|
|
|
|
Италия
Италия
ИТАЛИЯ (Italia), Итальянская Республика,
государство на Юге Европы, на Апеннинском полуострове, а также на части
материка к Югу, от Альп, островах Сицилия, Сардиния и др. Древнейшие
художественные памятники на территории Италии относятся к эпохам палеолита
(наскальные росписи в Апулии; каменные, статуэтки женщин из Лигурии и Эмилии;
керамические сосуды с процарапанным или нарисованным геометрическим, узором). В
эпоху бронзы (2-я пол. 2-го тыс. до н. э.) богато орнаментированные,
керамические, изделия и геометризованные бронзовые фигурки божеств и воинов
отражали влияние крито-микенской культуры. На о-ве Сардиния сложился
своеобразный тип мегалитических сооружений, т. н. нураге — круглые каменные
башни с ложнокупольным покрытием. На севере Италии в эпоху бронзы развивалась
культура террамар, названная по свайным поселениям - террамарам. К 9-5 вв, до
н. э. относятся поселения культуры Вилланова, характерной для восточной части
Центральной Италии к 8—2 вв. до н. э. - памятники родственной ей культуры
этрусков, На территории возникших в 8—6 вв. до н. э. в прибрежных р-нах Италии
греческих торговых поселений (Сиракузы, Посейдония и др.) сохранились остатки
храмов, скульптура, изделия художеств, ремесла. Древне греческие, этрусские и
местные художественные традиции легли в основу иск-ва Рима Древнего, к-рое
развивалось на территории Италии с 5 в. до н. э. до 5 в. н. э.
С падением Римской империи (476) и утверждением
христианства в Италии началось формирование средневекового искусства,
основанного на позднеантичных традициях, а также на воздействии искусства
Византии и многочисленных варварских народов (готов, лангобардов, франков и
др.), вторгавшихся в Италию. В 4—6 вв. в Риме и других городах Италии
сооружались 6азилики, великолепием убранства не уступавшие другим римским
императорским постройкам (Сан-Джованни ин Латерано, Сан-Паоло фуори ле Мура-в
Риме), а также центричные культовые здания (церковь Сан-Витале в Равенне).
Храмы украшали многоцветные мозаики (церковь Санта-Костанца в Риме).
Светотеневая моделировка и жизнерадостная красочность ранних мозаичных циклов,
основанная на традициях античной художественной культуры, постепенно уступили
место плоскостной, линеарной трактовке форм, изысканно звучные цветовые
сочетания приобрели торжественную отвлечённость (мозаики церкви Сан-Витале в
Равенне). В скульптурной резьбе долгое время сохранялись традиции
позднеантичной орнаментики (капители колонн, алтарные преграды и пр.), В 8—10
вв, ведущая роль принадлежала архитектуре Ломбардии. Здесь сооружались базилики
с криптой под алтарной частью, наружные стены которых членились лопатками
глухими аркадами и аркатурными фризами; рядом с базиликами строили колокольни
(т. н. кампанилы; южная башня церкви
Сант-Амброджо в Милане). Получили развитие плоскорельефная орнаментная резьба и
ювелирное иск-во, глубина обработки, художественная инкрустация, в которых
заметно воздействие культур варварских народов. В условиях феодальной
раздробленности страны романский стиль (11—13 вв.) приобретал в Италии
многообразные местные черты.
В Северной и центральной Италии
получили распространение 3-нефные базилики (нередко с двориком-атрием; церковь
Сант-Амброджо в Милане), западные фасады которых членились аркадами и
«карликовыми» аркадными галереями или украшались мраморными крыльцами-порталами
с балдахинами на колонках, опирающихся на
стилизованные фигуры львов
(церковь Сан-Дзено Маджоре в Вероне). В Тоскане возводили постройки т. н.
