РУБРИКИ

Интеграционные процессы в странах Южной Америки и перспективы их развития

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Интеграционные процессы в странах Южной Америки и перспективы их развития

Сегодня индустриальный облик региона определяют Аргентина и Бразилия (на них приходится 2/3 промышленного производства Южной Америки и обеспечивает за счет внутреннего производства уже более 90% потребляемой в них промышленной продукции), а также Чили, Венесуэла, Колумбия и Перу. Одна из основных отраслей промышленности в экономике региона — горнодобывающая. В структуре стоимости ее продукции около 80% приходится на топливо (в основном нефть), а остальные примерно 20% — на горнорудное сырье. Ведущие позиции в горнодобывающей промышленности занимают Венесуэла, Бразилия и Аргентина, отличающиеся широким перечнем добываемых ресурсов. Наиболее динамичной отраслью хозяйства в большинстве континентальных стран региона в последние десятилетия стала обрабатывающая промышленность. Причем в ее продукции заметно снизилась доля традиционных отраслей — текстильной, пищевой, а также кожевенно-обувной и швейной при одновременном возрастании удельного веса некоторых базовых отраслей, производящих товары производственного назначения. Особенно динамично развивались химия и нефтепереработка, черная металлургия, машиностроение, производство строительных материалов. Сегодня новые индустриальные латиноамериканские страны (Аргентина, Бразилия) известны не только на внутреннем, но и на международном рынке своими электроникой, автомобилями, изделиями химической промышленности. Резкое развитие этих стран связано с обеспеченностью природными и людскими ресурсами и умелым привлечением зарубежного технического опыта. Что же касается Боливии, Парагвая и некоторых других, то здесь в структуре промышленного производства все еще преобладают отрасли традиционной промышленности, прежде всего пищевая. Кстати, эта отрасль во многих странах Южной Америки имеет ярко выраженную экспортную направленность, поэтому порты сильно разрастаются. Размещение промышленности стран Южной Америки характеризуется преимущественно моноцентрической структурой, при которой в промышленном производстве страны преобладает один центр (Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили).

Несмотря на наметившееся снижение доли сельского хозяйства в экономике Южной Америки, его роль по-прежнему велика. В ряде стран оно остается основной сферой материального производства, в которой занята преобладающая часть трудоспособного населения. Используя методы «зелёной революции», крупным капиталистическим хозяйствам в этих странах удалось обеспечить существенный прирост продукции земледелия и животноводства. Результаты, достигнутые в этих странах, заметно выделяются на фоне застойного положения аграрного сектора в Боливии, Перу, Эквадоре и др. При этом отставание сельского хозяйства, отягощенного полуфеодальными пережитками в большинстве стран, особенно ощутимо в связи с продолжающимся быстрым ростом населения. Ведущая отрасль сельского хозяйства Южной Америки — растениеводство. В посевных площадях преобладают зерновые, главным образом пшеница и кукуруза. Происходит ускоренное наращивание посевов сорго, что связано с высоким спросом на него со стороны животноводства, а также сои — пищевой и кормовой культуры. На животноводство же приходится 1/3 сельскохозяйственного производства региона.

Южная Америка – регион с достаточно хорошей обеспеченностью природными и людскими ресурсами. Однако из-за особенностей в первую очередь исторического развития она не достигла должного уровня экономико-социального развития. Но имеются все предпосылки к развитию экономики стран региона посредством интеграции. Подробно об экономических выгодах интеграции в главе 4.


2.3. Историко-этнические связи


Население Южной Америки составляет примерно 355 млн. человек. Это единственный регион, где за один XX век численность населения выросла более чем в 8 раз. Это обусловлено несколькими факторами. Во-первых, это естественный прирост, однако он не настолько велик (2% в год). Во-вторых, миграции, которые оказали значительное влияние. Сюда долгое время завозили рабов, в основном негров, которые составляют 0,1 населения Латинской Америки, и, наконец, остальные переселенцы приезжали сюда в поисках заработка. Большой прирост населения обуславливает «молодость» жителей большинства латиноамериканских государств и в то же время создаёт дополнительную нагрузку на трудоспособное население, что может непосредственно сказаться на уровне жизни.

Территория Южной Америки первоначально была заселена выходцами из Северо-восточной Азии, которые позднее смешались с миграционными потоками и образовали многочисленные индейские племена и народности. Древнейшие стоянки первобытных людей относятся к 20-10-му тысячелетию до н. э. Ко времени вторжения европейских завоевателей в конце 15—16 вв. большинство индейских племён находилось на различных стадиях первобытнообщинного строя, занималось собирательством, охотой и рыболовством. Аймара, ацтеки, майя, инки и др. создали раннеклассовые государства. После путешествий Х. Колумба, открывшего острова Антильского архипелага, побережье Центральной Америки и Венесуэлы (1492—1504), были основаны первые испанские поселения на островах Эспаньола (Гаити) и Куба, которые стали опорными пунктами дальнейшего проникновения в глубь Американского материка. Экспедиции конкистадоров привели к утверждению испанского господства на территории Мексики, Калифорнии, Флориды, Центральной Америки и на всём Южноамериканском континенте, за исключением территории Бразилии, которую завоевала Португалия, и Гвианы, захваченной Англией, Голландией и Францией. Междоусобная борьба индейских вождей, вступавших в союзы с чужеземными захватчиками, облегчила завоевание Южной Америки колонизаторами. Завоевание Америки испанцами и португальцами, в основном завершилось в 16—17 вв. Несмотря на отчаянное сопротивление коренных жителей (на что колонизаторы во многих случаях отвечали поголовным их истреблением), Испания и Португалия насадили здесь свои языки, свою религию (католицизм) и оказали большое влияние на формирование культуры латиноамериканцев. Английская, французская и нидерландская колонизация также оказала влияние на историю Южной Америки, но значительно меньшее, чем испанская и португальская.

