РУБРИКИ

Легкая промышленность.экологические пробломы.региональная политика России.

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Легкая промышленность.экологические пробломы.региональная политика России.

Легкая промышленность.экологические пробломы.региональная политика России.

Содержание.

1.   Введение.                   

2.   Развитие и размещение отраслей легкой промышленности РФ (в целом)

3.   Экологические проблемы регионов и пути их решения.

4.   Региональная политика России.

5.   Заключение.

6.   Список литературы.

1.Введение.

В социально-экономическом плане Россия признается страной с переходной экономикой,т.е.занимает своего рода промежуточное положение между наиболее продвинутыми в этом отношении странами(страны с развитой рыночной экономикой)и развивающимися странами. 

Для экономики России характерен ресурсоемкий тип развития.

Уровень развития легкой промышленности недостаточен. Это связано с тем, что поставки сырья из среднеазиатских республик (в которых выращивается хлопок) сокращены

        Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия

В России практически перестало существовать единое экономическое пространство. Оно распалось на отдельные звенья, связанные между собой в основном лишь общей денежной единицей, да и то не полностью. Произошел разрыв хозяйственных связей, усилилась региональная замкнутость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Развитие и размещение отраслей легкой промышленности РФ (в целом).

Отрасли легкой промышленности можно разделить на три группы по особенностям их размещения. К отраслям с ориентацией на сырье относят, например, льняную промышленность; с ориентацией на потребителя — обувную и швейную; с ориентацией на оба фактора — хлопчатобумажную, шелковую, трикотажную. .

Легкая промышленность - комплексная отрасль, включающая в себя более чем 20 подотраслей, которые могут быть объединены в три основные группы:

1. Текстильная, в том числе льняная, хлопчатобумажная, шерстяная, шелковая, трикотажная, а также первичная обработка льна, шерсти, производство нетканых материалов, сете- вязальная промышленность, валяльно – войлочная, производство текстильной галантереи и др.

2. Швейная.

3. Кожевенная, меховая, обувная.

Ведущей отраслью легкой индустрии по объему производства и числу занятых является текстильная промышленность. Она включает первичную обработку сырья и производство всех видов тканей, трикотажа, текстильной галантереи, нетканых материалов и других изделий на основе волокнистого сырья. Особенностью этой отрасли является полная ориентация на привозное натуральное сырье, так как в России в силу специфики природно-климатических условий хлопчатник не возделывается. Более 80% хлопка – волокна ввозится в Россию из государств Центральной Азии. Ведущая отрасль текстильной промышленности – хлопчатобумажная, дающая более 70% всех тканей России, среди которых преобладают ткани бытового значения (ситцы, сатины, бельевые)

Швейная промышленность – вторая по объему валовой продукции отрасль легкой индустрии. Она отличается более свободным характером размещения и теснее связана с потребителем.ербайджана и примерно 10% - из стран дальнего зарубежья (Египет, Сирия, Судан)

Среди отраслей легкой индустрии кожевенно – обувной и меховой промышленности принадлежит третье место. Сюда входит производство натуральных и искусственных кож, пленочных материалов, дубильных экстрактов, мехов, овчин, обуви, меховых изделий.Размещение обувной промышленности ориентировано на потребителя, но подобно ряду других отраслей легкой индустрии эта отрасль более всего развита в европейской части страны.кожгалантереи и др..

Размещение кожевенного производства целиком зависит от мясной промышленности.

Уровень развития легкой промышленности недостаточен. Это связано с тем, что поставки сырья из среднеазиатских республик (в которых выращивается хлопок) сокращены; продукция отрасли не выдерживает конкуренции с импортными товарами, хлынувшими в Россию из-за рубежа в последние годы; почти 40% оборудования отрасли устарело. Удельный вес легкой промышленности в структуре хозяйства заметно снизился. В настоящее время товары, выпускаемые предприятиями легкой промышленности России, значительно уступают по качеству продукции развитых стран, сравнительно низка производительность труда, выше по сравнению с мировым уровнем затраты на производство продукции.

