РУБРИКИ

Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития

Под воздействием разных темпов экономического роста в отдельных странах изменилось соотношение сил на мировом рынке. Уменьшилась доля США в мировом


экспорте: если в 1950 г. она составляла 1/3, то в 1990 г. – всего 1/8. В 90-е гг. центром мировой торговли стала Западная Европа, по экспорту она опередила США почти в 4 раза. Особенно выделилась Германия: её экспорт приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его.

Странам целесообразно не только использовать изобилие одних и скудость других факторов для налаживания экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, но и экспортировать имею­щиеся в изобилии и импортировать недостающие факторы произ­водства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа; избыточная для одних стран рабочая сила стремится найти себе применение в других странах; государства с развитой наукой вывозят технологию туда, где такой собственной техноло­гии нет. Международное движение факторов производства зави­сит не только от спроса и предложения этих факторов в разных странах, но и от разной мобильности факторов, различных барье­ров на пути их движения и многих других моментов, которые мешают этому движению. Тем не менее, объем международного дви­жения факторов производства вполне сопоставим с объемом меж­дународной торговли.

Одной из основных форм экономических отношений в мировом хозяйстве высту­пает международная миграция капитала — помещение за границей средств, прино­сящих их собственнику доход. Миграция (вывоз) капитала предпринимается тогда, когда он может быть помещен в другой стране с большей нормой прибыли, чем в своей. Здесь ряд причин:

• перенакопление капитала в стране, откуда он вывозится;

• несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях миро­вого хозяйства;

• наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевых сырья и рабо­чей силы;

• интернационализация производства.

Одной из особенностей современного мирового хозяйства является одновре­менное образование в каждой развитой стране как относительного излишка капи­тала, диктующего целесообразность его вывоза за границу (в одних отраслях хо­зяйства), так и наряду с этим потребность в привлечении дополнительных капиталов извне (для развития других отраслей). Поэтому большинство государств выступает в одно и то же время в роли и экспортера и импортера капитала.

Капитал вывозится в двух основных формах — предпринимательского и ссудно­го (денежного) капитала. Вывоз предпринимательского капитала означает органи­зацию предприятий, затраты на обустройство которых несут иностранные собствен­ники. В зависимости от степени реально осуществляемого контроля за деятельностью таких предприятий различают прямые и портфельные инвестиции.

Прямые инвестиции обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений вследствие полной собственности на затраченный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций.

Портфельные инвестиции образуются приобретением акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих право собственности или контроля над ними. Такие капиталоовложения их собственники осуществляют тогда, когда стремятся разместить свои капиталы в разных отраслях хозяйства, либо в случае, если законодательство страны, куда они направляются — ее принято называть «принимающей»,делаетает прямые инвестиции невыгодными. Особую форму порт­фельных инвестиций составляет участие иностранного капитала в совместных предприятиях, в которых контрольный пакет акций


остается за национальным госу­дарством или местными частными фирмами. В смешанных предприятиях иностран­ный капитал участвует своими финансовыми ресурсами, технологией, управлен­ческим опытом, торговыми марками, рекламой и предоставлением услуг по реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся ему прибыль, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте. Участие в смешанных предприятиях предоставляет иностранным собственникам капитала прочные га­рантии его сохранности и получения прибыли. В свою очередь государственная власть принимающей страны может более эффективно и рационально использовать внешние источники средств и технологии в общенациональных интересах.

Один из наиболее эффективных способов включения национальной экономики в мировое хозяйство — использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Дви­жение ПИИ (или их перелив) складывается из трех компонентов:

• создания новых капиталов за границей;

• реинвестирования доходов;

• взаимного кредитования компаний, например материнской компанией — фи­лиалов.

В последние десятилетия происходит весьма значительный абсолютный и от­носительный рост таких вложений во всем мире. Если до 80-х годов прирост ПИИ составлял 1,3-1,6 %, то в последние годы он достиг 20 %, в пять раз превысил темпы расширения мировой торговли.

Это вызвано в определенной степени увеличением числа стран-участниц про­цесса иностранного инвестирования. В последние годы к традиционным между­народным инвесторам (США, Япония, Германия и др.) подключились новые: Южная Корея, Китай, Тайвань. Характерно для нынешнего этапа и неравномерное разме­щение иностранных инвестиций по регионам мирового хозяйства. Примерно три четверти таких инвестиций приходится на развитые государства Запада и лишь око­ло четверти — на развивающиеся страны.

По данным опроса 15 000 ведущих европейских компаний, выявлено, что на пя­тилетний период (1997-2001 гг.) компании осуществили 64 % ка­питаловложений в Западной Европе, 6% — в Восточной Европе, 9% — в азиатско-тихоокеанском регионе, остальные — в Северной и Южной Африке. В целом компании ЕС  инвестировали в Западной Европе в 10 раз больше, чем в Восточной.

Стоит также заметить, что если в 70-е годы одни развивающиеся страны вклады­вали свой капитал в другие себе подобные, то в настоящее время он все более уст­ремляется в развитые страны. Так, Южная Корея направляла в развитые страны в 80-е годы более 40 % зарубежных капиталовложений.

