РУБРИКИ |
Новые семь чудес света |
РЕКЛАМА |
|
Новые семь чудес светаНовые семь чудес света1. Введение Новые семь чудес света — проект, целью которого стал поиск современных семи чудес света. Организован некоммерческой организацией New Open World Corporation (NOWC) по инициативе швейцарца Бернара Вербера. Выборы новых семи «чудес света» из известных архитектурных сооружений мира происходили через SMS, телефон или интернет. Итог был объявлен 7 июля 2007 года. 7 июля 2007 года, в день «трёх семёрок», в столице Португалии Лиссабоне были названы новые семь чудес света. Ими стали: 1. Великая китайская стена (Азия, Китай); 2. Тадж-Махал (Азия, Агра, Индия); 3. Колизей (Европа, Рим, Италия); 4. г. Петра (Азия, Иордания); 5. Статуя Христа Спасителя (Юж. Америка. Рио-де-Жанейро, Бразилия); 6. Мачу-Пикчу (Юж. Америка, Перу); 7. Чичен-Ица (Сев. Америка, Юкатан, Мексика). 2. Великая Китайская стена Наверно, в мире нет ни одного цивилизованного человека, который не слышал бы о «восьмом чуде света» — Великой Китайской стене. Она протянулась от Ляодунского залива северо-восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби. Есть несколько мнений о её точной длине, но что можно сказать наверняка, так это то, что она тянется на расстояние более двух тысяч километров, а если учитывать отходящие от неё другие крепостные валы, в сумме получаются все 6000-6500 км. Изначально это сооружение задумывалось как защита от нападений северных племён. Чтобы попасть внутрь государства, нужно было обязательно пройти сквозь её пропускные пункты, которые закрывались на ночь и ни при каких обстоятельствах не открывались до утра. Поговаривают, даже самому императору Китая как-то пришлось ждать рассвета, чтобы попасть в своё государство. Стену строили трижды, в течение 2700 лет. На строительство сгонялись военнопленные, заключённые и крестьяне, которых вырывали из семьи и отправляли в северные районы. При возведении стены погибло приблизительно два миллиона человек, а их останки были замурованы в её основании. Поэтому в народе Великую Китайскую Стену до сих пор нередко называют китайской «Стеной плача». При строительстве стены необходимо было выполнить сразу несколько условий. Например, каждая из башен стены непременно должна была находиться в зоне видимости двух соседних. Сообщения между ними передавались при помощи дыма, барабанного боя или огня (в тёмное время). Ширина стены, 5,5 метров, также была специально просчитана. В те времена это позволяло маршировать в ряд пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Сегодня её высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен – двенадцать. Кроме того, одна протяженность Стены - более 1000 километров - уже внушает уважение. Кажется, что стена уходит за горизонт, в бесконечность. Тем более, что так оно и есть - если смотреть на стену со стороны, то она действительно пройдет от края до края неба. Стена обладает интересной акустической особенностью - если с одной ее стороны что-либо прошептать, то прижавшись ухом к другой стороне, можно все очень четко слышать. И это при 10-метровой толщине! Некоторые участки Великой стены располагаются возле Пекина: это Бадалин, Мутянью и Симатай. Именно Симатай считается лучшим, так как сохранил свой вид именно таким, каким он был несколько тысячелетий назад. Три участка Стены были сооружены из фиолетового мрамора. Два находятся в городе Цзянъань, один, под названием Байянъюй – в горах Янышан. Эти части Стены славятся как самые прочные и самые красивые, но, к сожалению, доступ к ним открыт далеко не каждому туристу. У входа на отреставрированную часть стены есть надпись, сделанная лично Мао Цзедуном: «Если ты не побывал на Великой Китайской стене – ты не настоящий китаец».
3. Тадж-Махал Тадж-Маха?л (хинди ??? ???, англ. Taj Mahal) — мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу р. Ямуна (архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал (также «Тадж») считается лучшим примером архитектуры стиля Мугал, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, был назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всем мире». Тадж-Махал расположен на окраине города Агры, что находится в 200 км к югу от столицы Индии Дели. В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета. По традиции, в пригороде, на берегу Джамны и было решено возвести здание. Место выбрано было удивительно удачно, ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею. На месте погребения было начато строительство мавзолея, которое длилось около 22 лет. Здание начали строить примерно в 1632 г. и завершили в 1653 г., работали тысячи ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Абд уль-Карим Maмур Хана, Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным дизайнером обычно считают Лахаури. Несмотря на то, что белый мрамор куполом мавзолея является наиболее знакомым компонентом, Тадж-Махал является структурно интегрированным комплексом. Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится там же, где и гробницы, но под землёй. Время строительства относится примерно к 1630—1652 гг. Тадж-Махал представляет собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном. Стены выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при ярком дневном свете он выглядит белым, на заре он выглядит розовым, а в лунную ночь — серебристым. На строительство комплекса было приглашено более 20 000 мастеров со всех концов империи, а также мастера Средней Азии, Персии и Ближнего Востока. Согласно неподтверждённой легенде, на другом берегу реки должно было располагаться здание-близнец из чёрного мрамора, но оно не было достроено. Соединять эти два здания должен был мост из серого мрамора. Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из Корана, обращённая к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай». Учитывая, что на языке моголов того времени слова «рай» и «сад» пишутся одинаково, можно понять замысел Шаха-Джахана — построение рая и помещение в его пределах своей возлюбленной. С левой стороны от усыпальницы находится мечеть из красного песчаника. Справа точная копия мечети. Весь комплекс имеет осевую симметрию. Усыпальница имеет центральную симметрию относительно гробницы Мумтаз-Махал. Единственным нарушением этой симметрии является гробница Шах-Джахана, которую там соорудили после его смерти. Недавно в стенах Тадж Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Ямуна. Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную белизну из-за загрязненного воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре, мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой белой глины. Про Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или мечтой, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Жемчужина Индии – Тадж-Махал… Сейчас, спустя много веков он остается по-прежнему прекрасным. Днем, молочно белые мраморные стены улавливают лучи яркого солнца и сами будто излучают свет, ночью – мавзолей источает лиловое сияние, а ранним утром он уже имеет розовый, словно перламутровый, окрас. Мавзолей загадочно сияет в утренней дымке и издалека кажется, что Тадж-Махал парит над землей, устремляясь ввысь, к небесам. Поэт Рабиндранат Тагор сказал о Тадж-Махале: «Пусть великолепие алмаза, рубина, жемчуга исчезнет, как магическое мерцание от радуги, только пусть одна слеза – Тадж-Махал – ярко сияет на щеке времени…». 