РУБРИКИ |
Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развития |
РЕКЛАМА |
|
Мировое хозяйство-основные черты и проблемы развитияПод воздействием разных темпов экономического роста в отдельных странах изменилось соотношение сил на мировом рынке. Уменьшилась доля США в мировом экспорте: если в 1950 г. она составляла 1/3, то в 1990 г. – всего 1/8. В 90-е гг. центром мировой торговли стала Западная Европа, по экспорту она опередила США почти в 4 раза. Особенно выделилась Германия: её экспорт приблизился к американскому, а в отдельные годы даже превосходил его. Странам целесообразно не только использовать изобилие одних и скудость других факторов для налаживания экспорта и импорта тех или иных товаров и услуг, но и экспортировать имеющиеся в изобилии и импортировать недостающие факторы производства. Бедные капиталом страны активно привлекают его из-за рубежа; избыточная для одних стран рабочая сила стремится найти себе применение в других странах; государства с развитой наукой вывозят технологию туда, где такой собственной технологии нет. Международное движение факторов производства зависит не только от спроса и предложения этих факторов в разных странах, но и от разной мобильности факторов, различных барьеров на пути их движения и многих других моментов, которые мешают этому движению. Тем не менее, объем международного движения факторов производства вполне сопоставим с объемом международной торговли. Одной из основных форм экономических отношений в мировом хозяйстве выступает международная миграция капитала — помещение за границей средств, приносящих их собственнику доход. Миграция (вывоз) капитала предпринимается тогда, когда он может быть помещен в другой стране с большей нормой прибыли, чем в своей. Здесь ряд причин: • перенакопление капитала в стране, откуда он вывозится; • несовпадение спроса на капитал и его предложения в различных звеньях мирового хозяйства; • наличие в странах, куда экспортируется капитал, более дешевых сырья и рабочей силы; • интернационализация производства. Одной из особенностей современного мирового хозяйства является одновременное образование в каждой развитой стране как относительного излишка капитала, диктующего целесообразность его вывоза за границу (в одних отраслях хозяйства), так и наряду с этим потребность в привлечении дополнительных капиталов извне (для развития других отраслей). Поэтому большинство государств выступает в одно и то же время в роли и экспортера и импортера капитала. Капитал вывозится в двух основных формах — предпринимательского и ссудного (денежного) капитала. Вывоз предпринимательского капитала означает организацию предприятий, затраты на обустройство которых несут иностранные собственники. В зависимости от степени реально осуществляемого контроля за деятельностью таких предприятий различают прямые и портфельные инвестиции. Прямые инвестиции обеспечивают полный контроль над объектами зарубежных капиталовложений вследствие полной собственности на затраченный капитал, а также обладание контрольным пакетом акций. Портфельные инвестиции образуются приобретением акций иностранных предприятий в размерах, не обеспечивающих право собственности или контроля над ними. Такие капиталоовложения их собственники осуществляют тогда, когда стремятся разместить свои капиталы в разных отраслях хозяйства, либо в случае, если законодательство страны, куда они направляются — ее принято называть «принимающей»,делаетает прямые инвестиции невыгодными. Особую форму портфельных инвестиций составляет участие иностранного капитала в совместных предприятиях, в которых контрольный пакет акций остается за национальным государством или местными частными фирмами. В смешанных предприятиях иностранный капитал участвует своими финансовыми ресурсами, технологией, управленческим опытом, торговыми марками, рекламой и предоставлением услуг по реализации продукции. Взамен он получает причитающуюся ему прибыль, которую вывозит из страны или использует для инвестиций на месте. Участие в смешанных предприятиях предоставляет иностранным собственникам капитала прочные гарантии его сохранности и получения прибыли. В свою очередь государственная власть принимающей страны может более эффективно и рационально использовать внешние источники средств и технологии в общенациональных интересах. Один из наиболее эффективных способов включения национальной экономики в мировое хозяйство — использование прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Движение ПИИ (или их перелив) складывается из трех компонентов: • создания новых капиталов за границей; • реинвестирования доходов; • взаимного кредитования компаний, например материнской компанией — филиалов. В последние десятилетия происходит весьма значительный абсолютный и относительный рост таких вложений во всем мире. Если до 80-х годов прирост ПИИ составлял 1,3-1,6 %, то в последние годы он достиг 20 %, в пять раз превысил темпы расширения мировой торговли. Это вызвано в определенной степени увеличением числа стран-участниц процесса иностранного инвестирования. В последние годы к традиционным международным инвесторам (США, Япония, Германия и др.) подключились новые: Южная Корея, Китай, Тайвань. Характерно для нынешнего этапа и неравномерное размещение иностранных инвестиций по регионам мирового хозяйства. Примерно три четверти таких инвестиций приходится на развитые государства Запада и лишь около четверти — на развивающиеся страны. По данным опроса 15 000 ведущих европейских компаний, выявлено, что на пятилетний период (1997-2001 гг.) компании осуществили 64 % капиталовложений в Западной Европе, 6% — в Восточной Европе, 9% — в азиатско-тихоокеанском регионе, остальные — в Северной и Южной Африке. В целом компании ЕС инвестировали в Западной Европе в 10 раз больше, чем в Восточной. Стоит также заметить, что если в 70-е годы одни развивающиеся страны вкладывали свой капитал в другие себе подобные, то в настоящее время он все более устремляется в развитые страны. Так, Южная