инкрустационного стиля с полихромной мраморной облицовкой наружных стен и
интерьеров (церковь Сан-Миньято аль Монте во Флоренции). Изяществом и
богатством декора отличается соборный комплекс в Пизе (баптистерий, собор и
кампанила). В романских постройках Сицилии своеобразно сочетались формы
византийского, арабского и нормандского зодчества (соборы в Чефалу, начат в
1131, и Монреале), Своеобразным вариантом византийского крестово-купольного
храма является монумент, 5-купольный собор Сан-Марко в Венеции поража
ющий великолепием внутреннего убранства
(мраморная облицовка, мозаики и пр.),
Облик большинства городов Италии
сложился в 11-13вв., в период их интенсивного развития. В это время строились
подчинённые рельефу местности гор, укрепления, похожие на крепости каменные
дома-башни (в Бопонье, Сан-Джиминьяно), здания ратуш и соборов со стройными
кампанилами (в Бергамо, Бреше). Скученная застройка средневековых городов имела
идущую от античности регулярную (Флоренция, Болонья, Верона) или нерегулярную
(Сиена, Венеция) планировку и группировалась вокруг центральной (обычно
соборной) площади. В скульптуре романского периода традиции орнаментальной
«варварской» резьбы
постепенно сменились стремлением к ясности и
ритмичной расчлененности изображений. Романская скульптура получила особое
развитие в Эмилии и Ломбардии (рельефы собора в Модене, около 1106, мастер
Вилиджельмо, бронза дверей церкви Сан-Дзено Маджоре в Вероне), В Тоскане
скульптура на фасадах и в интерьерах соборов органически сочеталась с
полихромной мраморной инкрустацией; в Риме выделялись работы мраморщиков из
семей Космати и Вассаллетти (12—13 вв.).
Во фресковой живописи и в мозаиках 11—12 вв.
византийской композиционной схемы нередко сочетались с наивной
повествовательностью, грубоватой выразительностью образов (фрески ниж. церкви
Сан-Клементе в Риме, около
1100; мозаики соборов в Чефалу, 2-я половина 12
в., Торчелло, 12 - 13 вв., и Сан-Марко в Венеции). В итальянской иконописи,
получившей развитие в 13 в., традиции византийского искусства с характерной для
него эмоциальной выразительностью и изысканностью линейного ритма и колорита
соединяются со стремлением к живости наглядности и человечности образов
(алтарные образы Чимабуэ).
В середине 13 в., гл. обр. в Тоскане,
складывается иск-во Проторенессанса. Его родоначальниками в скульптуре были
Никколо Пизано (рельефы кафедры пизанского баптистерия), Арнольфо ди Камбио и
Джованни Пизано, в живописи—рим. живописец П, Каваллини и флорентиец Джог-то
(фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуре). В алтарной и монументальной
живописи Сиены 13-14 веков проторенессансные черты, выраженные в стремлении к жизненной
убедительности мира, ужи
вапись с традициями итало-византийского иск-ва и
франц. готические миниатюры (Дуччо, Симоне, Мертини, братья Лоренцетти). В
живописи болонских мастеров острая готич. характерность образов сочеталась со
смелым введением конкретных жизненных деталей (фрески Кампосанто в Пизе,
произведение альтикьеро и аванцо в Падуе).
Готический стиль, лишь частично
воспринятый итальянской архитектурой, получил распространение в конце 13-начало
14 вв. Отд. декоративные мотивы готики придают романским по духу гор,
постройкам (Палаццо Публико во Флоренции) динамическую остроту и декоративное
изящество. Вертикализм архитектуры членений и богатый скульпт. декоративных
фасадов готических церквей уравновешеваеся ясной соразмерность горизонтальных
членений (соборы в Сине и Орвието), спокойной протяженностью просторных
интерьеров (церковь Сан-Петронио в Болонье, церковь Санта-Мария Новелла во
Флоренции ). Ажурные стрельчатые галереи и узорные завершения окон в сочетании
с нарядной полихромией в мраморной облицовке фасада придают светскую
праздничность дворцам Венеции. Искусство Возрождения в Италии, ознаменовавшей
переломный момент в культурном развитии Европы, переживало яркий расцвет в
15-16 века. В итальянском искусстве этого периода чувственное осознание
красоты и поэзии земного бытия сочеталось с поисками научно обоснованных
приемов и средств изображения окружающего мира. Изучение и творческое
переосмысление традиций античного искусства, а также утверждение
гуманистических идеалов времени сыграли исключительную роль в сложении системы
художественных взглядов и формального пластичного языка искусства.