4. Колизей Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. Строительство было завершено в 80 году сыном последнего — императором Титом. Открытие Колизея было ознаменовано играми. Первоначально Колизей назывался, по родовому имени упомянутых императоров, Амфитеатром Флавиев (лат. Amphitheatrum Flavium), нынешнее название (лат. Colosseum, Colosaeus, итал. Colloseo) утвердилось за ним впоследствии, начиная с VIII века, и произошло либо от колоссальности его размера, либо от того, что поблизости от него стояла гигантская статуя, воздвигнутая Нероном в честь самого себя. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения (наумахии).Вопреки устоявшемуся мнению, что в Колизее казнили христиан, последние исследования указывают на то, что это был миф, созданный католической церковью в последующие годы. При императоре Макрине он сильно пострадал от пожара, но был реставрирован по указу Александра Севера. В 248 году император Филипп ещё праздновал в нём с большими представлениями тысячелетие существования Рима. Гонорий в 405 году запретил гладиаторские битвы как несогласные с духом христианства, сделавшегося после Константина Великого господствующей религией римской империи; тем не менее, звериные травли продолжали происходить в Колизее до смерти Теодориха Великого. После этого для амфитеатра Флавиев наступили печальные времена. Нашествия варваров привели Амфитеатр Флавиев в запустение и положили начало его разрушению. С XI века и до 1132 года он служил крепостью для знатных римских родов, оспаривавших друг у друга влияние и власть над согражданами, особенно для фамилий Франджипани и Аннибальди. Последние, однако, были принуждены уступить Колизей императору Генриху VII, который подарил его римским сенату и народу. Ещё в 1332 году местная аристократия устраивала здесь бои быков, однако с этой поры началось систематическое разрушение Колизея. На него стали смотреть как на источник добывания строительного материала, и не только отвалившиеся, но и нарочно выломанные из него камни стали идти на новые сооружения. Так, в XV и XVI столетиях папа Павел II брал из него материал для постройки так называемого венецианского дворца, кардинал Риарио — дворца канцелярии (Cancelleria), Павел III — паллацо-Фарнезе. Однако значительная часть амфитеатра уцелела, хотя здание в целом осталось обезображенным. Сикст V намеревался воспользоваться ею для устройства суконной фабрики, а Климент IX на самом деле превратил Колизей в завод для добывания селитры. Лучшее отношение пап к величественному памятнику древнего зодчества началось не прежде середины XVIII столетия, и первым принявшим его под свою защиту был Бенедикт XIV (1740-58). Он посвятил его Страстям Христовым как место, обагренное кровью многих христианских мучеников, и приказал водрузить посреди его арены громадный крест, а вокруг него поставить ряд алтарей в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот крест и алтари были удалены из Колизея лишь в 1874 году. Папы, следовавшие за Бенедиктом XIV, в особенности Пий VII и Лев XII, продолжали заботиться о сохранности уцелевших частей здания и подкрепили контрфорсами места стен, грозившие падением, а Пий IX исправил в нём некоторые из внутренних лестниц. Ещё с большим вниманием охраняется Колизей нынешним итальянским правительством, по распоряжению которого под руководством учёных археологов многие валявшиеся обломки сооружения, где оказалось это возможным, вставлены на прежние места, а на арене произведены любопытные раскопки, приведшие к открытию подвальных помещений, которые служили некогда к тому, чтобы выдвигать на арену группы людей и животных, деревья и другие декорации, или наполнять её водой и поднимать вверх корабли, когда представлялись наумахии. Несмотря на все невзгоды, испытанные Колизеем в течение веков, его развалины, лишенные былой внешней и внутренней отделки, до сей поры производят сильное впечатление своей суровой величественностью и дают достаточно ясное понятие о том, каковы были его расположение и архитектура. Просачивание дождевой воды, атмосферное загрязнение (преимущественно выхлопными газами автомобилей) и вибрация от интенсивного городского движения привели Колизей в критическое состояние. Во многих местах памятнику архитектуры требуется укрепление. Для сохранения амфитеатра от дальнейшего разрушения достигнута договоренность между итальянским министерством культурного наследия и римским банком. Первый этап проекта включает реставрацию и обработку аркад водонепроницаемым составом и реконструкцию деревянного пола арены, где однажды сражались гладиаторы. Газета «Репубблика» в 1991 году ссылалась на запланированную инвестицию в 40 миллиардов лир и называет это соглашение «самым большим союзом между общественным и частным секторами, который когда-либо заключался в Италии для сохранения произведений искусства». В Колизее проводился финал Чемпионата мира по футболу 1990. Подобно другим римским амфитеатрам, Амфитеатр Флавиев представляет в плане эллипс, середина которого занята ареной (также эллиптической формы) и окружающими её концентрическими кольцами мест для зрителей. От всех сооружений такого рода Колизей отличается своей величиной. Это самый грандиозный античный амфитеатр: длина его наружного эллипса равняется 524 м, большая ось — 187,77 м, малая ось — 155,64 м, длина арены — 85,75 м, её ширина 53,62 м; высота его стен — от 48 до 50 метров. При таких размерах он мог вместить в себя до 87000 зрителей. Амфитеатр Флавиев был построен на бетонном фундаменте толщиной в 13 метров. Стены Колизея воздвигнуты из крупных кусков или блоков из травертинового камня или травертинового мрамора, который добывали в близлежащем городе Тиволи. Блоки соединялись между собой стальными связями общим весом примерно 300 тонн; для внутренних частей употреблялись также местный туф и кирпич. Дыры, видимые сегодня в различных местах стен -это гнезда упомянутых связей, исчезнувших в Средние века — эпоху, в которую сталь очень ценилась и повсюду разыскивалось. С внешней стороны здание представляло три яруса арок. Между арками расположены полуколонны, в нижнем ярусе — тосканского, в среднем — ионического и в верхнем — коринфского стиля. Изображения Колизея на сохранившихся древних монетах свидетельствуют о том, что в пролетах арок среднего и верхнего ярусов стояло по статуе. Над верхним аркадным ярусом возвышается четвёртый более высокий этаж, представляюший сплошную стену, расчлененную коринфскими пилястрами на компартименты и имевшую по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. На оконечностях большой и малой осей эллипса находились четыре главных входа в виде трёхарочных ворот. Двое из этих ворот (на оконечностях малой оси, со стороны Эквиллинского и Целиевского холмов) были назначены для императора; остальные служили для торжественных шествий перед началом представлений, для впуска зверей и для ввоза необходимых машин. Зрители входили в амфитеатр из-под арок нижнего этажа, помеченных цифрами от I до LXXVI, и поднимались к своим местам по лестницам, которых было также 76. Эти места были расположены вокруг всей арены в виде рядов каменных скамей, поднимающихся одна над другой (лат. gradus). Нижний ряд, или подий (лат. podium), был назначен исключительно для императора, его семейства, сенаторов и весталок, причём император имел особое, возвышенное