Развитие капиталистических отношений, крестьянские и городские восстания 18 в. (крестьянская война в Перу 1780-83, восстание в Новой Гранаде 1781 и др.) расшатали колониальную систему и способствовали пробуждению национального самосознания местного населения. Война за независимость английских колоний в Северной Америке 1775-83 и Великая французская революция ускорили этот процесс. Война за независимость испанских колоний в Америке 1810-26 завершилась уничтожением колониального режима. Почти все испанские колонии завоевали политическую независимость.

Образование государств явилось важнейшей предпосылкой для ускорения развития капиталистических отношений. Сохранение крупного помещичьего землевладения и привилегий церкви тормозило этот процесс. В середине 19 в. начался новый подъём революционного движения, выразившийся в гражданских войнах в Аргентине, Колумбии, Венесуэле, Уругвае, Гватемале и заставивший провести важные социальные реформы в Перу, Гондурасе, Бразилии. Были отменены подушная подать с индейцев и рабство негров (без наделения землёй), уничтожены дворянские титулы. В 1889 была ликвидирована монархия и провозглашена республика в Бразилии. После прихода сюда социализма и его крушения (кроме Кубы) пошёл активный процесс развития капитализма.

Этнический состав Южной Америки весьма пёстр, его условно можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют индейские племена, которые представляют собой коренных жителей (в настоящее время – 15% населения). Больше всего индейцев сосредоточено в Боливии (63%). Вторая группа – это европейские переселенцы, прежде всего испанцы и португальцы (креолы), ведь именно эти 2 морские державы раньше остальных стали собирать экспедиции для исследования и освоения бескрайних морских просторов. В числе участников испанских и португальских экспедиций были Васко да Гама, Христофор Колумб, Америго Веспуччи и другие известные мореплаватели. Третью группу сформировали негры, которых сюда привозили в качестве рабов для работы на плантациях.

Представителей любой из этих групп осталось очень мало. Больше половины жителей Южной Америки – метисы (потомки от браков белых и индейцев) и мулаты (потомки от браков белых и негров). Самыми однородными в этническом отношении являются такие переселенческие страны, как Уругвай, Чили, Аргентина (это страны поздней колонизации, их массовое заселение началось во второй половине XIX века, в них больше всего европейских иммигрантов). От бывших испанских и португальских колоний отличаются Суринам и Гайана, где много выходцев из Азии (в основном индийцы).

Южная Америка – это также место смешения культур множества рас, народов, этносов и переплетения традиций и обычаев разных цивилизаций. В связи с этим ущемлялись права некоторых народов, в частности, индейцев, людей смешанных кровей, и др., со стороны европейцев. Это было серьёзной проблемой до 15 февраля 1819 г. Именно тогда состоялся Ангостурский конгресс по инициативе Боливара, на котором был принят документ, провозглашавший равенство всех жителей бывших колоний. С тех пор в Южной Америке царит терпимость ко всем народам и религиям.

Несмотря на пёстрый национально-этнический состав, религиозный состав Южной Америки единообразен. Здесь долгое время насаждался католицизм и считался единственной официальной религией, другие религии и вероисповедания преследовались инквизицией, поэтому большинство латиноамериканцев и в наше время исповедуют католицизм.

Как видно из описания истории и этнических связей материк является достаточно однородным. Государства Южной Америки являлись за малым исключением колониями Испании и Португалии, и как следствие, основные государственные языки португальский и испанский, а доминирующая религия – католицизм. В этническом плане не всё так однозначно, но здесь имеются свои особенности. Большой процент населения составляют метисы, мулаты и самбо, т. е. представители смешанных браков.

Все эти предпосылки положительно влияют на развитие интеграции с участием всех стран региона.

Глава 3. Краткий экономико-географический анализ каждого из интеграционных объединений Южной Америки


Южная Америка раньше других регионов мира вступила на путь интеграции. С 1960 г. здесь стали действовать торгово-экономические группировки – Латиноамериканская ассоциация свободной торговли – ЛАСТ (преобразована в 1980 г. в Латиноамериканскую ассоциацию интеграции – ЛААИ), с 1968 г. – Карибская ассоциация свободной торговли, преобразованная позже в Карибское сообщество и Карибский общий рынок – КАРИКОМ. В 1969 г. возникли ещё два региональных торгово-экономических объединений – Андская группа (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), преобразованная в 1996 г. в Андское сообщество наций, и Ла-Платская группа (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), государства, которой в 1991 г. образовали Общий рынок стран Южного конуса – МЕРКОСУР.

Особую роль в интеграции Южной Америки и Западного полушария имеет МЕРКОСУР (рис. 1). Именно это объединение за полтора десятилетия добилось внушительных экономических успехов, хотя его страны-члены в девяностые и в начале нынешнего столетия испытали экономические спады и кризисы. В 1995 г. в нём были введены единые внешнеторговые пошлины, т.е. возник торговый союз. Позиции МЕРКОСУР значительно окрепли после подписания в 1996 г. соглашения о создании зоны свободной торговли с Боливией и Чили. [2]

МЕРКОСУР — крупнейшее объединение в Южной Америке. МЕРКОСУР объединяет 250 млн. человек и более 75% совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006) а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу.

Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

Договором о создании МЕРКОСУР предусматривалось:

• отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создание ЗСТ в субрегионе к 31 декабря 1994 г.;

• свободное движение капитала и рабочей силы;

• введение единого внешнего тарифа и образование таможенного союза;

• координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, в валютно-финансовой сфере;

• унифицированные правила функционирования свободных промышленных зон;

• единый порядок определения происхождения товаров.

Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В-первых четырех работа ведется на межправительственном уровне. Основной принцип деятельности высших органов МЕРКОСУР — консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского Союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, МЕРКОСУР перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20%).[16]

Другим важнейшим региональным торгово-экономическим блоком в Южной Америке является Андское сообщество (группа, пакт; «Andean Group» или «Andean Common Market») создано 26 мая 1965 года на основе Картахенского соглашения в составе Боливии, Колумбии, Перу, Чили (вышла из группы в 1976 году) и Эквадора (рис. 1). С 1973 года членом этой организации стала Венесуэла. Андская группа охватывает территорию в 4,8 млн. кв. км с населением 111 млн. человек; её совокупный валовой продукт составляет 268 млрд. долларов. Высший орган — комиссия Картахенского соглашения, состоящая из послов перечисленных стран с годичным сроком полномочий, по истечении которого комиссия перемещается в очередное по алфавиту государство, входящее в пакт. Представитель этой страны является её президентом. Комиссия обычно проводит не менее трёх сессий в год, на которых она определяет основные направления сотрудничества, утверждает программы по координации таможенной политики и экономического развития.

Совет министров иностранных дел – орган политического сотрудничества – координирует выступление Андской группы на мировой арене. Консультативным органом служит Андский парламент, состоящий из депутатов законодательных собраний стран-членов. Спорные вопросы разрешает Андский суд. Для выработки рекомендаций по конкретным вопросам созданы советы: плановый, валютный, финансовый, налоговый и другие.

Картахенское соглашение предусматривает создание общего рынка, согласование экономической политики в отношении иностранного капитала, посредством совместного программирования развития производственных отраслей и инфраструктуры, мобилизацию внутренних и внешних финансовых ресурсов, предоставление специальных льгот менее развитым членам союза — Боливии и Эквадору.

Цели Андского сообщества — содействие развитию стран-участниц посредством их интеграции и социально-экономического сотрудничества; ускорению экономического роста и обеспечению занятости; созданию латиноамериканского общего рынка. Основные направления Андской группы сводятся к:

выработке единой экономической политики, координации осуществляемых проектов;

гармонизации законодательства: осуществлению контроля за применением принятых в рамках Андской группы правовых норм и за их единой интерпретацией;

установлению тесных взаимных связей между регионами и органами Андской группы через вспомогательные органы — Союз частных предпринимателей и Андский институт труда.

В рамках Андской группы созданы:

Андская корпорация развития (АКР), образованная в 1968 году, выступает как банк развития, как инвестиционный банк и как агентство экономического и финансового содействия;

Андский резервный фонд (АРФ) — распоряжается частью валютных резервов стран-членов для поддержания платёжных балансов и согласования финансовой и валютной политики;

Ассоциация телекоммуникационных комиссий — используется в целях углубления сотрудничества, содействия развитию телекоммуникационных служб в регионе.

В 1990 году была принята «Андская стратегия», в которой были сформулированы три основные цели: развитие андского экономического пространства; углубление международных связей стран Андской группы; вклад в единство Латинской Америки. «Акт мира», принятый в том же году, выдвинул в качестве важнейших задач: углубление процесса интеграции андских стран; реализацию её отдельных этапов (зона свободной торговли, таможенный союз), а также других мер, необходимых для создания Андского общего рынка.

Таможенный союз в рамках Андской группы полностью сформирован к 1999 г., а до этого времени таможенные пошлины составляли не более 5—10%. В мае 1994 г. государства Андской группы согласились создать зону свободной торговли к 1 января 1995 года.

Андский пакт снискал особую известность в истории интеграции развивающихся стран — попыткой сразу в масштабах целой группировки ограничить влияние иностранных монополий. Данная акция начала проводиться в первые годы существования союза, когда тон в нём задавали Чили (период правительства Народного единства), Боливия и Перу. Главной мерой в этом направлении послужило введение «Общего режима по отношению к иностранному капиталу, торговым маркам, патентам, лицензиям», призванного установить контроль за деятельностью ТНК. Эти меры стимулировали превращение иностранных предприятий, создаваемых после 1974 года в национальные или смешанные. При учреждении такого предприятия не менее 15% акций подлежит передаче государству, на территории которого оно находится. Важным положением общего режима было введение ограничений на вывозимые иностранными компаниями прибыли. Ежегодно разрешалось перевозить за границу не более 14% зарегистрированной суммы прямых инвестиций. Одновременно ограничивались сферы приложения иностранного капитала: он не допускался в страхование, внутреннюю торговлю, транспорт, в средства массовой информации. С 1976 года во многих странах группировки полагалось смягчение некоторых положений общего режима в рамках Лимского протокола.

Страны карибского региона по примеру центральноамериканских соседей также начали осуществлять процесс интеграции, исходя из своего малозначительного экономического потенциала, и создали Карибское сообщество (англ. Caribbean Community (CARICOM)) — торгово-экономический союз стран Южной Америки (рис. 1).

