РУБРИКИ |
Главные историко-культурные центры мира |
РЕКЛАМА |
|
Главные историко-культурные центры мираГлавные историко-культурные центры мираГЛАВНЫЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ МИРА
1. Введение………………………………………….1 Введение Свет человеческого разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах - безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они донесли до нас в прекрасных мифах, притчах, легендах, сказках и, конечно же, в рукотворных шедеврах зодчества. Два типа внешней среды окружают человека: природная и архитектурная. В Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае возникли величайшие государства древности. Мы и не задумываемся над тем, как много мы от них унаследовали, даже не являясь прямыми потомками этих цивилизаций: государство как форму человеческого сообщества, законы, регулирующие отношения между людьми, и войны как крайние проявления человеческой нетерпимости друг к другу, письменность, систему счета, колесо, различные философские, научные и практические знания, не говоря уже об искусствах и ремеслах. Сейчас нам порой бывает трудно представить, как наши предки могли, не имея современной техники, создать огромные каменные монументы, которые мы, имея ее, не в состоянии сдвинуть с места, как они могли видеть в темноте, чувствовать цвет глубинных слоев камня, создавать на земле изображения, воспринимаемые только с очень большой высоты. Нас не покидает вопрос, откуда они все это знали и умели. Очень заманчиво объяснить это как дар либо внеземной, либо исчезнувшей, более древней цивилизации, о которой мы пока можем только строить догадки. Но как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что люди, жившие в Наиболее грандиозные творения прошлого люди, естественно, называли
чудесами. Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий
назад было сотворено первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем,
двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.),
за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуя Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы приравнивая творение, к известным семи чудесам по уровню совершенства и грандиозным масштабам. Я делаю попытку вообразить себе путешествие по странам и континентам с целью осмотреть, полюбоваться, восхититься и поразмышлять над таинственными и рукотворными творениями. Перемещаясь во времени и в пространстве, с одного материка на другой, я попытаюсь осмотреть наиболее интересные для меня памятники культуры, шедевры архитектуры, образцы древнего и современного зодчества, каждое из которых является именно таким «восьмым чудом света», но, по-своему, единственным и неповторимым. Начнем путешествие с России… Кремль Увенчанная золотыми куполами соборов и шатрами сторожевых башен, цитадель русских царей гордо возвышается над Москвой-рекой Иван Грозный, первый русский царь, действительно имевший основания
называть себя «царем всея Руси», был повенчан на царство в 1547 году в Во второй половине XV столетия царь Иван III вызвал итальянских
зодчих, поручив им преобразить облик Кремля в истинный оплот царского
величия. В 1491 году была построена Грановитая палата с прекрасным залом в
стиле Возрождения, который и по сей день используется для торжественных
церемоний. Сердцевиной Кремля является Соборная площадь. Успенский собор,
где венчались на царство русские цари, был возведен в 70-е годы XV века. Большой Кремлевский дворец построен в 1849 году. Отсюда можно пройти в Сегодня Кремль кроме культурно-исторического имеет и важное
политическое значение: здесь располагается резиденция президента Российской На северо-востоке от Москвы лежит древняя Владимирская земля…. Храм Покрова на Нерли Недалеко от Владимира, посреди заливного луга, при впадении реки Нерли
в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых
лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг - полный покоя и поэзии
луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке,
на берегу тихой старицы - нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее
белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная
декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз,
женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную
и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду,
чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на "Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви еще с одним событием - гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию. Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно- исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу. В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Из России переместимся в Западную Европу. Начнем с «Вечного города»… Колизей Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но
