РУБРИКИ |
Нефтегазовый комплекс России |
РЕКЛАМА |
|
Нефтегазовый комплекс РоссииНефтегазовый комплекс РоссииНефтегазовый комплекс России Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного
положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой
промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились
нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и
строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих
объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК ТЭК Российской Федерации является основой экономики страны,
обеспечивая жизнедеятельность всех отраслей национального хозяйства,
консолидацию регионов страны в единое экономическое пространство,
формирование значительной части бюджетных доходов и валютных поступлений. Бесперебойная работа ТЭК — один из ключевых факторов национальной
экономической безопасности, динамичного развития внешнеэкономических связей Правящая элита России не смогла уберечь главное достояние экономики
страны — ее ТЭК — от медленного разрушения. Начавшееся еще в годы советской
власти сокращение добычи нефти, угля и выработки электроэнергии стало
быстро нарастать после 1991 г. В меньшей степени это сокращение
распространилось и на более устойчивую газовую отрасль. Так, добыча нефти в Ухудшилось положение и с экспортом нефти, который снизился за 1991 Оценивая перспективы добычи нефти в России, следует учитывать итоги Несколько лучше обстоят дела в газовой отрасли. Коллегия Одной из главных причин обозрения кризиса в ТЭК России явилась
проводимая в течение длительного времени правительственная политика,
игнорирующая непосредственные нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание
высокого курса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового
положения экспортеров энергетических ресурсов. К этому нужно добавить, что
увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала
предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможности
получения каких-либо инвестиционных кредитов. Инвестиционная политика в
этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям. Другая причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с оши6очной политикой правительства России, направленной на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени в отношении предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % . Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать значительную часть будущего экспорта нефти. И, наконец, третьей причиной столь бедственного положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках. Значительным было сокращение цен и на природный газ. «Результатом разработанной по отношению к российским нефтяным
компаниям экономической и особенно налоговой политики, — отмечалось в Таким образом, положение в российском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, достигло критического состояния и требует проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российском ТЭК, учитывая его ключевое значение для судеб страны, должно рассматриваться как первоочередная общенациональная задача, как условие поддержания национальной безопасности и обеспечения будущего развития России. Успех в решении этой стратегической задачи зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах. Важнейшей проблемой ТЭК является проблема устранения кризисного положения с добычей и с воспроизводством сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше перестает отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности. По сравнению с восьмидесятыми годами объемы бурения сократились в три- пять раз, прирост запасов нефти — в 6 раз, а газа – в 10 раз. При добыче нефти в последние годы на уровне 300 млн. т в год прирост запасов составлял лишь 180-200 млн. т в год, а восполнение запасов газа не превышало одной трети извлекаемых запасов. В 1998 г. прирост запасов нефти составил 77%, а по газу – 57% от добычи. Из года в год сохраняется большое количество бездействующих скважин. Резко ухудшилось за последние годы техническое состояние оборудования,
используемого в ТЭК. Так в 1997 г. степень износа основных фондов в
топливной промышленности, по данным Госкомстата, составляло 54% против 44%