седалище (лат. pulvinar). Подий отделялся от арены парапетом, достаточно высоким для того, чтобы обезопасить зрителей от нападения выпущенных на неё животных. Далее следовали места вообще для публики, образующие три яруса (лат. maeniana), соответственно ярусам фасада здания. В первом ярусе, заключавшем в себе 20 рядов скамей (теперь совершенно разрушенных), сидели городские власти и лица, принадлежащие к сословию всадников; второй ярус, состоявший из 16 рядов скамей, предназначался для людей, имеющих права римского гражданства. Стена, отделявшая второй ярус от третьего, была довольно высокой, скамьи же третьего яруса были расположены на более крутой наклонной поверхности; это устройство имело целью дать посетителям третьего яруса возможность лучше видеть арену и все, что происходит на ней. Зрители третьего яруса принадлежали к низшим сословиям. Над этим ярусом находился портик, опоясывавший всю окружность здания и примыкавший одной своей стороной к его внешней стене. На его крыше, во время представлений, помещались матросы императорского флота, командированные для натягивания над амфитеатром огромного тента (лат. velarium) для защиты зрителей от палящих лучей солнца или от непогоды. Тент этот прикреплялся с помощью канатов к мачтам, расставленным по верхнему краю стены. Во многих местах внешнего карниза ещё до сей поры видны отверстия, через которые проходили такие мачты, упиравшиеся своим нижним концом в выступающие из стены камни, как бы кронштейны, доныне уцелевшие там, где ещё сохранился четвёртый этаж. Места для зрителей подпирались снизу мощной сводчатой конструкцией, заключавшей в себе проходные коридоры (лат. itinera), камеры различного назначения и лестницы, ведшие в верхние ярусы. Под ареной, у фундамента внутренней стены, находились клетки для зверей, а ближе к середине арены обнаружено, как уже было сказано выше, множество стен, столбов и сводов, поддерживавших арену или служивших для мгновенного появления из-под неё людей, животных, машин и декораций. Хотя новейшие раскопки распространились больше чем на половину всего пространства арены, назначение многих из этих стен и столбов пока ещё в точности не ясно. Колизей утратил две трети своей первоначальной массы; тем не менее, она и поныне беспримерно громадна: один архитектор в XVIII столетии дал себе труд приблизительно вычислить количество заключающегося в Колизее строительного материала, и определил его стоимость, по ценам того времени, в 1? миллиона скудо (около 8 млн франков). Поэтому Колизей издревле считался символом величия Рима. «Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».
5. Город Петра
Этот город сначала назывался Села, а позднее Петра, но оба наименования значат одно и то же — «камень» — и как нельзя лучше соответствуют месту, где здания вырублены прямо в скалах. Петра расположена в современной Иордании, в 262 км к югу от ее столицы Аммана, и является, вероятно, самой известной иорданской достопримечательностью, внесенной в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Первые упоминания Петры относятся к 312 году до нашей эры. В то время кочевое племя набатеев хранило здесь свою добычу, «экспроприированную» у проходивших через эти места торговых караванов. Некоторые историки считают, что до набатеев в Селе жили идумеи (библейские едомляне). Но, даже если ученые не ошибаются, никаких зримых следов своего присутствия идумеи не оставили. Что касается набатеев, то они довольно быстро поняли, что гораздо выгоднее не грабить караваны, а, выражаясь современным языком, «крышевать» их — за определенную мзду гарантировать беспрепятственный и безопасный переход через свою территорию. Таким образом набатеи обеспечили себе будущее экономическое процветание. Про культуру набатеев нам известно немного. Это довольно воинственное арабское племя, говорившее сначала на одном из диалектов арабского, а позднее на арамейском. Набатеи торговали разнообразными пряностями, ладаном, парфюмерией, золотом, металлами, сахаром, слоновой костью, тканями и другими товарами. Постепенно территория их царства расширялась, охватывая все новые караванные пути, доходы, соответственно, тоже росли. К тому времени набатеи уже не были кочевниками и решили вложить свои богатства в «недвижимость». Благодаря торговле они были неплохо осведомлены о том, что происходит в мире. Особенно захватила их воображение греческая культура, ее достижения они охотно позаимствовали. Так возник красный город в скалах, запрятанный от врагов, неприступный и очень красивый. Архитектурный облик Петры, главного города Набатейского государства, отражает не только греческое влияние, но и ассирийские заимствования. В частности, это прослеживается в характерном оформлении фасадов. В скалах мастера вырезали лица, в горах выбили множество усыпальниц, а на вершинах сделали плоские площадки для жертвоприношений. В Петре изготавливали глиняные сосуды, которые встречаются только здесь, — особо прочные и в то же время тонкие, с узнаваемыми черными узорами. Столица набатеев расположена в полупустыне, и материалом для строительства стал песчаник разных оттенков, от светло-желтого до розового, красного и коричневого. Исключительная мягкость песчаника не допускала тонкой работы, поэтому строители выработали архитектурный стиль, соответствующий характеру материала. Слои разных цветов причудливо перетекают друг в друга на фасадах Петры и служат естественным элементом декора. Непростой задачей для вырубленного в скалах поселения было водоснабжение. Древние инженеры блестяще решили проблему с помощью системы акведуков, дамб и каналов. Однако два источника на территории Петры быстро перестали удовлетворять потребности города, в котором вода требовалась не только для личных повседневных нужд людей, но и для роскошных публичных бань и изготовления строительных смесей. И тогда из долины Вади-Муса в Петру был проложен в скалах канал, поставлявший воду. На случай осады города имелись выложенные гипсом огромные цистерны, где хранились водные резервы; в окружающих скалах были также сделаны каналы, собиравшие дождевую воду в эти емкости. Петра, выдержавшая благодаря своим водным запасам несколько римских осад, в конце концов все-таки стала частью Римской империи. Последний набатейский правитель Раббиль II заключил с римлянами сделку: пока он жив, они не трогают столицу, а после его смерти могут занять ее. Римляне выполнили условия договора: вошли в Петру в 106 году нашей эры, после смерти владыки, и переименовали Набатейское царство в Петрейскую Аравию. Император Траян провел через вырубленное в скалах поселение дорогу, соединившую Сирию с Красным морем. Город начал стремительно богатеть, развернулось активное строительство, в котором заметны римские черты. Фасады усыпальниц стали шире и величественнее, появились колоннады, вместо ступенчатых фронтонов возникли треугольные. Этот город, где в период его расцвета жили до 30 тыс. человек, стал настоящим чудом света. Однако смещение торговых путей в сторону сирийской Пальмиры и появление морских караванов привели к тому, что в III веке Петра утратила свое значение и постепенно пришла в упадок. Примерно в IV веке, когда в столицу набатеев пришло христианство, она уже была тенью себя прежней. Совсем недавно на территории Петры обнаружена византийская церковь V века, благодаря чему ученые открыли еще одну главу истории