РУБРИКИ

История развития хозяйства России и машиностроительный комплекс

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История развития хозяйства России и машиностроительный комплекс

История развития хозяйства России и машиностроительный комплекс












Реферат

на тему:

«История развития хозяйства России и машиностроительный комплекс»


История развития хозяйства


Экономика (хозяйство) страны представляет собой совокупность отраслей материальной и нематериальной сфер производства. Экономика является результатом воздействия производительных сил (трудовых ресурсов) на предметы труда (земля, лес, минеральные ресурсы) с помощью средств труда (станки, машины, инструменты), которые представляют средства производства.

Первой моделью развития хозяйства была присваивающая экономика, основанная на охоте и собирательстве, когда человек присваивал себе природные ресурсы. Кризис ресурсов охоты и собирательства поставил перед человечеством необходимость перехода к производящей экономике, первоначальную основу которой составили земледелие и животноводство. Земля выступала в качестве средства и предмета труда. Впоследствии произошло отделение от земледелия ремесел — основ будущей индустриальной сферы. Необходимость обмена между ремесленниками и земледельцами привела к зарождению первой отрасли нематериальной сферы — торговли, способствовала развитию транспорта.

Таким образом, уже на первых этапах развития сформировалось три сектора хозяйства: первичный (сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых); вторичный (обрабатывающая промышленность и строительство); третичный (торговля, транспорт, наука, искусство, сфера услуг). Первичный сектор соответствовал доиндустриаль-ному этапу развития экономики, единство трех секторов соответствовало индустриальному этапу, в период становления постиндустриальной экономики к ним прибавился специфический четвертичный сектор (информационное и управленческое обслуживание).

Исторически хозяйство России развивалось постепенно. На ранних этапах развития экономики Россия была аграрной державой. После отмены крепостного права в 1861 г. в России выделялись две зоны: производящая (Центральная Россия) и потребляющая (зона Севера) хлеб.

Первая промышленная революция — «революция паровых машин» в России произошла на рубеже XIX—XX вв. (в развитых странах Европы в XVIII—XIX вв.). Переворот начался в текстильной промышленности в Центральной России, где освободилось значительное количество крестьян. Мощная промышленность на основе старых металлургических производств формировалась на Урале. В XIX в. на долю этих районов приходилось 90% промышленного производства. Революция и гражданская война привели к развалу хозяйства.

В 30-е годы XX в. Россия вступила в период индустриализации (создание крупной машинной индустрии), отставая от развитых стран мира. Первые индустриальные объекты: Магнитогорский и Новокузнецкий металлургические комбинаты; автомобильные заводы ГАЗ и ЗИЛ; Волгоградский и Челябинский тракторные. Накануне Великой Отечественной войны в СССР была развита тяжелая промышленность, что помогло быстро перевести экономику на военные рельсы. Во время войны часть отраслей была эвакуирована на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию, а часть — разрушена.

Промышленность послевоенного периода должна была решить две задачи:

1) восстановление хозяйства,

2) развитие военно-промышленного комплекса (ВПК) в условиях «холодной войны». Начавшаяся в этот период научно-техническая революция (НТР) носила, по сути дела, военно-технический характер. Военное производство было наиболее конкурентоспособным, поставляя на экспорт значительное количество военной техники и вооружений. Основная часть военной промышленности, учитывая ее высокую наукоемкость, размещалась в промышленных центрах Российской Федерации. В конечной продукции машиностроения доля военной техники (по стоимости в ценах мирового рынка) составляла около 65%, в то время как производство оборудования для всех отраслей народного хозяйства — только 30%. Особенно мала была доля производства товаров народного потребления (всего 5—7%).

В 70—80-е годы в Российской Федерации, как и во многих странах, проводивших индустриализацию за счет широкого использования собственных природных ресурсов, резко увеличилась доля природоэксплуатирующих отраслей — добывающей промышленности и сельского хозяйства. Возросла добыча нефти и газа (открытие новых месторождений в Западной Сибири); в то же время высокими темпами развивались ведущие отрасли НТР: машиностроение, химия, электроэнергетика. В территориальном плане произошел сдвиг экономики в ресурсные районы — на север европейской части и на восток — в Сибирь. Таким образом, к современному этапу экономика России подошла, имея мощную добывающую промышленность и ВПК: на долю России в 1994 г. приходилось 88% добычи нефти, 89% газа, 55% угля и заготавливалось более 96% древесины, производилось 90% продукции ВПК.