Что касается стран Восточной Европы и стран бывшего СССР, то их участие в движении иностранных инвестиций в настоящее время невелико, причем выра­жается преимущественно в приеме капиталовложений.

Происходят сдвиги и в отраслевой структуре ПИИ. Здесь особенно важно про­исшедшее за два последних десятилетия возрастание сферы услуг с 25 до 55 %. Это наиболее характерно для Японии и Канады.

Еще одна особенность развития ПИИ в настоящее время — появление в числе иностранных инвесторов мелких и средних компаний. Так, их доля в вывозе ПИИ из Южной Кореи с 2 % в 60-е годы увеличилась до 25 % в 90-е.

Расширение масштабов, изменения в направлении потоков и в структуре ПИИ, отмечающиеся в мировом хозяйстве, усиливают актуальность учета эффекта иностранных


инвестиций. Не вызывает сомнения то, что импорт капитала сыграл важ­ную роль в подъеме американской экономики: обеспечил недостающие ей финансо­вые средства, способствовал структурной перестройке экономики, решению соци­альных проблем. Только за 80-е годы общий приток иностранного капитала в США гарантировал не менее 1/5 валютных вложений в экономику. Вместе с тем, исполь­зуя иностранный капитал, любая страна, тем не менее, стремится развивать свою независимую экономику.

По оценкам экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объем прямых иностранных инвестиций в экономику России вырос в 2003 году до 5,2 млрд долларов с 2,4 млрд долларов годом ранее.

Однако в целом объем прямых иностранных инвестиций в Центральную и Восточную Европу практически не изменился по сравнению с 2002 годом, составив немногим более 30 млрд долларов.

По прогнозам ЮНКТАД, в 2004 году объем прямых иностранных инвестиций в Центральную и Восточную Европу останется высоким, однако он сконцентрируется в достаточно небольшом числе стран. По мнению экспертов ЮНКТАД, многое будет зависеть от ситуации в России и странах, которые в мае этого года вступили в Евросоюз.
По сообщению ЮНКТАД, глобальный объем прямых иностранных инвестиций составил в 2003 году 653 млрд долларов по сравнению с 651 млрд долларов годом ранее. В 2001 году объем прямых иностранных инвестиций во всем мире составил 824 млрд долларов, а в 2000 году - 1,4 трлн долларов.

По мнению экономистов, падение объемов прямых иностранных инвестиций вызвано продолжающимся снижением числа международных слияний и поглощений компаний.
Однако, по прогнозам ЮНКТАД, в 2004 году объемы прямых иностранных инвестиций восстановятся благодаря улучшению ситуации в мировой экономике, росту доверия инвесторов и увеличению числа слияний и поглощений.

Приток иностранных денег в экономику США вырос в 2003 году до 86,6 млрд долларов с 30 млрд долларов в 2002 году. Наибольшее снижение объема прямых иностранных инвестиций произошло в Европейском союзе, особенно во Франции и Германии. Из Азиатско-Тихоокеанского региона новый рекорд по притоку прямых иностранных инвестиций поставил в 2003 году Китай (57 млрд долларов), несмотря на негативное влияние атипичной пневмонии. [7]

Привлечение иностранного капитала требует значительных усилий по раз­работке и осуществлению специальной экономической политики. Решающим фак­тором ее выбора выступает исходное состояние баланса ввоза и вывоза ино­странных инвестиций. В соответствии с этим выделяются три группы стран:

• преимущественно вывозящие капитал, или международные нетто-инвесторы;

• принимающие;

• те, для которых характерно приблизительное равновесие ввоза и вывоза. К первой группе относится Япония, ко второй — Ирландия, Португалия, Ис­пания, Турция, большинство развивающихся стран и с недавнего времени США, к третьей — ФРГ, Франция. Конечно, это деление не лишено условности, поскольку любая страна одновременно и поставляет инвестиции за рубеж, и принимает их. Тем не менее приведенная градация позволяет выявить определенные закономерности формирования и проведения государственной политики в области иностранных ка­питаловложений.

Мировая практика выработала универсальный набор мер, в большей или мень­шей степени используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них осо­бого внимания заслуживают налоговые стимулы:

• установление прямых налоговых льгот;

• отсрочки уплаты налогов за инвестирование капитала;

          • стимулы, связанные с амортизационными отчислениями (ускоренная амор­тизация), поддержка зарубежного инвестора на первых стадиях работы;

• «налоговые каникулы», которые, как правило, устанавливаются на срок от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера;

• освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комп­лектующих изделий;

• манипулирование уровнем налога. Так, снижение налогов на корпорацию и было одним из факторов, вызвавшим рекордный всплеск иностранных капита­ловложений в США во второй половине 80-х годов. Иногда уровень налога на предприятие может стать барьером, нейтрализующим действие других мер по привлечению иностранных инвестиций.

Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от выполнения инвесто­ром определенных задач, освоения конкретных регионов, отраслей промышленнос­ти, создания рабочих мест. Так, в Испании для прямых инвестиций в районы с высокой безработицей установлены субсидии в размерах 20 % инвестированного капитала, а также льготные кредиты, покрывающие 75 % издержек инвестора.

