РУБРИКИ |
Германия в мировой экономике |
РЕКЛАМА |
|
Германия в мировой экономикеГермания в мировой экономикеПлан. Введение ...………………………………………………………………..…..…..2 Часть 1. Географическое положение ФРГ……………………………..……..…3 Часть 2. Германия и ЕС…………………………………………………………..5 3.1 Благоприятные условия для экономической деятельности ..…………..10 3.2 Экономический строй………………………………………………...……..14 3.3 Промышленность и её продукция .……………………………………......18 3.4 Внешнеэкономическая деятельность…………………………………...…21 3.5 Торговля………………………………………………………………...…...23 3.6 Доходы и цены .. ……………………………………………………………24 3.7 Деньги и банки………………………………………………………………26 4.1 Объем торговли и структура двусторонней торговли………………….....29 4.2 Инвестиционные условия в России……………………………………...…30 Заключение ..………………………………………………………………….....31 Список используемых источников…………………………………………..…32 Введение. Европейское единство. С момента своего основания в 1949 г. Часть 1. Географическое положение ФРГ. ГЕРМАНИЯ (Deutschland), Федеративная Республика Германия (ФРГ) На севере — Северо-Германская низменность с холмами и озерами, южнее —
возвышенности и средневысотные горы (Рейнские Сланцевые горы, Шварцвальд, Климат умеренный, переходный от морского к континентальному. Средние
температуры января на равнинах от 0 до -3 °С, в горах до -5 °С, июля
соответственно 16-20 °С, 12-14 °С. Осадков 500 — 800 мм в год, в горах 1000 В древности на территории Германии жили германцы. Племенные союзы
алеманов, баваров, тюрингов, саксов и др. были включены в 6-8 вв. во Германия — высокоразвитая индустриальная страна. В структуре ВВП БЕРЛИН. БЕРЛИН (Berlin) — столица Германии. Расположена при впадении р. Шпре в
р. Хафель, на судоходных каналах, связывающих Берлин с рр. Эльба и Одер. Берлин — крупнейший промышленный, культурный и научный центр Германии,
один из главных центров революционного германского и рабочего движения Часть 2. Германия и ЕС. Поначалу в 1952 году вместе с Бельгией, Францией, Италией, Благодаря Единому европейскому акту от 1986 г., Договору о Европейском Новый Договор о Европейском Союзе. Дальнейшим шагом на пути углубления
европейской интеграции стал новый Амстердамский договор, создающий также
предпосылки для будущего расширения ЕС. Германия первой из стран ЕС
ратифицировала этот договор. 1 мая 1999 г. он вступил в силу и содержит
следующие новые моменты: Прогресс, достигнутый после Амстердамского договора. На сессии На сессии Европейского совета в Кельне (июнь 1999 г.) был принят На спецсессии Евросовета в Тампере (октябрь 1999 г.), посвященной правовой и внутренней политике, была продолжена реализация проекта интеграции, нацеленного на создание совместного европейского правового пространства. В частности, было согласовано создание совместной системы предоставления убежища. На сессии Евросовета в Лиссабоне была достигнута договоренность о комплексе мер по модернизации экономики и общества при укреплении и дальнейшем развитии европейской социальной модели. В первую очередь предусмотрены конкретные меры, призванные подготовить Европу - за счет использования новых информационных и коммуникационных технологий - к переходу к экономике, базирующейся на знаниях и инновациях ("новая экономика"). Для того чтобы обеспечить дееспособность ЕС в условиях расширения,
необходимы широкая адаптация и изменения институциональных рамок союза. Европа в XXI веке. Европейские сообщества и Европейский Союз с момента
своего возникновения имели большую притягательную силу не только как
процветающий экономический союз, но и как политическая сила и сообщество
демократических ценностей. В 1997 г. ЕС отметил 40-летие подписания Успех переговоров по Амстердамскому договору показал: европейцы намерены открыть новую главу в своей совместной истории. От успеха усилий в этом направлении зависит то, какую роль Европа и каждая европейская страна будут играть в следующем столетии. Перед Европой стоят две грандиозные, возвышающиеся над всеми
остальными задачи. Первое: во всей Европе должны воцариться свобода, мир и
процветание, чего ЕС уже добился для своей части континента. Перед ЕС стоит
