РУБРИКИ |
Итоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон за 2003 год |
РЕКЛАМА |
|
Итоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон за 2003 годИтоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон за 2003 годМинистерство Образования и Науки Украины Одесская Национальная Морская Академия РЕФЕРАТ по КЭС на тему: «Итоги работы портов: Одесса, Ильичёвск, Николаев, Мариуполь и Херсон за 2003 год» выполнил к-т Красновский А.И. группа 1144 ФМС ОДЕССА 2004 «Государство должно быть эффективным собственником. И министр транспорта, «Мы на правильном пути» Итоги (см. статью Л. Дунаева в приложение) вполне можно назвать
удовлетворительными. «Темпы роста, достигнутые в прошлом году, стали
наивысшими за все годы независимости Украины, — отмечал на коллегии Г. Но, помимо роста объемных показателей, существуют и другие важные направления работы. У нас есть программа финансово-экономической деятельности, сказал министр,
которая без повышения объемов и тарифов предполагает за счет улучшения
использования госсобственности получение дополнительно миллиардов гривен. С 2003 года эта программа стала выполняться и во всей транспортной отрасли. Но пока я вижу недостаточную работу руководителей госпредприятий по отходу от посреднической деятельности, которая ведет к удорожанию стоимости продукции и услуг, отметил министр. Недостаточная же работа прямо связана с личными интересами тех же руководителей предприятий. На коллегии был приведен пример, как через фирму, где работают родственники руководителя одного из автодорожных предприятий Украины, втридорога закупается битум, хотя его можно купить и дешевле и ближе. А дороги, для ремонта которых он предназначен, находятся в удручающем состоянии. На мартовской коллегии министр транспорта вновь поднимал вопрос о повышении
эффективности деятельности государственных морских торговых портов. В
значительной мере улучшить их работу можно будет с помощью нового
государственного объединения «Укрморпорт». При этом вновь было сказано о
категорическом неприятии Минтрансом любых попыток приватизации
государственных портов. Именно наличие ряда положений в предлагавшихся
проектах закона о морских портах, создававших предпосылки для открытой или
скрытой приватизации портов, и есть причина, по которой Минтранс будет
выступать против таких проектов. «Будет выброшена скрытая приватизация — мы
завтра проголосуем за проект», — сказал Г. Кирпа. Особое внимание и на коллегии и во время последовавшего вскоре визита
министра транспорта Г. Кирпы в Одесскую область уделялось ситуации в Совместная деятельность, говорил министр, как была, так и останется в
портах. При одном условии: если будут честные и партнерские отношения. В
принципе, главное нарушение в Одесском порту — неэффективное использование
государственной собственности при передаче ее в совместную деятельность,
как правило, по нулевой стоимости. А отсюда — занижение доли прибыли порта. Кроме того, компаниям давались необоснованные льготы. Как пример, министр привел такие цифры: все предприятия совместной деятельности за время своей работы инвестировали в порт порядка 200 млн гривен, а для одной только занимающейся нефтеперевалкой компании «Синтез Ойл» была дана скидка на почти такую же сумму — 199 млн гривен. И не случайно, сказал Г. Кирпа, хозяева компании «Синтез Ойл» продали свой бизнес в Одесском порту (за 250 млн долларов). Там знали, что наследили, что в ближайшее время за это надо будет отвечать. А те, кто купил, об этих тонкостях не знали. И сейчас, когда начальник порта ставит вопрос о цене за перевалку нефти, начинают возмущаться. Сегодня же в порту нефть переваливают всего за 75 центов за тонну. Такая цена — наглая насмешка. В мире нет таких цен. Получилось, что инвестиции частных структур — это нередко деньги, фактически изъятые у порта и вложенные туда уже как свои собственные. И надо честно это признать. По этим фактам, сказал Г. Кирпа, 20 февраля 2003 года возбуждено уголовное дело. Всего же по итогам ревизии насчитали 444,7 млн гривен убытков, понесенных портом, в том числе от совместной деятельности — 138,3 млн гривен. У меня не было никакого желания заниматься этими раскопками, сказал министр. Но со мной начал войну народный депутат, бывший начальник порта, который пишет