удивительного поселения. В архитектурный ансамбль базилики входят вымощенный камнем дворик и крестильня. В боковых нефах обнаружены потрясающие мозаичные полы с круглыми узорами, изображающими рыб, птиц и львов, а также фигуры, символизирующие четыре времени года, Океан, Землю и Мудрость. Но главное сокровище, представшее взору ученых, — это самая большая из когда-либо найденных в Иордании коллекция древних текстов на свитках папируса. Хотя тексты сильно пострадали от огня, какие-то из них удалось прочесть. В них рассказано о таких сторонах повседневной жизни города, как займы, продажа земли, вопросы наследства и налоги. В 379 году византийцы сделали Петру центром епархии, но последующие землетрясения и экономические перемены не прошли бесследно. К VII веку система водоснабжения и прекрасные здания превратились в руины. Развалины некогда цветущего города равнодушно встретили арабских завоевателей. Еще на миг это поселение появляется в истории в XII веке как место строительства крепости крестоносцев. Те, кто смотрел фильм Стивена Спилберга «Индиана Джонс и последний крестовый поход», видели ее. Затем Петра окончательно превращается в город-миф, город-тайну, о котором многие слышали, но который никто не видел… Многие исследователи нового времени пытались найти Петру, но пустыня, горы и нелюбовь ее новых обитателей к чужакам делали поселение совершенно неприступным. Только в 1812 году швейцарский путешественник Иоганн Людвиг Буркхардт сумел проникнуть в загадочный город и первым из европейцев нового времени увидеть его красные камни… Современные путешественники попадают в древний город тем же путем, каким пришел туда отважный швейцарец. К Петре ведет очень узкая и глубокая расселина в скалах — ущелье Сик. Здесь всегда царит сумрак, и только далеко в вышине можно увидеть солнечные блики. Кое-где ширина дороги составляет всего несколько метров, а скалы почти смыкаются над головой путников. С одной стороны в скале виден бывший водопровод, по которому в Петру поступала вода из долины. При римлянах дорогу замостили камнем. Из-за того что прежние дамбы были разрушены, Сик временами превращался в бурный поток, в 1960?е годы при таких обстоятельствах там погибли туристы. Теперь дамбы восстановлены, и опасности больше нет. В конце извилистого пути скалы неожиданно расступаются, и перед путниками во всей красе предстает пламенеющий на солнце фасад в греческом стиле с роскошными коринфскими колоннами. Те, кто видел уже упомянутый фильм «Индиана Джонс…», наверняка помнят это величественное здание. Как писал Буркхардт, его «расположение и красота рассчитаны так, чтобы производить потрясающее впечатление на путешественника». Это Эль-Хазне, или по-русски Казна, — самый известный и самый часто изображаемый памятник Петры. Именно фасад Эль-Хазне, достигающий в высоту 40?м, первым приветствует путника, пришедшего по ущелью Сик. Вырезанный в скале, он исключительно хорошо сохранился, вероятно, потому, что порода здесь тверже, а ветры слабее, чем в других частях города. Согласно легенде, набатеи использовали здание как сокровищницу, но на самом деле оно, скорее всего, представляло собой нечто среднее между храмом и усыпальницей. Однако предания сделали свое дело: на урне, венчающей фасад, можно увидеть многочисленные следы пуль, с помощью которых искатели сокровищ надеялись ее разбить и добраться до спрятанных в ней богатств чуть ли не египетских фараонов. Как и во многих других постройках Петры, за роскошным фасадом скрывается очень скромное внутреннее помещение. Монастырь Эль-Дейр — другая достопримечательность Петры — похож на Эль-Хазне, правда, он больше, грубее. К сожалению, он сильнее пострадал от эрозии. главные ворота достигают в высоту 8 м, а 50-метровый фасад монастыря также украшен урной. Как и Эль-Хазне, Эль-Дейр был высечен в скале, причем, судя по глубине боковых стен, строительство потребовало больших усилий. К северу от Эль-Хазне расположены так называемые царские гробницы — три большие сооружения, высеченные в Царской стене. Еще одна заметная постройка Петры относится ко временам римского присутствия. Это высеченный в скале амфитеатр, вмещавший до восьми тысяч зрителей. Когда его сооружали, многие более ранние захоронения оказались рассеченными надвое и теперь открыты взору. Недалеко от театра начинается крутая дорога на Вершину жертвоприношений — плоскую площадку с системой стоков, по которым стекала кровь жертвенных животных. Рядом видны развалины дома для жрецов. Единственное сохранившееся в Петре отдельно стоящее здание — храм бога Душары, известный также как Замок дочери фараона. Здесь, по всей видимости, был сад, зал для роскошных приемов набатейского царя и, возможно, даже бассейн. Петра вошла в Список объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО в 1985 году, после чего началось активное освоение древнего поселения как учеными, так и туристами. В 1991 году в ответ на просьбу правительства Иордании, не справлявшегося с наплывом людей в Петру, генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор направил в страну свою миссию, а затем и целую команду экспертов. В эту группу вошли архитектор, специалист по городскому планированию, гидролог, занимающийся пустынями, эксперт в области экологии и национальных парков, антрополог, археолог и эксперты по туризму. Им было поручено оценить ситуацию и выработать необходимые меры по сохранению города. Специалисты пришли к выводу, что памятники Петры подвергаются разнообразным угрозам: проблема не только в эрозии почвы, но и в том, что ветер приносит частички песка. Подобно наждачной бумаге песчинки «зачищают» нижние части фасадов, а вода и растительность разрушают здания изнутри. Другая опасность — люди. Это и поток туристов, и бесконтрольная застройка гостиницами и другими объектами туристического бизнеса прилегающей к Петре территории, и бесконечные палатки с сувенирами на улицах древнего города. Отдельную проблему создавали нынешние жители Петры — бедуины. Они давно уже обосновались в полуразрушенных склепах и зарабатывали на жизнь тем, что возили туристов на лошадях и верблюдах, показывая им местные красоты и рассказывая легенды. В результате пыль, которую поднимали животные, оседала на древних фасадах, а запах навоза отбивал у туристов охоту задерживаться здесь надолго. Доклад ЮНЕСКО, посвященный столице набатеев, заканчивается утверждением, что «только совместными усилиями Иордании и международного сообщества можно обеспечить сохранение Петры на радость будущим поколениям». С тех пор многое изменилось. В 1993 году по решению властей Иордании Петра и прилегающая к ней территория были объявлены национальным парком. Бедуинов принудительно переселили в соседнюю деревню, где специально для них власти построили дома. После заключения в 1994 году мирного договора между Израилем и Иорданией поток туристов в Петру существенно увеличился, так что деревня Вади-Муса, где останавливаются туристы, постепенно превращается в оживленный город. На территории древнего поселения предприняты многочисленные археологические раскопки с участием ведущих институтов и университетов мира. Научные изыскания наверняка принесут еще немало сюрпризов. Но главное остается неизменным: всякий, кто видит эти красные скалы и грандиозные здания, принадлежащие к числу величайших чудес природы и цивилизации, чувствует, что прикоснулся к вечности.
