РУБРИКИ |
Миграция рабочей силы |
РЕКЛАМА |
|
Миграция рабочей силыМиграция рабочей силыВВЕДЕНИЕ Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала частью международных экономических отношений. Миграционные потоки устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, принимающим рабочую силу и поставляющим ее. Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются формы и направления передвижения трудовых потоков. Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это - – добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением «обстоятельств». Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне, столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. 1.ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. Международная трудовая миграция – это перемещение из одной
страны в другую рабочей силы. Она непосредственно связана, прежде всего, с
проблемой вывоза капитала, в значительной мере определяется внутренними
закономерностями его движения, хотя речь идет о передвижении товара Навряд ли здесь нам помогут положения «капитала» при всей их
кажущейся универсальности. Хотя бы потому, что речь не может вообще идти о Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции. На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся- мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию. Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др. Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы. Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей
силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде
всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции
является вывоз капитала, функционирования международных корпораций. Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции. Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие. Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное
явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. В середине ((( века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-е годы ((( столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, вследствие т. н. «картофельного голода» Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов ((( в. из Италии и стран Восточной Европы в США была связана с падением цен на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения экономической конъюнктуры в США и снова набрал силу в ходе экономического оживления. Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских странах, безработица, более благоприятные условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышением уровня жизни. Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причин следует добавить трудности послевоенной жизни в Европе. После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей
силы в США. Во-первых, это «утечка умов», устойчивый поток
высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае – чисто экономические. Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособление отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей эеономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами (международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной трудовой миграции. Виды трудовой миграции. Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие: Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. Миграционное сальдо – разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. “Утечка мозгов” – международная миграция высококвалифицированных кадров. Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения (Первым массовым перемещением трудящихся в новое время стал целенаправленный завоз рабов из Африки на Американский континент, в результате чего в XVІІ-XІX вв. население Африки не только не увеличилось, но и сократилось. После запрета рабства в США началась вторая крупная волна эмиграции из стран Старого света в страны Нового света. Если в первой половине прошлого века преобладала международная миграция промышленных рабочих, то к концу прошлого столетия наиболее активными мигрантами стали разоривщиеся крестьяне. После Второй мировой войны на мировой рынок труда вышла научно техническая интеллегенция и квалифицированные рабочие. Общее количество мигрантов поддается лишь весьма приблизительной
оценке. Считается, что в мире в середине 90-х гг. постоянно около 125 млн.
человек находились за пределами тех стран, гражданами которых они являются. Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на “утечку мозгов”, доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами. Экономические эффекты миграции. Международная миграция рабочей силы может осуществляться как по экономическим, так и по внешнеэкономическим причинам. В число последних включаются политические и религиозные причины, объединение и распад государств, природные бедствия, войны, экологические проблемы, причины личного характера. Каждая из этих и многие другие неэкономические причины способны привести и приводят к крупным межгосударственным перемещения рабочей силы, которые будут иметь те же экономические последствия, что и международная миграция рабочей силы, по экономическим причинам, под которыми понимаются главным образом межстрановые различия в оплате труда. 2. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ – ХАРАКТЕРНАЯ ОСОБЕННОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШИНИЙ. Проблема международной трудовой миграции в настоящее время существует в двух аспектах: во-первых, миграция рабочей силы из развивающихся стран в развитые; во-вторых, миграция между развитыми странами. Резервуаром международной миграции первого типа в значительной мере остается классическое «аграрное перенаселение» в РС. Это находит свое наглядное проявление, например, в миграции крестьян и полупролетариатов из пограничных штатов Мексики в США, из ассоциированных членов ЕЭС в эти страны. Дело, однако, не исчерпывается избыточным крестьянским или полу крестьянским населением. Огромные масштабы приобрела миграция из развивающихся стран специалистов высшей квалификации («утечка умов»). Этот фактор серьезно обескровливает развивающиеся страны и одновременно подпитывает развитые государства в части экономики огромных объемов средств, объективно необходимым для обеспечения специалистами новых направлений индустриального развития. В 70-80-е годы удельный вес иностранцев среди инженеров в США составил более 10%, врачей – более 20%. В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в истории современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США. Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей
силы в США. Во-первых, это устойчивый поток высококвалифицированных
специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки
беженцев из Венгрии (1956 г.), Вьетнама (1974-1975 гг.), а также с Кубы В Европе после 2-й мировой войны, в особенности с начала 60-х годов,
также отмечены достатсчно интенсивные процессы миграции рабочей силы. Можно выделить 5 направлений международной миграции рабочей силы: 1) миграция из развивающихся в промышленно развитые страны; 2) миграция в рамках промышленно развитых стран; 3) миграция рабочей силы между развивающимися странами; 4) миграция рабочей силы из бывших социалистических стран в промышленно развитые страны (сходна с миграцией из развивающихся в промышленно развитые); 5) миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны. Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила из
развивающихся стран означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных
служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный
производственный процесс, а иногда просто нормальная повседневная жизнь. Международная миграция рабочей силы, существующая в рамках промышленно развитых стран, связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими. Однако и для промышленно развитых стран характерно такое явление как “утечка умов”. Например из Европы в США. Особо следует отметить международную миграцию рабочей силы в рамках
стран ЕС. В ЕС принята “Хартия основных социальных прав рабочих ЕЭС” В разделе I “Хартии” записано: 1) “Каждый работник ЕЭС должен иметь право свободного перемещения по территории Сообщества, подчиняясь правилам и ограничениям, обусловленным общественным порядком, общественной безопасностью и здоровьем”; 2) “свобода перемещения должна давать право каждому работнику выбрать любое занятие или профессию в ЕЭС на основе принципов равноправия, касающихся трудоустройства, условий труда и социальной защиты в принимающей стране”. В “Хартии” декларируется, что строительство единого экономического пространства подкрепляется ее социальным обеспечением. По мнению некоторых специалистов, воплощение принципов свободного
перемещения внутри ЕС может привести к тому, что высококвалифицированные
кадры, инженеры могут концентрироваться в наиболее развитых регионах. Результатом миграции рабочей силы внутри ЕС может стать ее демпинг. В последние годы растет миграция рабочей силы между развивающимися
странами. Главным образом это миграция между новыми индустриальными
странами и странами арабских эмигрантов, странами-членами ОПЕК, с одной
стороны, и иными развивающимися странами – с другой. Так, например, в
послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны. В основном – это сравнительно небольшой поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Особо следует сказать о миграции рабочей силы в рамках бывших
социалистических стран, а также в СНГ. В свое время бывший СССР
импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С
возникновением Российского государства к числу этих стран добавились
рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в Росси
трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы из В середине 90-х годов активизировалась миграция рабочей силы в Россию
из стран ближнего зарубежья: Украины, Беларусии, Молдовы. Причины этой
миграции чисто экономические – рабочие из этих стран едут на заработки. Одна из самых главных причин использование иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных регионах – ее экономическая выгодность. Прежде всего – низкие транспортные расходы на доставку рабочей силы, а также отсутствие существенных затрат на размещение и обустройство в случае маятниковой миграции. Наиболее актуальная проблема, которая может возникнуть в области импорта рабочей силы из стран ближнего зарубежья к началу 2000 года, связана с волной нелегальных трудящихся-иммигрантов, которую трудно решить из-за “прозрачности” российских границ со странами СНГ и либерального иммграционного законодательства. Помимо миграции рабочей силы существует проблема беженцев и
вынужденных переселенцев. По оценкам экспертов ООН, 7 млн. человек в
