РУБРИКИ

Ливия

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Ливия

4. Нефтегазовая промышленность.
          По разведанным запасам нефти Ливия занимает первое место в Африке и пятое среди стран-членов ОПЕК (после Саудовской Аравии, Кувейта, ОАЭ, Ирака). На долю СНЛАД приходится около 2% всех мировых нефтяных ресурсов. Достоверные запасы ливийской нефти составляют 29,5 млрд.барр. Помимо нефти в Ливии имеются довольно крупные запасы природного газа (1,6 трлн.куб.м; третье место в Африке), имеются запасы железной руды, фосфатов, гипса.
          Разведанные запасы нефти оцениваются в 45,5 млрд.барр. По данным Международного Агентства по энергии, производство нефти в СНЛАД в дек. 1997 г. достигло 1,45 млн. баррелей в день (б/д) но уже к середине 1998 г. снизилось до 1,3 млн.барр. Последняя цифра меньше даже новой, сокращенной квоты ОПЕК для Ливии, введенной в 1998 г. (1,52 млн.б/д). Помимо желания СНЛАД идти в русле политики ОПЕК по повышению мировых цен на нефть это можно объяснить и недостаточным развитием здесь уже имеющихся месторождений, а также до недавнего времени вяло проходившей разработкой новых, поскольку еще в 1970-х гг. их интенсивное использование было официальным Триполи признано противоречащим интересам государства. Между тем, по прогнозам специалистов, при отказе от серьезной разработки новых месторождений нефти ее производство в СНЛАД способно упасть до 1 млн.б/д к началу следующего столетия, а к 2010 г. – и до 0,8 млн.б/д.
          Система концессиональных прав на нефтеразведку.Все операции по нефти в Ливии относятся к компетенции гос. Национальной нефтяной корпорапии (ННК), основанной в 1970 г. Ее доля участия в каждом из соглашений по разработке и эксплуатации нефтяных месторождений – не менее 50%.
          Нефтепоисковые работы в СНЛАД ведутся как национальными и совместными компаниями-операторами, так и зарубежными компаниями, получившими концессионные права на нефтеразведку. Концессии предоставляются в виде «Соглашений о разработке и долевом участии в производстве» (EPSA). Инокомпания ведет своими силами нефтепоиск, и в случае открытия крупного месторождения и начала его промышленной эксплуатации становится, совместно с ННК, компанией-оператором. Стоимость концессии зависит при прочих равных условиях от географического расположения концессионного участка. Территория Ливии разделена на 4 зоны, различаемые по степени вероятности залегания там нефти.
          Сегодня осуществляется третий этап добычи – ЕРSА-З. Его условия предусматривают возмещение затрат по нефтеразработке за счет планируемой продукции, равное участие партнеров (ННК и иностранный подрядчик) в расходах по развитию открытого месторождения. Распределение дохода регулируется по скользящей шкале, при этом часть, отходящая подрядчику, освобождается от уплаты налогов и арендной платы за разработку месторождения. ННК была вынуждена выдвинуть упомянутые условия после того, как работы по договорам EPSA-1,2 принесли незначительные результаты ввиду их низкой экономической эффективности для подрядчика. По прогнозам ННК, исполнение ЕРSА-З добавит по меньшей мере еще 2 млрд. баррелей нефти к уже разведанным нефтяным запасам. Соглашения в рамках EPSA-З уже подписаны с компаниями «Шелл» (Дания), «ОМВ» (Австрия), «Тоталь» (Франция), «Сага Петролеум» (Норвегия), «Бразпетро» (Бразилия), «Петрофина» (Бельгия), «Лаемо» (Великобритания), «Аджип» (Италия), «Винтерхалл» (ФРГ), «Хаски Ойл», «РСО», «Интернэшнл Петролеум Корпорейшн» (Канада), госконсорциумом Ю. Кореи, рядом других корпораций. Недавно аналогичное соглашение заключено с испанской «Репсол», разрабатывающей ныне нефтяное месторождение на юге СНЛАД.
          Развитие перспективных нефтяных месторождений. Месторождению в Мурзуке, расположенному на юго-западе страны, ННК придается приоритетное значение. Проект по его развитию из двух стадий оценивается в 1 млрд.долл., после его завершения производительность месторождения составит около 250 тыс.б/д. Все контракты по выполнению 1-й стадии проекта уже распределены. Всего нефтеносное месторождение в Мурзуке содержит, оценочно, 800 млн. барр. нефти. Запланировано было начать добычу в дек. 1998 г. с 50тыс. б/д, доведя ее к 2005 г. до 200 тыс. б/д. В 1998 г. ННК подписала соглашение по развитию данного месторождения с Европейским консорциумом в составе компаний «Репсол» (доля – 45%), «Тоталь» (30%) и ОМВ (30%). Когда месторождение начнет выработку продукции, доля ННК в доходах составит 50%.
          Месторождение в Мабруке (600 км. к югу от г.Сирт) было открыто еще в 1959 г., однако из-за высокой стоимости работ (около 1 млрд.долл.) ввиду сложного географического шельфа долгое время оно было законсервировано. Мабрукское месторождение содержит 1,3 млрд.барр. нефти. По его разработке в мае 1993 г. ННК было подписано соглашение сроком на 35 лет с компанией «Тоталь», которая, в свою очередь, сдала в аренду 25% территории компании «Сага Петролеум». Она сформировала дочернюю фирму «Сага Петролеум Мабрук АС», открывшую в 1996 г. представительство в Триполи.
          Двухэтапный проект развития этого месторождения предусматривает его первоначальную разведку с целью выяснения коммерческой целесообразности дальнейших капиталовложений. При наличии таковой должна начаться интенсивная разработка всего месторождения. Первоначально компании-операторы намереваются задействовать нефтеносные поля на западе Мабрука (запасы нефти – 50 млн.барр.). К концу 1999 г. здесь планируется добывать до 30 тыс.б/д. «Тоталь» и «Сага Петролеум» занимаются также и разведкой нефтеместорождений в Хараме и Антелате (Феззан), которые, предположительно, содержат в совокупности около 2,1 млрд.барр. нефти.
          Бури(западная частьТриполитании) в 1993 г. ННК заключила соглашение с «Аджип», которое привело ранее существовавшее соглашение 1974 г. в соответствие с условиями ЕРSА-3. Доля «Аджип» увеличилась с 14 до 30%. В дек. 1995 г., компания завершила первую стадию разработки месторождения (вся программа оценивается в 2 млрд.долл.), увеличив производство с 65 тыс. б/д до 80 тыс. б/д. Осуществляется вторая стадия, которая даст возможность повысить производительность до 150 тыс. Разведанные запасы Бури – 5 млрд.барр. нефти.
          Ас-Сара (юго-восток к Ливии). В авг. 1994 г. завершилась вторая стадия разработки данного месторождения, позволившая увеличить добычу нефти до 53 тыс. б/д. Запасы месторождения – 250 млн. барр. В 1995 г. компания «Винтерхалл», занимающаяся его разработкой, заявила о том, что ежедневная добыча нефти здесь составляет 60 тыс. баррелей.
          Концессия на месторождение Кабир в 1991 г. была передана компании «АГОКО» («Арабиен Галф Ойд Компани»), полностью принадлежащей ННК. После проведения подготовительных работ в 1996 г. «АГОКО» объявила о начале добычи нефти на этом месторождении. К началу 1998 г. из его недр, содержащих нефть парафинового основания с малым количеством серы, извлекалось до 90 тыс.б/д.