Корея направляла в развитые страны в 80-е годы более 40 % зарубежных капиталовложений. Что касается стран Восточной Европы и стран бывшего СССР, то их участие в движении иностранных инвестиций в настоящее время невелико, причем выражается преимущественно в приеме капиталовложений. Происходят сдвиги и в отраслевой структуре ПИИ. Здесь особенно важно происшедшее за два последних десятилетия возрастание сферы услуг с 25 до 55 %. Это наиболее характерно для Японии и Канады. Еще одна особенность развития ПИИ в настоящее время — появление в числе иностранных инвесторов мелких и средних компаний. Так, их доля в вывозе ПИИ из Южной Кореи с 2 % в 60-е годы увеличилась до 25 % в 90-е. Расширение масштабов, изменения в направлении потоков и в структуре ПИИ, отмечающиеся в мировом хозяйстве, усиливают актуальность учета эффекта иностранных инвестиций. Не вызывает сомнения то, что импорт капитала сыграл важную роль в подъеме американской экономики: обеспечил недостающие ей финансовые средства, способствовал структурной перестройке экономики, решению социальных проблем. Только за 80-е годы общий приток иностранного капитала в США гарантировал не менее 1/5 валютных вложений в экономику. Вместе с тем, используя иностранный капитал, любая страна, тем не менее, стремится развивать свою независимую экономику. По оценкам экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объем прямых иностранных инвестиций в экономику России вырос в 2003 году до 5,2 млрд долларов с 2,4 млрд долларов годом ранее. Однако в целом объем прямых иностранных инвестиций в Центральную и Восточную Европу практически не изменился по сравнению с 2002 годом, составив немногим более 30 млрд долларов. По прогнозам ЮНКТАД, в 2004 году объем прямых
иностранных инвестиций в Центральную и Восточную Европу останется высоким,
однако он сконцентрируется в достаточно небольшом числе стран. По мнению
экспертов ЮНКТАД, многое будет зависеть от ситуации в России и странах, которые
в мае этого года вступили в Евросоюз. По мнению экономистов, падение объемов прямых
иностранных инвестиций вызвано продолжающимся снижением числа международных
слияний и поглощений компаний. Приток иностранных денег в экономику США вырос в 2003 году до 86,6 млрд долларов с 30 млрд долларов в 2002 году. Наибольшее снижение объема прямых иностранных инвестиций произошло в Европейском союзе, особенно во Франции и Германии. Из Азиатско-Тихоокеанского региона новый рекорд по притоку прямых иностранных инвестиций поставил в 2003 году Китай (57 млрд долларов), несмотря на негативное влияние атипичной пневмонии. [7] Привлечение иностранного капитала требует значительных усилий по разработке и осуществлению специальной экономической политики. Решающим фактором ее выбора выступает исходное состояние баланса ввоза и вывоза иностранных инвестиций. В соответствии с этим выделяются три группы стран: • преимущественно вывозящие капитал, или международные нетто-инвесторы; • принимающие; • те, для которых характерно приблизительное равновесие ввоза и вывоза. К первой группе относится Япония, ко второй — Ирландия, Португалия, Испания, Турция, большинство развивающихся стран и с недавнего времени США, к третьей — ФРГ, Франция. Конечно, это деление не лишено условности, поскольку любая страна одновременно и поставляет инвестиции за рубеж, и принимает их. Тем не менее приведенная градация позволяет выявить определенные закономерности формирования и проведения государственной политики в области иностранных капиталовложений. Мировая практика выработала универсальный набор мер, в большей или меньшей степени используемых для привлечения иностранного капитала. Среди них особого внимания заслуживают налоговые стимулы: • установление прямых налоговых льгот; • отсрочки уплаты налогов за инвестирование капитала; • стимулы, связанные с амортизационными отчислениями (ускоренная амортизация), поддержка зарубежного инвестора на первых стадиях работы; • «налоговые каникулы», которые, как правило, устанавливаются на срок от двух до десяти-пятнадцати лет и сопровождаются предоставлением компании статуса пионера; • освобождение от таможенных платежей импорта оборудования, сырья, комплектующих изделий; • манипулирование уровнем налога. Так, снижение налогов на корпорацию и было одним из факторов, вызвавшим рекордный всплеск иностранных капиталовложений в США во второй половине 80-х годов. Иногда уровень налога на предприятие может стать барьером, нейтрализующим действие других мер по привлечению иностранных инвестиций. Особую группу составляют финансовые методы стимулирования иностранных капиталовложений в виде субсидий, займов, кредита и гарантий их предоставления. Предоставление финансовых льгот ставится в зависимость от выполнения инвестором определенных задач, освоения конкретных регионов, отраслей промышленности, создания рабочих мест. Так, в Испании для прямых инвестиций в районы с высокой безработицей установлены субсидии в размерах 20 % инвестированного капитала, а также льготные кредиты, покрывающие 75 % издержек инвестора. Нефинансовые методы направлены на создание общей обстановки эффективного функционирования иностранного капитала — от обеспечения необходимыми факторами производства, информацией и службами управления до развития транспорта и других коммуникаций. Результаты такого рода мер могут стать для иностранной компании решающим фактором при определении возможности создания своего предприятия в данном регионе. Особое место в ряду нефинансовых мер, способствующих активизации иностранных инвесторов, занимают специальные экономические зоны. В самом широком смысле они могут быть определены как обозначенные государством районы или территории, где благодаря льготному налоговому, таможенному и законодательному режимам для инвесторов создается особенно благоприятная экономическая обстановка. Определенное беспокойство в ряде стран и сообществ вызывает налоговая конкуренция. Так, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создала рабочую