Экономика страны как единый комплекс состоит из отраслей производственной и непроизводственной сферы. Отрасль — совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или оказывающих однородные услуги. Структура хозяйства определяется распределением трудовых ресурсов на макроуровне между производственной и непроизводственной сферами, на мезоуровне — между отраслями, их составляющими, и на микроуровне — внутри каждой отдельной отрасли.

Добывающая промышленность изымает из природной среды сырье, данное самой природой, поэтому география добывающей промышленности сильно зависит от природных условий и ресурсов, многие виды которых ограниченны и невозобновимы. Полного тождества между географией разведанных ресурсов и их добычей нет. В первую очередь осваиваются наиболее богатые месторождения, выгодные по условиям эксплуатации и экономико-географическому положению, при размещении и функционировании предприятий добывающей промышленности учитывается и природоохранный фактор.

Добывающая промышленность очень трудоемка и требует дорогостоящего оборудования. В России она крайне гипертрофирована: на ее долю приходится 23% промышленного производства, хотя в развитых странах этот показатель не превышает 2—3%. В целом на ресурсный сектор России приходится значительная доля всех затрат. Одна лишь горнодобывающая промышленность сосредоточивает более 30% стоимости основных фондов (оборудование, инструменты, сооружения, здания, транспортные средства).

В период командной экономики, благодаря искусственной дешевизне природных ресурсов и конструкционных материалов (особенно металла), могла развиваться мощная оборонная промышленность. Оборонный комплекс страны состоял из более 1000 промышленных предприятий и 900 научных институтов, на которых работало около 9 млн чел., концентрировал много средств, часть из которых могла бы быть использована для производства товаров народного потребления.

Конверсия оборонной промышленности должна была коренным образом перестроить всю экономику Российской Федерации. Первоначально конверсия предусматривала увеличение производства товаров для населения и агропромышленного комплекса, но такое использование мощной научной базы и наукоемких производств оборонного комплекса для выпуска достаточно простых изделий более чем нерационально. Подобный вариант конверсии не может решить главных проблем экономики страны. Конверсия должна быть нацелена на создание новых производств, высоких технологий (разработка новых медицинских препаратов и техники, компьютеров, современной промышленной и бытовой электроники, ресурсосберегающих технологий), позволяющих коренным образом перестроить экономику России.

Отрасли непроизводственной сферы либо непосредственно обслуживают население (сфера услуг), либо обеспечивают существование общества в целом (управление, наука, искусство, подготовка кадров), сегодня роль непроизводственной сферы постоянно возрастает.

Выделяется группа отраслей, обслуживающих население и в совокупности образующих сферу услуг: жилищно-коммунальное хозяйство — предоставление и благоустройство жилья; услуги по социальному обеспечению населения — содержание домов для престарелых и инвалидов, детских садов и интернатов, организация пенсионного обеспечения, а также социального страхования; розничная торговля и общественное питание — магазины, киоски, палатки, передвижная торговля; столовые, кафе, рестораны и др.; бытовое обслуживание — группа отраслей, в которых можно выделить отрасли, производящие материальные ценности и относящиеся одновременно к сфере обслуживания и к сфере материального производства; кредитно-финансовое обслуживание — сберегательные и коммерческие банки, обслуживающие население, страховые и финансовые компании, инвестиционные фонды и другие виды учреждений подобного типа; рекреационное обслуживание населения вне места его жительства — санатории, дома отдыха, пансионаты, турбазы, организация экскурсий; услуги связи — почта, телеграф, телефон; культурное обслуживание — театры и кинотеатры, концертные и выставочные залы, цирки, музеи, а также клубы и библиотеки. К этой сфере надо отнести ателье звукозаписи, газетные, журнальные и книжные издательства, радио и телевидение, книготорговлю; общественное обслуживание воспитания и обучения детей — детские ясли и сады, общеобразовательные школы; медицинское обслуживание. Пассажирский транспорт занимает особое место в сфере обслуживания: к его помощи прибегают и для поездок в различные учреждения сферы обслуживания. Все эти отрасли в совокупности могут быть названы социальной инфраструктурой общества.

Решающую роль в эпоху НТР играет научный комплекс России, в котором занято порядка 1 млн. научных работников (18% ученых мира). Крупнейшие центры образования и науки — Москва и Санкт-Петербург, которые вместе со своими научными пригородами концентрируют более половины всех научных кадров страны. В Москве 80 академических институтов, осуществляющих 40% всех научных исследований. Вокруг столицы сформировался пояс научных центров: Зеленоград, Дубна, Обнинск, Жуковский, Троицк, Черноголовка, Пущино.