Факторы размещения предприятий легкой промышленности однообразны, однако можно выделить основные.

Сырьевой фактор особенно важен в отраслях первичной обработки, что обусловлено массовыми отходами (выход льняной соломки составляет 1/5 исходного сырья, шерсти –1/2), или в отраслях, где высока материалоемкость производства (льняная промышленность

















































































































Населенческий, т. е. потребительский фактор. Готовая продукция легкой промышленности менее транспортабельна по сравнению с полуфабрикатами. Например, выгоднее поставлять прессованный хлопок – сырец, чем хлопчатобумажные ткани.

Потребительский фактор оказывает огромное влияние на размещение предприятий отрасли. Продукция отрасли потребляется повсеместно, а массовый характер производства способствует приближению предприятий отрасли к населению. Кроме того, многие виды готовой продукции (трикотаж, обувь) малотранспортабельные и их перевозка на дальние расстояния дороже перевозки исходного сырья.

Водный фактор учитываю при размещении производства тканей и трикотажа, где процессы крашения и отделки требуют значительного количества воды.

Сырьевая база легкой промышленности Росси достаточно развита, она обеспечивает значительную часть потребностей предприятий в льноволокне, шерсти, химических волокнах и нитях, пушно-меховом и кожевенном сырье.

Основной поставщик натурального сырья для легкой промышленности – сельское хозяйство. Натуральную шерсть дают преимущественно овцы, очень небольшую долю (менее 1,5%)- козы и др. Основные регионы - поставщики сырья: Северо –Кавказский, Поволжский и Восточно-Сибирский.

Хлопчатник в России не выращивается, поэтому развитая хлопчатобумажная промышленность полностью базируется на импортном сырье. Кроме натурального сырья, в легкой промышленности широко используются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходное сырье для их производства – отходы нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основные районы – поставщики химических волокон – Центр и Поволжье, а также Западно – Сибирский, Северо – Кавказский, Центрально – Черноземный экономические районы.

Легкая промышленность представлена в каждом экономическом районе, дополняя производственный профиль территории, хотя есть и исторически сложившиеся специализированные районы, и центры развития легкой промышленности. К ним относится Центральный район, который дает большую часть текстильной продукции России, а в его рамках – Ивановская область.

       

2.Экологические проблемы регионов и пути их решения.

Негативное воздействие на природу крупных предприятий сохраняется прежде всего в сложившихся старых многопрофильных промышленных центрах. В условиях кризиса и резкого дефицита средств, все, что не истрачено, направляется непосредственно в производство. И без того крайне перегруженная инфраструктура промышленных центров (включая системы контроля и очистки) может просто не выдержать дополнительных мощностей. Сильный рост загрязнения воздуха и воды в промышленных центрах Российской Федерации создает весьма тревожную экологическую ситуацию.

Влияет на экологическую обстановку и производство низкокачественной продукции. В основном это XX век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса, и в то же время поставил жизнь на Земле на грань экологической катастрофы. Рост населения, интенсификация добычи и выбросов, загрязняющих Землю, приводят к коренным изменениям в природе и отражаются на самом существовании человека. Часть из таких изменений чрезвычайно сильна и настолько широко распространена, что возникают глобальные экологические проблемы. Имеются серьезные проблемы загрязнения (атмосферы, вод, почв), кислотных дождей, радиационного поражения территории, а также утраты отдельных видов растений и живых организмов, оскудения биоресурсов, обезлесения и опустынивания территорийхарактерно для предприятий легкой и пищевой промышленности

Значительно загрязняют атмосферу автомобильный транспорт, ТЭЦ, предприятия черной и цветной металлургии, нефтегазоперерабатывающей, химической и лесной промышленности. Большое количество вредных веществ в атмосферу поступает с выхлопными газами автомобилей, причем их доля в загрязнении воздуха постоянно растет; в России — более 30%, а в США — более 60% от общего выброса загрязняющих веществ в атмосферу.

