РУБРИКИ |
Марокко - загадочная страна |
РЕКЛАМА |
|
Марокко - загадочная странаМарокко - загадочная странаМарокко – одно из государств Магриба, занимающее крайне западную часть обширного арабского мира. Арабы называют Марокко Аль-Магриб или Аль-Магриб аль-Акса, что означает «страна дальнего Запада», европейцы – Марокко (по имени одной из ее древних столиц – Марракеш, что означает «красный» или «прекрасный»), историки – Шерифским государством, путешественники – Холодной страной с горячим солнцем, поэты – Краем золотого заката. Некогда закрытая страна в настоящее время широко распахнула двери для всех тех, кто устал от европейской скученности и суеты. Марокко – страна-загадка, страна-притяжение. Страна «Тысячи и одной ночи». Страна удивительной гармонии реальностей древней и современной. На землях современного Марокко издавна жили жестокие и воинственные племена кочевников берберов. Первыми не испугались сразиться с ними финикийцы, которые основали на африканском континенте прибрежные колонии. Впоследствии основанные поселения перешли под власть Карфагена. А после падения карфагенян – здесь обосновались римляне. Слабеющая римская империя не смогла сдержать натиска арабов, и в начале 1 в н.э. в Марокко пришел Ислам. Династии арабских и берберских халифов на протяжении 10 веков смели друг друга в Магрибе. Через пески Сахары вереницей тянулись сюда караваны, груженые диковинными животными, черным деревом, слоновой костью. Таким же нескончаемым потоком сюда гнали рабов. Город богател и строился. Дворцы вырастали один прекраснее другого. Рядом с ним возвышались искусно украшенные мечети. В города переезжали те только торговцы и паломники, здесь росла концентрация ученых, поэтов и философов. Арабская культура находилась на пике своего подъема, началось ее распространение на юг Испании, где только в 15 веке ее сумели вытеснить обосновавшиеся там европейцы. Природа. Геологическое строение. Марокко находится на северном краю гигантской плиты, образующей Африканский материк. Атласские горы пересекают территорию страны с юго-запада на северо-восток. Возникновение этих гор происходило во время сдвига на север Африканской плиты 40–45 млн. лет назад. Атлас в Северной Африке и Альпы в Европе поднялись вследствие сжатия материковых плит по обе стороны древнего Средиземного моря. Самые древние породы Африки – кристаллические породы докембрийского щита – при поднятии оказались на вершинах Атласских гор. В предгорьях Атласа часто происходят землетрясения. Самое разрушительное из них произошло в Агадире в 1960, когда погибло 12 тыс. чел. Все реки Марокко берут начало в горах Атлас и Риф и в настоящее время не всегда используются для навигации в силу нерегулярности их гидрорежима. Рельеф местности. В составе Атласских гор выделяют три основных хребта: на юге – Антиатлас (высшая точка 2360 м); пересекающий центральную часть страны Высокий Атлас со многими вершинами, превышающими 3700 м (это самые высокие горы Африки, расположенные к северу от горы Камерун), и на севере – Средний Атлас, в северной части которого находятся заросшие лесом плато, а на высотах более 1800 м располагаются альпийские луга, используемые как пастбища. Атласские горы делят территорию Марокко на относительно хорошо обеспеченную осадками атлантическую зону на северо-западе и западе и пустынную сахарскую – на востоке и юго-востоке. Вдоль северного побережья страны на 200 км простирается горный хребет Риф с высотами менее 1500 м, образующий своеобразный барьер между побережьем Средиземного моря и центральными районами страны. Между Рифом и Средним Атласом расположен горный проход Таза, обеспечивающий доступ из северных районов Марокко в Алжир. Ровная береговая линия Атлантики покрыта по большей части песчаными пляжами, разделенными скалистыми обнажениями. В районе Рифа берег обрывистый, с узкой полоской пляжей. Климат. Северные и приатлантические районы Марокко находятся в зоне средиземноморского климата с зимними осадками, выпадающими с октября по апрель, и с сухим жарким летом с мая по сентябрь. Летом Марокко находится в зоне устойчивого антициклона с центром над Атлантическим океаном и Сахарой, а зимой массы холодного атлантического воздуха часто проникают далеко на юг, при этом в северных районах страны выпадают проливные дожди. Зимой на высотах более 1500 м нередко выпадает снег, причем в долинах Атласских гор толщина снежного покрова достигает иногда 6 м снега. Среднегодовое количество осадков уменьшается с севера на юг и с запада на