РУБРИКИ

Комплексная модель инвестиционного проекта трубопроводного транспорта

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Комплексная модель инвестиционного проекта трубопроводного транспорта

Комплексная модель инвестиционного проекта трубопроводного транспорта

Комплексная модель инвестиционного проекта трубопроводного транспорта

Т.В. Дикун

Магистральные трубопроводы представляют собой организационную систему, сложность которой определяется не только объемами строительства, но и распределенным характером строительного процесса. Управленческие решения часто приходится принимать в ситуациях, ранее не встречавшихся, поскольку полное совпадение ситуаций в трубопроводном строительстве - событие весьма маловероятное. Вероятностный характер строительного процесса связан как с неоднозначностью целей и альтернатив действий при принятии управленческих решений, так и с учетом множества факторов: рассредоточенности объектов, необходимости жесткого взаимодействия трубопроводостроительных организаций в процессе работы, сложности транспортных связей, схем материально-технического снабжения и перебазировки техники, неравномерности объемов выполняемых по срокам работ и соответственно неравномерности потребления ресурсов.

Строительство осуществляется большим числом подрядчиков, деятельность которых необходимо координировать. Взаимосвязанность работ, выполняемых различными подрядчиками, вызывает необходимость организации мониторинга и прогнозирования хода выполнения работ с тем, чтобы своевременно реагировать на возникающие отклонения и адаптировать проектные решения в соответствии со складывающейся ситуацией.

В настоящее время в нефтегазовой отрасли страны сложилась парадоксальная ситуация: количественный рост информационного потока, с одной стороны, и ограниченность его использования в реальном секторе трубопроводного строительства, с другой. Этот разрыв все время увеличивается, объем невостребованного промышленным сектором интеллектуального продукта принимает невосполнимый характер. Например, проектная документация строительства магистрального трубопровода в среднем состоит из более чем 100 книг. С учетом того, что в среднем насыщенная графикой электронная версия одного тома проектной документации занимает около 5 Мб, объем информации по одному только проекту составляет около 500 Мб. Поскольку скорость восприятия информации человеком, согласно оценкам психологов, составляет в среднем 16 бит/с и одновременно в его сознании удерживается 160 бит, отсутствие необходимого инструментария при работе с проектами неизбежно определяет потерю или неиспользование части информации, снижает эффективность инвестиционных, проектных и строительных решений.

Негативным фактором являются наметившиеся тенденции к физическому износу и потере архивных данных, хранимых, как правило, в бумажном виде. Проектные институты даже одной отрасли не взаимодействуют в вопросах использования накопленных знаний в процессе принятия технических решений и часто выполняют проектирование объекта без учета технологических знаний в других институтах, так как не обеспечены едиными принятыми в отрасли требованиями, методологиями и программными продуктами. Из-за этих причин подрядчики не используют прогрессивные методы строительства объектов на основе знаний, полученных коллегами-смежниками при строительстве магистральных трубопроводных систем.

У эксплуатирующих организаций нет полного банка данных по магистральным трубопроводам. Документация «как построено» не имеет единого формализованного документа для современного хранения потоков информации. Отсутствие систематизированной исполнительной документации проявляется только после возникновения на трубопроводе аварийных ситуаций, что создает для эксплуатационных служб проблемы при их устранении, а также при осуществлении плановых ремонтов и реконструкции.

В связи с проведением земельной реформы обострились вопросы, связанные с нарушениями режима ограниченного землепользования в зонах технологических коридоров трубопроводов. Во многих случаях отсутствует паспортный учет прокладываемых сторонними организациями инженерных коммуникаций, которые пересекают магистральные трубопроводы и не отражены в архивных проектных материалах. В то же время специфика поддержания транспортной системы в надлежащем техническом состоянии требует точной территориальной привязки данных по внутритрубной дефектоскопии и обследований трубопровода с последующим геомониторингом системы.