после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ экзотических диких зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их Друг с другом в смертельной схватке. Амфитеатр Веспасиана (из рода Флавиев) поначалу называли флавиевым. Он
был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике В окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту — 48,5 метра. Колизей построен из травертина, туфа и кирпича. Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом, причем на этой церемонии публике было показано 5000 диких зверей. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено. Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане. Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. И это притом, что трибуны амфитеатра вмещали около 50 000 зрителей. Вся эта публика заполняла Колизей не более чем за 10 минут. Но еще более важной задачей было устройство пути, по которому на арену доставлялись звери. Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие, разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Многие компоненты этой сложной системы сохранились до наших дней, равно как тумбы и консоли на последнем, четвертом этаже. Когда-то на них держались опорные мачты, на которых при необходимости над всей ареной амфитеатра натягивалась огромная парусиновая крыша. Хитроумный механизм, состоявший из парусов, канатов и подъемных блоков, приводили в действие приставленные к нему моряки. Благодаря столь богатой технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху. Конструктивные принципы его постройки поражают и поныне. На церемонии открытия Колизея публике было показано 5000 диких зверей. Собор Святого Петра Собор Святого Петра - огромный храм, возведенный над могилой апостола в Риме. В строительстве его участвовали почти все знаменитые итальянские зодчие XVI столетия. Собор Святого Петра занимает площадь в 22 067 квадратных метров и до Собор, каким мы видим его сегодня, обязан своим именем человеку, который в I веке нашей эры принял мученическую смерть за свою веру: в 64 году н. э., в царствование императора Нерона, апостол Петр был распят на кресте, а затем похоронен на городском кладбище. Вскоре могила апостола становится объектом паломничества. Признавший христианство римский император Константин повелел воздвигнуть над могилой Петра базилику, которая простояла на этом месте более тысячелетия. Когда она совсем обветшала, папа римский Николай V в 1452 году приказал начать строительство грандиозного нового собора. Но после его смерти в 1455 году работы были приостановлены. С тех пор подрядчики и зодчие то и дело сменяли друг друга, поэтому на завершение храма ушло еще около 170 лет. Сперва архитектор Браманте в 1506 году взялся за решительную переделку
всего здания, замыслив увенчать его огромным куполом. Но в 1514 году он
умер, и работы были поручены Рафаэлю. Однако в 1520 году скончался и Но и ему не суждено было дожить до освящения храма. Сооруженные уже после его смерти продольный неф, фасад и колонный зал нарушили архитектурное единство собора, что и сегодня заметно при подходе к нему со стороны площади. 18 ноября 1626 года собор наконец-то был освящен папой Урбаном VIII. Собор Святого Петра можно осмотреть весь, что называется, сверху
донизу. С балкона, которым окаймлена башенка над куполом, открывается
удивительная панорама Рима. Но можно спуститься и глубоко вниз, в раскопы
под алтарем собора, где посетитель увидит остатки древнего римского
кладбища, на котором была воздвигнута самая первая базилика в честь Святого Хотя этот грандиозный собор не каждому придется по вкусу (его убранство чересчур пышно и действует порой даже угнетающе), в душах большинства посетителей он оставляет поистине неизгладимый след. Собор Святого Петра находится на территории Ватикана, признанного в Покидаем Рим и переносимся в Элладу… Парфенон Описания Парфенова всегда изобиловали только превосходными степенями. Парфенон построен в дорическом стиле. Само здание по всему периметру окаймлено внешней колоннадой. Этих колонн всего 46, по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов. Все колонны каннелированы, то есть украшены продольными желобками. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева. Вообще архитектурный облик Парфенона берет свои истоки в деревянном зодчестве: сложенный из камня, храм сохранил в своих очертаниях легкость и изящество деревянной постройки. Однако внешняя простота этих очертаний обманчива: зодчий Иктин был великим мастером перспективы. Он очень точно рассчитал, как соразмерить пропорции сооружения, чтобы сделать их приятными взгляду человека, взирающего на храм снизу вверх. Вся постройка была возведена на фундаменте более раннего храма Афины. Однако Парфенон был не только храмом, но и чем-то вроде художественной
галереи или музея, он создавал превосходный фон для множества произведений