восток. Высокогорье Атласа задерживает значительное количество осадков, а в Сахаре среднегодовая сумма осадков не превышает 200 мм, причем бывают годы, когда осадки вообще не выпадают. На наиболее увлажненные районы Марокко – Риф, Средний Атлас и вершины Высокого Атласа – в благоприятные годы приходится свыше 1000 мм осадков. На приатлантических равнинах среднегодовые суммы осадков колеблются от 533 мм в Рабате до 254 мм в Марракеше, однако ежегодные колебания этого показателя весьма велики. Показатели температур тоже сильно варьируют с удалением от средиземноморского и атлантического побережья. В приморских районах климат мягкий и заморозков не бывает, однако во внутренних районах зима заметно холоднее, а лето жарче. Летние температуры резко повышаются на всей территории Марокко, за исключением атлантического побережья к югу от Касабланки, где с севера на юг проходит холодное Канарское течение. Оно оказывает значительное влияние на климат этой местности: здесь даже днем обычна прохладная погода с туманами. Самый жаркий климат в Марракеше: в летние дни температура там обычно повышается до 38–40° C, хотя ночью сравнительно прохладно (18–24° C). В горах температура понижается с высотой и на уровне 1500 м максимальные температуры летом редко превышают 32° C. Из Сахары часто проникают циклоны. Они переваливают через Атласские горы и сталкиваются с атлантическими антициклонами, при этом на побережье Марокко дует жаркий сухой ветер, иногда достигающий ураганной силы. Он известен там под названием шерги, а в Европе – сирокко. Шерги вызывает удушливый зной, который длится несколько дней. Растительный мир. Растительный мир Марокко представлен высокогорными альпийскими лугами, густыми лесами, степью по окраинам Сахары и оазисами в пустыне. К средиземноморским видам растительности относятся карликовый дуб, колючие кустарники, а также разнотравье (лаванда и душица). Для Марокко характерен Маквис – низкоствольное редколесье с преобладанием доминированием каменного и пробкового дуба. В горах и на равнинах значительные площади заняты также лесами из сосны алеппской и можжевельника. В центральной части Рифа, на севере Среднего и востоке Высокого Атласа в изобилии произрастает кедр атласский (Cedrus atlantica), высоко ценимый за свою ароматную древесину. Эндемичное для юго-запада Марокко растение, похожее на маслину, аргания колючая (Argania spinosa), называемая также железным деревом, дает плоды, из семян которых получают растительное масло. Северо-восточные степи на северо-востоке Марокко покрыты особым видом ковыля, называемым альфа, или эспарто (Stipa tenacissima); эта трава дает ценное растительное волокно, и ее специально заготавливают для изготовления высококачественной бумаги. В Марокко много растений, привнесенных из других регионов со средиземноморским климатом, особенно эвкалиптов и кактусовидной опунции. Животный мир. Многие животные, обитавшие в Северной Африке в римскую эпоху, к настоящему времени вымерли, в том числе крокодил, бегемот, жираф, буйвол, слон и лев. В пустынных областях Марокко водятся газели и многие виды змей, в частности гадюковые. На плато Среднего Атласа встречаются кабаны, лисицы, рыси, шакалы и бесхвостые макаки, а в высокогорьях Высокого Атласа – гривистый баран (Ammotragus). Лошади были завезены в страну примерно в 1600 до н.э., а одногорбые верблюды (дромедары) появились здесь с исламскими завоевателями в 7 в. Марокко находится на пути сезонных перелетов птиц между Европой и Африкой. Здесь часто можно видеть аистов и их гнезда. В сельскохозяйственных районах обычны совы, кукушки, сизоворонки и сороки, а на болотах – цапли. В горах нередко встречаются сарычи, грифы, беркуты, ястребы, коршуны, пустельги и дербники. Национально-этнический состав. Берберы являются коренным населением Марокко, которое проживало на его территории еще до распространения здесь ислама. В языковом отношении берберы принадлежат к хамитской (афро-азиатской) семье языков, в то время как арабский язык относится к семитским языкам. Берберские диалекты распространены по всей Северной Африке и в районе пустыни Сахара. В пределах Марокко наибольшее распространение получили три диалекта: рифи, на котором говорит бербероязычное население в районе гор Риф и севера Среднего Атласа, тамазигт – в районе Среднего Атласа и ташельхит – в районе Высокого Атласа. Считается, что бербероязычные марокканцы составляют треть всего населения страны. Арабы. Арабские войска под командованием военачальника Окбы ибн Нафи