задача преодолеть последствия раскола, вызванного многолетним конфликтом
между Востоком и Западом, и создать связующее начало. Германия внесет в это
свой вклад. 2 мая 1998 г. Евросовет принял решение о том, какие государства ЕС
вводят евро в качестве единой валюты с 1 января 1999 г.: Бельгия, Германия, Решение о создании экономического и валютного союза (ЭВС) от 2 мая Евро имеет потенциал стать наряду с долларом США важнейшей торговой, инвестиционной и резервной валютой. Еврорынок капиталов - второй по величине в мире. За ним стоит огромная экономическая мощь. Доля европейской зоны с населением свыше 300 млн. человек в мировом ЕС во все большей мере становится политическим союзом. Гражданин
одного из государств-участников ЕС одновременно является и гражданином
союза. Союзное гражданство дает, прежде всего, право при определенных
условиях свободно передвигаться и проживать во всех государствах союза,
активно и пассивно участвовать в выборах в Европейский парламент и в
местные органы власти - даже тогда, если человек проживает в каком-либо
государстве союза, гражданства которого он не имеет. Граждане союза имеют
право на консульскую защиту (которую предоставляют посольства или
консульства других государств-участников ЕС) в третьих странах, если его
родное государство не имеет там своего представительства. Они имеют право
подавать петиции в Европейский парламент, а через назначаемого В области правовой и внутренней политики государства ЕС сотрудничают, прежде всего, в борьбе с организованной преступностью, которая в значительной мере оперирует в международном масштабе и представляет собой растущую угрозу для внутренней безопасности в Европе. Торговцы наркотиками и людьми не должны получать выгоду от объединения Европы. Еще одной важной сферой является гармонизация политики в области предоставления убежища и политики в отношении беженцев. На базе "Новой трансатлантической повестки" Германия прилагает усилия к расширению евроатлантического партнерства в XXI веке. Основной упор при этом делается на такие сферы, как торговля и экономика, в первую очередь, снижение трансатлантических торговых барьеров, внешнеполитическое сотрудничество, прежде всего, совместные действия в кризисных регионах, решение таких глобальных проблем, как охрана окружающей среды, миграция и борьба с организованной преступностью, а также активизация сотрудничества между общественными группами в рамках так называемого диалога "people-to- people". Совет Европы. Учреждение Совета Европы (СЕ) в 1949 г ознаменовало собой начало процесса европейской интеграции и сотрудничества. Поддержка прав человека, плюралистической демократии и правового государства с самого начала были в центре деятельности СЕ, который тем самым выработал ориентиры для демократической Европы. В настоящее время в СЕ входит 41 государство. Начиная с 1990 г. в СЕ
приняты 17 стран Центральной и Восточной Европы, а также Кавказского
региона. Заявки на вступление подали Азербайджан, Армения, Босния и Наряду с дальнейшим совершенствованием защиты прав человека СЕ
концентрирует свое внимание, прежде всего, на приобщении к европейским
структурам новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы. С
помощью широких консалтинговых программ и программ по оказанию помощи,
которые частично финансируются ЕС и осуществляются совместно ЕС и ОБСЕ, Среди 174 конвенций, принятых на сегодняшний день СЕ, следует, в частности, назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, Европейскую конвенцию о предотвращении пыток и унизительного обращения или наказания (конвенция против пыток), Европейскую социальную хартию, Европейскую культурную конвенцию, Рамочное соглашение о защите национальных меньшинств и Конвенцию о защите прав человека в области биомедицины. Жалобы на нарушение прав человека можно подавать в постоянно действующий Европейский суд по правам человека, начавший функционировать 3 ноября 1998 г. 1 января 2000 г испанец Хиль Роблес занял новый пост комиссара СЕ по правам человека. Германия, вступившая в СЕ в 1950 г, активно сотрудничает с Советом Главные цели СЕ - поддержка прав человека, демократии