РУБРИКИ

Нидерланды

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Нидерланды

Нидерланды

РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ

АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА

 

 

 

Факультет: «Экологический туризм»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по курсу «Страноведение Европы»

на тему: Нидерланды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   Сдал: Гареев В. Т.

                                    Принял:

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 1997

ОГЛАВЛЕНИЕ:

1. КОРОЛЕВСТВО НИДЕРЛАНДОВ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ____________________

1.1 ГЕОГРАФИЯ, КЛИМАТ_______________________________________________

1.2 НАСЕЛЕНИЕ_________________________________________________________

1.2.1 ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ_____________________________________________________

1.2.2 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ________________________________________________

1.2.3 НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ___________________________

1.3 КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ НИДЕРЛАНДОВ______________________

1.4 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА        

1.4.1 АМСТЕРДАМ__________________________________________________________________

1.4.2 ГААГА______________________________________________________________________

2. ЭКОНОМИКА НИДЕРЛАНДОВ__________________________________________

2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА__________________________________________

2.1.1 СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ______________________________________________________

2.1.1.1 ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА__________________________________________

2.1.1.2 АГРАРНЫЙ СЕКТОР И РЫБОЛОВСТВО_________________________________________

2.1.1.3 СФЕРА УСЛУГ_____________________________________________________________

2.2 ВЕДУЩИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ__________________________

2.2.1 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС_______________________________________

2.2.2 ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ_____________________________________________

2.2.3 МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА_________________________________________

2.2.3.1 СЕКТОР ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ________________________________________________

2.2.3.2 СЕКТОР ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ_______________________________________________

2.2.4 МАШИНОСТРОЕНИЕ___________________________________________________________

2.3 АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС НИДЕРЛАНДОВ_________________

2.3.1 ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЙ___________________________

2.3.2 ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ_________________________________________________

2.4 ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НИДЕРЛАНДОВ__________________________

2.4.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ___________________________

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:______________________________


1.     КОРОЛЕВСТВО НИДЕРЛАНДОВ: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В литературе почти на равных правах употребляются названия Нидерланды и Голландия. Последнее, собственно говоря, относится к двум западным провинциям — Северной и Южной Голландии, ставшим ядром формирования государства и до сих пор сохраняющим важное социально-экономическое и культурное значение. Другое название — Нидерланды, что в буквальном переводе означает "низкие (низменные) земли", — имеет более общий смысл, является официальным. В государственных документах, международных договорах и в дипломатии употребляется полное название государства — Королевство Нидерландов. Что же представляет собой эта небольшая, но во многом уникальная страна, играющая заметную роль в современной европейской и мировой политике и экономике.

1.1     ГЕОГРАФИЯ, КЛИМАТ

Нидерланды относятся к малым странам Западной Европы. Расположены на побережье Северного моря, в устье трех больших рек: Рейна, Мааса и Схелде. Страна граничит с Германией на востоке и с Бельгией на юге.

Территория Нидерландов составляет 41,8 тыс.кв.км. При этом примерно 10% территории приходится на внутренние воды: озера, реки, каналы. Протяженность страны с востока на запад всего 200 км. и 370 — с севера на юг.

По характеру рельефа территория Нидерландов — это почти идеальная равнина. Наивысшая точка суши —321 м. над уровнем моря, а самая низкая — 6,7 м. ниже уровня моря. Ниже уровня моря находится около 40% всей территории страны. Это главным образом ее северные и западные районы. Такие земли надежно защищены системой дамб, плотин и других гидротехнических и дренажных сооружений. Общая протяженность дамб составляет 3700 км. В хозяйственный оборот вовлечено свыше 7 тыс.кв.км. территории, отвоеванных голландцами у моря. Именно на осушенных землях в 1986 году была образована новая провинция Нидерландов — Флеволанд.

Благодаря влиянию теплого течения Гольфстрим, Голландия имеет умеренный морской климат. Средняя температура воздуха в январе +1,7 градусов по Цельсию, в июле — 17 градусов. Общее количество осадков — около 700 мм — довольно равномерно распределяется в течение года.

1.2     НАСЕЛЕНИЕ

1.2.1     ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

По состоянию на начало 1995 г. в Нидерландах насчитывалось более 15,4 млн. жителей. Отметим для сравнения, что в начале XX столетия численность населения составляла 5,1 млн. человек. Голландия — одна из самых густонаселенных стран мира. Средняя плотность населения составляет 453 человека на 1 кв. км. — в десять раз выше, чем в среднем на планете. Образно говоря, на каждого голландца приходится территория равная одной трети футбольного поля. По плотности населения Нидерланды занимают третье место в мире, уступая Бангладеш и Тайваню.

Голландцы — высокоурбанизированная нация. 51% населения страны проживает в городах, 37%—в поселках городского типа, и 12% —в сельской местности. В Нидерландах насчитывается 17 крупных городских общин с населением более 100 тыс. человек, в том числе Амстердам и Роттердам, перешагнувшие миллионный рубеж. Среди работающих 67% занято в сфере обслуживания, 28%—в промышленности, 5%—в сельском хозяйстве и рыболовстве.

Таблица 1.1

Крупнейшие города Нидерландов

(число жителей, включая пригороды по сост. на 1993 г.)

Амстердам ..…………………………...……………………………………………………………………………………………………...............………………………………...……………………………………………………………………………………………………......................………………………………...……………………………………………………………………………………………………...…...............……………………………….……………………………………………………………………………………………...................………………………………...……………………………………………………………………………………………………....... 1 091 338

Роттердам .....................................………………………………...……………………………………………………………………………………………………......................………………………………...……………………………………………………………………………………………………......................………………………………...……………………………………………………………………………………………………....... 1 069 356

Гаага ........................................………………………………...……………………………………………………………………………………………………......................………………………………...…………………………………………………………………………………………………….............………………………………...…………………………………………………………………………………………………...............………………………………...……………………………………………………………………………………………………....... 694 356

Утрехт ......................................………………………………...…………………………………………………………………………………………………….....................………………………………...……………………………………………………………………………………………………....................………………………………...…………………………………………………………………………………………………….........………………………………...……………………………………………………………………………………………………....... 543 372

1.2.2     ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

Естественный прирост населения постепенно уменьшается. В 1993 г. он не превысил 0,6%. В том году страна пережила второй по величине пик смертности за последние 50 лет: умерло 138 тыс. человек, в том числе 8 тыс. — от эпидемии гриппа.