обращения, выступает в прессе. А на войне как на войне: начинаешь окапываться и многое можешь накопать. Не стоит пытаться обращаться в суды, или к послам других стран, или будоражить трудовые коллективы. Жалобы не помогут. Докерам объясним, что не были бы за эти годы выплачены предприятиям совместной деятельности сотни миллионов гривен, эти деньги можно было бы направить на повышение заработной платы. Что касается судебных процессов, то они как раз могут быть другой направленности, потому что сегодня нельзя назвать ни одно ПСД, где бы не было серьезных злоупотреблений. Хотя мы не склонны к тому, чтобы ворошить старое там, где упущения допущены
не по злому умыслу, сказал министр. То, чем занимается прокуратура, — ее
дело. Мы же готовы выйти на нулевой вариант, начать с чистого листа, но
чтобы дальше работать честно. Надо реально оценить денежные и материальные
взносы со стороны порта и частных структур и определить, как делить
прибыль, составить справедливый договор о совместной деятельности. Что касается перспективы работы морских портов Украины на 2003 год, то
министр транспорта и на коллегии и на совещаниях говорил о задаче
переработать в нынешнем году 150 млн тонн. Это при том, что в 2002 году
грузооборот морских торговых портов составил 106,3 млн тонн. В случае
выполнения такой задачи украинские морские порты приблизились бы вплотную к
стопроцентной загрузке своих мощностей. Но за счет каких дополнительных
грузопотоков можно сделать такой рывок? За счет роста экспорта, а тем более
импорта и каботажа, столь значительный прирост объемов не обеспечить. И на коллегии Минтранса и во время визита в Одессу из уст Г. Кирпы
прозвучал ряд предложений, в том числе почти сенсационных, по развитию
портовой инфраструктуры Украины. К разряду сенсационных можно отнести
предложение изучить возможности для прокладки железнодорожной ветки к Мы уже переговорили, сказал Г. Кирпа, с одной из российских коммерческих структур — компанией «ЮКОС», отправляющей значительные объемы нефти, чтобы она дала беспроцентный кредит, то есть аванс за перевозку, за счет которого мы смогли бы построить железную дорогу. А на берегу бухты Донузлава на месте бывшей военной базы (ведутся переговоры о передаче объекта Минтрансу) построить специализированный порт для перевалки нефти. Но этот вопрос еще требует тщательной проработки: есть ли в Донузлаве глубины в 25 метров, о чем много говорится, и т. д. Но если вопрос о Донузлаве еще весьма далек от реальных проектов, то другое
задание — о строительстве дополнительного железнодорожного терминала по
перевалке нефти и нефтепродуктов в порту Южный — министр поручил исполнить
в самое ближайшее время. Цель — дозагрузить мощности действующего морского
терминала в Южном, связанного с трубопроводной системой Одесса — Броды, за
счет организации перевалки нефтепродуктов на суда с железной дороги. Кстати, работа порта Южный произвела на министра большое впечатление. Он сказал, что Южный сегодня — эталон развития инфраструктуры за счет собственных ресурсов, эталон организации портовой деятельности и имеет чрезвычайно большие перспективы, особенно учитывая глубины в порту. Г. Кирпа также рассказал о нынешней ситуации с решением проблемы
восстановления судоходного канала Дунай — Черное море. Этот вопрос, по его
словам, будет рассмотрен в ближайшее время на заседании Совета национальной
безопасности и обороны с позиции исправления ошибок, допущенных при
подготовке указа президента Украины о создании биосферного заповедника в Кабинет Министров Украины разработал проект программы действий на 2003—2004 годы под девизом «Открытость, действенность, результативность», один из разделов которой — меры по улучшению транспортного обслуживания, развитию транспортной системы и дорожного хозяйства. Министерство подготовило документ «Первоочередные меры по реализации И еще. Сегодня жизненно важен для транспортной отрасли, ее дальнейшей
перспективы вопрос, связанный с приватизацией государственного имущества. Совет «Укрморпорта» 19 июня в Одессе состоялось очередное заседание совета государственного