          Нефтеочистка и распределение.Ливия осуществляет операции по нефтеочистке как на своей территории, так и за рубежом, распределяя нефть по основным европейским рынкам. Основными же рынками сбыта нефти для СНЛАД по-прежнему остаются Италия, Германия и Испания. Очистка ливийской нефти и производство продуктов происходят в Италии, Германии и Швейцарии; Ливия располагает широкой дистрибуторской сетью в этих странах, в то же время стремясь внедряться на рынки стран Вост. Европы.
          На своих собственных НПЗ СНЛАД в состоянии переработать до 40% своей нефти. Их пропускная способность составляет 342 тыс. б/д, на трех аналогичных заводах в Европе – в целом около 300 тыс. б/д.
          Завия. Расположенный нa северо-западе страны, завод был построен итальянскими специалистами. Его мощность – 108 тыс. б/д, он на 70% удовлетворяет потребности района Триполи, часть продукции экспортируется.
          Рас-Дануф. Завод построен компанией «Раско», функционирует с 1985 г. Его мощность – 198 тыс.б/д, однако в настоящее время он работает не в полную силу. Большая часть итогового продукта поступает на электростанции, работающие на жидком топливе, а также на расположенный вблизи химический комплекс.
          Тобрук. Завод сооружен в 1985 г., его мощность 18 тыс.б/д.
          Себха. Строительство этого завода с запланированной мощностью 20 тыс.б/д, расчитанного на поступление нефти с ближайшего месторождения в Мурзуке, еще не началось. В 1989 г. ННК передало контракт итальянской корпорации СТИП. Ожидается, что сейчас, когда работы в Мурзукском месторождении интенсифицируются, проект будет возобновлен.
          Стратегия правительства состоит в развитии зарубежных НПЗ и расширении дистрибуторской сети, чтобы обеспечить сбыт 400 тыс.-450 тыс.б/д через регион Средиземноморья. В 1994 г. было объявлено о планах по усовершенствованию НПЗ в Кремоне (Италия) и модернизации аналогичных предприятий в ФРГ. Планируется также расширение дистрибуторской сети в Словакии, Венгрии и Чехии. Ливия рассчитывает таким образом компенсировать свое неучастие в Средиземноморском партнерстве. Кроме того, с 1996 г. со СНЛАД был снят статус развивающейся страны, что повлекло за собой новые пошлины на выработанные из нефти продукты.
          До сент. 1993 г. интересы Ливии за рубежом в вопросах нефтепереработки и дистрибуторских операций представляла компания «Ойлинвест Интернэшнл», для чего была создана дочерняя компания: «Ойлинвест Нидерландс», управляемая ННК, ЛАФИКО и ЛАФБ (Ливийский арабский внешбанк). Однако вследствие санкционных мер, предпринятых в отношении Ливии в соответствии с резолюциями СБ ООH №733, №748 (1992 г.) и №883 (1993 г.), СНЛАД была вынуждена передать контрольный пакет акций (55%) частным итальянским и немецким инвесторам, сохранив 45% акций.
          Газовая промышленность. Крупные месторождения – Гадамес, Хамада, Сирт, Бури. В 1996 г., по данным ОПЕК, в Ливии было добыто 6,4 млрд.куб.м.прир. газа. Основная его часть была использована для нужд ливийского энергетического комплекса, около 1,2 млн.куб.м.экспортировано, главным образом, в Италию и Испанию.
          Стремясь стимулировать развитие газового сектора в промышленности, правительство разработало план по сооружению двух газопроводов, которые включат новые газовые электростанции в Бенгази, Зуэтине, Хомсе и Триполи в единую национальную энергосистему. В июне 1996 г. ННК подписала контракт в 3 млрд.долл. с компанией «Аджип». Он предусматривает осуществление проекта по созданию гигантского газопровода (частично пролегающего по морскому дну), который свяжет месторождения прир. газа в Ливии с единой газовой сетью Италии (о.Сицилия). Ливия также намерена самостоятельно разрабатывать несколько газовых месторождений на своей территории.
          Разработка новых нефтяных и газовых месторождений и интенсификация работ на уже действующих, даже поддержание объема добычи нефти на прежнем уровне требуют внедрения новых передовых технологий, замены устаревшего, зачастую изношенного оборудования. В результате действия международных антиливийских санкций нефтегазовая отрасль страны испытывает большие трудности. Особенно негативно санкционный режим сказался на ее нефтяной составляющей, значительно (в среднем в четыре раза) увеличивая стоимость импорта оборудования, запчастей к нему и его транспортировки. Санкции тормозили и дальнейшую экспансию ливийцев на новые рынки сбыта нефти, препятствуют проникновению в СНЛАД американских компаний, до 1986 г. весьма активно работавших в ливийском нефтяном секторе (их капиталы были заморожены). Против Ливии не введено международное нефтяное эмбарго, однако США в одностороннем порядке предприняли ряд мер, чтобы максимально затруднить нормальное функционирование нефтегазовой отрасли Ливии, проведение платежей и расчетов с иностранными подрядчиками через мировую банковскую систему. В авг. 1996 г. американский Конгресс ввел в действие закон Д’Амато, предусматривающий наложение санкций правительством США на инокомпании, инвестирующие более 40 млн.долл. в ливийский нефтегазовый сектор (этот закон вызвал резкую критику со стороны Евросоюза, ряд членов которого – Италия, Германия, Испания – в значительной степени удовлетворяют потребности своих ТЭК за счет ливийской нефти и заинтересованы в дальнейшем всестороннем развитии сотрудничества с Джамахирией в этой области).
          Ливия остается в стороне и от многих экономических новаций, из которых извлекают пользу ее североафриканские соседи. Так, она не входит в число стран, образовавших новую зону свободной торговли в Средиземноморье, что открывает им доступ к получению дотаций на развитие от Евросоюза. В Джамахирии не ведутся также работы по созданию программ приватизации с целью привлечения иноинвестиций и ускорения экономического развития.

5. Банковская сфера.
          Анализ экономического положения Ливии позволяет сделать вывод о стабильности ее валютно-финансового положения. Ливия является платежеспособной страной.
          Правовое регулирование денежной системы осуществляется на основе законов «О банках», «О валютном контроле. В стране введена валютная монополия, с помощью которой государство контролирует количество и перераспределение денежных средств в стране, инвестирование за границу, платежи с инопартнерами.
          Структура банков представлена следующим образом: ЦБ; пять комбанков (Национальный коммерческий, «Ума», «Сахара», «Вахда» и «Джамахирия»); промышленно-ипотечный; сельскохозяйственный; Арабский внешбанк. Кроме того, Ливия является членом ряда региональных (межарабских) банков и фондов.
          Банковскую систему страны возглавляет Центральный банк Ливии (ЦБЛ), являющийся госучреждением. На него возлагаются: эмиссия ливийской валюты; обеспечение ее стабильности внутри и вне страны; осуществление кредитной политики, обеспечение необходимого уровня золотовалютных резервов (ЦБЛ является хранителем золотовалютных резервов страны); купля-продажа золота, облигаций и ценных бумаг, гарантированных иностранным правительством или международными финансовыми организациями; создание коммерческих и других банков и контроль за их деятельностью; валютный контроль внутри и вне страны. Одна из его функций – выполнение кредитных и расчетных операций для правительственных органов.
          Уставной капитал банка – 100 млн.дин. Резервный фонд – 200 млн.дин. Страховой резервный фонд – 30 млн.дин.
          На конец 1997 г. кредитные и гарантийные обязательства банка составили 655 млн.дин. Активы банка в 1997 г. увеличились на 11% и составили 11,9 млрд.дин.
          В стране учреждены и действуют комбанки, контроль за операциями которых принадлежит государству через ЦБЛ. Каждый коммерческий банк является самостоятельным юридическим лицом и сам отвечает по своим обязательствам.
