РУБРИКИ

Калининградская область - особая экономическая зона

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Калининградская область - особая экономическая зона

Из экономических проблем наиболее болезненная для Калининградской области - транзит. В июле 1993 г. Литва ввела в действие ряд ограничений, препятствующих автомобильному провозу транзитных российских грузов на территорию Калининградской области. Среди них принудительное полицейское сопровождение грузов (за счет проезжающих), транзитный залог и т.д. Залог в определенных случаях достигает 10 тыс. долларов, или 70% стоимости перевозимых грузов. С 1 июля 1994 г. литовские железные дороги ввели жесткий порядок взимания так называемых провозных платежей. При этом российским экспортерам надо платить за транзит тонны груза до Калининграда (расстояние по литовской территории 232 км) 8 швейцарских франков и только 2,67 франка за транспортировку той же самой тонны груза до порта Клайпеда (расстояние - 432 км).

В итоге Калининградский порт за счет перераспределения грузов в пользу портов стран Балтии несет серьезные убытки. В настоящее время ведутся переговоры рабочих групп экспертов Калининградской области и Литовской Республики, идет поиск компромиссных вариантов.

Если вопросы гражданского транзита более или менее успешно решаются, то проблема военного транзита долго оставалась открытой. Сами по себе военные перевозки в область и из области невелики - военные грузы России составляют лишь 1% от объема грузопотока, идущего через Литву. При этом собственно военный транзит (военнослужащие, техника и оружие) составляет лишь долю процента, остальное - предметы снабжения войск. Но вопрос приобрел отчетливо выраженную политическую окраску. Литовская оппозиция утверждала, что военный транзит - это “новая волна русской экспансии в Литве”, “втягивание Литвы в постсоветские структуры СНГ”. Тем не менее в начале 1995 г. правительство Литвы продлило до 31 декабря 1995 г. существовавший ранее порядок перевозки военных и опасных грузов (утвержден соглашением правительства Литвы и России от 18 ноября 1993 г.). С тех пор этот порядок транзита регулярно продлевается на следующий год. В ответ Россия уведомила Литву, что вступил в силу договор между правительствами Литвы и РФ о торговых и экономических отношениях, подписанный премьерами двух стран в Вильнюсе 18 ноября 1993 г., и, следовательно, для Литвы начал действовать режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Между Россией и Литвой ведутся переговоры о делимитации морских, речных и сухопутных границ. Здесь существует несколько моментов, требующих сближения позиций. Первый - это делимитация в Балтийском море и Куршском заливе, где существует спор о принадлежности месторождения нефти Д-6. Второй момент связан с Виштынецким озером, где до распада СССР административная граница, которая теперь объявлена государственной, проходила по литовскому берегу, что не вполне устраивает теперь наших соседей.

Несмотря на имеющиеся трудности и взаимное непонимание, главное в отношениях России и Калининградской области как ее части и Литвы все же, как представляется, заключается в том, что стороны постепенно, не без трудностей, находят цивилизованные пути решения проблем. Так, к примеру, Литва предоставила льготы в отношении транзита цветных металлов 25 калининградским промышленным предприятиям. Отмечается продвижение вперед и в других проблемных ситуациях, связанных с транзитом.

В 1994 г. в Калининграде открыто литовское консульство, а в Вильнюсе - представительство Калининградской области. Калининградские власти имеют налаженные контакты с литовскими властями, конструктивно участвуют в российско-литовских переговорах по экономическим и политическим вопросам. Работают пограничные переходы. Налаживается деловое сотрудничество между калининградскими и литовскими предпринимателями. Подписаны соглашения о сотрудничестве между администрацией Калининградской области и Каунасским, Клайпедским, а также Паневежским уездами Литвы.

Хотя объемы взаимных хозяйственных связей пока не так велики как раньше, позитивные процессы здесь развиваются и имеют хорошие перспективы. Ведь еще 5 лет назад степень экономического взаимодействия Литвы и Калининградской области была достаточно высока. Сейчас разорваны почти все связи по кооперации предприятий, многократно сократился объем товарооборота.

Если в 1990 г. из Литвы в Калининградскую область поставлялось более 40 наименований продукции производственного назначения (особенно много - стройматериалов и топлива), то в 1993 г. - лишь 10 наименований, причем почти по всем видам поставки резко сократились. Из Калининградской области в Литву уменьшились объемы основных поставляемых товаров - целлюлозы, деловой древесины и пиломатериалов, кокса, почти полностью прекращена продажа продукции машиностроения (возросли лишь поставки бумаги, картона и кормовых белков).

Потери несут и Литва, и Калининградская область. Особенно очевидно это на примере нефти и нефтепродуктов: если раньше добываемая в области нефть перерабатывалась на Мажейкяйском заводе, а область получала из Литвы необходимые нефтепродукты, то теперь все связи области замыкаются на удаленные предприятия Российской Федерации и Украины. Это намного увеличивает транспортные расходы и удорожает стоимость топлива.

Но объективная необходимость экономического сотрудничества дает о себе знать. В 1995 г. Литва стала для Калининградской области ведущим поставщиком импортных товаров (18,3% областного импорта), опередив Польшу. На территории области создаются совместные российско-литовские предприятия (199 на 1 ноября 1996 г.), особенно в сфере строительства, торговли и туризма. Литовские фирмы ведут строительные работы в Калининградской области.

В конце 1994 - начале 1995 гг. ученые Калининградского государственного университета и Балтийского научного центра под руководством профессора В.В. Ивченко разработали проект основных направлений и мероприятий взаимовыгодного сотрудничества Калининградской области с Литовской Республикой на 1995-1998 гг. В области, согласно проекту, будут предприниматься усилия по восстановлению уровня связей 1990 г. Перспективное сотрудничество может развиваться в торговле, производственной кооперации, строительстве, транспорте, культуре и науке. Предполагается развитие благоприятного погранично-таможенного режима. Можно надеяться, что усилия по развитию связей будут двусторонними, поскольку они взаимовыгодны. Это позволит успешнее решать и политические проблемы к взаимовыгоде обеих сторон.

С развитием обоюдного экономического и культурного сотрудничества добрососедские отношения Калининградской области и Литвы будут улучшаться. И, можно надеяться, претензии и требования литовской стороны по изменению статуса области будут иметь под собой все меньшую социальную базу, поскольку население сможет ощутить выгоду не конфронтации, а совместной плодотворной деятельности в сфере экономики и культуры.

Большое значение для Калининградской области имеет развитие конструктивных отношений с Польшей.

До начала 90-х гг. Калининградская область фактически оставалась в стороне от экономического взаимодействия между бывшим СССР и Польшей. Отношения с польскими соседями сводились к символическим мероприятиям типа обмена делегациями, встреч на границе, Дней дружбы и т.д., что, разумеется, не могло заменить полнокровных экономических связей. Сейчас ситуация изменилась. Отношения между областью и Польшей развиваются, пожалуй, более динамично, чем российско-польские отношения в целом.

В Польше имеются и политические круги, не способствующие развитию добрососедства и ставящие под сомнение нынешний статус Калининградской области, но они не обладают сколь-нибудь серьезным политическим весом. Значительно более распространено представление об области как об окне на емкий восточный, прежде всего российский, рынок, о месте для развития широко понимаемых культурных связей с Российской Федерацией.

Открытие во второй половине 1992 г. польского генерального консульства, первого консульства зарубежной страны в Калининграде (позднее открыто литовское консульство), является выражением взаимной заинтересованности в сотрудничестве.

