РУБРИКИ |
Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ |
РЕКЛАМА |
|
Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФОсобенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФЮЖНО–САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КОММЕРЦИИ Учетно-финансовый факультет Кафедра экономики и статистического учета Допустить к защите, зав. кафедрой _______ «___»_______ 1999 год ДИПЛОМНАЯ РАБОТА На тему: «Особенности формирования социальных фондов в странах рыночной экономики. Порядок расчетов с внебюджетными социальными фондами в РФ» Студент Тен Андрей Дечерович Место работы: «Строительно-монтажный поезд № 368» Должность студента: бухгалтер Руководитель дипломной работы: Кратенок Валентина Васильевна Южно-Сахалинск 1999 СОДЕРЖАНИЕ
Введение Кризисное положение, охватившее фактически все сферы хозяйственной жизни России, породило широкий спектр социально-экономических проблем: безработицу, увеличение масштабов бедности, рост общей и профессиональной заболеваемости, резкое снижение рождаемости, ухудшение положения в жилищно- коммунальной сфере и т. д. В связи с этим важнейшее значение приобретает система социальной защиты населения, высокого развития которой возможно достичь не только по собственным пробам и ошибкам, но и с учетом зарубежного опыта. Целью моей работы является рассмотрение особенностей формирования социальных фондов развитых зарубежных стран и порядка расчетов с внебюджетными фондами в России. Ключевым механизмом социальной поддержки в России можно считать
деятельность внебюджетных социальных фондов, в состав которых входят: Отчисления страховых взносов в государственные социальные фонды носят
обязательный характер для всех предприятий, организаций, учреждений. Внебюджетные социальные фонды я бы хотел рассмотреть не только с точки зрения предприятия, которое производит в них свои отчисления, но и сквозь призму всей социальной системы, неотъемлемой частью которой эти фонды являются. На мой взгляд, роль системы социального страхования и обеспечения в С учетом опыта зарубежных стран и существующего положения в России я попытаюсь ответить на широко обсуждаемый сегодня вопрос об актуальности объединения четырех государственных социальных фондов. РАЗДЕЛ I. Государственная система социального страхования и обеспечения Российской Федерации Федеральный закон от 5 февраля 1997 года № 26-ФЗ «О тарифах страховых
взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Данный закон о тарифах содержит ряд принципиально новых подходов: На основании принятого в 1997 году Федерального закона «О тарифах
страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Для регистрации должны быть представлены заверенные нотариально копии документов: свидетельство о государственной регистрации, письмо статистического органа о присвоении кодов по ОКПО и других классификационных признаков, Устав предприятия, учредительный договор. О факте регистрации фонд выдает страхователю извещение, которое необходимо хранить как документ строгой отчетности. В дальнейшем в случае реорганизации предприятия страхователь обязан письменно уведомить о происшедших изменениях исполнительную организацию фонда. В формировании государственных внебюджетных фондов, основанных на страховых взносах, много схожего, но есть и некоторые отличия. Все они организационно обособлены. Для каждого из этих фондов установлен свой тариф; полностью не совпадает круг выплат, на которые начисляют взносы; имеется разница в применении штрафных санкций за нарушение уплаты страховых взносов и сокрытие денежных сумм, на которые должны начисляться страховые взносы. В подписанном Федеральном законе «О тарифах страховых взносов в Система уплаты страховых взносов во внебюджетные социальные фонды
предусматривает жесткий повседневный контроль со стороны банковских и
финансово-кредитных учреждений, а также ежеквартальную проверку со стороны
уполномоченных работников региональных отделений фонда и - не реже 1 раза в Нормативно-методическая система и сложившаяся практика проведения проверок уплаты страховых взносов представляет собой достаточно сложную процедуру с участием различных государственных органов, однако она предполагает правильность определения базы начисления страхового тарифа самим плательщиком в строгом соответствии с законодательством. Каждому опытному бухгалтеру хорошо известно, что отношения с внебюджетными социальными фондами должны строиться на 3-х составляющих: своевременной уплате страховых взносов, правильном применении размеров страховых тарифов, грамотном расчете базы для начисления страховых взносов. Правильное определение базы начисления страховых взносов является
наиболее сложным вопросом для плательщиков. Сроки внесения платежей до
недавнего времени не вызывали трудностей. Однако, начиная с прошлого года
Основными документами, регламентирующими комплекс вопросов по расчетам
плательщиков с Пенсионным фондом России, являются: Пенсионный фонд РФ образован с целью обеспечения работников пенсиями по старости, инвалидности или в случае потери кормильца, а некоторых категорий работников - пенсиями за выслугу лет. Размер взносов в Пенсионный фонд РФ с 1 января 1993 года составляет 28%
от начисленной заработной платы и некоторых других вознаграждений, на