группу для поиска путей ограничения налоговой конкуренции между странами. Такая конкуренция подрывает государственные доходы и иностранные инвестиции. В ОЭСР считают, что постепенная отмена всех форм контроля, не касающихся налогов, как, например, контроля над валютными курсами, привела к тому, что именно налогообложение стало определять место дислокации компании. В материалах организации, в частности, говорится, что глобализация предпринимательства наряду с развитием средств связи приводит к возникновению риска конкуренции между странами с целью привлечения компаний. Проект ОЭСР ставит первоочередной задачей поиск критерия, который позволит провести различия между справедливой и наносящей вред налоговой конкуренцией. Все эти меры используются в определенных комбинациях для привлечения иностранных инвестиций во всех странах. Однако исследование мирового опыта позволяет выделить две особенности. Во-первых, промышленно развитые страны отдают предпочтение финансовым стимулам перед фискальными. Это связано с тем, что влияние налогов слишком безадресно, тогда как финансовое стимулирование позволяет правительству сконцентрировать усилия на достижении конкретных национально ориентированных целей. Развивающиеся страны, напротив, предпочитают налоговые меры, что связано прежде всего с недостатком финансовых ресурсов. Во-вторых, в последнее время наметилась устойчивая тенденция к образованию свободных экономических зон. Интересен опыт привлечения иностранного капитала в США, которые на протяжении долгого времени преимущественно вывозили капитал и были главным международным нетто-инвестором. К концу 80-х годов впервые за 80 лет иностранные активы в США превысили их активы за рубежом. Такой сдвиг — следствие как организационно-политических причин, так и экономической политики. В течение последних десятилетий США признаются самой надежной в политическом и экономическом отношении страной. Большое влияние на приток в нее капитала оказали ускоренный экономический рост, быстрый выход из кризиса начала 80-х годов и более высокий спрос на капитал. Привлекает в США высокая ставка ссудного процента в этой стране, что повышает доходность американских ценных бумаг и стимулирует их приобретение. Кроме того, доллар США сохраняет роль основного средства международных расчетов, что позволяет этой стране оплачивать свои иностранные долги в «собственной валюте» и наращивать внешний долг в больших размерах, чем это могло бы себе позволить любое другое государство. Внешняя задолженность США к концу 80-х годов составляла более 8 % от ВНП (это. кстати, не является рекордом в американской истории: в конце XIX в. такая задолженность доходила до 1/4 ВНП). Однако значительное увеличение притока иностранных инвестиций в США связано не только с перечисленными обстоятельствами, но и с направленной экономической политикой. В связи с этим можно отметить введение ограничений на импорт товаров в США, что в условиях обострения конкуренции за американский внутренний рынок заставляет иностранных инвесторов активизироваться в создании собственного производства на американской территории. Большое значение имело также осуществление системы финансовых и налоговых мер по стимулированию зарубежных капиталовложений: так, был отменен 30-процентный налог на доходы иностранцев от американских ценных бумаг, на американских же держателей акций эта мера не распространялась. Особенно эффективными оказались меры, предпринятые в рамках кампании поддержки иностранных капиталовложений в свободные экономические зоны. В США они располагаются, как правило, в экономически слаборазвитых регионах и пользуются широкой поддержкой государства и местных властей, обеспечивающих субсидии, налоговые льготы и т. д. К примеру, в Миссури 50 % чистого дохода корпораций освобождались от налогообложения, в Коннектикуте инвестору предоставлялось 1000 долл. за каждое новое рабочее место, а в Луизиане корпорации полностью освобождались от налогов в течение 10 лет. Таким образом, мировой опыт показывает, что наибольших успехов в привлечении прямых инвестиций добиваются страны, которые, во-первых, делают такую цель приоритетной в экономической политике и, во-вторых, используют широкий набор экономических мер. Во всяком случае решение проблемы прямых инвестиций зависит от трех факторов. Во-первых, от потенций эффективности, вызывающихся условиями данной страны. Имеются в виду факторы природной или естественной эффективности (наличие природных ресурсов, демографическая ситуация, географическое положение и т. д.) и так называемой эффективности развития (способность экономики к самонастройке, преодолению кризиса, состояние платежного баланса, валюты и т. д.), а также факторов, обусловливающих состояние законодательства (правовой режим в области предпринимательства, заработной платы, налогообложении т. д.). Во-вторых, решения инвестора зависят от эффективности той или иной отрасли — ее места в экономической системе, уровня конкуренции, степени наукоемкости и т. д. В-третьих, от эффективности предприятия, обусловливаемой особенностями его внутренней организации, спецификой поведения на рынке. Для переходной экономики России характерна общая нестабильность, постоянно изменяющееся законодательство, не решена часть вопросов собственности, инфляция, что является неблагоприятными моментами для иностранного инвестирования. Экспорт ссудного капитала — основа современной системы международного кредита. Такой кредит содействует росту товарообмена между странами, облегчает денежные расчеты, дает возможность привлекать внешние финансовые источники с целью развития экономики. Кредитные связи между государствами развиваются темпами значительно большими, чем темпы мировой торговли и увеличения прямых иностранных капиталовложений. Международный рынок ссудных капиталов функционирует практически круглосуточно. Перевод из одной страны в другую значительных денежных сумм и любой из конвертируемых валют производится с помощью современных