          Согласно законодательству, любой банк считается коммерческим, если его постоянная деятельность направлена на прием депозитов по текущим счетам, выплачиваемым по требованию или через определенный срок, открытие аккредитивов, оплату или инкассирование чеков, выдачу авансов и др. банковские операции (ст. 50 Закона №63 1971 г.). Коммерческие банки Ливии являются АО с долей государства не менее 51% акций.
          Законодательством допускается создание смешанных ливийско-иностранных комбанков, при этом оговаривается, что если головная контора смешанного банка находится в Ливии, то ливийская часть уставного капитала должна быть не менее 51%. Комбанки являются наиболее распространенным кредитным и расчетным институтом в банковской системе Ливии.
          Национальный коммерческий банк (НКБ) – центральное отделение расположено в Триполи. Банк имеет в стране 19 отделений. Акционерный капитал банка, составляющий 2,5 млн.дин., полностью оплачен и поделен на 250 тыс. акций, стоимостью каждая в 10 дин. Все акции принадлежат ЦБ.
          Устав банка предусматривает созыв раз в году общего собрания акционеров и другие мероприятия, которые дадут возможность НКБ функционировать в качестве АО в случае, если часть акций будет продана ЦБ частным лицам.
          Управление НКБ осуществляется советом директоров из пяти человек во главе с управляющим. Основные решения подлежат утверждению Советом Директоров ЦБ и Секретарем по делам финансов.
          Положение о НКБ, утвержденное постановлением Секретариата по делам финансов от 24 июля 1972 г., регламентирует направления его деятельности: банк принимает вклады, открывает текущие счета и предоставляет кредиты; принимает и оплачивает платежные поручения и осуществляет платежные операции; выпускает ценные бумаги, чеки, облигации и другие коммерческие бумаги, оплачиваемые в Ливии и за ее пределами; выдает гарантии, открывает аккредитивы как внутри страны, так и за ее пределами; производит обмен инвалюты в соответствии с положениями Закона о валютном контроле; производит покупку, продажу и владение ценными бумагами и облигациями, выпущенными или гарантированными государством, общественными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; покупает, продает и владеет акциями компаний, основанными внутри страны и вне страны, организует подписку и проводит необходимые мероприятия, связанные с распределением ценных бумаг; в сейфах банка обеспечивается хранение различных ценных бумаг; производит другие банковские операции.
          Положения о деятельности остальных комбанков практически не отличаются от рассмотренного. Также нет большой разницы и в их уставах. Отличия состоят в размерах уставного капитала. Так, для банка «Джамахирия» он составляет 750 тыс.дин., «Ума» – 500 тыс.дин. Все акции этих банков принадлежат ЦБ.
          Банки «Сахара» и «Вахда» представляют собой реально АО(в отличие от трех указанных выше банков, которые являются таковыми номинально), в связи с чем дополнительно к уставу они имеют положение об общем собрании акционеров. Уставной капитал этих банков составляет 525 тыс.дин. и 1800 тыс.дин. соответственно.
          Комбанки имеют состав клиентуры, рекомендованный ЦБ. Так, НКБ совершает операции по расчетам в стране с представительствами иностранных юридических и физических лиц, АО, крупных гос. и кооперативных организаций. Банки «Джамахирия» и «Ума» имеют дело с мелкими гос., кооп. и частно-государственными компаниями, а также с частными фирмами и кооперативными фирмами и частными лицами.
          Промышленно-ипотечный банк, основанный в сент. 1965 г., является государственным банком.
          Капитал банка первоначально был установлен в сумме 10 млн.дин. и предназначался для развития промышленности и строительства в равных долях. В 1982 г. капитал банка был увеличен до 45 млн.дин. Согласно решению совмина от июля 1966 г., кредиты на цели развития промышленности и строительства предоставляются без взимания банковских процентов. Основное назначение банка – поощрение развития гос. и частных секторов в промышленности и в строительстве. Срок кредита составляет от 1 до 7 лет.
          Сельскохозяйственный банк является государственным банком. Он создан в 1995 г. На основании Закона №133 1970 г. предоставление кредитов фермерам и с/х кооперативам с целью осуществления правительственной программы развития сельского хозяйства страны производится без начисления процентов. Банк имеет широкую сеть отделений в городах и населенных пунктах страны. Для обеспечения деятельности банка его первоначальный капитал в 8 млн.дин. постоянно увеличивается за счет госассигнований; доля вкладов частных лиц незначительна и составляет около 3%.
          Ливийский арабский внешний банк создан в 1972 г. на основании Закона №18. Уставной капитал этого гос АО в сумме 25 млн.дин. полностью принадлежит ЦБ. Основная задача банка – осуществление финансовой и банковской деятельности как за границей, так и внутри страны.
          Иностранные подрядчики, получающие заказы на сооружение объектов в Ливии, имеют право открыть счет в местной валюте с целью реализации подписанных с ливийскими организациями контрактов. Ввозимые ими средства в размере до 100 тыс.дин. (размер суммы определен п. 7 приложения 9 к «Требованиям, предъявляемым к регистрации иностранных фирм в Ливии в качестве международных подрядчиков») помещаются в один из банков страны.
          В дальнейшем любые суммы, которые подрядчик будет получать внутри страны в связи с реализацией его контракта, будут оприходованы на этот счет. Перевод денежных средств с этого счета за границу может осуществляться только после получения специального разрешения ЦБ.
          Для открытия счета необходимо иметь согласие ЦБ и НКБ. Должны быть представлены копия контракта и официальное письмо фирмы, заверенное консульством Ливии, с указанием лиц и номеров их паспортов, уполномоченных распоряжаться суммами с этого счета.
          В начале 1997 г. в Мисурате создан первый частный банк (The Misurata – Banque Populaire). Уставной капитал банка 3 млн.дин. (8,2 млн.долл.). Задача банка – осуществление финансирования проектов в Мисуратском регионе.

6. Аграрная промышленность.
          Следуя провозглашенному М.Каддафи курсу на «самообеспечение» страны продовольствием, в 70-е – 80-е годы руководство СНЛАД безуспешно пыталось осуществить ряд проектов в агропроме, расходуя на эти цели до 30% бюджетных средств. На сегодняшний день доля сельского хозяйства, включая лесоводство и рыболовство, в ВВП составляет менее 10%, и Ливии приходится импортировать до 80% сельхозпродукции. Крайне мала площадь плодородных и пригодных для обработки земель, которая составляет лишь 2% от всей территории страны.
          Одним из наиболее крупных с/х районов является область Джебель-Ахдар на северо-востоке Ливии, где выращиваются оливки и виноград. Вторым по значению районом выступает плодородная прибрежная зона на северо-западе – Джефара. Там культивируются финики, оливки, цитрусовые, миндаль. Эти два района обеспечивают более 80% всей сельхозпродукции страны. Для глубинных районов характерны оазисное земледелие (Себха, Куфра, Вади-Шатты, Сарир и др.), пастбищное животноводство (овцы, козы, в меньшей степени верблюды), ячмень и пшеница. Государство поощряет хозяйства, производящие зерновые, гарантируя стабильно высокие закупочные цены на их продукцию. В 1996 г. Ливия произвела 360 тыс.т. зерна, что покрывает 1/5 ее потребностей.
          Особую проблему представляет нехватка водных ресурсов и непродуманное использование удобрений. Несмотря на большие надежды, возлагавшиеся ранее на проект «Великая искусственная река» (ВИР), который по первоначальному плану должен был обеспечивать до 80% всех ирригационных потребностей, гигантский водовод теперь переориентирован на снабжение городов прибрежной зоны, т.е. речь идет об изменении приоритетов в том смысле, что дешевле импортировать с/х продукцию, нежели вкладывать средства в развитие аграрного сектора.
