте большинства этих стран преобладают дорогостоящие готовые изделия. Приложение. Пример описания хозяйства отдельно взятой страны. Великобритания - экономически развитая индустриальная страна с высоким уровнем технологического развития. Господствуют частные или смешанные крупные монополии, в том числе транснациональные. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение, в том числе электро- техническое и радиоэлектронное, транспортное (авиаракетостроение, авто- и судостроение), тракторо- и станкостроение. Развиты нефтеперерабатывающая, химическая, тестильная, пищевкусовая промышленность. Представлены практически все отрасли легкой промышленности (особенно развиты обувная и швейная). Высокоинтенсивное сельское хозяйство обеспечивает почти 3/4
потребностей страны в продовольствии. Большая часть земли принадлежит
крупным землевладельцам - лендлордам. Главная отрасль сельского хозяйства -
мясо-молочное и молочное животноводство. Развито зерновое хозяйство. Особое
место принадлежит рыболовству. В экспорте преобладают высокотехнологичные
машины и оборудование, нефтепродукты, изделия химической промышленности. Большое развитие с древних времен получило морское судоходство. По тоннажу торгового флота Великобритания занимает одно их ведущих мест в мире. Основная доля национального дохода приходится на промышленное производство, торговлю и транспорт. Сырьевые ресурсы собственно Великобритании относительно невелики. Это
каменный уголь, железная руда, цветные металлы, нефть, каменная соль Предприятия "новых" отраслей (развившихся быстрыми темпами в
послевоенный период) оснащены новейшим оборудованием, в своем большинстве
автоматизированы, на них широко применяется так называемое производственное
комбинирование, что обеспечивает высокую производительность труда при
минимальных затратах. Отчасти такое стремительное развитие послевоенной
промышленности объясняется тем, что на внешних рынках в это время
отсутствовали такие мощные конкуренты как Германия и Япония, были ослаблены Высокоразвита электроэнергетическая промышленность. Большинство
электростанций страны работает на каменном угле. Удельный вес гидростанций
невелик. Они расположены главным образом в горных районах Уэльса, а также в В серьезной реконструкции нуждается угольная промышленность Англии,
пережившей периоды национализации и денационализации. Многие шахты из-за их
нерентабельности закрыты. Наибольшее количество угля добывается в Северо- Ведущее место, как было уже упомянуто, занимает машиностроение. Одна из старейших отраслей - тестильная промышленность. Преобладает
производство хлопчатобумажных и шерстяных изделий. Развиты также
трикотажное и шелковое производство. В химической промышленности интенсивно
развивается производство кислот, щелочей, красителей и лаков, резины и
резиновых изделий, мыла, глицерина, искусственных волокон, удобрений. В Великобритании широко развиты практически все основные виды
транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, речной, авиационный. До сих пор в стране еще преобладает пока пассивное сальдо, т.е. превышение импорта над экспортом, хотя этот разрыв в последнее время значительно сократился. Покрытие торгового дефицита происходит во многом и за счет так называемого "невидимого" экспорта: доходов от заграничных капиталовложений, судоходства, международных финансовых операций, высокие таможенные пошлины и т.п. Денежная единица страны - фунт стерлингов. 1 фунт стерлтнгов равен 20 шиллингам, 1 шиллинг равен 12 пенсам. Место регионов и стран в мировом хозяйстве в 1995 г. |Регион или страна |Доля в мировом |Доля в мировом | Список использованной литературы. 1. Максаковский В. П., “География - 10”. Москва, “Просвещение”, 1995 год. 2. В. В. Климанов, О. А. Климанова, “География в таблицах”. Москва, издательский дом “Дрофа”, 1997 год. 3. Ресурсы глобальной мировой компьютерной сети Интернет. [1] Ирригация - искусственное орошение земель. [2] Торговый баланс - соотношение стоимости ввезенных в страну и вывезенных из нее товаров за один год. Баланс называется активным, если стоимость вывезенных товаров больше стоимости ввезенных. В противоположном случае он называется пассивным. [3] Расчет валового внутреннего продукта осуществлен через паритеты покупательной способности. [4] Без Израиля, ЮАР, а также стран Центральной и Восточной Европы и [5] В составе 15 стран-членов (Австрия, Бельгия, Великобритания, [6] Включая ЮАР, Израиль, а также Китай и Турцию. [7] Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Сянган (Гонконг). [8] Организация Объединенных Наций относит к наименее развитым 47 стран, из которых 32 находятся в Африке. [9] Страны Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР и Монголия. [10] Включая страны Балтии и Молдову. [11] Включая Монголию.
|
|
© 2000 |
|