объединения «Укрморпорт» под председательством его генерального директора Совет рассмотрел вопрос о ходе выполнения морскими портами заданий министерства по увеличению грузооборота (на 2003 год задание морским торговым портам было установлено на уровне 122 млн тонн). По итогам пяти месяцев общие показатели портов отставали от плановых, и выступивший на заседании Э. Ф. Абдуллаев обратил внимание собравшихся на чрезвычайную важность задачи роста грузооборота, отметив, что Минтранс готов оказывать для ее решения всю возможную помощь. Совет признал необходимым создание единой информационно-статистической базы данных по результатам деятельности портов и на первых порах обязал порты обеспечивать ежесуточную передачу оперативных данных в ГО «Укрморпорт». Было решено также пересматривать договоры с теми экспедиторскими компаниями, которые нарушают свои обязательства по привлечению грузопотоков. Совет «Укрморпорта» обсудил вопрос о том, как работается портам по новому
сборнику тарифов, введенному с апреля 2003 года. Выступивший в роли
докладчика заместитель генерального директора «Укрморпорта» О. В. Белинский
отметил, что прежняя гибкая система скидок к тарифам на перевалку грузов в
портах на определенном этапе способствовала привлечению грузов в морские
порты. Но в последние годы она стала приводить к ненужной конкуренции,
превратилась в инструмент перетягивания грузов из одного порта в другой. Чтобы не допустить падения доходов портов, снижения базы налогообложения, чтобы сохранить высокую рентабельность, в новом сборнике тарифов предусматриваются фиксированные ставки плат за перевалку экспортно- импортных грузов. В то же время, поскольку сегодня основным резервом роста грузооборота реально являются транзитные грузопотоки, за Минтрансом закреплено право предоставлять скидки до 50 % на переработку транзитных грузов. Этим вопросом занимается специальная рабочая группа в министерстве. Совет решил по итогам полугодия проанализировать влияние новых тарифов на результаты деятельности портов. В то же время было решено обратиться в Минтранс с предложением о создании
комиссии для возможного пересмотра ставок канального сбора в портах Днепро- Совет рассмотрел, как влияет показатель «средней доходной ставки» на привлечение грузопотоков в порты. Выступившие руководители некоторых портов дружно отметили, что этот показатель, нацеливающий портовиков на работу прежде всего с высокотарифными грузами, в целом может негативно сказаться на общих объемных показателях. Решено обратиться в Минтранс, с тем чтобы этот показатель оставить на 2003 год как мониторинговый, оценочный. Были заслушаны инвестиционные предложения ряда портов, в частности, Совет заслушал доклад руководителя компании «Диалаб» Виталия Пустового о состоянии кранового хозяйства в портах Украины. Руководителям предприятий было поручено изучить возможности передачи с баланса одного порта на баланс другому или продажи неиспользуемых кранов, чтобы обеспечить более полную загрузку кранового хозяйства в целом. Было решено также продолжить создание реестра портальных кранов отрасли. Совет согласился с тем, чтобы «Укрморпорт» выступил в роли одного из
учредителей нового печатного органа — украинской транспортной газеты Соб. инф. В тот же день, 19 июня, состоялась пресс-конференция генерального директора объединения «Укрморпорт» А. Манучарова. По его словам, несколько месяцев работы объединения позволяют вести предметный разговор с журналистами о проделанной работе. Сформированы штат «Укрморпорта», уставной фонд, и сегодня можно с уверенностью говорить о том, что новое государственное объединение заработало в полную силу. За прошедший период была проанализирована работа портов, выявлены причины, приводящие к снижению грузопотоков и к уменьшению прибыли. Не секрет, что некоторые порты, увеличивая объемы, резко уменьшают прибыль. Это, по мнению генерального директора, показатель неэффективного использования имущества и управления предприятием. Руководителя, приносящего маленькую прибыль, вряд ли захочет держать какой-либо хозяин. В последние месяцы «Укрморпорт» контролировал финансовое планирование в портах, координировал распределение грузопотоков, благодаря чему общие объемы переработки грузов в портах заметно увеличились. «Мы, — обратил внимание журналистов А. Манучаров, — переработали на 4 миллиона тонн грузов больше, чем за аналогичный период прошлого года. И, используя технические возможности наших портов, стремимся выполнить задание Минтранса по росту грузооборота». За этот период улучшилось и финансовое положение — порты получили дополнительно 20 млн грн прибыли. Было проанализировано использование портами конвенционных судов. По оценке К достижениям нового объединения А. Манучаров также отнес введение с 1
