РУБРИКИ |
Особенности размещения производительных сил в Ярославском крае (экономико-исторический аспект) |
РЕКЛАМА |
|
Особенности размещения производительных сил в Ярославском крае (экономико-исторический аспект)Особенности размещения производительных сил в Ярославском крае (экономико-исторический аспект)Особенности размещения производительных сил в Ярославском крае (экономико-исторический аспект)А.Ю.Кузнецов Ярославская область относится к району древнейшего славянского селения, на территории которого впоследствии сложилось ядро русского Московского государства. Историческими вехами развития нашего края явилось присоединение Ярославского княжества к Московскому государству (1463 год) и покорение в шестнадцатом веке Казанского и Астраханского ханств. В результате Ярославль приобрел исключительно важное значение как крупный ремесленный и торговый центр на Волге, через который пролегало несколько важнейших торговых путей Московского государства - северный вариант пути в Сибирь, считавшийся долгое время наиболее безопасным (Москва - Ярославль - Тотьма -Великий Устюг - Соликамск и далее через Уральские горы на Тобольск); -к Белому морю через Вологду и далее по Сухоне и Северной Двине в Архангельск, являвшийся в допетровское время крупнейшим внешнеторговым портом России; - и, наконец, по Волге через Астрахань в Персию и другие страны Востока. Географическое положение Ярославля предопределило его роль крупного центра транзитной торговли. С конца шестнадцатого века Ярославль был включен в число городов, где иностранцам разрешалось создавать свои "подворья" (консигнационные склады) и т.д. Таким образом, Ярославль стал начальным пунктом волжского пути на восток для европейских товаров и долгое время конкурировал с Нижним Новгородом за пальму первенства торговой столицы на Волге. В конце XYII века Ярославский посад занимал по числу жителей второе место после Москвы [1, 2]. Определяющее влияние на систему расселения и хозяйственную специализация края имело его приволжское положение, густая речная сеть, высокая лесистость. Обширные заливные луга, определявшие специфику землепользования края, способствовали развитию льноводства и мясомолочного животноводства, которые в свою очередь, послужили материальной основой развития ремесленного производства. Особенной известностью пользовались ярославские льняные изделия и кожи, а также шерсть, щетина, масло, сало, рыба, продукты перегонки дерева (смола, скипидар, деготь). Все эти продукты вывозились за пределы области как на внутрироссийские рынки, так и за рубеж. В последующем наряду с полотняным и кожевенным ремеслами появились гончарный, кирпичный, кузнечный и другие промыслы. К XYII веку Ярославль Углич и Пошехонье стали известными центрами металлоделательной промышленности на Верхней Волге. По мере развития промысла, местные болотные железные руды заменялись привозным железом, в том числе и "свейским" [1]. Получило развитие и солеварение - варницы под Ростовом (Варницкий монастырь) и возле села Большие Соли (Некрасовский район) в тот период относились к числу крупнейших на Верхней Волге [3. C.23]. О широком разнообразии ремесел и распространении их на территории области свидетельствуют данные о торговле мелочными товарами в Москве. По этим данным [4] в торговле с Москвой участвовали все города области: Ярославль, Ростов, Переславль-Залесский, Романов (Тутаев), а также Рыбная слобода (Рыбинск) и многие села. В окрестностях Ростова в это же время возник специализированный район огородничества (села Сулость, Воржа, Угодичи, Поречье). Здесь выращивались лук, чеснок, а затем и зеленый горошек, цикорий [5], лекарственные травы: мята, шалфей, ромашка Позднее стал выращиваться картофель. После энергичных усилий Петра 1 по развитию Петербургского порта и ряда административных запретов на использование беломорского пути во внешней торговле [6, 7], выразившееся в частности в прямых запретах на вывоз русского хлеба и на ввоз импортных грузов, квотирование экспорта кож через Архангельск, произошло резкое снижение грузооборота по беломорскому торговому пути и, соответственно, через Ярославль, хотя он по прежнему оставался важным центром транзитной торговли с Сибирью, Персией, а затем Китаем. Вместе с тем, сокращение транзитной торговли невольно способствовало перерастанию торгового капитала в промышленный, уже в 1722 году под влиянием поощрительных мер со стороны правительства в Ярославле возникла одна из первых в стране купеческих мануфактур, получившая название Большой: к середине века на ней работало около 1,5 тыс. человек [8]. В течение XYIII века мануфактурное производство распространилось по всей территории края, кожевенные и полотняные мануфактуры возникли практически во всех городах, ряде крупных сел (Диево-Городище, Великое, Курба, Вощажниково). В дополнение к сырьевой базе (шерсть, лен) в конце века на территории Ярославской губернии, образованной в 1777 году насчитывалось 5 шелковых мануфактур, перерабатывавших шелк-сырец из Персии и Средней Азии. Большинство мануфактур было основано купцами, однако избыток трудовых ресурсов в крае, приведший в дальнейшем к массовому распространению отходничества (после отмены крепостного края), привел к появлению и дворянских мануфактур, использовавших крепостной труд. Общее число мануфактур было довольно значительно, русский экономист и статистик К.