прошли по всей территории Северной Африки и в конце 7 в. вышли к побережью Атлантического океана. Однако первые арабские поселения на территории Марокко возникли лишь во второй половине 8 в., когда были заложены мусульманские города Сиджильмаса (757) и Фес (788). В результате массовой миграции арабских племен с востока на протяжении последующих столетий происходил процесс расселения арабов на обширных территориях. Арабы занимали западные равнины Марокко и пустынные районы Сахары, где они перемешивались с местным берберским населением. Берберы были обращены в ислам, и постепенно шел процесс слияния культуры и обычаев этих народов. Арабоязычное население составляет почти две трети общей численности жителей Марокко. Европейцы и евреи. К моменту обретения Марокко независимости в 1956 в стране насчитывалось 550 тыс. европейцев, большую часть которых составляли французы, за которыми по численности шли испанцы и португальцы. После 1956 численность европейской колонии уменьшилась до 60 тыс. человек, представленных главным образом бизнесменами и сотрудниками международных организаций. В 1956 численность еврейского населения составила 221 тыс. человек. По мере усиления напряженности на Ближнем Востоке почти все евреи выехали из Марокко, и только в районе Касабланки их осталось ок. 3000 человек. Роль ислама. Арабы и берберы, составляющие подавляющее большинство населения, являются приверженцами ислама. Немусульманское население представлено малочисленной еврейской общиной. Ислам оказывает влияние на все стороны развития общества и политических структур страны. Марокканцы исповедуют ислам суннитского толка, а судебная система общества базируется на маликитской школе (мазхабе) исламского законодательства. Марокканцы в своем большинстве весьма набожные мусульмане, многие из них получили образование в религиозных школах (мсид). Вместе с тем на протяжении многих столетий в духовной жизни марокканского общества сосуществовали две традиции ислама. Одна из них представлена интеллектуальным «городским» исламом и основана на изучении религиозных текстов, занятиях наукой и философией. Вторая традиция, которую часто называют «народным» исламом, связана с почитанием мусульманских «святых», глубоко укорененных в массовом сознании представлениях о посредничестве между правоверным и Аллахом, и исламским мистицизмом (суфизм). Эти две религиозные традиции и определяют духовно-культурное развитие страны. Среди приверженцев «городской» ортодоксальной традиции ислама насчитывается немало видных марокканских интеллектуалов, которые либо учились, либо преподавали в университете аль-Карауин в Фесе, одном из старейших исламских университетов мира (основан в 859). В 1930-е годы националистически настроенные преподаватели университета шейх Шуайб аль-Дуккали и шейх Мухаммед Бен аль-Араби аль – Алауи создали движение салафитов. Интеллектуалы-салафиты рассматривали первородный очищенный ислам в качестве панацеи от политической тирании и разрушения мусульманского общества в результате проникновения европейцев. Алляль аль-Фаси и другие лидеры движения салафитов стремились изменить политическую жизнь в стране путем создания движения Истикляль (движение независимости), выступающего за создание конституционной монархии, которая гарантирует личную свободу каждого марокканца и справедливость. Вторая, «сельская» традиция ислама, включает в себя как народную религию, нередко в сочетании с мистическим путем постижения ислама, следуя по которому ученики исламских наставников самосовершенствуются за счет выполнения духовных упражнений и религиозных ритуалов. «Пути» исламских учений принимали с 17 в. организационные формы своеобразных религиозных объединений исламских братств (турука или завийя), что, в отличие от древних родоплеменных отношений, позволяло последователям турук интегрироваться в широкую систему марокканского общества. Выдающиеся исламские наставники после смерти объявлялись «святыми», а их захоронения превращались в места паломничества как ученых-богословов (улемов), так и простых мусульман, которые верили в способность святых оградить их от зла и передать им свое благословение (барака). Члены суфийских братств активно действуют как внутри страны, так и за ее пределами, и народный ислам сохраняет глубокие корни в традиционном массовом сознании марокканцев. Среди наиболее влиятельных братств заслуживают упоминания Насирийя (17–18 вв.), Даркава (19 в.), Айсауа и Хамадша (популярны в 18 в. среди городских низов) и Тиджанийя (популярен в 19 в. среди городской верхушки). Членов ордена Тиджанийя, следующих учению Ахмада ат-Тиджани (ум. 1815), можно встретить во многих областях Западной Африки. Орден Айсауа известен своими ежегодными маусимами (ярмарки, религиозные празднества), которые привлекают тысячи участников со всего Марокко. Начиная с 1970-х годов в Марокко отмечался рост популярности идеалов исламского фундаментализма. Обращение молодых марокканских мусульман к строгой интерпретации ислама часто приписывают воздействию экономического кризиса и безработицы, недостаткам светских идей и политическому вакууму, возникшему в результате абсолютного преобладания королевской власти в политической и религиозной жизни Марокко. Широкомасштабное распространение фундаментализма в Марокко сдерживается религиозным характером марокканской монархии, а также примером развития соседнего Алжира, в котором начавшийся с конца 1980-х годов процесс экономической и социальной дезинтеграции прямо совпал с началом преступных акций экстремистов. Марокканские фундаменталисты не представляют собой единой и однородной группы. Если одни открыто требуют политических перемен, то другие исповедуют более умеренные взгляды, выступая за необходимость проведения социальных реформ, направленных на укрепление религиозного чувства в каждом члене общества. Некоторые из тех, кто преследует политические цели, прибегают к насильственным действиям, другие ставят под сомнение основы монархического режима. В 1975 Организация исламской молодежи (Муназзамат аш-ашабиба аль-исламийя) под руководством Абдаль-Карима аль-Мути якобы была распущена, а ее лидеры были арестованы либо, как в случае с самим аль-Мути, отправлены в изгнание. Те члены организации, которые выступали против использования насилия, либо покинули ее ряды, либо сформировали новые исламские организации. Две из них пользуются наибольшей популярностью. «Аль-Адль ва-ль-Ихсан» (Справедливость и милосердие) выступает с критикой коррупции и социального неравенства. Лидер организации Абд ас-Салам Ясин провел три года под домашним арестом в Сале. Окружение короля Хасана пыталось направить деятельность организации «Справедливость и милосердие» в приемлемое для двора русло, и в середине 1990-х годов Абд ас-Салам Ясин был на короткое время освобожден из-под ареста. Вторая группа – движение «Реформа и обновление» (Аль-Ислах ва-т-Тадждид), которая занимает более умеренную позицию, была сформирована Абд аль-Илахам Бенкираном. В качестве умеренной группы, деятельность которой сосредоточена на борьбе за социальные перемены, в 1996 она присоединилась к Народному демократическому конституционному движению (ИДКД), завоевавшему 9 мест в нижней палате парламента. В том же 1996 партия «Реформ и обновление» и Лига исламского будущего образовали союз, получивший название движение «Единобожие и реформы» (Ат-Таухид ва-ль-Ислах). В 1998 НДКД был преобразован в Партию справедливости и развития (ПСР). Роль женщины в марокканском обществе. В соответствии с законами Марокко, женщина играет второстепенную роль, во всем подчиняясь мужчине. Юридический статус марокканской женщины был определен вскоре после независимости страны. Кодекс личного статуса (Мудавана) содержит положение об идеальной семье, где вся власть принадлежит мужчине. Женщина вступает в брак лишь с разрешения отца или же опекуна-мужчины, известны случаи насильственной выдачи девушек замуж. Полигамный брак – большая редкость, хотя положения исламского законодательства разрешают иметь до четырех жен. Многие марокканские женщины ощущают унизительность своего статуса и активно выступают за изменения в своем положении. В 1980-х годах благодаря активности женщин, видных членов ряда оппозиционных партий, в районе Рабат-Касабланка было создано 13 общественно-культурных клубов. Когда в 1986–1988 в соответствии с решением властей клубы были вынуждены прекратить свою деятельность, женщины объединились в существующих и вновь созданных организациях, связанных с политическими партиями: ППС (Демократическая ассоциация женщин Марокко), Истикляль (Организация женщин партии Истикляль (ОЖИ) и Союз феминистских действий (СФД), который вобрал в себя женщин-феминисток различных политических взглядов. В 1992, вскоре после того, как король Хасан II обнародовал решение о проведении конституционного референдума, руководство СФД объявило о начале кампании по сбору подписей в поддержку требований об изменении Кодекса личного статуса. Два последних поколения марокканских женщин имели возможность