основании которых в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях Надо отметить, что подписанием Федерального закона от 08.01.98г. № 9-ФЗ Однако законодатели предпочли сохранить размеры и условия оплаты страховых взносов, применявшиеся в 1997 году, с небольшими уточнениями и дополнениями. Остались практически неизменными условия учета необлагаемого фонда выплат в пользу работников, включающего: o выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, а также сохраняемый средний заработок на период трудоустройства работника, уволенным в связи сокращением численности, реорганизацией или ликвидацией предприятия, организации; o государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособие по временной нетрудоспособности, пособие на погребение и иные выплаты за счет средств внебюджетных социальных фондов; o льготы и компенсации гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС; o суммы, выплачиваемые по возмещению вреда (увечье, профзаболевание), связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей; o суммы, выплачиваемые по возмещению ущерба, причиненного здоровью и имуществу работников вследствие стихийных бедствий; o материальная помощь, оказываемая работникам в связи с постигшим их пожаром, увечье, а также в связи со смертью работника или его близких родственников; o стоимость выдаваемой спецодежды; o стоимость льгот по проезду, стоимость бесплатно предоставляемых жилья, коммунальных услуг или их денежное возмещение; o стоимость проезда работников к месту использования отпуска и обратно, оплачиваемую организацией. Взносы в Пенсионный фонд России перечисляются ежемесячно. Если наличные деньги на оплату труда берутся в банке, то при их получении по денежному чеку в банк должно быть переведено платежное поручение на перечисление денег в Пенсионный фонд РФ. Дата уплаты взносов должна быть такая же, что дата выдачи заработной платы. Предприятие должно ежеквартально (за 1-й квартал,1-ое полугодие, 9 месяцев и за год) составлять и представлять уполномоченному Пенсионным фондом России расчетную ведомость по страховым взносам. Начиная с 1 января 1996 года взносы в Пенсионный фонд РФ предприятия начисляют не только с сумм начисленной оплаты, но и с ряда выплат, произведенных работникам из чистой прибыли предприятия, не имеющих отношения к оплате труда, а также с сумм, выплачиваемых в возмещение расходов и иных компенсаций сверх установленных законодательством РФ в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на другую работу, и с сумм, выплачиваемых в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей. Кроме того, все члены трудового коллектива (включая работающих
пенсионеров) являются плательщиками обязательных взносов в Пенсионный фонд С 1998 года базой начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей служит не заработная плата со всеми причитающимися социальными и прочими выплатами, а совокупный предпринимательский доход, который, помимо прочего, в определенной своей части не совсем идентичен налогооблагаемой базе для начисления подоходного налога. Вплоть до 1января 1997 года размер страхового тарифа для всех категорий индивидуальных предпринимателей составлял всего 5 %. Однако, начиная с 1997 года, размер тарифа был увеличен до уровня, принятого для уплаты основными категориями работодателей за своих наемных работников, т.е. до 28%. Предприятия и организации за счет средств Пенсионного фонда России выплачивают ежемесячные пособия на детей в возрасте от полутора до шести лет. Глава 1.2. Образование и расходование средств Фонда социального страхования Фонд социального страхования России в иерархии государственных внебюджетных фондов занимает второе место после Пенсионного фонда. В отличие от последнего, Фонд социального страхования призван обеспечивать граждан РФ средствами существования в период временной нетрудоспособности, возникающей при заболевании, травме, по беременности и родам, при необходимости ухода за ребенком, санаторно-курортного лечения работников и членов их семей и др. Фонд социального страхования является самостоятельным государственным
кредитно-финансовым учреждением. Его деятельность регламентируется Основным источником доходов фонда являются страховые платежи. На сегодняшний день процент взносов в Фонд социального страхования установлен в размере 5,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. Согласно Инструкции Госналогслужбы РФ № 07-1-07 от 02.10.96г., а также
письму Фонда социального страхования от 02.04.96г. № 07-128, существует
перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы: С 1995 года в соответствии с Постановлением Фонда социального страхования России от 10.04.95г. № П /4а, обязательному перечислению в Фонд подлежит весь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей и выплату всех видов пособий по социальному страхованию (в полной сумме). Плательщики взносов в Фонд социального страхования могут осуществлять
следующие выплаты за счет начисленных взносов: 1. Пособие по временной нетрудоспособности. Оно выплачивается при болезни, трудовом или ином увечье, при уходе за больным членом семьи, санаторно-курортном лечении. Основанием выплаты является листок нетрудоспособности. 2. Пособие по беременности и родам. Оно выплачивается на период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 дней до родов 70 дней - после. Основанием для выплаты является листок нетрудоспособности. Выплачивается в размере среднего заработка. 3. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности. Выплачивается в размере 100% от минимального размера оплаты труда. 3. Единовременное пособие при рождении ребенка. Выплачивается одному из родителей в размере 15 минимальных размеров оплаты труда. 5. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет. Пособие выплачивается в размере двух минимальных ставок оплаты труда одновременно с выплатой ежемесячного пособия на ребенка. 6. Пособие на погребение. Выплачивается в сумме не выше 10 минимальных размеров оплаты труда. 1. Оплата путевок на санаторно-курортное лечение. 2. Оплата лечебного питания. 3. Частичное содержание санаториев, профилакториев. 4. Частичная оплата стоимости проезда работников. Объемы средств на указанные цели определяются региональными и центральными отраслевыми отделениями фонда.
