РУБРИКИ |
Особенности развития и размещения газовой промышленности России |
РЕКЛАМА |
|
Особенности развития и размещения газовой промышленности РоссииОсобенности развития и размещения газовой промышленности РоссииМИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Институт национальной и мировой экономики Кафедра экономики и природопользования К У Р С О В А Я Р А Б О Т А На тему: " Особенности развития и размещения газовой промышленности России". Выполнил: студентка 2 курса Гр.122 Минакова В.В. Проверил: к.э.н. Житников В.Г. Ростов-на-Дону, 1998 Содержание. Введение. 3 1 Российская газовая промышленность - полвека развития. 5 2 Размещение газовой промышленности. 15 3 Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт. 4 Проблемы и перспективы развития. 32 Заключение. 39 Приложение. 42 Список использованной литературы. 44 Введение. Промышленная политика государства гиперсфокусирована на отраслях топливно-энергетического комплекса, поскольку они выдерживают жесткую конкуренцию на мировом рынке и являются одним из основных источников формирования доходов федерального бюджета. С начала 1997 г. происходит структурная перестройка газовой отрасли. Природный газ - ценнейший вид экологически чистого топлива, тепловой коэффициент которого составляет 1,22. Добыча природного газа обходится значительно дешевле добычи нефти и угля. Применение природного газа способствует повышению эффективности общественного производства. Газовая промышленность обеспечивает производство синтетических материалов ценным и экономически выгодным сырьем, свыше 90% азотных удобрений в странах СНГ получают на базе использования природного газа. Газ необходим в электроэнергетике, металлургической, цементной, стекольной, сахарной и других отраслях промышленности. В России с использованием природного газа производится 93% чугуна, 59% мартеновской стали, 49% проката черных металлов, 100% огнеупоров, 89% листового стекла и 45% сборного железобетона. Удельный вес природного газа в потреблении топливно- энергетических ресурсов электростанциями дости гает 61 %. Широкое применение он нашел в коммунально-бытовом хозяйстве, в
последние годы газ стал использоваться в автомобильном транспорте, что
снижает выбросы оксидов углерода, азота и других вредных веществ на 65-90%
по сравнению с автомобилями, работающими на бензине. Газом обеспечиваются
свыше 2 тыс. городов, 3,5 тыс. поселков городского типа, более 190
тыс.сельских населенных пунктов. Доля газа в топливном балансе России
составляет 50%. В начале развития газовой промышленности разведанные
ресурсы природного газа оказались сконцентрированными на Северном Кавказе, На долю стран СНГ приходится около 50% мировых запасов природного
газа, которые оцениваются в 200 трлн.м2 Разведанные ресурсы топлива
составляют 50 трлн.м2 или 1/4 потенциальных запасов, из них на Сибирь и Ориентация на развитие нефтегазового комплекса и энергосистемы РФ как
на «локомотив» экономики привела к тому, что под чрезмерным прессом
оказались доходы (фактически - инвестиционные возможности) предприятий этих
комплексов. В настоящее время, разрабатываются программы развития
промышленности, в т.ч. и газовой, в условиях кризиса. В этой связи, особый
интерес представляет вопрос развития, размещения газовой промышленности 1 Российская газовая промышленность - полвека развития. В 1996 г. газовой промышленности России исполнилось 50 лет. Сейчас, в условиях кризиса, отрасль демонстрирует гибкость и умение находить зоны стабильности и ниши роста. Какие же факторы сделали возможным такое положение, какова роль газовой промышленности в экономике страны и шире - в мировом хозяйстве сегодня и в перспективе? Газовая промышленность не является чисто монопродуктовой отраслью. За последние полвека система газоснабжения прошла несколько фаз развития. В бывшем СССР она представляла собой общесоюзный народнохозяйственный комплекс. Поскольку и после распада СССР это накладывает заметный отпечаток на функционирование ЕСГ России, целесообразно рассмотреть основные этапы ее становления. Первый этап, охватывающий 40-е - начало 60-х годов, связан с освоением
отдельных групп саратовских, краснодарских, ставропольских,
восточноукраинских (район Шебелинки), западноукраинских (район Дашавы- Эти газопроводы диаметром до 820 мм (впоследствии - 1020 мм), годовой