средств связи через искусственные спутники Земли и всемирную сеть связи моментально. Помимо миграции капитала важную часть всемирных экономических отношений составляет международная миграция рабочей силы — перемещение трудящихся, ищущих работу, в другие страны. Несмотря на наличие безработицы в развитых странах Запада, предприниматели широко используют иностранных рабочих из государств с менее высоким уровнем экономического развития и более дешевой рабочей силой. Предприниматели заинтересованы использовать таких рабочих, поскольку они согласны фактически на любые условия труда и низкую заработную плату, с готовностью берутся за тяжелую, опасную и грязную работу, которой чурается большинство местного населения, трудятся дольше, чем обычно полагается в данной стране, не имеют сколько-нибудь надежной социальной защиты. Иностранных рабочих в случае необходимости легко уволить. Главным мотивом миграции рабочей силы служит более высокая заработная плата. Для предпринимателей выгода использования иностранной рабочей силы заключается в повышении нормы прибыли не только за счет более низкой оплаты труда самих иммигрантов, но и вследствие того давления, которое они неизбежно оказывают на общий уровень заработной платы в сторону его понижения. Наплыв работников из-за границы осложняет проблему занятости в развитой стране, отрицательно воздействует на экономическое положение трудящихся в ней. В числе важных последствий такого положения все обостряющиеся конфликты между местным населением и иностранцами. В развивающихся странах, откуда рабочая сила уходит за рубеж, также возникают серьезные осложнения. Они лишаются наиболее мобильной и обычно лучшей части трудовых ресурсов. В силу этого правительства ряда развивающихся стран проводят политику, сдерживающую отток квалифицированных работников за границу. Однако следует учесть, что для беднейших стран суммы, которые рабочие-мигранты переводят своим семьям, образуют существенную часть доходов в платежном балансе государства и что выезд части трудоспособного населения страны за границу хотя бы временно и частично уменьшает остроту проблемы занятости. Эти соображения побуждают правительства развивающихся стран проводить политику поощрения выезда трудоспособного населения на работу за рубеж. В условиях формирования все более прочных экономических связей во всемирном хозяйстве широкое распространение получает миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся государства. Центрами притяжения иностранных рабочих и специалистов стали нефтедобывающие страны Ближнего Востока и Персидского залива. В некоторых из них иностранцы составляют большую часть населения. Без такой миграции было бы невозможно освоить богатые месторождения нефти, расположенные на территории развивающихся стран, собственные трудовые ресурсы которых не позволяют это сделать. Поэтому главные выгоды от этой миграции получают страны, потребляющие нефть, корпорации, для которых таким образом решаются топливно-энергетические проблемы. По мере развертывания научно-технической революции все более важное место в миграционных процессах приобретает переезд высококвалифицированных работников из одних стран в другие, получивший название «утечки мозгов». По самым различным причинам много ученых, инженеров, врачей и других специалистов с высшим образованием эмигрируют из европейских государств. Практически невосполнимые утраты представляет «утечка мозгов» для слаборазвитых стран. Странам, экономически их превосходящим, разумеется, гораздо дешевле приобретать уже готовых специалистов из менее развитых стран, нежели обучать их у себя. Экономия достигается и в течение длительного периода использования таких специалистов с учетом различий в оплате труда и социальных расходах. Для развивающихся стран «утечка мозгов» оборачивается крупным экономическим, социальным, политическим и нравственным ущербом. Проблема «утечки мозгов» в настоящее время остро стоит в России, как и в некоторых других государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР. 3 Уровень участия страны в мировой экономике Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация производства — развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других. Международные связи национальных экономик становятся постоянными, когда возникает международное разделение труда — специализация отдельных стран в производстве тех или иных товаров и услуг в целях их реализации в других странах. Экономическая интеграця — это процесс объединения элементов национальных экономик, высшая на современном этапе ступень интернационализации хозяйственной жизни. Между участниками этого процесса углубляется международное разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Растет и уровень обобществления производства на основе целенаправленного, планомерного регулирования экономических процессов в масштабе интеграционных объединений. Термин «интернационализация хозяйственной жизни» означает усиление участия страны в мировом хозяйстве. Достигнутый уровень интернационализации измеряется целым рядом показателей. В первую очередь это показатели участия в мировой торговле. Так, часто подсчитывают экспортную квоту, т.е. отношение экспорта к ВВП страны. Этот показатель нельзя трактовать как долю экспорта во всем объеме ВВП, потому что экспорт учитывается по ценам экспортируемых товаров и услуг, а ВВП — только по добавленной стоимости. Тем не менее величина экспортной квоты говорит о важности экспорта для национальной экономики. За период 1982—1991 гг. средняя мировая экспортная квота (рассчитывается как отношение мирового экспорта к мировому ВНП) составила 18,2%, а на конец 2000 г. — 23,6%. Таким образом, средняя экспортная квота в мире непрерывно растет. Экспортная квота Российской Федерации в целом за последние годы также постоянно росла, что проиллюстрировано в таблице 2. Это происходило одновременно за счет падения ВНП и за счет сохранения и роста объемов экспорта. Таблица 2 Примечание1: составлено по Медведев П.