Плательщиками страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования являются организации, учреждения, предприятия независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности, иные хозяйствующие субъекты, в том числе и органы исполнительной власти, которые осуществляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учеников школ, пенсионеров, зарегистрированных безработных и других категорий) с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования. Предприятие должно зарегистрироваться в соответствующем отделении фонда в 30-дневный срок со дня государственной регистрации. Страховые тарифы взносов в фонды обязательного медицинского страхования установлены общими законами о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды: в Федеральный фонд - 0,2%, в территориальный фонд - 3,4% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям. От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей. Существует перечень выплат, на которые не начисляются страховые платежи
в фонды обязательного медицинского страхования: Страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования перечисляются предприятиями и организациями в те же сроки, что и взносы в другие государственные фонды социального страхования и обеспечения, а именно ежемесячно в срок, установленный для выдачи заработной платы. Финансовые санкции к плательщикам взносов в фонды применяются в тех же
случаях, что и к плательщикам взносов в Пенсионный фонд России (хотя есть
особенности в отношении уплаты пени): При обнаружении этого нарушения плательщик уплачивает штраф в размере Это нарушение ведет к необходимости уплаты штрафа в размере 10 %
причитающихся к уплате в отчетном квартале сумм страховых взносов. Невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением
пени. Недоимкой считается и сумма задолженности, выявленная при проверке
плательщика страховых взносов. Пеня начисляется в размере 1% с суммы
недоимки за каждый день просрочки по взносам работодателей и иных
плательщиков. Если в просрочке платежей виноваты банки, то они уплачивают
пени тоже в размере 1%. Пеня начисляется, начиная со следующего дня по
истечении срока уплаты и по день уплаты включительно. При выявлении этих нарушений с плательщика взыскивается вся сокрытая сумма, штраф в размере этой же суммы и пеня. При повторном нарушении штраф взыскивается в двойном размере. Излишне перечисленная сумма взносов зачисляется в счет очередных платежей или возвращается плательщику. Финансовые санкции взыскиваются с предприятий в бесспорном порядке, в течение 3-х лет с момента образования недоимки. Федеральный закон от 08.01.98г. № 9-ФЗ не внес изменений в тарифы, базу
для начисления страховых взносов и условия освобождения от их уплаты по Глава 1.4. Расчеты с Государственным фондом занятости населения Государственный фонд занятости населения РФ создан для финансированием мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости. Плательщиками страховых взносов в Фонд занятости являются только работодатели - предприятия, организации и иные хозяйствующие субъекты. От уплаты страховых взносов освобождены общественные организации инвалидов, а также находящиеся в собственности этих организаций предприятия, объединения, созданные для осуществления их уставных целей, и некоторые другие организации. В 1999 году сохранены тарифы, порядок, условия уплаты и освобождения от
уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения,
действовавшие в 1998 году в соответствии с Федеральным законом от Таким образом, в 1999 году тариф страхового взноса в Фонд занятости для организаций-работодателей установлен в размере 1,5% по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, включая выполнение работ по договорам подряда и поручения. При определении базы для начисления страховых взносов в Государственный
фонд занятости применяется перечень выплат, на которые не начисляются
страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования: Предприятия и организации уплачивают страховые взносы в сроки получения
в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го
числа месяца, следующего за месяцем, по которому исчислены взносы. При этом
предприятия и организации, не имеющие счетов в учреждениях банков, а также
выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции Глава 1.5. Ответственность за нарушение уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды Сейчас, в условиях дефицита денежной массы в сфере обращения, нарастающего кризиса неплатежей, который испытывают предприятия практически всех отраслей российской экономики, актуально стоит вопрос, касающийся размера и уплаты не только страховых взносов, но и сумм финансовых санкций за несвоевременное перечисление платежей. По истечении установленных сроков уплаты взносов в государственные фонды социального страхования и обеспечения невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Действующим законодательством установлены определенные размеры пеней за задержку уплаты плательщиками страховых взносов в государственные внебюджетные фонды и несвоевременное перечисление, зачисление их в доход указанных фондов по вине банков. В соответствии с п.6 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и
гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденного постановлением ВС РФ от Указом Президента РФ от 21.09.95 № 1166 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом РФ» ПФР разрешено производить перерасчет неуплаченной суммы пени плательщикам страховых взносов в этот фонд, полностью погасившим задолженность по страховым платежам до 1 февраля 1996 года, из расчета ставки рефинансирования, действующей на 1 января 1996 года. В 1996 году в целях обеспечения финансирования выплаты государственных пенсий Указом Президента РФ от 05.12.96 № 1645 Пенсионному фонду разрешено производить перерасчет неуплаченной суммы пеней плательщикам страховых взносов в этот фонд, полностью погасившим задолженность по страховым взносам в срок до 1 января 1997 года, из расчета процентной ставки рефинансирования, устанавливаемой Банком России и действующей на дату погашения этой задолженности. Перерасчет по ставке рефинансирования производится дифференцировано, в зависимости от периода образования недоимки, за который начислена сумма неуплаченной пени, и размера пени, установленного в 1996 году. Согласно ст. 8 Федерального закона РФ от 08.07.96 № 88-ФЗ за несвоевременную уплату страховых взносов работодателей, включая обязательные взносы с работников, начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России (или 0,4%) за каждый день просрочки на недоимку, образовавшуюся по 21 августа 1996 года. Размер пеней 0,3%, установленный Указом Президента РФ от 18.08.96 № Вместе с тем, в целях создания условий для погашения просроченной
задолженности организаций в Пенсионный фонд и своевременности выплаты
государственных пенсий до принятия соответствующего федерального закона
пунктом 1 Указа Президента РФ от 06.03.97 № 189 «О дополнительных мерах по
нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ» ПФР разрешено предоставлять
организациям в 1997 году рассрочки на погашение задолженности по страховым
взносам и начисленным пеням с учетом их финансового состояния на основе
соглашений, заключаемых Пенсионным фондом и плательщиками взносов. На
период действия указанных соглашений при условии своевременности уплаты
текущих платежей начисление пеней по задолженности по страховым взносам в По выполненным в 1997 году соглашениям (в том числе заключенным в 1996 году) производится перерасчет пеней из расчета 0,3% за каждый день просрочки (пеней, начисленных из расчета 1% и 0,4% за каждый день просрочки и не взысканных с плательщиков). Указом Президента РФ от 31.12.98 № 1391 «О мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом РФ» действие п.1 названного выше Указа продлено на 1999 год. Наряду с этим Указом Президента РФ от 31.12.97 № 1391, установлено, что с 1 января 1998 года для организаций, своевременно и в полном объеме осуществляющих текущие платежи, погасившим просроченную задолженность по страховым платежам в Пенсионный фонд РФ до 1 мая 1998 года, начисленные на указанную задолженность суммы пеней пересчитываются из расчета 0,12% за каждый день просрочки платежа. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых взносов в доход Пенсионного фонда РФ ими уплачиваются пени за каждый день просрочки в размере 1% этих взносов. Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 26.10.93 № 1094
предусмотрено, что исполнение платежных поручений на перечисление взносов в Положением о Государственном фонде занятости населения РФ, утвержденным постановлением ВС РФ от 08.06.93 № 5132-1, установлено, что к плательщикам страховых взносов в Фонд занятости, нарушающим порядок их уплаты, применяются финансовые и иные санкции, предусмотренные Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ»; определена ответственность за нарушение налогового законодательства в виде взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере 0,3% неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога. При выявлении неуплаченной суммы взноса вследствие сокрытия или занижения суммы оплаты труда с налогоплательщика взыскивается вся сумма неуплаченного взноса и штраф в размере той же суммы, а при повторном нарушении - соответствующая сумма и штраф в 2-кратном размере этой суммы. Положением о порядке уплаты страховых взносов на обязательное
медицинское страхование, утвержденным постановлением ВС РФ от 24.02.93 № В рамках действующего законодательства Госналогслужбе России
предоставлено право осуществлять совместно с Пенсионным фондом РФ, Фондом