пластического искусства. Фронтон и карнизы здания были украшены
скульптурами. По периметру внешних стен на высоте 12 метров лентой тянулся
знаменитый парфенонский фриз, детали которого, правда, снизу были почти
неразличимы. (В начале XIX века лорд Эльджин увез большую часть фриза в Распространенное представление, будто греческие храмы всегда были белого цвета, на самом деле ошибочно. В древние времена Парфенон был весьма пестро, а по нынешним вкусам — даже почти аляповато раскрашен. За последние годы ядовитый смог и удушливый смрад современных Афин, равно как и отметины, оставляемые здесь полчищами туристов, нанесли мрамору Парфенона чувствительный ущерб. Архитектурный облик Парфенона за истекшие столетия неоднократно
менялся. Здание выполняло самые различные функции, успев, среди прочего,
побывать и православным, и римско-католическим храмом, и даже мечетью. В Через толщу веков - в Англию… Стоунхендж IV—II тысячелетия до н. э., Англия. Смысл и назначение Стоунхенджа по сей день остаются загадкой. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных, для подкрепления которых привлекалась разнообразнейшая, зачастую невообразимо заумная аргументация. Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, сравнивал это сооружение с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римский храм. А в наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно-посадочную площадку для своих земных экспедиций. Вероятность когда-либо разгадать тайну Стоунхенджа ничтожна, но для тех, кого раз и навсегда приворожила красота этого исторического памятника и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет никакого значения. В прошлом Стоунхенджа явственно различимы несколько этапов
строительства, причем некоторые отделены друг от друга дистанцией более
одного тысячелетия. На самой ранней стадии, которая датируется примерно Эти голубые камни породили великое множество догадок и недоумений. Конструктивные принципы, по которым создавался Стоунхендж, не назовешь ни примитивными, ни случайными, ибо расположение камней недвусмысленно обнаруживает понимание законов перспективы. В этой связи неоднократно высказывалась мысль, что строители Стоунхенджа, судя по всему, обладали незаурядными познаниями в математике, а все сооружение являлось, вероятно, астрономической обсерваторией и служило для предсказания лунных затмений. В наше время Стоунхендж превращается в объект массового паломничества туристов в пору летнего солнцестояния, поскольку главная ось всего сооружения указывает на северо-восток, точно туда, где в самые длинные дни встает солнце, и этот факт как бы укрепляет догадки о мистическом значении памятника. А теперь – в Париж… Версаль Версаль, селение в 24 километрах от Парижа, был выбран королем Строительные работы начались в 1661 году. В первые же два года Людовик Сады Версаля с их скульптурами, фонтанами, бассейнами, каскадами и
гротами вскоре стали для парижской знати ареной блистательных придворных
празднеств и барочных увеселений, во время которых можно было насладиться и
операми Люлли, и пьесами Расина и Мольера. В известном смысле весь дворцово-
парковый ансамбль являл собой грандиозную сцену, и эта традиция была
продолжена преемниками Людовика, в особенности Марией Антуанеттой. Она
построила здесь свой собственный театр и развлекалась с друзьями в своей Парки Версаля раскинулись на площади в 101 гектар. Здесь множество
смотровых площадок, аллей и променадов, есть даже свой Большой канал, а
вернее, целая система каналов, которую назвали "маленькой Венецией". Сам Подобное возвеличивание короля в немалой мере поддерживало ту
полубожественную атмосферу, которую Людовик XIV вокруг себя создавал и
заботливо культивировал. С 1682 года Версаль становится постоянной его
резиденцией, и вскоре сюда переселяется весь придворный штат. Возникает
тщательно разработанный придворный этикет с неукоснительным кодексом
поведения. Попав в милость к королю, можно было сделать головокружительную
карьеру. Вот почему многие пылающие надеждами придворные тянулись в Людовик XIV умер в 1715 году. Его наследник Людовик XV нанял
придворным архитектором Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ следует
назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон - изящный, миниатюрный
замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике XVI к
нему была пристроена еще и элегантная библиотека. Но история тем временем
уже вершила свой неотвратимый и роковой ход, и в октябре 1789 года А через сто лет… Эйфелева башня Вот уже больше сотни лет Эйфелева башня остается эмблемой Парижа, изящно и горделиво вознося к небу свой ажурный силуэт, известный во всем мире. Но в ней можно видеть и символ новой индустриальной эпохи, ибо отважный вызов высоте, испокон веков вдохновлявший зодчих, осуществлен здесь на уровне небывалых прежде технических возможностей конца XIX века. В ту пору ускорение технического прогресса повлекло за собой