          Ливийцы, в основном молодежь (свыше 50% от общего числа жителей), менталитет большей части которых отравлен психологией рантье, за долгие годы привыкших жить за счет доходов от продажи нефти, стремятся заниматься более престижными, а главное, менее трудоемкими делами, нежели работа на земле. К труду на селе все чаще привлекается иностранная рабочая сила, преимущественно египтяне. В отрасли занято около 86% иностранцев (всего в этой сфере работают не более 200 тыс.чел.).
          4 мая 1986 г. Закон №7 отменил собственность на землю в Джамахирии и ввел понятие «использование земли» (до принятия этого закона в СНЛАД собственность на землю была четырех видов: государственная, кооперативная, частная и вакуфная). В соответствии с упомянутым законом и разъясняющими его подзаконными актами юридические и физические лица получают право использовать с/х земли, причем эти территории могут приобретаться путем так называемого «захвата». Под захватом в ливийском законодательстве подразумевается обработка земли, т.е. если человек начинает возделывать тот или иной участок, он автоматически приобретает право владения. Он может привлекать к работе на нем не только членов своей семьи, но и других лиц. Владелец, однако, не может продавать землю или сдавать ее в аренду, ему позволено только передавать ее по наследству. Каждая ливийская семья (родители и их несовершеннолетние дети) имеет право на один участок земли, размеры которого специально не оговариваются.
          Процедура получения прав на владение землей, которая на первый взгляд кажется более чем демократичной, на самом деле сопряжена с целой серией бюрократических формальностей. Контроль за распределением земельного фонда осуществляет Служба социалистической регистрации недвижимости и документации при ГНК юстиции и общественной безопасности.
          Выполняя лозунг «земля не является чьей-либо собственностью», государство ликвидировало землевладения племен и стало полновластным собственником всех земель.
          Для пресечения нарушений порядка использования земель была создана так называемая аграрная полиция, которая при взаимодействии с комитетами по чистке (КЧ) ведет контроль за правильным использованием земель, в частности следит за тем, чтобы на плодородных территориях не возводились жилые дома.
          Несколько иначе складывается ситуация вокруг несельскохозяйственных земель и жилого фонда. Наряду с госсобственностью на недвижимость официально признается и «священное» право частной собственности на жилье. Правом собственности на недвижимость обладают как физические лица, так и частные компании, организации и кооперативы. В понятие недвижимости Закон №11 от 1988 г. включает жилые дома, магазины, территории, пригодные для строительства, и любые другие постройки. Недвижимость может продаваться, покупаться и передаваться по наследству, аренда запрещена. Исключение здесь составляют лишь некоторые льготные категории населения. Вдовы, военнослужащие и ливийцы, работающие за границей, имеют право сдавать свои жилища в аренду. Все операции с недвижимостью регистрируются в уже упомянутой службе и облагаются налогами, причем сумма сборов варьируется в зависимости от площади территории. Это в первую очередь касается жилого фонда и земель, пригодных для строительства. Каждая ливийская семья имеет право лишь на одну единицу жилья, площадь которого не ограничивается. В соответствии с решением ВНК (правительство) №49 от 1990 г. выходцы из арабских стран, получившие постоянный вид на жительство в СНЛАД, уравниваются с ливийцами в правах на недвижимость и с/х угодья.
          Помимо упомянутых видов собственности на недвижимость в Ливии сохранена издавна действовавшая система вакуфного землевладения с той лишь разницей, что были упразднены частные вакуфы, существовавшие до революции.
          В рамках реализации социальных программ государство начало кампанию по выделению участков обрабатываемой земли и территорий, пригодных для строительства жилья, «лицам с ограниченными доходами». В марте 1999 г. ГНК жилищного строительства и коммунального хозяйства объявил о выделении свыше 3000 таких участков в различных районах страны (из них земельных – только 84). Выделение по ливийским законам дает гражданину такие же права на землю и недвижимость, как и другие способы их получения.
          Отличительной чертой системы землепользования в Ливии является повышенное внимание как населения, так и госорганов к несельскохозяйственным землям и недвижимости, что нашло свое отражение в местном законодательстве, ибо они не могут быть отчуждены государством, в отличие от земельных участков в сельской местноести.
          О ходе реализации проекта Великая искусственная река (ВИР).B начале 80-х гг. правительством Ливии была принята комплексная программа развития сельского хозяйства страны, предусматривавшая, в частности, создание системы водоводов для обеспечения орошения сельхозугодий в прибрежной зоне и снабжения жителей этих районов питьевой водой. Официально решение о начале «стройки века» было принято на внеочередной чрезвычайной сессии парламента в сент. 1983 г.
          Основой проекта являются грунтовые воды, сосредоточенные в сахарской зоне страны в т.н. подземных озерах-линзах или в бассейнах. Это бассейны Куфра (20 тыс.куб.км.), Сарир (10 тыс.куб.км.), Мурзук (5 тыс.куб.км.) и Хамада (данные отсутствуют). Процесс реализации ВИР был поделен на 5 этапов. 1-й этап (ВИР-1), большая часть работ по которому завершена, состоит из двух главных линий трубопроводов: Тазербо-Бенгази и Сарир-Сирт. 1-й этап включает в себя также трубопроводы, несущие воду непосредственно из скважин (их 108 на поле Тазербо и 126 на поле Сарир). Общая протяженность двух главных линий трубопроводов – 1860 км. с пропускной способностью 2 млн.куб.м. воды в день (диаметр труб 4 м.). Обе линии проходят через водохранилище Адждабия, вмещающее 4 млн.куб.м. воды. Вода, попав в него, направляется в водохранилища Сирт (820 тыс.куб.м. в день) и Бенгази (1 млн. 180 тыс.куб.м. в день). Вместимости этих водохранилищ – 6,8 млн куб.м. и 4,7 млн.куб.м., соответственно. Из них вода с помощью второстепенных распределительных систем трубопроводов подается в города и с/х районы на побережье.
          Основным подрядчиком по ВИР-1 являлся южнокорейский консорциум «Донг А», выигравший в ноябре 1983 г. контракт «под ключ» на 3,3 млрд.долл. (в торгах, объявленных в 1981 г., приняли участие 20 инокомпаний). В консорциум также входят «Донг-А Конкрит» и «Корея Экспресс». Руководство проектом (1-я и 2-я очереди) было поручено британскому филиалу американской инжиниринговой фирмы «Браун энд Рут». Что касается компании «Донг А», то она кроме того построила два завода по производству труб в г.г. Брега и Сирт (строительство начато в янв. 1984 г., выпуск труб – в мае 1986г.).
          В янв. 1984 г. началось выполнение работ по контракту ВИР-1, которые почти сразу оказались сопряженными с рядом трудностей. Введенные в 1986 г. США односторонние экономические санкции против Ливии не позволили прибыть в СНЛАД американским инженерам, что вызвало семимесячную задержку в строительстве заводов по производству труб. «Донг А», например, пришлось закупать ряд материалов не в США, а в Европе в два раза дороже.
          Среди субподрядчиков проекта можно упомянуть бразильскую компанию «Бразпетро» (бурение водяных скважин в Тазербо и Сарире).
          О завершении 1-й стадии официально было объявлено М.Каддафи в авг. 1991 г. в г. Сулюк, хотя лишь в нояб. 1993 г. в г.Бенгази начала поступать вода, причем трубопровод был задействован только на 1/4 своей мощности (500 тыс.куб.м. в день), поскольку при бурении водных скважин был допущен технический брак и для использования были пригодны не более 1/3 из них. Поэтому значительные территории, которые предполагалось задействовать в качестве сельскохозяйственных, остались без применения. Проект ВИР финансируется из госбюджета.