республиках бывшего СССР покинули за 4года (с 1991 – 1995 гг.) места своего
постоянного проживания. В России, по различным оценкам, находятся от 500 до Какое влияние оказывает миграция рабочей силы на страны, импортирующие и экспортирующие рабочую силу? Страны, принимающие рабочую силу, получают при этом следующие преимущества: . повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы; . иностранные рабочие, предъявляя доплнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост произвобства и дополнительную занятость в стране пребывания; . при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; . иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены; . иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают демографическую картину развитых стран, страдающих старением. Во Франции, Германии, Швеции 10% всех новорожденных появляются в семьях переселенцев. В Швейцарии – 24%, а в Люксембурге – почти 38%. Вместе с тем, хотя замедляется общий темп старения населения страны, на соотношение раждаемости и смертности коренных жителей эта статистика не влияет никоим образом. Нельзя не сказать и о некоторых отрицательных моментах, связанных с импортом рабочей силы. К ним следует отнести возникновение элементов социальной напряженности в обществе (при занятии тех рабочих мест, на которые претендуют местные работники), межнациональная неприязнь и др. Для стран, экспортирующих рабочую силу, в свою очередь, также имеется целый ряд преимуществ. Основные из них следующие. 1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления СКВ в страну. По данным МВФ, средняя норма прибыли при экспорте товаров составляет 20%, услуг – 50%, а от экспорта рабочей силы значительно выше. Так, бывшая Югославия в 80-е годы имела поступление от экспорта товаров и услуг ежегодно около 10 млрд. долл., фактическая прибыль от этого экспорта составляла примерно 2,5 млрд. долл. От экспорта же рабочей силы только в виде переводов страна получала 3,5 млрд. долл., а по возвращении работников домой из-за рубежа еще столько же. В итоге, фактические поступления достигали 7 млрд. долл. Экспорт рабочей силы является фактически главным источником валюты для Югославии. Поступления от экспорта рабочей силы в 90-е годы возрастают у развивающихся стран наиболее высокими темпами – 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы от этого источника, многие развивающиеся государства стали специализироваться на трудовых услугах, экспорт которых стал важнейшим источником валютных доходов. Так, например, для АРЕ эксплуатация Суэцкого канала в конце 80-х годов давала прибыль 970 млн. долл. в год, туризм – 600 млн. долл., переводы эмигрантов – более 3 млрд. долл. В Йемене переводы эмигрантов в отдельные годы в 30 раз превышали от экспорта. По данным на начало 90- х годов, около 40 стран мира имели в своих поступлениях из-за рубежа не менее 100 млн. долл. от мигрантов, а 10 стран – более 1 млрд. долл. По данным МВФ, частные переводы, включаемые в доходную часть платежных балансов, на 90% состоят от поступлений эмигрантов. 2. Экспорт рабочей силы означает уменьшения давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране. 3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др. В то же время страны-экспортеры капитала сталкиваются и с некоторыми негативными явлениями. Главное – это «утечка мозгов», отток квалифицированных, инициативных кадров, столь необходимых национальной экономике. Исторически, как засвидетельствовал в своем наставлении Михайло Количественные показатели. Наиболее приемлемыми количественными показателями межстранового
перемещения трудовых ресурсов являются показатели, фиксируемые в платежном
балансе. Как и в других случаях, нерезидентом считается частное лицо,
находящееся в стране менее года. Если чкловек пребывает в стране более
года, то в целях статистического учета он переклассифицируется в резиденты. . Трудовой доход, выплаты занятым – зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные частными лицами-нерезидентами за работу, выполненную для резидентов и оплаченную ими. В эту категорию включаются также и все выплаты резидентов в пенсионные, страховые и иные фонды, связанные с наймом на работу нерезидента. К кругу частных лиц-нерезидентов относятся все иностранные работники, находящиеся в данной стране менее года, в том числе сезонные рабочие, приезжающие в данную страну на временные заработки, а также местный персонал иностранных посольств. . Перемещение мигрантов – оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну. При этом вывоз имущества мигрантов в натуре показывается как экспорт товаров из страны, а его оценочный денежный эквивалент (как бы оплата за этот экспорт) – по данной статье. . Переводы работников – пересылка денег и товаров мигрантами своим родственникам, оставшимся на родине. В случае пересылки товаров учитывается их оценочная стоимость. Принципиальная разница между статьей «трудовые доходы» (которая в