6. Статуя Христа Спасителя Главной достопримечательностью Рио-де-Жанейро считается статуя Христа Спасителя (Cristo Redentor). Она стоит на вершине холма Корковаду на высоте 704 метров над уровнем моря. Высота самой статуи - 30 метров, не считая семиметрового постамента, а ее вес - 1140 тонн. Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на лучший монумент - символ нации. Победитель, Эктор да Силва Коста, выдвинул идею скульптурного изображения Христа, распростершего руки и обнимающего весь город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость. Идея да Силвы была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она перечеркнула прежний план возведения на горе Пан-ди-Асукар грандиозного памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по всей стране сбор пожертвований, дабы финансировать осуществление проекта. Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Париже, чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где она открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Работы над проектировкой и созданием статуи шли в Париже. Затем она была доставлена в Рио-де- Жанейро и установлена на холме Корковаду. 12 октября 1931 года состоялось ее первое торжественное открытие и освящение, к этому дню была смонтирована и осветительная установка. В 1965 году папа Павел VI повторил церемонию освящения, по этому случаю была обновлена и осветительная установка. Еще одно большое торжество проходило здесь в присутствии папы Иоанна Павла II 12 октября 1981 года, когда отмечалось пятидесятилетие самой статуи. Статую Христа Спасителя считают одним из современных чудес света. Высота каменного монумента - 30 метров, не считая семиметрового постамента; голова статуи весит 35,6 тонны; кисти рук - по 9,1 тонны каждая, а размах рук составляет 23 метра. Построенная в 1885 году линия трамвая ведет теперь почти на вершину холма: конечная остановка находится всего в сорока метрах под статуей. От нее надо подняться по 220 ступеням лестницы к постаменту, на котором расположена смотровая площадка. В 2003 году был открыт эскалатор, на котором можно доехать до подножия знаменитой статуи. Отсюда хорошо видны протянувшиеся по правую руку пляжи Копакабана и Ипанема, а слева гигантская чаша «Мараканы», крупнейшего в мире стадиона, и международный аэропорт. Со стороны моря возвышается неповторимый силуэт горы Пан-ди-Асукар. Статуя Христа Спасителя является национальным достоянием и национальной бразильской святыней. 7. Мачу-Пикчу Мачу-Пикчу (в переводе с языка кечуа — «великая вершина») — город древней Америки, находящийся на территории современного Перу. Так же Мачу-Пикчу часто называют «город в небесах» или «город среди облаков», иногда называют «потерянным городом инков». Этот город был создан как священный горный приют великим правителем инков Пачакутеком за столетие до завоевания его империи, то есть приблизительно в 1440 году, и функционировал до 1532 года, когда испанцы вторглись на территорию империи инков. В 1532 году все его жители таинственно исчезли. Сходный с Мачу-Пикчу высокогорный город Чокекирао просуществовал гораздо дольше, до 1570-х гг. Город расположен на вершине горного хребта на высоте 2057 метров над долиной реки Урубамбы на территории современного Перу. По своим скромным размерам Мачу-Пикчу не может претендовать на роль крупного города — в нём не более 200 сооружений. В основном это храмы, резиденции, склады и другие помещения для общественных нужд. Большей частью они сложены из хорошо обработанного камня, плотно пригнанных друг к другу плит. Полагают, что в нем и вокруг него проживало до 1200 человек, которые поклонялись там богу Солнца Инти и возделывали сельскохозяйственные культуры на террасах. Больше чем на 400 лет этот город был забыт и пребывал в запустении. Его обнаружил американский исследователь из Йельского университета, профессор Хайрем Бингхем 24 июля 1911 года. Когда он добрался сюда в сопровождении выделенного правительством отряда охранения и местного мальчика-проводника, он обнаружил живущих там крестьян. Как они рассказали ему, они жили там «свободными, без нежелательных визитеров, чиновников, вербующих в армию „добровольцев“, или сборщиков налогов». Кроме того, здесь прежде уже побывали любители достопримечательностей, оставившие свои начертанные углем имена на гранитных стенах. Мачу-Пикчу имеет очень четкую структуру. На юго-востоке угадывается комплекс дворцовых построек. Камни, из которых они сложены, обработаны настолько тщательно, что можно с уверенностью сказать: перед нами жилища сановников и вельмож. В западной части возвышается главный храм с алтарем для жертвоприношений. Напротив него жилой квартал, плотно застроенный двухэтажными домиками. Между ними, как в лабиринте, вьются узкие улочки и лестницы, часто приводящие в тупик или на нависающую над пропастью террасу. Испанские конкистадоры так и не добрались до Мачу-Пикчу. Этот город не был разрушен. Но мы мало что знаем о нем. Зачем понадобилось инкам строить город на высоте 2450 метров над уровнем моря, так далеко от центра государства? Нам неизвестно ни число жителей, ни даже его настоящее название. Американские исследователи Ричард Бюргер и Люси Салазар из Йельского университета, опираясь на материалы испанской хроники XVI века, выдвинули предположение, что это была зимняя резиденция Пачакутека. В летний период, во время сезона дождей, в городе, по всей вероятности, оставалось не больше 200 человек. Позже, после крушения империи инков, город утратил свое значение, и жители покинули его навсегда. В юго-восточной оконечности Мачу-Пикчу инкские каменщики возвели две внушительные конструкции, которые Бингхем считал работой «мастеров-художников», — полукруглую башню и примыкающее к ней строение. Сходство этой башни с закругленной секцией храма Солнца в Куско заставило его дать своей находке такое же название. Комплекс, состоящий из самой башни и прилегающих к ней строений, позже названный перуанцами за сходство со средневековой крепостью Эль-Торреон («бастион»), служил, как предполагается, одновременно и небольшим укреплением, и святилищем. Башня была возведена вокруг непотревоженного куска естественной скалы, который был отёсан и превращён в алтарь. Под башней находится грот. Бингхем предполагал, что в нем находятся мумии правителей инков, но ученые считают, что он, скорее, служил помещением для каких-то ритуальных действий. После раскопок и приведения его в порядок этот комплекс показывает нам всю свою красоту и точность архитектуры, которой он отличался еще четыре столетия назад. Лестница перед Домом принцессы ведет к башне, откуда трапециевидное окно