в 1991 г. Коэффициент обновлений фондов в нефтедобывающей промышленности за Не лучше обстоят дела в нефтепереработке, где износ основных фондов составляет 80%. Загрузка нефтеперерабатывающих мощностей не превышает 55%, тогда как «порогом устойчивости» в отрасли считается 65%. С 1991 по 1997 г, практически не изменилась глубина переработки нефтяного сырья в российской нефтеперерабатывающей промышленности, которая остается по- прежнему на уровне 65%, что считается крайне низким по международным стандартам. Большие проблемы с износом основного фонда стоят перед трубопроводным транспортом. В России свыше 10% трубопроводов были проложены 35 лет тому назад, а 70% имеют более чем десятилетний стаж. Только в одной газовой отрасли подлежат реконструкции и замене около 35 тыс. км из 160 тыс. км эксплуатируемых газопроводов. В структуре газопроводов по возрасту — 85% находятся в эксплуатации от 10 до 30 пет, 14% – эксплуатируются более 30 лет. С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области
поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная
разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза
создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой
экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и
терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва, Кризисное состояние российского ТЭК, недостаток возможностей его модернизировать и развивать являются прямым следствием кризиса инвестиционной политики, низкого уровня платежеспособного спроса предприятий на инвестиции, неблагоприятного инвестиционного климата в стране. ТЭК всегда был наиболее капиталоемкой сферой народного хозяйства. При переходе народного хозяйства на рельсы рыночной экономики инвестиционные потребности ТЭК отнюдь не уменьшились. Это обусловлено рядом новых требовании, предъявляемых к комплексу, в частности ростом затрат на экологическую защиту, модернизацию, социальные нужды. Резко возрастают удельные капиталовложения в связи с безальтернативным переносом центров добычи в труднодоступные, неосвоенные и неблагоприятные для здоровья регионы, в том числе в районы шельфов Крайнего Севера с исключительно высокими единовременными затратами. В условиях кризиса российский ТЭК стал сталкиваться с острой недостаточностью инвестиционного обеспечения, причем не только для увеличения, но доже просто для сохранения существующего, весьма низкого по сравнению с прошлым, уровня производства. По сравнению с 1991 г. объем капиталовложений в ТЭК России в целом
сократился в 1998 г. в сопоставимых ценах более чем в 3 раза. Из-за
дефицита капиталовложений нарушаются нормальные воспроизводственные
процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до
ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический
уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше
перестают отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности. Осуществляемая экономическая реформа исходила из замены бюджетного
финансирования капитальных вложений заемными и собственными средствами
предприятий. Однако претворение этой политики в жизнь натолкнулось на
многие трудности. В результате ТЭК остается и без государственных
капиталовложений, и без достаточных инвестиций, осуществляемых за счет
предприятий. Здесь сыграли свою роль низкая рентабельность большинства
предприятий ТЭК при действующих ценах на энергоресурсы, падение
платежеспособного спроса, огромные по масштабам, как уже отмечалось,
неплатежи потребителей, высокий и все увеличивающийся уровень
налогообложения, запоздалое решение проблем амортизационных отчислений в
связи с переоценкой основных фондов, огромный рост транспортных издержек, а
также падение экспортных цен на нефтегазовую продукцию ТЭК в 1998 г. Неблагоприятное положение с инвестированием наглядно иллюстрируется
ситуацией в 1998 г., когда намеченную программу по капитальным вложениям по
основным нефтяным и газовым компаниям не выполнили «Коми-ТЭК» (на 65%), В целом, в 1998 г. капиталовложения в российский ТЭК, осуществленные из всех источников, были ниже намеченных прогнозных показателей на 6%, в том числе по предприятиям нефтяной промышленности на 11 %. Предприятия газовой промышленности перевыполнили прогнозные наметки на 33%. В сравнении с 1997 г. (в сопоставимых ценах) капиталовложения в ТЭК снизились на 28%, в том числе предприятиями нефтяной промышленности на 27% и предприятиями газовой промышленности на 34%. Таким образом, отсутствие правовой стабильности, агрессивная налоговая политика, рост криминогенной обстановки в ТЭК и вокруг него, введение высоких экспортных пошлин и акцизов привели к масштабному сокращению инвестиций и даже оттоку капитала из России, а инвестиционный климат сделали неблагоприятным для любых инвестиций, независимо от того, являются они отечественными или зарубежными. Непредсказуемость дальнейшего развития событий в ТЭК, особенно в нефтяном секторе, затрудняет достоверную оценку потребностей России в инвестициях на стабилизацию положения в ТЭК и его дальнейшее развитие. Тем не менее постараемся определить, хотя бы приблизительно, возможные параметры необходимых капиталовложений для реанимации главной отрасли промышленного производства страны. Для этой цели воспользуемся главными программными документами,
