РУБРИКИ |
Общие сведенья о Калининградской области |
РЕКЛАМА |
|
Общие сведенья о Калининградской областиОбщие сведенья о Калининградской области
Политическая карта Европы изменилась после Второй мировой войны, и бывшая столица Восточной Пруссии город Кенигсберг стал российским городом Калининградом, административным центром самой западной анклавной территории России. За последние годы его облик приобрёл новые черты. С центральной площади открывается панорама новостроек, и только силуэт Кафедрального собора, памятника архитектуры XIV века, напоминает о возрасте города. В последние годы из-за закрытости, ограниченного режима посещений и
международных контактов город утратил традиционную роль моста между Калининградская область расположена в центре Европы на юго-восточном
побережье Балтийского моря, на территории бывшей Восточной Пруссии. Границы немецкого населения из Польши, Венгрии и Чехословакии. В 1946 году Кенигсберг был переименован в Калининград и стал административным центром Калининградской области. С распадом СССР в 1991 году Калининградская область Российской Федерации является анклавом России. По площади территории (см. «Статистика») Калининградская область -
самая маленькая из всех областей России. Население области (см. Климат. Территория области - равнинная и низменная, климат - переходный от морского к континентальному, с небольшой годовой амплитудой температуры: в июне +17 С, в январе -3 С; устойчивый снежный покров, как правило, не образуется. Относительно большое количество осадков (в среднем 700 мм в год, с колебаниями по годам от 400 до 1000 мм) при невысокой испаряемости приводит к повышенной увлажнённости, и земледелие возможно лишь при искусственном осушении, поэтому почти все сельскохозяйственные угодья мелиорированы. Калининград сегодня В связи с политическими изменениями последних лет Калининград обретает чрезвычайно важную функцию - быть мостом между Россией и Западной Европой. От десятка столиц Северной, Западной и Восточной Европы Калининград отделяет расстояние в 400-600 км Калининград - единственный незамерзающий порт России на Балтике. Это прямые маршруты в города Польши, Германии, Скандинавии, Балтийских государств. Это кратчайшие пути во внутренние регионы России. Был открыт международный аэропорт, регулярное речное и паромное сообщение на Балтике, реконструируется автомагистраль на Берлин, действуют регулярные железнодорожные и автобусные маршруты в Польшу, Германию, страны Балтии. Кроме государственного сектора, экономика города представлена широкой сетью частных предприятий. Набирают силы процессы приватизации, которая вызвала к жизни новые формы собственности и дала толчок к структурной реорганизации промышленности, Идут и конверсионные процессы на предприятиях, утративших военные заказы. Калининград становится экспериментальным центром, где моделируется обновлённая структура экономики и осуществляются самые различные инвестиционные программы. Это создаёт широкие возможности для экономического и культурного сотрудничества, возрождения роли города как европейского центра культуры, науки, торговли, бизнеса. Город заинтересован в привлечении инвестиций для сотрудничества по развитию инженерного обеспечения, банковской системы, транспортной сети, портовых мощностей, инфраструктуры торговли, внедрению новых технологий, созданию бизнес инкубатора, ярмарочно-выставочного центра. Калининград - экономический и культурный центр у берегов Балтийского моря с постоянно увеличивающимся потоком туристов. С тех пор, как город стал открытым, всё более перспективной отраслью становится туризм. Не могут не привлекать внимания те уникальные памятники прошлого, которые сохранились на этой земле. За последнее время значительно расширилась сеть туристско-гостиничного комплекса, увеличились качество и перечень предлагаемых услуг. Всё это способствует тому, что в город приезжают не только иностранные туристы, но и жители российских городов и соседи из стран СНГ, которых привлекает возможность отдохнуть в здравницах на берегу Балтийского моря. Планируется развитие туристических комплексов со всей сопутствующей инфраструктурой, ресторанами, конференц-залами, базами отдыха и спорта. Кроме этого, есть специальное предложение для инвесторов, заинтересованных в развитии экотуризма и гостиниц по типу «Kur-hotel» с медицинским и реабилитационным обслуживанием. Большие возможности есть для тех, кто работает в строительстве. Много интересных планов, касающихся развития коммуникаций и транспорта. Быстро растущее число автомобилей создаёт дополнительные проблемы на городских магистралях. Планируется строительство многоэтажных парковочных стоянок, гаражей, станций технического обслуживания автомобилей. Калининград занимает одно из ведущих мест в России по наличию
совместных предприятий. Прочные деловые контакты установились со странами
ближнего зарубежья, в частности, с Литвой и Беларусью, наиболее интенсивно
развиваются деловые отношения с польскими фирмами, есть предприятия, куда
вложили свой капитал Франция, Германия, Италия, Австрия, США, Нидерланды, Всё большее число иностранных фирм, учреждённых предпринимателями Предполагается создать в Калининграде свободную финансовую зону для