М. Факторы эффективности экспорта российских предприятий // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. - №5 Объем российского экспорта в 1999 г. вырос по сравнению с 1992 г. на 38,6%. ВНП в 1999 г. составил 70,3% от уровня 1992 г. Следовательно, экспортная квота за этот период выросла в 1,97 раза. Объем ВВП за 1999 год по данным Госкомстата, составил 4545,5 млрд. руб., что при среднегодовом курсе долларов США 28 руб./долл. эквивалентно 162,3 млрд. долл. США. Положительное сальдо внешней торговли в 1999 г. составило 28 млрд. долл. США. Таким образом, ВНП России в 1999 г. можно считать приблизительно равным 190,3 млрд. долл. США. В этом случае экспортная квота России в 2000 г. составила 39%, в то время как в 1992 г. она равнялась 20,4%. По фактическим данным о состоянии внешней торговли России автором рассчитана экспортная квота за 2003 г. ВВП России за 2003 г составил 13305 млрд. руб. Экспорт за 2003 г. составил 135,9 млрд.долл . Среднегодовой курс доллара США за 2003 г. равнялся 30,61 [8]. Экспортная квота России составила 31,2 % Безусловно, при расчете ВВП России по паритету покупательной способности экспортная квота окажется не такой высокой. Нередко исчисляют также импортную квоту, а иногда складывают вместе экспорт и импорт и соотносят эту сумму с ВВП страны, называя полученную величину внешнеторговой квотой. По данным Всемирного банка, во второй половине 90-х гг. внешнеторговая квота составила: для США — 24%, Франции — 45, Южной Кореи — 67, Канады — 76, Бельгии — 137%, т.е. размер этой квоты коррелируется с размерами внутреннего рынка страны. У России внешнеторговая квота составляет около 15—16% (если рассчитывать ВВП по паритету покупательной способности рубля). Из других относительных показателей интернационализации на базе внешней торговли нередко рассчитывают долю импорта в розничном товарообороте, которая у России находится на уровне 40%. Наконец, иногда определяют соотношение доли страны в мировом экспорте с ее долей в мировом ВВП по паритету покупательной способности, чтобы определить, насколько активно страна участвует в международной торговле. У России этот показатель составляет 0,7 (2%:3%), у США - также 0,7(14%:21%), у Японии-0,9 (8%:9%). Важны и абсолютные показатели интернационализации, например, стоимостной объем экспорта товаров и услуг на душу населения. У России он составляет около 700 долл., у США — свыше 3200, у Китая — примерно 150 долл. При анализе уровня участия страны в мировом хозяйстве необходимо обращаться не только к международной торговле, но и к международному движению факторов производства. Так, показателями участия страны в международном движении капитала являются объем накопленных зарубежных капиталовложений страны по отношению к ее ВВП, объем накопленных в стране иностранных инвестиций по отношению к ее ВВП, доля иностранного капитала в ежегодных инвестициях страны, объем государственного внешнего долга страны по отношению к ее ВВП и объем платежей по обслуживанию этого долга по отношению к поступлениям от экспорта товаров и услуг. Российские капиталовложения за рубежом большинством экономистов оцениваются в 200—300 млрд. долл., что по отношению к нынешнему объему ВВП России (по паритету покупательной способности, равному примерно 1000 млрд. долл.) составляет 0,2—0,3:1,0. Накопленный объем иностранных инвестиций в российской экономике к концу 2003 года составил $57 млрд. 014 млн. и увеличился на 32,8% по сравнению с началом 2003 года. Эти данные распространил Госкомитет РФ по статистике. За 2003 г. в экономику России поступило $29 млрд. 699 млн. иностранного капитала, погашено (выбыло) за этот период $16 млрд. 497 млн. Среди иностранных инвестиций в российской экономике 45,8% составляют прямые ($26 млрд. 131 млн.), 2,5% - портфельные ($1 млрд. 429 млн.), 51,7% - прочие инвестиции ($29 млрд. 454 млн.). По состоянию на конец декабря 2002 г. доля накопленных прямых инвестиций составляла 47,4% в их общем объеме, портфельных - 3,4%, прочих - 49,2%. Основными странами-инвесторами, откуда постоянно осуществляются наиболее значительные инвестиции в Россию, являются Германия (объем накопленных инвестиций - $10 млрд. 204 млн.), Кипр ($8 млрд. 085 млн.), Великобритания ($7 млрд. 220 млн.), США ($5 млрд. 296 млн.), Франция ($4 млрд. 776 млн.), Нидерланды ($3 млрд. 575 млн.), Люксембург ($3 млрд. 464 млн.), Япония ($1 млрд. 900 млн.), Виргинские острова ($1 млрд. 519 млн.), Швейцария ($1 млрд. 450 млн.), на долю которых в сумме приходится 83,3% общего объема накопленных инвестиций [8]. Таким образом, соотношение накопленных в России иностранных инвестиций с ВВП составляет 0,05:1,0. Для сравнения укажем, что у США эти соотношения составляют соответственно 0,6:1,0 и 0,7:1,0. В связи с небольшим объемом иностранного капитала в России невелика и его доля в ежегодных капиталовложениях — около 5% в конце 90-х гг. (если считать только иностранные прямые инвестиции). Что касается государственного внешнего долга, то по многим развивающимся странам он превышает объем их ВВП (по некоторым — многократно), у развитых стран он незначителен, а у России составляет на начало конец 2003 г. свыше 119 млрд долл., что составляет 27% ВВП. Показателями участия страны в международном движении других факторов производства могут быть доля иностранной рабочей силы в общей численности занятых или численность занятой за рубежом отечественной рабочей силы, доля иностранных патентов и лицензий в общем количестве зарегистрированных в стране патентов и лицензий, размеры экспорта и импорта технологий и управленческих услуг. Хотя уровень интернационализации национальных экономик растет, этот процесс не идет прямолинейно. Так, уровень экспортной квоты, существовавший у США в первые два десятилетия XX в., восстановился только в 70—80 гг. До сих пор не достигнуто и вряд ли будет превзойдено то соотношение между вывозом капитала и внутренними капиталовложениями в ведущих странах Западной Европы, которое существовало в указанный период (например, накануне Первой мировой войны Великобритания экспортировала капитала больше, чем инвестировала у себя дома). К тому же процесс интернационализации идет с различной скоростью в разных регионах. Вероятно, сейчас он наиболее интенсивен в наиболее динамичных регионах мира — Восточной и Юго-Восточной Азии. 4 Институты международной экономическойинтеграции и интеграционные объединения В различных регионах земного шара сложились несколько интеграционных объединений. Они существенно отличаются друг от друга по характеру складывающихся между странами-участниками отношений, по используемым организационным формам и результатам деятельности. Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Со временем оно расширялось благодаря вступлению новых государств, укреплялось и превратилось в мощную экономическую группировку. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия, в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания, Португалия. 1 мая 2004 г. в состав Евросоюза вошли сразу 10 новых членов, увеличив число стран – участниц объединения до 25. Одновременно с расширением состава ЕЭС происходит углубление интеграции, выразившееся в переходе от преимущественно торгового обмена к интегрированию организационно-технических сфер хозяйства, включая организацию совместных исследований и разработок, создание совместных программ, разработку общих законодательств и т. д. В рамках сообщества установлены льготы для взаимной торговли, разрабатывается общая торговая политика по отношению к третьим странам, проводится общая аграрная политика, направленная на поддержание самообеспеченности стран ЕЭС продовольствием, структурная перестройка сельскохозяйственного производства. Потребности сформировать региональный хозяйственный комплекс обусловили общее финансирование разносторонней хозяйственной деятельности, которым занимаются специальные межгосударственные организации и учреждения. Европейское сообщество было создано из трех сообществ: Европейского Сообщества по атомной энергии — Евратом, Европейского объединения угля и стали — ЕОУС и ЕЭС. Руководящим органом ЕС выступает Совет Министров, который обладает правом принимать решения по главным вопросам деятельности ЕС, заключать международные соглашения от имени ЕС. Членами Совета являются министры иностранных дел всех стран-участниц. В его рамках действует Европейский парламент (Европарламент) избираемый путем всеобщих и прямых выборов. Он является консультационным и рекомендательным органом ЕС. В 1978 г. была учреждена коллективная валютная единица ЕЭС, названная ЭКЮ (англ. European Currence Unit - европейская валютная единица). ЭКЮ стала одной из мировых валют и вступила в обращение в качестве мировых денег во всемирном хозяйстве. В 1999 г. введена новая европейская валюта — ЕВРО. Страны-участницы «общего рынка» тесно связаны между собой: на внутреннюю торговлю приходится около 60 % их общего внешнеторгового оборота. В последние годы развитие интеграционных процессов в рамках Европейского сообщества характеризуется небывало высокой динамикой, идет создание единого внутреннего рынка (ЕВР), который предполагает устранение торговых барьеров, выигрыш от интеграции рынков и усиления конкуренции. Форсированными темпами осуществляются странами Западной Европы многочисленные проекты многосторонних научно-технических программ в рамках экономического и валютного союза с Европейским банком. Эти интеграционные процессы обусловлены не только внутренними обстоятельствами, но и экономическими и политическими тенденциями внешнего порядка. Первая тенденция связана с резким увеличением масштабов международной конкуренции. Как показывает практика, фирмы Старого Света в условиях раздробленности национальных рынков, несогласованности мирохозяйственной политики, ограниченности финансовых и технологических ресурсов узкими рамками национальной экономики не в состоянии эффективно противостоять мощному натиску заокеанских конкурентов. Вторая тенденция сопряжена с развитием ситуации в странах Восточной Европы. По мнению ряда западноевропейских аналитиков, реформы в восточноевропейских странах могут быть заторможены, если государства Западной Европы не окажут им значительную экономическую и организационную помощь. Подобная перспектива чревата угрозой возрождения недемократических режимов и подрывом европейской стабильности, что не соответствует интересам ЕС. Но для этого Европейское Сообщество должно стать более целостными сплоченным в хозяйственном и политическом отношении объединением. Важным направлением деятельности Европейского Сообщества становится состыковка различных технических норм и стандартов. Проблемой их гармонизации занимаются Европейский комитет по стандартизации и Европейский комитет по электротехнической стандартизации. Создание ЕВР отвечает и интересам потребителей. Эффект от свободного движения капиталов, рабочей силы и товаров не ограничивается лишь сближением уровня цен в различных странах ЕС (хотя сама по себе разница между ними по одним и тем же товарам порой превышает 50 %). Предполагается общее снижение уровня потребительских цен под воздействием конкуренции, оптимизации масштабов производства, структурных сдвигов и перемещения производства в районы с низкой стоимостью рабочей силы, ведущее к снижению издержек. Логика развития межнациональных производительных сил приводит все страны и континенты к новому миропорядку. Предполагается, что в предстоящие годы ЕС превратится в наиболее значительный фактор мировой хозяйственной конъюнктуры и Евроэкономика обретет глобальное измерение. Это означает, что воздействие Сообщества на другие секторы мирового хозяйства станет глубоким и многоплановым, хотя оно связано с риском и угрозой сокращения прибылей. Все же новая динамика евроинтеграции будет иметь в целом гораздо больше позитивных, чем отрицательных моментов. В их числе — стимулирование глубоких качественных сдвигов в международном разделении труда, содействие либерализации мировой экономики, усиление межрегиональной хозяйственной взаимозависимости, появление дополнительных возможностей для достижения глобального экономического равновесия. В мировом хозяйстве имеются более широкие по составу экономические интеграционные объединения развивающихся государств. Эти объединения создаются по разным причинам и преследуют разные цели. Хозяйственная интеграция укрепляет позиции развивающихся стран в мировом хозяйстве, защищает их интересы в отношениях с экономически более сильными партнерами, противостоять которым в отдельности не может ни одно из молодых государств. Исходя из этого, страны Азии, Африки и Латинской Америки развивают хозяйственное сотрудничество путем коллективной опоры на собственные силы. В ряде регионов созданы торговые блоки. Это, например. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), куда входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд. Филиппины, Бруней; Карибское сообщество КАРИКОМ (14 небольших стран Карибского бассейна); Арабский общий рынок (Египет. Иордания, Кувейт, Марокко, Сирия и др.). Устанавливая общую таможенную границу, эти блоки вводят льготный режим для взаимного товарооборота. Функционируют организации по созданию совместных проектов. В их число входят, Например, Администрация бассейна реки Нигер, Амазонский пакт, Комитет по Меконгу и т. п. Члены таких объединений совместно сооружают крупномасштабные ирригационные, энергетические и иные объекты, часто путем комплексного использования ресурсов бассейнов больших рек, к которым они примыкают. В различных районах земного шара действуют валютные союзы, например. Азиатский клиринговый союз (7 стран). Арабский валютный фонд (16 арабских стран). В рамках союзов ведутся денежные расчеты на основе клиринга (без фактического перевода валюты), используются национальные денежные единицы, иногда обращаются коллективные денежные средства (в Азиатском клиринговом союзе, например, азиатская валютная единица — АМЮ). Страны-участницы не стремятся использовать во взаимных расчетах доллары США и валюты других стран. С целью содействия решению ключевых экономических проблем соответствующих регионов созданы инвестиционные институты: Азиатский банк развития (45 стран-участниц), Арабский фонд экономического и социального развития и др. Координировать политику объемов производства соответствующих товаров и цен на них призваны товарные ассоциации: ОПЕК, Альянс производителей какао-бобов, Межправительственный совет стран-экспортеров меди, Союз стран-экспортеров бананов и др. Эти ассоциации участвуют в разработке товарных соглашений, которые заключаются с международными организациями, представляющими развитые страны. Ассоциации не могут противостоять объективным тенденциям, определяющим размеры спроса и направления движения цен на мировом рынке. Их собственные возможности зависят от особенностей текущей фазы воспроизводства в мировом хозяйстве, от конъюнктурных колебаний, от политики торгово-промышленных корпораций, монополизировавших рынок. Развертываются интеграционные связи стран СНГ. Концепция взаимодействия базируется на основных положениях договора о создании Экономического союза, соглашениях о создании зон свободной торговли. Таможенного и Платежного союзов, общего научно-технологического пространства. Страны-члены СНГ признали, что многолетний поиск направлений новой экономической стратегии развития своих государств и направлений интеграции за пределами бывшего постсоветского пространства пока не принес удовлетворения ни одной стране. Нет и ожидаемой помощи из-за рубежа. Инвестиции растут не такими темпами, которые ожидались, внутренние рынки перенасыщены товарами из дальнего зарубежья, свои же производственные мощности используются на одну четверть. Ухудшилась структура экономики СНГ в целом, усилилась ее сырьевая ориентация. Например, в России, в Белоруссии и на Украине снизилась доля продукции с высокой степенью обработки. За 90-е годы в связи с недоиспользованием производственных мощностей примерно на 50 % возросла энергоемкость ВВП. Удельный вес ТЭК в общем объеме промышленного производства в странах СНГ возрос до 30 %. По оценкам Межгосударственного экономического комитета промышленный потенциал стран СНГ составляет примерно 10 % мирового, запасы основных видов природных ресурсов — около 25 %, экспортный потенциал — 4,5 %. Приоритеты интеграционного сотрудничества: структурно-инвестиционная политика, научно-технический потенциал, машиностроение, топливно-энергетический, агропромышленный комплексы. В этих структурах в первую очередь будут создаваться финансово-промышленные группы как центры интеграции. Подсчитано, что для того чтобы страны Содружества могли экономически существенно влиять на рынки Европы и Азии, им необходимо до конца столетия увеличить свой общий товарооборот по крайней мере в 2 раза, а объем ВВП — в 1,5 раза. Регионализация является базой для международной экономической интеграции. Этот термин означает процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями. Примером может быть стабильно идущее весь XX в. усиление связей американских корпораций с канадскими и мексиканскими (многие из них являются филиалами американских ТНК) или бурный рост взаимосвязей между западноевропейскими компаниями в последние десятилетия. Из определения сути международной экономической интеграции и интеграционных объединений вытекает, что последние строятся на базе глубоких и устойчивых связей между фирмами стран-участниц. Попытки создать интеграционные объединения на базе неглубоких и неустойчивых связей между компаниями стран-участниц в большинстве случаев приводили к формальному существованию этих объединений (такова судьба большинства интеграционных группировок в Африке) или к их неустойчивому развитию (примером может быть СНГ), или же вообще к их краху (например, СЭВ, созданный прежде всего из политических целей и прекративший свое существование сразу же после распада СССР). История североамериканской интеграции демонстрирует, что