РУБРИКИ

Перспективы устойчивого развития Бразилии

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Перспективы устойчивого развития Бразилии

На президентских выборах 1989 Бризола получил более 16% голосов, в 1994 – лишь 3%. В 1998 ДТП поддержала кандидатуру «Лулы». В Конгрессе представлена 21 депутатом и 5 сенаторами.

Партия либеральный фронт (ПЛФ) образована в 1984 политиками, вышедшими из Социально-демократической партии (организации сторонников военного режима). Создатели ПЛФ приняли решение поддержать на президентских выборах 1985 не правительственного кандидата, а выдвинутого оппозицией Т.Невиса. Лидер ПЛФ Жозе Сарней был избран вице-президентом и после смерти Невиса стал президентом Бразилии (1985–1990). Его правительство провело демократические преобразования, но не смогло справиться с экономическим кризисом. На президентских выборах 1989 партия поддержала кандидата правых Ф.Коллора ди Меллу, в 1994 и 1998 выступала в блоке с Кардозу. Во второй половине 1990-х ей удалось стать крупнейшей партией в бразильском парламенте. В идейном отношении ПЛФ – правая партия, стоит на неолиберальных позициях, защищает частное предпринимательство и сильную президентскую власть, добивается максимального сокращения государственного вмешательства в экономику.

На всеобщих выборах 2002 ПЛФ поддержала кандидата ПБСд Жозе Серра. Она потеряла некоторое количество мест в Палате депутатов и в настоящее время сохраняет в ней вторую по величине фракцию (84 депутата). В сенате имеет 19 мест.

Партия бразильского демократического движения (ПБДД) зарегистрирована в 1981, создана на основе оппозиционного Бразильского демократического движения, которое действовало в период военного режима. В партии существовали и сохраняются различные внутренние течения: консерваторы, социал-демократы, коммунисты (вышли в 1985) и другие. С середины 1980-х ПБДД – партия центра или правого центра. В программном отношении делала основной упор на политическую демократизацию страны. В экономической области ПБДД выступает за преодоление нищеты, сохранение покупательной способности населения, более справедливое распределение доходов, аграрную реформу, бесплатное среднее образование.

В 1985 кандидат ПБДД Танкреду Невис был избран президентом Бразилии; после его смерти партия участвовала в правительстве Сарнея. В 1986–1998 она была крупнейшей силой в бразильском парламенте, где активно сопротивлялась приватизации и неолиберальным реформам Коллора ди Меллу. Она пользовалась влиянием в большинстве штатов и Всеобщем профцентре трудящихся. Однако на президентских выборах успех ей не сопутствовал. В 1994 кандидат ПБДД Керсиа собрал всего 4% голосов, в 1998 и 2002 партия поддержала кандидатов ПБСД. В 1995–2003 ПБДД участвовала в правительстве президента Кардозу. Она остается одной из крупнейших политических сил страны: в 2002 получила 74 места в Палате депутатов и 19 в сенате.

Партия бразильской социал-демократии (ПБСД) – левоцентристская, откололась от ПБДД в 1988. Первая программа партии исходила из сочетания рыночных принципов и государственного регулирования. Основой экономической системы бразильские социал-демократы считали частную собственность, но одновременно они обещали развивать кооперативные формы собственности и обеспечить эффективность работы государственного сектора. ПБСД поддерживала идеи аграрной реформы, социальной справедливости, децентрализации, «демократии участия» и бесплатного образования. Она требовала создания новых рабочих мест, увеличения зарплаты, выплаты пособий по безработице, компромисса между предпринимателями и наемными работниками.

В 1994 лидер ПБСД, видный социолог Фернанду Кардозу одержал победу на президентских выборах, получив 54% голосов. В 1998 он был переизбран на этот пост. Оказавшись у власти, социал-демократы провели существенные экономические реформы, включая широкую системную приватизацию, всемерное привлечение иностранного капитала и сокращение расходов на социальные нужды. По существу, не удалось осуществить изменения в аграрной области. Успехи в деле экономической и финансовой стабилизации, снижения инфляции и увеличения экономического роста, сменились в конце 1990-х новым кризисом. В условиях широкого недовольства неолиберальной экономической политикой правительства кандидат ПБСД Жозе Серра, обещавший некоторое смягчение проводимого курса, потерпел поражение на президентских выборах 2002. Он набрал 23% голосов в первом туре и 39% во втором. В Палате депутатов ПБСД имеет 71 место, в сенате – 11.

Бразильская прогрессивная партия (БПП) – одна из ведущих правых партий Бразилии. Возникла в 1993 – 1995 в результате объединения Социально-демократической партии (бывшей партии военного режима), Христианско-демократической, Прогрессивной и Прогрессивно-республиканской партий. В сфере экономики БПП ратует за активное развитие рыночных отношений, широкое привлечение иностранного и транснационального капитала, против государственного вмешательства в хозяйственную деятельность. Партия исповедует консервативные идейные ценности, выступает за сильную президентскую власть с опорой на вооруженные силы. На президентских выборах 1994, 1998 и 2002 «прогрессисты» поддерживали кандидатов ПБСД. В Палате депутатов в 2002 БПП получила 49 мандатов, в сенате – 1 место.

Бразильская трабальистская партия (БТП) зарегистрирована в 1980. Продолжает традиции правого крыла одноименной партии президентов Варгаса и Гуларта. Новая БТП ориентировалась на сотрудничество с военным режимом и выступала за «трабальизм без коммунизма». Она выступает за привлечение иностранного капитала, устранение государственного вмешательства в экономику, ограниченную аграрную реформу и сильную президентскую власть. После неудачи кандидата БТП на президентских выборах 1989 (0,6% голосов), в 1994–2002 партия поддерживала лидеров ПБСД. В 2002 завоевала 26 депутатских и 3 сенатских места.

Бразильская социалистическая партия (БСП) основана в 1945, выступает за установление социалистического строя в Бразилии мирным путем. Восстановленная в 1985, партия социалистов добивается постепенного обобществления средств производства; частная собственность допускается лишь для удовлетворения личных потребностей людей. БСП поддерживала кандидатуру «Лулы», резко критиковала экономическую политику правительства Кардозу. В 2002 выступила на выборах самостоятельно: ее представитель Антониу Гарротинью получил 18% голосов; партия получила 22 мандата в Палате депутатов и 4 в сенате.

Социалистическая народная партия (СНП) – новое (с 1992) название Бразильской коммунистической партии, основанной в 1922. Преобразование стало результатом эволюции коммунистов, возглавляемых Роберту Фрейре, в сторону разрыва с просоветским «реальным социализмом» и ленинизмом, переориентации на «массовую демократию», многопартийность и идеологический плюрализм. К СНП примкнул ряд политических деятелей из других организаций, включая бывшего члена ПБСД, губернатора штата Сеара Сиро Гомиса.

Недовольные новой политикой приверженцы марксизма-ленинизма во главе с видным архитектором Оскаром Нимейером сохранили небольшую организацию под прежним названием «Бразильская коммунистическая партия», которая поддержала кандидатуру «Лулы».

1994 СНП выступала в союзе с «Лулой», затем предпочитала действовать самостоятельно. В 1998 С.Гомис получил 11% голосов, в 2002 – 12%. В Палате депутатов народные социалисты имеют 15 мест, в сенате – 1 место.

