РУБРИКИ

История города Бишкек

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

История города Бишкек

История города Бишкек

История города Бишкек

Буквально на днях Бишкек отметил свой юбилей - 125 лет со дня основания. То есть, официально городу всего-то 125 лет - очень молодой город. Но не все то, что официально есть вся правда. На самом деле городу намного больше лет.

Не будем касаться глубокой древности, свидетельства о наличии поселений во времена которой в виде каменных орудий труда нааходили у Аламединской ГЭС. Начнем с начала железного века, когда на территории Кыргызстана складываются племенные союзы: сакский (7-3 вв. до н.э.) и усуньский (3 в. до н.э. - 5 в. н.э.). Основой их хозяйства являлось кочевое скотоводство. Были развиты и различные виды ремесел. Племена саков и усуней расселялись и по берегам рек Аламедин и Ала-Арча, о чем свидетельствовали курганные могильники, сохранявшиеся до недавнего времени в границах города и его окрестностях. Усуням было хорошо известно и земледелие, это подтверждают остатки поселений, обнаруженные в различных местах Чуйской долины, в том числе и у города Бишкек.

В средневековье в бассейнах рек Аламедин и Ала-Арча обитало кочевое и оседло-земледельческое население. Памятниками кочевников-тюрков являлись курганные могильники и каменные изваяния. Оседлое население проживало в городах.

Одним из крупнейших средневековых городов было так называемое Пишпекское городище (7-12 вв.), которое занимало площадь около 25-30 км? (район станции Пишпек и бывших сел Ключевое и Кызыл-Аскер), имело сложную планировку и развитую систему крепостных сооружений. Другой значительный древний город, получивший название городище "Кузнечная крепость", находился в бассейне р. Аламедин и занимал территорию, судя по распространению культурного слоя, между нынешними улицами Кирова, Орозбекова, Карагачевой рощей и р. Аламедин. Однако первоначальная площадь его была значительно больше. Центр города находился в районе бывшей крепости Пишпек.

Среди находок, обнаруженных на территории городища, - 4 бронзовых ствола, украшенных геометрическим, растительным и эпиграфическим орнаментом, бронзовая статуэтка, изображающая фигуру с головой человека и туловищем животного, большое количество глиняной посуды, жженых кирпичей и других изделий. Город существовал в 8 - начале 13 в., в период нашествия татаро-монголов пришел в упадок, спустя некоторое время жизнь в нем возобновилась (но не на всей его территории) и продолжалась до 15 в. Затем город приходит в окончательное запустение.

Оба города, расположенные на проходившем с древности через Чуйскую долину караванном пути, посещали купцы из различных стран Востока и Запада. Городские жители занимались торговлей, различными ремеслами и земледелием. Названия этих городов в средневековых письменных источниках не сохранились. После 15 в. на территории современного Бишкека в междуречье Аламедин - Ала-Арча и прилегающей местности располагались кочевья кыргызов. Оседлая, но сравнительно кратковременная, жизнь после многовекового перерыва возродилась здесь в 1825. Тогда, воспользовавшись межфеодальными усобицами кыргызов, Чуйскую долину захватил Ляшкер кушбеги - сановный военачальник кокандского хана. Кокандцы возвели здесь цепь укреплений, в т.ч. наиболее мощное - крепость Пишпек вблизи караванной дороги на Ташкент.

Пишпекская крепость служила оплотом ханско-феодального гнета над кыргызами и постоянной угрозой крепости Верный в т.н. Зачуйском крае. В крепости Пишпек находились гарнизон и ханские налогосборщики. Рядом с нею располагалось поселение кокандских колонистов-торговцев, ремесленников и земледельцев. Кыргызы, кроме заложников, в Пишпеке не жили.

При продвижении царизма вглубь Ср. Азии, в ходе столкновений России с Кокандом, крепость 4 сентября 1860 была взята штурмом военным отрядом, пришедшим из Верного. После его ухода кокандцы вновь обосновались в Пишпеке, усилив укрепления. В сентябре 1862 часть чуйских кыргызов выступила против кокандцев. Они осадили Пишпек и обратились к русским властям Верного за помощью. В октябре (24) Пишпекская крепость была вторично взята русскими войсками при активном содействии окрестных кыргызов и разрушена. В 1863 с ликвидацией власти кокандского ханства в Чуйской долине ее население добровольно вошло в состав России.

С вхождением в состав России в крае появляются крестьяне-переселенцы из различных российских губерний, принесшие богатый хозяйственный опыт передовые методы труда. Возникновение переселенческих сел и первых кыргызских селений в Чуйской долине сыграло важную роль в развитии производительных сил и культуры края.

В 1864, во время похода русских войск против кокандцев из Верного на Аулие-Ата (Джамбул) и Ташкент, у пишпекских развалин был установлен казачий пикет. Вскоре вблизи него у ташкентской дороги стал собираться небольшой базар. В 1867, с открытием регулярного почтового сообщения между Ташкентом и Верным, создается конно-почтовая станция. В 1868 у развалин крепости было основано селение Аламедин, а затем - Пишпек (не позднее 1870). Этот топоним преемственно сохранялся за крепостью, почтовой станцией, селением, потом городом, ныне - за железнодорожной станцией.