Анализируя демографические тенденции, специалисты прогнозируют, что численность населения в Нидерландах в 2000 году будет равняться примерно 15,5 млн. человек. При этом число престарелых повысится с нынешних 13% до 14%. По средней продолжительности жизни Нидерланды занимают одно из первых мест в мире — 76 лет.

Таблица 1.2

Основные демографические показатели


Демографические показатели

1985 г.

1990г.

1992г.

1993 г.

1994 г.

Численность населения, млн. чел.

14,5

15,0

15

15,3

15,4

Возрастной состав, % к общей численности

 

 

 

 

 

0—19 лет

28

25

24

24

25

20—39 лет

34

33

33

33

33

40—64 лет

27

29

30

30

30

65 лет и выше

12

13

13

13

13

Прирост населения

76

118

110

102

87

Рождаемость, тыс. Детей

178

198

 

199

196

Смертность, тыс. чел.

123

129

 

138

133

Число заключенных браков, тыс.

83

96

 

88

88

Число разводов, тыс.

34

28

 

30

32

Правительство, в целом, положительно оценивает сложившуюся демографическую ситуацию и ее перспективы, считая желательным достижение такого положения, при котором как общий объем населения, так и возрастные показатели колеблются в течение времени в ограниченных пределах — "постоянное население".

На 1993 год число домохозяйств в стране составляло 6241 тыс., в том числе 4380 тыс. семейных и 1861 тыс. приходящихся на одного человека.

В составе населения Голландии женщины несколько преобладают над мужчинами — 7,648 млн. и 7,480 млн. чел. соответственно (данные 1992 г.). Число ежегодно заключаемых браков с начала 90-х годов в 3 раза превышает число разводов. Это высокий показатель, свидетельствующий о традиционной прочности голландских семей.

1.2.3     НАЦИОНАЛЬНЫЙ И РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ

В Нидерландах наблюдается иммиграционный избыток (превышение числа иммигрантов над числом эмигрантов). С начала 60-х годов он имеет тенденцию к росту. Первоначально это было связано с иммиграцией в Голландию иностранных рабочих. В 70-е годы довольно много иммигрантов прибыло из бывшей голландской колонии — Суринама, получившего независимость.

В настоящее время в Нидерландах проживает около 800 тыс. иностранцев — это 5,2% населения страны.

Таблица 1.3

тыс. чел.

Динамика миграции

1985 г.

1990 г.

1992 г.

1993г.

1994 г.

Иммиграция

79

117

117

119

104

Эмиграция

55

57

59

59

62

Начиная с 1992 года, в Нидерландах разрешено двойное гражданство. Среди проживающих в стране иностранцев преобладают турки, марокканцы и суринамцы. Значительно число выходцев из Бельгии, Германии, Италии, Испании, Китая, США, бывшей Югославии. Нидерландское подданство имеют примерно 1,1 млн. лиц неголландского происхождения. За границей проживает около 650 тыс. голландцев.

Государственным языком в стране является нидерландский, чаще именуемый голландским, а исторически — фламандским. Он относится к германской языковой группе. В северной провинции Фрисланд распространен также фризский язык, весьма сходный с голландским. В качестве языков делового общения активно используются английский и немецкий.

Конституция Нидерландов гарантирует свободу вероисповедания, и в стране соседствуют различные конфессии. Они в известной степени отражают структуру национального состава населения. Публикуемая ниже таблица иллюстрирует распределение населения Голландии по религиозной принадлежности.

Таблица 1.4

Религиозный состав населения

% к общей численности населения в 1993 г.

Религии

Численность

Римско-католическая церковь

32,0

Нидерландская протестантская церковь

15,0

Реформаторская (Кальвинистская) церковь

7,0

Ислам, Буддизм и другие религии

6,0

Неверующие

40,0

Римско-католическая церковь стабильно преобладает в религиозных убеждениях голландцев. Относительное число ее приверженцев практически не изменилось с начала нынешнего века. Таким же постоянством характеризуется и Реформаторская конфессия. В то же время Нидерландская протестантская церковь с 1900 г. утратила почти 60% верующих. Бросается в глаза и рост числа неверующих — с 2 до 40% населения страны за этот же период.

1.3     КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ НИДЕРЛАНДОВ

Территория, на которой в настоящее время расположены Нидерланды, была заселена уже в неолите. Первые пришельцы  появились здесь почти 7 тыс. лет назад. Во второй половине первого тысячелетия до н.э. в этих местах стали расселяться тевтонские и кельтские племена, а около 300 г. до н.э. с севера пришли фризы, представлявшие собой также одну из ветвей тевтонцев. К началу 1 в. до н.э. из Центральной Германии пришли племена хамавов и хаттов, которые впоследствии стали называться батавами.

Заметный след в истории страны оставило римское завоевание (1 в. до н.э. —V в. до н.э.). Римляне ускорили процессы сословного, социального расслоения у местных племен и оказали определенное влияние на хозяйство и культуру. Под их руководством были построены первые крепости и дороги, прорыты каналы. К этому периоду относится первое в истории Нидерландов крупное освободительное движение под предводительством легендарного вождя батавов Юлия Цивилиса.

После распада Римской империи батавы вместе с другими племенами были покорены франками, которые образовали обширное франкское государство и стали насильственно насаждать на захваченной территории феодальные порядки и христианство. В 843 г. произошел раздел Франкского государства, после чего началось формирование отдельных феодальных владений.

В средние века на территории современных Нидерландов находились самостоятельные герцогства Гелдерланд и Брабант, графства Голландия, Зееландия и Фландрия, а также епископство Утрехт.