революционные изменения в архитектуре и строительстве. В различных странах
мира возникают проекты грандиозных сооружений высотой в несколько сот
метров. Многие из этих начинаний терпят крах, само осуществление подобных
проектов ставится под сомнение. Но во Франции инженер Гюстав Эйфель твердо
верил в их скорое торжество. В конце 1884 года он и возглавляемая им
компания разрабатывают проект строительства башни высотой около 300 метров. В горизонтальной проекции Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара. Вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, она весит 8600 тонн, и, как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было заклепано 2,5 миллиона заклепок. 12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам. Самая высокая по тем временам башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно короткий срок. Эйфель до этого построил несколько железнодорожных мостов и славился своим умением находить неординарные инженерные решения сложных технических проблем. Только благодаря его способности планировать все заранее и вести работы с максимальной точностью башня была построена столь быстро. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в каждой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы. И хотя нивелировка потребовалась незначительная, без этих домкратов поставить башню не удалось бы никогда. Затем на первой платформе был открыт ресторан. Надо ли объяснять, каким успехом он пользовался во время выставки? На второй платформе, на высоте 116 метров, газета «Фигаро» оборудовала свою редакцию. Башня, возведенная за 26 месяцев, оставалась самым высоким сооружением
в мире до 1931 года, когда в Нью-Иорк-сити был построен небоскреб Из века двадцатого в древний Египет…. Пирамиды В долине Нила развивалась одна из величайших культур древности. Следы
ее сохранялись в течение долгих столетий благодаря сухому климату Египта. Экономическое положение Египта всегда зависело от уровня воды в Ниле и от солнца. Каждый год, как правило в июле, великая река выходила из берегов, затопляла с обеих сторон землю и оставляла за собой полезный для посевов черный ил. Отсюда происходит и собственно египетское название страны - Кемет, что означает «черная земля». Если же когда-нибудь паводка не было, то это приводило к голоду и нужде. Toгда исполнялось множество религиозных обрядов, якобы способных вызвать животворный поток. Фараон, он же царь и верховный жрец, играл при этом значительную роль, считаясь сыном богов, их зримым воплощением. Около 2900 года до н. э. Египет объединился в единое государство. Сегодня пирамидам около 4000 лет. Стремящаяся ввысь конструкция должна была символизировать вознесение усопшего фараона к его отцу, богу Солнца. Среднее царство (с XXI до XVII века до н. э.) явилось еще одним
периодом богатства и благосостояния. Однако золотая эпоха Египта наступила
вместе с Новым царством (с XVI до XI века до н. э.). Тогда столицей были В древней египетской религии вера в жизнь после смерти играла большую роль. Богатых покойников бальзамировали, используя исключительно высокоразвитую технологию. Простые смертные должны были обходиться без мумификации, потому что это было слишком дорого. При помощи бальзамирования покойник уж точно должен был попасть в Царство Смерти, где его ожидала примерно такая же жизнь, как в этом мире. В гробницах есть много настенных росписей, где представлена эта жизнь после смерти. Усопшим клали в могилу миниатюрные фигурки, они должны были стать на том свете слугами. Тут же ставили мебель, клали одежду и оружие, обеспечивали хлебом, сушеной рыбой, давали с собой часть барана. Бальзамировали, однако, не только людей: были обнаружены кладбища, заполненные тысячами мумифицированных кошек, собак, соколов, павианов и крокодилов. Египетские боги и богини присутствуют повсюду - в виде статуй, в
резьбе и настенной росписи. У бога Неба Хора - голова сокола, у богини Пирамида Хеопса стоит на краю пустыни к западу от Нила. Она была построена фараоном Хуфу (2590-2568 годы до н. э.). Его имя по-гречески звучало: Хеопс. Два царя из следующих династий, Хефрен и Микерин, построили совсем рядом с этой другие пирамиды. Три пирамиды вместе составляют самый, наверное, известный в мире комплекс построек, на который вот уже в течение многих столетий смотрят с восхищением и благоговением. Благоговение весьма оправдано. Высота пирамиды Хеопса - 138 метров (а изначально была даже 147 метров), она выстроена из 1 двух с половиной миллионов известняковых блоков, которые вывозились из ближайшей, каменоломни и весят в среднем по две с половиной тонны. Строительное сооружение общим весом более шести миллионов тонн могло быть возведено только с помощью подъемных механизмов, катков