социального страхования РФ, Государственным фондом занятости населения РФ, В ходе проведения документальных проверок предприятий и организаций по вопросам налогообложения налоговые органы проверяют правильность исчисления, своевременность и полноту перечисления страховых взносов в указанные внебюджетные фонды. При выявлении фактов неуплаты либо несвоевременной уплаты в государственные внебюджетные социальные фонды плательщиками этих взносов налоговые органы должны сообщить об этом в соответствующие фонды. РАЗДЕЛ II. Система социального страхования и обеспечения развитых зарубежных стран На мой взгляд, даже краткий обзор базовых систем, используемых в мировой практике не менее полезен, чем оценка достоинств и недостатков государственных внебюджетных фондов «изнутри». Однако, я хочу обратить внимание на то обстоятельство, когда необходимо учитывать, что каждая из национальных систем западных стран не только имеет достаточно длительную историю, но и вплетена в общегосударственную систему финансового, экономического и социального регулирования. Поэтому прямое заимствование отдельных элементов (как, например, идеи единого социального фонда) вне этих факторов может нарушить стройность социальной системы. Глава 2.1. Финансовая политика занятости в мировой практике Бюджет фонда занятости и его структура могут оказывать влияние на
целевые группы населения и даже на макроэкономическую ситуацию. Бюджет
политики на рынке труда включает пособия по безработице и материальные
выплаты иждивенцам. Расходы по таким выплатам зависят от принятой системы
пособий, которая устанавливается законом. Служба занятости не имеет права
корректировать размер выплат, их периодичность и другие параметры. Бюджет таких программ, как обучение для целей трудоустройства, субсидирование занятости и создание рабочих мест, меры в отношении инвалидов, более гибок и во многом зависит от политической ориентации и финансовых возможностей государства. Расходы на политику занятости часто относят к безвозвратным социальным
расходам. Однако, возвращая безработного к работе, служба занятости решает
и другие задачи. Потеря гражданами работы, а, следовательно, и заработков,
снижает покупательную способность населения. Получив новое рабочее место,
безработный восстанавливает свой фонд заработной платы, а значит, и
покупательную способность. Кроме того, безработный вновь становится
налогоплательщиком. С заработной платы удерживается подоходный налог, а его
работодатель производит отчисления во внебюджетные социальные фонды. В В мировой практике наиболее распространенный источник выплат пособий по
безработице и финансирования других программ занятости – отчисления от
фонда оплаты труда независимо от того, кто платит заработную плату. Эти
средства имеют целевое назначение и проходят по отдельной отчетности. Помимо общенациональных налогов, в ряде стран действуют системы добровольного страхования по безработице, в соответствии с которыми профсоюзы и работодатели реализуют программы отчисления взносов. В Швеции подобные схемы охватывают большинство трудящихся. В нашей стране основным источником поступления в Фонд занятости являются обязательные отчисления предприятий, организаций от фонда оплаты труда. При всех ее недостатках данная система доказала свою жизнеспособность во всех странах, ее практикующих. Отчисления основываются на финансовой самодостаточности политики на рынке труда, которая достигается за счет, во-первых, размера отчислений, составляющий в странах Европейского Союза, США, Австралии от 4 до 6% расходов работодателей на оплату труда; во-вторых, за счет круга плательщиков. Многие страны используют принцип партнерского участия в расходах работодателей и работников. Взнос последних значительно ниже и составляет 1-2% месячной заработной платы. Однако, в США, например, формирование бюджета на политику рынка труда происходит исключительно за счет работодателей; в-третьих, переходящий остаток средств на конец финансового года не изымается и переходит на следующий год (в течение года с момента трудоустройства безработных). В большинстве стран сбором отчислений занимаются организации
центрального правительства. Лишь в отдельных государствах сбор проводит
местное или региональное правительство. Как правило, имеется
общенациональное ведомство, которое взимает социальные налоги и
аккумулирует средства в целевых фондах. Чаще всего это налоговые службы. В Сбор налогов в рамках добровольного страхования может осуществляться на местном уровне. Так, в Нидерландах промышленные ассоциации собирают взносы через свои местные отделения. В Швеции местные отделения профсоюзов аккумулируют взносы по страхованию одновременно с профсоюзными взносами. Наша практика сбора средств органами службы занятости может быть
признана противоречащей международному опыту. Однако, учитывая специфику Не существует единой модели аккумулирования средств, используемых на цели политики занятости. В ряде стран исторически сложилось разделение функций выплаты пособий