Ф.Терман насчитал в 1806 году "155 мануфактур, фабрик и фабрикантских малых заведений" [9], на которых было занято 7180 человек. Вместе с тем, превалирующее значение для экономики края имело сельское хозяйство. С XYIII века господствующей формой крепостной повинности крестьян в Ярославской, как и в некоторых других нечерноземных губерниях России становится оброчная система. Сравнительно высокая плотность сельского населения в условиях примитивной агротехники и низкого уровня естественного плодородия почв приводили к тому, что крестьяне не могли прокормить себя собственным хлебом. В этих условиях барщина оказывалась существенно менее эффективна, нежели оброчная система, позволявшая помещикам извлекать доходы со всех видов крестьянского труда. Под влиянием этих факторов, на фоне углубляющегося общественного разделения труда, в Ярославской губернии стали быстро развиваться кустарные крестьянские промыслы, которые к концу прошлого века приобрели не только широкую известность, но четко выраженную территориальную дифференциацию: лесистые западные и северные уезды (Даниловский, Романовский, Пошехонский, части Угличского) славились древодельными промыслами (деревянная посуда, древесный уголь, производство телег, саней, колес и т.п.), в северо-западном Мологском уезде было распространено мелкое судостроение, в животноводческих Романовском, Даниловском, и Ярославском уездах процветал валяльный, а затем и шубный промыслы, Мышкинский, Романовский и Ростовский уезды славились производством глиняной посуды, Порская и Бурмакинская волости Ярославского уезда были известны кузнечными и скобяными ремеслами. Начало XIX века принесло структурный кризис в текстильную промышленность края. В этот период в стране происходил бурный рост хлопчатобумажной промышленности, использовавшей относительно дешевый привозной хлопок, применявшей машины и производительный вольнонаемный труд. Мануфактурное производство льняного полотна, основанное на местном, но относительно более дорогом сырье, подневольном и, соответственно, менее производительном крепостном труде и примитивной технике не могло выдержать ценовой конкуренции с хлопчатобумажными тканями, что привело к резкому сокращению на его спрос как внутри страны, так и за рубежом. Как нельзя лучше это видно на примере Ярославской Большой мануфактуры, производившей льняное полотно и применявшей крепостной труд до 1843 года. Лишь в 1857 году после того, как она была переоборудована на машинную обработку хлопка [10], произошло быстрое превращение в одну из крупнейших хлопчатобумажных фабрик страны. Поскольку хлопчатобумажная промышленность в Ярославской губернии начала развиваться позднее, нежели в соседних Иванове-Шуйском и Московском текстильных районах, в которых преобладало ткачество и отделка тканей, в ней большое значение приобрело хлопкопрядение. Промышленная механизация в льняном производстве началась гораздо позднее - лишь в 70-ые гг. прошлого века, когда в Ростове, Романово-Борисоглебске, Гаврилов-Яме и в окрестностях Ярославля появились небольшие механизированные предприятия. Во второй половине XIX века роль Ярославля, как центра транзитной торговли на Верхней Волге, постоянно возростала, особенно в связи с развитием пароходства и хлебной торговли по мере сельскохозяйственного освоения заволжских степей и Ставропольского края. В 1870 году к Ярославлю подошла первая железная дорога, был построен участок Московско-Архангельской дороги. В том же году железнодорожное сообщение с западными частями страны получил Рыбинск (ветка Рыбинск-Бологое), ставший крупным центром транзитной торговли волжским хлебом и мукомольной промышленности на пути к портам Балтики. К 1898 году железнодорожные линии связали Ярославль с Рыбинском, Костромой и Архангельском, а в 1918 году линия на Данилов-Любим-Буй связала Ярославль с Уралом и Сибирью. Быстрое развитие речного и железнодорожного транспорта во второй половине XIX века укрепили его роль центра транзитной торговли сельскохозяйственными продуктами и способствовали развитию здесь пищевой промышленности (17% от общей численности в губернии в 1913 г.), которая прочно заняла второе место после текстильной (61%) по всем основным показателям экономического развития [3]. Территориальная дифференциация в размещении промышленности привела к формированию на территории губернии трех ярко выраженных ареалов (районов) промышленного развития - Центрального, включавшего Ярославский и Романово-Борисоглебский уезды, специализированного на текстильной, пищевой и химической промышленности; Рыбинского, -важного транспортно-перевалочного узла на Верхней Волге, центра мукомольной промышленности, судостроения и судоремонта; и, наконец, Ростовского, сформировавшегося на юго-востоке области вокруг городов Ростова и Гаврилова-Яма на базе товарного земледелия (картофелетерочные, овощесушильные заводы, крахмально-паточное производство, всего 895 заведений в 1892 г.) и ряда текстильных предприятий - Локаловской прядильно-ткацкой фабрики (3656 рабочих в 1913 году). Ростовской льняной фабрики (1534 