Карибское сообщество включает в себя 13 англоязычных стран этой зоны с общим объемом внешней торговли 11 млрд. долларов. Это - малые островные государства (Антигуа и Барбуда, Барбадос, Багамские Острова, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, СентЛюсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка, Монтсеррат (колония Великобритании), Сент-Китс, Невис и Ангилья), а также материковые Белиз, Гайана и Суринам (принят в 1995 г.). Ассоциированные члены КАРИКОМ - Виргинские Острова, острова Терке и Кайкос. Из всех этих стран только Суринам и Гайана находятся в Южной Америке. Договор, действующий и поныне, провозглашал образование Карибского сообщества, а в его рамках - Карибского общего рынка. Население стран КАРИКОМ составляет всего 6 млн. человек. В работе КАРИКОМ в качестве наблюдателей участвуют 12 латиноамериканских стран, среди которых наибольшую активность проявляют Мексика, Венесуэла и Колумбия. Высший орган объединения - конференция глав государств, исполнительные органы - Совет министров и Генеральный секретариат, а также постоянные комитеты и специализированные рабочие группы. Штаб-квартира находится в г. Джорджтаун (Гайана). В июле-августе 1990 г. на встрече глав государств и правительств КАРИКОМ были приняты решения об ускорении интеграции. Страны договорились о введении общих тарифов на импорт товаров из третьих стран, т.е. создании таможенного союза, отмене всех нетарифных барьеров в торговле товарами, производимыми внутри субрегиона, создании общего рынка со свободным движением капиталов, с общей денежной единицей, согласованной политикой в области финансов, в отношении иностранных инвестиций. С января 1991 г. единый внешний тариф (ЕВТ) заменил систему количественных ограничений импорта как основного инструмента защиты внутреннего рынка КАРИКОМ. В октябре 1992 г. на специальной встрече глав правительств был утвержден график поэтапного снижения ЕВТ, начиная с января 1993 г. Предполагалось, что к 1998 г. максимальная ставка импортных пошлин на сельскохозяйственные товары, одежду, готовые промышленные изделия, потребность в которых может быть удовлетворена за счет внутреннего производства, составит 20% по сравнению с 45% в 1992 г. (к декабрю 1995 г. верхняя граница ЕВТ была снижена до 30%). Минимальная ставка ЕВТ - 5% (0-5% для наименее развитых стран).

Бразилия является лидером и осью интеграционных процессов в регионе, она в 1993 г. выдвинула идею создания Южноамериканской зоны свободной торговли (САФТА). Бразилия стремиться на принципиально отличной основе от США создать Зону свободной торговли Америки. В качестве шага на этом пути в 2004 г. было создано Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН), в которую вошли члены МЕРКОСУР, Андского сообщества наций, некоторые члены Карибского сообщества (Гайана и Суринам), а также Чили, как ассоциированный член МЕРКОСУР.

9 декабря 2004 года было создано Южноамериканское сообщество (другое название - Декларация Куско) (рис. 1). Подписание декларации о создании новой организации состоялось на саммите 12 государств в Куско (Перу). В неё вошли государства-члены Южноамериканского общего рынка МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай), Андского сообщества (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор), а также Чили, Гайана и Суринам. Гайана и Суринам подписали декларацию, но отложили своё вступление в Южноамериканское сообщество наций (ЮАСН) на неопределённый срок.

Наибольшую активность при создании сообщества проявили президент Перу Алехандро Толедо и президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва.

Ожидается, что именно Бразилия будет играть в новом союзе лидирующую роль.

В декларации указано, что она отражает стремление народов Латинской Америки к интеграции, единству и строительству общего будущего. Основная задача нового союза - в течение 15 лет добиться интеграции экономик и создания зоны свободной торговли.

Планируется, что первое время Южноамериканское сообщество будет развиваться путем политической координации действий стран-участниц, а в будущем должны быть созданы общеамериканские институты - совет министров, южноамериканский парламент и суд правосудия.

Место подписания исторической декларации - город Куско в перуанских Андах - по легенде, был основан мифическим правителем инков Манко Капаком и впоследствии стал столицей обширного государства инков - Тауантинсуйю, самого крупного государства в доколумбовой Америке.

Подписание декларации было приурочено к 180-й годовщине разгрома (9 декабря 1824 года) испанских конкистадоров латиноамериканской армией под предводительством Симона Боливара в битве при Аякучо (Перу).[2]

Что же касается Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ), то, судя по всему, эта организация исчерпала свой потенциал. В состав этой организации по-прежнему входят Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Перу, Уругвай, Чили и Эквадор. В самом начале своего существования организация ставила в качестве основной задачи создание к 1973 г. Зоны свободной торговли. Однако уже к концу 60-х гг. выявились несовершенства в механизме ЛАСТ. В 1980 г. взамен ЛАСТ была создана Латиноамериканская интеграционная ассоциация (ЛАИА), целью которой является содействие развитию внутрирегиональной торговли и регионального экономического сотрудничества.[7]

США пытаются подчинить страны Западного полушария своему влиянию через НАФТА, создать под своей эгидой ФТАА. В качестве шага на этом пути США в 2005 г. подписали соглашение о свободной торговли с Колумбией, Панамой и Чили и с такой группой как ЦАОР. Однако подписание договор о создании ФТАА, планирующиеся на конец 2005 г. не состоялось и было отложено на неопределённый срок (против выступили в основном страны МЕРКОСУР). Таким образом, в регионе наблюдается двухполюсная интеграционная тенденция.[2]