производительностью до 5-8 млрд. куб. м, протяженностью до 700-1000 км
функционировали, как правило, независимо друг от друга. Такому состоянию
системы газоснабжения соответствовали планирование, проектирование и
управление отдельными газопроводами. Уровень добычи и потребления газа к На втором этапе, в 60-е годы, стали вводиться в разработку крупные
газоносные районы - прежде всего резко увеличилось использование ресурсов К началу 70-х годов открытия геологов показали, что в Западной Сибири,
прежде всего в Надым-Пур-Тазовском районе, сосредоточены уникальные запасы
газа. Были также существенно увеличены разведанные запасы газа в Средней Во второй половине 80-х годов Единая система газоснабжения подошла к
новому зрелому этапу своего развития. Масштабы газоснабжения и роль ЕСГ
оказались настолько важными, что от эффективного и устойчивого ее
функционирования стала зависеть нормальная работа многих крупных
потребителей, целых отраслей и регионов. Плановая экономика ориентировала
газовую промышленность на предельно высокие темпы валового роста по
принципу "любыми средствами". Но одновременно с позиций потребителя
главными становились качественные показатели газоснабжения - надежность
поставок, реакция на изменения условий работы, компенсация "возмущений" в Зрелость системы проявилась и в том, что в результате перехода ряда месторождений и целых газодобывающих районов в стадию падающей добычи на фоне бурного роста новых районов и строительства новых крупных газотранспортных магистралей возникла потребность в изменении функций и роли существующих мощностей. Реализация этого потенциала с целью минимизации суммарных затрат повышала значение системного моделирования развития и реконструкции ЕСГ, которое, для того чтобы быть эффективным методом принятия решений, должно комплексно учитывать все основные факторы ее работы. Важным средством обеспечения новых функций ЕСГ стала подсистема
регулирования и резервирования газоснабжения, опирающаяся на крупные
хранилища природного газа. Развитие этой подсистемы, берущее начало с 60-х
годов, длительное время отставало от темпов роста газоснабжения. Так, для
нормальной работы в сезонном разрезе при круглогодичном газоснабжении
необходимы запасы в объеме 10-11% годового потребления (с учетом экспорта). В конце 80-х годов кризисные явления в экономике затронули газовую промышленность. Это было связано с нехваткой инвестиций (в то время централизованных), первыми признаками нестабильности спроса, проявившимися в резком снижении его темпов. Тем не менее большая инерционность процессов и накопленный ранее потенциал развития способствовали процветанию отрасли в период 1985-1990 гг.[4] Суммарные инвестиции в газовую промышленности достигали в середине 80-
х годов 10-11 млрд. руб. в год, а основные фонды были оценены на начало Можно говорить о величине не менее 100 млрд. долл. Действительно,
только 17 магистральных газопроводов из Западной Сибири в центр России и
другие страны протяженностью в среднем не менее 2500 км каждый (с учетом
сложности их прокладки в северных условиях) стоят 70-80 млрд. долл. Таким образом, на интенсивное развитие ЕСГ были направлены огромные по любым оценкам средства. По-видимому, программа создания системы газоснабжения стала наиболее капиталоемкой из всех реализованных в гражданском секторе экономики. Здесь надо отметить, что в принципе газовая промышленность вполне приспособлена к "государственному" режиму, в котором она находилась в период интенсивного роста, вследствие относительной простоты технологических процессов, потребности в масштабных и концентрированных капиталовложениях и необходимости гарантий рисков (в том числе политических), связанных с этими вложениями. Конечно, неизбежны и отрицательные моменты функционирования отрасли под эгидой государства, но они носят более тонкий характер. Итак, к началу 90-х годов газотранспортная система ЕСГ была в основном завершена. В пределах России она позволяла транспортировать свыше 600 млрд. куб. м природного газа в год, являясь крупнейшей такого рода системой в мире.[5] Другой главный компонент ЕСГ - ресурсы природного газа, служащие
сырьевой базой газоснабжения. Сейчас разведанные запасы превышают 49 трлн.