рабочих), ватной фабрики Латышева в селе Великом и других [11]. В конце XIX века в Ярославль начал проникать иностраный капитал - часть акций Ярославской и Норской мануфактур была выкуплена англичанином Кноппом, обеспечивавшим закупки импортного текстильного оборудования и хлопка, а также торговавшего русскими тканями в Европе. В 1900 году бельгийцы приступили к строительству городской электростанции и трамвая, затем "Товарищество бр. Нобель" построило крупные нефтяные склады в Ярославле и Рыбинске, а фирма "Слип" судостроительный завод. Перед 1 мировой войной шведской фирмой "ASEA" бала начата подготовка к строительству электромеханического завода, который был пущен в 1926 году и до 1932 года оставался концессионным предприятием. По уровню концентрации промышленности Ярославская губерния занимала одно из первых мест среди центральных губерний страны. Общая численность рабочих составляла в 1913 году 33,6 тыс. человек, свыше 1/3 предприятий относилось к числу крупных (с 1 тыс. занятых). Напротив, по уровню развития кустарной промышленности губерния (152,8 кустарей на 10000 чел. сельского населения) занимала одно из последних мест, более чем в 4 раза уступая Московской (7663) и Владимирской (617,2) [3. C.89]. Не в последнюю очередь низкий уровень развития кустарных промыслов на Ярославщине объясняется её структурной особенностью - развитием отхожих промыслов, по которым она занимала второе место в России после Новгородской и не имела равных в Центральном районе. Уже в начале XIX века около 9% всего крестьянского населения губернии ежегодно уходило на сторону, пореформенный период характеризовался их бурным ростом - до 14% в начале 70-ых гг. и до 20-21% к началу XX века [3. C.92]. Характерной особенностью губернии было преобладание отхода в торгово-трактирный промысел, занимавший 1/3 всех отходников [12]. Основная масса отходников (60%) направлялась в Петербург, на период сельскохозяйственных работ возвращалось не более 1/5 общего их числа. Численность отхожепромышленников накануне войны составляла около 200 тыс. человек. Дополнительный доход, получаемый населением области, по оценочным данным [3], вдвое превышал весь доход от сельского хозяйства. Отхожие промыслы вырабатывали культурные навыки населения и формировали черты предприимчивости и любознательности. Не случайно, именно Ярославская губерния по данным обследования занимала в 1920 году первое место по уровню грамотности населения в России. Территориальная структура размещения производительных сил области, промышленности в частности, в основных своих чертах сложилась еще в досоветский период. Накануне мощного индустриального роста в годы "сталинских пятилеток" по данным промышленного обследования цензовых промышленных заведений [14] за 1926 год три четверти занятых в промышленности концентрировалось в Ярославле, около 15% в Рыбинском уезде, 7% в Ростовском, на долю остальных, таким образом, приходилось не более 2,5-3% [13. C.272]. Пространственная диффузия промышленного развития привела к сокращению доли областного центра в структуре промышленного производства области, несмотря на резкое сокращение сельского населения и концентрацию его в городах, прежде всего в Ярославле (43,2% в 1990году). В 1990 году объем промышленного производства Ярославля составил 60,5% (здесь и далее в объеме промышленного производства учтено производство одноименных пригородных районов), Рыбинска - 18,1%, Ростова - 4,7%, Переяславля и Тутаева - 4,3%, Углича - 23% [15. C.91-92]. Особенно быстрыми темпами промышленность области стала развиваться в период индустриализации. После завершения восстановительного периода (Ярославль понес огромные разрушения в годы гражданской войны, в частности в ходе подавления эсеровского 1918 года -сгорела треть жилых зданий, 16 предприятий; без крова осталось 40 тыс. жителей, город наполовину опустел [11. C.15]) уже в годы первой пятилетки были созданы основные предприятия, определяющие отраслевую структуру промышленного потенциала области в таких отраслях как моторостроение, электротехника, химическая и резинотехническая промышленность, ТЭК. Ускоренное развитие производства средств производства привело к кардинальным сдвигам в структуре промышленности: если в 1927-1928 гг. свыше 3/4 валового промышленного производства приходилось на долю отраслей группы Б, то уже к концу первой пятилетки в 1932 году свыше половины валового промышленного производства области приходилось на группу А. В 1940 году доля производства средств производства возросла уже до 75% валового объема промышленности и на протяжении всего послевоенного периода стабильно составляла около 80% [16. C.58, 17. C.18]. Эти структурные сдвиги не привели, однако, к изменениям территориальной структуры промышленности. Более того, в отличие от некоторых других областей Центрального экономического района (Смоленская, Орловская), в которых фаза экстенсивного экономического роста продолжалась до середины 80-х гг., в Ярославской области с начала 70-х гг. темпы роста промышленного производства резко снизились и стали существенно отставать от средних по России и Союза в целом (табл. 1). Таблица 1 Темпы роста общего объема продукциивсей промышленности (1913=1)
|