и правового государства - имеют одинаковую важность. Наряду с этим Германия особенно заинтересована в поддержке процесса преобразований в новых государствах- членах. Поэтому постоянный представитель Германии в СЕ является также председателем "группы докладчиков по вопросам демократической стабильности", которая занимается специфическими проблемами молодых демократических государств и, в частности, готовит решения Комитета министров о помощи в форме самых различных программ. Однако на фоне стагнации финансовых средств необходимо провести интенсивный анализ соотношения расходов и пользы. Германия использовала председательство в Комитете министров (с начала ноября 1997 г. по начало мая 1998 г.) для того, чтобы внести свои приоритеты в деятельность СЕ, в частности, провести мероприятие, ставшее продолжением Стокгольмской конференции против сексуальной эксплуатации детей. Вехами в области защиты прав меньшинств стали Рамочное соглашение о
защите национальных меньшинств и Европейская хартия региональных языков и
языков национальных меньшинств, инициативы, реализации которых в свое время
в значительной мере способствовала Германия. Оба документа вступили в силу
в 1998 г. Федеральное правительство по-прежнему стремится к тому, чтобы
повысить роль немецкого языка в повседневной деятельности СЕ (официальные
языки СЕ английский и немецкий). В настоящее время наряду с заседаниями Благодаря Конвенции о согласительных процедурах и третейском производстве в рамках ОБСЕ, появившейся в результате германо-французской инициативы, ОБСЕ имеет возможности для мирного урегулирования спорных вопросов. Эта конвенция была открыта для подписания в конце 1992 г., 5 декабря 1994 г. она вступила в силу. На сегодняшний день ее подписали 25 государств. Созданный на базе этой конвенции Согласительный и третейский суд расположен в Женеве. Тот факт, что в области прав человека ОБСЕ разработала далеко идущие
обязательства, - которые, хотя и не носят обязательно-правовой характер,
оказывают весьма сильное, политически связующее влияние, поскольку они были
приняты в результате консенсуса, - отвечает интересам Федеративной Верховный комиссар по делам национальных меньшинств, чей пост был создан по решению Хельсинкской встречи в верхах в 1992 г. при решительной поддержке Германии, призван в максимально ранний срок обнаруживать потенциальную зону этнической напряженности и, проводя прямые консультации с заинтересованными сторонами, содействовать ее ослаблению и ликвидации. На будапештской встрече в верхах (декабрь 1994 г.) удалось принять кодекс поведения, в котором действующий запрет на применение силы конкретизируется нормами демократического контроля вооруженных сил и их использования как внутри государств, так и за их пределами, принято также заявление о принципах нераспространения оружия массового поражения. Часть 3. Экономическая система и политика. 3.1 Благоприятные условия для экономической деятельности. В центре процесса глобализации. Германия и сегодня является страной с высокой производительностью и высоким уровнем доходов, с развитой сферой социальных услуг и высоким уровнем благосостояния. Для того чтобы сохранить этот стандарт, необходимо приспосабливаться к новым тенденциям в науке, технике и на мировых рынках. Тесное переплетение мировых хозяйственных связей открывает новые шансы для обеспечения людей товарами и услугами по низким ценам, новые перспективы на мировых рынках и новые возможности на рынке труда. Большим шансам, которые открываются в результате процесса
глобализации, сопутствуют и большие проблемы. Во всем мире снижаются
пограничные барьеры для товаров и услуг, уменьшается стоимость связи и
транспорта, становится мобильнее производственная техника. Поэтому и в
других регионах мира с такой же технологией, что и в Германии, достигается
равновысокая производительность. В силу этого все большую роль играют
различия в уровнях зарплаты и других расходов, ложащихся на плечи