Нефинансовые методы направлены на создание общей обстановки эффектив­ного функционирования иностранного капитала — от обеспечения необходимыми факторами производства, информацией и службами управления до развития транс­порта и других коммуникаций. Результаты такого рода мер могут стать для иност­ранной компании решающим фактором при определении возможности создания сво­его предприятия в данном регионе.

Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации инос­транных инвесторов, занимают специальные экономические зоны. В самом широком смысле они могут быть определены как обозначенные государством районы или тер­ритории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная экономическая обста­новка.

Определенное беспокойство в ряде стран и сообществ вызывает налоговая кон­куренция. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создала рабочую группу для поиска путей ограничения налоговой конкуренции между странами. Такая конкуренция подрывает государственные доходы и иност­ранные инвестиции. В ОЭСР считают, что постепенная отмена всех форм контроля, не касающихся налогов, как, например, контроля над валютными курсами, привела к тому, что именно налогообложение стало определять место дислокации компании. В материалах организации, в частности, говорится, что глобализация предпринима­тельства наряду с развитием средств связи приводит к возникновению риска конку­ренции между странами с целью привлечения компаний. Проект ОЭСР ставит пер­воочередной задачей поиск критерия, который позволит провести различия между справедливой и наносящей вред налоговой конкуренцией. Все эти меры использу­ются в определенных комбинациях для привлечения иностранных инвестиций во всех странах. Однако исследование мирового опыта позволяет выделить две осо­бенности.

Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед фискальными. Это связано с тем, что влияние налогов слишком безадресно, тогда как финансовое стимулирование позволяет правительству скон­центрировать усилия на достижении конкретных национально ориентированных целей. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что свя­зано прежде всего с недостатком финансовых ресурсов.

Во-вторых, в последнее время наметилась устойчивая тенденция к образованию свободных экономических зон.

Интересен опыт привлечения иностранного капитала в США, которые на протя­жении долгого времени преимущественно вывозили капитал и были главным между­народным нетто-инвестором. К концу 80-х годов впервые за 80 лет иностранные активы в США превысили их активы за рубежом. Такой сдвиг — следствие как организационно-политических причин, так и экономической политики. В течение последних десятилетий США признаются самой надежной в политическом и эконо­мическом отношении страной. Большое влияние на приток в нее капитала оказали ускоренный экономический рост, быстрый выход из кризиса начала 80-х годов и более высокий спрос на капитал. Привлекает в США высокая ставка ссудного про­цента в этой стране, что повышает доходность американских ценных бумаг и стиму­лирует их приобретение.

Кроме того, доллар США сохраняет роль основного средства международных расчетов, что позволяет этой стране оплачивать свои иностранные долги в «соб­ственной валюте» и наращивать внешний долг в больших размерах, чем это могло бы себе позволить любое другое государство. Внешняя задолженность США к кон­цу 80-х годов составляла более 8 % от ВНП (это. кстати, не является рекордом в американской истории: в конце XIX в. такая задолженность доходила до 1/4 ВНП).

Однако значительное увеличение притока иностранных инвестиций в США свя­зано не только с перечисленными обстоятельствами, но и с направленной экономи­ческой политикой. В связи с этим можно отметить введение ограничений на импорт товаров в США, что в условиях обострения конкуренции за американский внутрен­ний рынок заставляет иностранных инвесторов активизироваться в создании соб­ственного производства на американской территории. Большое значение имело так­же осуществление системы финансовых и налоговых мер по стимулированию зарубежных капиталовложений: так, был отменен 30-процентный налог на доходы иностранцев от американских ценных бумаг, на американских же держателей акций эта мера не распространялась. Особенно эффективными оказались меры, предпри­нятые в рамках кампании поддержки иностранных капиталовложений в свободные экономические зоны. В США они располагаются, как правило, в экономически сла­боразвитых регионах и пользуются широкой поддержкой государства и местных властей, обеспечивающих субсидии, налоговые льготы и т. д. К примеру, в Миссури 50 % чистого дохода корпораций освобождались от налогообложения, в Коннекти­куте инвестору предоставлялось 1000 долл. за каждое новое рабочее место, а в Луизиане корпорации полностью освобождались от налогов в течение 10 лет.

Таким образом, мировой опыт показывает, что наибольших успехов в при­влечении прямых инвестиций добиваются страны, которые, во-первых, делают та­кую цель приоритетной в экономической политике и, во-вторых, используют широ­кий набор экономических мер.

Во всяком случае решение проблемы прямых инвестиций зависит от трех факто­ров. Во-первых, от потенций эффективности, вызывающихся условиями данной страны. Имеются в виду факторы природной или естественной эффективности (на­личие природных ресурсов, демографическая ситуация, географическое положение и т. д.) и так называемой эффективности развития (способность экономики к самона­стройке, преодолению кризиса, состояние платежного баланса, валюты и т. д.), а также факторов, обусловливающих состояние законодательства (правовой режим в области предпринимательства, заработной платы, налогообложении т. д.).

Во-вторых, решения инвестора зависят от эффективности той или иной отрасли — ее места в экономической системе, уровня конкуренции, степени наукоемкости и т. д.