В 1370 г. для защиты своих интересов города Голландии, Зееландии, Утрехта создали торгово-политический союз — Ганзу. Ганзейский союз осуществлял посредничество между Западной, Северной и Восточной Европой и обладал торговой гегемонией в Северной Европе.

В XV веке складываются основные политические учреждения страны, в 1463 г. возникают Генеральные Штаты — прообраз будущего парламента.

С 1482 г. Нидерланды попали под власть Габсбургов, с 1556 г. — испанских Габсбургов. Во время правления императора Карла V (1500—1550 гг.), завершается процесс объединения вместе с сегодняшними Бельгией и Люксембургом, и образуется единое государство, входящее в состав Бургундско-Габсбургской империи. В этот же период появляется общее название — Нидерланды. Испанцы, однако, пытались приостановить развитие Нидерландов. В стране была введена инквизиция, осуществлялись жестокие расправы над неугодными.

В период духовного гнета и политического насилия в Нидерландах получило распространение новое религиозное учение — кальвинизм, противопоставившее себя религиозной системе католицизма. Охваченное религиозным протестом, население Нидерландов подняло иконоборческое восстание, в ходе которого истреблялись иконы, статуи святых и другие предметы религиозного культа. Направленная испанцами карательная армия, развязала жесточайший террор. Разгорелась всенародная война, получившая название 80-летней войны за независимость (1566—1648 гг.).

Освободительную борьбу возглавил Вильгельм Оранский. Борьба с поработителями-испанцами способствовала росту национального самосознания. Именно с этим периодом связывается становление нидерландской нации и общего языка.

В 1648 г. Испания признала независимость Нидерландов.

Став суверенным государством, Нидерланды получили официальное название Республика Соединенных провинций. Нидерланды стали первой в мире страной, где совершилась буржуазная революция и возникла первая в истории буржуазная республика.

Победа буржуазной революции вызвала в стране быстрый экономический и культурный подъем. Высокий уровень развития судостроения и судоходства дал возможность голландским морякам совершать крупные географические открытия в Азии, Австралии, Северной Америке. Это положило начало широкой колониальной экспансии, приведшей к образованию огромной голландской империи. Торговый флот Республики Соединенных  провинций в тот период почти вдвое превосходил флоты Англии и Франции, вместе взятые. Республика заняла ключевые позиции в мировой торговле, голландские купцы вели главным образом посреднические операции, закупая товары в одних странах и продавая в других. Амстердам приобрел значение главного товарного рынка Европы. Биржа голландской столицы в XVII в. становится крупнейшей в мире и сохраняет эту позицию вплоть до конца XIX в. За короткий исторический период Соединенные провинции смогли обогнать в своем развитии все другие европейские государства и стать, по словам К.Маркса, "образцовой капиталистической страной XVII столетия". Не случайно это столетие вошло в историю Нидерландов под названием "Золотого века". Возрастающее экономическое могущество способствовало большому расцвету культуры. Всему миру известны, например, знаменитые голландские живописцы семнадцатого века: Рембрант, Вермеер, Халс.

Колониальные захваты, послужившие основой первоначального накопления капитала, осуществлялись Ост-Индийской компанией. С ее помощью голландцы проникли в Индию, на Цейлон, в Китай, Японию, Южную Африку. Наиболее же ценным их приобретением явилась Индонезия. С 1622 г. монопольное право на торговлю с вновь открытыми странами в Америке получила Нидерландская Вест-Индская компания, которая захватила колонию в Северной Америке с центром в Новом Амстердаме (ныне Нью-Йорк), а также Антильские острова, Суринам и Бразилию (на непродолжительное время). Наряду с жестокой эксплуатацией захваченных территорий, прибыльным занятием для голландцев являлась и работорговля, в которой они были пионерами. За рабов они получали золото, а также соль, что было для них еще важнее.

Однако в этот же "золотой век" наметился и экономический упадок страны. Постепенно нидерландские мануфактуры уступают первенство английским. Нидерланды перестают быть господствующей торговой и промышленной державой, а в войнах второй половины XVII века и в XVIII веке теряют многие из своих колоний.

В 1795 г. Республика Соединенных провинций была оккупирована армией Наполеона и получила название Батавской республики. От французов страна была освобождена в 1813 г. при активном участии русских войск.

После поражения Франции решением Венского конгресса в 1814 г. к Нидерландам была присоединена Бельгия и создано единое Нидерландское Королевство. Однако, в результате национально-освободительного движения, Бельгия вновь, и теперь уже окончательно, отделилась от Нидерландов и с 1830 г. стала самостоятельным государством.

Буржуазные реформы в экономике, проведенные в Нидерландах в середине — последней трети XIX века, способствовали ускорению процесса капиталистической индустриализации. Преимущественное развитие получили легкая, пищевая промышленность, судостроение. Началась добыча бурого угля, возникли электротехнические и химические производства.

Общественно-политическое настроение в Нидерландах на рубеже XX века и в начале его определялось большой ролью церкви, сильным влиянием клерикальных партий. Вместе с тем в 1894 г. возникла Социал-Демократическая рабочая партия, а в 1909 г. из ее левого крыла выделилась самостоятельная Социал-Демократическая партия — одна из немногих левых марксистских партий во II Интернационале, впоследствии переименованная в Коммунистическую партию Нидерландов.

Нидерланды, объявив о своем нейтралитете, не участвовали в первой мировой войне. Голландская буржуазия получила прибыли от поставок продовольствия обеим воюющим группам стран. В то же время общее экономическое положение страны резко ухудшилось, поскольку она была отрезана от своих колоний — основных источников сырья и главных рынков сбыта.

В 1930 г. Нидерланды охватил мировой экономический кризис. Без работы оказалось более 30% рабочих.

В 1918—1939 гг. у власти в Нидерландах пребывали коалиции буржуазных партий. Они поддерживали созданный в 1931 г. голландскими фашистами национально-социалистический союз, фактически способствуя распространению фашистской агрессии, отрицательно относились к советскому предложению о создании системы коллективной безопасности, отказывались установить дипломатические отношения с Советским Союзом, выступали против принятия СССР в Лигу наций.