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха регионов нашей страны — машины и установки, использующие серосодержащие угли, нефть, газ. Больше половины добываемых в европейской части страны углей содержат свыше 2,5% серы. Поэтому ежегодно в атмосферу в результате промышленной деятельности человека попадает примерно 75·106 т окиси серы, 53·106 т окиси и двуокиси азота, 304·106 т окиси углерода, 88·106 т углеводородов (предельных, альдегидных и пр.).

        Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных из них, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состояния экологического равновесия

        Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1 человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигает катастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки на одного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицит водных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников.

        Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результате непрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены на значительную глубину.

       

 Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городских территорий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, он физически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильно уничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами из атмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствует водной и ветровой эрозии.

        Растительный покров городов обычно практически полностью представлен “культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками, аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным и региональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленых насаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянно поддерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются в условиях сильного угнетения

Повышение уровня загрязнения атмосферы отмечается не только в городах и прилегающих территориях, но и в фоновых районах, выбросы большого количества диоксидов серы (более 9 млн т в год) вызывают закисление атмосферных осадков. Области повышенной кислотности зафиксированы на европейской территории России, а также в ряде промышленных районов с развитой цветной металлургией. Выпадение загрязняющих веществ на территории Российской Федерации обусловлено не только выбросами собственных источников, но и трансграничным переносом.

На территории бассейнов малых рек (длиной до 100 км), составляющих 1/3 суммарного многолетнего стока, проживает значительная часть городского и сельского населения. За последние 15-20 лет интенсивное хозяйственное использование веяных ресурсов и прилегающих земель привело к истощению, обмелению и загрязнению рек. Многолетний сброс сточных вод в объемах, сравнимых с годовым объемом стока, свел на нет способности многих рек к самоочищению, превратив их в открытые канализационные коллекторы. Бесконтрольное изъятие воды, уничтожение водоохранных полос и осушение верховых болот привело к массовой гибели малых рек. Особенно ярко этот процесс наблюдается в лесостепных и степных зонах, на Урале и вблизи крупнейших промышленных центров.

Велики отходы при заготовке и использовании леса. При переработке теряется около 20% древесины. Лесовосстановительные работы отстают от рубки леса ежегодно на 1,1 млн га. Значительный ущерб наносят пожары.

Идет процесс истощения лесов от загрязнения атмосферы вредными выбросами. Заметную роль в снижении устойчивости лесных насаждений оказывают вредители и болезни леса. Происходит увеличение площади очагов вредителей леса.

Проблемы, решаемые в каждом регионе,в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

· выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

· осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия;

· развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

· реконструкцию региональной про-мышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Природоохранное законодательство устанавливает юридические (правовые) нормы и правила, а также вводит ответственность за их нарушение в области охраны природной и окружающей человека среды. Природоохранное законодательство включает в себя правовую охрану природных (естественных) ресурсов, природных охраняемых территорий, природной окружающей среды городов (населенных мест), пригородных зон, зеленых зон, курортов, а также природоохранные международно-правовые аспекты.

Законодательные акты об охране природной и окружающей человека среды включают международные или правительственные решения (конвенции, соглашения, пакты, законы, постановления), решения местных органов государственной власти, ведомственные инструкции и т.п., регулирующие правовые взаимоотношения или устанавливающие ограничения в области охраны природной среды, окружающей человека.

Последствия нарушений природных явлений переходят границы отдельных государств и требуют международных усилий в охране не только отдельных экосистем (лесов, водоемов, болот и т.п.), но и всей биосферы в целом.

4.Региональная политика России               

                  

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также

конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Региональная политика является составной частью общегосудар­ственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполити­ческой задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могуще­ство страны.

Основы федерализма занимают очень важное место в региональной политике, фактически федерализм - это основа всей региональной политики в нашей стране,

Без четко определенной концепции региональная политика как таковая существовать и эффективно выполнять свои функции не может. Десятилетие социально-экономической нестабильности в России привело к значительному ослаблению центральной государственной власти и, как следствие, к стремлению различных регионов страны к той или иной форме самостоятельности.