В-третьих, от эффективности предприятия, обусловливаемой особенностями его внутренней организации, спецификой поведения на рынке.

Для переходной экономики России характерна общая нестабильность, постоянно изменяющееся законодательство, не решена часть вопросов собственности, инфля­ция, что является неблагоприятными моментами для иностранного инвестирования.

Экспорт ссудного капитала — основа современной системы международного кредита. Такой кредит содействует росту товарообмена между странами, облегчает денежные расчеты, дает возможность привлекать внешние финансовые источники с целью развития экономики. Кредитные связи между государствами развиваются темпами значительно большими, чем темпы мировой торговли и увеличения пря­мых иностранных капиталовложений. Международный рынок ссудных капиталов функционирует практически круглосуточно. Перевод из одной страны в другую значительных денежных сумм и любой из конвертируемых валют производится с помощью современных средств связи через искусственные спутники Земли и все­мирную сеть связи моментально.

Помимо миграции капитала важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы — перемещение трудящихся, ищу­щих работу, в другие страны.

Несмотря на наличие безработицы в развитых странах Запада, предприниматели широко используют иностранных рабочих из государств с менее высоким уровнем экономического развития и более дешевой рабочей силой. Предприниматели заинте­ресованы использовать таких рабочих, поскольку они согласны фактически на лю­бые условия труда и низкую заработную плату, с готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, которой чурается большинство местного населения, тру­дятся дольше, чем обычно полагается в данной стране, не имеют сколько-нибудь надежной социальной защиты. Иностранных рабочих в случае необходимости легко уволить. Главным мотивом миграции рабочей силы служит более высокая заработ­ная плата.

Для предпринимателей выгода использования иностранной рабочей силы заклю­чается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они неизбежно оказы­вают на общий уровень заработной платы в сторону его понижения. Наплыв работ­ников из-за границы осложняет проблему занятости в развитой стране, отрицатель­но воздействует на экономическое положение трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все обостряющиеся конфликты между местным насе­лением и иностранцами.

В развивающихся странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также возни­кают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных работников за гра­ницу.

Однако следует учесть, что для беднейших стран суммы, которые рабочие-миг­ранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения страны за грани­цу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. Эти сооб­ражения побуждают правительства развивающихся стран проводить политику по­ощрения выезда трудоспособного населения на работу за рубеж.

В условиях формирования все более прочных экономических связей во всемирном хозяйстве широкое распространение получает миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся государства.

Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали нефтедобы­вающие страны Ближнего Востока и Персидского залива. В некоторых из них инос­транцы составляют большую часть населения. Без такой миграции было бы невоз­можно освоить богатые месторождения нефти, расположенные на территории развивающихся стран, собственные трудовые ресурсы которых не позволяют это сделать. Поэтому главные выгоды от этой миграции получают страны, потребляющие нефть, корпорации, для которых таким образом решаются топливно-энергетические проблемы.

По мере развертывания научно-технической революции все более важное место в миграционных процессах приобретает переезд высококвалифицированных работ­ников из одних стран в другие, получивший название «утечки мозгов». По самым различным причинам много ученых, инженеров, врачей и других специалистов с высшим образованием эмигрируют из европейских государств. Практически невос­полнимые утраты представляет «утечка мозгов» для слаборазвитых стран. Стра­нам, экономически их превосходящим, разумеется, гораздо дешевле приобретать уже готовых специалистов из менее развитых стран, нежели обучать их у себя. Эко­номия достигается и в течение длительного периода использования таких специали­стов с учетом различий в оплате труда и социальных расходах. Для развивающихся стран «утечка мозгов» оборачивается крупным экономическим, социальным, поли­тическим и нравственным ущербом. Проблема «утечки мозгов» в настоящее время остро стоит в России, как и в некоторых других государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

 


















3 Уровень участия страны в мировой экономике

Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернациона­лизация производства — развитие таких организационно-экономических форм, ко­торые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в дру­гих. Международные связи национальных экономик становятся постоянными, когда возникает международное разделение труда — специализация отдельных стран в про­изводстве тех или иных товаров и услуг в целях их реализации в других странах.

Экономическая интеграця — это процесс объединения элементов национальных экономик, высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйствен­ной жизни. Между участниками этого процесса углубляется международное разделе­ние труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Растет и уровень обобществления производства на основе целенаправленно­го, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе интеграци­онных объединений.

Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает усиление участия страны в мировом хозяйстве. Достигнутый уро­вень интернационализации измеряется целым рядом показателей.

В первую очередь это показатели участия в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экс­порта к ВВП страны. Этот показатель нельзя трактовать как долю экспорта во всем объеме ВВП, потому что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП — только по добав­ленной стоимости. Тем не менее величина экспортной квоты го­ворит о важности экспорта для национальной экономики. За период 1982—1991 гг. средняя мировая экспортная квота (рассчитывается как отношение мирового экспорта к мировому ВНП) составила 18,2%, а на конец 2000 г. — 23,6%. Таким образом, средняя экспортная квота в мире непрерывно растет. Экспортная квота Российской Федерации в целом за последние годы также постоянно росла, что проиллюстрировано в таблице 2. Это происходило одновременно за счет падения ВНП и за счет сохранения и роста объемов экспорта.