С начала второй мировой войны правительство Нидерландов заявило о своем нейтралитете. Несмотря на это, в мае 1940 г. фашистская Германия оккупировала Нидерланды. Наиболее реакционные круги буржуазии встали на путь прямого сотрудничества с фашистами. Однако Нидерландское движение Сопротивления активно вступило в борьбу против фашизма. В феврале 1941 г. в Амстердаме была организована забастовка, явившаяся одним из первых открытых выступлений в западноевропейских странах против фашизма в годы войны.

Осенью 1944 г. в Нидерланды вступили армии союзников; в начале мая 1945 г. германские войска в Нидерландах полностью капитулировали. За годы войны Нидерланды потеряли 199 тыс. человек (из них 110 тысяч евреев). После второй мировой войны Нидерланды отказались от традиционной политики нейтралитета и вошли в различные военные, экономические и политические группировки капиталистических государств.

В послевоенный период происходит распад голландской колониальной империи. В 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии, в 1975 г. — Суринама.

Под контролем остаются лишь Нидерландские Антиллы. Эти шесть островов (Кюрасао, Аруба, Бонэр, Синт-Эстатиус, Саба и южная часть острова Сен-Мартен) являются частью Королевства Нидерландов. В 1986 г. остров Аруба получил статус самоуправляющейся территории. Внешние сношения и оборона остались в компетенции метрополии.

1.4     ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Королевство Нидерландов является конституционной монархией с демократической парламентской системой.

Ныне действующая Конституция была принята парламентом 17 февраля 1983 г. и заменила Конституцию 1814 г.

Главой государства в настоящее время является Королева Беатрикс.

Согласно Конституции королева наделена широкими полномочиями, но фактически ее власть ограничена парламентом. Законодательная власть осуществляется монархом (номинально) и Парламентом, исторически именуемым Генеральными Штатами. Право законодательной инициативы имеет также Государственный Совет (высший консультативный орган при монархе). Исполнительная власть возложена на Кабинет министров (правительство).

Столица государства — Амстердам. Однако Королевский двор, парламент, правительство и дипломатический корпус расположены в Гааге.

Государственный флаг Нидерландов — трехцветный: красная, белая и синяя полосы расположены по горизонтали. Герб представляет собой щит голубого цвета, увенчанный золотой короной и поддерживаемый по сторонам двумя львами-щитоносцами. На щите изображен вздыбленный коронованный лев с мечом в лапе. Под щитом начертан королевский девиз: "Je maintiendrai" ("Я выстою").

1.4.1     АМСТЕРДАМ

Столица Нидерландов, важный экономический центр, самый большой по населению город страны (с пригородами свыше 1 млн. человек) и крупный морской порт. Первоначальное название города — Амстелредам, что означает плотина на реке Амстел.

Первое упоминание об Амстердаме встречается в документах 1275 г. В 1300 г. получил статус города. В 1795 г., после вступления французских войск в Голландию, Амстердам становится столицей Батавской республики, а в дальнейшем — столицей Королевства Нидерландов.

Амстердам — один из крупнейших в мире финансовых и торговых центров. Здесь находятся Нидерландский банк, фондовая биржа, правления наиболее крупных коммерческих банков. В городе размещаются предприятия машиностроения и электротехнической промышленности, имеются деревообрабатывающая и химическая промышленность, нефтеперерабатывающие предприятия.

В Амстердаме два университета: Свободный и Муниципальный.

Важное значение в экономике города играет туризм. Туристов привлекают живописные каналы и парки, интересная архитектура и культурные ценности, собранные в амстердамских музеях. Город часто называют "Северной Венецией". В нем насчитывается около 50 каналов и 500 мостов. Старое ядро города — район плотины на р. Амстел, ныне площадь Дам с королевским дворцом в стиле голландского классицизма, построенном в 1648 г. Залы здания украшены картинами Фердинанда Бола, Говерта Флинка — учеников Рембранта и Сеймена Босбоома.

Амстердам — средоточие голландских музеев. Их насчитывается более 35, самым известным из которых является Рейксмузеум с собранием картин художников голландской школы живописи. Наиболее полно в этом музее представлено творчество Рембранта, в том числе его знаменитая картина "Ночной дозор", которая висит на стене, предусмотренной архитектором музея для национальной реликвии. Известен Городской музей с экспозицией современной живописи. Музей располагает богатой коллекцией картин Ван Гога. В столице находится дом Рембранта, в котором художник жил с 1639 по 1658 г.

Амстердам посещал Петр 1, когда он приезжал в город Заандам для изучения искусства кораблестроения. В память об этом событии в Заандаме сохраняется домик Петра, а на одной из его площадей установлен памятник Петру.

1.4.2     ГААГА

Первое упоминание о Гааге в письменных источниках относится к 1097 г. Нынешнее название Гаага является сокращением официального названия города — С.-Гравенхаге, что означает графская изгородь. В Гааге расположены резиденция королевы, правительство, парламент и дипломатический корпус. Численность населения города с пригородами — около 700 тыс. человек.

С конца XVI века в Гааге заседают Генеральные штаты (парламент). Со второй половины XVII века Гаага — место проведения многих известных международных конференций.

В послевоенный период город приобрел значение важного экономического центра. Здесь сосредоточены крупные промышленные электротехнические предприятия. Широко представлена пищевая и легкая промышленность. В пригороде размещаются авиационные заводы компании "Фоккер".

В Гааге находятся Государственный архив, Королевская академия изобразительных искусств. Характерный облик городу придают в первую очередь исторические и архитектурные памятники. К ним относятся правительственный центр Бинненхоф (XIII — XVIII вв.), что в переводе означает "внутренний двор". Здесь находятся парламент и готический Рыцарский зал — одно из древнейших зданий (около 1280 г.), сохранившихся на территории страны. В третий вторник сентября каждого года Королева Нидерландов открывает в нем очередную сессию парламента. Рядом с Бинненхофом расположен второй по значению в стране государственный музей Мауритсхейс, в котором представлены такие выдающиеся мастера голландской и фламандской живописи, как Рембрант, Рубенс, Ван Дейк, Франс Хальс, Вермеер. 1656 гг.). Среди построек XX века выделяется Дворец Мира, где в настоящее время располагается международный суд.