До 1865 в административном отношении чуйские кыргызы подчинялись начальнику Алатооского округа (Центр - г. Верный), в 1865-67 входили в Туркестанскую, впоследствии - в Семиреченскую область, в составе Токмакского уезда.

После наводнения, которое практически смыло более крупный и бывший по значению уездным город - Токмак, весной (29 апреля) 1878 в Пишпек, переводится уездное управление, в начале мая - уездно-городские учереждения. Он становится уездным центром, соответственно переименовывается и уезд (проекты переноса уездного центра возникали с 1869). Так образовался город Пишпек.

"План проектного расположения" Пишпека - города с застройкой европейского типа - был утвержден 31 августа 1878. Тогда же велась первая планировка улиц и площадей, отводились места для жилья, казенных зданий и казарм, а также для торговли, кузниц и других ремесленных заведений. Простая в основе планировка Пишпека, сохранившаяся в общем и спустя столетие, выгодно отличалась от старых восточных городов с их кривыми и узкими улочками. В конце 19 - начале 20 в. в Пишпеке было уже 40 улиц (без твердого покрытия и тротуаров), 6 больших площадей (неблагоустроенных и грязных).

Приобретение городского статуса способствовало росту Пишпека. Так, если в 1878 здесь было лишь 13 домов европейского типа, а в 1881 - 98, то в 1897 - уже 752 (из них 728 глинобитных и сырцового кирпича под камышом, соломой или с плоской глиняной крышей). В 1907 в городе имелось 1287 дворов. Накануне Октябрьской революции в его застройке преобладали одноэтажные индивидуальные дома (около 1.5 тыс. дворов с глухими заборами и садами), лишенные элементарных коммунально-бытовых удобств - водопровода, канализации, электроосвещения и т.п. Несколько выделялись лишь немногие казенные здания и добротные кирпичные, крытые железом 1.5- и 2-этажыне дома купеческо-чиновничьей верхушки, возвышались церкви и мечети.

С 80-х годов 19 в. новый уездно-городской центр стал быстро перерастать по численности жителей другие населенные пункты Кыргызстана. В 1882 в Пишпеке насчитывалось 2135 жителей, в 1897 --6615, в 1913 - уже 18468 горожан различных национальностей. Основную массу городского населения составляли, наряду с русскими и украинцами, также узбеки и татары (селились вокруг базара), дунгане (жили компактно в западной части, в слободке) и кыргызы (оседавшая беднота - джатакчи - селилась в юртах на городских окраинах). В конце 19 - начале 20 в. среди них преобладали лица, втянутые в торгово-промысловую деятельность, включая извоз. Но многие горожане, как и окрестные оседавшие кыргызы, занимались сельским хозяйством (хлебопашеством, частично скотоводством и огородничеством).

Первые предприятия кустарно-промышленного характера, в т.ч. мельницы, появились в Пишпеке во 2-й половине 19 в. В 1883 стал работать кожевенный завод, в 1885 организовано сыродельное производство. В 1898 в городе действовали уже 19, а в 1911 - 21 мелкое кустарное предприятие. Однако рост городской торговли базарно-стационарного типа опережал развитие промышленности. Так, в 1913 годовой оборот всех 489 торговых точек Пишпека (не считая ярмарки, возникшей в 1906) достигал 1 млн. рублей. Промышленных заведений насчитывалось лишь немногим более 20. В 1913 работали 7 сравнительно крупных цензовых предприятий (2 пивоваренных, 2 кожевенных завода, 2 вальцовые мельницы и конфетная фабрика). К 1916 численность наемных рабочих возросла до 350 человек, но их все же было значительно меньше, чем ремесленников (в 1908 - 1000 человек).

Вся власть в Пишпеке и уезде находилась в руках уездного начальника, а с 1895 хозяйством города ведало общественное "самоуправление" из пишпекской буржуазии, зависимое от царских властей. Вопреки политике царизма, направленной на ограничение развития культуры народов национальных окраин, в Пишпеке появляются первые культурно-просветительные учреждения, школы, лечебницы. С 1878 работали приемный покой и аптека. В 1879 открылось приходское одноклассное училище, затем другие учебные заведения. Действовали кинотеатр "Эдисон", различные кружки и пишпекские общества, проводившие литературно-музыкальные вечера. Первой научной ячейкой была метеостанция. Началось изучение Чуйской долины.

Памятный след в истории города оставили представители прогрессивной русской интеллигенции. В их числе - первый фельдшер В.М.Фрунзе, в семье которого 21 января 1885 родился сын Михаил - будущий партийный, государственный и военный деятель; ученый-садовод А.М.Фетисов, заведовавший киргизской школой садоводства, энтузиаст геоботанического и археолого-этнографического изучения края; популярный среди населения врач Ф.В.Поярыков, друг семьи Фрунзе, известный своими трудами по археологии и этнографии Кыргызстана; учитель-общественник К.Ф.Свирчевский и др.

Общественно-политическая жизнь Пишпека к 1917 была богата трудовыми и революционными традициями. Так, уже в начале 20 в. он стал в крае одним из центров распространения марксистко-ленинских идей в (1903 городская полиция впервые обнаружила революционные листовки, распространявшиеся ссыльным В.И.Лойцнером) и революционного движения.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://e-bishkek.narod.ru/




© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.