платежных балансах некоторых стран называется «выплаты занятым») и статьями Частные неоплаченные переводы – оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих пересылок товаров на родину. Включает статьи «перемещение мигрантов» и «переводы работников». На практике точно определить, по какой именно статье должны фиксироваться те или иные международные переводы, довольно сложно. Человек изначально может поехать за рубеж просто на временные заработки, но затем по каким-либо причинам задержаться там более чем на год, став мигрантом. И наоборот, люди, намеревавшиеся эмигрировать за рубеж навсегда, чье имущество было зарегистрировано, как переводы работников, вдруг решаются вернуться на родину, не прожив за рубежом и года. Общее правило, которое действует в донном случае, заключается в том, что учет ведется по состоянию на момент пересечения границы, и если даже позже выясняется, что запись была произведена неверно, ее, тем не менее, обычно не пересматривают. Масштабы миграции. По приблизительным оценкам, ежегодное миграционное сальдо к середине Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам- нерезидентам
осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся
мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, С теоретической точки зрения доходы страны-экспортера рабочей силы далеко не ограничиваются переводами эмигрантов из-за рубежа, хотя они и составляют их основную долю. В числе прочих доходов, которые увеличивают совокупный ВНП и благоприятно сказываются на платежном балансе, - налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны, сокращение расходов на обучение, здравоохранение и других расходов социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами. Возвращаясь на родину, мигранты, по оценкам, привозят с собой столько же накоплений, сколько ими было переведено через банки. Более того, приобретя опыт работы за рубежом и повысив свою квалификацию, мигранты привозят этот опыт домой, в результате чего страна бесплатно получает дополнительные квалификационные кадры. Эмиграция оказывает весьма ощутимое положительное воздействие на экономику трудоизбыточных стран, поскольку отъезд работников за рубеж сокращает масштабы безработицы. Так, в 70-е годы египетское правительство, принимая программы борьбы с безработицей, специально закладывало в них стимулирование эмиграции в страны Персидского залива. В Пуэрто-Рико закон о минимальной зарплате исходил из того, что, по меньшей мере, треть рабочей силы переедет в США. «Утечка мозгов» является серьезной проблемой для большинства
развивающихся стран, особенно в Африке (Малави, Судан, Заир, Замбия). Экономические эффекты иммиграции зачастую упрощенно описывают как
отрицательные, поскольку рабочие, приезжающие из-за рубежа, сокращают
количество рабочих мест и увеличивают безработицу среди коренного
населения. Не отрицая существования такой проблемы, необходимо, однако
отметить, что иммигранты привносят новый опыт, знания и навыки. США, Канада
и Австралия – страны, возникшие в результате иммиграции. В других странах
иммигранты привносят динамизм в экономическое развитие целых отраслей. Нельзя, разумеется, отрицать и негативные последствия иммиграции, которые в развитых странах связаны, прежде всего, с понижением, в результате притока иммигрантов, реальных зарплат неквалифицированной рабочей силы. Например, в США один из каждых четырех занятых с образованием менее 12 классов – иммигранты. Иммигранты занимают места в секторах, производящих не торгуемые товары, которые в противном случае могли бы перейти к местным рабочим, в результате торговли оказавшимся вытесненными из секторов, производящих торгуемые товары. По мере того как развивалось международное движение рабочей силы, создавались и совершенствовались методы государственного управления миграционными потоками. Городничий – местная государственная власть, - как видно, решал проблему размещения солдат, мигрирующих с одного места службы на другое, просто: приказывал купцам принять их на постой, и все. В наше время государственное регулирование миграции, разумеется, обзавелось более изощренными механизмами, но главный из них остается прежним – закон, т.е. государственный приказ. Механизм контроля миграции. В то время как большинство стран мира продвигаются по пути
либерализации своей внешней торговли, практически все они применяют меры,
ограничивающие международную миграцию. Как было показано выше, миграция
приводит к росту совокупного объема производства, хотя распределение
экономических выгод от миграции далеко не равномерно. Однако положительные
экономические эффекты миграции могут перекрываться негативными эффектами,
которые тоже имеют место. Один из них – финансовое бремя, которое
иммигранты возлагают на бюджет более развитых стран. Особенно четко это
проявляется, когда развитые страны близко расположены или даже граничат с
менее развитыми государствами. Типичным примером являются, с одной стороны, Практически все государства мира регулируют процесс трудовой миграции населения, чтобы из общего потока потенциальных мигрантов получить для своей экономики нужных работников. С этой целью во всех промышленно развитых странах созданы государственные органы, которым поручено решение вопросов, связанных с перемещением иностранной рабочей силы через национальные границы. Например, в США вопросами трудовой миграции занимаются многие
федеральные органы. Государственный департамент имеет специальное Бюро по
консульским вопросам, которое устанавливает порядок предоставления въездных
виз, контролирует их выдачу и ведет учет. В Министерстве юстиции существует Примерно аналогичные органы регулирования трудовой миграции