2.     ЭКОНОМИКА НИДЕРЛАНДОВ

2.1     ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

2.1.1     СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ

Нидерланды являются высокоразвитой индустриальной страной с интенсивным сельским хозяйством и входят в первую десятку промышленно развитых западных стран.

В последние годы валовой внутренний продукт (ВВП) превышает 550 млрд. гульденов, что обеспечивает доход на душу населения выше среднего в Европейском Союзе. Хотя население Нидерландов составляет всего 4,5% от общего населения ЕС, на долю валового внутреннего продукта этой страны приходится 5,1 % от всего ВВП Европейского Союза.

Уровень инфляции в Нидерландах - один из самых низких среди западноевропейских стран: в 1993 и 1994 гг. он не достигал 3%. Это свидетельствует, в частности, о том, что голландская экономика лучше многих других выдержала испытания в процессе циклического кризиса начала 90-х годов.

Важную роль в экономике страны играют вывоз капитала, внешняя торговля и морской транспорт. По экспорту капитала в расчете на душу населения Нидерланды занимают 3-4 место в мире. Нидерландский внешнеторговый оборот составляет 13,5% суммарного объема внешней торговли стран ЕС.


Таблица 2.1

Структура производства ВНП в Нидерландах

(данные за 1993 г.)

Сектор экономики

Объем, %

Топливно-энергетический комплекс

3.2

Сельское хозяйство

4.0

Промышленное производство

20,1

Сфера услуг

61,5

Доходы государства

11.2

Мировую известность экономика Нидерландов приобрела прежде всего за счет крупнейших голландских фирм и концернов, таких как "Ройал Датч-Шелл" (Добыча и переработка нефти, а также др. энергоресурсов. Оборот: 73113 млн. фунт. стерл. [1992г.]), "Юнилевер" (Производство продовольственных товаров, моющих средств, парфюмерии и косметики, специальных химических материалов. Оборот: 76570 млн. гульд. [1992г.] Численность персонала: 283000 чел.), "Филипс" (Производство бытовой электротехники, профессионального электрооборудования, полупроводников и др. продукции. Оборот: 58825 млн. гульд. [1992г.] Численность персонала: 237500 чел.), "АКЗО-Нобель" (химические продукты), "Хооговенс" (металлургия), "Фоккер" (авиастроение), "ДАФ Тракс" (автомобилестроение), "Рейн-Схелде-Веролме" (судостроение), "Ференихде машиненфабрикен" (машиностроение). Первые три концерна из вышеназванных входят в число 30 крупнейших в мире, причем "Ройал Датч-Шелл" занимает среди них 4-е место. Наряду с нидерландскими промышленными гигантами действуют десятки тысяч средних и малых предприятий.


Таблица 2.2

Количество предприятий (исключая государственные) по сферам деятельности

(по состоянию на 31 декабря)

Сфера деятельности

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Добывающая и обрабатывающая промышленность, тыс. ед.

45

52

55

57

Строительство, тыс. ед.

39

43

44

46

Торговля и общественное питание, тыс. ед.

210

231

240

254

Транспорт и связь, тыс. ед.

21

25

28

27

Банковские, страховые, деловые услуги, тыс. ед.

94

153

184

177

Другие виды сервиса, тыс. ед.

56

77

79

89

Всего, тыс. ед.

464

581

630

650

2.1.1.1     ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ЭНЕРГЕТИКА

Самую большую группу в структуре производства в Нидерландах образуют предприятия, выпускающие продовольственные товары, напитки и табачные изделия, на них приходится более 28% всего промышленного оборота страны, 22% оборота дают химические и нефтехимические компании. Доля электротехнических предприятий составляет 10%. Примерно по 6% падает на металлургию, металлообработку, на отрасли транспортного машиностроения (производство самолетов, автомобилей, судов) и на полиграфическую промышленность. Сравнительно небольшой вклад в общий промышленный оборот вносят предприятия, производящие строительные материалы, резинотехнические изделия, бумагу и картон, мебель, инструменты, текстиль, одежду и обувь. Доля высокотехнологичных отраслей промышленности составляет 12,3% от общего объема промышленного производства (для сравнения: этот же показатель в среднем по ЕС составляет 11,7%, в США - 10,5%, в Японии - 13,4%).

В Нидерландах значительное внимание уделяется внедрению научных достижений в промышленную практику. Сравнительно недавно правительство приняло специальную программу по развитию биотехнологии. Она предусматривает стимулирование исследовательских работ в области биотехнологии в университетах, государственную поддержку инновационной активности предприятий, работающих в этой области и строительство сетей биотехнологических коммуникаций. Государственные ассигнования выделяются также на финансирование развития таких приоритетных областей, как медицинские и информационные технологии, разработки новых конструкционных материалов.

Базовой отраслью нидерландской экономики является энергетика. В стране весьма развиты энергоемкие производства в промышленности, а также в сельском хозяйстве (тепличные комплексы). Энергетика Нидерландов наряду с производством электроэнергии специализируется на добыче нефти и природного газа, переработке сырой нефти и производстве сжиженного газа.

Нидерланды ежегодно добывают свыше 80 млрд. куб. м природного газа, причем более половины его экспортируется. В течение многих лет осуществляемые под правительственным контролем экспортные поставки газа остаются одним из главных источников поступления средств в государственную казну - они дают 20% всех бюджетных поступлений. Значительные энергетические резервы в виде запасов природного газа, которыми располагает Голландия, остаются важным фактором обеспечения стабильности национальной экономики.

2.1.1.2     АГРАРНЫЙ СЕКТОР И РЫБОЛОВСТВО

Экономика Нидерландов характеризуется высокопродуктивным сельскохозяйственным производством. В этом секторе производится около 11 % национального дохода.