Помимо основных политических партий, в Бразилии действует множество других политических и идейных организаций: Партия восстановления национального порядка (крайне правая, 6 мест в Палате депутатов), Зеленая партия (экологисты; 5 мест в Палате депутатов), Демократическая социалистическая партия (4 места в Палате депутатов), Социально-трабальистская партия (консервативная, 3 места в Палате депутатов), Партия национальной мобилизации (1 место в Палате депутатов), Социально-христианская партия (1 место в Палате депутатов), Социально-либеральная партия (1 место в Палате депутатов), Христианская социально-демократическая партия (1 место в Палате депутатов), Объединенная социалистическая партия трудящихся, Партия рабочего дела и Рабочее социалистическое течение (троцкистские), Революционное движение 8 октября и Марксистско-ленинская коммунистическая партия (маоисты), Федерации анархистов, Ячейки за восстановление Бразильской рабочей конфедерации (анархо-синдикалисты) и другие.(3)

                                4.2 Судебная система

 Бразилии основывается на римском праве с привлечением некоторых элементов англо-саксонского права. В Бразилии действуют федеральные суды и суды штатов.

Высшие органы судебной власти – Федеральный суд (11 членов) и Высокий суд правосудия (33 члена) назначаются президентом после одобрения сенатом. Система федеральных судов низшей инстанции, введенная военным режимом в 1967 и сохранившаяся в конституции 1988, функционирует в каждом штате. Федеральные судьи во всех судах назначаются президентом. Параллельно действует система судов штатов – от местных до апелляционных.

На федеральном уровне функционирует разветвленная система специальных судов по трудовым делам (Высокий трудовой суд, региональные трудовые суды), избирательные суды и др. Юрисдикция военных судов в соответствии с конституцией 1988 распространяется только на военнослужащих. В 1995 государство возложило на военную хунту ответственность за убийство более ста политических и общественных деятелей и обещало выплатить пособия семьям погибших. (3)

                               

                                            4.3 Внешняя политика

 Бразилия была одним из первых государств, которое отказалось от покровительства Великобритании и установило отношения с США. Позже, в 1960-е годы, она попыталась добиться экономической независимости от США. В последующие годы конституционные правительства соседних странах одно за другим становились жертвами военных путчей, которые совершались зачастую с одобрения бразильского правительства. Движение за создание открытого общества, начавшееся в конце 1970-х годов, продемонстрировало ведущую роль Бразилии, которая стала проводить независимую внешнюю политику.

В начале 1990-х годов экономика Бразилии была отягощена гиперинфляцией и внешним долгом порядка 115 млрд. долл. (по этому показателю страна занимала третье место в мире). Тем не менее сама Бразилия выполняла роль кредитора по отношению к соседним странам, занимая девятое место в мире по уровню развития экономики.

Между военными ведомствами США и Бразилии в 1960-е годы установились тесные связи, но в 1970-е годы отношения испортились из-за расхождений по ряду вопросов, в частности – из-за притязаний Бразилии на широкую зону территориальных вод, подписания соглашения между Бразилией и ФРГ об использовании атомной энергии, выступления президента США Джимми Картера по поводу нарушений прав человека в Бразилии. Кроме того, в военных кругах нарастало недовольство стремлением США упрочить свои позиции в Бразилии.

С конца 1980-х годов отношения между США и Бразилией развивались преимущественно по линии внешней торговли, но омрачались взаимными обвинениями в протекционизме. США, протестуя против установленных Бразилией таможенных пошлин и квот, экспортных субсидий и импортных ограничений, отсутствия защиты патентных и авторских прав и ограничения иностранных инвестиций в компьютерную промышленность, в 1988–1989 наложили эмбарго на торговлю с этой страной. В октябре 1991 Коллор подписал указ об отмене таможенных пошлин на компьютерную продукцию.

Бразилия последовательно расширяла дипломатические и торговые отношения, особенно со странами Африки и Ближнего Востока. Соглашения, заключенные с Аргентиной и Уругваем в 1986, позволили значительно расширить торговлю в этом регионе, а строительство совместно с Парагваем крупнейшего в мире гидроэнергетического комплекса Итайпу способствовало укреплению связей двух стран. Бразилия начала сотрудничать с Аргентиной (своим традиционным соперником в Южной Америке) в области атомной энергетики. В 1991 Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай подписали меморандум об организации Южноамериканского общего рынка, который вступил в силу в 1995. Впоследствии в эту организацию на правах ассоциированных членов вошли Чили и Боливия. Бразилия также провозгласила полную приверженность Тлателолькскому договору, провозглашавшему Латинскую Америку и Карибский регион безъядерной зоной. В 1997 Бразилия подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. (3)

                                             5. ЭКОНОМИКА

                           5.1 Природные факторы развития экономики

 57% территории страны находятся на высотах 200–900 м над у.м. и 40% – менее 200 м. Только 3% площади расположено на высотах более 900 м над у.м. К северу от города Салвадор Бразильское нагорье полого спускается к побережью Атлантического океана, а в центральной и южной Бразилии оно круто обрывается к океану, образуя Большой уступ. Это затрудняло доступ во внутренние районы страны, что вплоть до 20 в. тормозило их развитие. За исключением Амазонки, реки текут в основном в глубь страны, что снижает их транспортное значение. Поскольку Бразилия расположена главным образом в экваториальной и тропической зонах и преимущественно на небольших высотах, там круглый год стоит теплая и даже жаркая погода. В большинстве районов, за исключением Северо-Востока, где осадки выпадают крайне неравномерно, водообеспеченность достаточная.

                                                  5.2 Экономические районы

 В Бразилии обычно выделяют пять крупных экономических районов. Север, включающий обширный бассейн Амазонки, занимает 45% площади страны, где в начале 1990-х годов проживало 7% от общего населения страны. Несмотря на наличие нескольких промышленных очагов, преобладает сельское хозяйство, особенно возделывание сахарного тростника, хлопчатника и какао, а также животноводство. Северо-Восток (18% площади и 29% населения страны) – густонаселенный сельскохозяйственный район, специализирующийся на выращивании сахарного тростника. Юго-Восток (11% площади и 43% населения) – самый развитый район, производящий более 80% промышленной продукции Бразилии; к тому же сельское хозяйство этого района поставляет бóльшую часть кофе, соевых бобов, сахара и продукции животноводства. Юг (7% площади и 15% населения) – важный сельскохозяйственный район, производящий рис, пшеницу, соевые бобы, вино и мясо. Здесь также находятся быстро развивающиеся промышленные центры. В районе Центро-Запад (19% площади и 7% населения) ведущая отрасль – сельское хозяйство с преобладанием животноводства; в отдельных местностях возделывают соевые бобы, рис и другие культуры.

                                       5.3 Организация производства

 В Бразилии установилась система смешанной экономики, основанной на сосуществовании и конкуренции отечественных частных фирм, международных корпораций и государственных предприятий.

Бразильские частные фирмы и предприниматели господствовали в торговле, сельском хозяйстве и в тех отраслях промышленности, где требуются относительно небольшие капиталовложения и технические знания (бумажная промышленность, выпуск мебели, изготовление напитков и проч.). Однако для развития текстильной промышленности было необходимо привлекать международные корпорации. Такие корпорации главенствовали в автомобильной промышленности, производстве лекарственных препаратов, пластмасс, табачных изделий, машин и электротехнического оборудования. Главным источником иностранных капиталовложений стали США, за ними следовали ФРГ, Япония и Швейцария. Нефтяная и нефтехимическая промышленность контролируются государством. На долю государственных предприятий приходится почти 80% продаж в горнодобывающей промышленности и более 65% – в металлургической. Роль государства велика также в некоторых отраслях сферы услуг. Например, более 60% коммерческих банков, а также бóльшая часть коммунальных предприятий находятся в руках федерального правительства и правительств штатов.

Помимо непосредственного производства товаров и услуг, государство регулирует деятельность частных компаний и цены на основные продукты питания, многие готовые изделия и услуги, внешнюю торговлю (особенно импорт), а также определяет обменный курс бразильской валюты. Чтобы сохранить конкурентоспособность бразильского экспорта за рубежом, этот курс подвергается частым девальвациям. Налоговые льготы и официально поддерживаемые займы для отдельных промышленных отраслей тоже представляют собой скрытые механизмы государственного контроля.