апреля 2003 года нового сборника тарифов. Теперь порты действуют в едином
тарифном поле, что облегчило работу начальникам портов. Они избавились от
жесткой конкуренции и необходимости бороться за внешнеторговые грузопотоки,
поскольку скидки к тарифам на переработку этих грузов полностью отменены. Огромный пласт проблем отрасли, по мнению А. Манучарова, связан с кадровой
проблемой. Например, средний возраст капитанов портов по отрасли превышает А. Манучаров рассказал журналистам о тех инвестиционных проектах, которые
начал осуществлять «Укрморпорт». В частности, на Черноморском заводе в «Укрморпорт» проанализировал также состояние кранового хозяйства. Программ у «Укрморпорта» много. В частности, рассматривается возможность оснащения современным компьютерным оборудованием и программами контейнерного терминала в Ильичевском порту. Принято решение о передаче «Укрморпорту» от Министерства обороны объектов в А. Манучаров рассказал о различных нарушениях, выявленных комиссией в ходе проверки работы в Одесском порту предприятий совместной деятельности. Мы не против работы в порту частных фирм, сказал он, но ведение бухгалтерского учета, а следовательно, и финансовый контроль за работой так называемых ПСД должны находиться в руках порта. Отвечая на вопрос журналистов об отношениях между судоремонтным заводом В ходе пресс-конференции генеральный директор «Укрморпорта» представил журналистам нового начальника Одесского порта А. Егорова, который также ответил на вопросы собравшихся. Перевалка зерновых и хлебных грузов через порты Морские порты Украины: перевалка зерновых грузов в 2002/03 МГ, тыс. т Порт Объем, экспорт + транзит Одесса 3 174,2 Ильичевск 2 809,2 Николаев 2 338,1 Херсон 693,9 Мариуполь 315,1 Ильичевск рыбный 161,6 |Порт |Станция |Специализация порта |Регионы |Грузо-подъемн| Одесский морской торговый порт
Адрес Мощности порта позволяют перерабатывать 38 млн т грузов в год. Из них: 14 млн т. сухих грузов и 24 млн т наливных грузов. Порт оснащен современными оборудованием, перегрузочными машинами и
механизмами, обеспечивающими перевалку следующих грузов: нефть и
нефтепродукты в таре; бумага; сахар-сырец навалом; зерновые насыпью и в
таре; цитрусовые, бананы и прочие грузы в мешках, ящиках, пакетах, Порт принимает крупные круизные пассажирские суда и располагает самым современным в Украине морским вокзалом. Порт может принять до 4 млн пассажиров в год. В порту имеется 38 защищенных причалов с глубинами от 8 до 13 м. Общая протяженность причальной линии –более 8000 м. Порт располагает семью комплексами для переработки сухих грузов, пассажирским, нефтяным и контейнерным терминалами, гаванями: За последнее время построен ряд специализированных терминалов. Комплекс по переработке минеральных удобрений на Карантинном молу способен пропустить 1,1 млн т в год. Вместимость складских площадок 70 тыс. т. На причале № 29 Хлебной гавани открыт перегрузочный комплекс зерновых ООО После реконструкции нефтегавани с использованием инвестиций компании Сегодня шесть причалов гавани могут принять к обработке танкеры длиной до Нефтепродукты перегружаются на специализированном терминале. Имеются резервуары для хранения темных нефтепродуктов – на 340 тыс. т и светлых нефтепродуктов – на 70 тыс. т. Переходные фитинги не требуются. Есть средства, предотвращающие разлив нефти. Зона «Порто-Франко» Специальная экономическая зона (СЭЗ) «Порто-Франко» создается на 25 лет в
границах искусственно насыпанной и намытой территории Карантинного мола. Согласно закону на территории СЭЗ вводится специальный таможенный режим. Субъектам, реализующим на территории СЭЗ инвестиционные проекты, предоставляются льготы. Предприятие освобождается от налогообложения на первые три года работы; прибыль, полученная этими предприятиями в течение последующих трех лет работы, облагается налогом, эквивалентным 50% действующей ставки налогообложения. Пассажирский комплекс Порт предоставляет услуги по бункеровке пассажирских судов, обеспечивая их топливом высокой очистки. Питьевая вода, подаваемая на суда, берется из артезианских скважин, что гарантирует ее чистоту. Здесь есть яхтенный комплекс, концертно-выставочный зал, морская галерея. [27/02/2004] ОДЕССКИЙ ПОРТ - ЛУЧШИЙ РАБОТОДАТЕЛЬ ГОДА По результатам конкурса «Лучший работодатель», организованный Приморской райадминистрацией по результатам 2003 года, Одесский порт завоевал первое место. Ему вручены хрустальный лотос и специальный знак. Одесский порт, наращивая