Выгоды географического положения Калининградской области, обеспечивающей выход на обширный российский рынок, настолько интересуют поляков, что они готовы участвовать в конкурентной борьбе за экономические связи и влияние в Калининградской области.

На Польшу в 1995 г. приходилось 9,8% внешнеторгового оборота предприятий и организаций Калининградской области, 2% экспорта и 16,3% импорта. По доле во внешнеторговом обороте региона она уступала только Литве. По состоянию на 1 ноября 1996 г. на территории Калининградской области создано и зарегистрировано 381 предприятие с польскими инвестициями, что составляет около одной трети от общего числа предприятий с иностранными инвестициями. 22 мая 1992 г. заключено соглашение между Российской Федерацией и Республикой Польша о сотрудничестве Калининградской области с северо-восточными воеводствами Польши. Глава администрации Калининградской области Ю.С. Маточкин правительством Российской Федерации назначен уполномоченным по развитию отношений с северо-восточными воеводствами Польши. Аналогичная должность уполномоченного введена в Совете Министров Республики Польша. В сентябре 1992 г. и июне 1993 г. прошло два “круглых стола”, на которых в дополнение к этому соглашению были разработаны основы механизма сотрудничества по таким направлениям, как развитие транспортной системы, связи, сельского хозяйства, совершенствование пограничных отношений и т.п. В октябре 1994 г. в Светлогорске прошло заседание российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и регионов Республики Польша (этот Совет как рабочий орган уполномоченных двух правительств был создан в ходе работы второго российско-польского “круглого стола”). В октябре-декабре 1994 г. провели первые заседания комиссии Совета по погранпереходам, энергетике и использованию топливно-энергетических ресурсов, территориальному планированию, борьбе с преступностью, транспорту и судоходству и приступили к реализации проектов на 1995 г. В июле 1995 г. в Голдапе (Польша) было проведено второе заседание российско-польского Совета, в июне 1996 г. в Калининграде - третье.

Приграничное сотрудничество уже принесло свои первые плоды. Через многочисленные погранпереходы идет активное трансграничное сообщение. В Гданьске открыто представительство Калининградской области, выполняющее также функции информационно-торгового центра, в Калининграде - польское генеральное консульство. Создана торгово-промышленная палата “Гданьск-Калининград”.

И все же, думается, потенциал калининградско-польского сотрудничества еще далеко не исчерпан. Предстоит постепенно совершенствовать структуру взаимной торговли, стремиться к ее большей сбалансированности. Большинство российско-польских предприятий и предприятий со 100-процентным польским участием невелики и ориентированы на торговлю и посредничество, а не на производство товаров и услуг. Несмотря на то, что по договору между СССР и Польшей от 1945 г. польская сторона получила право открытого входа в Калининградский (Вислинский) залив через Балтийский пролив, условия для прохода судов непосредственно в Эльблонг и другие польские порты (Фромборк, Толькмицко, Крыница-Морска) не были оговорены и созданы. Вопросы обустройства фарватера, обеспечения аварийно-спасательной службы являются предметом переговоров делегаций Российской Федерации и Республики Польша. По данной проблеме уже подготовлен проект межправительственного соглашения. Существуют определенные разногласия в интересах сторон - так, для Польши автострада Калининград -Эльблонг, судя по всему, не относится к приоритетным инфраструктурным проектам.

К спорным вопросам относится и упоминавшийся выше проект создания транспортного коридора между Калининградской областью и Белоруссией через территорию Польши как альтернативы литовскому маршруту. Эта идея появилась еще в 1992 г., а в октябре 1994 г. она впервые была официально признана на заседании российско-польского Совета по сотрудничеству Калининградской области и северо-западных регионов Польши. Там же было принято решение об открытии погранперехода Гусев - Голдап. Летом 1995 г. российско-польский комитет по транспорту принял решение о необходимости разработать трехстороннее соглашение (РФ, Польша, Белоруссия), которое бы позволило расширить сотрудничество. При этом обязательство разработать концепцию движения взяла на себя польская сторона. Однако в марте 1996 г. поляки крайне болезненно отреагировали на интерпретацию проекта транзитной магистрали Президентом России. Причин тут несколько. Во-первых, у поляков вызывает болезненные исторические ассоциации само слово “коридор”, хотя применительно к транспорту этот термин является в Европе общеупотребительным, а Россия никогда не ставила вопроса о какой-либо экстерриториальности будущей трассы. Во-вторых, имеются экологические и экономические причины. Новая магистраль прошла бы через заповедные места (Августовская пуща) и, кроме того, оттянула бы часть российских и белорусских грузов от польских портов Гданьск и Гдыня. В-третьих, Польша не намерена портить отношения с Литвой, чьи экономические интересы от переориентации грузопотоков неминуемо пострадают. И наконец, резкость высказываний польского руководства можно объяснить и внутриполитическими причинами. Польская оппозиция постоянно обвиняет находящихся у власти левых демократов в традиционно лояльном отношении к Москве, и тем приходится выглядеть в отношениях к России “святее Римского папы”. Так или иначе, польский президент А.Квасьневский дал понять, что речь будет идти не о строительстве новых коммуникационных маршрутов, а о модернизации существующих дорог, по которым сможет ездить любой транспорт. То, что транзитные перевозки в интересах Калининграда могут выполняться по существующим в Польше автодорогам и через существующие погранпереходы, зафиксировано и в протоколе III заседания Совместной российско-польской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (апрель 1996 г.).

Отметим также развитие сотрудничества вузов Калининграда и Польши. Дважды проводились встречи ректоров вузов северо-восточных воеводств Польши и Калининграда. Развиваются двусторонние договоры - Калининградский государственный университет имеет договоры с университетами Гданьска, Познани, Щецина, Гданьской Политехникой, Высшей педагогической школой Ольштына и Гданьской высшей школой физвоспитания.

Тем не менее, несмотря на определенный прогресс, координация между северо-восточными воеводствами Польши и Калининградской областью пока еще не стала постоянной и в полной мере эффективной. Предстоит еще многое сделать, чтобы российско-польская граница из барьера окончательно превратилась бы в зону контактов между нашими странами. Существенной предпосылкой для рентабельного хозяйственного взаимодействия (в том числе и в таких сферах, как производственная кооперация, туризм, финансы, беспошлинная приграничная торговля, взаимный обмен рабочей силой и т.д.) является развитие экономического потенциала северо-восточных воеводств Польши и Калининградской области.

Говоря о соседях Калининградской области, нельзя не сказать о Германии, прямо не граничащей с областью. Во-первых, Калининградская область - бывшая немецкая земля, она продолжает оставаться частью немецкой истории, многие немцы родились и жили до войны здесь и испытывают вполне понятную ностальгию по родным местам. Во-вторых, в отечественной и зарубежной печати неоднократно поднималась проблема “германизации” Калининградской области, создания на ее территории немецкой балтийской республики или даже возвращения области Германии. Существование такого рода мнений дает дополнительное основание уделить вопросу отношений Калининградского эксклава России и Германии особое внимание. И наконец, Германия и сегодня является одним из важнейших экономических партнеров области (как, впрочем, и Российской Федерации в целом).

Прежде всего следует отметить, что официальный Бонн однозначно считает Калининградскую область частью Российской Федерации. Постоянно отмечается, что границы двух стран закреплены окончательно в договоре “2+4”, подписанном 12 сентября 1990 г., и это отвечает собственным жизненным интересам Германии. Ведь договор затрагивает и многие другие территории таких стран, как Польша, Франция, Литва...