                                      5.4 Национальный продукт

 В 1987 валовой внутренний продукт (ВВП) Бразилии составлял 330 млрд. долл., или ок. 2100 долл. в расчете на душу населения. Однако этот показатель обнаруживал значительные региональные колебания. Если на Юго-Востоке он составлял 3760 долл., то на менее развитом Северо-Востоке – всего 880. В 1987 году 25% ВВП давала обрабатывающая промышленность, а 10% – сельское хозяйство. После 1995 произошли положительные сдвиги в экономике страны (как по абсолютным показателям, так и структурные). По объему ВВП (806 млрд. долл. в 1997) Бразилия вошла в десятку экономически развитых стран мира. Доля промышленности в ВВП увеличилась до 40%, сельского хозяйства составила 10%, а сферы услуг – более 50%. В том же году прирост ВВП был 4%, рост промышленного производства – 7%, сельского хозяйства – 5,5%, сферы услуг – 3%.

Горнодобывающая промышленностьВ этой отрасли большую роль играет иностранный капитал, особенно США, а также Канады, Японии, Франции и др. стран.

Самые важные из металлических полезных ископаемых – железная и марганцевая руды. В 1995 было добыто ок. 150 млн. т железной руды, из них 4/5 экспортировалось. 90% руды – высокосортные гепатиты Итабиры (шт. Минас-Жерайс) и Каражаса (шт. Пара). В 1995 было добыто ок. 2 млн. т марганцевой руды (главным образом в штатах Минас-Жерайс, Пара и Амапа), из них более 80% на экспорт.

Недавно Бразилия выдвинулась в число крупных мировых производителей бокситов. На Юго-Востоке и Севере Ежегодно добывается ок. 10 млн. т бокситов.

Добыча меди, свинца, цинка, никеля ведется преимущественно для внутреннего рынка. Кроме того, Бразилия поставляет на мировой рынок стратегическое сырье: вольфрам, ниобий, бериллий, тантал, цирконий, кристаллический кварц и слюду. Растет добыча радиоактивных минералов, содержащих уран (Посус-ди-Калдас, Олинда, шт. Пернамбуку), торий (Араша, шт. Минас-Жерайс), монацитовых песков (шт. Эспириту-Санту).

В конце 1970-х – начале 1980-х годов в разных частях Амазонии были открыты месторождения золота, что вызвало настоящую золотую лихорадку. Туда прибыло более 300 тыс. старателей, а затем и гигантов мировой золотопромышленности из Канады, США и ЮАР. За 1990–1995 добыча золота возросла с 40 до 80 т в год.

В Бразилии добываются драгоценные и полудрагоценные камни – алмазы, топазы, сапфиры, аквамарины.

Потребности Бразилии в нефти за счет собственных ресурсов удовлетворяются примерно наполовину. Добычу ведет государственная нефтяная компания «Петробраз» (36 млн. т в 1995) на шельфе Рио-де-Жанейро, в районе Реконаву (шт. Баия) и в устье р.Сан-Франсиску (штаты Сержипи и Алагоас). Недавно в Амазонии был открыт обширный осадочный бассейн Солимойнс, перспективный по возможным запасам нефти и газа.

Месторождения каменного угля разрабатываются в штатах Санта-Катарина и Риу-Гранди-ду-Сул. Из-за высокой зольности эти угли невысокого качества. Годовая добыча каменного угля не превышает 5 млн. т.

                                 5.5 Обрабатывающая промышленность

 На долю обрабатывающей промышленности приходится более 1/4 ВВП страны. Важное место в структуре промышленного производства занимают тяжелая и химическая промышленность и нефтепереработка.

Развита черная металлургия, полностью обеспеченная собственной высококачественной железной рудой. Значительная часть кокса импортируется; до сих пор применяется древесный уголь. По выплавке чугуна и стали (ок. 26 млн. т) Бразилия вышла на восьмое место в мире. Ведущие предприятия отрасли расположены в Волта-Редонда (шт. Рио-де-Жанейро), Тубаране (шт. Санта-Катарина), Сабаре, Жуан-Монлевади, Белу-Оризонти и Ипатинге (шт. Минас-Жерайс), Сан-Луисе (шт. Мараньян). Все они принадлежат иностранному капиталу (главным образом США, Японии, Франции и Бельгии).

В цветной металлургии наиболее развито производство алюминия, контролируемое капиталом США и Канады. Оно сосредоточено на Юго-Востоке (в Сорокабе, Посус-ди-Калдас, Валесул) и в Баркарена (близ Белена, шт. Пара) и действует на базе бокситов из Тромбетаса и Парагоминаса и энергии ГЭС Тукуруи.

Машиностроение лидирует по стоимости продукции в обрабатывающей промышленности. На ее долю приходится 30% всего промышленного производства Бразилии. Выделяется автомобилестроение (более 1,6 млн. автомобилей в 1995), контролируемое иностранным капиталом (США, ФРГ, Японии и др.). Крупнейшие центры автомобилестроения – Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро. Тракторостроение (до 50 тыс. тракторов в год) тоже находится в руках иностранных фирм. Среди латиноамериканских стран Бразилия выделяется по объему продукции станкостроения.

Бразилия занимает ведущие позиции по производству морских судов. Все крупные верфи находятся в бухте Гуанабара и контролируются капиталом Японии. В Сан-Жозе-дус-Кампус (шт. Сан-Паулу) работает крупный авиационный завод, поставляющий пассажирские самолеты для местных линий во многие страны мира.

Электротехническая промышленность развита в Кампинасе (шт. Сан-Паулу) и Рио-де-Жанейро. Бразилия производит электронно-вычислительную технику и поставляет на мировой рынок микросхемы, полупроводники и другую продукцию (крупнейший центр – Кампинас). Потребности в оборудовании в разных отраслях на 80–90% удовлетворяются за счет национальной промышленности. Предприятия страны обеспечивают свыше 50% внутренних потребностей в средствах информатики.

В стране реализуются космическая и ядерная программы.

Химическая и нефтехимическая промышленность относятся к числу наиболее динамичных отраслей. Производятся каустическая сода, кислоты, красители, азотные и фосфорные удобрения, синтетические волокна, синтетический каучук, пластмассы, взрывчатые вещества, лекарства и проч. На базе переработки нефти действуют крупные нефтехимические комплексы в Кубатане (шт. Сан-Паулу), Камасари (шт. Баия) и в штате Риу-Гранди-ду-Сул.

Налажено производство строительных материалов, прежде всего цемента (30 млн. т в год, из них половина – в штатах Минас-Жерайс и Сан-Паулу). Развивается целлюлозно-бумажная промышленность на Юго-Востоке и в штате Парана (ок. 5 млн. т бумаги в год, из них 13 идет на экспорт).

В пищевой и легкой промышленности преобладает национальный частный капитал. Некоторые отрасли работают на экспорт: сахарная, мясная, маслобойная, табачная. Бразилия занимает первое место в мире по производству и экспорту концентрированного и замороженного апельсинового сока (более 60%) и второе – по экспорту переработанного мяса птицы. Хлопчатобумажное производство дает 23 текстильной продукции, существенная часть которой вывозится. Расширяется производство тканей из искусственного волокна и трикотажа. Около половины текстильной продукции дают предприятия Сан-Паулу, около четверти – Рио-де-Жанейро. Развита кожевенно-обувная отрасль. Значительная часть ее продукции производится на экспорт (крупные центры – Сан-Паулу и Нову-Амбургу в штате Риу-Гранди-ду-Сул).