существуют в Германии и Норвегии, Турции и Греции, Ирландии и Зимбабве, Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы,
привела к созданию широкой системы государственного и межгосударственного
регулирования. Вмешательство государства в международное движение рабочей
силы началось значительно раньше, чем его участие в регулировании
международной торговли. Уже в конце XVIII века в Англии были приняты
законы, запрещавшие промышленным рабочим эмигрировать за границу. В течении Законодательства большинства стран, регулирующие въезд иностранцев, прежде всего, проводят четкое различие между иммигрантами – людьми, переезжающими в страну на постоянное место жительства, и не иммигрантами – людьми, приезжающими в страну временно и/или не претендующими там, на постоянное место жительства (см. приложение табл. 2.3). Несмотря на то, что не иммигранты зачастую могут находиться и работать в принимающей стране в течение продолжительного периода времени, наиболее важным с экономической точки зрения является регулирование трудовой миграции. Обычно государственное регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование мигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Регулирование иммиграции. Одним из важных методов регулирования иммиграции работников является заключение международных соглашений, которые могут быть дву- и многосторонними. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Двухсторонние соглашения принимают вид межправительственных или
межведомственных договоров. В обоих случаях в качестве уполномоченных
выступают ведомства по труду. Например, в Финляндии – Министерство труда, а
в Швейцарии – Федеральное ведомство промышленности, ремесел и труда. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Его смысл заключается в том, что государство не препятствует въезду тех категорий работников, которые нужны в данной стране, ограничивая въезд всем остальным. Перечень желательных иммигрантов варьируется от страны к стране, но обычно они относятся к данной из следующих категорий: . работники, готовые за минимальную плату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие; . специалисты для новых и перспективных отраслей – программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие; . представители редких профессий – огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения; . специалисты с мировым именем – музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели; . крупные бизнесмены, переносящие свою деятельность в принимающую страну, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места. Проблемами трудовой иммиграции занимаются государственные институты
принимающих стран, действующие на основе национального законодательства, а
также подписанных двухсторонних и многосторонних соглашений. Обычно в
разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три государственных
ведомства: министерство иностранных дел, ведающее через свое консульское
управление выдачей въездных виз, министерство юстиции в лице службы по
иммиграции или иные органы пограничного контроля, которые непосредственно
исполняют определенный законом режим въезда, и министерство труда,
надзирающее за использованием иностранной рабочей силы. В США, например, в
соответствии с законом об иммиграции проблемами иммиграции занимаются:
государственный департамент, в рамках которого действует Бюро по
консульским вопросам, определяющее визовый режим; министерство юстиции в
лице своего подразделения – Службы иммиграции и натурализации, главная
задача которой – претворять в жизнь все положения иммиграционного
законодательства; министерство труда определяет, не идет ли трудоустройство
иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан своей
страны. Поощряется иммиграция лиц со стажем работы по специальности и
высокой профессиональной подготовкой, которая оценивается по специально
разработанной методике. Иммигрант должен в течение последних пяти лет,
непосредственно предшествующих его приезду в США, иметь минимум два года
стажа работы по специальности, требующей минимум двухгодичной подготовки. В большинстве стран разрешение на въезд иммигранту выдается на основании подписанного контракта с нанимателем о его трудоустройстве и заключения министерства труда о том, что данная работа, поскольку требует специальных навыков или по другим причинам, не может выполняться местными рабочими. В некоторых странах перед выдачей разрешения на въезд потенциального иммигранта его работодатель обязан получить согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли. Нормативно-правовая база для иммиграции в большинстве принимающих