По объему инвестиций в экономику области ФРГ занимает только седьмое место, уступая Белоруссии, Великобритании, Швеции, Франции и даже Маршалловым островам и Панаме (2,9% зарубежных средств в уставных фондах предприятий с иностранным участием или около 4,6 млрд. руб.), однако идет на втором месте вслед за Польшей по числу совместных предприятий (238 на 1 ноября 1996 г.). При этом 3/4 производства и 1/10 товарооборота падает на два предприятия - целлюлозно-бумажный завод “Цепрусс” и строительную фирму “Россбан”, ведущую строительство автомагистрали от Калининграда к госгранице (участок так называемой “Берлинки”). Услуг более чем на 1 млрд. руб. (0,2 млн. долларов) каждая оказывают туристические фирмы “Балтик скан интернационал” и “Идеал-сервис”, гостиница и ресторан “Балткомпани-А”. Несколько торговых фирм имеют товарооборот более 1 млрд. руб., остальные СП - в основном мелкие торговые, туристические и консалтинговые фирмы.

Внешнеторговый оборот с Германией (73 млн. долларов в 1995 г.) уступал только товарообороту с Литвой и Польшей. Экспорт из Калининградской области в Германию в 1995 г. уступал только экспорту в Швейцарию. Однако импорт в область из Германии (48 млн. долларов) был больше экспорта почти в 2 раза. Это 8,6% всего импорта области. Калининград имеет небольшое значение для немецкой экономики как рынок, но представляет определенный интерес в силу своего выгодного географического положения. Вместе с тем из-за политической деликатности вопроса о Калининграде официальная немецкая позиция по экономическому проникновению в этот регион является очень осторожной. Существует мнение, что инвестиции в региональную инфраструктуру предпочтительно осуществлять через фонды развития ЕС и совместные проекты с польским, например, участием. Немецкие политики и лица, принимающие решения в области экономики, хотят вовлечь регион в такие формы кооперации, которые будут определены не только одной стороной, а вписаны в более широкие рамки, координируемые ЕС, Европарламентом и другими многонациональными европейскими институтами. Упор также делается на то, что решение о развитии такой кооперации должно прийти из Москвы.

Говоря о взаимоотношениях области и Германии, нельзя не коснуться проблемы переселения в область российских немцев. Идея такого переселения и создания здесь немецкой автономной республики впервые появилась еще в середине 60-х гг. Одним из наиболее горячих пропагандистов данного проекта стал московский публицист К. Видмайер. Новое развитие идея получила на рубеже 80-х и 90-х годов. Одновременно увеличился и приток немцев из России и других республик бывшего СССР (а ныне суверенных государств) в Калининградскую область. Если по переписи 1989 г. в области было 1,3 тыс. немцев, то к началу 1996 г. их число увеличилось до 5,2 тыс. Иногда встречающиеся в печати оценки численности немцев в Калининградской области в 15-17 тыс. человек являются явно завышенными. Официально Германия не поощряет переселение немцев в Калининградскую область и не намерена способствовать созданию там компактных немецких поселений. Подавляющая часть средств, выделенных в бюджете ФРГ на помощь российским немцам, идет в Поволжье и Сибирь. Что касается планов создания в Калининградской области балтийской немецкой республики, то подобного рода идеи расцениваются как “бредовые” (О. фон дер Габлентц, посол ФРГ в России в первой половине 1990-х годов).

После открытия области для иностранцев сюда стали прибывать из Германии так называемые “ностальгические туристы”, уроженцы Восточной Пруссии и их потомки. Пик посещения области немецкими туристами пришелся на 1993 г. - 44 тыс. чел. Затем этот вид туризма пошел на спад, и в 1995 г. область посетило только 29,4 тыс. туристов из Германии. Тем не менее туризм (не только “ностальгический”) способствовал контактам между людьми и стал одним из факторов возрождения интересов к истории края и немецкому культурному наследию. Несомненным результатом совместных усилий немецкой и калининградской интеллигенции является открытие “Немецко-Русского Дома”, установка памятника великому И. Канту, открытие мемориальной доски немецкой поэтессы А. Мигель, выход в свет сборника переводов стихов кенигсбергских поэтов, празднование в 1994 г. 450-летия Кенигсбергского университета - Альбертины. Начата реставрация разрушенного в гг. войны Кафедрального собора. Думается, что нелепо воспринимать все это как некую немецкую культурную экспансию. Немецкая культура и немецкая история края вышли из-под запрета, становясь частью культурной жизни российской Калининградской области.

На повестке дня стоит активизация традиционных торгово-экономических связей Калининградской области с Белоруссией. Не секрет, что экономический интерес этой республики к нашему региону уменьшился - не в последнюю очередь из-за дороговизны калининградских портов, которым белорусы были вынуждены предпочесть более дешевые услуги Клайпедского и Гданьского портов. Тем не менее белорусы создавали в нашем регионе СП (на 1 ноября 1996 г. в области зарегистрировано 29 предприятий с белорусскими инвестициями), развивались и прямые контакты предпринимателей и предприятий (так, например, калининградское АО “Цепрусс” поставляет целлюлозу на Слонимскую фабрику в Гродненскую область, белорусские строители строили дорогу в районе пограничного перехода Гусев - Голдап и т.д.). Несмотря на то, что потенциал сотрудничества далеко не исчерпан, взаимный товарооборот Калининградской области и Белоруссии уже составляет более 70 млн. долларов в год. Белоруссия является в Калининградской области ведущим иностранным инвестором (на нее приходится 2/3 от суммы иностранных инвестиций в уставных фондах предприятий с зарубежным участием). 14 марта 1996 г. с визитом в Минске состоялись переговоры между Калининградской областью и Белоруссией. Одним из основных обсуждавшихся вопросов было использование Белоруссией калининградского портового хозяйства. Был проявлен интерес к поставкам рыбопродукции, заключено соглашение о сооружении в Калининградской области силами белорусских строителей линии электропередач, объектов энергоснабжения (это особенно ценно потому, что в нашем регионе нет специализированных строительных организаций этого профиля). В перспективе возможно сооружение на заводе “Янтарь” судов для белорусского торгового флота (местом базирования которого может стать Калининград). Обсуждался вопрос и о транзитном коридоре (маршруте) “Калининград - Гусев - Сувалки - Гродно”. Стороны, несмотря на негативную реакцию Польши, заявили, что Калининград и Минск будут на всех уровнях добиваться компромиссного решения этого вопроса. Было выражено мнение, что Калининградской области и Белоруссии стоило бы обменяться представительствами, а также ввести в Калининграде должность почетного консула Белоруссии. Подписаны соглашения о сотрудничестве Калининградской области с Гродненской и Минской областями и шестью министерствами Белоруссии. Калининградская область, таким образом, впервые реализовала право, предоставленное ей Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и Калининградской области - осуществлять прямые контакты с министерствами других стран.

Калининградская область не имеет сухопутной границы с Северными странами, но к восточной части Дании и южной Швеции расположена ближе, чем к какому-либо региону России. В силу географической близости, а также исторического и экономического факторов область давно вызывает повышенный интерес стран Северного сотрудничества. Правда, еще пять лет тому назад закрытость области, мнимая “военная угроза” от нее (в частности, “перископный синдром” - поиск “русских” подводных лодок в территориальных водах Швеции) не давали нашим соседям преодолеть барьер в налаживании взаимных контактов.