                                                                                                                           Таблица 2

Примечание1: составлено по  Медведев П.М. Факторы эффективности экспорта российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. - №5   

Объем российского экспорта в 1999 г. вырос по сравнению с 1992 г. на 38,6%. ВНП в 1999 г. составил 70,3% от уровня 1992 г. Следовательно, экспортная квота за этот период выросла в 1,97 раза. Объем ВВП за 1999 год по данным Госкомстата, составил 4545,5 млрд. руб., что при среднегодовом курсе долларов США 28 руб./долл. эквивалентно 162,3 млрд. долл. США. Положительное сальдо внешней торговли в 1999 г. составило 28 млрд. долл. США. Таким образом, ВНП России в 1999 г. можно считать приблизительно равным 190,3 млрд. долл. США. В этом случае экспортная квота России в 2000 г. составила 39%, в то время как в 1992 г. она равнялась 20,4%.

По   фактическим данным о состоянии внешней  торговли России автором рассчитана  экспортная квота за 2003 г.

ВВП России за 2003 г составил 13305 млрд. руб.

Экспорт за 2003 г. составил 135,9 млрд.долл .

Среднегодовой  курс доллара США за 2003 г. равнялся 30,61 [8].

Экспортная квота России составила 31,2 %

Безусловно, при расчете ВВП России по паритету покупательной способности экспортная квота окажется не такой высокой.

Нередко исчисляют также импортную квоту, а иногда складывают вместе экспорт и импорт и соотносят эту сумму с ВВП страны, называя полученную величи­ну внешнеторговой квотой. По данным Всемирного банка, во вто­рой половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила: для США — 24%, Франции — 45, Южной Кореи — 67, Канады — 76, Бельгии — 137%, т.е. размер этой квоты коррелируется с размера­ми внутреннего рынка страны. У России внешнеторговая квота составляет около 15—16% (если рассчитывать ВВП по паритету покупательной способности рубля).

Из других относительных показателей интернационализации на базе внешней торговли нередко рассчитывают долю импорта в розничном товарообороте, которая у России находится на уровне 40%. Наконец, иногда определяют соотношение доли страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по паритету покупа­тельной способности, чтобы определить, насколько активно стра­на участвует в международной торговле. У России этот показатель составляет 0,7 (2%:3%), у США - также 0,7(14%:21%), у Япо­нии-0,9 (8%:9%).

Важны и абсолютные показатели интернационализации, на­пример, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу на­селения. У России он составляет около 700 долл., у США — свыше 3200, у Китая — примерно 150 долл.

При анализе уровня участия страны в мировом хозяйстве необ­ходимо обращаться не только к международной торговле, но и к международному движению факторов производства. Так, показа­телями участия страны в международном движении капитала яв­ляются объем накопленных зарубежных капиталовложений стра­ны по отношению к ее ВВП, объем накопленных в стране ино­странных инвестиций по отношению к ее ВВП, доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объем государствен­ного внешнего долга страны по отношению к ее ВВП и объем пла­тежей по обслуживанию этого долга по отношению к поступлени­ям от экспорта товаров и услуг.

Российские капиталовложения за рубежом большинством эко­номистов оцениваются в 200—300 млрд. долл., что по отношению к нынешнему объему ВВП России (по паритету покупательной способности, равному примерно 1000 млрд. долл.) составляет 0,2—0,3:1,0.

Накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу 2003 года составил $57 млрд. 014 млн. и увеличился на 32,8% по сравнению с началом 2003 года. Эти данные распространил  Госкомитет РФ по статистике.

За 2003 г. в экономику России поступило $29 млрд. 699 млн. иностранного капитала, погашено (выбыло) за этот период $16 млрд. 497 млн.

Среди иностранных инвестиций в российской экономике 45,8% составляют прямые ($26 млрд. 131 млн.), 2,5% - портфельные ($1 млрд. 429 млн.), 51,7% - прочие инвестиции ($29 млрд. 454 млн.). По состоянию на конец декабря 2002 г. доля накопленных прямых инвестиций составляла 47,4% в их общем объеме, портфельных - 3,4%, прочих - 49,2%.

Основными странами-инвесторами, откуда постоянно осуществляются наиболее значительные инвестиции в Россию, являются Германия (объем накопленных инвестиций - $10 млрд. 204 млн.), Кипр ($8 млрд. 085 млн.), Великобритания ($7 млрд. 220 млн.), США ($5 млрд. 296 млн.), Франция ($4 млрд. 776 млн.), Нидерланды ($3 млрд. 575 млн.), Люксембург ($3 млрд. 464 млн.), Япония ($1 млрд. 900 млн.), Виргинские острова ($1 млрд. 519 млн.), Швейцария ($1 млрд. 450 млн.), на долю которых в сумме приходится 83,3% общего объема накопленных инвестиций [8].