Доля сельскохозяйственного сектора в экспорте товаров составляет порядка 25% их общей стоимости. После США Нидерланды занимают второе место в мире по экспорту сельскохозяйственных продуктов. Почти 78% аграрного экспорта идет в страны ЕС.

Наиболее крупной отраслью сельского хозяйства является овощеводство и садоводство (в основном в закрытом грунте), за которым следуют молочное производство и интенсивное животноводство и птицеводство (разведение свиней, домашней птицы). Земледелие играет относительно скромную роль.


Таблица 2.3

Стоимость валовой продукции секторов сельского хозяйства

млн. гульд.

Предприятия

1985 г.

%

1992 г.

%

Земледельческие фермы

2181

11,8

3073

8,3

Плодоовощеводческие хозяйства

3924

21,2

13267

35,7

Скотоводческие фермы

7553

40,7

10424

28,1

Животноводческие и птицеводческие фермы

4881

26,3

10356

27,0

Всего

18539

100

37120

100

В последние годы все большее внимание в Нидерландах уделяется мерам по снижению негативного влияния сельскохозяйственной деятельности на окружающую среду. Эти меры включают, в частности, введение строгих правил использования удобрений и обращения с отходами животноводческих ферм. Выполнение требований по охране окружающей среды повлияло на увеличение себестоимости продукции большинства фермерских хозяйств.

Традиционное молочное животноводство ведется в условиях почти круглогодичного выпаса на обширных пастбищах. Производство молока составляет около 11 млн. т. в год и регулируется установленными ЕС квотами. Фермеры продают практически все молоко на обрабатывающие предприятия. Доминирующую роль в молочном секторе играют три крупнейших кооператива, на которые приходится около 75% переработки молока.

Рыболовство продолжает занимать важное место в нидерландской экономике, хотя не такое, как прежде. В начале 90-х годов насчитывалось приблизительно 1100 рыболовных судов с общей грузоподъемностью в 177 тыс. т. Ежегодно вылавливается более 320 тыс. т, включая 90 тыс. т макрели (скумбрии) и примерно такое же количество харинга (сельди).

Нидерландское морское рыболовство подразделяется по видам продукции и типам рыболовецких судов на:

·      траулерную ловлю сельди, скумбрии, трески и т.д. в центральной и северной частях Северного моря и вокруг Британских островов и Ирландии;

·      ловлю камбаловых (косорота, морской камбалы) большими тендерами преимущественно в центральных и южных частях Северного моря;

·      ловлю креветок малыми тендерами по датскому, немецкому и нидерландскому побережью;

·      добычу моллюсков (мидий, устриц) специальными судами в Ваддензей и Остерсхелде.

В последние годы вследствие большого роста рыболовной мощности многих государств произошло значительное сокращение добычи некоторых разновидностей рыбы, в том числе сельди, традиционно являющейся важным для голландцев продуктом питания. Оказалось необходимым в рамках ЕС заключить договор о допустимых размерах рыбной ловли. Кроме морского и прибрежного рыболовства, в Нидерландах ведется ловля рыбы во внутренних водах (главным образом на озере Эйселмеер).

2.1.1.3     СФЕРА УСЛУГ

Большое развитие в Нидерландах получила сфера услуг, обеспечивающая 61,5% ВНП и обеспечивающая работой свыше трех четвертей трудоспособного населения. Ведущими отраслями этой сферы экономики являются транспорт и связь, банковское и страховое дело. Существенное место занимают также компьютеризация, техническое обслуживание, расчетные операции и маркетинг, торговля и т.д.

Туризм также представляет собой одну из наиболее крупных отраслей сферы услуг. Ежегодно почти 6 млн. иностранных туристов посещают Нидерланды и более 6 млн. голландцев проводят свои отпуска за границей. В области туризма специализируются свыше 40 тыс. фирм и компаний и занято более 260 тыс. человек. На долю туристов приходится почти 11% всех потребительских расходов в Нидерландах.

По данным Национального туристического бюро, в ближайшие годы можно ожидать рост туризма на 3-4%. Это прогноз основывается на таких тенденциях, как увеличивающееся количество свободного времени, изменения в структуре расходов и растущее число пожилых людей, имеющих в своем распоряжении больше времени и денег.

2.2     ВЕДУЩИЕ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

2.2.1     ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Топливно-энергетический комплекс является ключевой сферой хозяйственной инфраструктуры, обеспечивающей потребности многоотраслевой экономики и населения в электроэнергии и различных видах энергоносителей. В принципе, Нидерланды можно отнести к сравнительно благополучным странам в отношении возможности решения энергетических проблем. Голландия располагает весьма значительными собственными энергоресурсами, главным образом в виде запасов природного газа, а также нефти, месторождения которых находятся как на территории страны, так и на континентальном шельфе. Причем добыча газа ведется в таких масштабах, которые позволяют экспортировать значительную часть его, за счет чего покрываются затраты на экспорт ввозимых в страну энергоносителей.


Таблица 2.4

Основные показатели топливно-энергетического комплекса Нидерландов


ЭНЕРГОРЕСУРСЫ

1985 г.

1990 г.

1993 г.

1994г.

Добыча/производство

Природный газ, млрд. куб. М

81

72

84

84

Сырая нефть, млн. т

3,7

4,0

3,3

4,5

Электроэнергия, млрд. кВт/ч

63

72

77

80

Потребление

Уголь, млн. т

10

14

13

14

Природный газ, млрд. куб. М

44

41

46

47

Нефтепродукты, млн. т

19,4

22,5

22.3

23,4

   В том числе:

 

 

 

 

     бензин, млн. т

4,6

4,6

5.1

5.2

     диз. топливо, газойль, млн. т

3,2

4,4

4,9

4,9

     сжиженный газ, млн. т

0,8

0

0,9

0,8

2.2.2     ХИМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Химическая промышленность - вторая по величине отрасль производства в Нидерландах. Ее годовой оборот составляет около 15% общего промышленного оборота. Отрасль насчитывает около 350 компаний (не включая субсектор пластмасс), которые дают работу почти 90 тыс. голландцев. Три нидерландских концерна, "ШЕЛЛ КЕМИ", "АКЗО-Нобель" и "ДСМ", принадлежат к числу крупнейших в мире предприятий химической промышленности.