Важным шагом в устранении такого барьера явился визит в Калининград в 1993 г. генерального секретаря Совета Министров Северных стран Пэра Стенбека, заявившего о необходимости большего внимания к Калининградской области в программах для соседних территорий Севера. Интерес Северного Совета к нашей области выразился в прибытии в августе 1994 г. делегации парламентариев из Дании, Швеции, Финляндии и Норвегии, а также участников международной конференции “Идеи совместной безопасности в Балтийском регионе”, организованной финским Комитетом за европейскую безопасность при поддержке Северного Совета (ноябрь 1994 г.).

Серьезной проблемой, сдерживающей дальнейший рост связей с Северными странами, является визовая проблема. Для того чтобы поехать в одну из северных стран (при этом воспользоваться коротким и удобным авиа- или паромным сообщением на Копенгаген, Карлскруну или Мальмё), надо ехать за визой в Москву. Поэтому администрацией области поставлен вопрос перед МИДом РФ с просьбой оказать помощь в открытии консульского учреждения одной из северных стран в Калининграде, которое могло бы выдавать россиянам визы.

В развитии взаимных отношений важную роль играют и другие организационные вопросы. Так, сотрудничество выиграло бы значительно, если бы в Калининграде было также организовано Информационное бюро Северных стран, какое уже создано в 1992 г. в Вильнюсе, Риге, Таллине, а в 1995 г. в Санкт-Петербурге.

Тем не менее уже сейчас сотрудничество Калининградской области с Северными странами развивается все активнее, в особенности со Швецией и Данией.

Серьезным толчком к расширению сотрудничества со Швецией стал визит в мае 1994 г. в Калининград министра иностранных дел Швеции г-жи М. аф Угглас. Это был первый визит главы иностранного внешнеполитического ведомства в Калининградскую область.

В Калининградской области организовано 11 российско-шведских предприятий. В частности, шведам принадлежат почти все акции бывшего автогенного завода, и теперь АГА-КАЗ (АГА - шведский концерн) обеспечивает кислородом, ацетиленом, аргоном предприятия области и осуществляет поставки в Литву, Латвию, Белоруссию. Ведется строительство нового ацетиленового цеха. С 1993 г. инвестиции в предприятие составили 2,1 млн. долларов США.

Помочь шведам выйти на наш рынок призван действующий в Калининграде Балт-бизнес - центр “Швеция-Калининград”, являющийся одним из подразделений Балт-бизнес - центра в Карлскруне.

Еще более важно, что со второй половины 1994 г. шведские государственные и коммерческие структуры стали осуществлять конкретные проекты сотрудничества в различных сферах. Прежде всего шведские партнеры заинтересованы в реализации проектов, связанных с вовлечением российской анклавной территории в региональную экономику, использованием ее уникального положения для устойчивых связей с Россией. Речь, прежде всего, идет о проекте ЮНИДО по реструктуризации экономики области, на который Швеция выделила на первом этапе 70 процентов от всей суммы средств. Работа экспертов, в том числе шведских, по первой фазе проекта ЮНИДО завершена в декабре 1995 г. В октябре 1996 г. начал осуществляться следующий этап этого проекта, он финансируется Швецией, Норвегией, Данией и Финляндией.

Большое значение для будущего десяти стран бассейна Балтийского моря, в том числе Северо-Запада России, имеет инициированный в 1992 г. шведской стороной проект “Видение и стратегия развития Балтийского региона - 2010” (ВАСАБ-2010). Калининградские эксперты активно участвовали в деятельности рабочих органов этого проекта, а также в последних министерских конференциях в Гданьске и Таллинне, вносили существенные коррективы в результирующие материалы, подготовленные западными специалистами.

Следует также отметить, что Швеция - единственная страна, кроме Германии, оказывающая Калининграду гуманитарную помощь. По инициативе известного предпринимателя Мальте Польссона в 1994 г. была дважды организована поставка в область специального оборудования для интернатов престарелых.

К числу наиболее значимых для области проектов, осуществляемых шведами, относятся проекты управления водным хозяйством Вислинского залива, перевод котельных в Черняховске и Полесске с мазута на экологически чистое топливо - отходы деревопереработки, утилизация органических удобрений.

Не менее важными представляются связи между шведскими и калининградскими учебными заведениями. В 1995 г. подписаны двусторонние договоры о сотрудничестве КГУ с Лундским университетом и шведским Балтийским институтом (Карлскруна), для студентов отделения английской филологии КГУ начато преподавание шведского языка.

Дания продолжает занимать одно их видных мест во внешних связях области, хотя объем датских инвестиций и число совместных российско-датских предприятий в Калининградской области не столь значительны. При этом помимо двух российско-датских совместных предприятий, зарегистрированных в Калининграде, действует еще несколько зарегистрированных в Дании.

С октября 1993 г. открыто прямое авиасообщение Калининград-Копенгаген, выполняемое самолетами скандинавской авиакомпании SAS четыре раза в неделю. С помощью SAS намечено строительство международного аэропорта в Храброво.

Датской стороной выделено около 50 тыс. долларов США на первую стадию проекта ЮНИДО. Консалтинговые фирмы Дании активно ищут пути для участия в бизнес-планах и технико-экономических исследованиях предприятий области, используя возможности как своих государственных фондов, так и финансовых институтов ЕС.

В текущем году с участием партнеров из Дании продолжали развиваться следующие направления: экология, подготовка кадров, речной транспорт. Широко используются возможности программы “Борнхольм - Балтийский остров образования”. В январе-апреле 1995 г. на Борнхольме прошли подготовку три калининградские группы (местное самоуправление и бизнес, профессиональное образование, социальная работа). По итогам этой программы в октябре 1995 г. в Калининграде состоялась международная конференция по проблемам стабилизации калининградского регионального рынка рабочей силы.

По линии областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов совместно с датскими фирмами завершается техническое проектирование строительства очистных сооружений в областном центре, ведется рабочее проектирование полигона и завода по утилизации твердых бытовых отходов.

Администрация г. Калининграда работает с датской стороной над проектами создания информационного центра и кадастровой системы.

В апреле 1995 г. в Калининграде побывала третья по счету представительная делегация датских деловых кругов во главе с послом Дании в Российской Федерации Хенриком Р. Иверсеном. Посол подтвердил заинтересованность своей страны в развитии Калининградской области как крупного экономического и транспортного центра, снижении здесь концентрации войск. Датская сторона готова активно сотрудничать в развитии портового хозяйства области, в том числе строительстве порта Балтийск-Восточный.

В то же время в сотрудничестве с Данией имеются неиспользованные потенциальные возможности. Так, до сих пор датчане не проявляли интереса к развитию сотрудничества в сельском хозяйстве, обмену студентами и преподавателями вузов. Весьма слабо осуществляется кооперация в рыбном хозяйстве.

Главным образом в силу относительной географической удаленности, а также ориентации во взаимоотношениях на северные регионы России сотрудничество области с Финляндией, Норвегией и Исландией до последнего времени ограничивалось связями между отдельными компаниями и предпринимателями. В области зарегистрировано пять российско-финских предприятий и ни одного с норвежским или исландским капиталом.

Тем не менее, в рамках деятельности Российско-Финляндской комиссии по экономическому сотрудничеству были отобраны три инвестиционных проекта по Калининградской области. МИД Финляндии выразил через посольство России в Хельсинки свою заинтересованность в установлении более тесных связей с областью как по государственной, так и по коммерческой линиям. Перспективным представляется сотрудничество с финской стороной в дальнейшей проработке проектов региональных автомагистралей ВИА-Балтика и ВИА-Ганзеатика.