Поддержка развития регионов - одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне общенационального кризиса (раздвоенность национального сознания россиян, неоднородность российских регионов).

Стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном , а стратегия всей региональной экономической политики центра должно быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости .

В России практически перестало существовать единое экономическое пространство. Оно распалось на отдельные звенья, связанные между собой в основном лишь общей денежной единицей, да и то не полностью. Произошел разрыв хозяйственных связей, усилилась региональная замкнутость.

5.Заключение.

Уступая по многим социально-экономическим параметрам развитым странам мира,Россия в то же время по территории,населению,природно-ресурсному,производственному,научно-техническому и интелектуалльному потенциалу-одна из самых значительных и мощных стран мира.

Стабилизация экологической ситуации в России во многом зависит от эффективности проводимых в стране экономических реформ, их адекватности целям формирования устойчивого типа развития российской экономики. И здесь чрезвычайно важны меры по созданию с помощью эффективных рыночных инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития всех сфер бизнеса, способствующего экологизации экономики

Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Экономическая ситуация в Российской Федерации продолжает усугублять экологическую, острота сложившихся негативных тенденций нарастает. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в окружающую среду - в кризисных условиях предприятия экономят на природоохранных затратах

Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.

Реализация основных направлений позволит повысить эффективность работы отрасли, обеспечить переход на инновационный путь развития, провести модернизацию предприятий, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и долю отечественных товаров на российском рынке, расширить экспортные возможности легкой промышленности.

Расширение рынка отечественных товаров легкой промышленности будет способствовать улучшению экономической ситуации в стране, а так же повышению долевого процента легкой промышленности в общем объеме производства.

6.Список литературы.

 1. Андронова Л.Н., Герасименко О.А., Капицын В.М. Пути выхода текстильной промышленности из кризиса.// Проблемы прогнозирования. 2000. №2.

2.Региональная экономика. Учебное пособие для вузов./ Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2003.

3.Экология и экономика природопользования:учебник для вузов Э.В.Гирусова,В.Н.Лопатина.-3-е изд.,2006.-519с.

  4.Живетин В.В.Состояние и перспективы развития текстильной и легкой промышленности.// Промышленность России. 2000. №6.

  5.Жуков Ю.В. О государственной поддержке экспорта промышленной продукции.// Швейная промышленность. 2003. №6.

                  

Региональная политика - это целостное и самодостаточное звено политической основы общества, без которого последнее, а также каждый человек в отдельности и природная среда могут лишь случайно и без гарантированного успеха существовать на каждой конкретной территории, оставаясь "наедине" с государством, его экономической, внешней, внутренней и иной политикой.

Региональная политика является составной частью общегосудар­ственной политики в области экономического и социального развития страны. Можно считать, что региональная политика — это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами на различных этапах социально-политического развития. Так, на этапе планового ведения хозяйства важнейшей внутриполити­ческой задачей являлось ускоренное развитие производительных сил восточных районов. От ее решения зависело экономическое могуще­ство страны.

Основы федерализма занимают очень важное место в региональной политике, фактически федерализм - это основа всей региональной политики в нашей стране,

Без четко определенной концепции региональная политика как таковая существовать и эффективно выполнять свои функции не может. Десятилетие социально-экономической нестабильности в России привело к значительному ослаблению центральной государственной власти и, как следствие, к стремлению различных регионов страны к той или иной форме самостоятельности.

Поддержка развития регионов - одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне общенационального кризиса (раздвоенность национального сознания россиян, неоднородность российских регионов)

стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном (9), а стратегия всей региональной экономической политики центра должно быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости (56).

В России практически перестало существовать единое экономическое пространство. Оно распалось на отдельные звенья, связанные между собой в основном лишь общей денежной единицей, да и то не полностью. Произошел разрыв хозяйственных связей, усилилась региональная замкнутость.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.