свои мощности, ежегодно создавал рабочие места. Но, пожалуй, урожайным
оказался прошедший год, когда было создано более 100 рабочих мест. -
Завершена реконструкция 15 причала морского вокзала, которая продолжалась с августа прошлого года. С вводом его в строй увеличатся судозаходы пассажирских судов: уже сейчас
их заявлено 52, т.е. больше, чем в прошлом году. Это закрепит за Одессой
славу центра туристического бизнеса. 15-й причал был построен в 1950 году и
вначале функционировал как угольный. Строительство морского вокзала
изменило его судьбу: причал стал пассажирским. Однако модернизировали
только верхние слои причала, а несущие конструкции, т.е. шпунтовую стенку,
ни разу. Нормативный срок эксплуатации причала истек еще в 1993 году. Нужна
была срочная реконструкция. Учитывая специфику морского вокзала, необходимо
было такое техническое решение, которое бы не парализовало его работу и не
мешало развороту судам в акватории морвокзала. Такое решение предложила
фирмы «ГТ-Проект-Украина», сотрудничающая с портом более 7 лет. Смысл
предложенного состоит в применении вместо классических анкеров,
удерживающих шпунтовую стенку от опрокидывания, грунтовых тяг. Они
позволяют не разбирать территорию и не выводить ее из эксплуатации. Николаевский морской торговый порт Адрес Начальник порта Василий Алексеевич Зубков. Николаевский морской торговый порт был основан в 1862 году. До начала
мировой войны 1914 г. порт был третьим в России (после Санкт-Петербурга и Порт способен перерабатывать собственными силами до 5,5 млн т различных грузов в год. В порту перерабатываются: черные и цветные металлы всех сортаментов и профилей (слябы, рулоны, бухты, пачки и др.); чугун в чушках; трубы большого и малого диаметра; руды различные; окатыши; ферросплавы; глины; удобрения калийные навалом; оборудование (включая негабаритное и тяжеловесное); зерновые насыпью; продовольственные грузы всех наименований; грузы в пакетах. Имеется автобаза, что позволяет организовывать дальние и зарубежные перевозки. Порт разделен на два грузовых района. Общая длина причального фронта 2362 м. В порту работает специализированный комплекс по перегрузке хлористого калия по прямому варианту и через специализированный склад вместимостью 20 тыс. тонн (причал № 14). В настоящее время через комплекс перерабатывается до 1 млн т хлористого калия в год. Комплекс оборудован бункером и конвейерными линиями, позволяющими перерабатывать до 700 т удобрений в час. Зерновой комплекс порта (причал № 4) предназначен для перегрузки твердого
зерна и продуктов мельничного производства (гранулированные отруби). Николаевский портовый элеватор, примыкающий к порту, – самостоятельное предприятие. Для перевалки зерна использует причал № 7. Элеватор может перерабатывать до 1 млн т зерна в год. На 14 причалах порта обеспечивается круглосуточная обработка транспортных средств. Ко всем причалам проложены железнодорожные пути, имеются автомобильные подъезды. Мариупольский морской торговый порт
Адрес
По объему ассигнований в период 1867–1904 гг. Мариупольский порт, не имевший военного назначения, занимал третье место в России. Сегодня порт входит в четверку ведущих портов Украины. Его мощности позволяют перерабатывать свыше 12 млн тонн грузов в год. Это наиболее крупный и оснащенный порт Азовского моря, который по праву называют морскими воротами Донбасса. В 180 км от порта (по суше) находится Ростов, крупный промышленный город Территория порта составляет 67,6 га. Длина причальной линии – 3,2 км. Тяжеловесные, негабаритные грузы перегружаются с помощью плавкранов г/п Порт имеет специальный полигон для приема судов-лихтеровозов, что позволяет производить их погрузку-выгрузку на закрытой акватории порта. Порт переваливает мазут по варианту «борт-борт», обеспечивая экологическую безопасность этих работ. Выгрузка и погрузка рефрижераторных грузов, опасных грузов соответствующих классов, удобрений насыпью производится по прямому варианту. Специализированный углепогрузочный комплекс позволяет перерабатывать до 5 млн т угля в год. Он оборудован вагоноопрокидывателями, конвейерными линиями, выгрузочными и погрузочными машинами, размораживателями вагонов. Новый высокопроизводительный контейнерный терминал обеспечивает скоростную