стран предоставлена огромным количеством законов и подзаконных актов. . Профессиональная классификация. Законодательства всех принимающих стран устанавливают жесткие требования к уровню образования и стажу работы по специальности. Минимальным требованием к образованию считается окончание полного курса средней школы или профессионально- технического училища, что должно подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом необходимо подтверждать или оценивать в принимающей стране на предмет соответствия требований к специалисту в соответствующей сфере в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по данной специальности в стране – экспортере рабочей силы. Приоритет при найме на работу отдается принимающими странами специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по специальности. Могут потребовать также и рекомендательные письма. Для большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в виде диплома о высшем или специальном образовании. Например, в Австралии считают законными следующие российские дипломы – инженеров промышленного производства, специалистов по компьютерам и бухгалтеров, а также свидетельства о профессиональном образовании слесарей-монтажников, электромехаников, рабочих-металлопрокатчиков. В Австралии принимают специалистов с профессиональным стажем не менее трех лет. А в Омане, ОАЭ и Катаре даже для поваров необходим стаж не менее 5 лет. . Ограничение личного характера. Разумеется, законодательство принимающих стран предъявляет жесткие требования к состоянию здоровья иммигрантов. В страны не допускаются наркоманы, психически больные люди, люди, зараженные вирусом СПИД. Иммигранты обязаны представить справку о состоянии своего здоровья, заверенную консульским учреждением принимающей страны, или пройти специальное медицинское обследование. В США в соответствии с иммиграционным актом 1990 г. не допускаются наркоманы и лица, страдающие различными видами психических заболеваний. А шведские и норвежские фирмы-наниматели проводят предварительное медицинское и психологическое тестирование иностранных кандидатов на въезд. Возрастной ценз иммигрантов устанавливается законодательством в зависимости от отрасли промышленности, в которой они намереваются работать. Обычно он колеблется в пределах 20-40 лет. К примеру, Швеция и Норвегия нуждаются в буровиках-нефтяниках в возрасте от 20 до 40 лет. В Объединенных Арабских Эмиратах требуются врачи и средний медицинский персонал в возрасте 20-45 лет. Наконец, чрезвычайно серьезными являются законодательные требования к политическому и социальному облику иммигранта, которая иначе называется социальная «чистота», что считается важным моментом для сохранения социальной и политической стабильности принимающей страны. В США ограничивается въезд в страну членов коммунистических партий или любой другой партии тоталитарного типа. Чаще всего законодательно запрещено иммигрировать лицам, ранее судимым за уголовные преступления, членам террористических и профашистских организаций. В соответствии с законом США въезд в страну закрыт: 1. Иностранцам, которые имеют заразные болезни, психические заболевания, представляющие опасность для них самих и окружающих, или являются наркоманами; 2. Иностранцам, осужденным в связи с уголовным преступлением, имевшим в прошлом две и больше судимостей с общим сроком приговора более 5 лет лишения свободы, приезжающим для занятия проституцией или изобличенным в занятии проституцией в течение последних 10 лет, изобличенным в перевозке наркотиков или совершившим преступление на территории США; 3. Иностранцам, целью въезда которых в США являются шпионаж, саботаж, нарушение правил экспорта, свержение американского правительства, участие в террористических акциях; иностранцам, которые были членами или сотрудничали с коммунистическими и другими тоталитарными партиями; иностранцам; иностранцам, которые в сотрудничестве с нацистской партией Германии принимали участие в преследованиях других лиц по расовым, национальным и политическим причинам; иностранцам, занимающимся геноцидом; 4. Иностранцам, которые не могут содержать себя и будут обузой для американского общества (потребуют выплат бюджетных пособий); 5. Иностранцам, которые не получили разрешения Департамента труда на занятие квалифицированной или неквалифицированной работой в США, и иностранцам, окончившим иностранные медицинские учебные заведения и не прошедшим экзамена в США на право занятие врачебной деятельностью; 6. Иностранцам, депортированным из США в течении последнего года, которые пытались получить визу путем подлога или искажения информации, которые помогали другим иностранцам въехать на территорию США с нарушением закона. По американскому закону лица, состоявшие в коммунистических и других тоталитарных партиях, могут быть допущены на территорию страны только в случае, если представят доказательство, что причастность к упомянутым организациям не была добровольной, имела место до достижения данным лицом 16- летнего возраста, объяснялась необходимостью заработать на жизнь, прекратилась не менее чем за 2 года до подачи ходатайства (для партии, осуществляющей руководство в данном иностранном государстве, - не менее чем за 5 лет). . Количественное квотирование. Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий, определяя максимальную долю иностранных рабочих на одном предприятии; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение года. Количественное квотирование является весьма жестким методом государственного регулирования импорта рабочей силы и обычно определяется соответствующими законами, за соблюдением которых надзирают правоохранительные органы. . Экономическое регулирование. Оно вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройство на местное предприятие иммигранты обязаны платить. Некоторые льготы предоставляются для руководящего состава корпораций, имеющих право заключать сделки от ее лица, состоятельным иностранцам, готовым использовать труд местных граждан в домашнем хозяйстве. . Временные ограничения. Законодательства большинства