В геополитическом плане Южная Америка остаётся зоной безусловного влияния США, однако возникают и некоторые новые явления. Ещё в 1948 г. большинство стран Южной Америки вошло в Организацию американских государств (ОАГ), созданную по инициативе и в интересах США. Однако в восьмидесятых ряд акций США изменил «однозначную» обстановку внутри ОАГ. Во время фолкленского кризиса (Великобритания – Аргентина, 1982 г.) США открыто поддерживали своего союзника по НАТО, а не члена ОАГ, затем последовала агрессия в Гренаде (1983 г.) и Панаме (1989 г.). Растёт желание стран ОАГ без США, но с Кубой (бойкотирующейся этой организацией долгие годы) найти новые формы экономического сотрудничества. В 1995 г. Бразилия, Мексика, Боливия выступили за безусловное возвращение Кубы в состав ОАГ, действенные меры против наркобизнеса, терроризма и  нищеты в Латинской Америки. В 1998 г. на Генеральной ассамблее ОАГ вновь обсуждался вопрос о возвращении Кубы в эту организацию.[6]


Глава 4. Анализ эффективности интеграционных процессов в Южной Америке


Становление теории экономической интеграции и, в частности, таможенных союзов обычно связывают с именем канадского ученого Джэкоба Вайнера. В основе анализа лежит сравнение торговли между странами в условиях существования у каждой из них собственного таможенного тарифа и в условиях заключения между ними соглашения о таможенном союзе, устраняющего тарифы во взаимной торговле. В соответствии с теорией таможенного союза Вайнера в результате его создания в экономике возникают два типа эффектов:

статические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся немедленно после создания таможенного союза как его непосредственный результат;

динамические эффекты — экономические последствия, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза.

Среди статических эффектов наибольшее значение имеют эффекты создания торговли и отклонения торговли.

Эффект создания торговли

В результате создания таможенного союза может возникнуть ситуация, когда товары, которые традиционно закупались на внутреннем рынке, окажутся дороже, чем такие же товары, произведенные за рубежом. Если до создания таможенного союза местные производители находились под защитой импортных пошлин, что делало невыгодным закупать товар за рубежом, то после их отмены в рамках таможенного союза зарубежный товар оказался дешевле местного, и потребители стали покупать его из-за рубежа. В результате возник импортный товарный поток, которого раньше не было, и ресурсы стали использоваться более эффективно.

Создание торговли — переориентация местных потребителей с менее эффективного внутреннего источника поставки товара на более эффективный внешний источник (импорт), ставшая возможной в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Эффект отклонения торговли

Создание таможенного союза означает предоставление взаимных торговых преференций его членами друг другу, но не другим странам. В результате взаимного устранения таможенных пошлин может возникнуть как эффект создания торговли, так и эффект отклонения торговли, по сути противоположный эффекту создания торговли, поскольку источник поставки товаров из стран, участвующих в интеграции, далеко не всегда является самым эффективным источником. Зачастую страны, не участвующие в интеграции, но отгороженные от неё общим таможенным барьером интегрирующихся стран, могли бы обеспечить поставки того же товара по значительно низшим ценам.

Отклонение торговли – переориентация местных потребителей с закупки товара у более эффективного внеинтеграционного источника поставки на менее эффективный внутриинтеграционный источник, произошедшая в результате устранения импортных пошлин в рамках таможенного союза.

Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние не участвующих в нем стран однозначно ухудшится, поскольку ограниченные ресурсы используются менее эффективно, чем это могло бы быть в условиях свободы торговли. С другой стороны, благосостояние стран-участниц может либо ухудшиться, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. Существующие расчеты показывают, что в большинстве случаев эффект отклонения торговли присутствует, но перекрывается эффектом создания торговли, в результате чего интеграция в целом ведет к росту благосостояния.

Теория «второго лучшего»

До возникновения теории таможенного союза считалось, что свобода торговли как модель торговой политики однозначно обеспечивает повышение совокупного благосостояния всех стран мира. Теория таможенного союза показала, что такие союзы подкрепляют положительный эффект политики свободы торговли, только если в результате введения таможенного союза тариф в отношении третьих стран не повышается. Устранение тарифов внутри таможенного союза рассматривается как региональный шаг по пути свободы торговли. Однако, как было показано Вайнером, в результате создания таможенного союза помимо положительного эффекта создания торговли может возникнуть негативный эффект отклонения торговли, который может переве­сить положительный эффект. Такая ситуация свидетельствует, что таможенный союз как модель торговой политики не может рассматриваться как однозначно позитивное явление в международной экономике. После политики свободы торговли нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным. На этом построена идея «второго лучшего», высказанная английским экономистом Дж. Мидом в 1955 году.

Теория «второго лучшего» — помимо свободы торговли, безусловно ведущей к росту совокупного благосостояния, еще одного варианта торговой политики, которая также безусловно обеспечивала бы рост совокупного благосостояния, не существует.

Хотя интеграция и не является наилучшим вариантом торговой политики, многочисленные исследования интеграции показывают, что в большинстве случаев позитивные эффекты, которые возникают в результате ее развития, перевешивают эффекты негативные. Общие закономерности этого следующие:

• Чем выше уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект создания торговли будет превалировать над эффектом ее отклонения. Чем ниже уровень таможенных тарифов, существовавших до интеграции, тем выше вероятность, что их отмена приведет к тому, что эффект отклонения торговли будет превалировать над эффектом ее создания.