обработку контейнеровозов и доставку 20- и 40-футовых контейнеров по
варианту «от двери до двери». Пропускная способность терминала – до 50 тыс. Введен в эксплуатацию комплекс международных морских грузопассажирских сообщений площадью 2,1 га, пропускной способностью 130 человек в рейс. В порту имеется автобаза, позволяющая осуществлять дальние и зарубежные перевозки. Организованы регулярные грузопассажирские перевозки в Турцию, Грецию, Ильичевский морской торговый порт
Адрес Ильичевский морской торговый порт, один из крупнейших портов Украины,
расположен на берегах Сухого лимана в 12 милях к юго-западу от Одессы. Порт принимает суда с осадкой до 13 м и г/п свыше 100 тыс. т. Порт является составной частью 9-го транспортного международного коридора Ильичевский порт – это современный международный высокомеханизированный торговый порт на Черном море. Общая пропускная способность порта – 24 млн т грузов в год. Порт располагает специализированными комплексами: железнодорожным паромным комплексом; терминалом по перегрузке наливных грузов, включая жидкие удобрения, жидкую каустическую соду и растительные масла; комплекс с крытым хранением для перевалки минудобрений навалом; контейнерный терминал; комплекс по перевалке зерновых грузов. Порт специализирован на Черном море на перегрузке тяжеловесных грузов весом до 300 т. Порт располагает 28 причалами. Глубины у причалов – от 9,6 до 13 м. Особенностью территории порта является ее разноуровневое расположение по отношению к морю. Территория представляет собой ряд площадок, отделенных друг от друга земляными насыпями или неиспользуемыми площадями. На верхнем уровне расположена зона отстоя вагонов, база по ремонту контейнеров, зона складирования порожних контейнеров и склады, используемые в основном для наливных грузов, др. Все причалы порта оборудованы ж/д путями (до 10 ниток в глубину территории), что обеспечивает возможность вагонооборота до 700 вагонов в сутки. Порт подразделяется на 3 погрузочно-разгрузочных терминала, которые включают в себя перегрузочные и складские комплексы. Херсонский морской торговый порт
Адрес Херсонский морской торговый порт основан в 1778 году. Через него экспортировались хлеб, лес, шерсть. К 1900 году порт занимал по экспорту 4-е место в России. В годы советской власти грузооборот достигал 4 млн т. Проектная мощность порта – 5 млн тонн в год. В порту перерабатываются генеральные, навалочные и насыпные грузы. Более 40% переработанных в порту грузов – минеральные удобрения и химические грузы навалом и пакетированные, и около 40% – хлебные грузы. В порту также перерабатываются черные металлы всех профилей, чугун в чушках, кокс, ферросплавы, лес, торф. В порту имеется 1 грузовой район, где обрабатываются генеральные и
навалочные грузы. Длина причальной линии грузового района – 1262 м. Здесь
также расположен зерновой комплекс, включающий склад емкостью 20 тыс. т. Имеется также установка по расфасовке минеральных удобрений в 50-
килограммовые мешки. Мешки упаковываются в мягкие контейнеры, вмещающие до Грузопотоки и пропускная способность портов Украины Систему морских торговых портов Украины образуют 20 производственных единиц, расположенных по всему морскому побережью. В них эксплуатируются 24 специализированных перегрузочных комплекса, 207 грузовых причалов (длина 35 км), более 3 тыс. единиц перегрузочного оборудования (в том числе 580 портальных кранов), которые служат основой существующих технологий грузовых работ. Основу общего грузооборота (свыше 90 %) составляют экспортные и транзитные грузопотоки. Объем переработки сухих грузов к 2002 г. достиг 75 млн т, наливных — 31 млн т. Основная номенклатура грузов, перерабатывавшихся в морских торговых портах, это металлы — 24 %, нефть и нефтепродукты — 25 %, зерновые — 11 %, уголь, руда — 15 %, удобрения — 