стран устанавливают максимальные сроки пребывания иностранных работников на их территории, по истечении которых они должны либо покинуть принимающую страну, либо получить от компетентных органов разрешение на продление своего пребывания в ней. Зачастую для лиц, имевших в принимающей стране статус стажеров или студентов, предусматриваются жесткие правила, не позволяющие продлить свое пребывание в ней, требующие обязательного выезда на родину, пребывания там минимум в течение нескольких лет, только после чего они приобретают право вновь приехать в принимающую страну. . Географические приоритеты. Практически каждая страна, принимающая иммигрантов, законодательно устанавливает географическую и национальную структуру иммиграции. Она обычно регулируется с помощью количественных квот на въезд иммигрантов из определенных стран. Иногда, чтобы избежать обвинений в предвзятости и нарушении прав человека, правительства проводят в рамках географических квот лотереи на право иммигрировать между представителями из разных стран из одного географического региона. В США, например, географическая структура иммиграции, устанавливается законодательно. Так, для того, чтобы на не дискриминационной основе обеспечить сбалансированность иммиграции разных национальностей, в США ежегодно проводится лотерея в соответствии с программой диверсификации иммигрантских виз DV-1. На основании статистики иммиграции за предшествующие пять лет, устанавливаются страны, экспортирующие наибольшее количество рабочей силы в США. Затем на основе специально разработанных формул определяется квота каждой страны, граждане которой имеют право участвовать в лотерее. Чем больше была иммиграция из данной страны за предыдущие пять лет, тем меньше квота этой страны в лотерее. В 1996 финансовом году в лотерее разыгрывалось 55 тыс. иммигрантских виз. Из них на все страны Африки приходилось 20 200 виз, Азии – 6837 виз (все страны, кроме Китая, Тайваня, Индии, Филиппин, Вьетнама и Южной Кореи), Европы – 24 549 виз (все страны, кроме Великобритании и ее зависимых территорий), Северной Америки – 8 виз (только Багамы), Океании – 817 виз (все страны), Южной Америки, Центральной Америки и Карибского бассейна – 2589 виз (все страны, кроме Мексики, Ямайки, Сальвадора и Доминиканской Республики). Для того чтобы участвовать в лотерее, сообщение о которой публикуется в газете многих стран мира, достаточно просто к определенному сроку послать по указанному адресу в Национальный визовый центр письмо, сообщив свое имя, год и место рождения, те же данные о жене/муже и детях, обратный адрес и страну, гражданами которой являются участники лотереи. Эти данные закладываются в компьютер, который затем и делает случайную выборку потенциальных обладателей виз. Выигрыш в лотерее не означает, что виза выдается автоматически. Все равно требуется подать заявление, предоставить набор требуемых по закону документов, необходимых для выполнения иммиграционных формальностей, и уплатить госпошлину в размере 200 долл. . Запреты. Явные и скрытые запреты нанимать иностранную рабочую силу обычно содержаться в законах о профессиях, которыми иностранцам заниматься запрещено. Явные запреты прямо перечисляют отрасли или специальности, в которых работать иностранцам нельзя. Скрытые запреты, напротив, устанавливают перечень отраслей или специальностей, в которых могут работать только граждане данной страны, перекрывая тем самым доступ к ним иностранцев. Обычно для любых передвижений иммигранта, изменения специальности, смены места роботы требуется получать дополнительное разрешение иммиграционных властей, которые могут и отказать в его выдаче. Разумеется, запрещена нелегальная иммиграция, которая в большинстве стран пресекается полицейскими методами, которые, правда, далеко не всегда эффективны. Законодательно устанавливаются санкции за нарушение порядка
иммиграции. Они могут накладываться как на самих мигрантов, так и на тех,
кто помогает им незаконно въехать в страну или нанимает их на работу. Стимулирование реэмиграции. В условиях давления со стороны профсоюзов, которые видят в наплыве иммигрантов главную причину безработицы, правительства многих западных стран с начала 70-х годов стали принимать активные меры по стимулированию выезда иммигрантов назад на родину. В числе традиционных государственных мер реэмиграции следующие: . Программы стимулирования реэмиграции. Они включают широкий круг мероприятий, начиная с мер по принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной помощи иммигрантам, желающим вернуться на родину. В западноевропейских странах (ФРГ, Франция, Нидерланды) принимались программы материального поощрения реэмиграции, предусматривающие выплаты выходных пособий при добровольном увольнении иммигрантов и их отъезде на родину. В некоторых случаях пособия выплачивались при одном только заявлении иммигранта о его желании покинуть принимающую страну, в других – через некоторое время после его фактического возвращения домой. Причем получение выходного пособия лишало иммигранта права повторно въехать в принимающую страну. Выплаты пособия осуществлялись за счет средств, накопленных в фонде социального страхования или пенсионном фонде в результате отчислений предприятием, нанявшим иммигранта на работу. Хотя считалось, что такой способ финансирования не возлагает