                                5.6 Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве занято 30% экономически активного населения (более 20 млн. человек). Некоторые из сельскохозяйственных культур Бразилии имеют крупные рынки сбыта за рубежом, другие производятся главным образом для внутреннего потребления. Среди экспортных культур выделяются кофе (в Сан-Паулу и Минас-Жерайсе на Юго-Востоке, а также в Паране на Юге); соя (в Паране и Риу-Гранди-ду-Сул, тоже на Юге; в Гоясе и Мату-Гросу-ду-Сул в Центро-Западе; а также в Сан-Паулу и Минас-Жерайсе); сахарный тростник (в Пернамбуку и Алагоасе на Северо-Востоке и в Минас-Жерайсе и Сан-Паулу); какао (в Баие на Северо-Востоке); рис (в штатах Мараньян на Севере и в Риу-Гранди-ду-Сул, Паране, Минас-Жерайсе, Мату-Гросу-ду-Сул и Гоясе); и апельсины (шт. Сан-Паулу). К важным продуктам, потребляемым преимущественно в Бразилии, относятся хлопок (в Сан-Паулу, Минас-Жерайсе, Паране и Мату-Гросу); бобы (в Паране, Минас-Жерайсе и Баие); кукуруза (в Паране, Риу-Гранди-ду-Сул и Санта-Катарине на Юге и в Сан-Паулу и Минас-Жерайсе) и пшеница (в Риу-Гранди-ду-Сул и Сан-Паулу).

По объему экспорта сельскохозяйственной продукции Бразилия занимает третье место в мире (после США и Франции). Бразилия – крупнейший поставщик кофе на мировой рынок (1,1 млн. т в 1995). Бразилия вышла также на первое место по поставкам сахарного тростника в связи с частичной заменой кубинского сахара на мировом рынке и быстрым ростом производства этанола. Бразилия занимает второе место в мире по производству сои и какао и третье место по производству кукурузы. По сбору бананов и апельсинов Бразилия лидирует на мировом рынке, а по производству риса удерживает первое место среди неазиатских стран.

Животноводство имеет преимущественно мясное направление и дает 40% (по стоимости) продукции сельского хозяйства. В 1995 в Бразилии насчитывалось 152 млн. голов крупного рогатого скота, 32 млн. свиней, 21 млн. овец, 9 млн. коз, 6 млн. лошадей. По размерам поголовья крупного рогатого скота Бразилия опережает любую другую страну, кроме Индии; 26% поголовья приходилось на Юго-Восток, 22% – на Север, 32% – на Центро-Запад и 20% – на Юг. Мясо, шерсть, шкуры и кожа частично экспортируются.

                                           5.7 Лесное хозяйство

Под лесами занято более 60% территории Бразилии. Ей принадлежит первое место по запасам древесины ценных пород. Древесные ресурсы страны пока используются слабо. Наибольшее значение имеют сбор латекса дикорастущих каучуконосов (30–50 тыс. т в год) во влажных тропических лесах Амазонии, бразильского ореха, карнаубского воска, плодов пальмы бабасу и масличного дерева ойтисики на Северо-Востоке и «парагвайского чая» (йерба матэ) на Юге. Заготовка древесины араукарии ведется на Юге. Значительная часть продукции лесного хозяйства идет на экспорт.(7)

 

                                                        .

                                               5.8 Внешняя торговля

В структуре внешней торговли прослеживается тенденция к увеличению удельного веса готовых изделий, полуфабрикатов и нетрадиционных продовольственных товаров. За 1970–1995 доля продукции обрабатывающей промышленность в экспорте возросла с 20 до 60%. Среди экспортных товаров выделяются автомобили, самолеты, электронные приборы, сталь, железная руда, бокситы. Доля таких традиционных тропических товаров, как кофе, какао, тропические фрукты и др. уменьшается. Из сельскохозяйственной продукции экспортируются также соя, продуты мукомольной промышленности, сахар, апельсиновый сок. Существенно возрос импорт машин, станков и другого промышленного оборудования, а также промышленного сырья (нефть, уголь, цветные металлы) и полуфабрикатов. Импортируется также зерно.

Основные торговые партнеры Бразилии – страны ЕС (27% товарооборота), Латинской Америки (21%), США (20%) и страны Азии (15%).

                            6.  Российско-Бразильские отношения

Дипломатические отношения между Россией и Бразилией установлены 3 октября 1828 г. В конце XIX века Бразилия была единственной латиноамериканской страной, с которой Россия поддерживала регулярные торговые связи.

После октября 1917 г. Бразилия в числе других латиноамериканских стран приостановила свои контакты с Советской Россией. Дипломатические отношения между СССР и Бразилией были установлены 2 апреля 1945 г.

Активные двусторонние обмены стали осуществляться с 80-х годов. Приход в марте 1985 г. к власти в Бразилии гражданского правительства во главе с президентом Ж.Сарнеем ознаменовался пересмотром бразильским руководством концептуального подхода к развитию сотрудничества с нашей страной. За это время были осуществлены визиты в Москву мининдел Бразилии О.Сетубала (1985 г.), президентов Ж.Сарнея (1988 г.) и Ф.Коллора (1990 г.), мининдел СССР в Бразилию (1987 г.). В ходе визита Ж.Сарнея была принята на высшем уровне "Декларация о принципах взаимодействия во имя мира и международного сотрудничества".

26 декабря 1991 г. Бразилия одной из первых латиноамериканских стран признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР.

Начиная с 1994 г. российско-бразильские отношения характеризуются позитивной динамикой политических контактов на высоком и высшем уровнях. В октябре 1994 г. в России с официальным визитом находился министр иностранных дел Бразилии С.Аморим. Был подписан ряд двусторонних документов о сотрудничестве в различных областях. Затем Москву с неофициальным визитом посетил вновь избранный президентом Бразилии Ф.Э.Кардозо. В октябре 1995 г. в Нью-Йорке во время празднования 50-летия ООН состоялась рабочая встреча президентов России и Бразилии. Была достигнута договоренность о создании Российско-Бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству под руководством Председателя Правительства России и Вице-президента Бразилии.

В сентябре 1996 г. в ходе работы 51-й сессии ГА ООН состоялась встреча министров иностранных дел наших стран. В период работы специальной сессии ГА ООН в июне 1997 г. состоялась встреча Председателя Правительства России с Президентом Бразилии. 7

В ноябре 1997 г. состоялся визит в Бразилию Министра иностранных дел России. По его итогам принята "Декларация о принципах взаимодействия России и Бразилии, устремленного в XXI век". Особое значение имело подписанное Совместное заявление о создании Российско-Бразильской комиссии высокого уровня по сотрудничеству (КВУ) под руководством Председателя Правительства России и Вице-президента Бразилии. Первое заседание КВУ состоялось в июне 2000 г. в Москве в рамках визита в Россию Вице-президента Бразилии М.Масиела. [1]

В 1999 г. был осуществлен ответный визит в Бразилию Председателя Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедева.

В июне (Москва) и декабре (Рио-де-Жанейро) 2000 г. прошли встречи сопредседателей Межправительственной Российско-Бразильской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству.

Важным событием стал первый в истории российско-латиноамериканских отношений визит в Бразилию Председателя Правительства Российской Федерации М.М.Касьянова 12-13 декабря 2001 г., в ходе которого состоялась его встреча с Президентом Ф.Э.Кардозо, прошло второе заседание КВУ. По итогам переговоров подписаны соглашения о сотрудничестве в области конкурентной политики, туризма, о взаимной помощи в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных нарушений, межбанковском сотрудничестве, программа сотрудничества в области мирного использования атомной энергии на 2001 – 2003 годы.

Большой вклад в дальнейшее укрепление двусторонних связей внес состоявшийся 13-16 января 2002 г. официальный визит Президента Бразилии Ф.Э.Кардозо в Россию. Подписаны Совместное заявление, Протокол об обмене грамотами о ратификации Договора о партнерских отношениях, Договор о выдаче, ряд других двусторонних документов.