          2-й этап (ВИР-2), получивший название «Западная Джамахирия», предусматривает строительство трубопроводов длиной 650 км. с трубами диаметром от 1,6 до 4 м. от 500 водных скважин на востоке Феззана (между Джебель Хасуна и Джебель Сауда, недалеко от Тархуны) до Триполи и ряда других прибрежных городов через водохранилище Сиди Саех. Пропускная способность трубопровода 2,5 млн.куб.м. в день. Система трубопроводов 2-й стадии ВИР представляет собой перевернутую латинскую букву Y: первая линия идет от скважин в Джебель Хасуна до г. Аш-Шариф, в котором располагается станция слежения за потоком воды (213 км.); вторая – от г. Аш-Шариф до Тархуны (216 км.); третья – от Тархуны, огибая Джебель Нефуса, к Мисурате и до Гарабули, где расположено водохранилище, предназначенное для регулирования потока воды, от которого идут ответвления на два водохранилища г.Триполи.
          Изначально в рамках ВИР-2 предусматривалось строительство 15 километрового тоннеля через Джебель Нефуса до Тархуны. От него пришлось отказаться, возможно, из-за кампании в западных СМИ, утверждавших, что сооружение тоннеля может, якобы, иметь отношение к планам Джамахирии создания химоружия. Тем не менее в конце 1997 г. газета «Нью-Йорк Таймс» поместила материал, в котором заявлялось, что подземные трубопроводы системы ВИР предназначены «для некоторых военных целей».
          Торги по ВИР-2, в которых приняли участие 25 ведущих строительных компаний мира были объявлены в 1986 г. На них в 1990 г. вновь победила южнокорейская «Донг А», а сумма контракта составила 4,6 млpд.дoлл. Предполагалось, что 2-я стадия будет завершена в 1998 г. Из-за введения международных антиливийских санкций подрядчику пришлось ввезти в СНЛАД через Тунис (т.е. не напрямую) около 14 тыс.чел., задействованных на строительстве 2-й очереди (костяк рабочих составляют тайцы, вьетнамцы, китайцы и филиппинцы).
          К 1 сент. 1996 г. – дата официального пуска 2-го этапа – работы были завершены на 60% (водa в тopжеcтвенной обстановке былa подана в ливийскую столицу). Предварительная приемка всего этапа ВИР-2, включая пусковые испытания,ожидалась в июне 1999 г., а окончательная – в июне 2000 г.
          3-й этап реализации ВИР состоит из трех частей. Первая предусматривает соединение скважин, расположенных насевере бассейна Куфра, с трубопроводом ВИР-1 в районе Тазербо для увеличения его пропускной способности на 1,6 млн.куб.м. воды в день. Вторая нацелена на прокладку трубопровода, от водохранилища Адждабия до г.Тобрук (500 км.). Заключительная фаза третьей очереди состоит в соединении систем ВИР-1 и ВИР-2 (соединение водохранилища Курдабия в Сирте с ВИР-2 в районе Кадахия (180 км.). Также предусматривается строительство ответвления длиной в 325 км. от Сарира до Куфры. Реализация 3-го этапа оценивается в 5,1 млрд.долл., срок окончания работ – 2006 г.
          Если реализация проектов ВИР-1 и ВИР-2, проходила относительно гладко, то строительство 3-ей очереди до сих пор не начато, хотя оно было запланировано на 1996 год. 19 апр. 1996 г. М.Каддафи заявил о том, что контракт на сооружение 3-ей и 4-й очередей ВИР предоставлен «Донг А» (общая стоимость – 10 млрд.долл.). Однако в апреле 1997 г. появилась информация о желании южнокорейской компании увеличить на 5% общую сумму контракта по 3-му этапу ВИР. В ответ ливийские власти разбили 3-ю очередь на 7 фаз и объявили тендер на реализацию первой из них. Сумма контракта составила 1 млрд.долл. В тендере наряду с «Донг А» приняли участие еще одна южнокорейская фирма «Хёндай Инжиниринг» и французская «Думез».
          Отказ руководства Ливии повысить сумму контракта и последующее за этим дробление проекта ВИР-3 были продиктованы падением мировых цен на нефть, повлекшим за собой дефицит госбюджета Ливии.
          В конце 1998 г. Ливия предоставила компании «Донг А» несколько контрактов ко 2-му и 3-му этапам ВИР. Джамахирия пообещала сделать предоплату в размере 100 млн.долл. и взять на себя приобретение необходимых материалов.
          4-й этап, оцениваемый в 4,9 млрд.долл., пока находящийся в стадии разработки, предусматривает строительство трубопровода длиной в 715 км. от Bay аль-Кабир до нового скважинного поля в Сирте, которое еще предстоит освоить.
          Если «Донг А» сохранит свои позиции в качестве главного подрядчика ВИР, то сумма его котрактов достигнет суммы в 20 млрд.долл. Общие же расходы на проект ВИР оцениваются в 27 млрд.долл.
          Что касается 5-го этапа ВИР, то он еще находится на стадии проработки. ВИР-5 – это сооружение трубопровода от Триполи до Сирта с тем, чтобы объединить ВИР-2 и ВИР-1 и превратить все этапы ВИР в единую систему

8. Иностранные инвестиции.
          О деятельности иностранных компаний. Ливийские власти предприняли ряд шагов для регулирования их деятельности на территории страны. Принят 09.03.97 г. Закон №5 от 1426 г. (1997 г. по европейскому «летосчислению) о поощрении иноинвестиций. Предусматривается создание независимого Бюро по поощрению инвестиций (далее – «Бюро»), работающего при ГНК экономики и торговли, который будет, решать многие проблемы, связанные с внедрением данного Закона.
          Предусматривается привлечение инвестиций в следующие сферы: машиностроение, туризм, сельское хозяйство, здравоохранение, службы быта, а также любые другие сферы, которые определяет ВНК.
          Проектам, осуществляемым в рамках Закона, будет предоставлен ряд привилегий: машины и оборудование, запчасти и сырье, необходимые для осуществления какого-либо проекта, будут освобождены от всех пошлин, налагаемых на импорт, в течение 5 лет; проект будет освобожден от подоходного налога на 5-летний срок со дня начала его работы. Этот период может быть продлен еще на 3 года. То же самое относится и к прибыли, в том случае если она будет снова инвестироваться в экономику; товары, производимые на экспорт, освобождаются от налога и всех сборов, которые взимаются при экспорте товаров.
          Закон предусматривает, что инвесторы имеют право реэкспортировать свой капитал в тех случаях, если сроки проекта закончились, либо проект аннулирован, либо продан полностью или частично.
          Инвестор имеет право привлекать иностранную рабочую силу и специалистов, если на территории СНЛАД нет лиц с данной квалификацией. При этом иностранцы имеют право на трансфер за рубеж определенной части своей зарплаты и других выплат, полученных в ходе работы по осуществлению какого-либо проекта в рамках данного Закона. Закон поощряет те проекты, которые направлены на развитие регионов СНЛАД или которые используют оборудование, способствующее экономии электроэнергии и воды.
          Инвестор для осуществления проекта имеет право открыть счет в СКВ в комбанке или Ливийском арабском внешбанке.
          В тех случаях, когда иноинвестор нарушает какие-либо положения Закона или принятых на его основе постановлений, ему может быть сделано предупреждение от имени ВНК и назначен срок для ликвидации нарушений. Если же инвестор будет продолжать нарушать Закон, то на основании рекомендации Бюро секретарь ВНК может лишить проект определенных привилегий, предусмотренных данным Законом, либо обязать инвестора уплатить все сборы, от которых он был освобожден, в двойном размере.
          Инвестор может быть лишен лицензии на осуществление проекта, либо проект может быть окончательно ликвидирован в случаях, если осуществление проекта не началось в согласованные сроки, либо в случае нарушений основных положений данного Закона. Инвестор в течение 30 дней со дня информирования его о данном решении имеет право подать апелляцию.