куб. м, а потенциальные ресурсы - 200 трлн. куб. м. При этом свыше 85%
запасов приходится на Западную Сибирь. В то же время слабо исследованы
перспективные районы Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфы морей. В начале 90-х годов наиболее важным было то, что добыча газа
базировалась на разработке уникальных Уренгойского, Ямбургского и В 1990-1991 гг., в период резкой политико-экономической нестабильности, был практически приостановлен процесс развития ЕСГ и начался серьезный кризис в газовой промышленности, выразившийся в: - неопределенности организационных форм существования отрасли, - прекращении централизованного инвестирования, составлявшего основу финансирования отрасли, а затем вследствие высокой инфляции-в обесценивании имевшихся в отрасли внутренних средств; - разрыве связей с поставщиками оборудования из стран СНГ, неплатежах за поставляемый внутри и вне России газ, неурегулированности вопросов транзита и т.д. В создавшейся ситуации несомненным достижением является консолидация
основного ядра газовой промышленности России в составе РАО "Газпром". Основное отличие газоснабжения от нефтеснабжения заключается в том,
что транспортируемый природный газ - продукт, вполне готовый для
использования и как сырье, и как топливо, причем доводимое без каких-либо
изменений до самых мелких, исчисляемых миллионами потребителей. Стоимость транспортировки нефти и газа также неодинакова. При
расстоянии 1600 км в расчете на 1 млн. БТЕ в среднем она составляет 2 долл.
для сухопутных и 1 долл. для морских газопроводов по сравнению с примерно 2 Размещение газовой промышленности. Таким образом, обобщая вышесказанное, можно выделить основные районы размещения газовой промышленности. В Западно-Сибирском районе основными газовыми промыслами являются К четырем магистралям Сибирь-Центр, действовавшим к 1980 г, введены в
эксплуатацию шесть газопроводов диаметром 1420 мм: Уренгой-Москва, Уренгой- Западносибирский газ поступает на предприятия промышленных центров Второй по значению район газовой промышленности в России - Уральский. Крупным районом развития газодобывающей промышленности России
становится Республика Коми и северо-восточная часть Архангельской области,
где формируется Тимано-Печорский ТПК. Природный газ добывается на В ближайшие годы акционерным обществом "Росшельф" начнется освоение одного из крупнейших в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения, находящегося на шельфе России в Баренцевом море. Геологические запасы месторождения оцениваются в 3 трлн.м2 и оно потребует инвестиций в 10-12 млрд. долларов. В 1980 г. в Поволжье открыто Астраханское газоконденсатное месторождение. В настоящее время на его основе формируется Астраханский промышленный узел по добыче и переработке газа и конденсата, а также по производству серы. Добыча на месторождении увеличилась до 4 млрд.м2 в 1996 г.[10] К новым перспективным районам в Российской Федерации относятся
месторождения в Восточной Сибири (функционирует газопровод Мессаяха- Ресурсы топлива в старых районах газодобывающей промышленности в
результате многолетней эксплуатации в значительной степени истощены и не
могут удовлетворять потребности народного хозяйства их за счет собственной
добычи. Это относится к таким районам, как Северный Кавказ и Поволжье, В Азербайджанской Республике газ добывается на Карадагском месторождении (ежегодная добыча 10 млрд.мЗ; он транспортируется по газопроводу Карадаг-Тбилиси-Ереван. Вторым крупным районом газовой промышленности являются государства В настоящее время правительство Республики Туркменистан для развития
нефтегазового комплекса стремится привлечь капиталы фирм государств Кроме природного газа страны СНГ богаты попутным нефтяным газом,
который территориально связан с месторождениями нефти. Попутный газ
отличается от природного наличием в нем наряду с метаном этана, пропана и
бутана, являющихся ценным сырьем для промышленности органического синтеза. Газовый конденсат перерабатывается на Оренбургском, Мубарекском, Одним из резервов получения газообразного топлива для некоторых
районов служит газификация угля и сланцев. Подземная газификация угля