• Чем ниже уровень общего таможенного тарифа в отношении третьих стран, установленного интегрирующимися странами, тем меньше вероятность преобладания эффекта отклонения торговли.

•        Чем больше стран интегрируются друг с другом и чем больше их размер, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.

• Чем ближе уровень экономического развития стран и чем сильнее конкуренция между ними, тем больше вероятность преобладания эффекта создания торговли. В этом случае каждая из стран станет специализироваться на тех товарах, которые она может производить с относительно меньшими издержками, и их экспортировать.

•        Чем больше был объем торговли между интегрирующимися странами до создания интеграционного объединения, тем выше вероятность преобладания эффекта создания торговли.

Помимо рассмотренных выше эффектов создания торговли и ее отклонения, которые проявляются немедленно после создания интеграционного союза, к числу статических эффектов интеграции можно отнести сокращение административных расходов на содержание таможенных и пограничных органов. В результате сокращения совокупного спроса на импорт из стран: не входящих в интеграцию, может произойти улучшение условий торговли группы стран, в ней участвующих.

В числе динамических эффектов интеграции, которые проявляются, когда интеграция набирает силу, необходимо отметить возрастающую конкуренцию между производителями из разных стран, которая сдерживает рост цен, приводит к улучшению качества товаров, стимулирует создание новых технологий и пр. В результате интеграции страны-участницы начинают использовать преимущества экономики масштаба, что позволяет увеличивать объемы производства и сокращать издержки. Интеграция обычно ведет к притоку иностранных инвестиций, поскольку корпорации из стран, не вошедших в объединение, стремятся сохранить за собой определенный сегмент закрытого общим таможенным барьером рынка за счет создания предприятий внутри интегрирующихся стран.

Итак, если в результате образования таможенного союза возникает только эффект создания торговли, то масштабы торговли, осуществляющейся на свободной от таможенных ограничений основе, возрастают и благосостояние всех стран — как участвующих, так и не участвующих в интеграции — повышается. Если в результате образования таможенного союза возникает эффект отклонения торговли, то благосостояние неучаствующих стран однозначно ухудшится, а стран — участниц интеграции либо ухудшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам превзойдет эффект создания торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с теорией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным торговли, либо улучшится, если эффект отклонения торговли по своим стоимостным размерам будет меньше эффекта создания торговли. В соответствии с тео­рией «второго лучшего», помимо политики свободы торговли, нет второй альтернативной торговой политики, воздействие которой на международное благосостояние было бы однозначно позитивным.

Но обратимся к частностям, а лучше всего к более развитой интеграционной организации – к МЕРКОСУР.

Таблица 2.

МЕРКОСУР: внешняя торговля (млн. долл.)

Товарооборот\год

1991

1998

1999

2000

2001

2002

Зональный

10201

41261

31173

35600

30386

20000

Внезональный

68038

136379

123723

134500

146214

155500

Общий

78239

177640

154896

170100

176600

175500

Зональный\Общий,%

13,0

23,2

20,1

20,9

17,2

11,4


Как видно из таблицы 2, за отмеченный период объем зонального товарооборота увеличился более чем в четыре раза. Затем наступило определенное сокращение с отдельным этапом промежуточного подъема в 2000 г., а в 2002 г. зональный товарооборот сократился более чем два раза по сравнению с уровнем 1998 г. При этом тенденция развития внезонального товарооборота, за исключением 1999 г., была в целом позитивной и возрастающей, хотя и с незначительным замедлением его темпов в конце исследуемого периода. Все это говорит о явном наличии кризисных тенденций в развитии интеграционного блока в современных условиях, важнейшей причиной которых является крайне сложное состояние экономик основных его участников и в определенной мере крах неолиберальных экономических преобразований. С наибольшей отчетливостью и полнотой это выразилось в коллапсе аргентинской экономике в декабре 2001 г., который последовал после сорокамесячной депрессии. Необходимо отметить, что в целом динамика развития МЕРКОСУР в основном повторяет исторический путь Аргентины, которая является одним из основных участников данного соглашения. Если в первой половине 90-х годов в стране  наблюдался бурный подъем, названный отдельными исследователями как «экономическое чудо», то, начиная со второй половины последнего десятилетия прошлого века, обозначилось его постепенное замедление, переросшее позднее в сильный экономический и социально-политический кризис. Примерно по такой же схеме  проходило и развитие всего МЕРКОСУР.

Следует заметить, что выход из кризиса и возобновление интеграционного динамизма связываются не только с ревизией неолиберальных реформ, но и с преобразованием всей интеграционной  модели МЕРКОСУР, в которой довольно узка сфера экономического взаимодействия, практически не осуществляется увязка макроэкономических ориентиров, незначительны механизмы согласованного противодействия финансово-экономическому коллапсу, который зачастую оборачивается переносом проблем с более сильных участников интеграции на более слабых.

И все же в 2003 г. наметились первые позитивные тенденции, свидетельствующие о преодолении низшей точки интеграционного кризиса. С повышением экономической конъюнктуры, во многом благодаря девальвации аргентинского песо и отмены системы «currency board», наблюдается явное оживление зонального товарооборота. Однако, активизация интеграционных усилий определяется больше предстоящим завершением переговоров по АЛКА и связана с расширением блока вширь: Перу и Венесуэла приняты в МЕРКОСУР в качестве ассоциированных членов, Мексика стала наблюдателем, а с АСН подписано соглашение о ЮАЗСТ.