Региональные научные центры созданы на Урале (Екатеринбург), в Поволжье (Нижний Новгород, Самара, Саратов, Казань), в Сибири (Иркутск, Новосибирск, Красноярск), на Дальнем Востоке (Владивосток, Хабаровск).

Научный комплекс России призван решить стратегическую задачу — осуществить технологический прорыв, обеспечив переход экономики страны в постиндустриальную фазу развития.

География важнейших межотраслевых комплексов


Межотраслевой комплекс (МОК) — система предприятий различных отраслей, объединенных выпуском определенной продукции.

Важнейшие межотраслевые комплексы России: машиностроительный, топливно-энергетический, конструкционных материалов, транспортный, агропромышленный, комплекс товаров народного потребления.

В последние годы в ходе осуществления экономической реформы МОК претерпели глубокие структурные преобразования, что повлекло за собой серьезные последствия: остановку ряда производств, нарушение технологической цепочки, разрыв традиционных связей, утрату части ресурсного, кадрового и научного потенциала. Рассмотрим географию размещения основных отраслей МОК России.


Машиностроительный комплекс


Машиностроение — ведущий МОК, обеспечивающий выпуск разнообразных машин и оборудования для различных отраслей хозяйства. Главная задача машиностроения — вооружать народное хозяйство совершенными машинами. Именно машиностроительный комплекс составляет основу научно-технического прогресса (НТП) в российской экономике.

Машиностроительный комплекс — крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти ¼ всей промышленной продукции в стране, в нем занято более 9 млн чел. Машиностроение — крупнейший потребитель продукции: он расходует 20% проката черных и цветных металлов, на него работает ½ железнодорожного состава страны. На протяжении последних лет в комплекс направлялись значительные капиталовложения, и сегодня в нем сосредоточено более ½ всех производственных фондов.

Сейчас не все отрасли машиностроения развиваются одинаково — существенный спад производства по сравнению с дореформенным периодом произошел в отраслях тяжелого, нефтяного, химического, энергетического машиностроения, тракторостроения, изготовлении машин и оборудования для агропромышленного комплекса (АПК) и легкой промышленности. В железнодорожном машиностроении сократился выпуск практически всех видов продукции, упало производство автомобилей. Выпуск х/4 из 62 важнейших видов продукции сократился на 20—40%, а почти х/3 — на 50%. В результате конверсии объем военного машиностроения составил 18% от общего объема производства.

Современное машиностроение состоит из более чем 70 отраслей, число отраслей постоянно растет, но по характеру выпускаемой продукции и факторам размещения их можно разделить на три большие группы.


Факторы размещения машиностроения


1. Наукоемкость

2. Трудоемкость

3. Металлоемкость

4. Военно-стратегический

5. Транспортный

6. Потребительский

Специализация и кооперирование — важнейшие принципы размещения. Машины состоят из множества деталей и агрегатов. Изготовить все на одном заводе невозможно, проще и дешевле производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. Для выпуска готового изделия предприятия устанавливают связи по кооперированию. Поэтому в различных районах страны строят комплексы взаимосвязанных машиностроительных предприятий. Они состоят из групп заводов, большая часть из которых — заводы-филиалы в малых и средних городах, поставщики деталей и оборудования для сборочных заводов, что способствует лучшему использованию трудовых ресурсов.

В ряде машиностроительных отраслей России сложилась слишком узкая специализация, например, только одно предприятие в России выпускает троллейбусы (Энгельс), магистральные тепловозы (Коломна), картофелеуборочные комбайны (Рязань). Одно из следствий узкой специализации — высокий уровень концентрации производства. В российском машиностроении 20% объема производства приходится на 10 крупнейших предприятий.

Машиностроение размещено по территории страны иначе, чем большинство других отраслей промышленности. Вследствие многообразия факторов размещения и повсеместности потребителей машиностроение развито во всех районах России. Различия в развитии машиностроения проявляются в неодинаковом уровне развития машиностроения в разных частях страны; различном наборе машиностроительных отраслей и их значении на разных территориях. В одних районах они имеют общегосударственное значение, т. е. являются отраслями их специализации, в других — удовлетворяют потребности только данного района.