В архитектуре Раннего Возрождения (15век),
особенно в творчестве Ф. Брунеллески и Л.Б. Альберти по-новому осознанная
античная ордерная система (см, Ордера архитектурные) была положена в основу
ритмичной и структурной организации зданий. Ясность ордерных членений фасадов,
ислользование портиков и лоджий, внутренних дворов с аркадными галереями
создают ощущение лёгкости пространств и свободы (постройки Лучано Лаураны,
Микелоццо, Б, Росселлино и др.). К 15 в, относятся и первые опыты ренессансного
градостроительства (анс, г, Пиенца, строился по планам архитектора Росселлино с
1459). Скульпторы Раннего Возрождения (Л, Гиберти Донателло, Якопо делла Кверча,
Дезидерио да Сеттиньяно, Андреа дель Верроккьо, семья делла Роббиа), в
совершенстве овладев искусством объёмно-пространственной моделировки форм и
закономерностями структуры человеческого тела, перспективным построением
рельефной композиции стремились к воплощению ренессансного идеала совершенной,
гармонически развитой личности (портретные бюсты, надгробия, статуи, конные
монументы).
Живопись Раннего Возрождения, обладая поэтичной
целостностью восприятия мира, развивалась в рамках местных художеств, школ.
Жизненная правдивость, ясность и мужественность образов (работы Мазаччо, Андреа
дель Кастаньо, А. Ман-теньи, Антонелло да Мессина) соседствуют в ней с
поэтичной сказочностью и праздничным декоратизмом (Беноццо Гоццоли, К.
Кривеллли, Паоло Уччелло), с утончённой лирической созерцательностью (Фра
Анджелико, Филип-по Липпи, Сандро Боттичелли) и подробным сюжетным
повествованием, изобилующим бытовыми деталями и картинами повседневного быта
(Д, Гирландайо, Джованни Беллини), стремлением к поэтичному воссозданию
величеств, картины мира (Пьеро делла Франческа, В, Карпаччо и др.), В эпоху
Возрождения получили развитие гравюра, медальарное искусство,
театр.-декорационное и декоративно-прикладное иск-во.
Борьба
за утверждение гуманистических идеалов приобретает героический характер в
период Высокого Возрождения (кон, 15—1-я четв. 16 вв.). Ставшее выразителем
общенациональных патриотических идей, иск-во этого периода обладало
исключительной силой общественного звучания. Для архитектуры Высокого Возрождения
характерны поиски совершенной композиции центрич. сооружения (Д. Браманте),
многообразие пространственных решений, ясная пропорциональность архит.
членений, пластичность архитектурных деталей (постройки Браманте, Рафаэля,
Антонио да Сангалло Старшего, Я. Сансовино и др.). Для изобразительного иск-ва
Высокого Возрождения характерно стремление к созданию классически совершенных,
идеально-возвышенных образов, выражающих гуманистическое представление о
человеке как центре мироздания. Наличие ярких творческих индивидуальностей
придаёт иск-ву
этого периода не6бычайную широту и
многогранность: психологизм и мягкая одухотворённость картин Леонардо да Винчи,
с их тончайшей игрой воздушной светотени, драматизм и героика образов
Микеланджело, существуют рядом с возвышенной гармонией произведений Рафаэля,
эмоциональной тонкостью и чувственным красочным полнокровием живописи Джорджоне
и Тициана.
Со 2-й трети 16 в- в период общего кризиса
гуманистической культуры Возрождения и наступления феод. реакции развивалось драматич.