7 %, строительные — 6 %, химические наливные — 3 %. Cуммарный объем грузов, переработанных в портах Украины в 2002 г., составил около 63 % от имеющейся суммарной пропускной способности портов, а ее суммарный резерв составляет 65,6 млн т. Как показывает анализ этих соотношений, по состоянию на конец 2002 г. во всех без исключения портах есть резерв пропускной способности. Наибольший процент использования пропускной способности достигнут в портах Наибольшие резервы пропускной способности в портах Украины — по нефтеналивным грузам (13,98 млн т). Наименьшие — по контейнерам (1,124 млн т). Ретроспективный анализ и прогноз экономического развития Украины и
соседствующих с ней стран показали оживление в экономике, которое дает
основание для прогнозов роста грузопереработки в морских торговых портах Расчетный перспективный грузопоток через украинские морские торговые порты
определился на уровне 154 млн т в 2007 г. и 185,5 млн т в 2012-м, в том
числе через морские торговые порты Минтранса 148 млн т в 2007 г. (прирост
по сравнению с 2002-м — 39 %) и 179 млн т в 2012 г. (прирост по сравнению с Возрастания грузооборота можно ожидать по всем направлениям перевозок. Основу общего грузооборота — около 90 %, как и сейчас, будут составлять экспортные и транзитные грузы. Обобщенные результаты анализа сводятся к следующему: планируемые мероприятия по наращиванию пропускной способности портов предполагают наличие ее резерва относительно величины прогнозируемого грузопотока, в том числе в 2003 г. — 65,6 млн т (факт), в 2007-м — 54,8 млн т (расчет), в 2012- м — 44,08 млн т (прогноз). С 2003 по 2007 год порты планируют ввести в эксплуатацию дополнительные производственные мощности, которые обеспечат прирост суммарной пропускной способности в 32 млн тонн, а с 2007-го по 2012-й — соответственно 21 млн т. Введение дополнительных (новых) мощностей в портах в период до 2007 года
характеризуется следующими стоимостными показателями: Год, ставший переломным Итоги и динамика финансово-хозяйственной деятельности транспортно-дорожного комплекса в 2002 году свидетельствуют о значительных позитивных изменениях в отрасли, что создает хорошие предпосылки для ее дальнейшего развития. Так, предприятия, входящие в сферу управления Минтранса, в 2002 году
перевезли около 400 млн тонн грузов, что на 6 % больше, чем в 2001 году. Морские торговые порты перегрузили 106,3 млн тонн различных грузов. Предприятия дорожного хозяйства выполнили дорожные работы на сумму 1,2 млрд
грн, запланированные показатели по ремонту и поддержанию дорог выполнены на Объем производства промышленной продукции вырос на 0,4 %. На предприятиях отрасли за год создано около 5000 новых рабочих мест. Динамичное развитие транспортной деятельности позитивно влияет на финансово- экономическое состояние предприятий. Доходы предприятий отрасли увеличились на 1 %, в том числе от реализации транспортных услуг — на 4 %. Значительную работу проделали предприятия для уменьшения задолженности. По
итогам 2002 года дебиторская задолженность в целом уменьшена на 48 % и на Среднемесячная заработная плата в расчете на одного штатного работника в Все транспортные подотрасли обеспечили позитивную динамику погашения задолженности по заработной плате. В среднем за прошлый год она сокращена на 75 %. Задолженность перед Пенсионным фондом — на 61 %. Активизировалась работа по модернизации инфраструктуры и подвижного состава
транспортно-дорожного комплекса. Реализуется утвержденная правительством Проведена реструктуризация авиационных предприятий путем отделения от них аэропортов и передачи большинства из них в коммунальную собственность. Последние 10 лет основные фонды транспортной отрасли почти не обновлялись. Продолжается выполнение Программы создания и функционирования национальной сети международных транспортных коридоров в Украине. Капитальные вложения на ее реализацию уже превысили 2 млрд грн. В прошлом году приложены значительные усилия для организации современного
рынка транспортных услуг и повышения уровня конкурентоспособности
национальной транспортной сети. Заметным достижением в решении этого
вопроса стало создание системы скоростного железнодорожного сообщения. В
июле 2002 года начал курсировать пассажирский экспресс Киев — Харьков. Для