Предприятия химической промышленности Нидерландов выпускают более 50 тыс. различных товаров и видов продукции. Отрасль включает следующие сектора производства:

·      производство основных химических продуктов (искусственные удобрения и неорганическое сырье - хлор, фосфор, серная кислота и т.п.);

·      производство продуктов тонкой химической технологии (полуфабрикаты для фармацевтической промышленности и д.р.);

·      производство специализированных химических продуктов (готовые изделия, лекарства, краски, мыло);

·      производство химических продуктов из нефтяного сырья;

·      переработка каучука и пластмассы (для изготовления упаковочных и строительных материалов и для автомобильной промышленности).

2.2.3     МЕТАЛЛУРГИЯ И МЕТАЛЛООБРАБОТКА

Благодаря своему удачному географическому положению Нидерланды имеют хорошие условия для развития базовой металлургии и металлообрабатывающих секторов промышленности. Выход страны к морю и наличие крупных современных портов позволяют импортировать и экспортировать сырье и полуфабрикаты в большом количестве, относительно дешево и с большой эффективностью.

Базовую металлургическую и металлообрабатывающую промышленность Нидерландов можно классифицировать по общепринятой схеме на сектора черных и цветных металлов.

2.2.3.1     СЕКТОР ЧЕРНЫХ МЕТАЛЛОВ

Сектор черных металлов является доминирующим в металлоиндустрии Нидерландов. В нем занято две трети от общего числа работников базовой металлургической и металлообрабатывающей промышленности.

Самым крупным предприятием сектора и отрасли в целом является концерн "Хооговенс" с общим числом сотрудников около 27 тыс. чел., из числа которых 60% заняты в производстве стали. На сталь приходится половина оборота компании. Постоянное наращивание объемов производства - одна из наиболее характерных черт концерна. "Хооговенс" имеет тесные связи с зарубежными компаниями. Так, например, в сотрудничестве с "Бритиш Стил" "Хооговенс" разработал восстанавливаемую сталь для производства консервных банок, покрытую уникальным антикоррозийным защитным покрытием. При тесном взаимодействии концерна с французскими автомобилестроителями и голландскими производителями автомобилей осуществляется выпуск долговечных труб для автомобильных глушителей из нержавеющей стали.

2.2.3.2     СЕКТОР ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

Ведущее место в секторе занимают компании, производящие и обрабатывающие алюминий, представленные на рынке Нидерландов как крупными алюминиевыми предприятиями, так и небольшими специализированными фирмами. В небольших объемах производится и ряд других цветных металлов.

Как и в черной металлургии, здесь доминирует концерн "Хооговенс", на который приходится практически все реальное производство этого металла в Голландии. В алюминиевом подразделении концерна занято около 7 тыс. человек, т.е. 24% всех работников. Предприятия концерна производят почти все виды алюминия: первичный, листовой, в рулонах, прокат различных конфигураций, литье и провод.

2.2.4     МАШИНОСТРОЕНИЕ

Машиностроение является крупной высокоразвитой отраслью голландской индустрии. Она включает около 1400 фирм с общей численностью персонала свыше 88 тыс. человек. Нидерланды производят сравнительно малое количество тяжелых машин и оборудования, и большинство фирм отрасли относятся к секторам среднего и легкого машиностроения.

Голландские машиностроительные предприятия выпускают транспортные и строительные машины, сельскохозяйственную технику, подъемное оборудование, паровые котлы, компоненты приводов, гидравлические и пневматические механизмы и т.д. Нидерланды завоевали высокую международную репутацию в изготовлении машин для окончательной обработки текстиля и высококачественной печати, оборудования для нефтехимии, работ на шельфе, производства бумаги и картона, а также для пищевой промышленности.

2.3     АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС НИДЕРЛАНДОВ

2.3.1     ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЙ

Сельское хозяйство Нидерландов - высокопродуктивное, с ярко выраженной экспортной ориентацией. Из Голландии поставляется за рубеж 60% производимой в стране аграрной продукции, что составляет 24% стоимости всего нидерландского экспорта. Важными причинами большого зарубежного спроса являются высокое и стабильное качество продукции и прочная рыночная организация.

По темпам роста объема сельскохозяйственного производства Голландия занимает первое место среди развитых стран. На гектар сельхозугодий производится продукции в 3 раза больше в стоимостном выражении, чем в среднем по странам ЕС.

Характерной чертой сельского хозяйства Нидерландов является его интенсивность. Количество продукции растет, в то время как процент населения, занятого в аграрном секторе, а также площади сельскохозяйственных земель постепенно уменьшаются. Хотя они пока еще занимают около 50% территории страны.


Таблица 2.5

Основные показатели аграрного сектора


ПОКАЗАТЕЛИ

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Число фермерских хозяйств, тыс. ед.

136

125

120

116

Площади сельскохозяйственных угодий, млн. га

2,0

2,0

2,0

2,0

   В том числе:

 

 

 

 

     луга и пастбища, млн. га

1,2

1,1

1,1

1,1

     пахотные земли, млн. га

0.7

0,8

0,8

0,8

     сады и огороды, млн. га

0,1

0,1

0.1

0,1

     земли под паром, тыс. га

5

6

11

14

Животноводство

Крупный рогатый скот, тыс.

5,2

4,9

4,8

4,7

Свиньи, тыс.

12,4

13,9

15,0

14,6

Овцы, тыс.

0,8

1,7

1,9

1,8

Козы, тыс.

90

93

96

92

Куры, млн.

12

61

57

64

Производство продукции, тыс. т

Молоко

12,5

11,3

11,0

10,9

Масло

0.2

0,2

0,1

0,1

Сыр

0,5

0,6

0,6

0,6

Зерно

1,1

1,4

1,4

1.3

Картофель

4,7

4,7

5,1

4,7

Сахарная свекла

6,3

8,6

7,5

6,1

Объем продаж на аукционах, млн. гульд.