Ряд норвежских компаний начали работу с мэрией областного центра и АО “Янтарьэнерго” по вопросам энергосбережения, восстановления малых гидроэлектростанций на наших реках.

В расширении связей с Южной Норвегией и Финляндией важную роль могло бы сыграть установление побратимских отношений области с провинциями этих стран, как это имеет место с провинцией Блекинге (Швеция).

С Исландией представляется перспективным сотрудничество в рыбной отрасли.

Калининградская область: предвидимое будущее

Правительственные круги всех заинтересованных государств однозначно признают суверенитет Российской Федерации над Калининградской областью. В то же время на неофициальном уровне и в России, и в других странах выдвигается ряд сценариев возможного будущего Калининградской области. Среди них следующие:

1. Сохранение области как субъекта Российской Федерации в ее нынешнем статусе.

2. Повышение статуса области за счет преобразования ее в республику в составе России или предоставления дополнительных полномочий региональным органам власти.

3. Переселение в область российских немцев и преобразование ее в балтийскую немецкую республику в составе России.

4. Передача области Польше и (или) Литве.

5. Возврат области Германии.

6. Воссоздание Восточной Пруссии (на этот раз суверенной) на бывших прусских землях, находящихся ныне в составе России, Польши и Литвы.

7. Установление над областью кондоминиума - совместного управления при разных вариантах участников (среди них называют Европейский Союз, Россию, Германию, Польшу, Литву, Швецию).

8. Превращение области в четвертое независимое государство Балтии (наряду с Литвой, Латвией и Эстонией).

Не будем подробно обсуждать здесь сценарии, связанные с выходом Калининградской области из-под суверенитета России, поскольку они являются, мягко говоря, маловероятными и контрпродуктивными. Достаточно знать, что подобные точки зрения существуют и что столкновение различных политических и экономических интересов по вопросу о будущем статусе Калининградской области стало реальностью. И если Россия и область как ее субъект не определят стратегию развития этого эксклава, то ее (явно или неявно) сформулируют и попытаются провести в жизнь другие, исходя при этом, разумеется, из своих интересов. Изменившаяся и продолжающая меняться геополитическая ситуация требует адекватного разрешения.

Таким образом, будем исходить из активной роли России и самой Калининградской области, как самых заинтересованных сторон в определении будущего региона. Пока же активность проявляют наши зарубежные партнеры, оценивая возможную роль региона в перспективе, исходя из своего понимания проблемы, из своих интересов.

Встречается явная недооценка потенциальных возможностей Калининградской области и Российской Федерации в целом, связанная с преувеличением масштабов нынешнего экономического, социального и политического кризиса и его последствий. Когда кто-то говорит о регерманизации и о том, что “немцы покупают область”, хочется задать вопрос: разве можно что-то купить, если против потенциальный продавец? До тех пор, пока калининградцы против продажи, никто не сможет “купить область”. Иначе говоря, пока жители региона осознают себя гражданами России, пока развивается российская культура, никакие зарубежные политики не смогут оказать влияние на будущее Калининградской области, неразрывно связанной с Российской Федерацией.

А эйфория по поводу “вхождения в общеевропейский дом” уже прошла. И это не удивительно. Ведь там никто не ожидает новых жильцов с распростертыми объятиями. Мы имеем необходимые ресурсы и человеческий потенциал, чтобы решить хотя и сложные, но вполне посильные проблемы переустройства жизни. Ознакомившись с западными образовательными системами, нетрудно увидеть, что наша система образования не уступает им, а в чем-то и превосходит. А это - залог нашего будущего. Нужно только с умом использовать все те предпосылки и возможности, которые имеем, рассчитывая, прежде всего, на свои собственные силы, а не на помощь Запада (хотя она и не бесполезна).

Какова же нынешняя позиция федеральных органов власти в связи с изменившимися геополитическими условиями развития самого западного региона страны?

До самого последнего времени в Москве, похоже, отсутствовала (по крайней мере, четко сформулированная) стратегическая линия по отношению к Калининградскому эксклаву, за исключением признания его неотъемлемой частью Российской Федерации. До последнего времени область, как правило, либо рассматривалась как “рядовой” российский регион, правда, имеющий несколько особое географическое положение, либо произносились достаточно общие фразы о “мосте между Востоком и Западом”, о “воротах России в Европу” без серьезного концептуального осмысления этой проблемы. Была создана СЭЗ “Янтарь”, но для того, чтобы она хоть как-то работала, администрации области приходилось регулярно доказывать в Москве необходимость нестандартного подхода к региону, вытекающего из его уникального геополитического положения. А положение это несет с собой не только выгоды, но и проблемы, что понимается не всегда и не всеми. Не вполне ясная политика центральных органов власти вела также к недостаточному пониманию намерений России по отношению к Калининградской области государствами Балтийского региона.

Нельзя не упомянуть о том, что экономические трудности, обострившиеся в связи с политическими процессами в республиках Прибалтики, невозможность оперативно решать через Москву многие вопросы социально-экономического развития региона, устанавливать напрямую отношения с соседями вызвали к жизни на рубеже 80-90-х гг. идею создания на территории Калининградской области балтийской республики. Речь шла об особом политико-государственном статусе региона в составе России, предполагающем, прежде всего, получение дополнительных прав на прямые контакты с окружающими государствами. Замысел, однако, не получил серьезной поддержки ни в самом регионе, ни на федеральном уровне, и сейчас он уже принадлежит истории. Однако с 1991 г. в области активно прорабатывается вопрос о ее статусе в составе России, предполагающем закрепление за регионом некоторых дополнительных прав без преобразования в республику (автономию). Результатом работы, длившейся несколько лет, явился проект Федерального Закона “Об обеспечении суверенитета Российской Федерации на территории Калининградской области”. За новым названием (первые проекты назывались “О статусе Калининградской области”) стояло стремление правовым путем на федеральном уровне урегулировать положение этой особой области, защитить права ее жителей. Главная задача закона - предоставление возможностей как-то компенсировать потери, которые Калининградская область несет, оказавшись за тремя границами от России. Напомним, что в середине 1994 г. уровень реальных доходов в области составлял 2/3 к среднероссийскому уровню, а таможни, транспортные тарифы, зарубежные конкуренты угрожали и угрожают разрушить местную промышленность и сельское хозяйство.

По мнению калининградских властей, закон позволил бы уравнять условия развития эксклавного региона с другими регионами России и дать ему больше экономических прав, необходимых для эффективного функционирования в особой геополитической ситуации. О современной ситуации, касающейся закона, получившего название “Об особой экономической зоне в Калининградской области” см. подробнее в разделе 3.3.

Одновременно велась разработка проекта Устава (Основного Закона) Калининградской области с установлением основных правомочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предмета ведения и полномочий области, организации местного самоуправления, основ экономической и социальной системы. В Уставе, принятом областной Думой 28 декабря 1995 г., имеется статья, утверждающая незыблемость границ области, которая не может быть изъята без согласия абсолютного большинства ее граждан и Российской Федерации, а также подчеркивается то, что область является неотъемлемой частью территории России.