и впряженных в сани быков. Несмотря на примитивность этих средств, строительство велось с невероятной, просто непостижимой точностью. Пирамида стоит на специально подготовленной плоскости, которая по горизонтали дает отклонение меньше двух сантиметров. Основание пирамиды - квадратное, а длина одной стороны составляет 227,5 метра. Четыре ее стороны с самым незначительным смещением обращены на север, юг, восток и запад. Никто не знает, почему подобное совершенство было столь важным. Никто не может объяснить и того, почему эта пирамида вообще была построена. По одной теории, она была гробницей фараона. Это, возможно, соответствует действительности. Странно только, что ни в этой, ни в других пирамидах не были обнаружены мертвые тела. Когда в IX веке н. э. официальная экспедиция проникла в пирамиду Хеопса и с большими сложностями исследовала царский склеп, большой каменный саркофаг, как оказалось, был пуст, но не было и никаких признаков предшествовавшего разорения. От входа на северной стороне (высота - 18 метров) можно, сгорбившись, добраться низким и узким коридором до Большой галереи, длина которой 46,6 метра. Она ведет к царскому склепу. Склеп находится на высоте 42,7 метра над землей, а внутри него стоит пустой гранитный саркофаг. В пирамиде есть еще два пустых помещения, а в 1954 году снаружи, в продолговатой по форме яме была найдена лодка из кедровой древесины длиной 43,6 метра. Ее частично разобрали, и теперь она выставлена в Музее Солар-Барке (Солнечной ладьи) возле пирамид. Есть свидетельства того, что поблизости были сожжены другие лодки. По всей вероятности, лодки предназначались для путешествия усопшего властителя в иную жизнь. На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается
пирамида Хефрена, высота которой 136,6 метра, а длина сторон - 210,5 метра. Пирамида Микерина, которая еще меньше, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина сторон - 108 метров. Но самый знаменитый в мире после пирамиды Хеопса египетский монумент - это фигура сфинкса, неусыпно стерегущего город мертвых. Три пирамиды - часть комплекса, состоящего, кроме того, из нескольких храмов, малых пирамид, гробниц жрецов и должностных лиц. Меньшие по размеру и расположенные южнее пирамиды были, вероятно, предназначены для жен правителей и остались незавершенными. Через Стамбул – в Азию… Софийский собор Главная достопримечательность Стамбула - это, конечно же, Ай София Открытие этого храма состоялось в 532 году при императоре Юстиниане. В Индию… Тадж Махал В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, супруга индийского Могола умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Султан Шах-Джахан потерял не только любимую жену, но и мудрую
политическую советницу. Есть сведения, что он два года носил по ней траур Арджуманд Бану, известная также, как Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), покоится именно в такой необычайной гробнице, названной ее именем в сокращении: Тадж-Махал. Здание стало известным во всем мире и привлекло невероятно много
посетителей. Знакомый по бесчисленным фотографиям силуэт стал символом Строительство Тадж-Махала длилось 22 года, на нем были заняты около 20 Усыпальница выстроена из мрамора (его надо было доставлять на место из
каменоломни за 300 километров), но здание вовсе не выдержано полностью в
белом цвете, как это пытаются представить многие фотографии. Поверхность
его инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для
каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Здание расположено в садовом ландшафте, входить в него нужно через
большие, редкостно красивые ворота, которые символизируют вход в рай. Над
ними возвышается увенчанный куполами павильон, и сначала здесь тоже была
дверь из серебра, в которую к тому же были забиты сотни серебряных гвоздей. В 1658 году его сын Аурангзеб захватил власть и девять лет, до самой
смерти отца, держал его под домашним арестом в Агра-форте. Оттуда Шах- В Китай… Великая Китайская Стена Великая Китайская стена - одно из самых больших и искусных строительно- технических сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет, начиная с 220 года до н. э. при императоре Цинь Шихуанди. Этот правитель считается одним из величайших деспотов в истории. Некоторые участки оборонительной стены были построены еще до того в разных воевавших друг с другом маленьких царствах на севере. Цинь Шихуанди набрал целую армию из крестьян, солдат, преступников и политических заключенных, чтобы обновить поврежденные места и соединить эти участки. Так возник сплошной крепостной вал, идущий через горы вдоль границы его империи. Стена была задумана как укрепление против набегов воинственных кочевников-монголов с севера, а также, по всей вероятности, как доказательство власти и величия императора. Цинь Шихуанди поручил осуществление этого проекта самому удачливому своему военачальнику - Мэн Тяню. Стена извивалась вверх и вниз по горам, шла через пустыни и болота. Она была сооружена на каменном фундаменте и возведена из земли и кирпича. С ее сторожевых башен при помощи дымовых сигналов, а ночью - с помощью сигнальных огней - можно было распространять информацию по всей стране с никогда дотоле невозможной скоростью. Около 300 000 человек трудились в поте лице над возведением этой