осуществляется в Донбассе (Лисичанск), Кузбассе (Киселевск), Подмосковье 3 Проблемы регулирования газовой промышленности России и мировой опыт. Процесс приобретения газовой промышленностью своего нового статуса в меняющейся экономике России еще не завершен. Отрасли удалось избежать разрушения своего ядра, более того, фактически только в новых условиях ее подлинная роль в народном хозяйстве, долгое время затенявшаяся первенством нефтяной промышленности, оказалась в центре общественного внимания. Тем не менее до сих пор остро ощущается неурегулированность многих вопросов функционирования отрасли и РАО "Газпром". В основном все концентрируется вокруг проблемы перехода к цивилизованному регулированию работы отрасли и возможных мерах по ее либерализации. Следует отметить, что газовая промышленность как объект рыночной экономики - весьма специфическая отрасль, для которой стандартные подходы малоприемлемы. В развитых странах Запада, в том числе в тех, где газовая промышленность прошла длительный путь развития, современное понимание ее статуса или сложилось в последние 10-15 лет, или и в настоящее время является предметом острой дискуссии.[12] Проблемы либерализации газовой отрасли объективно связаны с необходимостью привлечения крупных финансовых средств для создания новых газотранспортных систем, гарантией возврата которых обычно выступает наличие значительных подтвержденных запасов газа, предназначенных для его подачи по этим системам, и предварительных договоренностей с потребителями на поставки газа по ним. Однако для достижения таких договоренностей нужно подтверждение реальности сооружения системы в требуемые сроки и возможности обеспечения надежных поставок газа. Все это легче сделать крупным интегрированным компаниям, зачастую опирающимся на государственную поддержку, чем потенциальному консорциуму мелких коммерческих образований. Регулирование отрасли будет происходить параллельно с развитием и
унификацией методов регулирования газовой промышленности в странах Надо отметить, что в настоящее время в Европе нет унифицированной модели организации и функционирования газовой промышленности. Газовые рынки европейских стран за редким исключением не либерализованы. В большинстве случаев государство в той или иной степени контролирует отечественную газодобывающую отрасль (если таковая имеется), а также магистральный транспорт газа. В Нидерландах и Норвегии, являющихся крупнейшими экспортерами газа, государство осуществляет строгий контроль за добычей и коммерческим использованием национальных ресурсов природного газа.[14] В Норвегии производители газа должны заключать соглашения о совместной деятельности, в соответствии с которыми переговоры об условиях продаж добываемого газа ведутся специальным органом - Комитетом по переговорам по газу (КПГ), где представлены три основные норвежские газовые компании. В случае, если Комитет не может придти к общему мнению, он обращается в правительство за окончательным решением. При создании КПГ предполагалось, что он будет выступать как единый экспортер норвежского газа и тем самым даст возможность снизить степень давления консорциума крупных европейских покупателей газа. В Нидерландах централизованные закупки и перепродажа всего газа, подпадающего под юрисдикцию страны, осуществляется компанией "Газюни", наполовину принадлежащей государству. Добыча газа также подлежит законодательному регулированию и утверждению правительством. Практически везде, кроме Великобритании, отсутствует или крайне затруднен доступ третьих сторон в газотранспортную систему. При этом в ряде стран, например, в Германии, предоставляются достаточно широкие возможности для сооружения независимых газопроводов. Но вместе с тем в той же Германии применяется специфическая система регионализации рынков газа, препятствующая непосредственной конкуренции поставщиков за конечного потребителя.[15] Европейская комиссия неоднократно пыталась продвинуться в решении
вопроса об определении единых правил организации рынка газа в странах-
членах ЕС и переходе от национальных моделей к функционированию единого
газового рынка. Так, в 1994 г. введена в действие директива об
углеводородном сырье, устанавливающая, что системы лицензирования должны
основываться на открытых торгах, быть гласными и носить недискриминационный
характер. В 1990-1991 гг. была принята директива о создании внутреннего