определяющими российскую энергетическую политику на перспективу. К их
числу, в первую очередь, относятся «Основные направления энергетической
политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса РФ на
период до 2010 года», утвержденные Указом Президента Рф от 7 мая 1995 г. № При анализе этих документов следует учитывать, что они концентрируют свое внимание не на определении параметров процесса развития ТЭК, а на установлении условий, при которых развитие ТЭК осуществлялось бы в заданном направлении. В этой связи количественные оценки, приводимые в документах, носят чисто прогнозный характер. Тем не менее представляется целесообразным рассмотреть, применительно к нефтегазовой отрасли, два содержащихся в них сценария возможного развития ТЭК, являющихся минимальным и максимальным вариантами. Оба сценария базируются на одной стратегии развития ТЭК, но отличаются друг от друга сроками, темпами развития, масштабами и очередностью ввода в эксплуатацию отдельных объектов. Минимальный, или необходимый вариант, как это определено в В нижеследующей таблице приводятся данные, характеризующие оба сценария развития производства первичных энергоресурсов. Сценарии производства первичных энергетических ресурсов |Виды первичных |1991 |1998 г.|2000 г. |2010 г. |
Суммарный объем инвестиций, необходимых для поддержания работы ТЭК,
даже по минимальному варианту весьма велик. В сценарии минимального
развития ТЭК необходимые капиталовложения в реконструкцию и развитие
отраслей ТЭК в 1996 -2000 гг. оцениваются (в млрд. долл.) в 60-70, в том
числе в нефтедобычу — 20-22, в газовую промышленность — 15-18, в
нефтепереработку — 5-6. В период 2001 -2005 гг. необходимый приток
капиталовложений в ТЭК оценен (в млрд. долл. ) в 85-95, в том числе в
нефтедобычу — 25-28, в газовую промышленность — 21-23, в нефтепереработку — Однако минимальный сценарий, составленный в основном в 1994 г.,
естественно, не мог учитывать реальности конца десятилетия 90-х гг. Это
прежде всего относится к тому, что прогнозные значения по добыче нефти на Указанные причины, на наш взгляд, вполне достаточны для того, чтобы не рассматривать в настоящее время минимальный сценарий как один из возможных для будущего развития. Этот сценарий, скорее всего, мог бы служить ориентиром для нефтяной промышленности в случае ее развития по пессимистическому прогнозу, о котором подробнее говорилось ранее. Это может стать реальностью в случае, если правительство и нефтяные компании не смогут удержать отрасль от дальнейшего падения добычи. По этим причинам более вероятным сценарием возможного развития ТЭК является максимальный вариант прогноза, предусматривающий последовательное увеличение добычи за пределы порога безопасности и ориентированный на глубокую переработку нефти и увеличение экспортного потенциала. Согласно этому сценарию, необходимые капиталовложения в развитие ТЭК определены на период 1997-2000 гг. в 96-105 млрд. долл., т.е. на 50-60% выше, чем в минимальном. Половину инвестиций предполагают направить в нефтедобычу и нефтепереработку. В период 2001-2005 гг. объем инвестиций возрастет по сравнению с 1997-2000 гг. еще на 50%. Увеличится, в частности, по сравнению с первым периодом, удельный вес инвестиций в добычу газа. Таким образом, ежегодный объем инвестиций в ТЭК по максимальному
сценарию оценивается приблизительно в 24-26 млрд. долл. в год за период При этом необходимо дополнительно учитывать потребности в новых инвестициях в сопряженных отраслях. Конечно, значительная часть нового спроса ТЭК на продукцию черной металлургии, тяжелого машиностроения, промышленности стройматериалов, оцениваемой примерно в 20 млрд. долл. в год, будет покрыта за счет полной загрузки отечественных предприятий, а часть - за счет импорта или создания новых мощностей, что потребует дополнительных инвестиций. Дополнительный спрос ТЭК на продукцию сопряженных отраслей — исключительно важный фактор общего экономического оживления и оздоровления в стране. По подсчетом американских экономистов, каждый доллар, инвестированный в нефтяной сектор ТЭК России, помимо прямого увеличения ВВП на 1 доллар, производит в сопряженных отраслях экономики еще 0,9 долл. дополнительного дохода. Из иностранных оценок потребностей нефтяной отрасли России в инвестициях выделяются данные исследования Всемирного банка, опубликованные в 1995 г., согласно которым совокупные эксплуатационные и капитальные расходы, необходимые для поддержания нефтедобычи на нынешнем уровне, составляют 13 млрд. долл. в год, что близко к оценке потребностей в инвестициях нефтяной промышленности в период действия «Энергетической стратегии России» (максимальный сценарий). Из других оценок общих потребностей в инвестициях для модернизации и