В последнее время внимание центральных органов власти к Калининградской области усилилось. Свидетельством этого является принятие Закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области”. В первой половине 1996 г. была создана правительственная комиссия по обеспечению жизнедеятельности Калининградской области (под председательством вице-премьера А.А.Большакова). На этой комиссии обсуждаются предложения по проведению активной региональной политики, отвечающей интересам Российской Федерации и Калининградской области как ее части. 22-23 июня 1996 г. область посетил Президент РФ Б.Н.Ельцин. Он отметил, что Калининградская область является западными воротами России и что ей впредь должно быть уделено больше внимания, заботы, поддержки. Президент говорил о необходимости ускоренного строительства нового порта в Балтийске и наращивании мощностей действующих калининградских портов. Были даны конкретные поручения по первоочередным мерам развития нашего региона.

Говоря о развитии Калининградской области как открытого региона России, следует коснуться еще одного вопроса - это внешнеэкономические приоритеты. Отметим, прежде всего, необходимость активного и конструктивного участия Калининградской области (наряду с Санкт-Петербургом, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Мурманской областями, Карелией) в экономическом взаимодействии стран Балтийского региона. Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Калининград участвует в регулярно проводимых конференциях министров транспорта стран Балтийского региона (весной 1994 г. одна из таких конференций проводилась в Калининграде), входит в Союз балтийских городов. Представители области участвуют в работе Совета государств Балтийского моря. В рамках регионального сотрудничества прорабатывается ряд совместных проектов, прежде всего в области инфраструктуры. Речь идет об автомагистрали “Виа Ганзеатика” - “Ганзейская дорога” (Санкт-Петербург - Тарту - Рига - Шяуляй - Калининград - Гданьск - Щецин - Любек), развитии железнодорожных линий Калининград -Каунас - Вильнюс - Минск и Берлин - Щецин - Гданьск - Калининград - Каунас - Вильнюс - Минск, развитии портового комплекса, аэропорта и системы телекоммуникаций. Предполагается расширить приграничное сотрудничество с определенными регионами Польши.

Еще раз напомним о маршруте “в обход Литвы”, через северо-восточную часть Польши и далее по территории Белоруссии, который активно обсуждается в научных кругах и администрации области(рис. 3.5.1). Первым шагом к его реализации стало открытие в 1994 г. пограничного перехода Гусев - Голдап, который в ближайшей перспективе станет международным. Определенные преимущества с развитием этого транспортного (автомобильного, а возможно, и железнодорожного) маршрута могла бы получить и Белоруссия, поскольку тем самым улучшается необходимая ей связь с ближайшим морским портом Калининград. Стимул к экономическому росту получило бы и периферийное польское Сувалкское воеводство. Польская сторона, однако, как уже говорилось, выступает за то, чтобы транзит осуществлялся по уже существующим модернизированным дорогам и возражает против строительства новых магистралей (в первую очередь из экологических соображений).

Другое важное направление внешних связей области - развитие отношений с ЕС. Это тем более важно, что в начале следующего века, после вероятного вступления в ЕС Польши и стран Балтии, область окажется анклавом внутри Союза. Думается, что вовлечение области как части России в европейские структуры будет способствовать развитию отношений с ЕС и всей России, послужит диверсификации внешних связей области и предотвратит ее чрезмерное “замыкание” на Польше или Германии. При этом развитие отношений с ЕС не имеет ничего общего с идеей установления над областью кондоминиума этой организации. В октябре 1993 г. на заседании Комитета по международным делам и безопасности Европарламента Калининградская область была названа приоритетным регионом в оказании технической помощи. В Калининграде открыто представительство программы ТАЦИС (TACIS), осуществляемой ЕС. Уже принято решение о финансировании по этой программе шести проектов. Пока объемы зарубежных инвестиций определить трудно, но уже выделено около 8 млн. ЭКЮ на содействие Калининградской области в структурном развитии СЭЗ, создание Центров поддержки для предприятий Калининграда, развитие образовательного и исследовательского потенциала Калининградского государственного университета в области менеджмента, техническую поддержку рыбопромышленного комплекса, консультации и обоснование проекта в области энергообеспечения Калининградской области, проработку транспортных аспектов Калининградской СЭЗ. ЕС проявляет интерес к развитию идущих через Калининградскую область транзитных транспортных коридоров. Напомним, что согласно Критской концепции развития трансевропейских транспортных коридоров, одобренной министрами транспорта стран Европы в декабре 1994 г., через наш регион будут проходить два таких транзитных коридора: Рига - Калининград - Гданьск и Минск - Вильнюс - Калининград.

Ряд проектов будет кредитоваться на льготных условиях Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), 51% первоначального капитала которого принадлежит странам ЕС. Речь идет о реконструкции аэропорта Храброво и строительстве автострады Калининград - Эльблонг. В более отдаленном будущем возможно участие ЕБРР в реконструкции Калининградского морского торгового порта.

Таким образом, представляется, что Калининградская область сможет существовать далее только в условиях взаимодействия интересов региона, России в целом и зарубежных партнеров, оптимального сочетания самостоятельности области с сохранением ее в политическом и экономическом пространстве РФ, разумного баланса между государственным регулированием регионального развития и свободной самоорганизацией общества. Каков этот оптимум - еще предстоит определить и в области, и в Москве.

Что касается военной роли Калининградской области как “западного форпоста России”, то многое зависит от общей политической обстановки в Европе и в особенности на Балтике. Трудно понять столь массированное давление на Российскую Федерацию в этом вопросе, когда все более широко обсуждаются проекты расширения НАТО без российского участия и не предлагаются никакие варианты общеполитического и военного урегулирования в Балтийском регионе, словно войска располагаются только в Калининграде. И это при том, что их численность значительно сокращается.

Увязывание вопроса демилитаризации региона или сильного уменьшения российского военного присутствия здесь с возможной помощью области со стороны ЕС создает впечатление, что оптимальные решения по экономическому развитию региона выгодны лишь российской стороне. Вероятно, в этом все-таки заинтересованы обе стороны. Поэтому следовало бы разделить эти две проблемы - военно-политическую и экономическую.

Области своим геополитическим положением предопределено стать “мостом” между Россией и другими европейскими государствами, которые отнюдь не жаждут оторвать регион от России в экономическом плане. Более того, за рубежом отмечается, что Калининград должен быть интегрирован в российскую экономику, если он хочет привлечь иностранных инвесторов. Потеряв связи с остальной Россией, Калининград утрачивает свой главный козырь, позволяющий конкурировать на равных с Польшей и Балтийскими государствами. Наиболее реалистичным, следовательно, является сценарий развития области как открытого экономического региона (например, ОЭЗ) с необходимым российским военным присутствием, как субъекта Российской Федерации, законодательно наделенного ею дополнительными полномочиями.

 Внешнеэкономические связи и иностранные инвестиции

Выше мы говорили об основных направлениях развития отношений Калининградской области с соседями ближними и дальними. Материальным выражением этих отношений является объем товарооборота области с зарубежьем. Это один из немногих экономических показателей, возросших за последнее время. В 1992 г. он составлял 145 млн. долларов (экспорт - 91 млн., импорт - 54 млн. долларов), в 1993 г. достиг 202 млн. долларов (экспорт - 126, импорт 76 млн. долларов), в 1994 - 380 млн. долларов (экспорт - 234 млн. долларов, импорт - 146 млн. долларов), в 1995 г. - 1019 млн. долларов (экспорт - 459 млн. долларов, импорт - 560 млн. долларов). Правда, следует иметь в виду, что бурный рост внешнеторгового оборота частично объясняется тем, что до 1 января 1995 г. не учитывалась торговля со странами ближнего зарубежья. Но так или иначе, объем экспорта и импорта в расчете на одного жителя области выше среднероссийского показателя - около 1100 долларов против примерно 920 долларов Доля Калининградской области в экспорте России за 1992-94 гг. возросла вдвое раз (с 0,2 до 0,4%).