его постоянной эксплуатации полностью обновлена инфраструктура отделений на
этом направлении, а ОАО «Крюковский вагоностроительный завод» на средства
железной дороги построил новые специальные вагоны. В дальнейшем скоростное
пассажирское сообщение планируется ввести в направлении Днепропетровска, С 2002 года реализуется новая экспериментальная программа, касающаяся развития внутренних авиаперевозок. Она направлена на возвращение потенциального пассажира на самый быстрый и удобный транспорт — авиационный, а также на возобновление полнокровной работы региональных аэропортов. Проведение эксперимента способствовало росту пассажирских перевозок на внутренних авиалиниях почти в 1,5 раза по сравнению с 2001 годом. Эксперимент получил позитивную оценку и в текущем году переведен на постоянную основу уже как программа развития внутренних авиаперевозок. Проведена коррекция тарифной политики на транспорте. Подготовлен новый сборник тарифов на переработку грузов в портах Украины. Он предусматривает новую идеологию в расчетах между портами и грузовладельцами, дает возможность выровнять ценовую диспропорцию, которая сложилась на протяжении последних лет. Для стимулирования внутренних авиаперевозок разработано и введено в
действие соответствующее положение о предоставлении скидок со сборов за
аэронавигационное и аэропортовское обслуживание в воздушных просторах Вместе с тем, критически оценивая достижения, следует отметить и недостатки
в деятельности отрасли. Несмотря на решения предыдущей коллегии, финансовую
помощь Минтранса отдельным подотраслям, руководителям Укрморречфлота и Отсутствует системность в работе портов. При темпах роста объемов
переработки грузов в Скадовском, Феодосийском портах в среднем на 68 %, В морской отрасли процветает посредничество не только при погрузочно-
разгрузочных работах, но и при ремонте судов. Постоянным явлением стали По итогам 2002 года почти на 162 млн грн выросли объемы общих затрат предприятий по сравнению с 2001 годом. Это требует значительного повышения уровня экономической работы, реализации таких мер, которые бы делали невозможным неэффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности. Анализ показывает, что руководители, наделенные большими правами в управлении государственной собственностью, распоряжаются государственными средствами практически бесконтрольно. Некоторые руководители предприятий выплачивают значительные суммы штрафов, пени, не выплачивают вовремя зарплату, имеют задолженность перед бюджетом и не несут никакой ответственности за невыполнение контрактных обязательств. Особо следует обратить внимание на выполнение условий контракта в части
эффективного использования государственного имущества. В первую очередь —
при его списании, передаче в аренду, заключении договоров о совместной
деятельности и так далее. Вступление Украины в МОТ требует подготовки и принятия многочисленных актов
и поправок к действующему законодательству, присоединения Украины к целому
ряду соглашений и договоренностей, а поэтому необходимо чрезвычайно тесное
и плодотворное сотрудничество с народными депутатами и комитетами Верховной 2003 год должен стать годом ускоренного экономического роста отрасли. Для
этого нужно избавиться от всего, что мешает нам идти вперед. Необходимо
максимально мобилизовать имеющиеся финансовые, экономические и людские
ресурсы, чтобы в полной мере рассчитаться с долгами по заработной плате и в Кабинет Министров Украины разработал проект программы действий на 2003—2004 годы под девизом «Открытость, действенность, результативность», один из разделов которой — меры по улучшению транспортного обслуживания, развитию транспортной системы и дорожного хозяйства. Министерство подготовило документ «Первоочередные меры по реализации И еще. Сегодня жизненно важен для транспортной отрасли, ее дальнейшей
перспективы вопрос, связанный с приватизацией государственного имущества. WWW: http://www.uports.odessa.ua/Pu/index.htm http://ptu.com.ua/up/2003-2/01.phtml http://www.port.odessa.ua/ http://www.ukrport.org.ua/feedback.htm http://www.proagro.com.ua/member/export-gr/ http://www.portnikolaev.com/ http://www.marport.net/ http://port.imtp.ilyichevsk.odessa.ua/ http://www.1520mm.com/tp2004/oglav.htm http://ptu.com.ua/up/2003-4/index.phtml
|
|
© 2000 |
|