Активно осуществляется межпарламентский обмен. В 1996 г. в Палате депутатов бразильского парламента была создана группа дружбы Бразилия-Россия. Весной 1998 г. Бразилию посетила делегация Комитета по бюджету, налогам и финансам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 25-27 мая 2000 г. состоялся визит в Бразилию делегации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации во главе с его Председателем Е.С.Строевым. В сентябре 2000 г. Москву посетила бразильская парламентская делегация во главе с Председателем Палаты депутатов Национального конгресса М.Темером. В октябре 2001 г. состоялась поездка в Бразилию делегации Госдумы России, возглавляемой заместителем Председателя В.А.Аверченко.

Налаживаются связи на региональном уровне. В последние годы в Бразилии побывали делегации Татарстана, Саха (Якутия), Уральского региона, Московской области, г. Санкт-Петербурга. В июле 2000 г. представители органов законодательной власти Орловской и Пермской областей посетили бразильские штаты Рио-де-Жанейро, Баия, Амазонас. В апреле 2001 г. состоялся визит делегации Администрации и представителей деловых кругов Липецкой области в штат Сан-Пауло. 7

В апреле 2001 г. по приглашению руководства Мособлдумы Россию посетила делегация Законодательной ассамблеи штата Сан-Пауло.

Торгово-экономическое сотрудничество между Россией и Бразилией развивается поступательно. Товарооборот между двумя странами характеризуется следующими данными:

(млн.долл.США)



1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Товарооборот

964,1

849,3

1105,3

1123,0

1061,0

933,5

1566,6

1680

Экспорт

394,8

383,6

344,7

327,4

315,0

570,6

464,0

427,7

Импорт

569,3

465,7

760,6

760,6

746,0

422,9

1102,6

1250

Объем российско-бразильского товарооборота в 2002 г. увеличился по сравнению с 2001 г. на 7% и составил 1,68 млрд. долл. При этом объем российского экспорта сократился на 9% до 427,7 млн. долл. Снижение динамики поставок из России наблюдалось по большинству товарных позиций. Основой экспорта продолжают оставаться сырье и полуфабрикаты (продукция химической промышленности, в том числе удобрения, металлы и изделия из них, минеральные продукты, драгоценные металлы). На долю различных удобрений приходится почти 3/4 российских продаж (310,2 млн. долл.).

Импорт бразильских товаров возрос на 13,6% и достиг 1,25 млрд. долл. Главной статьей оставался сахар-сырец, хотя объем его поставок уменьшился до 494,4 млн.долл. С 1,9 млн.долл. в 2001 г. до 45,9 млн.долл. возросли продажи говядины в Россию, в 2,5 раза - мяса индейки (11,3 млн.долл.), в 1,5 раза - куриного мяса (169,1 млн.долл.). Импорт свинины составил 371 млн. долл. (+81,8%), табака и табачных изделий - 51 млн.долл. (+22,4%), кофе - 25 млн.долл. (-29,9%). Отрицательное для России сальдо в торговле с Бразилией за 2002 г. достигло 824,3 млн. долл. С целью налаживания взаимодействия предпринимательских кругов с государственными ведомствами обеих стран, более активного внедрения новых форм делового партнерства в 2002 году учрежден российско-бразильский Совет делового сотрудничества. Первое заседание российской части Совета проведено 31 января 2003 г.

Научно-техническое сотрудничество имеет достаточно благоприятные перспективы. В 1999 г. вступило в силу Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Бразилии о научно-техническом сотрудничестве. В сентябре 2001 г. в Москве подписана Программа российско-бразильского научно-технического сотрудничества на 2001-2003 гг. Действует Соглашение о сотрудничестве в области мирного использования ядерной энергии (1994 г.). В декабре 2001 г. подписана Программа сотрудничества между Минатомом России и Нацкомиссией по атомной энергии Бразилии в области мирного использования атомной энергии на 2001-2003 гг. В июне 2003 г. Госдумой и Советом Федерации ратифицировано российско-бразильское Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Президентом России В.В.Путиным подписан соответствующий федеральный закон о вступлении данного соглашения в силу. Имеются реальные возможности взаимовыгодного сотрудничества в области аэрокосмической техники, метеорологии, создания перспективных материалов и микроэлектроники.

Культурные связи осуществляются на основе Соглашения о культурном сотрудничестве. В ходе визита Ф.Э.Кардозо в Москву в январе 2002 г. была подписана Программа обменов в области культуры, образования и спорта на 2002-2003 гг.

В сфере двусторонних консульских отношений действует единственное Соглашение между Правительством Российской Федерации (СССР) и правительством Федеративной Республики Бразилии об отмене виз применительно к дипломатическим и служебным паспортам, заключенное путем обмена нотами Министров иностранных дел 16 апреля 1991 года. Вступило в силу 16 мая 1991 года. Соглашение предусматривает безвизовый въезд и пребывание в течение 90 дней.

Помимо консульского отдела Посольства Российской Федерации в Бразилии имеются Генеральные консульства России в г. Рио-де-Жанейро и г. Сан-Пауло. В г. Белу-Оризонте с 20 ноября 1996 года работает Почетный консул (Гильермо Кальдас Эмрих).

       7. Участие Бразилии в различных экологических конференциях

                      7.1.Экологическая конференция в Монреале

3 декабря 2003 г. в городах 32 стран, в том числе в Монреале, Бразилии, Австралии, Франции, Германии и ЮАР проходят демонстрации защитников природы, которые требуют предпринять срочные действия в борьбе с глобальным потеплением. Демонстрации приурочены к 10-дневной конференции ООН по изменению климата, которая сейчас проходит в Монреале.

Например, в Лондоне участники прошли по Даунинг-стрит, где находится резиденция британского премьера Тони Блэра и передали письмо с требованием к правительству подтвердить свою приверженность Киотскому протоколу.

Предполагается, что крупнейшим будет шествие в Монреале. Как ожидается, на него соберутся более 15 тыс. человек. Пять экологических организаций, в том числе Greenpeace, передали в американское консульство в Монреале петицию, подписанную 600 тыс. американцами, в которой звучит призыв к администрации президента США и американскому Конгрессу помочь снизить темпы глобального потепления. Около 100 человек собрались в Монреале, чтобы заслушать требования.

           7..2 Борьба с незаконными рубками и торговлей красным деревом


Осенью 2001 года в мировых средствах массовой информации появились сообщения о необычных событиях, происходящих в джунглях Амазонки. После публикации доклада Гринпис власти Бразилии провели обыски на ряде лесозаготовительных и лесопильных предприятий. Стоимость конфискованного после этого красного дерева превысила 20 млн. долларов США. К местам незаконной заготовки и складирования красного дерева в глубине труднодоступных джунглей направились десятки сотрудников Агентства по охране окружающей среды. Поддержку им оказывают полиция и вооруженные силы, природоохранные активисты. Задействованы самолеты и вертолеты, катера.


Партии конфискованного красного дерева начинают сплавляться к населенным пунктам. На дорогах, ведущих к экспортным портам, выставлены контрольные пункты, проверяющие перевозимый лес. Введен мораторий на заготовку и экспорт красного дерева. Руководитель Агентства по охране окружающей среды Бразилии посещает США, являющиеся основным покупателем бразильского красного дерева, и договаривается о взаимодействии.

 


На фоне уныло-постоянных сообщений о широкомасштабном воровстве российского леса и столь же устойчивом отсутствии информации об эффективных действиях со стороны российских властей, сообщения из Бразилии вселяют надежду. Оказывается, благодаря международному сотрудничеству, а также некоторой вероятности появления честных государственных руководителей, проблема хищнических лесозаготовок и воровства леса все-таки может начать решаться. Пускай пока и в солнечной Бразилии. Может быть, когда-нибудь этот процесс дойдет и до России. Однако российские средства массовой информации почему-то упорно молчат об этих событиях.