получить высшее образование, поэтому немало женщин состоит на государственной службе и заняты в сфере обслуживания. Женщины составляют ок. 20% профессорско-преподавательского состава в университетах, многие из них занимают видное положение в медицине и других профессиях. На парламентских выборах 1993 несколько женщин выдвинули свои кандидатуры, и впервые в истории страны две из них стали членами законодательного органа: Бадия Скалли (ССНС) и Латифа Беннани-Смирес (Истикляль). Видная роль в борьбе за равноправие женщин в Марокко принадлежит социологу из Рабата Фатиме Мернисси (р. 1940). Система образования. Современное культурное строительство связано в первую очередь с развитием национальной системы образования. Накануне провозглашения независимости было охвачено школьным образованием всего около 15% детей марокканцев, арабов и берберов, причем из них более 95% посещали только начальные и ремесленные школы. В начале 60-х годов принят первый закон об обязательном образовании. Система народного образования включает 5-летнюю начальную и 6-летнюю среднюю школы. Последняя включает две ступени по 3 года, причем вторая ступень разделяется на общее, техническое и коммерческое образование. В конце 70-х годов охват школой детей семи лет составил около 70% в целом по стране, в крупных городах – 100%. Основные принципы в развитии начальной и средней школ – это арабизация и унификация преподавания, марокканизация преподавательских кадров. В 1979–1980 гг. преподавание в школах полностью перешло на арабский язык, французский преподается как иностранный. Но в целом еще более 70% взрослого населения остается неграмотным. Высшее образование марокканцы могут получить в университетах. В Марокко действуют свыше 10 университетов, крупнейшие из которых – Университет им. Мохаммеда V в Касабланке и Рабатский университет, где имеются факультеты филологический, права, медицинский и естественнонаучный. Кроме того, имеются университеты – один в Касабланке и два в Фесе, в том числе знаменитый Карауинский. Действует также ряд специализированных вузов – Высший педагогический и Агрономический институты, школы инженеров, горнопромышленная и т.д. Обычаи и традиции марокканского брака. O значимости брака в Марокко можно судить по продолжительности празднования свадьбы. В зависимости от того насколько богаты и уважаемы семьи жениха, и невесты празднование свадьбы может продолжаться от трёх дней до недели. Женщины соперничают за звание самой привлекательной. Они одевают свои самые красивые драгоценности и кафтаны, широкие и длинные платья, сделанные из шелка, муслина, атласа, тафты и других элегантных тканей. Вышитое, платье украшается блестками и удерживается широким поясом. В наше время ещё существуют браки, которые как в старые времена заключаются без согласия жениха и невесты. Однако большинство современных марокканских браков происходят по обоюдному желанию сторон. Главным образом, формальности начинаются приблизительно за год до официальной церемонии, получения свидетельства о браке. Иногда, это простой устный контракт, заключенный в присутствии свидетелей и адоул (кто-то вроде нотариусов). Согласно обычаям, невеста приносит дот, в то время как семья жениха выплачивает сумму, которая необходима для закупки мебели и товаров. Некогда, именно выплата дот означала конец помолвки, приблизительно за месяц до свадьбы. Иногда, отмечаем еще «Ажин». Речь идет о маленьком празднике, который каждая семья осуществляет отдельно с целью попробовать сладости, которые в дальнейшем будут подаваться на основной церемонии, а также, для того чтобы ещё раз пересмотреть подарки, предназначенные невесте. Накануне свадьбы, обычай требует, чтобы невеста отправилась в Хамам (турецкую баню) в обществе женщин своей семьи и своих подруг. В тот же день проходит знаменитая церемония хны, в течение которой «хенная» рисует символические орнаменты на руках и на ногах невесты, в качестве амулета для её новой жизни. Другие женщины, принимающие участие в церемонии также могут нанести себе рисунок. На следующий день после этого ритуала организуется церемония, на которую невеста одевает свои самые красивые наряды с целью подчеркнуть её привлекательность в присутствии других женщин и её жениха. Чаще всего брак заключается в этот же день. Молодожён преподносит своей супруге целую серию подарков. Они представлены для обозрения и восхищения приглашенными на больших подносах, покрытых коническими крышками, называемыми т? фор. У большей части этих подарков, таких