На современном этапе необходимость совершенствования методов управления проектами связана с внедрением передовых информационных технологий, что обеспечивает возможность построения множества программ, реально выполняемых с точки зрения технологии и организации строительных работ. Информационное обеспечение процессов принятия решений при проектировании, строительстве, эксплуатации, территориальном контроле над линейной частью, технологическими объектами магистрального трубопровода возможно только на основе полноценного использования информационного потенциала, накопленного участниками инвестиционного процесса на каждой стадии реализации проекта.

Необходимость разработки комплексной информационной модели для решения задач проектирования, строительства и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта в процессе управления инвестиционными проектами очевидна. Практика показывает, что для построения указанной модели следует идентифицировать потоки информации по стадиям реализации и иерархическим уровням инвестиционного проекта трубопроводного транспорта, систематизировать подходы к информационной подготовке принятия решений и комплексному представлению проблемных ситуаций и вариантов решений, необходимых при реализации инвестиционного проекта трубопроводного транспорта. Кроме того, нужно разработать методы оценки изменения параметров информационного потенциала при решении задач проектирования, строительства и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта, создать практические рекомендации по структуре комплекса технических и программных средств для функционирования информационной модели инвестиционного проекта трубопроводного транспорта.

Проектные и строительные компании используют широкую гамму программ управления проектами, представленных на российском рынке, таких как Aveva, Microsoft Project, Primavera Project Planner, Spider Project, Time Line и др. Все программные комплексы имеют свои преимущества и недостатки. Для формирования единой информационной модели и системы ее информационного обеспечения при решении задач проектирования, строительства и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта следует унифицировать применяемые ресурсы и средства.

С целью эффективной информационной поддержки реализации проекта трубопроводного транспорта необходимо использовать алгоритм, включающий:

- системную декомпозицию информационных потоков по стадиям реализации проекта;

- систематизацию и формализацию процессов сбора и обработки информации, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации трубопроводов;

- информационную интеграцию данных за счет стандартизации информационного описания объектов управления;

- разделение программ обработки данных на основе стандартизации структур их обработки, безбумажного представления информации и интерфейсов доступа к ним;

- комплексное представление проблемных ситуаций и формализацию целей, а также методов решения задач при реализации инвестиционного проекта трубопроводного транспорта по заданным критериям;

- адаптивное управление ресурсами, исходя из необходимости учета изменения параметров в процессе проектирования, строительства и эксплуатации;

- организацию информационных потоков и оперативную передачу данных среди всех участников инвестиционного проекта;

- экологический мониторинг;

- дополнительную обработку данных, связанную с генерацией отчетов всех уровней;

- паспортизацию объектов газотранспортной системы.

Информационная модель инвестиционного проекта должна обеспечивать расчет плановых сроков выполнения работ, определение распределения во времени потребности в основных материалах и необходимых затрат на реализацию проекта и его отдельных стадий, а определение распределения во врем финансовых потребностей проектных потребностей в трудовых ресурсах и рудовании, учет выполнения работ и их основных фактических характеристик (выполненных объемов, затрат ресурсов и финансовых средств, использования трудовых ресурсов и оборудования), оперативную корректировку планов выполнения работ в соответствии с ходом реализации проекта, прогнозирование сроков выполнения и других характерик работ в откорректированных планах, сравнение новых значений с базовыми, контроль выполнения контрактных обязательств.

Информационная модель инвестиционного проекта трубопроводного транспорта должна удовлетворять запросы следующих потребителей:

- владельца трубопровода - для перспективного и оперативного принятия управленческих решений;

- изыскательских организаций - для сокращения объемов изысканий под реконструкцию объекта;

- проектных организаций - для использования накопленной базы данных при проектировании;

- экономических служб - для подготовки оперативных инвестиционных решений;

- строительных организаций -организации и своевременного выполнения строительно-монтажных работ;

- эксплуатирующих организаций -текущего обслуживания и совершенствования технологии производства;

- ремонтно-строительных предприятий - для проведения плановых и внеплановых ремонтно-восстановительных работ и модернизации трубопроводов и оборудования;

- надзорных органов - для проведения государственной приемки, инвентаризации объекта, его сертификации по технологии производства и промышленной безопасности.

Журнал «Нефтяное хозяйство» № 5, 2006




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.