развития ТЭК, общая потребность в капиталовложениях в ТЭК находится на
уровне 40-45 млрд. долл. в год, те. на 30-50% выше среднегодовых прогнозных
значений максимального сценария, предусмотренного Энергетической стратегией Оценивая приведенные данные, следует учитывать, что в 1997 г, в год максимального привлечения иностранных инвестиций в Россию, отрасли ТЭК смогли привлечь лишь 1,7 млрд. долл. всех видов инвестиций, включая прямые, а общий объем всех видов инвестиций в экономику страны оценивался в 10,5 млрд. долл. Таким образом, подытоживая прогнозы, приведенные в «Энергетической
стратегии России» и другие прогнозы, можно оценить инвестиционные
потребности нефтегазовой отрасли ТЭК России в 20-25 млрд. долл. в год, в
том числе долю иностранных инвестиций в 5 млрд. долл. В условиях обострения
экономического и финансового кризиса и снижения международного рейтинга Программные документы Правительства РФ определяют важнейшим
направлением природно-ресурсной политики правительства обеспечение
рационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциала
страны с цепью удовлетворения текущих и перспективных потребностей отраслей
народного хозяйство и экспорта для подъема благосостояния граждан и
социально-экономического возрождения страны. В «Энергетической стратегии»
подчеркивается в этой связи, что «большие запасы высокоэффективных по
мировым нормам энергетических ресурсов при умелой ценовой и налоговой
политике могут и должны дать внутренние и внешние финансовые ресурсы для
снижения налогообложения населения, сдерживания инфляции и поддержки
российских товаропроизводителей и тем самым — роста национального дохода». Успешное осуществление этой политики, обеспечение устойчивого развития нефтегазовой отрасли российского ТЭК и выход этой отрасли из затяжного кризиса в решающей степени зависят от намеченной государством инвестиционной политики в рамках структурной перестройки отраслей комплекса и всей экономики страны. 1991 год внес кардинальные изменения в инвестиционную политику. В условиях перехода к новой инвестиционной политике, основанной на принципе самофинансирования развития нефтяной и газовой промышленности, резко возрастает значение правильного выбора приоритетных направлений инвестиционной деятельности. Этой проблеме уделяется значительное внимание во всех основополагающих документах, формирующих энергетическую политику страны —в «Энергетической стратегии России», в федеральных целевых программах «Топливо и энергия» и «Энергосбережение России на 1998-2005 гг.», программе «Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах», а также в заявлениях представителей правительства России. Обобщая и развивая положения этих документов и заявлений, можно
выделить нижеследующий перечень приоритетных направлений инвестирования
отечественных и иностранных капиталов в нефтегазовый сектор российского ТЭК
на ближайшие 12-15 пет: Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК с использованием критериев приоритетности — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности в отрасли. Тем не менее за период 1991-1997 гг. в нефтегазовой отрасли российского ТЭК наметились ощутимые перемены, отражающие учет отдельных приоритетных направлений при проведении инвестиционной политики. К числу таких изменений относятся сдвиги в структуре капиталовложений
в основной капитал нефтегазовой промышленности. Приоритетность развития
газовой промышленности, например, привело к тому, что ее удельный вес в
общей структуре инвестиций в отрасль увеличился с 13% в 1991 г. до 33% в Началось строительство новых магистральных нефте- и газопроводов, начали реализовываться планы строительства портового хозяйства на Болтике со специализацией обслуживания потребностей ТЭК, наметились сдвиги во внедрении новых методов разведки, бурения, нефтедобычи, началась модернизация отдельных НИЗ, смелее начали выходить на иностранные рынки российские нефтяники. Начался постепенный процесс приспособления к новым условиям инвестиционной практики вновь созданными ВИНК. Реформаторская деятельность в ТЭК должна опираться на научно разработанную концепцию управления ТЭК, предусматривающую, в частности, и разработку единого подхода к проблемам инвестирования капиталов, и соблюдение приоритетности в привлечении капиталов в ТЭК. |
|
© 2000 |
|