Таким образом, соотношение накопленных в России иностранных инвестиций с ВВП составляет 0,05:1,0. Для сравнения укажем, что у США эти соотношения составляют соответственно 0,6:1,0 и 0,7:1,0. В связи с небольшим объемом иностранного капитала в России невелика и его доля в ежегодных капиталовложениях — около 5% в конце 90-х гг. (если считать только иностранные прямые инвес­тиции). Что касается государственного внешнего долга, то по многим развивающимся странам он превышает объем их ВВП (по некоторым — многократно), у развитых стран он незначителен, а у России составляет на начало конец 2003 г. свыше 119 млрд долл., что составляет 27% ВВП.

Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут быть доля иностранной рабо­чей силы в общей численности занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных па­тентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта техно­логий и управленческих услуг.

Хотя уровень интернационализации национальных экономик растет, этот процесс не идет прямолинейно. Так, уровень экспорт­ной квоты, существовавший у США в первые два десятилетия XX в., восстановился только в 70—80 гг. До сих пор не достигнуто и вряд ли будет превзойдено то соотношение между вывозом капитала и внут­ренними капиталовложениями в ведущих странах Западной Евро­пы, которое существовало в указанный период (например, нака­нуне Первой мировой войны Великобритания экспортировала ка­питала больше, чем инвестировала у себя дома). К тому же про­цесс интернационализации идет с различной скоростью в разных регионах. Вероятно, сейчас он наиболее интенсивен в наиболее динамичных регионах мира — Восточной и Юго-Восточной Азии.

















4 Институты международной экономической

            интеграции и интеграционные объединения


В различных регионах земного шара сложились несколько интеграционных объе­динений. Они существенно отличаются друг от друга по характеру складывающихся между странами-участниками отношений, по используемым организационным фор­мам и результатам деятельности.

Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидер­ланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Со временем оно расширялось благодаря вступлению новых государств, ук­реплялось и превратилось в мощную экономическую группировку. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания, Португалия. 1 мая 2004 г. в  состав Евросоюза вошли сразу  10 новых членов, увеличив  число стран – участниц объединения   до 25.  Одновременно с расширением состава ЕЭС происходит углубление интеграции, выразившееся в переходе от преимущественно торгового обмена к интегрированию организационно-технических сфер хозяйства, включая организацию совместных исследований и разработок, создание совместных программ, разработку общих законодательств и т. д.

В рамках сообщества установлены льготы для взаимной торговли, разрабатыва­ется общая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности стран ЕЭС продовольствием, структурная перестройка сельскохозяйственного производства.

Потребности сформировать региональный хозяйственный комплекс обусловили общее финансирование разносторонней хозяйственной деятельности, которым зани­маются специальные межгосударственные организации и учреждения. Европейское сообщество было создано из трех сообществ: Европейского Сообще­ства по атомной энергии — Евратом, Европейского объединения угля и стали — ЕОУС и ЕЭС.

Руководящим органом ЕС выступает Совет Министров, который обладает пра­вом принимать решения по главным вопросам деятельности ЕС, заключать между­народные соглашения от имени ЕС. Членами Совета являются министры иностран­ных дел всех стран-участниц. В его рамках действует Европейский парламент (Европарламент) избираемый путем всеобщих и прямых вы­боров. Он является консультационным и рекомендательным органом ЕС.

 В 1978 г. была учреждена коллективная валютная единица ЕЭС, названная ЭКЮ (англ. European Currence Unit - европей­ская валютная единица). ЭКЮ стала одной из мировых валют и вступила в обраще­ние в качестве мировых денег во всемирном хозяйстве. В 1999 г. введена новая европейская  валюта — ЕВРО.

Страны-участницы «общего рынка» тесно связаны между собой: на внутреннюю торговлю приходится около 60 % их общего внешнеторгового оборота.

В последние годы развитие интеграционных процессов в рамках Европейского сообщества характеризуется небывало высокой динамикой, идет создание единого внутреннего рынка (ЕВР), который предполагает устранение торговых барьеров, выигрыш от интеграции рынков и усиления конкуренции.

Форсированными темпами осуществляются странами Западной Европы много­численные проекты многосторонних научно-технических программ в рамках эконо­мического и валютного союза с Европейским банком. Эти интеграционные процес­сы обусловлены не только внутренними обстоятельствами, но и экономическими и политическими тенденциями внешнего порядка. Первая тенденция связана с резким увеличением масштабов международной конкуренции. Как показывает практика, фирмы Старого Света в условиях раздробленности национальных рынков, несогла­сованности мирохозяйственной политики, ограниченности финансовых и технологических ресурсов узкими рамками национальной экономики не в состоянии эффек­тивно противостоять мощному натиску заокеанских конкурентов.

Вторая тенденция сопряжена с развитием ситуации в странах Восточной Европы. По мнению ряда западноевропейских аналитиков, реформы в восточноевропейских странах могут быть заторможены, если государства Западной Европы не окажут им значительную экономическую и организационную помощь. Подобная перспектива чревата угрозой возрождения недемократических режимов и подрывом европейс­кой стабильности, что не соответствует интересам ЕС. Но для этого Европейское Сообщество должно стать более целостными сплоченным в хозяйственном и полити­ческом отношении объединением.