юридическое оформление региональной интеграции может происходить без спешки (Американско-канадское соглашение о свободной торговле было заключено лишь в 1989 г., а затем к нему в 1992 г. присоединилась Мексика, в результате чего НАФТА в ее нынешнем размере действует с 1994 г.). В то же время пример ЕС говорит о том, что процесс быстро развивающихся связей между компаниями соседних стран можно стимулировать, если заключать и совершенствовать интеграционные соглашения между странами-участницами не по итогам, а по ходу этого процесса. Для СНГ отсюда можно сделать вывод, что, не отрицая возможностей государственного регулирования экономических отношений в рамках этой хозяйственной группировки, ее активное развитие возможно прежде всего при условии активизации отношений между компаниями стран — участниц СНГ. Другим важным выводом для данного объединения является то, что в интеграционных объединениях активно могут участвовать страны разного экономического уровня. Так, соотношение объемов ВВП на душу населения по паритету покупательной способности между США и Мексикой составляет 3,9 : 1,0, а между Люксембургом и Грецией —2,6:1,0. Между Россией и Таджикистаном это соотношение в 1996 г. составляло 5,4 : 1,0 (в 1998 г. оно было намного меньше—2,6: 1,0). Наконец, как показывает положительный опыт региональной экономической интеграции, важной предпосылкой жизнеспособности интеграционных объединений является общность или близость культур их стран-участниц. Ощутимые ограничения сохраняются лишь при осуществлении такой формы международных экономических отношений, как международная миграция рабочей силы, так как в развитых странах были и остаются ограничения на приток рабочей силы из-за рубежа (кроме движения рабочей силы внутри ЕС). Отмеченный путь развития регионализации является доминирующей, но не обязательной для всех случаев. Многие развивающиеся страны и государства с переходной экономикой в своих внешнеэкономических связях ориентируются на развитые страны, а не на своих соседей по региону, такие же развивающиеся или постсоциалистические страны, к тому же нередко небольшие по величине рынка. Так, во внешней торговле Африки доминирует Западная Европа (52% африканского экспорта в 1996 г.). Подобное особенно характерно в международном движении капитала. Например, в экспорте товаров из США на другие американские страны приходится около 40%, а в экспорте прямых инвестиций — менее 1/3. Это связано с тем, что прямые инвестиции являются не только орудием сращивания экономик (как в вышеупомянутом примере взаимных капиталовложений в ЕС), но и способом проникновения на те рынки, где рост экспорта товаров и услуг сталкивается с большими трудностями (высокими пошлинами, сильной конкуренцией и т.д.). Еще более ярким примером могут быть портфельные инвестиции, ориентированные не на стратегию завоевания (удержания) зарубежных рынков, а прежде всего на доходность зарубежных ценных бумаг с поправкой на их рискованность и ликвидность: лишь 1/4 портфельных инвестиций США за рубежом размещена в остальных странах Северной и Южной Америки. Что касается регионализации остальных форм международных экономических отношений, то надо иметь в виду следующее. Валютно-расчетные отношения достаточно сильно привязаны к торговле товарами и услугами, меньше — к движению капитала и поэтому прежде всего регионализация внешней торговли страны определяет характер регионализации валютно-расчетных отношений. Меньше регионализация проявляется в международной торговле знаниями. Центры производства и экспорта знаний расположены преимущественно в ведущих развитых странах. Поэтому, как и сто лет тому назад, покупатели знаний ориентируются на Западную Европу, Северную Америку, а в последние десятилетия -также на Японию. Однако потоки международной миграции рабочей силы носят преимущественно региональный характер. Так, рабочая сила из Индии, Пакистана, Йемена и Египта мигрирует преимущественно в соседние арабские нефтедобывающие страны; поляки, турки, алжирцы, марокканцы и тунисцы — в соседнюю Западную Европу. Латиноамериканцы мигрируют преимущественно в рамках своего региона или направляются в Северную Америку, а мигранты из СНГ направляются в основном в Россию. В целом регионализация является заметным и, как полагают некоторые экономисты, все более важным явлением хозяйственной жизни мира. В качестве доказательства они приводят тот факт,что хотя международные экономические отношения в целом в последние десятилетия развиваются достаточно быстро,наиболее динамично они развиваются внутри регионов и между соседними регионами. Более того, существует точка зрения, согласно которой регионализация — это препятствие для глобализации. Но если исходить из предположения, что в очень отдаленном будущем мировое хозяйство, возможно, превратится в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний, то регионализацию можно рассматривать как движение к этой цели, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. С этой точки зрения, регионализация есть не препятствие для глобализации, а путь к ней. Ведь современная регионализация, в отличие от 20—30-х гг. — это не усиление экономических связей исключительно внутри регионов и группировок (например, внутри стерлинговой зоны) за счет их ослабления с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике межрегиональных связей. 5 Понятие глобализации хозяйственной деятельностиПроцесс превращения мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг, капитала, рабочей силы и знаний называется глобализацией. В сущности, это более высокая стадия интернационализации, ее дальнейшее развитие. Однако, когда мир был единым рынком (да и то за исключением регионов, проводивших политику импортозамещения) лишь для небольшого числа компаний, речь шла об интернационализации. Когда же мир становится единым рынком для десятков тысяч ТНК и к тому же все его регионы открыты для деятельности этого рынка, то можно говорить о новом явлении — глобализации. |
|
© 2000 |
|