как сахар, молоко или финики, символическое значение, в то время как другие – демонстрируют благосостояние жениха. Согласно мусульманской традиции, церемония брака начинается чтением Корана, стихов и пении, восхваляющих пророка. Этот обряд проводится исключительно в отдельном зале. Затем, все приглашенные собираются для праздничной церемонии, подчиненной ритмам народных танцев. Далее гости наслаждаются кондитерскими изысками и чаем, а также прелестными соками из свежих плодов и газированными напитками и, конечно, согласно мусульманским традициям, никакого алкоголя. Марокканские свадебные церемонии известны также многократным переодеванием невесты, носящим название – ведение. Невеста может поменять до 7 различных нарядов за всю церемонию. Каждый раз, невеста занимает место на троне перед восхищённым гостями, которые периодически подходят к ней чтобы сделать фотографию. Последнее из ведении – великолепное белое платье. Угощения из буфета гости едят пальцами, пройдя перед этим ритуал омовения рук. По традиции на церемонии представлены разные блюда, такие как, пастила; круглый пирог из слоеного теста, начиненный голубем или цыпленком, миндалем, сахаром и корицей; мясо, тушенное с овощами (мясное рагу с черносливом и миндалём); кус кус; фрукты и сладости; чай с мятой. На севере Марокко, а именно в регионе Танжера, в завершение праздника, пара занимает место на подстилке на спине мула, и в составе праздничного кортежа участвует в параде по улицам и кварталам. Путь заканчивается у дома мужа. В наше время мула часто заменяют машины. В некоторых регионах, прибывшую в новый дом – дом мужа – девушку встречает свекровь, которая угощает её финиками и молоком, в знак уважения и благосклонности. Рамадан в Марокко. За несколько дней до Рамадана, женщины перемывают посуду, кухонную утварь и полки на кухне. Затем они украшают свои дома пластиковыми изделиями, и дом воссияет красотой, чистотой и опрятностью. В Марокко особая атмосфера Рамадана чувствуется за две недели до прихода священного месяца. На улицах появляются торговцы, прелагающие самые разнообразные товары. Магазины украшены разноцветными огнями и бумажными звездочками. На дверях мечети, на больших кусках материи вывешены цитаты из Священного Корана и хадисов. Во время Рамадана специально укорачивается распорядок рабочего дня. Перед наступлением Рамадана марокканцы отправляются в общественные бани, чтобы хорошенько помыться и совершить ритуальное омовение гусль. Приход священного месяца возвещается звуком сирены. Услышав ее, люди начинают поздравлять друг друга с великим праздником. Дети радостно бегают по городу Марракечу, стучат в барабаны и поют песни о Рамадане. Детское пение будет слышно до утра, когда наступит время сухура. В Марокко существует национальное блюдо, которое готовиться на Рамадан – суп под названием харира. Его в священный месяц обязательно едят все марокканцы. В Беркане не принято, чтобы женщины ходили на рынок. Эта обязанность лежит на мужчинах. Во время Рамадана в каждом населенном пункте возникают специальные рынки, чтобы люди не тратили свои усилия на дальние поездки за продуктами. Перед рассветом гобоисты поднимаются на минарет мечети, чтобы разбудить людей на последний завтрак перед долгим днем поста. На протяжении месяца люди сосредоточенно молятся, и количество их молитв растет, чтобы получить вознаграждения, на которые так щедр этот месяц. Что интересно, в Марокко существует «любимый день Рамадана», который приходится на 15-день каждого священного месяца. Эта местная традиция возникла, чтобы почтить середину Рамадана. В этот день марокканцы дарят своим детям подарки, и едят на ужин жареного цыпленка или кролика. Желательно проводить ифтар только в семейном кругу (в этот день быть вне семьи считается постыдным). Эта традиция помогает поститься маленьким мусульманам, поддерживая их в благих начинаниях. Другая интересная особенность марокканской культуры – обычай посещать могилы своих предков и родственников в день, следующий за 27-м Рамадана. По дороге на кладбище люди раздают милостыню и еду бедным и нищим. В этот день принято убирать могилки и ухаживать за растущими на них растениями. Список литературы
1. Oxford. Большая энциклопедия. Пер с англ. У.В. Сапциной, А.И. Кима, Т.В. Сафроновой и др. – М.: OOO «Издательство «Росмэн-Пресс», 2002.-664 с. 2. Энциклопедия мира 3. журнал «Вокруг света» 4. Шемарин А.Г. Страны мира. / Сер. «Детская энциклопедия». М.: Издательский дом «Пилигрим», 1998. – 304 с. |
|
© 2000 |
|