и субъективно утончённое иск-во маньеризма (живописцы Понтормо, Пармиджанино,
А. Бронзино, скульпторы Б. Челлини, Джамболонья). В период Позднего Возрождения
драматического противоречия эпохи с позиций гуманизма осмысливания Тициан,
Микеланджело, Якопо Тингоретго; в работах венецианских мастеров усиливалось
стремление к раскрытию сложных взаимосвязей человека с природой, обществ. и
6ытовой средой (Паоло Веронезе, Я. Бассано). В архитектуре Италии 2-й половины
16 в, идеалы Возрождения сохраняются и получают развитие в классич. формах
построек А. Палладио; маньеристич. тенденции проявляются
в работах Джулио Романо, Дж. Вазари, Интерес архитекторов Позднего Возрождения
(Г, АлессИтали Дж, Виньола) к пространств. развитию композиции Аинамич, связи
зданий с гор, и ландшафтной средой получил развитие в архитектуре 6арокко.
Иск-во барокко формируется в Италии на рубеже 16-17 вв. и переживает расцвет
во 2-й трети 17 в. Арх-ре этого времени свойственно стремление к
театральности форм, грандиозным масштабам построек, к напряжённой динамич,
организации внутр, пространства- Сложные планы зданий и венчающих их куполов,
зрительно увеличенных иллюзи-
онистич.
живописно-декоративными эффектам и изогнутые криволинейные очертания фасадов,
разорванные антаблементы и карнизы создают впечатление динамической
изменчивости форм (постройки Л. Бернини, Ф, Борромини и К. Мадерны в Риме, Г.
Гварини и Ф. Ювары в Турине). Барочные принципы оказали влияние на
градостроительные ансамбли 17— 18 вв. Вместе с тем в архитектуре Италии в
середине 18 в. проявляются черты классицизма (Л. Ванвителли, А. Галилеи и др.).
Изобразительное
искусство Итальянской эпохи барокко (17—18 вв.) представляет со6ой сложное
переплетение разнообразных тенденций. С конца 16 в. в иск-ве болонской школы
были сформулированы формально-отвлеченные принципы
академизма.
Им противостояло тв-во Караваджо, придававшего сценам реальной жизни пластичную
осязаемость и героическую монументальность, способствовавшего становлению
реализма в европейских художественных школах 17 в. Расцвет скульптуры барокко
в Италии связан с Бернини, произведения которого отличаются стремительной
динамикой и живописной текучестью форм, органическим слиянием с архитектурой,
Крупнейшими мастерами монументальной живописи барокко были Пьетро да Кортона,
А. Поццо, Л. Джордано, произведения которых свойственны смелые лерспективные
построения и иллюзионистические эффекты. Бытовой
живописи
17—18 вв. присущи поэтическая приподнятость и драматичная острота (Д. Фетти,
Б. Строцци, Дж. Креспи). В пейзажах часто проявляется дух романтического
бунтарства (С. Роза, А. Маньяско). Особое место в иск-ве Италии 18 в.
занимала венецианская школа, живопись к-рой сохраняла праздничный,
жизнеутверждающий характер (росписи Дж. Тьеполо, жанр. композиции Дж. Б.
Пьяццетты и П. Лонги).
Здесь
получил развитие архитектурный пейзаж, т. н. ведута (Дж. А. Каналетто и Б.
Беллотто). Поэтичные пейзажи Ф. Гварди предвосхищали пленэрные искания
живописцев 19 в.. Гравюры Дж. Б. Пиранези отразили усиление классицистиеских
тенденций.
В арх-ре Итали начала 19 в. получили развитие
принципы классицизма. Многие итальянские города (Милан, Турин, Рим, Флоренция)
реконструировались в классицистическом духе. Классицизм в изобразительном
искусстве
отсталой феодальной Италии был лишён гражданств. пафоса и приобрёл академичный
характер (скульптура А. Кановы). С подъёмом национально-освободительного
движения в живописи сложилось романтическое направление (портреты и
исторические сцены Ф. Айеса, жанровой композиции братьев Индуно). В живописи
неаполитанских мастеров (т.н. школа Позиллипо) усилились пленэрные искания. В
живописи Тосканы 1860-х гг. сложилось реалистическое направление (сцены
национально-освободительной борьбы, портре-ты и пейзажи живописцев Т.
СиньоринИтали Дж, Фаттори, прозванных маккьяйоли, бытовые сцены С. Леги).