энергетического рынка, не затрагивавшая суверенных прав стран-членов ЕС. Интенсивные реформы в газовой промышленности США в 80-е годы были во
многом вызваны падением спроса на газ. Последнее произошло по ряду причин. Сейчас сложились два подхода к решению указанных проблем. Согласно
одному из них, вполне достаточна внешняя конкуренция газовой промышленности
с поставщиками других топливно-энергетических ресурсов. Для выражения такой
конкуренции во многих случаях, в том числе в импортно-экспортных
контрактах, стали применять формулы для цены газа как производной от В целом в Северной Америке кризисные явления конца 70-х годов
способствовали реализации второго подхода. В 1984 г. в США были
одновременно отменены условия оплаты минимальных объемов поставок в
долгосрочных контрактах (что облегчило положение трубопроводных компаний,
бывших в то время и продавцами газа) и введены требования открытого доступа
поставщиков к сетям трубопроводного транспорта (при этом транспортные
компании, принявшие принцип открытого доступа, должны были обменять часть
своих контрактов по поставкам газа на контракты на его транспортировку). В Канаде в тех же условиях начала 80-х годов были приняты меры по либерализации ценообразования и разрешению доступа третьих сторон к магистральным трубопроводам при сохранении фактически монопольного положения на трансконтинентальные перевозки компании "Трансканада". В Европе к периоду ценовых кризисов газовая промышленность не успела
пройти столь длительный путь развития и находилась на этапе становления. В России к настоящему времени создание основной инфраструктуры
магистрального транспорта газа для снабжения внутренних потребителей в
целом завершено. Конечно, в результате начавшегося с 1990 г. снижения
объемов газопотребления, неясности с темпами и сроками восстановления его
уровня, особенно учитывая растущее стремление к сохранению только
платежеспособного спроса, возникла определенная пауза в развитии отрасли. На внутреннем рынке долгосрочные контракты па поставку газа
практически отсутствуют. Это снимает ряд проблем, возникавших при
либерализации газового рынка в других странах, и облегчает введение новых
форм регулирования. Сейчас регулирование в газовой промышленности России
носит достаточно фрагментарный характер. В течение 1993-1995 гг.
действовала формула, ценообразования, предусматривающая ежемесячную
коррекцию цен на газ у промышленных потребителей в соответствии с темпом
роста цен на промышленную продукцию за предшествующий месяц. Цена не была
дифференцирована ни в региональном, ни в сезонном разрезах. Номинальная
цена на газ для промышленных потребителей достигла 60 долл. за 1 тыс. куб.
м, что близко к официально установленной экспортной цене для Украины (из-за
отсутствия региональной дифференциации, которая началась только в прошлом
году, такая вполне "европейская" цена действует и на Урале, и в Западной Надо отметить, что оптовые цены на газ, составлявшие с 1982 г. 26 руб.
за 1 тыс. куб. м, ас 1991 г. -52 руб., поднялись сейчас до 300 тыс. руб. за Газовое законодательство как таковое в России практически отсутствует. Объективно необходима высокая степень целостности газовой промышленности России. Это обусловливается как решающей ролью транспортного фактора (а транспорт опирается на уже созданную крупнейшую инфраструктуру сетевого типа), так и высокой, не имеющей мировых аналогов концентрацией ресурсов (в настоящее время подавляющая часть добываемого газа приходится на три крупнейших месторождения, расположенных вблизи друг от друга и на расстоянии 2-5 тыс. км от потребителей).[20] Добыча газа, как и других ресурсов, по закону РФ о недрах, осуществляется в соответствии с лицензиями на их разработку и добычу, выдаваемыми на конкурсной основе. Лицензии на уже находящиеся в эксплуатации месторождения были переданы "Газпрому". Он же получил лицензии на основные намечаемые к разработке месторождения Западной Сибири. На часть месторождений среднего масштаба и извлечение газа из более глубоких, чем сеноманские залежи горизонтов, лицензии выданы не входящим в "Газпром" структурам, то есть первые шаги к демонополизации добычи природного газа уже предприняты. Одновременно в ЕСГ поступает попутный газ нефтяных месторождений, также являющийся для системы газоснабжения продуктом сторонних поставщиков. Транспорт газа по ЕСГ признан и считается естественной монополией, что фактически означает неделимость существующей газотранспортной системы. Указ президента РФ о создании РАО "Газпром" содержит положение о