Прочность, красота и стойкость американского красного дерева привлекли к нему внимание европейских поселенцев еще в XV веке, когда они начали заселять Центральную и Южную Америку. На протяжении всего XX века эта древесина, названная «золотом тропических лесов», шла на изготовление дорогой мебели, роскошных яхт, отделку интерьеров, изготовление гробов (эти изделия в последние годы импортировались даже в Россию, где на них был неплохой спрос). Основными же импортерами красного дерева в 80-е годы XX века являлись США и Великобритания.

Несмотря на относительно небольшие размеры поставок - около 100-150 тысяч кубометров в год, благодаря его высокой стоимости, объем мирового рынка красного дерева достигал 100 млн. долларов. Значительное количество древесины использовалось также на месте. Однако движущей силой развития лесозаготовок красного дерева являлись экспортные поставки.

Под торговым названием красного дерева «махогани» продаются весьма различные древесные породы. «Настоящим махогани» считается древесина деревьев рода Swetenia, произрастающих в Центральной и Южной Америке, а также на островах Карибского моря. Кроме того, под названием «африканское махогани» и «филиппинское махогани» на мировой рынок поставляются близкие по качествам к «настоящему махогани» породы красного дерева, принадлежащие к совершенно другим видам деревьев.

Наибольшую обеспокоенность природоохранных организаций вызывает ситуация с «настоящим махогани» из Центральной и Южной Америки.

В результате истощительных рубок два вида этих деревьев – Swetenia mahogani и Swetenia humilis, произрастающих на островах Карибского моря и в Центральной Америке, к 80-м годам XX века утратили свое коммерческое значение и попали в список видов, находящихся под угрозой исчезновения. Мировая торговля переключилась на Swetenia macrophylla, произрастающую в основном в бассейне реки Амазонки на территории Бразилии, а также в Боливии и Перу.

 

7..3 Экологические последствия заготовок красного дерева



Особенностью махогани является редкая встречаемость этих деревьев - обычно не более нескольких стволов на 1 га. Это крупные деревья, достигающие высоты 35-40 м. В результате, чтобы добраться до них, а затем вывезти огромные по диаметру бревна, лесозаготовители вынуждены прокладывать с помощью тяжелой техники большое количество волоков. На каждое заготовленное красное дерево приходятся сотни метров подъездных путей, на которых в среднем остается до трех десятков поврежденных, поваленных и брошенных стволов менее ценных пород.

Буквально через несколько недель они подсыхают, что резко повышает риск развития лесных пожаров.

Цикл восстановления махогани занимает не менее 100 лет. Требования осуществлять посадку саженцев махогани после проведения лесозаготовок, как правило, не выполняются, а когда эти работы все-таки проводятся, есть большие сомнения, что результаты этой лесовосстановительной деятельности будут успешными.

7.4 Социальные последствия заготовок красного дерева

Уже в 80-е годы XX века, когда основным поставщиком красного дерева на мировые рынки стала Бразилия, наиболее богатые этой породой леса уже были истощены приисковыми рубками. Нетронутые, наиболее богатые насаждения сохранились на землях, отведенных под индейские резервации и на особо охраняемых природных территориях.

Вторжение лесозаготовителей на земли индейцев вело к разрушению их традиционного уклада жизни. У части индейцев, прежде всего молодежи, возникали новые потребности, включая такие «достижения» цивилизации, как алкоголь, наркотики, сигареты, стремление к наживе любой ценой, хищническое использование природных ресурсов, презрение к традиционному образу жизни. Это вело к возникновению конфликтов внутри племен.

Поскольку индейцы ранее жили в изоляции, они не имели иммунитета против многих болезней, которые заносились после прихода на их земли лесозаготовителей. В результате массовых эпидемий лихорадки и малярии всего за несколько лет численность некоторых племен уменьшалась в два и более раз.

Однако наиболее разрушительные как экологические, так и социальные последствия вызывали не столько сами лесозаготовки, как вызванное ими массовое заселение территорий. Ранее практически недоступные земли индейцев после проникновения туда лесозаготовителей оказывались покрыты сетью волоков, дорог, причалов. Следом за лесопромышленниками, пришедшими за красным деревом, шли тысячи безземельных крестьян с их семьями. Они продолжали расчистку и выжигание тропических лесов, перевод их в сельскохозяйственные угодья. Если в ряде случаев индейцам удавалось вынуждать лесопромышленников оставить их в покое, то противостоять массовому незаконному заселению и полному уничтожению их среды обитания - тропических лесов, они оказались не в состоянии.

7.5 Криминальные последствия заготовок красного дерева

Согласно бразильскому законодательству, промышленная заготовка красного дерева на территориях индейских резерваций является незаконной, даже если лесозаготовителям удается получить согласие вождей. Природные ресурсы этих территорий предназначаются индейцам для традиционного их использования, к которым промышленная заготовка красного дерева не относится.

Однако часто лесопромышленникам не удается получить даже такого, пускай и незаконного согласия. Тогда, как это было зафиксировано в ряде случаев, могут начать действовать наемные убийцы, ликвидирующие несогласных, и вообще всех, кто может привлечь внимание к тому, что происходит в лесу.

Поскольку Бразилия считается правовым государством, а основные покупатели бразильского красного дерева вообще считают себя цитаделями законности и правопорядка, то возникает необходимость в легализации ворованного, а иногда и просто награбленного красного дерева. В ход идут подставные компании, скупающие краденный лес, и тем самым осуществляющие его «очистку». Прикрытием являются официальные разрешения на лесозаготовки за пределами охраняемых природных территорий и земель индейцев. Благодаря многократно завышенным оценкам запасов красного дерева, такие бумаги могут служить официальным прикрытием для скупаемого нелегального леса.

Вся эта система прекрасно функционировала, благодаря пирамиде цен на красное дерево. Если затраты на получение его кубометра в джунглях Амазонки составляют несколько десятков долларов (включая заготовку, вывозку, ликвидацию недовольных, дележку с коррумпированными чиновниками на местах), то при поставке на экспорт цена вырастала до сотен долларов. Фирма-импортер, ввозя красное дерево в Великобританию или США, могла рассчитывать уже на тысячу долларов США за кубометр. После изготовления из него мебели, этот кубометр мог принести уже нескольких тысяч долларов.

Перемены начались в 90-е годы XX века, когда вся эта деятельность привлекла внимание неправительственных природоохранных организаций. Первой оказалась Великобритания. Одним из лидеров кампании борьбы с хищническими заготовками и воровством бразильского красного дерева стало британское отделение международной организации «Друзья Земли» («Friends of the Earth»).

Она действовала по нескольким направлениям, некоторые из которых оказались весьма эффективными. Одним из них стало информирование британских покупателей об экологических и социальных последствиях заготовок красного дерева в Бразилии. Был выпущен ряд аналитических докладов, организовывались пресс-конференции, телевизионные передачи.

Одновременно с демонстрацией остроты проблемы началась кампания давления на продавцов изделий из красного дерева. Согласно британским законам, полиция должна проводить расследование случаев продажи краденных вещей, независимо от того, где они были похищены. Поскольку само бразильское правительство официально призналось, что большая часть заготовок красного дерева носит незаконный характер, а лес просто воруется, у активистов «Друзей Земли» появилась формальное основание обращаться в британскую полицию с просьбой провести расследование случаев продажи мебели из красного дерева, которое было своровано. Группы активистов отвлекали внимание работников охраны крупнейших магазинов, изымали там мебель из красного дерева и тут же доставляли ее в полицию с просьбой провести расследование. О проведении акции и руководство магазинов, и местная полиция извещались заранее.

Подобных процедур не избежали даже самые роскошные торговые центры, такие как «Харродс». Понятно, что внимание средств массовой информации к таким акциям было очень высоким. Через некоторое время после получения такой «рекламы» ведущие торговые сети Великобритании начали сокращать объемы продаж изделий из махогани, а также требовать от своих поставщиков представления убедительных доказательств законности происхождения использованной древесины.