Около 300 предприятий области в настоящее время осуществляют экспорт продукции более чем в 70 стран Европы (85% от экспорта в страны дальнего зарубежья, составившего в 1995 г. 334 млн. долларов), Африки (11%), Азии (3%), а также в США.

Что касается структуры внешнеторгового оборота, то она, к сожалению, не является пока прогрессивной. В экспорте преобладает сырье - нефть (17% в 1995 г.),, целлюлоза (14,4%), рыба и ракообразные (8,1%) и даже не производящиеся в области и столь необходимые сельскому хозяйству удобрения (10,5%). В импорте преобладают товары народного потребления (одежда, обувь, телеаппаратура и др.), а также продовольствие, включая и те его виды, которые недавно производились в области в достаточном количестве и даже вывозились в другие регионы (например, мясо) или безусловно могут быть произведены в необходимом количестве (картофель, яблоки, напитки). Импорт мяса достиг в 1994 г. 5,4 тыс. т (а сокращение его производства по сравнению с концом 1980-х годов превысило 20 тыс. т.). Именно импортное мясо является сейчас основным сырьем для мясокомбинатов области. Импортировано (а не вывезено из других частей страны) более 4,8 тыс. т сахара.

Весьма понятна заинтересованность соседних стран, особенно Литвы и Польши, в развитии внешнеторговых связей с Калининградской областью. Здесь они получают рынок сбыта продуктов питания и товаров легкой промышленности, машиностроения и пр. На Польшу и Литву сейчас падает более 1/4 импорта области и лишь 3,3% экспорта (табл. 3.6.1), что означает для наших соседей определенные валютные поступления. Серьезные и устойчивые позиции во внешнеторговом обороте области занимает также Германия. Высокое место Швейцарии в 1995 г. объясняется поставками в эту страну крупных партий минеральных удобрений.

Главной формой привлечения иностранных инвестиций в экономику Калининградской области является создание предприятий с участием зарубежных партнеров. На 1 ноября 1996 г. в области зарегистрировано 1175 предприятия с иностранными инвестициями, включая 763 совместных предприятий (СП) и 347 предприятий со 100%-ным иностранным участием. На регион приходится более 7% от общего числа российских предприятий с иностранным участием. Доля иностранцев из 48 государств в уставных фондах составляет 28,8 млн. долларов (табл. 3.6.2).

Таблица 6.1

Внешнеторговый оборот Калининградской области в 1995 г., %

Страна

Внешнеторговый оборот, всего

Экспорт

Импорт

Литва

11,6

3,5

18,3

Польша

9,8

2,0

16,3

Швейцария

9,7

21,1

0,3

Германия

7,2

5,4

8,6

Белоруссия

7,0

6,7

7,3

Нидерланды

4,0

3,8

4,2

Великобритания

3,6

1,5

5,2

США

3,2

0,2

5,6

Италия

2,7

3,5

2,1

Украина

2,3

1,5

2,9

Намибия

2,0

4,5

-

Другие страны

36,9

46,3

29,2

Таблица 6.2

Предприятия с иностранными инвестициями, зарегистрированные

Комитетом по развитию СЭЗ “Янтарь” на 1 ноября 1996 г.

Страна

Количество зарегистрированных предприятий

Иностранное участие в уставном фонде, млн. руб.

Всего по области

1175

157607,1

В том числе:



Белоруссия

29

100132,7

Великобритания

15

10717,0

Швеция

11

6735,1

Франция

4

5381,9

Маршалловы острова

1

4894,0

Панама

1

4894,0

Германия

238

4588,7

Польша

381

4423,8

Швейцария

20

4356,7

Литва

199

2566,5

Финляндия

5

2126,4

Казахстан

13

1150,1

Лихтенштейн

7

825,7

Латвия

82

812,5

Чехия

13

446,8

Британские Виргинские острова

3

438,1

США

21

426,2

Япония

2

381,8

Примечание. Среди остальных стран инвестиции в размере более 100 млн. руб. каждая сделаны (в порядке убывания размеров инвестиций) Австрией, Италией, Кипром, Нидерландами, Эстонией, Молдавией, Ирландией, Нидерландами и Бельгией.

Наибольшее число таких предприятий было создано в 1993 г. - 355, затем их количество уменьшалось: в 1994 г. - 209, в 1995 г. - 146, за пять месяцев 1996 г. зарегистрировано только 20 предприятий с иностранными инвестициями.

Причины этого понятны. Это нестабильность экономической и политической ситуации в целом по стране, несовершенство и противоречивость действующего законодательства, запутанная налоговая система, непринятие до настоящего времени основополагающих законов, таких как о разделе продукции, земельный и налоговый кодексы, неурегулированность до самого последнего времени правового статуса ОЭЗ в Калининградской области, что нередко приводило к отмене ранее предоставленных инвесторам льгот, и ряд других причин.

Несмотря на внешне большое количество предприятий с иностранным участием, можно отметить, что иностранные инвесторы не торопятся вкладывать большие средства в экономику региона. В основном создаются предприятия с минимальным по действующему законодательству уставным капиталом. Так, 95% предприятий создается с уставным капиталом менее 100 млн. руб. Кроме того, значительное число зарегистрированных предприятий с иностранными инвестициями так и не приступили к реальной хозяйственной деятельности и существуют только на бумаге. Так, в 1995 г. отчитывались перед Калининградским областным комитетом государственной статистики только 328 таких предприятий, т.е. около трети от зарегистрированных. Видимо, только они и работают реально. В то же время уже зарегистрированные предприятия образуют ту критическую массу, которая, хочется надеяться, сможет при изменении к лучшему экономической ситуации оказать быстрое позитивное воздействие на экономику нашего региона. Дело в том, что эти многие из этих предприятий уже потенциально готовы к быстрым действиям на российском рынке. Им не надо регистрироваться, открывать валютные и рублевые счета, подбирать персонал, искать деловых партнеров, изучать рынок и т.д. Все это уже есть.

Основные виды продукции и услуг предприятий с иностранными инвестициями - целлюлоза, бумага, картон, меха, меховые изделия, мебель, одежда и обувь, продовольственные товары (мороженное, колбасные изделия), судоремонт, строительные работы, услуги морского транспорта, услуги гостиниц и ресторанов, коммерческие услуги и услуги по организации досуга.

Эти предприятия, даже несмотря на то, что иностранные инвестиции идут в область не столь активно, как ожидалось прежде, уже вносят далеко не малый вклад в экономику Калининградской области. В 1995 г. на их долю пришлось 6% валового внутреннего продукта, 15,8% экспорта и 11,3% импорта области (причем экспорт продукции и услуг превышал их импорт). На внутреннем рынке реализовано товаров более чем на 525 млрд. руб.

В числе наиболее крупных и успешно действующих предприятий с иностранными инвестициями следует назвать российско-французское СП “ВестБалтТелеком” (услуги связи), российско-ирландско-швейцарско-германско-итальянское СП “Цепрусс” (целлюлозно-бумажная промышленность), российско-германское СП “Россбан” (дорожное строительство), российско-германское СП “Балтик ГмбХ” (строительство) и др.