доступе производителей газа на территории Российской Федерации к
транспортировке доли газа, пропорциональной уровню их добычи, по
газотранспортной системе ЕСГ. Некоторые процедуры такого доступа
регламентированы Временным положением. Однако на практике осуществляется не
транспорт стороннего газа, а его покупка газотранспортными предприятиями Целесообразно создать такую регулирующую систему, при которой Важно разработать и ввести в действие экономические механизмы стимулирования резервирования газоснабжения, в первую очередь подземного хранения газа. Формально надежное газоснабжение потребителей является обязанностью Газпрома. И надо отметить, что при всех трансформациях последнего периода это требование практически не нарушалось. Увеличения количества отказов и аварий в системе газоснабжения не наблюдалось. Вообще качество газоснабжения обеспечивается применяемыми - в системе
несколькими способами резервирования: от объектного резервирования К сожалению, несмотря на такую бесспорно высокую ценность подземных хранилищ газа, очень мало сделано для стимулирования их развития. Их функции носят описательный характер, не подкреплены конкретными диверсифицированными контрактными соглашениями с потребителями, нуждающимися в соответствующем качестве услуг по газоснабжению. Важно отметить, что при транспортировке по ЕСГ как собственного газа 4 Проблемы и перспективы развития. Единая система газоснабжения создавалась в условиях плановой экономики, когда критерием успешной работы было выполнение директив по наращиванию валовых объемов добычи газа, а также напряженных плановых заданий по его поставкам. Все это настраивало на интенсивное развитие системы и высокую надежность ее функционирования. Причем возможности выбора поставщиков действительно эффективного и надежного оборудования, наилучших подрядчиков и т.п. были, как правило, ограничены. Зато капиталовложения выделялись централизованно и на определенных этапах в соответствии с обоснованными потребностями. В подобных условиях приходилось прибегать к избыточному с чисто экономических позиций резервированию, включая установку громоздкого парка резервных газоперекачивающих агрегатов, к форсированному вводу мощностей на новых объектах и т.д. Сейчас наиболее актуальным для отрасли стал поиск решений, оптимальных с учетом ее финансовой самостоятельности и наличия открытого рынка оборудования и услуг.[24] В настоящее время многие прогнозы предполагают значительное увеличение емкости европейского рынка газа и соответственно возможностей поставки российского газа. В этой связи вполне уместной считается увязка перспектив развития ТЭК России и европейского рынка энергоресурсов. При этом описываются оптимистический и вероятный сценарии. Оптимистический сценарий предусматривает рост цен на российские энергоносители, объемов потребления российских энергоресурсов и инвестиций в российский ТЭК (поскольку большее число проектов становится экономически эффективным), что в совокупности позволит использовать его как "мотор" для выхода из кризиса и перехода в стадию поступательного развития экономики". Здесь необходим более дифференцированный и взвешенный подход. Что касается нефти, то цены на нее формируются на основе довольно сложного баланса интересов и сил, включающего и механизмы квотирования добычи. Цены оптовых закупок газа в экспортно-импортных взаимоотношениях традиционно строятся на ценовых формулах, учитывающих цену "корзины" энергоресурсов, в том числе мазута (как производной от цены нефти) и угля. Представляется, что цена угля на мировом рынке может быть достаточно стабильной ввиду наличия доступных больших запасов качественного угля. По мнению многих экспертов, имеются также значительные резервы поддержания стабильных цен и на нефть. В этих условиях ожидания всеобщего роста цен на российские энергоносители могут не оправдаться. В отраслях с длительным инвестиционным циклом, прежде всего в газовой промышленности, опасность такого рода просчетов очень велика. В то же время ситуация с природным газом гораздо благоприятнее, чем по Сейчас появились предпосылки изменения сложившегося ценового баланса