позволяет бросить взгляд на красивую долину, раскинувшуюся внизу. Это окно, вероятно, использовалось жрецами для наблюдения за перемещением солнца во время зимнего солнцестояния. Священная площадь была, как считают, религиозным центром Мачу-Пикчу. На северном конце расчищенной площадки стояло трехстенное здание из белого гранита, «из блоков циклопических размеров, выше человеческого роста». Примыкающее к западной стене храма небольшое закрытое помещение, называемое «Украшенной комнатой», является ярким свидетельством великолепного мастерства инкских каменщиков: два громадных блока ее фундамента с вырезанными 32 углами в трех измерениях, плотно прилегают к соседним глыбам. Может быть, самым заманчивым из всех построек в Мачу Пикчу является расположенный в восточной части площади «Храм трех окон». Эти три окна, имеющие форму трапеции, выходящие на восток, имеют по бокам «слепые окна» таких же размеров, которые могли служить нишами. Если верить местной исторической хронике, первый правитель инков приказал построить храм на том месте, где он родился, в Тамбо-токо, причем в нем должно было быть три окна, символизирующих собой пещеры, «дом его предков по отцовской линии, от которых он ведет свое происхождение». Бингхем считал, что здесь как раз и находится это место. К сожалению, такое заманчивое предположение противоречило достоверным свидетельствам о том, что архитектурный стиль Мачу Пикчу относится к позднему инкскому периоду. От Священной площади по гранитному склону с террасами, по длинной лестнице можно с большим трудом добраться до вершины скалы, там лежит большой, вырубленный многоугольный камень «интиуатана», или «место, где привязано солнце» (в художественном переводе «инти» означает «солнце»; «уата» — «привязывать»). Бингхем предполагал, что здесь инки символически «привязывали» солнце, чтобы оно не убегало от них во время зимнего солнцестояния. «Те жрецы, — писал он, — которые могли двадцать первого или двадцать второго июня остановить движение солнца и „привязать“ его к каменному столбу в одном из храмов, пользовались у инков особым уважением и почитанием». Этот элегантный, вырубленный в скале камень мог быть и солнечной обсерваторией, где жрецы определяли лучшее время для начала сева или сбора урожая, следя за исчезновением теней от солнца во время осеннего и весеннего равноденствия. По таким случаям жрецы засыпали камень ворохами цветов и трав, в частности, во время «инти райми» — в июне и декабре устраивались великолепные праздники Солнца. Жители Мачу-Пикчу, по-видимому, собирались возле «интиуатаны», где в течение нескольких дней проводили религиозные обряды с изваяниями божеств, распевали исполненные музыкальной гармонии гимны и молились. Дорога из Мачу-Пикчу в Куско — прекрасный образец искусства инкских строителей. Даже в сезон дождей дорога в прекрасном состоянии. Вся империя была охвачена широкой сетью коммуникаций, протяженностью примерно в 40000 км. Дороги в государстве инков имели прежде всего стратегическое значение — по ним должны были проходить войска. Кроме того, они способствовали культурному обмену между всеми областями государства. Благодаря дорогам люди учились друг у друга искусству керамики, ткачества, обработки металлов, архитектуры и строительства. Инки не знали колеса, и горные дороги чаще всего были ступенчатыми. Те, что проходили по океанскому побережью, специально огораживались с двух сторон глинобитными стенами, защищавшими от солнца, ветра и песчаных заносов. Если на пути встречалась болотистая низина, делали насыпь. Через реки строили каменные и перекидывали подвесные канатные мосты, которые у инков считались священными объектами — того, кто повредит мост, ожидала смерть. Чтобы возвести город в столь неудобном для строительства месте, требовалось невероятное мастерство. По мнению инженера-строителя Кеннета Райта и археолога Альфредо Валенсии Сегарры, более половины усилий, затраченных на постройку, ушло на подготовку участка, дренаж и работы по закладке фундамента. Массивные подпорные стены и ступенчатые террасы более 500 лет держат город, не давая дождям и оползням снести его со скального карниза. Наследники андских культур и по сей день считают Мачу-Пикчу символом их связи с великой цивилизацией прошлого, частью истории, которую завоеватели не смогли стереть из памяти. 8. Чичен-Ица Чичен-Ица - один из самых значительных городов древних майя. "Чичен-Ица" можно перевести как "место у колодца племени Ица" или "рот колодца колдунов воды", или "Устье колодцев ицев" ("чи" на языке майя означает "устье", "чей" - "колодец", а "ица" - имя племени или группы майя, которое, по преданию, первым появилось на этой земле). Город был основан, как полагают, в V-VI веках и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы (иногда самую южную часть города называют Старый Чичен - Chichen Viejo). Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из центральной Мексики (в 987 г. н.э. в городе появляется предводитель тольтеков Топильцин Се Акатль Кетцалькоатль или, по-майяски, Кукулькан). Приход же вождя тольтеков, очевидно, не был мирным событием: в надписях из Чичена речь идет о вторжении захватчиков, свергших династию майя. Из рисунков и надписей в Храме воинов можно узнать, как тольтеки захватили власть в стране, сначала выиграв морскую битву против майя, а потом победив их в сражении на суше в каком-то городе (возможно, именно в Чичене). Одержав победу, тольтеки поработили своих противников, а их лидеров принесли в жертву богу Солнца. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь и как минимум столетие чиченицкие тольтеки поддерживали связь с тольтеками из Тулы. Обосновавшись в Чичен-Ице, тольтеки и союзные с ними племена вскоре распространили свое влияние на большую часть полуострова Юкатан. Во всяком случае, другие крупные центры этой области - Ушмаль, Майяпан - также несут на себе печать господства тольтекских или смешанных майя-тольтекских черт в религии, архитектуре и скульптуре. Завоеватели принесли с собой новые обычаи и обряды, новые черты в архитектуре, искусстве и религии. Население города, по разным оценкам, составляло от 20000 до 30000 жителей. Во времена тольтеков формируется северная часть города. По мере роста могущества других политических центров на Юкатане гегемония Чичен-Ицы стали все больше вызывать их недовольство. Правители Чичен-Ицы требовали от соседей все новых даней и поборов. Ситуация изменилась в начале XIII века - силами трех городов (Ицмаля, Майяпана и Ушмаля) в решающем сражении войска Чичен-Ицы были разгромлены. К концу XIV века город пришел в упадок и вновь обезлюдел. На п-ве Юкатан город находится