предприятий. Инвестиции делаются там, где они приносят наибольшую отдачу. Предпосылки. В условиях международной конкуренции Германия как место для вложения капитала имеет целый ряд плюсов: высокую производительность, хороший профессиональный уровень рабочей силы, высокую степень мотивации к труду среди работающих, высокий технологический уровень, творчески мыслящих ученых, прекрасно функционирующую инфраструктуру, социальный мир, надежную валюту и стабильную политическую обстановку. Однако при наличии только этих преимуществ Германии не выдержать конкуренции в будущем. В вопросах стоимости единицы рабочей силы и связанных с ней косвенных расходов, рабочего времени и налогообложения предприятий, экологических предписаний и отчислений на социальные нужды германским предпринимателям нелегко тягаться с конкурентами на международном рынке. Эти факторы должны быть нейтрализованы за счет роста производительности. Германия должна позаботиться о том, чтобы сохранить международную конкурентоспособность в области научных исследований и разработок, в развитии ключевых технологий и реализации инноваций в конкурентоспособную продукцию. Наилучшим средством для этого является рыночная конкуренция. Она способствует формированию эффективных производственных структур и гарантирует обеспечение товарами, которые отвечают запросам конечного потребителя. Обеспечение благоприятных условий для экономической деятельности. Поэтому цель федерального правительства заключается в том, чтобы
улучшить общие условия для предпринимательской деятельности в Германии. Благодаря налоговой реформе поэтапно снижаются налоговые ставки. В рамках реформы налогообложения предприятий вводится единая налоговая ставка на доходы юридических лиц в размере максимум 25 проц. Кроме того, будут сокращены отчисления на социальные нужды. Взносы в фонды социального страхования должны быть снижены с 42 до менее 40 проц. Это в равной мере улучшит положение, как предприятий, так и граждан. Необходимо укреплять инновационный характер, прежде всего, мелких и средних предприятий, в первую очередь посредством осуществления инновационных программ, облегчающих предприятиям доступ к результатам научных исследований, проводимых в вузах и научно-исследовательских учреждениях. Экологическая модернизация открывает новые шансы для перспективных предприятий. Налог на потребление энергии делает продукцию, на которую было затрачено меньше энергии, конкурентоспособной. В качестве примера можно привести создание автомобиля с расходом 3 литров горючего на 100 км пробега. Имеются хорошие шансы для того, чтобы германская промышленность взяла на себя роль застрельщика и в международном плане. Ведь улучшение окружающей среды - это глобальная задача, решать которую в будущем придется всем странам мира. Мелкие и средние предприятия являются важнейшей опорой германской экономической системы. Поэтому одна из приоритетных задач правительства заключается в создании максимально благоприятных общих условий для малого и среднего бизнеса. Наряду с уже упомянутыми налоговыми мерами будут приняты и другие, прежде всего, в пользу мелких предприятий. Необходимо упростить и сделать более эффективной помощь предприятиям. Проекты по созданию новых фирм пользуются максимальной поддержкой. Во
многих случаях предприятиям не хватает собственного капитала для того,
чтобы в условиях жесткой конкуренции выстоять на трудном этапе. Поэтому Подъем экономики на востоке - задача всех немцев. В октябре 1990 г. состояние экономики в восточной части Германии было ужасным. Весьма эффективному, отвечающему требованиям международной конкуренции народному хозяйству на западе противостояла государственная экономика на востоке, которая была очень плохо подготовлена к предстоящей интеграции. Преобразование в значительной мере нерентабельной экономики в
конкурентоспособные производственные структуры потребовало больших
совместных усилий от всех сторон: от деловых кругов, государства, но в
первую очередь от жителей восточной Германии, которые и по сей день играют
решающую роль в продвижении вперед процесса обновления. Прогресса удалось
добиться лишь потому, что жители новых Федеральных Земель должным образом