Этот вопрос регулярно поднимался и при закупках красного дерева для государственных нужд - например, Военно-морскими силами. Однако честнейшие (хочется верить) британские чиновники здесь проявляли твердую солидарность со своими коррумпированными бразильскими коллегами. По их мнению, если все бумаги были оформлены правильно - наличие каких-либо экологических, социальных, криминальных проблем не признавалось, хотя сами официальные бразильские власти под давлением многочисленных скандальных доказательств признавали, что это не так.

Оказались малоэффективными и попытки действовать по линии Конвенции о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС). Неоднократные предложения, в том числе и инициированные США, включить в списки угрожаемых видов бразильское красное дерево, оказались безуспешными. Для этого требовалось официальное согласие Бразилии, т.е. чиновников этой страны, часть из которых, похоже, получала весьма солидную прибавку к зарплате именно благодаря незаконной торговле красным деревом. Естественно, что Бразилия и ее чиновники на такое согласиться никак не могли. В качестве компенсации при СИТЕС были организованы рабочие группы и прочие говорильные органы, призванные изобразить деятельность по решению проблемы.

Информирование покупателей и возникновение неблагоприятного общественного мнения оказало определенное влияние на торговцев красным деревом. Между бразильскими экспортерами и британскими импортерами было подписано соглашение, согласно которому его участники обещали не иметь дела с нелегальной древесиной. Однако это обязательство распространялось только на те фирмы, которые подписали соглашение. При этом оно не запрещало им закупки леса у компаний, которые предпочли остаться за рамками договора. Как было показано на многочисленных примерах, все это вело только в появлению промежуточной компании посредника, которая была необходима для «отмывки» незаконно заготовленного, в том числе и откровенно ворованного леса.

Тем не менее, в концу 90-х годов XX века закупки бразильского красного дерева Великобританией снизились на 70-80%. На мировом рынке оставался единственный крупномасштабный покупатель - США. На этом этапе резко активизировалась деятельность другой крупной международной природоохранной организации - Гринпис.

7.6 Конференция о биоразнообразии в Бразилии

27 марта 2006 года, в городе Куритиба (Бразилия),  на Восьмом совещании конференции сторон Конвенции о биологическом разнообразии (СОР 8), прошла пресс конференция с участием представителей коренных народов семи регионов мира, в том числе и России, где  делегацию Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока представляли Полина Шулбаева , Татьяна Дегай, Сергей Очурдяпов.


Представители коренных народов мира кратко представили свои регионы и то, что делается для реализации конвенции о биоразнообразии в этих регионах, а так же об участии  коренных народов в данной работе.


Представители АКМНСС и ДВ РФ отметили, что вопросы выполнения конвенции в России только начинают решаться, но сегодня решается  много экологических вопросов, которые, так или иначе, перекликаются с данной конвенцией. Например, создание особоохраняемых природных территорий на федеральном и региональном уровне, Красная книга по исчезающим видам, внедрение Рамсарской конвенции, проводится много конференций, семинаров, экологических лагерей, но они только поверхностно затрагивают КБР.  Относительно статьи 8j, статьи 15 и других положений статей Конвенции, затрагивающих коренные народы - продвижений нет. В преобладающем большинстве, коренным народам затруднен доступ к ресурсам, землям, воде, традиционному образу жизни.  В России, официально признано более 40 коренных малочисленных народов, каждый народ обладает своей уникальной культурой, традиционными знаниями, в том числе о сохранении биоразнообразия, которые накапливались тысячелетиями, но, к сожалению, из-за не понимания важности этих знаний, они безвозвратно уходят.


Как отметили коренные народы, в большинстве регионов Конвенция о биоразниообразии (КБР) действует только частично или через мероприятия которые лишь поверхностно затрагивают пункты данной конвенции. Коренные народы, как правило,  вообще не участвуют в реализации данной Конвенции, так как правительство не желает привлекать их, даже если таковая инициатива исходит от самих коренных.


«Невозможно вообще говорить об участии коренных народов в реализации Конвенции, ведь нам даже не дают права полноправно участвовать и в комитетах и  рабочих группах по написанию международного режима КБР. Один из главных вопросов для коренных народов это вопрос о биоразнообразии лесов. Биоразнообразие не должно просматриваться с точки зрения бизнеса, как это делается со стороны государств, ведь для коренных народов вопросы земли, леса, водных объектов - это вопросы жизни. Когда нас переселяют  с наших земель на новые территории нам приходиться адаптироваться,  привыкать к новому месту, теряя при этом наши знания. Потеря земель и соответственно традиционных знаний означает умирание народа, а мы этого не хотим», - заявил в своем выступление Сессилио,  представитель Мексики.


Коренные народы особо отметили важность статей 8j)  и статьи 15 о доступе к генетическим ресурсам. (Приложение конвенция о биоразнообразии), а так же особо отметили, что при всей сложности переговорного процесса с правительствами, необходимо продолжать  работать с ними в вопросе  защиты своих прав, продолжать бороться за возможность участия в комитетах и  черновых группах по написанию международного режима КБР, что бы вносить свои предложения на международном и региональном уровне. Что касается доступа к генетическим ресурсам - правительства на международном и национальном уровне,  должны признать права коренных народов, так как это выгодно для всех, - как для коренных, так и для правительств, государств и всего общества и человечества в целом. Разделение выгод и взаимная договоренность между различными культурами, то есть между коренными народами и правительствами обязательно должны быть, и эта договоренность должна быть основана на добровольных, равноправных, взаимовыгодных и согласованных условиях, где мнение коренных должно быть учтено, так же как и мнение правительства.[2]

В конце пресс-конференции коренные народы сделали упор на то, что принципы Конвенции о биоразнообразии ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть реализованы, особенно статьи 8j, ABS  и особо  охраняемых территорий.

7.7 Политика в области водных ресурсов

Реформа методов контроля за окружающей средой в Бразилии получит ускорение, прежде всего, в области контроля водных ресурсов, которая в настоящее время претерпевает значительные изменения. Концепция контроля через водные бассейны предусматривает создание организационной структуры и политической организации (вокруг комитетов по делам бассейнов), весьма напоминающих модель управления будущим устойчивым обществом.

Административная децентрализация, биорегиональное развитие, широкое и взвешенное представительство в принятии решений, оценка использования природных ресурсов в денежном отношении: эти и другие меры превратят первые опыты контроля через водные бассейны в центры формирования новых концепций контроля за окружающей средой страны. Президент Фернанду Энрики Кардозу, уделяющий большое внимание этой верно выбранной модели контроля, мобилизовал правительство на принятие в Конгрессе так называемого Закона о водах, т. е. новой национальной политики в области водных ресурсов, которая уже действует и располагает всеми необходимыми инструментами для внедрения системы контроля через водные бассейны. Закон о водах - это назревший юридический документ, демократически разработанный законодательной властью, который способствует продвижению вперед в сферах организации, планирования и контроля водных ресурсов на уровне штатов и даже на муниципальном уровне.