в северной его части - можно посмотреть его расположение на карте Мезоамерики. Приблизительный план самого города приведён ниже. Цифрами помечены основные сооружения Чичен-Ицы. 1. Священный сенот Эль-Кастильо (El Castillo, что в переводе с испанского означает "замок"), который называют также пирамидой Кукулькана (La Piramide de Kukulcan). Кукулькан на языке майя означает "пернатый змей". Эль-Кастильо представляет собой пирамиду высотой 24 м, на верхней площадке которой расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. Стороны пирамиды чётко ориентированы по сторонам света (север, запад, юг, восток). Пирамида имеет 9 уровней. По её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом Кукулькана. Вот как описывал эту пирамиду Диего де Ланда, назвавший её "главным зданием" города: "В верхнюю часть этого здания ведут 4 лестницы с 4 сторон света, шириной в 33 фута, по 91 ступеньке, и взбираться по ним опасно... Когда я видел это здание, там по обе стороны от основания лестницы, на расстоянии фута, были искусно сделанные скульптурные изображения змеиных голов со свирепо раскрытыми пастями". Если число ступеней лестницы умножить на число лестниц и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91x4+1=365 - число дней в году. Это совпадение дало ученым основание сделать заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение. Примечателен тот факт, что в день весеннего и осеннего равноденствия, солнце движется таким образом, что тень от него, двигаясь по ступенькам храма в сторону сенота, создаёт иллюзию движения змеи по лестнице пирамиды. Этот феномен, который длится 3 часа 22 минуты, сообщает о приходе Весны и Осени. Можно только предполагать, что это символизировало для майя, хотя, возможно, тем, кто наблюдал это явление, казалось, что призрачный Кетцалькоатль как бы возвращается к жизни. Впоследствии выяснилось, что Эль-Кастильо был построен поверх более древней пирамиды. Внутрь этой пирамиды можно попасть через отверстие в полу храма. Там были обнаружены скульптура так называемого Красного ягуара (глаза и пятна на шкуре ягуара сделаны из нефрита, а клыки - из перламутра) и своеобразная фигура-трон, называемая Чак Моол (Chac Mool). Храм воинов находится с западной стороны большой площади, в центре которой расположена пирамида Кукулькана. В основе Храма воинов лежит ступенчатая пирамида с основанием 40 м на 40 м, имеющая четыре уровня. Считается, что эта платформа построена по плану, который использовался при строительстве пирамиды "В" в Туле. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно, поэтому Храм воинов так и называют. Считается, что когда-то колонны поддерживали крышу. Не осталось ни следа и от крыши над святилищем, расположенном на верхней площадке Храма воинов, куда ведут две лестницы. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькана, стерегут вход в святилище. Здесь же, напротив главной двери храма, находится красивая статуя Чак-Мооля, держащего в руках чашу, предназначенную для даров богам, ставшая своеобразным символом Чичен-Ицы. Этот Чак-Моол был найден внутри Храма Воинов, где находятся остатки предыдущей постройки, получившей название Храм бога дождя. Роспись на двух скамьях в этом храме представляет собой изображения тольтекских правителей, сидящих на тронах в форме ягуара. В XIX веке Огюст де Плонжеон прочитал на стене одного из зданий иероглиф "Чак-Мооля" и указание где надо копать, чтобы найти изображение этого существа. Там он откопал статую человека, который полулежал и держал на животе что-то похожее на блюдо. Так де Плонжеон решил, что это и есть изображение "Чак-Мооля". Группа тысячи колонн (Grupo de las Mil Columnas) расположена с южной стороны Храма воинов. Она формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трех сторон довольно большую площадку. (С четвертой, южной, стороны этой площадки расположено здание, называемое почему-то Рынок - Mercado). Западная колоннада, началом которой служат колонны перед Храмом воинов, тянется на юг на 125 м. при ширине 11 м. Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется почти на 125 м. Эта колоннада, носящая название северной, насчитывает 156 колонн, расположенных в 10 рядов (ширина этой колоннады - 20 м). В целом, в Группе тысячи колонн преобладают круглые колонны. Некоторыми учёными считается, что изначально над этими колоннами была тростниковая крыша, а под ним располагался рынок. Священный сенот (Cenote de Sacraticios, по-испански, или Sacred Cenote, по-английски) расположен к северу от пирамиды Кукулькана, от которого к нему ведёт прямая, выложенная из камней, дорога шириной 10 м. и длиной около 300 м. "Сенот" можно перевести как "колодец". Диаметр сенота около 60 м. Его общая глубина - около 50 м., вода в настоящее время находится примерно на 20 м. ниже края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывали людей, приносимых в жертву богам. Поэтому это место известно ещё под названием "Колодец смерти". С этим местом связано множество историй, часть которых описана в книге пророчеств майя " Чилам Балам". Сам Диего де Ланда побывал в Чичен-Ице и лично осмотрел там этот мрачный провал в известняковых пластах, который именовался у майя "Священным Сенотом"'. Вот как он его описывал: "Этот колодец имеет 7 эстадо (20 м.) глубины до воды, более 100 ступней (60 м.) в ширину, он круглый и из тесаной скалы, что удивительно. Вода кажется зеленой; это, я думаю, вызвано рощей, которая его окружает; и он очень глубок". Начиная с 1923 года, американец Эдвард Томпсон (Tompson), который был, кстати, консулом в Мериде, в течение нескольких лет проводил исследование сенота. Несколько раз он сам спускался в водолазном костюме на дно колодца. Остатки скелетов, извлеченных со дна Колодца смерти, подтвердили его зловещее название. Было извлечено также большое количество украшений и предметов быта древних майя. Сенот Штолок (Xtoloc Cenote) еще один естественный водоем, находящийся к югу от пирамиды Кукулькана и в 800 метрах от "Священного сенота". Он меньше Священного сенота и его края менее обрывисты, а потому он использовался исключительно как источник питьевой воды. Платформа Венеры (Platforma de Venus) находится к северу от Эль-Кастильо прямо у начала дороги к Священному сеноту. Она получила свое название в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки. Платформа ягуаров и орлов (Platforma de Tigers y Aguies) расположена к северо-западу от пирамиды Кукулькана. Храм имеет квадратную форму с четырьмя лестницами, украшенными головами змей. Платформу назвали так по рельефным изображениям на ее стенах. На стенах выгравированы изображения ягуаров и