по безработице и финансирования активных программ занятости: источником
страхования по безработице являются соответствующие взносы, меры активной
политики занятости (профессиональное обучение и т.д.) оплачиваются из
государственного бюджета (общее налогообложение). Страховые фонды по
выплате пособий по безработице иногда находятся в трехстороннем управлении Существуют несколько моделей распоряжения средствами фонда (службы)
занятости населения (в соответствии со статусом руководителя). Первая:
служба занятости как политическое учреждение, за которым закреплены и
исполнительские функции. В Канаде, например, создано Министерство развития
людских ресурсов, в Ирландии – Министерство занятости и поддержки
предприятий. Вторая: служба занятости как подразделение министерства. В Могут существовать и другие комбинации. В Швеции учреждение, занимающееся вопросами обучения безработных, выведено из числа правительственных и преобразовано в акционерное общество. Как правило, меры политики занятости, реализуемые через службы занятости, относятся к исключительному ведению правительства даже в федеративных государствах. Основная причина – стремление обеспечить гражданам равный доступ к средствам защиты от безработицы вне зависимости от места проживания. В Австралии, например, территориальная структура органов службы занятости не совпадает с административным делением государства. В США действует более сложная система. Основная часть средств, равно как и ответственность за их использование находится в распоряжении штатов. Средства российского Фонда занятости населения децентрализованы. Глава 2.2. Социальное обеспечение: опыт Японии Финансовая база расходов на социальное обеспечение в Японии
складывается из страховых взносов наемных работников и предпринимателей (в Для реализации долгосрочного плана по увеличению расходов на выплату пенсий, страхование здоровья, помощи нуждающимся в соответствии с правительственной стратегией Японии планируется постепенное сокращение подоходного налога и увеличение потребительского (с 3% до 5%). Наибольшие суммы в структуре социального обеспечения идут на социальные выплаты: 1/3 обеспечивается средствами государственного бюджета, 2/3 – различными страховыми пенсионными фондами (имеются, например, фонд базовой пенсии по старости или фонд потерявших кормильца). Каждый вносит в тот или иной фонд примерно 100 долларов в месяц. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. Второй компонент системы социального обеспечения – страхование здоровья. Существует 6 альтернативных систем, которые охватывают все население страны. Третий компонент системы – общественное вспомоществование – охватывает тех, кто не может сам обеспечить минимальный уровень жизни. Особого внимания в системе социального обеспечения Японии заслуживает такие ее стороны, как массовый охват населения пенсиями и страхования здоровья; постоянная коррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменениями ситуации в стране и определение приоритетов в этой области.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством система социального обеспечения Голландии включает: o Всеобщее социальное обеспечение. Им охвачено все население страны на случай наступления старости, смерти родителей, инвалидности, а также затрат на серьезные медицинские риски, в частности длительное пребывание в больнице. Все граждане, проживающие в стране, имеют также право на пособия на детей до 18 лет. o Социальное обеспечение занятого населения. Оно распространяется на все работающее население в Нидерландах, гарантируя получение пособия в случае болезни, безработицы и дополнительно к всеобщему обеспечению – по инвалидности. Для работников с доходом ниже определенного уровня существует обязательное медицинское страхование. o Социальная помощь. Каждый, кто на законном основании проживает в Нидерландах и имеет доходы ниже социального минимума, имеет право на получение пособия, дополняющего его доход до уровня социального минимума. Нидерланды – одна из немногих стран Европейского Союза, о которой можно с уверенностью сказать, что в нынешнем 1999 году она будет отвечать всем критериям для вступления в Европейский валютный союз. В стране отмечаются экономический рост и увеличение числа рабочих мест. Не в последнюю очередь это происходит по причине того, что удалось взять под контроль развитие социального обеспечения. В 1997 году всеобщее обеспечение по болезням было полностью заменено обязательством работодателя выплачивать работникам в случае болезни 70 % заработной платы в течение года. В 1999 году изменились размеры социальных выплат на случай нетрудоспособности: каждый работодатель уплачивает взносы в соответствии с установленными им самим размерами затрат на выплаты по нетрудоспособности. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|