Важным направлением деятельности Европейского Сообщества становится состыковка различных технических норм и стандартов. Проблемой их гармонизации занимаются Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет по электротехнической стандартизации. Создание ЕВР отвечает и интересам потреби­телей. Эффект от свободного движения капиталов, рабочей силы и товаров не огра­ничивается лишь сближением уровня цен в различных странах ЕС (хотя сама по себе разница между ними по одним и тем же товарам порой превышает 50 %). Предполага­ется общее снижение уровня потребительских цен под воздействием конкуренции, оптимизации масштабов производства, структурных сдвигов и перемещения произ­водства в районы с низкой стоимостью рабочей силы, ведущее к снижению издержек.

Логика развития межнациональных производительных сил приводит все страны и континенты к новому миропорядку. Предполагается, что в предстоящие годы ЕС превратится в наиболее значительный фактор мировой хозяйственной конъюнкту­ры и Евроэкономика обретет глобальное измерение. Это означает, что воздействие Сообщества на другие секторы мирового хозяйства станет глубоким и многоплано­вым, хотя оно связано с риском и угрозой сокращения прибылей.

Все же новая динамика евроинтеграции будет иметь в целом гораздо больше позитивных, чем отрицательных моментов. В их числе — стимулирование глубоких качественных сдвигов в международном разделении труда, содействие либерализа­ции мировой экономики, усиление межрегиональной хозяйственной взаимозависи­мости, появление дополнительных возможностей для достижения глобального эко­номического равновесия.

В мировом хозяйстве имеются более широкие по составу экономические ин­теграционные объединения развивающихся государств. Эти объединения создаются по разным причинам и преследуют разные цели. Хозяйственная интеграция укрепля­ет позиции развивающихся стран в мировом хозяйстве, защищает их интересы в отно­шениях с экономически более сильными партнерами, противостоять которым в от­дельности не может ни одно из молодых государств. Исходя из этого, страны Азии, Африки и Латинской Америки развивают хозяйственное сотрудничество путем коллективной опоры на собственные силы. В ряде регионов созданы торговые блоки. Это, например. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда входят Индо­незия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины, Бруней; Карибское сообщество КАРИКОМ (14 небольших стран Карибского бассейна); Арабский общий рынок (Египет. Иордания, Кувейт, Марокко, Сирия и др.). Устанавливая общую таможен­ную границу, эти блоки вводят льготный режим для взаимного товарооборота.

Функционируют организации по созданию совместных проектов. В их число вхо­дят, Например, Администрация бассейна реки Нигер, Амазонский пакт, Комитет по Меконгу и т. п. Члены таких объединений совместно сооружают крупномасштабные ирригационные, энергетические и иные объекты, часто путем комплексного исполь­зования ресурсов бассейнов больших рек, к которым они примыкают.

В различных районах земного шара действуют валютные союзы, например. Ази­атский клиринговый союз (7 стран). Арабский валютный фонд (16 арабских стран). В рамках союзов ведутся денежные расчеты на основе клиринга (без фактического перевода валюты), используются национальные денежные единицы, иногда обраща­ются коллективные денежные средства (в Азиатском клиринговом союзе, например, азиатская валютная единица — АМЮ). Страны-участницы не стремятся использо­вать во взаимных расчетах доллары США и валюты других стран.

С целью содействия решению ключевых экономических проблем соответствую­щих регионов созданы инвестиционные институты: Азиатский банк развития (45 стран-участниц), Арабский фонд экономического и социального развития и др. Координировать политику объемов производства соответствующих товаров и цен на них призваны товарные ассоциации: ОПЕК, Альянс производителей какао-бо­бов, Межправительственный совет стран-экспортеров меди, Союз стран-экспорте­ров бананов и др. Эти ассоциации участвуют в разработке товарных соглашений, которые заключаются с международными организациями, представляющими раз­витые страны. Ассоциации не могут противостоять объективным тенденциям, опре­деляющим размеры спроса и направления движения цен на мировом рынке. Их соб­ственные возможности зависят от особенностей текущей фазы воспроизводства в мировом хозяйстве, от конъюнктурных колебаний, от политики торгово-промыш­ленных корпораций, монополизировавших рынок.

Развертываются интеграционные связи стран СНГ. Концепция взаимодействия базируется на основных положениях договора о создании Экономического союза, соглашениях о создании зон свободной торговли. Таможенного и Платежного со­юзов, общего научно-технологического пространства.

Страны-члены СНГ признали, что многолетний поиск направлений новой эконо­мической стратегии развития своих государств и направлений интеграции за преде­лами бывшего постсоветского пространства пока не принес удовлетворения ни од­ной стране. Нет и ожидаемой помощи из-за рубежа. Инвестиции растут не такими темпами, которые  ожидались, внутренние рынки перенасыщены товарами из дальнего зарубежья, свои же произ­водственные мощности используются на одну четверть. Ухудшилась структура эко­номики СНГ в целом, усилилась ее сырьевая ориентация. Например, в России, в Белоруссии и на Украине снизилась доля продукции с высокой степенью обработки. За 90-е годы в связи с недоиспользованием производственных мощностей примерно на 50 % возросла энергоемкость ВВП. Удельный вес ТЭК в общем объеме промыш­ленного производства в странах СНГ возрос до 30 %.