проявляли личную инициативу и готовность адаптироваться к новым условиям. Ключевую роль в структурной перестройке экономики новых Федеральных За сравнительно короткое время (до конца 1994 г.) Попечительскому
ведомству удалось приватизировать или вернуть прежним владельцам почти все
находившиеся в государственной собственности производственные предприятия. С самого начала - наряду с приватизацией крупных государственных
предприятий - большое внимание уделялось возрождению эффективно действующих
средних предприятий. Благодаря широкой финансовой поддержке со стороны
федерального правительства, земель и Европейского Союза был дан толчок
созданию новых предприятий, которые смогли компенсировать значительную
часть рабочих мест, утраченных в результате структурной перестройки на
больших комбинатах. На сегодняшний день здесь насчитывается 550.000 средних
предприятий, которые предоставляют работу для примерно 3,2 млн. человек. Ситуация на сегодняшний день. Условия для экономической деятельности в
новых федеральных землях - по международным меркам - привлекательны. Прогресс в деле экономического строительства отражают данные о
динамике экономического роста. До 1995 г. восточногерманская экономика
развивалась высокими темпами. Реальный экономический прирост составлял до Стратегия в деле повышения экономической привлекательности
восточногерманских земель. Программа будущего 2000 обеспечивает в
среднесрочном плане необходимые рамки для финансовой поддержки
восточногерманских Земель. Несмотря на необходимость консолидации
федерального бюджета, средства, выделенные для программы "Подъем экономики
на востоке", заметно превышают уровень 1998 г. В федеральном бюджете на Сюда следует добавить 14 млрд. марок в виде специальных федеральных трансфертов, выплачиваемых восточногерманским Землям в рамках "Пакта солидарности" для ликвидации последствий, обусловленных расколом Германии, а также для поддержки сравнительно слабого финансового положения коммун. Целью федерального правительства остается создание на востоке эффективной экономики, способной самостоятельно выдержать рыночную конкуренцию и предоставляющей достаточно шансов в сфере занятости и доходов. Несмотря на позитивные признаки и сокращение безработицы с 18,2 проц. Важное значение для "Подъема экономики на востоке" играет финансовая
поддержка сфер будущего, которая сводится к следующему: Финансовое содействие модернизации жилого фонда будет продолжено, например, за счет соответствующей кредитной программы Кредитного ведомства реконструкции и развития на сумму около 10 млрд. марок. 3.2 Экономический строй. Федеративная Республика Германия является одним из ведущих индустриальных государств. По совокупной экономической мощи она занимает третье место в мире. По доле участия в мировой торговле она даже на втором месте. Германия участвует в работе группы восьми ведущих индустриальных государств ("восьмерка"), которые на своих ежегодных встречах в верхах согласовывают экономическую и финансовую политику. В 1999 г. валовой внутренний продукт - стоимость всех произведенных
товаров и услуг, предназначенных для конечного использования, - достиг в Социальная рыночная экономика. После второй мировой войны экономическая система Федеративной Республики развивалась в направлении социальной рыночной экономики. Эта экономическая система означает как отход от принципа "каждый против каждого" времен раннего "манчестерского либерализма", так и отказ от государственного регулирования деятельности предприятий и в сфере капиталовложений. Государству в условиях рыночной экономики отводится, в первую очередь, регулирующая функция. Оно создает общие условия, в которых и протекают рыночные процессы. В рамках этих условий миллионы домашних хозяйств и предпринимателей свободно и самостоятельно решают, что им производить и потреблять. Какие товары производить и в каком объеме, и кто сколько за них получит - эти вопросы решаются, прежде всего, в соответствии с законами рынка. Государство в значительной мере отказывается от прямого вмешательства в процесс формирования цен и зарплаты. Предпосылкой для функционирования рыночного механизма является наличие конкуренции. Без нее не может быть и рыночной