обеспечения условий работы здесь иностранных банков. Это ещё один виток
развития региона как особой экономической зоны. Развитие деловых контактов
с зарубежными странами потребовало открытия в Калининграде
представительства Министерства иностранных дел Росси. Здесь действует также
уполномоченный Министерства внешнеэкономических связей России и работает
отделение Торгово-Промышленной Палаты, открыты генеральные консульства Сотрудничество Калининграда с городами стран Балтийского моря в рамках Калининград обладает высоким научным потенциалом. Здесь расположены научно-исследовательские институты, два университета, технические и гуманитарные колледжи. Экономическая ситуация в Калининграде. На протяжении десятилетий экономическая политика в регионе была
ориентирована на интеграцию в единое экономическое пространство бывшего Следует отметить, что в связи с реформами последних лет в настоящее время данные отрасли, хотя и переживают трудные времена, но сохраняют свои инфраструктуры Промышленное производство. В городе Калининграде сосредоточено 80% промышленного производства 7. целлюлозно-бумажная, представленная СП «Цепрус» и «Дарита» и рядом других предприятий; 8. нефтедобывающая, крупнейшим оператором которой является АО «Калининградморнефтегаз» и две более мелкие структуры; 9. рыбная, в структуру которой входят как добывающие (АО «Трал флот» и несколько других компаний), транспортные, так и перерабатывающие предприятия; машиностроение, представленное АО «Вагоностроитель», «Система», С 1993 года происходит реструктуризация экономики города. Так, в Осущесивляется конверсия предприятий оборонной промышленности - судостроительного завода ПСЗ «Янтарь» и завода «Кварц», специализировавшегося в электронной промышленности. В связи с резким ростом цен на сырье, транспортные затраты и электроэнергию в 1991 - 1994 годах произошел структурный сдвиг в схеме себестоимости затрат на производство, который нанес значительный урон конкурентоспособности всех предприятий города. Однако в 1995 году ряд предприятий города начал выходить из кризиса , уделяя большое внимание эффективности производства, качеству продукции и соответственно потребительскому спросу. Так, вырасло производство целлюлозы, рыбной продукции, кранов башенных погрузчиков , конструкций для крупнопанельного домастроения, изделий из пластмасс. Преодалели кризис и некоторые предприятия мебельной промышленности, машиностроения, пищевой промышленности. Реконструируются и развиваются торговые оптовые и розничные сети, сети заправочных станций, автосервиса. Увеличивается доля услуг в структуре внешнего валового продукта города. 66% розничного товарообарота области приходится на Калининград. Важной отраслью экономики города является грузовой транспорт. На территори Калининграда осуществляется смена российского типа железнодорожной колеи на европейскую. В связи с обострившейся конкурентной ситуацией улучшаются качественные показатели транспортной отрасли, растет оборот грузовых вагонов, снижаются простои под погрузкой. Предприятия Калининграда осуществляют 84% экспорта области. Активно развивается частный сектор в малом и среднем бизнесе: 76% зарегистрировнных предприятий относятся к частной форме собственности. В результате приватизации, начавшейся в 1992 году, в городе приватизировано 94% муниципальной собственности, при этом отмечается повышенная активность приватизированных предприятий. Так, в 1995 году приватизированными предприятиями построено жилья на 20% больше, чем в 1994 году. Кроме того, увеличивается доля негосударственного сектора в осуществленных инвестициях : 62% по сравнению с 52% в 1994 году. Растет активность иностранных партнеров: в 1995 году объем инветиций, сделанных совместными предприятиями с участием иностранного капитала, вырос в 2 раза и составил 54,1 млрд. рулей. Наибольшее участие приняли французские партнеры (СП «Вест-Балт- В городе действует ряд предприятий, оказывающих содействие малому и среднему бизнесу. Среди них - Центр поддержки предпринимательства, созданный в рамках программы ТАСIS, фонд развития малого и среднего бизнеса в ОЭЗ «Янтарь». Транспортное и телекомуммукационное сообщение. Главный транспортный узел области - Калининград. Он связан воздушым
сообщением с 29 крупнейшими городами СНГ, осуществляются регулярные
авиарейсы компанией SAS в Копенгаген, авиалинией Аэрофлот в Гамбург и Экономика и окружающая среда Органы власти в Калининграде осознают взаимосвязь между экономическим
развитием и охраной окружающей среды. Поэтому параллельно с проведением
экономических реформ, устанавливающих ориентированную на рынок экономику, С этой целью органы власти города и области основали в 1995 году при
поддержке Европейского Союза, городов Альборга (Дания) и Бремерхафена Калининградский регион - особая экономическая зона. 10. Иностранные товары, всего с 30% местной добавленной стоимостью будут считаться товарами местного производства, что в тдальнейшем избавит их от та
моженных пошлин и налогов на добавленную стоимость. Освобождение от таможенных пошлин и налогов на добавленную стоимость,
которые в других регионах Расси составляют соответственно 25% и 22%,
делаетстоимость продукции максимум на 35% дешевле, чем в других регионах |
|
© 2000 |
|