Влияние региональной интеграции на мировое хозяйство. Деление мирового хозяйства на интеграционные группировки оказывает противоречивое воздействие на процесс интернационализации производства. Образование международных экономических объединений и союзов содействует развитию производственных отношений между странами, входящими в них. Одновременно это создает препятствия экономическим отно­шениям между странами, принадлежащими к различным группировкам, приводит к концентрации товарных потоков внутри экономических объединений, о чем свидетельствуют данные табл. 3.



Таблица 3.

Доля внутрирегиональной торговли


1970

1980

1990

1993

ЕС

НАФТА

МЕРКОСУР

АСЕАН

59,3

36,0

9,4

21,1

61,0

33,6

11,6

16,9

66,0

41,4

8,9

18,7

67,2

45,4

17,5

20,0


Изменение экономического положения ряда стран в мировом хозяйстве, возросшая интенсификация их экономических связей подрывают их первоначальную заинтересованность поддерживать отношения главным образом на блоковой основе. Отсюда их стремление расширить рамки отношений, выйти на контакты с другими объединениями самостоятельно или в составе всей группировки. В результате данных процессов возникают новые механизмы отношений между отдельными группировками.

Углубление международного разделения труда, специализации и кооперации, рост взаимосвязи и взаимозависимости национального и мирового хозяйства порождает интернационализацию сначала производства, а затем всей экономической жизни, т. е. производительных сил и производственных отношений. Интернационализация проявляется как в сфере производства материальных благ, так и в сфере распределения, обмена и производственного потребления, главным образом связанного с новейшими технологиями.

В последнее десятилетие интернационализация в мировом хозяйстве протекает значительно более  высокими темпами под воздействием научно-технической революции (НТР), которая придаёт всему процессу качественно новые черты. Колоссальный ассортимент выпускаемых изделий, глубочайшая специализированность отдельных производств делает нерентабельным, а подчас и невозможным обеспечение потребностей любой страны – пусть даже самой крупной и экономически развитой – всеми видами продукции лишь своими силами. По мере ускорения НТП меняется не только содержание, но и характер МРТ. Всё больше углубляется единичный раздел труда, который выражается в развитии специализации не по конечной продукции, а по узлам, деталям, полуфабрикатам, комплектующим изделиям. Это также усиливает интернационализацию.

Причиной углубления интернационализации в мире послужила концепция «открытой экономики», предложенная в США в послевоенные годы. Многие страны стали активно перестраивать свою экономику от варианта замкнутых национальных хозяйств к экономике открытой внешнему рынку товаров, услуг и технологий.

Для нормального функционирования мировой экономики (единичного рыночного пространства), считает А.Ф. Авдокушин (1999г.), необходимо, в конечном счёте, достичь полной свободы торговли между странами – такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства с рыночной экономикой.

Кроме международного обмена товарами и услугами посредством торговли интернационализация экономики осуществляется  и по другим каналам:

• через обмен средствами производства и технологическими знаниями в процессе международной специализации и кооперации, связывание их производств и научные центры в целостную производственно-потребительскую систему;

• путём производственного сотрудничества, международной миграции производственных ресурсов;

• через формирование глобальной информационной и управленческой инфраструктуры, обеспечение перемещение специалистов и их сотрудничество.

Экономические интересы общества в сфере мирового хозяйства реализуются посредством международной торговли.

Характер и объём внешней торговли, его структурные и динамические показатели отражают степень участия страны в международном разделении труда, её международной производственной специализации. При этом большую роль играют факторы различного характера, главные из них следующие:

• уровень обеспеченности страны собственными природными и экономическими ресурсами;

• наличие ресурсов международного спроса;

• уровень открытости хозяйства и степень его диверсифицированности;

• характер экономической политики, проводимой государством;

• «экономическая масса» страны, под которой понимается территория, климатические особенности, население и его производственный потенциал, состояние промышленности и сельского хозяйства, наличие природных ресурсов и т.п.

Интеграционные образования играют роль региональных рынков и товаров услуг. Кроме них появились свободные экономические зоны (СЭЗ), являющиеся проводниками ускоренного экономического роста на основе активной международной торговли. СЭЗ выполняют функции свободных торговых рынков, обеспечивают их высокие прибыли и быстрый оборот торгового капитала.

Основной тенденцией в современном развитии мировой торговли является её либерализация: снижение таможенных пошлин, отмена ограничительных квот, рост конкуренции на мировом рынке. Либерализация обычно осуществляется на основе договоренностей стран-партнёров.[8]

Заключение

 

Итак, экономическая интеграция представляет собой процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и регулируемый межгосударственными органами. Ее предпосылками являются сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, их географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, стремление ускорить рыночные реформы и не остаться в стороне от идущих интеграционных процессов. Интеграционные группировки создаются в целях использования преимуществ объединенного рынка, создания благоприятных внешних условий для национального развития, укрепления международных переговорных позиций участвующих стран по экономическим вопросам, обмена опытом рыночных реформ и поддержки национальной промышленности и сельского хозяйства.