экономики. Конкуренция приводит к тому, что в своем стремлении получить прибыль люди развивают деятельность, которая служит оптимальному удовлетворению спроса всех потребителей. Она развивает стимулы к труду и заставляет предпринимателей выделиться из массы за счет более низкой цены, лучшего качества продукции, выгодных условий поставок и платежей или дополнительных услуг. Вместе с тем конкуренция способствует разработке новых методов и новых видов продукции, заставляет проводить рационализацию и экономно использовать минимальный объем ресурсов. Спору нет, открытая конкуренция сурова ко всем участникам. Поэтому предприниматели то и дело стремятся сбить накал конкурентной борьбы либо за счет договоренностей между конкурентами, либо путем слияния фирм. Слияния не должны вести к возникновению или укреплению господствующего положения на рынке. Это призван пресекать закон, нацеленный против каких-либо ограничений в сфере конкуренции (закон о картелях) от 1957 г. Закон запрещает сговоры и договоры, которые в результате ограничения конкуренции влияют на состояние рынка. За это время в закон было внесено множество изменений с тем, чтобы обеспечить его эффективность на фоне меняющейся тактики тех, кто стремится ограничить конкуренцию. Соблюдение закона контролируют Федеральное ведомство по делам картелей в Бонне и аналогичные земельные антимонопольные ведомства. В результате процесса европейской интеграции и глобализации экономики осуществление политики по развитию конкуренции во все большей мере переходит в руки Европейской комиссии. Согласно планам Федерального Правительства в начале 2000 г. вступил в
силу закон, регулирующий процедуру приобретения предприятий. Он базируется
на соответствующей директиве Европейского парламента и Европейского совета Целью Федерального Правительства было и остается развитие конкуренции с тем, чтобы снять нагрузку с государственных бюджетов и обеспечить эффективное снабжение населения всем необходимым. Активная конкуренция может развиваться только тогда, если в рамках рыночной экономики имеется здоровый слой малых и средних предприятий. В первую очередь новым, инновационным предприятиям должны быть предоставлены хорошие шансы для участия в конкуренции. Для этого Федеральное Правительство намерено улучшить общие экономические условия для деятельности мелких и средних предприятий, ремесленников и тех, кто имеет или открывает собственное дело. Необходимо упростить и свести воедино программы финансового поощрения мелких и средних предприятий. В целях улучшения обеспечения предприятий собственным капиталом следует облегчить доступ к рисковому капиталу. Необходимо и дальше усиливать инновационный характер экономики, добиваясь более быстрой реализации результатов научных исследовании, проводимых в вузах и в научно- исследовательских учреждениях. Эффективность предприятия в очень большой мере зависит от наличия высококвалифицированной рабочей силы. Поэтому хорошо зарекомендовавшая себя дуальная система профессионального обучения получит дальнейшее развитие с целью повышения ее эффективности и приближенности к производственной практике. Кроме того, необходимо облегчить доступ к самостоятельной деятельности в сфере ремесел, обеспечив возможность для параллельного приобретения звания мастера. С целью сокращения излишней бюрократии следует расчистить бюрократические завалы. Социальная рыночная экономика в условиях экологической ответственности открывает для многих инновационных предприятий новые возможности для создания рабочих мест. Путем поощрения экологических инноваций, с одной стороны, и повышения налогов на потребление энергии, с другой, необходимо создавать новые продукты и производственные технологии, имеющие хорошие шансы на сбыт не только в Германии, но и во всем мире. Роль социальных партнеров. В рамках тарифной автономии наемные
работники и работодатели - именуемые также социальными партнерами -
заключают коллективные договоры. В них устанавливаются размеры зарплаты,
продолжительность рабочего времени и отпусков, а также общие условия труда. Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|