Приоритетный характер, который в глазах президента приобретают вопросы контроля над водными ресурсами, вытекает из его понимания двух решающих факторов. Это глобальная тенденция к уменьшению запасов воды вследствие ее бесконтрольного использования, а также те сравнительные преимущества, которыми Бразидия может воспользоваться в этой области, если сможет создать надлежащу модель контроля над водными ресурсами. Для Бразилии тот факт, что страна располагает 8% питьевой воды всего мира, может иметь или не иметь свои преимущества. Это зависит от самой страны. Контроль над водными ресурсами требует выработки схем децентрализации и демократического участия. Основным шагом правительства в направлении новых схем было решение покончить с традиционной практикой ведомственности в управлении водными ресурсами. Отныне воды страны не существуют параллельно в нескольких измерениях как материал для производства энергии, ирригации, оздоровления окружающей среды, навигации и т. д. Отныне контроль за их многообразным использованием ведется из одного центра, подчиненного М.О.С. В свете Закона о водах М.О.С. выступило с инициативой создать Гражданское движение в защиту вод, состоящее из местных Гражданских Информационных центров в защиту вод. Речь идет о проекте, способном привлечь широкие массы и призванный создать условия для возникновения бассейновых комитетов со структурой, которая позволит им превратиться в настоящие парламенты по вопросам водопользования, как это происходит в других странах. Одновременно с организационным усилением инструментов контроля за водными ресурсами правительство определило еще одну линию действий специально для Северо-востока страны: расширение предложения в связи с тем, что уровень водопотребления снизился до величин, которые препятствуют развитию этого региона. Высоко оценивая административный здравый смысл, правительство распорядилось о завершении ряда незаконченных структурообразующих строительных объектов, т. е. таких, которые способны увеличить предложение в области водопользования и, таким образом, перестроит экономическую и социальную базу региона. Создание программы "Про-Аква", финансируемой Мировым банком, и включение этих строительных работ в список приоритетов программы "Бразилия в действии" позволили быстро добиться результатов при сравнительно низких затратах. (8)

Например, в штате Риу-Гранди-ду-Норти водоотводы Кабужи, Траири и канал Паташо уже сейчас служат примером так называемого гидро-сельскохозяйственного использования земель взамен прежней концепции простого водонакопления. Два из указанных сооружения питаются водами водохранилища Арманду Рибэйру Гонсалвиш (2 миллиарда кубических метров), которые используются как для нужд населения, так и для ирригации. Также в штате Параиба вода, накопившаяся за более, чем пятьдесят лет, но не используемая с определенной целью (комплекс Куремас Маи Д'Агуа), позволит оросить около 10 тысяч гектаров, что изменит экономический облик всего региона. 10

Следует еще упомянуть о водохранилище Каштаньяу, в штате Сеара, самое большое гидротехническое сооружение в Бразилии, объем которого в 2,5 раза превышает количество воды в бухте Гуанабары (6 миллиардов кубических метров), сооруженном в самом центре засушливой зоны. В штате Пиауи, где построено наибольшее количество гидротехнических сооружений, предложение пресной воды особенно возрастет в сравнительных величинах. В штате Пернамбуку Западный водовод протяженностью 710 км свяжет реку Сан-Франсишку со штатом Пиауи (в районе Падри Маркуш). Также плотина Жуказинью, построенная в степной зоне, покроет потребности территории, где использование значительного экономического потенциала сдерживается нехваткой воды.

Разработке всех проектов по расширению предложения пресной воды на Северо-востоке предшествовали широкие консультации с парламентскими фракциями, с губернаторами и представителями населения этого региона, которые, в свою очередь, подписали исторический документ: "Харти за спасение Сан-Франциско", предложенную 19.V.95 президентом Республики в речи в Управлении по развитию Северо-востока для обеспечения проекта переброски вод этой реки и самого будущего этого экологического наследия Бразилии, которому в последние годы нанесен серьезный ущерб.

Поскольку вопросы ирригации в зоне полузасушливого климата рассматриваются президентом Фернанду Энрики Кардозу в качестве стратегического приоритета, по окончании мандата его правительства площадь орошаемых земель в этом регионе увеличится в полтора раза по сравнению с орошаемыми площадями, созданными за последние тридцать лет. В проведении ирригационной политики особое внимание обращается на необходимость выработки новой модели, основанной на развитии более водосберегающих технологий и привлечении наиболее предприимчивых ирригаторов, что, в свою очередь, привлечет частные капиталы. 10

Особое внимание, уделяемое правительством выбору Северо-Востока в пользу орошаемого плодоводства приведет к значительным изменениям в восприятии этого региона, укоренившимся в течение веков. Эта зона полузасушливого климата, всеми забытая и парализованная духом фатализма ее обитателей, расцветет как новая Калифорния, способная стать основным производителем фруктов в мире. Сад, который рождается на этой голой и засушливой земле, "прекрасен как ''да'' среди сплошных ''нет''", если вспомнить поэта, который передал в стихах всю трагедию этих Северину-пасынков жизни.

8. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ

В последние годы экологический туризм рассматривается как вид туризма, обладающий высоким экономическим и общественным потенциалом и способный широко представить на внутреннем и внешнем рынках экологическое и культурное наследство страны. Он также выступает как важная альтернатива развития в том случае, если она имеет под собой устойчивую основу.

Признание того факта, что экологический туризм в Бразилии развивался бессистемно и неорганизованно, привело к образованию рабочей группы, куда вошли специалисты М.О.С., Министерства промышленности, торговли и туризма, Бразильской Туристической компании и Бразильского института по проблемам Амазонии. Они разработали документ под названием "Основные направления национальной политики в области экологического туризма", который обращает особое внимание на необходимость соответствия экологического туризма требованиям защиты окружающей среды, усиления международного сотрудничества, действенного участия в этой деятельности всех его составных частей, развития и стимулирования людских ресурсов, развития, поддержки и стимулирования создания и совершенствования инфраструктуры и использования экологического туризма в качестве средства экологического воспитания.

В 1966 году М.О.С. создало Техническую группу по координации экологического туризма в Амазонии, в которой представлены федеральное правительство и правительство штата, частный сектор, различные классы общества и неправительственные организации. Группа разработала Программу развития экологического туризма в Амазонии ("ПроЭкоТур"), которая уже получила одобрение правительственной Комиссии по внешнему финансированию и в настоящее время рассматривается финансированию и в настоящее время рассматривается Мировым банком. (8)

"ПроЭкоТур" основана на новой концепции, предусматривающей создание модели устойчивого развития для штатов, образующих Общу Амазонию. Ее основные принципы: природные ресурсы Амазонии находятся в распоряжении общества, которое опосредствовано, использует их для своих экономических нужд; создаются отношения сотрудничества между гражданским обществом, частным и государственным секторами; рыночные силы и частные ресурсы регулируются стратегическими нормативами и капиталовложениями; должна быть пересмотрена рол государства в качестве стимулирующего фактора развития, имея в виду замену крупных капиталовложений в физическую инфраструктуру на стратегические капиталовложения в технологию, планирование и привлечение частного капитала. "ПроЭкоТур" ставит своей целью оказывать поддержку и развивать туристические достопримечательности региона, создать стабильный климат для капиталовложений, содействовать в оперативном плане инициативам в области экологического туризма, содействовать в финансовом плане новым инициативам посредством открытия кредитов, создать и совершенствовать базовую инфраструктуру для увеличения туристических потоков. С 1995 года М.О.С. реализует Программу Профессионального обучения для экологического туризма, среди основных результатов которой следует выделить:

создание Управлений по экологическому туризму в девяти штатах Общей Амазонии с целью усовершенствовать планирование, определит приоритеты и обозначит продукты и стратеги маркетинга;

создание центров повышения квалификации для пополнения и обновления знаний специалистов, которые должны распространить новые методы на всю страну;

создание "workshop" с участием 40 специалистов Национального фонда по делам индейцев для исследования возможностей основания экспериментальной базы экологического туризма на территории, населенной индейцами;

создание нескольких "workshop" с привлечением местных жителей, занимающихся собирательством, имея в виду подготовить их для работы в области экологического туризма в качестве источника занятости и доходов;

обучение с помощью международных специалистов из стран-участниц Договора о сотрудничестве в Амазонии для выработки общей терминологии и планирования региональных коридоров для продуктов экологического туризм.(7)

















                     Список использованной литературы


1 В.К.Ломакин « Мировая экономика» - М.:Финансы, »ЮНИТИ »

  2. www.brasil.ru

3. www.brasil.net


  4.www.krugosvet.ru


6.Экономика и управление в зарубежных странах (по материалам иностранной печати) Информационный бюллетень №5 – М. 2004


7.#"#">www.raipon.grida.no/russian_site/news/index...




7 #"#_ftnref2" name="_ftn2" title=""> 

 



Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.