Основными этапами развития интеграционного процесса являются преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Интеграция начинается с либерализации взаимной торговли товарами, включая создание общего таможенного тарифа в отношении третьи стран, дополняется свободой межгосударственного передвижения факторов производства и завершается унификацией макроэкономической политики и создание надгосударственных органов управления.[4]

Южная Америка располагает удачным географическим положением, физико-географическими и орографическими характеристиками. Материк расположен на важнейших трансконтинентальных путях сообщений, а также имеет весьма благоприятные для развития экономики форму и очертания границ, как морских, так и межгосударственных. Также благоприятно для дальнейшего развития объединённой Южной Америки и наличие немалых запасов полезных ископаемых, так как будущее бурное развитие экономики региона будет нуждаться в огромных ресурсах, и южноамериканские страны смогут торговать внутри своего объединения, а не продавать в третьи страны. Также я считаю, что экономические интересы стран будут ускорять интеграционные процессы в регионе, и не последнюю роль здесь сыграют природные ресурсы. Также немалое значение имеют этнические и исторические предпосылки. Латинская Америка всегда была достаточно специфическим районом в силу своих исторических и этнических связей, и в ХХI столетии эти предпосылки могут стать доминирующими.

Самой динамично интегрирующейся группировкой в регионе является «Общий рынок Юга» - МЕРКОСУР, членами которого являются Бразилия, Аргентина, Уругвай и Парагвай, а также с 2006 г. – Венесуэла. В настоящее время МЕРКОСУР является третьим в мире интеграционным объединением после НАФТА и ЕС по величине совокупного валового продукта. К концу 1990-х гг. зона свободной торговли в рамках МЕРКОСУР приблизилась к таможенному союзу (единый внешний тариф был установлен для 85% товаров). Что касается дальнейшего углубления интеграционных процессов в данном объединении, то необходимо отметить, что более 10 лет обсуждается вопрос о создании коллективной валюты в рамках МЕРКОСУР,  однако пока конкретных сроков перехода на нее не установлено и представляется, что в ближайшем будущем этот вопрос будет носить скорее дискуссионный, нежели практический характер.

Кроме МЕРКОСУР, в Латинской Америке действуют еще 2 неполных таможенных союза – Андское сообщество и Карибское сообщество (КАРИКОМ), также стремящиеся создать общий рынок. Однако, если МЕРКОСУР и Андское сообщество развиваются достаточно динамично, то КАРИКОМ активизировал интеграционные усилия только в последние несколько лет.

Основной особенностью Андского сообщества является создание институциональной структуры с наднациональными функциями по модели ЕС, тогда как МЕРКОСУР отличается децентрализованной организационной структурой, в основу которой положен принцип консенсуса.

Весьма существенное влияние на развитие интеграционных процессов в Южной Америке имеют США, в начале 1990-х годов предложившие идею создания на всей территории Северной, Центральной и Южной Америки общеконтинентального единого торгового пространства - Зоны свободной торговли Америк. Пока контуры панамериканской ЗСТ четко не просматриваются, однако ее формирование является одной из важнейших стратегических целей США, заинтересованных в закреплении своего статуса геоэкономического и политического лидера в регионе.

Международной экономической интеграции присущ региональный характер, она объединяет преимущественно соседние, территориально близко расположенные государства. Интеграционным объединениям свойственны региональные различия в интенсивности взаимного притяжения и сращивания национальных хозяйств, в степени отлаженности институциональных механизмов, а также различия в уровнях интеграционного развития, т. е. в степени интегрированности национальных экономик.

МЭИ представляет собой трудный, неравномерный, противоречивый и длительный процесс, поскольку она протекает в рамках и на основе различных культурно-исторических типов общества. При постепенном формировании межгосударственной интеграционной общности на уровне региона (субрегиона) большое значение имеет сопоставимость этническо-религиозных и социокультурных менталитетов народов государств, вступающих в подобное взаимодействие. Наиболее результативной оказывается деятельность тех межгосударственных объединений и союзов, участники которых относятся либо к одним и тем же, либо к сопоставимым типам цивилизаций, поскольку в этом случае чисто экономическое сближение дополняется общностью исторических, культурных и религиозных корней, что ведет к формированию нового пространства не только экономической, но и общечеловеческой, гуманитарной солидарности.

Мне кажется, что поставленные в данной курсовой работе цели были достигнуты, а конкретнее – раскрыты новейшие тенденции в развитии региональной экономической интеграции в контексте глобализации мировой экономики на примере Южной Америки.

Литература:

 

1.                 Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран, 2-е издание. СПб.,2001г.

2.                 Мировая экономика, 2-е издание. М., 2007 г. Под редакцией

Булатова А.С.

3.                 Ломакин В.К. Мировая экономика. М., 1998 г.

4.                 Киреев А.П. Международная экономика. М., 2003 г.

5.                 Киреев А.П. Международная экономика. М., 2002 г.

6.                 Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны. М., 2003 г. Под редакцией Лаврова С.Б., Каледина Н.В.

7.                 Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. М., 2000 г. Под редакцией Колёсова В.П., Осьмовой М.Н.

8.                 Томашевич А.В. География мирового хозяйства: курс лекций. Мн., 2002 г.

9.                 Томашевич А.В. География мирового хозяйства: курс лекций. Мн., 2001 г.

10.             Социально-экономическая география зарубежного мира. М., 2001 г. Под редакцией Вольского В.В.

11.             Друзик Я.С. Мировая экономика: страны, регионы, континенты. Мн., 2002 г.

12.             Максаковский В.П. Географическая картина мира. Книга II. М., 2004г.

13.             Родионова И.А., Бунакова Т.М. Экономическая география. М., 2003г.

14.             Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., 1996 г.

15.            CEPAL. Panorama de la incercion internacional de America Latina y el Caribe 2001-2002. Santiago de Chile, 2002 г.; DEL TLC al Mercosur. Mexico, 2002 г.


Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.