стены. Только сама организация и обеспечение такой массы рабочей силы была
исключительным достижением. Легенда рассказывает, будто один маг предсказал Военное значение стены, когда она бывала укомплектована войсками соответственно своей длине, становилось огромным. С течением столетий, однако, она была заброшена и разрушилась. В 607 году н.э. при династии Суй сооружение было реконструировано. В этот период на строительстве был занят миллион рабочих, причем половина из них погибли. Наконец, в годы правления династии Мин (с 1368 по 1644 год), в XV веке, стена обрела свой сегодняшний облик. В недавнем прошлом части ее были реставрированы для экскурсантов. Стена проходит, начинаясь невдалеке от Ляодунского залива, северо- восточнее Пекина через Северный Китай в пустыню Гоби. Данные относительно ее общей длины варьируются. Стена поворачивает и изгибается, в некоторых местах параллельно ей идут другие крепостные валы, которые могут входить в подсчеты. Данные о длине очень разные: прямая линия между двумя конечными точками составляет 2450 километров, а стена со всеми ответвлениями и изгибами, должно быть, равна от 6000 до 6500 километров. Один китаец в 1990 году будто бы прошел по всей стене пешком и определил общую длину в 6700 километров. Стена была не только крепостным валом, но и дорогой. Ее ширина - 5,5 метра; это позволяло маршировать рядом пяти пехотинцам или скакать рядом пяти кавалеристам. Еще и сегодня ее высота в среднем составляет девять метров, а высота дозорных башен - двенадцать метров. Великая Китайская стена - на редкость впечатляющее сооружение. Она выдерживала влияние ветра и непогоды на протяжении многих столетий. С материка на материк - в Австралию… Остров Пасхи Остров Пасхи дает более чем убедительное доказательство тому, что
правда иной раз бывает фантастичнее самого причудливого вымысла. Этот
остров вулканического происхождения имеет форму треугольника со сторонами В 1770 году на острове побывала испанская экспедиция из Перу и
сообщила примерно то же самое. Обитатели острова Пасхи по-прежнему были
дружелюбны и мирно возделывали свои земли. Однако четыре года спустя, когда
здесь пристал капитан Кук, картина была совершенно иная. Земли были в
запустении, жители выглядели угрюмо и подавленно, к тому же теперь - в
отличие от прошлых лет - они носили оружие, деревянные дубинки и дротики. Наконец, после того как здешняя культура была почти полностью
уничтожена, на остров прибыли европейцы, вознамерившиеся эту культуру
изучать. Миссионеры-священники пытались обратить местных жителей в
христианство и отучить их от поклонения божеству, которое они называли Мак- Еще некоторое время спустя, были найдены деревянные таблички с вырезанными письменами. Большинство из них европейцы в пылу борьбы с ложными языческими верованиями разбили и сожгли, но немногие все же чудом сохранились. Эти таблички, называемые ронго-ронго, испещрялись письменами сперва слева направо, а потом в обратном порядке - справа налево. Однако расшифровать начертанные на них знаки не удалось и поныне. Но самым увлекательным и таинственным открытием на острове Пасхи были все же гигантские каменные статуи, именуемые местными жителями моаи. Многие из них достигают в высоту от 4 до 10 метров и весят до 20 тонн. Отдельные имеют еще большие размеры, их вес превышает 90 тонн. У них очень большие головы с тяжелым выступающим подбородком, длинные уши и совсем нет ног. У некоторых на головах «шапки» из красного камня. На каменоломне обнаружено несколько недоделанных статуй. Было высказано множество догадок о том, каким образом древние жители острова перемещали этих тяжеленных каменных колоссов. (Потомки островитян уверяли, что эти гиганты передвигаются сами.) После долгих исследований и экспериментов удалось выяснить, что у всех статуй очень низкий центр тяжести, и это позволяет примерно 15 мужчинам довольно быстро устанавливать их в вертикальное положение при помощи канатов. Любопытно, что в языке островитян есть слово, обозначающее медленное продвижение без помощи ног. Таким образом, тайна изготовления этих статуй и их транспортировки, похоже, все-таки разгадана. Но великое множество вопросов по-прежнему остается без ответов. Норвежский ученый, археолог и антрополог Тур Хейердал длительное время
подробно исследовал таинственные статуи острова Пасхи, Его
экспериментальные парусные путешествия на деревянном плоту «Кон-Тики» и на