Влияние импрессионизма проявилось в творчестве живописца Дж. Де Ниттиса и
скульптора М. Россо. После объединения страны (1870), усиления развития
промышленности развернулось широкое строительство, особенно в промышленных и
портовых городах (Турин, Милан, Неаполь), начались градостроительные работы в
Риме. В архитектуре проявились тенденции эклектизма. Разочарование в
результатах национально-освободительного движения и недовольство укладом жизни
капиталлистичекого общества
нашли
отражение в направлении веризма, сложившегося в конце 19 в. (скульптор В,
Вела).
В искусстве Италии 20 века прогрессивные
художественные тенденции прокладывали себе путь в напряжённой борьбе с
господствующими офиц. и модернистскими течениями. В арх-ре начала 20 в.
сложился стиль «модерн» с характерными для него причудливостью композиции и
вычурностью декора (арх. 3. Базиле и Р. Д' Аронко). Получила распростраиение
утопическая, но не лишённая, рациональности градостроит. идей «футуристическая
архитектура» (архитектура А. Сант-Элиа). В период фашисткой диктатуры
(1922--43) в арх-ре Италии сложился неоклаесицизм со свойственными ему чертами
ист. стилизаторства и холодной парадностью (М. Пьячентини). В борьбе с офиц.
направлением оформилось течение рационализма (постройки Дж. Микелуччи и Дж.
Терраньи). Использование современных строительных материалов, смелые
конструктивные и пространственные решения, инженерная логика и эстетическая
выразительность архитектурных форм отличают итальянскую архитектуру 50-70-х гг,
(постройки Дж. Понти и П. Л. Нерви в Риме и Милане). Интересны работы группы
БПР, в постройках которой современные архитектурные формы сочетаются с нац.
традициями. Современное градостроительные задачи решаются с учётом исторически сложившейся
застройки итальянских городов. Обычно новые жилые массивы возникают на их
окраинах. Принципы органической архитектуры с присущей ей игрой свободно
сопоставленных пластических объёмов часто используются при строительстве
частных вилл.
В начале 20 в.
итальянские живописцы т. н. парижской школы (А. Модильяни и др.) создавали
портреты и ню, в которых выражали своё субъективное, меланхолическое восприятие
мира. Представители футуризма, сложившегося в Италии в начале 1910-х гг.,
стремились к абстрактному отражению в искусстве динамизма индустриальной эпохи
(живописец и скульптор У. Боччонни, живописцы К. Карра, Дж. Северини и др.). В
работах мастеров "метафизической живописи" (конца 1910-х-начала
1920-х гг. проявились неоклассические тенденции (натюрморты Дж. Моранди,
портреты Ф, Казорати, пейзажи Дж, Де Кирико). Обращение ряда художников к
традициям искусства этрусков и греческой архаики обусловило черты декоративной
стилизации (живопись М. Кампильи,
скульптура
М. Марини). Монументальные росписи художников группы «Новеченто» (М, Сирони и
других), выражающие идеологию фашизма, сочетали приёмы авангардистских
художественных течений с напыщенной риторикой. В конце 20-х—начала 30-х гг.
офиц. фаш. направлению в искусстве противостоял ряд художественных
группировок («Римская школа», «Корренте» и др.), члены которых призывали к
«свободе творчества», выражая социальный протест в драматически экспрессивных
формах (работы Шипионе, Р. Гуттузо). С конца 40-х гг. достигло расцвета
окрепшее в борьбе с фашизмом направление неореализма (живопись и графика Р.
Гуттузо, Г, МуккИтали А. Пиццинато, К. Леви, Дж. Мелони,
Дж, Дзигаины), для
котрого характерны стремление к широкому показу действительности с присущей ей
остротой противоречий, демократизм и героическая приподнятость образов,
выразительность художественного языка (Дж- Манцу, 3. Греко). Реалистическое,
направление в иск-ве Италии 60-80-х гг. развивается в условиях напряжённой
борьбы с модернистскими течениями (живопись Р. Биролли, Э. Морлотти, М.
Реджани, А. Бурри, скульптура А. Виани, П. Консагры и др.).
|
|
|
|
|