          Инвестор должен представлять при необходимости бухгалтерские книги и другие отчетные документы, готовить ежегодный финотчет. Работники Бюро контролируют выполнение данного Закона и выявляют его нарушения. Они наделяются правом производить инспекцию проектов, просматривать интересующую их документацию. Любые спорные вопросы, возникающие при осуществлении проектов данного Закона, рассматриваются в судебных органах Ливии в тех случаях, когда они не регулируются двусторонними или многосторонними межгосударственными соглашениями. Положения данного Закона не распространяются на инокапитал, инвестируемый в нефтяные проекты в соответствии с Законом №25 от 1955 г. и поправками к этому Закону.
          Инвестиционный климат. В 1982 г. была создана Ливийская арабская компания по зарубежным инвестициям «Лафико», которой были переданы функции в области инвестиционных операций за рубежом (промышленность, туризм, гостиницы, транспорт). Уставной капитал в 1,7 млрд.долл. (500 млн.дин.) поделен на 5 млн. госакций, каждая номинальной стоимостью 100 дин. За прошедший, после образования компании, период инвестиционный капитал достиг порядка 5 млрд.долл. Ежегодная прибыль достигает около 300 млн.долл.
          Ниже приведены данные о зарубежных компаниях «Лафико»: холдинговые и инвестиционные (22 компании), морского транспорта (6), промышленные (12), туристические (9), горнодобывающие (6), сельскохозяйственные (14), рыболовецкие (3), по операциям с недвижимостью (2), коммерческие компании (9).
          При этом географическое распределение следующее: арабские страны – 32 компании, европейские – 21, африканские – 18, азиатские – 4, Мальта – 14, страны Лат. Америки – 2.
          Инвестирование капиталов в нефтяную промышленность за рубежом осуществляет компания «Ойлинвест». Уставной капитал в 465 млн.долл. распределен между Нефтяной корпорацией, «Лафико» и Внешбанком. Действуя через итальянскую компанию «Тамойл», 95% активов которой принадлежит «Ойлинвест», ливийцы получили возможность закрепиться в нефтеперерабатывающей промышленности Италии, Швейцарии, Германии, Франции и Греции. Расширилось влияние «Ойлинвест» после приобретения ею контрольных пакетов акций в Италии: НПЗ в Кромоне (89,5%) мощностью 5,1 млн.т. в год, НПЗ «Нортолони рефайнери» (75%),НПЗ «Наполи рефайнери» (100%). Владеет не привилегированными акциями НПЗ «Монт Эдисон» и НПЗ «Ройал Датч рефайнери»; в Швейцарии – НПЗ в Колобей (70%) мощностью 3,6 млн.т. в год; в Германии – НПЗ в Гамбурге (66%) мощностью 4,0 млн.т. в год. НПЗ «Шмидт рефайнери» (100%); в Греции – НПЗ (14%) мощностью 5,0 млн.т. в год; на Мальте —НПЗ (100%) мощностью 3,75 млн.т. в год. «Ойлинвест» обеспечивает все указанные НПЗ 70-80% их потребности в нефти.
          Наряду с этим, компания «Ойлинвест» поставляет нефтепродукты на принадлежащие ей в Италии 2300 бензоколонок (5,5% рынка), в Швейцарии – 330 бензоколонок (11%0, во Франции – 1000, в Германии – 190). При участии «Тамойл» создана совместная ливийско (75%)-венгерско (12,5%)-австрийская (12,5%) компания «Тимойл Итари КФТ», которая планирует установить контроль на рынке нефтепродуктов Венгрии и перерабатывать на венгерских нефтеперерабатывающих предприятиях порядка 8 млн.т. ливийской нефти. С этой целью создано совместное предприятие, 75% акций которого принадлежат «Ойлинвест», 12,5% – «Минерал Инпекс» (Венгрия), 12,5% – «Минерал Контор» (Австрия). Аналогичное предложение сделано ливийцами в Болгарии.
          Кроме того, Ливия активно работает на рынке нефтепродуктов Чехии, Словакии и Румынии, осуществляя поставки нефти для переработки на нефтеперерабатывающих заводах этих стран. Полученная прибыль делится в соотношении: 70% – Ливия, 30% – страна-партнер.
          В 1997 г. завершено строительство первой серии заправочных станций в Египте.
          Ливия выкупила через малоизвестную Кипрскую офшорную компанию (полагают, что это совместная ирако-ливийская компания) долю капитала в «Мидди Ист Ойл рефайнери» (Midor). Доля капитала приобретена компанией «Лафико», финансирование сделки осуществлялась Ливийским арабским иностранным банком. Основной капитал компании «Midor» – совместный египетско-израильский. В соответствии с проектом, компания планирует строительство НПЗ, стоимость которого оценивается в 1 млрд.долл., на побережье к западу от Александрии (Египет). Планируется завершить проект к 2000 г.
          В 1997 г. Ливия вела переговоры с Тунисом о строительстве НПЗ в Ла-Скирре (Тунис), южнее г. Габес. Стоимость проекта 1,1 млрд.долл. Завод должен будет перерабатывать около 6 млн.т. ливийской и алжирской нефти.
          Ливия ведет работы по расширению морского нефтеналивного терминала в г. Аззавия, стоимость работ оценивается от 150 до 300 млн.долл.
          Значительные средства вкладываются ливийцами в продолжение работ по строительству «Великой Искусственной Реки». Этот амбициозный проект, общая стоимость которого оценивается в 30 млрд.долл., строится с помощью южно-корейской компании «Донг-А». В настоящее время завершено строительство двух первых фаз стоимостью 10 млрд.долл.
          К 1998 г. ливийские организации провели серию переговоров с итальянской компанией «Аджип» о строительстве подводного газопровода от северо-западной части Ливии до о.Сицилия. Стоимость объекта в 3 млрд.долл. Ливия владеет пакетом акций (4,2 млрд.долл.) компании «Фиат». В 1997 г. ливийский ЦБ выкупил 5% акций итальянского «Банко ди Рома». По заявлению руководства ЦБЛ приобретение акций итальянского банка связано, прежде всего, с попыткой найти новые источники инвестиций в области сервиса, здравоохранения и связи.
          Однако в настоящее время поток иноинвестиций в экономику Ливии остается достаточно низким по сравнению с инвестициями в другие североафриканские страны. В 1998 г. объем прямых иноинвестиций в ливийскую экономику оценивается на уровне 1996 г.
          В 1997 г. Ливией получен кредит от «Иорданско-ирландского банка развития» на финансирование трех проектов в области сельского хозяйства: создание рыбного порта, строительство рыборазводящей фермы и мукомольного комплекса. Объем кредита 67 млн.долл.
          В стране активно занимается привлечением иностранных инвестиций Ливийская Арабская компания внутренних инвестиций. В 1998 г. компания активно работала над привлечением средств в строительство: сборочного автозавода по выпуску 100 тыс. автомобилей в год (участники Ливия, Египет, Тунис, Марокко); центров по ремонту и обслуживанию автомобилей из Ю. Кореи и Японии фирм «ДЭУ», «Мицубиси», «Ниссан» (Бен Гашир, Триполи, Мисурате, Злитене, Бенгази, Сирте и др. городах Ливии), всего 45 СТО; трех туристических центров в г. Триполи, Мисурате, Грин Монтейн (с участием египетского капитала); 22 предприятий по производству товаров длительного пользования; жилых домов (5 тыс. в районе г. Триполи) и другие объекты.
          Вопрос привлечения ливийских инвестиций в российскую экономику, а также участие российских компаний в инвестиции в ливийскую экономику могут решаться посредством создаваемой российско-ливийской инвестиционной компании, переговоры по созданию которой активно продолжались в 1998 г.