Овощи

2,7

3,2

3,0

2,9

Фрукты

0,4

0,5

0,5

0,5

Срезанные цветы

2,5

3,3

3,7

3,9

Многолетние растения

0,8

1,2

1,3

1,4

2.3.2     ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Пищевая промышленность является ведущей отраслью нидерландской экономики, на ее долю приходится 28% всего промышленного товарооборота страны. Целесообразное использование имеющейся инфраструктуры и международный опыт позволили нидерландским производителям быстро и эффективно обслуживать весь рынок ЕС.

Разнообразие и качество продукции за недавние годы значительно возросло. В Нидерландах эта тенденция вызвала переключение от продуктовой на рыночную ориентацию. Это, однако, представляет собой коренное изменение, требующее крупных инвестиции в изучение рынка, разработку изделий и маркетинг. Различные отрасли нидерландской пищевой промышленности, такие как молочная промышленность и переработка мяса, уже приспособились к этой новой ситуации и расширили свой ассортимент за счет диверсификации и выпуска новых высококачественных продуктов.

2.4     ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА НИДЕРЛАНДОВ

2.4.1     ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

Нидерланды имеют развитую сеть путей сообщения, играющую важную роль во всей транспортной системе Западной Европы. Ведущие места по грузообороту занимают водный и автомобильный транспорт.

Морской флот  имеет общий тоннаж 4,5 млн. брутто регистровых тонн. Из них к портам Нидерландов приписаны суда общим тоннажем 3,7 млн. б.р.т. Часть флота приписана к портам Кюрасао, Арубы и др. Голландия занимает 25-е место среди морских держав мира.

В Нидерландах широко развито портовое хозяйство: многопрофильный порт-гигант в Роттердаме, который удерживает первое место в мире по грузообороту, крупный порт в Амстердаме, специализированные порты во Флиссингене, Тернеузене и Делфзайле.

Роттердам является также крупнейшим в мире перевалочным пунктом для грузов, следующих практически во все регионы мира.

Голландский флот на внутренних водах насчитывает 6 тыс. судов общим водоизмещением около 5 млн. т и является крупнейшим в Западной Европе. Почти во все европейские промышленные центры можно завезти груз из Роттердама, используя разветвленную сеть судоходных рек и каналов. Ежегодно из порта Роттердама совершаются 170-180 тысяч рейсов речных судов.

Автомобильные перевозки грузов - основное средство осуществления транспортных связей в Европе. Таким путем доставляется 80% всех грузов, перемещаемых внутри континента. Нидерланды располагают развитой сетью современных автомобильных магистралей. Около трети всех грузовиков, пересекающих европейские границы, принадлежит голландским транспортным компаниям. Тарифы на перевозку в Нидерландах одни из низких в Западной Европе из-за открытой конкуренции и отсутствия вмешательства государства.

Нидерландские железные дороги играют небольшую роль в грузовых перевозках. Причем в последние годы наблюдается сокращение объемов перевозок грузов с 19,6 млн. т в 1988 г. до 16 млн. т в 1993 г. Наоборот, перевозки пассажиров росли и в 1993 г. составили 350 млн. чел. против 256 млн. чел. в 1990 г.

Впрочем, ряд прогнозов предсказывает новое оживление на рельсовых путях, прежде всего за счет увеличения перевозок контейнерных грузов и расширения транспортных операций в комбинации "трак/железная дорога". По самым оптимистичным прогнозам, это увеличит ежегодные грузоперевозки до 65 млн. т к 2010 году. Поэтому в развитие отрасли предусматриваются большие инвестиции. Например, в создание новой железнодорожной линии, соединяющей порт Роттердама с внутренними районами Германии, планируемый общий объем капиталовложений составляет 5 млрд. гульд. В настоящее время протяженность нидерландских железных дорог приближается к 3 тыс. км, из которых около 2 тыс. км электрифицированы. Готовится строительство новой сверхскоростной пассажирской магистрали (скорость поездов 300 км в час), которая свяжет Амстердам через аэропорт Схипхол и Роттердам с Брюсселем, Парижем и Лондоном.

Гражданская авиация Нидерландов располагает 600 самолетами.

Аэропорт Схипхол, расположенный между Амстердамом и Гаагой, один из современных модернизированных европейских портов, занимает 4-е место после Франкфурта, Парижа и Лондона. Ежегодно через Схипхол перевозится около 700 тыс. т грузов, что позволило ему войти в десятку крупнейших воздушных портов по этому показателю. Годовой пассажирооборот Схипхола перешагнул 20-миллионный рубеж (при полной пропускной способности в 27 млн. пассажиров). В соответствии с проектом "Схипхолл-2000" осуществляется реконструкция и техническая модернизация аэропорта. Помимо Схипхола действуют еще около 20 аэропортов, в том числе 12 с международными линиями. Национальная авиакомпания "КЛМ" совершает рейсы в 90 стран мира.


Таблица 2.6

Объемы перевозок по видам транспорта


BИДЫ ТPAHCПOРTA

1985г.

1990г.

1993г.

1994г.

Морские перевозки, млн. т

328

373

365

380

Перевозки по внутренним водам, млн. т

224

254

225

220

Железнодорожные перевозки, млн. т

20

18

17

16

Автодорожные перевозки, млн. т

429

511

536

540

Трубопроводный транспорт, млн. т

35

41

47

47

Авиаперевозки - а/п Схипхол, тыс. т

436

604

774

850

Перевозки пассажиров, млн. чел.:

 

 

 

 

   железнодорожный

206

256

333

330

   авиационный - а/п Схипхол

11,8

16,6

20,8

23,3

3.     Список используемой литературы:


1.    Царегородцев А. Н. и соавторы, «Как делать бизнес в Нидерландах», Обозреватель, Москва 1995.

2.    Бусыгин А. В., «Нидерланды», Мысль, Москва 1988.

3.    Страны мира: справочник, Политиздат, Москва 1991.

4.    Данные Министерства экономических дел Нидерландов, голландского Центрального бюро статистики, банка ABN AMRO.




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.