различных видов топлива и энергии. Электростанции, одни из самых крупных,
но традиционно наименее эффективных ввиду взаимозаменяемости разных видов
топлив контрагентов газовой промышленности при использовании современных
парогазовых технологий, становятся его наиболее эффективными потребителями. Сложившаяся в России тенденция к снижению спроса на газ дает возможность за счет использования уже имеющейся транспортной инфраструктуры обеспечить развитие первоочередных экспортных проектов путем достройки концевых участков трасс, ведущих из центра страны к ее границам. Тем не менее по мере восстановления внутреннего рынка и дальнейшего роста экспорта потребуется ввод новых, прежде всего экспортоориентированных газопроводов. Основные объемы добычи газа приходятся ныне на уникальные по своим масштабам месторождения Западной Сибири, инвестиции в которые были осуществлены ранее. Но сейчас уже возникает, а в ближайшие годы значительно увеличится потребность во вводе новых мощностей как для компенсации падения добычи газа на этих месторождениях, так и для обеспечения прироста добычи под новые контракты. Здесь возможны варианты: либо ускоренный ввод в разработку новых месторождений (Ямал и Штокман), либо более интенсивное использование имеющихся и перспективных ресурсов в Надым-Пур-Тазовском и прилегающих к нему районах. По-видимому, конкретные решения будут зависеть от многих факторов, в том числе от темпа нарастания потребности в освоении новых ресурсов, от возможностей привлечения инвестиций для такого освоения, от масштабов и результатов геологоразведочных работ в традиционных и новых районах, от местных и экологических факторов и т.п. Наиболее существенно то, что в среднесрочной перспективе предельные
затраты на реализацию экспортных проектов станут включать издержки по всей
цепи газоснабжения. При этом практически при любом из вариантов конкретных
решений в добыче повысится уровень затрат, которые можно условно оценить в Для окупаемости строительства магистральных транспортных систем
протяженностью 4-4,5 тысяч и более километров (в том числе частично в
северных условиях, а частично в европейских странах -и то, и другое
является фактором удорожания) до основных экспортных потребителей
транспортная компонента составит не менее 60 долл. за 1 тыс.куб.м. Таким образом, проекты поставки газа на наиболее обещающие рынки при нынешних экспортных ценах будут на пределе окупаемости и даже могут стать убыточными. В данном случае при расширяющемся европейском рынке и растущей потребности в российском газе, но без изменения ценового паритета газовая промышленность может превратиться из высокодоходной отрасли, вносящей большой вклад в бюджет страны, в систему, в основном работающую саму на себя.[26] Явно недостаточно с экономических и правовых позиций проработаны
вопросы транзита газа. Между тем, например, в 1992 г. 54% международных
поставок газа по трубопроводам осуществлялось с использованием транзита
через третьи страны. Несмотря на то что транзит получил столь широкое
распространение, практически отсутствуют его международные юридически
обязательные правила. Можно лишь отметить соглашение ВТО о транзите, но оно
не затрагивает страны, не присоединившиеся к этой организации. Договор о В России также ощущается необходимость развития специфического,
ориентированного на газовую промышленность законодательства. Проект закона
о нефти и газе до сих пор не принят. Правда, он был достаточно
противоречив, поскольку в него пытались включить не только общие для этих
отраслей вопросы (типа лицензирования), но и частные, по которым имеются
значительные различия (прежде всего это относится к транспорту и поставкам