Иностранные инвесторы не только участвовали в создании новых предприятий, о которых речь шла выше, но и вкладывали свои средства в покупку акций, долей, паев участия в уже действующих калининградских предприятиях. Пока ими приобретены акции девяти калининградских предприятий. Это акционерные общества “Гвардейская чулочная фабрика”, “Калининградвторресурсы”, АГА-КАЗ”, “Балткран”, “Время”, “Силикатстром”, “Радуга”, пивзавод “Остмарк”, “Неманский ЦБЗ”. Зарубежные фирмы в рамках инвестиционных программ планируют вложить в развитие этих предприятий 15,2 млн. немецких марок и около 17 млн. долларов США. Часть этих средств уже поступила. Так, уже полностью выполнена инвестиционная программа в АО “АГА-КАЗ”, завершается в АО “Остмарк”. Более половины запланированных инвестиций вложено в АО “Балткран”, АО “Время”.

В целом накопленные иностранные инвестиции в Калининградскую область пока невелики (на 1 ноября 1996 г. - 35,1 млн. долларов и 22,2 млрд. руб.). По этому показателю область входит только во вторую десятку регионов России. В то же время сегодня в получении иностранных инвестиций наметились положительные сдвиги. Так, одним из самых масштабных проектов с иностранным участием в России может стать уже упоминавшееся совместное российско-южнокорейское автомобильное производство на базе завода “Янтарь”, соглашение о создании которого подписано 30 июля 1996 г. Южнокорейская корпорация “KIA Group” обязалась инвестировать в этот проект на начальной стадии 250 млн. долларов США и затем увеличить эту сумму до 1 млрд. долларов (для сравнения можно указать, что все накопленные инвестиции иностранного капитала в России на конец 1996 г. по данным Госкомстата составили 6 млрд. долларов). На подходе ряд других перспективных проектов с иностранным участием.

Таким образом, налицо движение Калининградской области от закрытого региона к российской территории, активно участвующей в международном разделении труда, хотя темпы этого процесса пока не так велики, как хотелось бы, и идет оно не без проблем и трудностей. Можно ожидать, что по мере выхода России и нашего региона из экономического кризиса и реализации закона об ОЭЗ масштабы иностранных инвестиций возрастут, а их структура станет более прогрессивной. Есть надежда и на то, что калининградские предприятия смогут найти новые экспортные рынки для своей продукции, а также наладить производственную кооперацию с зарубежными фирмами.

Заключение

Итак, мы в общих чертах рассмотрели экономико- и социально-географические особенности Калининградской области, остановились на актуальных проблемах ее развития, наметили возможный сценарий будущего. Главный вывод, который можно сделать из всестороннего анализа имеющегося потенциала экономического роста - наша область обладает чрезвычайно благоприятными предпосылками для превращения в высокоразвитый регион. Однако для реализации этих предпосылок потребуются серьезные усилия, поскольку для вхождения в мировое рыночное пространство (что возможно лишь вместе с экономикой всей страны) потребуется завершить сложный трансформационный процесс, присущий всем постсоциалистическим странам. Перестройка хозяйственного механизма, реструктуризация экономики, становление рыночного менталитета - вот основные составляющие этого процесса.

Удаленность от основной российской территории усложняет многие проблемы. Близость к другим европейским странам способствует более быстрому протеканию трансформационного процесса. Учет такого своеобразия области - ключ к решению ее социально-экономических проблем.

Какое-то время, особенно среди публицистов и популяризаторов рыночной экономики, бытовало мнение о саморегуляции всех экономических процессов в рыночных условиях. К счастью, это заблуждение теперь практически преодолено, и государство обращает все больше внимания на экономическую, в т.ч. региональную, политику. Конечно, меняются методы ее реализации. На смену прежним прямым директивным указаниям приходит совокупность косвенных методов, влияющих на условия хозяйственной деятельности путем налоговой, финансовой и кредитной политики. Такова и особая экономическая зона в Калининградской области - экономический механизм, стимулирующий внешнеэкономическую деятельность и тем самым стимулирующий развитие экспортных производств и жизнеобеспечения области в условиях ее территориального отрыва от других российских регионов.

Аналогичную роль поиска действенных механизмов, способствующих социально-экономическому развитию региона играют разрабатываемые сейчас программы и прогнозы. Среди них - Федеральная программа развития области и Схема развития и размещения производительных сил региона. Ставится вопрос о разработке еще более комплексной, охватывающей все стороны народного хозяйства, региональной программы, способной найти возможность стимулирования не только ведущих отраслей специализации, но и имеющих местное (но не малое) значение производств и социальных объектов. Для этого требуются комплексные региональные исследования с привлечением широкого круга специалистов - экономистов и географов, социологов и политологов, представителей так называемых отраслевых наук - специалистов различных отраслей народного хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.). И, безусловно, одно из ключевых мест принадлежит экономико-географам, способным комплексно рассмотреть разнообразные проблемы, присущие определенной территории. Поэтому социально-экономическая география региона будет и дальше развиваться, нарабатывая опыт исследований в новых рыночных условиях, совершенствуя свою теоретическую и методическую базу и давая все более значимую практическую отдачу.

Список литературы

Калининградская область. - Калининград: Кн. изд-во, 1988. - 280 с.

Калининградская область. Очерки природы. - Калининград: Кн. изд-во, 1968. - 206 с.

Кучерявый П.П., Федоров Г.М. География Калининградской области. - Калининград: Кн. изд-во, 1989. - 142 с.

Федоров Г.М. У карты Калининградской области. - Калининград: Кн. изд-во, 1986. - 191 с.

Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы: Социально-экономическое развитие Калининградской области в новых геополитических условиях/Калинингр. ун-т. - Калининград, 1995. - 158 с.

Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Экономическое и социальное развитие Калининградской области и зарубежных стран Балтийского региона: опыт сравнительного анализа/Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. - 46 с.

Янтарный остров России/Калинингр. обл. к-т гос. статистики. - Калининград, 1996. - 324 с.

Географические проблемы экономической самостоятельности Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1991. - 118 с.

Географическое прогнозирование социально-экономического развития Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1990. - 124 с.

Зверев Ю.М., Гуревич Г.И., Казанов Ю.В. Полезные ископаемые Калининградской области. - Калининград: Кн. изд-во, 1976. - 143 с.

Кучерявый П.П., Федоров Г.М. Краеведение Калининградской области/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1980. - 43 с.

Перспективы развития рекреационного комплекса Калининградской области. - Калининград: Балт. науч. центр, 1993. - 37 с.

Прикладная социальная география Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров, Б.С.Хорев; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1986. - 126 с.

Проблемы управления в эксклавном регионе России/Отв. ред. В.В.Ивченко; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996. - 78 с.

Региональные исследования Калининградской области: Итоги и перспективы/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1992. - 173 с.

Региональные проблемы ускорения социально-экономического развития Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1988. - 124 с.

Системные географические исследования Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1984. - 123 с.

Социальная география Калининградской области / Отв. ред. Н.Т. Агафонов; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1982. - 144 с.

Социально-географические исследования Калининградской области/Отв. ред. Г.М.Федоров; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1985. - 128 с.

Стратегия развития региона/Под ред. Г.М.Федорова; Калинингр. ун-т. - Калининград, 1993. - 84 с.

Федоров Г.М. Знаете ли вы Калининградскую область? - Калининград: Кн. изд-во, 1982. - 159 с.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта <http://elib.albertina.ru>



Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.