          Регулирование торговли и стандарты. Источниками права в сфере ВЭД служат следующие акты: Торговый кодекс Ливии; Закон №127 от 1972 г. о возможном заключении контракта, минуя тендер; Общие положения о заключении контрактов; Исполнительная инструкция; Требования, предъявляемые к регистрации инофирм в Ливии в качестве международных подрядчиков; Постановление №813 «Об условиях заключения административных контрактов» от 13.12.94 г.; Закон №5 от 1997 г. «Об иноинвестициях»; Закон №20 от 1997 г. «О создании комитета по содействию и гарантиям иноинвестиций»; Решение №163 Главного Народного Комитета финансов Ливии по вопросу о заключении контрактов с инокомпаниями; Таможенный закон №67 от 23.05.72 г.; Закон №68 1992 г. об организации таможенной службы; Таможенные тарифы от 07.05.74 г.; Инструкция от 24.07.61 г. «О порядке временного ввоза и вывоза товаров». А также ряд других законов, положений и инструкций о взимании налогов с иностранных компаний.
          Применительно к деятельности инофирм налоговая система Ливии включает в себя несколько видов налогов: гербовый сбор, подоходный налог с прибыли фирм и зарплаты специалистов, сборы на соцобеспечение и страхование, портовые и военные налоги и сборы.
          Система налогообложения Ливии основывается на многочисленных нормативных актах, включающих не только законы, устанавливающие определенный порядок исчислений и взимания налогов, но и специфический характер ливийского законодательства по данному вопросу.
          Основная функция ливийского законодательства по вопросу налогообложения сводится к обеспечению максимально возможного уровня поступления доходов в госбюджет за счет взимания налогов. Поскольку частнопредпринимательская деятельность в области производства развита крайне слабо, а прямые иностранные инвестиции, за исключением нефтедобывающей промышленности, в страну не допускаются, то система налогообложения носит исключительно фискальный характер и не оказывает никакого влияния на развитие производительных сил общества.
          В основе метода исчисления величины налогов на доходы, получаемые юридическими и физическими лицами, положен принцип прогрессивного налога, который может достигать 90% и практически ограничивает верхний уровень получаемого дохода. В этом отношении система налогообложения в Ливии носит уравнительный характер с целью поддержания социального баланса. По отношению к иностранным подрядчикам, осуществляющим выполнение проектов экономического развития, применяется принцип фиксированного подоходного налога, определяемого в размере 15% от контрактной цены. В случае, если фактический доход отличается от 15% величины, то разница уплачивается Налоговому управлению подрядчиком или заказчиком в зависимости от того, в какую сторону произошло отклонение.
          Кроме подоходного налога взимаются также дополнительные сборы, такие как гербовый сбор, взносы в фонд социального страхования, налог «Джихад» (священная война) и др.
          Взимание налогов в фонд священной войны, да и другие фонды, например, на выполнение проекта Великая искусственная река, свидетельствует об идеологизации ливийского налогового законодательства и его очевидной политической окраске. Это делается с целью демонстрации преданности ливийского руководства идеям исламизма и заодно переноса бремени затрат на выполнение социальных программ на плечи трудящихся и иностранцев, работающих в Ливии. Что же касается иностранных подрядческих фирм, то они все налоги включают в стоимость контрактов и поэтому повышение налоговых ставок практически не отражается на получаемых ими доходах.
          Совокупность законодательных актов, образующих систему налогообложения в Ливии, ставит налогоплательщика, особенно иностранных физических и юридических лиц, в совершенно неравные условия по отношению к чиновнику налогового управления и допускает разнообразные толкования законов на основе многочисленных инструкций в пользу управления налогообложения. По распоряжению налогового управления в отношении иностранных налогоплательщиков в Ливии могут быть применены самые жесткие санкции вплоть до запрета на выезд из страны.
          Таможенное законодательство. Таможенный тариф Ливии построен на базе «Брюссельской таможенной номенклатуры». Размер пошлин определен таможенным тарифом от 7 мая 1974 г. и существенных изменений за прошедшее время, включая и 1998 г., не претерпел. Перечень товаров в тарифе представлен в виде товарных групп.
          По своей структуре тариф является одноколонным и распространяется в одинаковой мере на все страны. В тоже время оговорена возможность предоставления скидок с действующего тарифа для товаров, ввозимых из стран, которым в Ливии в соответствии с торговыми соглашениями представлен режим наибольшего благоприятствования. Однако на практике эти положения не находят применения: в своей торговой практике Ливия не идет на установление каких-либо таможенных преференций для тех или иных своих торговых партнеров.
          Размер пошлин составляет от 5 до 60% и более цены товара. При этом товары, потребность в которых определяется нуждами развития экономики (нефтепром, сельское хозяйство) либо не облагаются пошлинами, либо размер пошлин на них составляет 10-15% от цены. Тракторы и большинство сельхозоборудования облагаются пошлиной в 50%. Тракторы для дорожного строительства облагаются пошлиной в 70%, а для других нужд 90%; тракторы, поступившие в разобранном или полу-разобранном виде, с дальнейшей сборкой в Ливийской тракторной компании, – 20%, автомобили спецназначения (тягачи, ремонтные, пожарные) облагаются пошлиной в 20%, легковые автомобили – в зависимости от объема двигателя от 60 до 300%.
          Не облагаются таможенными пошлинами запчасти и материалы, ввозимые в Ливию для их переработки, при условии, что изделия с этими запчастями или из этих материалов будут вывезены из страны в течение года с даты ввоза. Исключение составляют комплектующие для ливийских заводов, изготавливающих продукцию для ливийского рынка, при этом таможенная пошлина составляет: на грузовые автомобили – 40%, телевизоры – 30%, холодильники – 30% и т.п. Размер пошлин может быть изменен только решением Секретариата по делам финансов, которое подлежит одобрению ВНК.
          Наряду с этим, со всех видов импортных товаров взимается муниципальный налог в размере 5% от установленного тарифа, а также по решению местных властей, могут иметь место дополнительные выплаты. Оплата пошлин производится в местной валюте, а если стоимость товара выражена в инвалюте, то ее перевод в динары осуществляется по курсу ЦБ в день пересчета. Пошлины с цены товара исчисляются на базе СИФ ливийский порт.
          Согласно таможенному законодательству, в случае возникновения разногласий или затруднений при определении того, подлежит или не подлежит предоставленный владельцем товар обложению пошлиной, товар следует считать подлежащим обложению. Если разногласие или затруднение возникло при определении принадлежности товара к какой-либо из двух или нескольких категорий, товар следует классифицировать по высшей категории.
          В решении ГНК финансов Ливии по вопросу о заключении контрактов с инокомпаниями в ст. 5 сказано: «Вышеуказанный комитет совместно с соответствующими организациями будет определять степень позитивного и негативного отношения зарубежных кругов к Великой Джамахирии», что может использоваться как дискриминационная мера к любой фирме или предприятию, в том числе и российским.
          При выполнении подрядных работ в Ливии вопрос своевременного получения грузов из ливийских портов является одним из важнейших условий успешной и эффективной работы инофирм, занимающихся строительством.
          Согласно таможенному закону №67 (ст. 64) оформление и получение грузов в порту может производится только через местного агента. В качестве такового может выступать «любое физическое или юридическое лицо, которое подготавливает таможенную декларацию, подписывает ее, предъявляет таможне и завершает таможенные процедуры в отношении товаров за счет других лиц». При этом для выполнения функций агента требуется специальное разрешение таможни, после чего это разрешение должно быть одобрено Секретариатом по делам финансов, т.е. практически к агентской деятельности допускается весьма ограниченный круг лиц.