дополнительного бремени на расходную часть бюджета, на практике бюджетные расходы оказались также весьма значительными в результате необходимости создания электронной системы государственного учета иммигрантов и выплаты пособий. Эффективность программ стимулирования реэмиграции остается весьма низкой. . Программ профессиональной подготовки иммигрантов. В качестве средства, которое могло бы побудить иммигранта вернуться на родину, правительства отдельных стран (Франция, ФРГ, Швейцария) рассматривают программы профессионального образования иммигрантов. По логике этих программ, получив образование в развитой стране, иммигранты смогут рассчитывать на более высокооплачиваемую и престижную работу, что и побудит их вернуться на родину. Однако интерес со стороны иммигрантов к участию в таких программах оказался довольно низким по той причине, что приобретение специальности само по себе не гарантировало получение работы по этой специальности на родине. Поэтому большинство иммигрантов предпочитали сохранить свои существующие, работы в развитых странах, чем реэмигрировать и пытаться найти лучшую работу на родине. . Программы экономической помощи странам с массовой эмиграции. Развитые страны заключают соглашения со странами-экспортерами рабочей силы об инвестиции части переводов работников на родину и части государственных средств в создание новых предприятий в развивающихся странах, которые могли бы стать местами работы для реэмигрантов. Такие предприятия принимали форму кооперативов, совместных компаний, акционерных обществ. Наибольшее развитие эта форма получила в двухсторонних отношениях ФРГ с Турции. В ряде случаев новые турецкие компании, созданные в основном за немецкие деньги, не только стали пунктом притяжения для реэмигрантов, но и приостановили новые потоки эмиграции из Турции. Несмотря на активные действия правительств принимающих стран, Итак, государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятия финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграция). 3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ Сначала рассмотрим влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются
спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких
мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства. Так,
в конце 80-х годов иностранные рабочие составили в Западной Европе от 5 до В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д. Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период
относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами
провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их
распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся
значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. В результате развития процессов трудовой миграции во многих
промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном
идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной. Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей
силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать
темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие
иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами. Развитие иммиграции позволяет странам-реципиентам экономить большие
средства на подготовке кадров. К примеру, в результате «похищения умов» Политику ввоза иностранной рабочей силы в настоящее время поддерживают многие экономисты. Так, американский исследователь Дж. Саймон, опубликовавший в 1989 г. фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», оценивает, безусловно, позитивно влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом. Точно так характеризуют воздействие иммиграции на рост экономики США и 81% опрошенных экспертов, в разные годы занимавших руководящие посты в Американской экономической ассоциации или бывших членов президентского Совета экономических советников. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. 2. Количественные показатели, связанные с миграцией рабочей силы, являются частью баланса текущих операций и классифицируются по статьям доходов (выплаты нерезидентам) и частных неоплаченных переводов, которые представляют собой оценочный денежный эквивалент имущества, перемещаемого мигрантами в момент их отъезда за границу и последующих посылок товаров и денег на родину. Распределение положительного экономического эффекта, происходит в форме роста доходов мигрантов, переводов денежных средств из-за рубежа на родину, в результате снижения издержек производства в странах, получающие денежные переводы. Развитые страны являются основным направлением иммиграции, а развивающиеся – источником эмиграции. 3. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран, экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных и межведомственных соглашений между ними. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы (иммиграции) либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину (реэмиграции). Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. Стимулирование реэмиграции осуществляется через оплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, создание рабочих мест, профессиональную подготовку иммигрантов, оказание экономической помощи странам массово эмиграции. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Мировой рынок труда. — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.
|
|
© 2000 |
|