орлов пожирающих человеческие сердца - таким образом были представлены жертвоприношения. Цомпантли (Tzompantli), или Храм черепов (Temple of Skulls, по-английски). Цомпантли представляет собой Т-образную платформу, расположенную рядом с Платформой ягуаров и орлов, но превосходящую ее размерами. Особенностью Цомпантли является то, что стены этой платформы покрыты рельефными изображениями черепов. Именно поэтому это сооружение и было названо Храмом черепов. Каменная стена цомпантли являлась основанием для деревянных рам, на которых вешались черепа убитых врагов и принесённых в жертву. Название данного комплекса дано на языке науаль - языке индейцев Центральной Мексики, где часто встречались такие сооружения. Площадка для игры в мяч (Juego de Pelota) находится к западу от Цомпантли, на западе северной части города и ориентирован по оси юг-север, с небольшим отклонением на восток, то есть, прямо на "Священный колодец". В соответствии с датой, выгравированной на обнаруженном, на стадионе, алтаре, он был сооружен не позднее 864 года н.э. Площадка окружена четырьмя храмами: Северным и Южным, а также Нижним и Верхним Храмами Ягуаров. В Чичен-Ице насчитывается несколько площадок для игры в мяч (9), однако, это самая большая площадка и не только в Чичен-Ице, но и среди всех подобных площадок в городах майя. Длина этой площадки 135 м., а общая ширина - 70 м. Размеры игрового поля составляют 83 м. на 30 м. Высота стен - более 8 м. В основе этих стен находятся невысокие каменные выступы, украшенные гравировками, представляющими сцены жертвоприношения людей. Эти гравировки изображают две команды, каждая из которых имеет семь игроков, один из них держит в руках отрезанную голову одного из членов проигравшей команды. Примечательно, что среди росписей отчетливо прослеживается "реинкарнационная" тематика: знаки "небесный, блистающий", элементы крови, заменяющиеся семью змеями. На верхней части боковых стен видны кольца, через которые должен был пройти мяч. Храм ягуара (Temple of the Jaguars, по-английски) расположен в восточной стене площадки для игры в мяч. Назван храм таким образом из-за того, что в нем были найдены фигуры ягуаров, которые украшали его фасад. Лестницы, которые ведут во внутреннюю часть храма, украшены скульптурами, символизирующими гремучую змею, которая является священной для майя. Храм включает в себя два святилища - верхнее и нижнее, которые иногда называют соответственно Верхний и Нижний храм ягуара. Внутренние стены храмов украшены сценами войн. Верхнее святилище расположено наверху стены, ограничивающей площадку, и выходит на игровое поле. По-видимому, отсюда знатные лица города наблюдали за игрой. Вход в нижнее святилище Храма ягуара находится с внешней стороны площадки. При входе в нижнее святилище стоит стилизованная фигура ягуара, которая и дала название всему этому комплексу. Храм Бородатого человека (Temple of the Beared Man). Расположен в северной части площадки для игры в мяч. Храм получил свое название по рельефу внутри храма. Часто, однако, этот храм называют просто Северным. В этом храме замечательная акустика, позволяющая слышать шепот человека в любой точке зала. Пирамида Могила Верховного жреца (Tumba del Gran Sacerdote, по-испански, или The High Priest's Grave, по-английски) находится на юго-западе от Эль-Кастильо. Такое название эта пирамида получила потому, что на её верхней площадке обнаружено семь надгробий, свидетельствующих, по всей видимости, о захоронении важных людей города. Внутри неё было обнаружено вертикальное отверстие, которое ведет к природной пещере, где были найдены человеческие останки, изделия из нефрита и множество других предметов, находящихся теперь в музеях. Эту пирамиду называют также Осуари (The Ossuary, по-английский), что означает "склеп". Часто это сооружение называют просто Малой пирамидой. Её высота составляет 10 м.. Красный дом (La Casa Colorado, по-испански, или The Red House, по-английски) расположен к югу от Могилы Верховного жреца. Своё название Красный дом получил из-за красной краски на фасаде. Красный дом - типичное сооружение древних майя. Его крыша украшена характерными изображениями носатого бога дождя Чака. Караколь (El Caracol). В переводе с испанского означает "улитка". Такое название было присвоено из-за внутренней лестницы наверх, имеющую спиралевидную форму как у раковины улитки. Расположено это здание к юго-востоку от Красного дома на прямоугольной платформе размером 67 на 52 метра. Данный комплекс является одним из самых известных достопримечательностей Чичен-Ицы. Это грандиозное сооружение представляет собой башню, находящуюся на двойной платформе. Считается, что башня Караколя использовалась майя для астрономических наблюдений, поэтому часто это сооружение называют Обсерваторией. В крыше и стенах были проделаны отверстия таким образом, что позволяли наблюдать астрономам за движениями некоторых небесных тел, особенно за Венерой. Самой отличительной характеристикой этого здания является его необычное сходство с современными астрономическими обсерваториями. Верхняя часть башни серьёзно повреждена. Женский монастырь (Las Monjas). Одно из самых больших и старинных сооружений в старой части Чичен - Ицы. Это крупное сооружение расположено к югу от Караколя. Основание у монастыря - 70 м. на 35 м. и он возвышается над землей почти на 20 м. По каким-то непонятным причинам это сооружение напомнило испанцам, впервые увидевшим его, монастырь - они его так и назвали. По внешнему виду он скорее напоминает дворец. Широкая лестница, расположенная с северной стороны Монастыря и разделяющая его как бы на две части, позволяет подняться наверх, где собственно и находится сам "монастырь". Монастырь украшен рельефными узорами и масками бога Чака. Оно было восстановлено много раз, но в нем доминирует стиль майя группы Ченес, что можно легко увидеть в деталях его декорации. Частью восточного фасада монастыря является небольшое здание, также выполненное в стиле Ченес и Рио Бек, и изображающее маску монстра с пастью-дверью. Сверху двери находится сидящая фигура со скрещенными ногами, напоминающая своей позой Будду (существуют всего лишь несколько образцов фигур такого типа). Иглесия (La Iglecia). В переводе с испанского Иглесия означает "церковь". Здание стоит почти вплотную к Монастырю с его восточной стороны. Это здание, естественно, не имеющее никакого отношения к церкви, получило такое название исключительно по аналогии с Монастырём. Оно имеет выразительный орнамент, где различается маска божества, принадлежащего либо богу дождя Чаку, либо богу творцу Ицамне.
9. Список использованной литературы:
|
|
© 2000 |
|