          Взаимоотношения агента с инофирмой регулируются агентским соглашением, в котором оговариваются условия сотрудничества, а также размер комиссионного вознаграждения.
          Доставка грузов на стройплощадку в большинстве своем также производится транспортными средствами и рабочим персоналом этого агента, т.к. попытки фирм осуществлять доставку грузов на своих транспортных средствах и своим персоналом встречают резкое противодействие как агента, так о портовых властей. Это выражается в существенных задержках с оформлением и получением грузов.
          Любая задержка в получении грузов из порта приводит к весьма значительным убыткам независимо от того, чем вызвана эта задержка: оформлением документов в таможне или порту, задержкой в выставлении счета фирмой, неправильным оформлением товаросопроводительных документов, отсутствием транспортных средств для перевозки этих грузов из порта до стройплощадки или другими причинами. Все ввозимые в страну грузы по истечении одной недели (в морпортах) облагаются сборами за хранение.
          Получение грузов из порта производится через агента, которому необходимо представить: деливери ордер (Delivery order – документ на получение груза, выдаваемый местной транспортно-экспедиторской фирмой «Собрата» в ливийских портах, в функции которой входит агентирование судов и выполнение погрузочно-разгрузочных работ); копию коносамента (или авианакладной); счет-фактуру (оригинал и 3 копии); сертификат о происхождении товара; сертификат о качестве; отгрузочную спецификацию; упаковочный лист.
          В случае, если оригинал счета-фактуры своевременно не получен, транспортный агент может получить товар на основании выданной ему банковской гарантии (ст. 72 Таможенного закона №67).
          Передача документов агенту во всех случаях сопровождается письмом с описанием прибывших товаров и указанием их стоимости. Право осуществлять транзитные перевозки имеют только ливийские транспортные агенты.
          Деловые поездки. Иностранцам разрешается въезжать в СНЛАД через определенные пограничные пункты. Несмотря на приостановление международных санкций против Ливии (в связи с выдачей двух подозреваемых по «делу Локерби» на суд в Нидерланды) и на открытие некоторыми странами воздушного сообщения со СНЛАД, основными въездными воротами в страну по-прежнему остаются сухопутные пограничные КПП на границах с Тунисом – Рас-Джадир, с Алжиром – Гадамес, с Египтом – Асмаад и в морпортах Триполи, Бенгази и др.
          Это объясняется тем, что за период нахождения СНЛАД под международными санкциями на протяжении более 7 лет международный аэропорт в г.Триполи бездействовал. Это привело к отдельным негативным последствиям (физический и моральный износ техоборудования, отсутствие достаточного количества квалифицированного персонала, неотлаженность механизма сервиса и услуг прибывающим в Триполи и др.), которые осложняют процесс въезда иностранцев в страну.
          Основным документом, необходимым для въезда в СНЛАД, является паспорт и наличие в нем въездной ливийской визы.
          В случае его отсутствия ливийцы признают также паспорта ООН, удостоверение личности для палестинцев, паспорт моряка. Запрещается въезд владельцам израильских паспортов. Не разрешается также въезжать иностранцам, в паспортах которых имеются визы, как действующие, так и старые или любые отметки, свидетельствующие о пребывании в Израиле. В законе имеется положение, гласящее, что гражданам арабских стран (Алжира, Бахрейна, Египта, Ирака, Иордании, Йемена, Катара, Кувейта, Ливана, Мавритании, Марокко, Омана, ОАЭ, КСА, Сирии, Сомали, Судана, Туниса) разрешен въезд в Ливию по удостоверению личности, являющемуся внутренним документом в этих странах. На практике же это положение не действует, т.к. до сих пор, несмотря на многочисленные предложения ливийского руководства, не заключены соответствующие ни двусторонние, ни многосторонние соглашения с арабскими странами. Граждане арабских стран въезжают в СНЛАД по своим загранпаспортам без виз.
          Что касается морских судов, то их заход в территориальные воды СНЛАД запрещен, если в течение последних 4-х лет они посещали Израиль и об этом имеются соответствующие отметки в судовом журнале. В случае нарушения этого правила судам грозит штраф в размере нескольких сотен тыс.долл. Аналогичный случай имел место с российским судном «Маршал Жуков» в 1998 г.
          В паспортах иностранцев, въезжающих в Ливию, в обязательном порядке должен иметься перевод основных сведений на арабский язык. Исключение из этого требования распространяется на гостей правительства, членов экипажей морских и воздушных судов, экспертов и специалистов, прибывающих на работу в гос. или частный сектора в интересах всего ливийского общества, и иностранных рабочих, занятых в отраслях, обеспечивающих развитие государства.
          Существуют особенности для граждан США. По американскому законодательству граждане США, планирующие посетить Ливию, должны заблаговременно получить от Госдепартамента официальное разрешение на эту поездку. В противном случае по возвращении в США у них может быть отобран паспорт, а также могут последовать другие санкции. В связи с этим ливийские власти в паспортах американцев, работающих в Ливии или прибывающих с деловыми визитами, не ставят ни пограничные, ни какие-либо другие служебные отметки.
          Гражданам США и членам их семей, даже если они имеют другое гражданство, для въезда в Ливию необходимо иметь письмо от компании, зарегистрированной в Ливии, которая организует эту поездку. Письмо должно быть завизировано ливийскими иммиграционными властями.
          Для граждан ФРГ существует дополнительное требование – въездную визу для них должно оформить только посольство Ливии в ФРГ.
          Иностранцы обязаны в течение семи дней со дня пересечения границы зарегистрироваться в ближайшем от их места жительства паспортном отделе. Если иностранцы останавливаются в гостинице, то их регистрация в паспортном отделе производится служащими отеля.
          По Закону об органах местной народной безопасности, вступившему в силу в 1994 г., учет иностранцев ведут также центры местной народной безопасности. По инструкции, в этих центрах заведены соответствующие журналы: один для граждан арабских стран, другой – для всех остальных иностранцев.
          Иностранцы, получившие вид на жительство, обязаны в течение месяца со дня его получения обратиться в Главное управление паспортов и гражданства или в одно из его территориальных подразделений для оформления удостоверения личности, которое становится для них основным документом, удостоверяющим их личность на территории Ливии.
          Ряд специфических особенностей имеет таможенный режим Ливии. Действует закон, запрещающий ввоз, изготовление и употребление спиртных напитков. Закон распространяется на всех иностранцев, в т.ч. на дипломатический и административно-технический персонал посольств. При обнаружении спиртное ливийской таможней конфискуется.
          В Ливию также запрещено ввозить продукты из свинины, товары, изготовленные в Израиле, товары фирм, торгующих с Израилем, произведения печати, аудио и видеоматериалы, направленные против существующей власти, а также подрывающие основы нравственности,
          К числу товаров, запрещенных к вывозу из Ливии, прежде всего относятся товары, импортируемые страной и продаваемые на местном рынке по льготным ценам. В частности, к ним относятся автомобили «Дэу-Нэксия», «Дэу-Нубира», «Мицубиши-Галант», «Ниссан-Максима», «Тойота-Камри»; ковры, изготовленные на местной фабрике г.Бени-Валид и др. продукция.
          Свободное хождение, обмен, использование любой иностранной валюты в СНЛАД запрещены. Официально ввозимая в страну СКВ при въезде в Ливию должна быть обращена в местную валюту через отделение ЦБ на границе по официальному курсу, действующему на день обмена.
          Ввоз и вывоз местной валюты для иностранцев запрещен. Практика пользования аккредитивами не получила распространения. Возможность аренды сейфа в банке, как вид услуг, пока не практикуется, кредитные карточки в расчетах не применяются, банкоматы отсутствуют.

Страницы: 1, 2, 3


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.