Тяжелое машиностроение ориентировано на крупных производителей металла и основных потребителей своей продукции — металлургические базы Центра, Урала и Сибири. Лидер отрасли — «Уралмаш» (Екатеринбург) — выпускает прокатные станы, шагающие экскаваторы, гидравлические прессы. Оборудование для угольной промышленности Сибири производит Красноярский завод шагающих экскаваторов (для КАТЭК), предприятия Кузбасса (Новокузнецк, Прокопьевск, Анжеро-Судженск, Кемерово). Тяжелые станки и кузнечно-прессовое оборудование выпускают в Ульяновске, Новосибирске, Воронеже, Коломне.

Энергетическое машиностроение ориентировано не только на металл, но и на квалифицированные кадры и научные разработки, поэтому исторически развивалось в Санкт-Петербурге и его пригороде Колпино, где производят оборудование как для ГЭС, так и АЭС. Новый центр атомного машиностроения — «Атоммаш» построен в Волгодонске. Паровые котлы для ТЭС выпускают в Барнауле, Бийске, Таганроге, Белгороде, Подольске.

Транспортное машиностроение обеспечивает подвижным составом различные виды транспорта и имеет ориентацию прежде всего на выгодное транспортно-географическое положение как в силу широкой кооперации, так и в силу специфики производственных процессов. Например, судостроение ориентировано на речные и морские порты — Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Тюмень, Хабаровск, Комсомольск на-Амуре, Владивосток.

Автомобилестроение России возникло в Москве, где и сегодня выпускают грузовые и легковые автомобили (ЗИЛ и АЗЛК). В настоящее время главным автомобильным цехом страны стало Урало-Поволжье (ВАЗ — Тольятти, КАМАЗ — Набережные Челны, УАЗ — Ульяновск, ГАЗ — Нижний Новгород, ИЗК — Ижевск).

Производство автобусов — Ликино-Дулево, Голицыне, Яхрома, Курган; микроавтобусов на базе ЗИЛ — Москва, ГАЗ — Нижний Новгород.

Локомотиво- и вагоностроение возникло там, где начала складываться железнодорожная сеть страны: Коломна, Калуга, Брянск, Людиново, Муром. Пассажирские вагоны выпускает Санкт-Петербург, электрички — Тверь и Демехово. Вагоны метро производят Санкт-Петербург и Мытищи.

Тракторостроение и производство сельскохозяйственных машин в основном ориентировано на потребителя — главные сельскохозяйственные районы. Первые тракторные заводы были построены в довоенный период в Волгограде и Челябинске, а затем в Центре (Владимир, Липецк, Санкт-Петербург), Сибири (Рубцовск), на Северо-Западе (Петрозаводск — завод трелевочных тракторов). Производство комбайнов сосредоточено в главных сельскохозяйственных районах, например, зерноуборочных — в Таганроге, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Станкостроение, точное и военное машиностроение ориентированы на крупные научно-производственные центры, имеющие выгодное экономико-географическое и военно-стратегическое положение, сосредоточение научных кадров и квалифицированной рабочей силы. Научно-исследовательские институты (НИИ) и опытно-конструкторские бюро (ОКБ) отдельных отраслей расположены, как правило, в крупных научных центрах (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск), в то время как производство серийной продукции размещено по всей стране.

Аэрокосмическая промышленность ориентирована на высокий научный потенциал Московского региона, основные НИИ и ОКБ размещены в Москве и городах ее окружения: КБ «ЯК», «ТУ» (Москва), авиационный технополис (Жуковский), межконтинентальные ракеты и космические аппараты (Королев, Химки, Реутов, Дубна). Военно-стратегическое положение определяет размещение ряда предприятий отрасли в центре страны — в Урало-Поволжье (Ульяновск, Самара, Пермь, Уфа, Воткинск), в Сибири (Тюмень, Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ). Космодромы действуют недалеко от Плесецка и в Капустином Яре.

Станкостроение обеспечивает оборудованием различные отрасли хозяйства и имеет широкую географию, однако ведущими являются крупные сложившиеся машиностроительные центры (Москва, Санкт-Петербург, Иваново) и относительно новые — Сасово (Рязанская область), Су-хиничи (Тверская область).

Дальнейший прогресс в машиностроении предусматривает ускоренное развитие отраслей суперсовременных технологий, использующих широкий научный потенциал ВПК; создание мелких, технологически гибких предприятий; расширение географии комплекса.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.