По оценкам Межгосударственного экономического комитета промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10 % мирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25 %, экспортный потенциал — 4,5 %.

Приоритеты интеграционного сотрудничества: структурно-инвестиционная по­литика, научно-технический потенциал, машиностроение, топливно-энергетиче­ский, агропромышленный комплексы. В этих структурах в первую очередь будут создаваться финансово-промышленные группы как центры интеграции. Подсчита­но, что для того чтобы страны Содружества могли экономически существенно вли­ять на рынки Европы и Азии, им необходимо до конца столетия увеличить свой об­щий товарооборот по крайней мере в 2 раза, а объем ВВП — в 1,5 раза.

Регионализация является базой для международной экономичес­кой интеграции. Этот термин означает процесс срастания эконо­мик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компа­ниями. Примером может быть стабильно идущее весь XX в. усиле­ние связей американских корпораций с канадскими и мексикан­скими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими ком­паниями в последние десятилетия.

Из определения сути международной экономической интегра­ции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.).

В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграцион­ные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса.

Для СНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических от­ношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отно­шений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим важ­ным выводом для данного объединения является то, что в интег­рационных объединениях активно могут участвовать страны раз­ного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией —2,6:1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотно­шение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше—2,6: 1,0).

Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособ­ности интеграционных объединений является общность или бли­зость культур их стран-участниц.

Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы, так как в развитых стра­нах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС).

Отмеченный путь развития регионализации является доминирующей, но не обяза­тельной для всех случаев. Многие развивающиеся страны и госу­дарства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону, такие же развивающиеся или постсоциалистические страны, к тому же нередко небольшие по величине рынка. Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа (52% аф­риканского экспорта в 1996 г.).

Подобное особенно характерно в международном движении ка­питала. Например, в экспорте товаров из США на другие американ­ские страны приходится около 40%, а в экспорте прямых инвести­ций — менее 1/3. Это связано с тем, что прямые инвестиции являют­ся не только орудием сращивания экономик (как в вышеупомянутом примере взаимных капиталовложений в ЕС), но и способом проник­новения на те рынки, где рост экспорта товаров и услуг сталкивается с большими трудностями (высокими пошлинами, сильной конку­ренцией и т.д.). Еще более ярким примером могут быть портфель­ные инвестиции, ориентированные не на стратегию завоевания (удержания) зарубежных рынков, а прежде всего на доходность за­рубежных ценных бумаг с поправкой на их рискованность и лик­видность: лишь 1/4 портфельных инвестиций США за рубежом размещена в остальных странах Северной и Южной Америки.

Что касается регионализации остальных форм международных экономических отношений, то надо иметь в виду следующее. Валютно-расчетные отношения достаточно сильно привязаны к тор­говле товарами и услугами, меньше — к движению капитала и поэ­тому прежде всего регионализация внешней торговли страны опре­деляет характер регионализации валютно-расчетных отношений.

Меньше регионализация проявляется в международной тор­говле знаниями. Центры производства и экспорта знаний распо­ложены преимущественно в ведущих развитых странах. Поэтому, как и сто лет тому назад, покупатели знаний ориентируются на Западную Европу, Северную Америку, а в последние десятиле­тия -также на Японию.

Однако потоки международной миграции рабочей силы носят преимущественно региональный характер. Так, рабочая сила из Индии, Пакистана, Йемена и Египта мигрирует преимущественно в соседние арабские нефтедобывающие страны; поляки, турки, алжирцы, марокканцы и тунисцы — в соседнюю Западную Евро­пу. Латиноамериканцы мигрируют преимущественно в рамках своего региона или направляются в Северную Америку, а мигран­ты из СНГ направляются в основном в Россию.

В целом регионализация является заметным и, как полагают некоторые экономисты, все более важным явлением хозяйствен­ной жизни мира. В качестве доказательства они приводят тот факт,что хотя международные экономические отношения в целом в последние десятилетия развиваются достаточно быстро,наиболее динамично они развиваются внутри регионов и между соседними регионами. Более того, существует точка зрения, согласно которой регионализация — это препятствие для глобализации.

Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство, возможно, превратится в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, кото­рое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках ре­гионов и частично между соседними регионами. С этой точки зре­ния, регионализация есть не препятствие для глобализации, а путь к ней. Ведь современная регионализация, в отличие от 20—30-х гг. — это не усиление экономических связей исключительно внутри ре­гионов и группировок (например, внутри стерлинговой зоны) за счет их ослабления с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике межрегиональных связей.



5 Понятие глобализации хозяйственной деятельности


Процесс превращения мирового хозяйства в единый рынок то­варов, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобали­зацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализа­ции, ее дальнейшее развитие. Однако, когда мир был единым рынком (да и то за исключением регионов, проводивших полити­ку импортозамещения) лишь для небольшого числа компаний, речь шла об интернационализации. Когда же мир становится еди­ным рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все его регионы открыты для деятельности этого рынка, то можно говорить о новом явлении — глобализации.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.