тростниковом челне «Раll» доказали, что преодоление больших водных
пространств было возможно и в условиях примитивной древней цивилизации. Через моря и континенты – в Америку… Статуя Свободы 28 октября 1886 года, под грохот канонады - 21 пушечный выстрел! - и в присутствии президента Гровера Кливленда, состоялось открытие самого знаменитого памятника Северной Америки. Ревели сирены, был устроен грандиозный фейерверк. С тех пор пассажиров всех судов, прибывающих в нью-йоркский порт,
встречает здесь гигантская женская фигура с факелом Свободы в протянутой к
небу руке. Для многих тысяч эмигрантов эта статуя явилась знаком
освобождения от гнета и страданий, перенесенных ими в Старом Свете. Статуя Но выполнили ее не в Америке, а в Париже и официально передали там 4
июля 1884 года послу - как подарок французского народа американскому. Проект постамента высотой 47 метров был выполнен американским
архитектором по имени Ричард Моррис Хант. Высота самой статуи - 46 метров,
и, таким образом, верхушка факела находится на высоте 93 метров над землей. Сама идея создания статуи Свободы родилась у группы французских
демократов. В 1865 году, при императоре Наполеоне III, вокруг академика Раньше Бартольди собирался строить сигнальный маяк на Суэцком канале. Размеры статуи, как и тот факт, что она должна была выдерживать ветра
и непогоду, поставили перед Бартольди и его инженером, будущим создателем Внутри цоколя статуи Свободы находится Музей заселения Америки, открытый в 1972 году. Здесь представлена действительно вся история страны: от предков - индейцев, которые двинулись на неведомый тогда континент, и вплоть до массового переселения в нынешнем столетии. Каждая группа переселенцев охарактеризована при помощи аудио-визуальных средств, моделей, фотографий, рисунков, костюмов и произведений искусства. Здесь рассказано и о жителях Западной Африки, которых как рабов продали этой стране, и об огромных потоках переселенцев XIX века - ирландцев, итальянцев, евреев и многих других из «Старого света». Статуя Свободы вдохновила Эмму Лазарус на стихотворение «Новый
колосс». Там говорится, что «нищие духом, отверженные» и «сбившиеся в кучу»
толпы прибыли из Старого Света, а их приветствует факел Свободы, высоко
поднятый над Золотыми воротами. «Сбившиеся в кучу» люди прибывают на остров Из Северной Америки – в Южную… Статуя Спасителя «Бог сотворил мир за шесть дней. А на седьмой он создал Рио-де- Символом города по праву считается статуя Спасителя (Cristo Redentor). Идея этого сооружения зародилась в 1922 году, когда праздновалось
столетие независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда
конкурс проектов на лучший монумент - символ нации. Победитель, Эктор да Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Затем статуя была доставлена из Парижа в Рио-де-Жанейро и установлена на холме Корковаду. 12 октября 1931 года состоялось ее первое торжественное открытие и освящение, к этому дню была смонтирована и осветительная установка. В 1965 году папа Павел VI повторил церемонию освящения, по этому случаю была обновлена и осветительная установка. Еще одно большое торжество проходило здесь в присутствии папы Иоанна Павла II 12 октября 1981 года, когда отмечалось пятидесятилетие самой статуи. Построенная в 1885 году линия трамвая ведет теперь почти на вершину холма: конечная остановка находится всего в сорока метрах под статуей. От нее надо подняться по 220 ступеням лестницы к постаменту, на котором расположена смотровая площадка. Отсюда хорошо видны протянувшиеся по правую руку пляжи Копакабана и Ипанема, а слева гигантская чаша «Мараканы», крупнейшего в мире стадиона, и международный аэропорт. Со стороны моря возвышается неповторимый силуэт горы Пан-ди-Асукар. Заключение: Человечество прошло огромный, многовековой путь в своем развитии. Существуют различные мнения относительно создания некоторых таинственных творений, таких как Стоунхендж или мегалиты о. Пасхи: таким памятникам приписывается и внеземное происхождение, но при любых оценках природы их появления на нашей планете – они бесценны, как в историческом, так и в культурном плане. Я сделал попытку вообразить себе путешествие по странам и континентам с целью осмотреть, полюбоваться, восхититься и поразмышлять над таинственными и рукотворными творениями. Перемещаясь во времени и в пространстве, с одного материка на другой, я попытался осмотреть наиболее интересные для меня памятники культуры, шедевры архитектуры, образцы древнего и современного зодчества, одним словом историко-культурные центры мира. Вот и закончилось путешествие по дальним странам. Конечно же, осталось много интересных мест, где не удалось побывать в этот раз, но это уже следующее путешествие. Список литературы
11 класс Шк. № 1127 г. Москвы Д.Ю. Апрель 2000г. |
|
© 2000 |
|