продукции потребителю). В настоящее время с учетом происшедших изменений По-видимому, в среднесрочной перспективе доля газа в энергетике Европы будет ограничиваться прежде всего соображениями безопасности. Экономика и экология однозначно указывают на газ, но серьезную опасность европейцы усматривают в энергетической зависимости от недостаточно прогнозируемого и слабо регулируемого гиганта на Востоке. Надо сказать, что на этом весьма успешно спекулирует ядерное лобби. Снять подобные опасения можно в первую очередь за счет установления ясных правил игры и более широких связей и переплетения интересов участников рынка на Западе и Востоке.[27] Отметим, наконец, важную роль системного моделирования функционирования и развития газоснабжения, вытекающую из объективной сложности системы и выполняемых ею задач. На протяжении последних трех десятилетий, фактически с начала создания ЕСГ, совершенствовались методы и средства такого моделирования. Со второй половины 80-х годов они оформились в целостную систему анализа и принятия решений по развитию ЕСГ. Для нынешней рыночной ситуации, несмотря на усиление фактора неопределенности, тем не менее характерна большая ясность критериев в отличие от номинальных показателей плановой экономики.[28] Даже в советских условиях применение методов системного моделирования при конкретном анализе направлений развития ЕСГ давало возможность существенной экономии инвестиционных ресурсов и повышения качества принимаемых решений. Тем большие перспективы открываются перед этими методами в нынешней ситуации. Заключение. Газовая промышленность является одной из основных отраслей топливной промышленности, которая охватывает добычу природного газа, переработку природного и попутного газа, подземную газификацию угля. Она принадлежит к молодым отраслям индустрии, быстро и динамично развивающимся в последние десятилетия. Ресурсами природного газа особо выделяется Западная Сибирь, где
разведаны такие уникальные месторождения, какУренгойское (запасы 6 трлн.м2
открыто в 1966г.), Ямбургское (4.5 трлн.м2 1969г.), Медвежье (1,5 трлн.м2 На территории России ресурсы природного газа разведаны в Баренцево- Велики запасы природного газа в странах Средней Азии (Шатлыкское, В настоящее время в странах СНГ разведано большое количество газовых,
газоконденсатных, газонефтяных и нефтегазоконденсатных месторождений. Эксплуатация чисто газовых месторождений началась в годы Великой Газовая промышленность СНГ имеет некоторые отличительные особенности
развития по сравнению с другими отраслями топливно-энергетического
комплекса. Во-первых, добыча природного газа отличается высокой
концентрацией и ориентируется на регионы с наиболее крупными
месторождениями, имеющими выгодные условия эксплуатации. Во-вторых, газовой
промышленности характерны быстрые темпы развития. Абсолютный прирост добычи
природного газа за 1976-1980 гг. составил 146 млрд.м2 1981-1985 гг. - 208
млрд.мЗ, 1986-1990 гг. - 172 млрд.мЗ В 80-е годы СССР вышел на первое место
в мире, обогнав США. В-третьих, добыча природного газа отличается
динамичностью размещения производства, что обусловлено быстрым расширением
границ выявленных ресурсов природного газа, а также относительной
доступностью и дешевизной вовлечения их в эксплуатацию. За небольшой период
главные районы по добыче природного газа переместились из Поволжья на В размещении газовой промышленности произошел заметный сдвиг в
восточные районы. Главной базой России и стран СНГ по добыче природного
газа стала Западная Сибирь, которая дает в настоящее время свыше 60% всего
газа. В 1990 г. в Российской Федерации добывалось 78,6%, в Туркменистане Приложение. Список использованной литературы. Дону: Феникс,1997. Ростов-нв-Дону, 1996. №8,1998,стр.8,9 Экономист, №6,1998. //Вопросы экономики, №1,1998. Дело, 1990.
[2] Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. Ростов-на- [3] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы [4] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и
социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.
[10] Хрущев А.Т. Георрафия промышленности. М.: Дело, 1992.
[14] Курьеров В. Г. Общие тенденции //ЭКО, №10,1997,3-11. [15] Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,2,1998 [16] Алексеев А.В. Дожить подъема: ситуация в российской промышленности//ЭКО,5,1998. [17] Сенчагов В.К. Финансовые горизонты //ЭКО,2,1998 [18] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы [20] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.
[22] Крупнейшие компаниии: итоги года//Эксперт,№38,1998. [24] Макроэкономические и финансовые предпосылки решения экономических и социальных проблем // Вопросы экономики, №6,98.
[27] Конкурентоспособность российской промышленности// ЭКО, №5,1997. [28] Фейгин В. Газовая промышленость России: состояние и перспективы |
|
© 2000 |
|