РУБРИКИ |
География отраслей машиностроительного комплекса РФ |
РЕКЛАМА |
|
География отраслей машиностроительного комплекса РФГеография отраслей машиностроительного комплекса РФСАМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра экономической и социальной географии КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по курсу «ЭКОНОМИЧЕЧКАЯ ГЕОГРАФИЯ» на тему «География отраслей машиностроительного комплекса РФ» Руководитель Воронин В.В. САМАРА 2003 СОДЕРЖАНИЕ
1. Место машиностроительного комплекса в хозяйстве РФ. Факторы и особенности его размещения Машиностроительный комплекс – составная часть единого народного хозяйственного комплекса страны. Это обусловлено в первую очередь тем, что машиностроение: * создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности; * является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии, а также целого ряда других отраслей; * обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов; * выступает как районообразующий фактор; * является отражением степени развития производительных сил в регионе; * дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий. То есть, можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния данного промышленного комплекса. Машиностроительный комплекс относится к сложным, многоотраслевым комплексам, включающим компоненты, представленные на рисунке 1. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Машиностроение
занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов
для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше. По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и
металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта. Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств. Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы: 1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение. 2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность. 3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др. За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения. Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. Машиностроительный комплекс – важнейший комплекс, играющий огромную
роль в производственном процесса, взаимосвязанный со многими отраслями
хозяйства страны, имеющий свою отраслевую структуру, специализацию внутри
нее и отличительные особенности. На его развитие и размещение оказывает
влияние гамма факторов. Развитие и размещение его отраслей базируется на
тех же принципах, что и всех отраслей единого народного комплекса. Принципы
развития и размещения преломляются в общих и специфических факторов,
оказывающих влияние на развитие и размещение отраслей машиностроительного
комплекса: Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии. И хотя в целом машиностроение принадлежит к отраслям «свободного размещения», так как оно в меньшей степени испытывает влияние таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т.д. В тоже время на размещение предприятий машиностроения сильное влияние оказывает ряд других факторов. К ним можно отнести: Наукоёмкость: Трудно представить себе современное машиностроение без
широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее
сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов)
концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной
базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Металлоёмкость: Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно- шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале. Трудоёмкость: С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс
характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Близость потребителя: Продукцию некоторых отраслей машиностроения, таких как: производство энергетического, горно-шахтного, металлургического оборудования, которые потребляют большое количество черных и цветных металлов экономически нецелесообразно перевозить на большие расстояния из- за их большого размера и высокой стоимости перевозок. Поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции. Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно
вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы
государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного
комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ
государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах. Под отраслевой структурой понимается количественное соотношение между отраслями и производствами, входящими в состав машиностроения. Ее формирование происходит под влиянием экономических, организационных и технических факторов: . Уровень развития науки и техники в стране; . Темпы развития отраслей народного хозяйства; . Материальный и культурный уровень населения страны; . Место страны в системе международного разделения труда; . Уровень специализации и кооперирования. Степень влияния конкретных факторов на размещение машиностроения Важнейшие особенности в машиностроительной промышленности, оказывающие влияние на размещение предприятий по территории страны, формируются также под воздействием принципов и факторов: . Разнообразность и сложность изделий, технологических процессов; . Использование продукции машиностроения не ограничивается одним районом; . Широкое распространение интеграционных структур, как внутри страны, так и в отношении зарубежных стран; . Возможность использования отходов металла машиностроительных заводов в районах развитого машиностроения (вторичное использование) . Необходимость определенного уровня культуры производства, наличия лабораторий, НИИ, обмена опытом между предприятиями; . Заготовительные предприятия тяготеют к источникам сырья; сборочные к потребителю; механические – к комплексу факторов; . Меньшая степень влияния природной среды, наличия воды и др.; . Широкое использование различных форм специализации; . Более эффективные специализация и кооперирование предприятий внутри района. По степени влияния определенных факторов на размещение предприятий машиностроения по территории страны они условно делятся на следующие группы: |Группа |Принцип размещения |Характеристика | По формам специализации машиностроительных производств выделяют: 1. отрасли технологической специализации . производство литья; . производство кузнечно-прессовых изделий 2. Отрасли подетальной специализации . Производство запасных частей . Производство подшипников . Производство металлических конструкций 3. Производство ремонтных работ 4. Отрасли предметной специализации . Энергетическое, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение; . Производство технологического оборудования для промышленности и строительства. Специализация в машиностроении способствует: . Усложнению связей и развитию кооперации; . Росту объемов производства; . Пространственному разобщению производства отдельных машин и оборудования, их агрегатов и узлов; . Созданию более новых совершенных видов машин, автоматических линий, роботов; . Экономии материальных, финансовых и трудовых ресурсов; . Изменению степени транспортабельности продукции. Размещение машиностроительных производств осуществляется по определенному типу: - машиностроение крупных центров; - машиностроение при металлургических базах; - машиностроение при обслуживаемой отрасли; - машиностроение на месте традиционных металлопромышленных уентров; - машиностроение транспортных узлов. В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. [7] Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как: - Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса; - Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации; - Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий; - Приближение к металлургическим базам; Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами. |Машиностроение | Также, развитие машиностроительного комплекса зависит от условий рационального размещения, таких как: - Четкое определение производственного профиля каждого предприятия машиностроительного комплекса; - Организация машиностроительного производства в виде комплексов на основе специализации; - Создание широкой сети ремонтно- механических предприятий; - Приближение к металлургическим базам; - Расширение сети металлообрабатывающих производств в порядке кооперирования с крупными заводами. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова (таблица 2). Таблица 2. Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная
экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно
выделить несколько групп отраслей, в том числе: 2. Территориальная структура машиностроительного комплекса РФ Предприятия данной отрасли распространены в России повсеместно. Но в одних районах машиностроение имеет профилирующее значение, а в других - его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей в продукции отрасли. Иногда оно лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых обязано использованию природных ресурсов, например, в Восточной Сибири. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для
металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического
оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и
речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции
тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической обработке и
сборке крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов и целых секций. Для
этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного
цикла, самостоятельно осуществляющие заготовку, обработку и сборку
деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом
привозных, поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов
и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. - Центральный (Электросталь). - Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.) - Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске) - Северо- Западный: Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы) - новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске. Производство металлургического оборудования сложилось как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов. На заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск). Оборудование для мартенов, проката и сварки труб производится в Производство крупного энергетического оборудования возникло и
развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах
развитого машиностроения, которые специализируются на производстве
отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Высокопроизводительные котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час,
производят в Центральном районе (Подольск), Центрально-Черноземном Преимущественно вне металлургических баз размещается производство
тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими
сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных
заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском Производство горно-шахтного оборудования сложилось в главных угольных
районах страны Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский Вне металлургических баз размещается и большинство предприятий
судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого
количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные
заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с
разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов
обусловливает установку на них разнообразного типового и специального
оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты
кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками,
поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции
судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на
плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек Речное судостроение представлено многочисленными верфями на важнейших
речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Железнодорожное машиностроение - одна из старейших отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов.[7] Резко возросла концентрация производства локомотивов в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург. Маневровые и промышленные тепловозы для широкой и узкой колеи
поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Грузовые вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске, Абакане. Общее машиностроение Группа отраслей общего машиностроения характеризуется средними нормами
потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего
машиностроения производят технологическое оборудование для
нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной
промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Сельскохозяйственное машиностроение располагает многочисленными и
крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного
инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. - производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на- Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск); - производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске. Оборудование для предприятий с химической переработкой сырья Среднее машиностроение объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей, сборка их на конвейерах в узлы, агрегаты и готовые машины. Эта отрасль потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов, пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наиболее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперированные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двигателей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечнопрессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного технологического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промышленности.[7] Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения в
промышленно развитых странах. Оно стимулирует развитие многих отраслей,
занятость населения в производстве и обслуживании автомобильной техники,
повышает товарооборот, укрепляет денежную систему, определяет потребность в
продукции всей промышленности. В странах с наиболее развитым
автомобилестроением доля отрасли в общем объеме продукции машиностроения
составляет в Западной Европе 38-40%, в США 40%, в Японии 50%. В результате
доля автомобильной промышленности в валовом внутреннем продукте США и Рисунок 2 Доля ВВП и продукции автомобилестроения в мировом производстве[2]: В экспорте промышленно развитых стран доля готовых легковых автомобилей
по стоимости составляет 7-8% от общего объема и 13-15% экспорта машин и
оборудования. Автомобильная промышленность явилась одним из рычагов подъема
всего материального производства в послевоенных Японии и Германии. Оно
играет прогрессивную роль в общенациональном подъеме производства и сферы
услуг в Испании, Южной Корее, Мексике и Бразилии, Польше и Чехии. Многие
страны в том числе США, ведущие страны Западной Европы, а также Австралия и В настоящее время в автомобильной промышленности России занято до 1 млн. человек, а доля автомобилестроения в машиностроении РФ составляет 33%, что является достаточно высоким показателем экономического положения отрасли. За счет акцизов, НДС, отчислений в пенсионные и другие фонды автомобильные заводы являются одним из основных источников дохода для бюджетной системы государства. После водки и табака автомобиль- один из наиболее прибыльных для бюджета видов товаров. В среднем с одной тонны массы выпущенного автомобиля доход в бюджет эквивалентен примерно 2,0-3,0 тыс. долл. США. Автомобильная промышленность, представленная 22 производственными объединениями, в состав которых входит более 200 заводов, включает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов, электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях. Наиболее крупные заводы создали многочисленные филиалы. Так, АО «ЗИЛ»
помимо четырех заводов в Москве имеет филиалы, специализированные на
выпуске агрегатов, узлов, деталей, заготовок и запасных частей, в Автомобильные моторы делают не только сами головные предприятия, но и ряд специализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышленность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве экономических районах страны. Каждый из заводов специализируется на выпуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным предприятиям страны. Предприятия автомобилестроения размещены в различных районах страны,
однако подавляющая часть производства сосредоточена в старопромышленных
районах европейской части с высокой концентрацией автоперевозок. Основными
районами размещения автомобильной промышленности являются: центральный, - Легковые автомобили высшего и среднего класса производят в Волго- Вятском (Нижний Новгород), Центральном (Москва), Уральском ( Ижевск) районах; малолитражные - в Поволжье (Тольятти), микролитражные - в Серпухове. - Грузовые автомобили среднего тоннажа - выпускают заводы Центрального (Москва, Брянск), Волго-Вятского (Нижний Новгород), Уральского (Миасс) районов. - -Автомобили небольшого тоннажа и большегрузные выпускаются в Поволжье (Ульяновск и Набережные Челны) Создана сеть автобусных заводов в Центральном (Ликино, Голицино), Волго- В Энгельсе действует троллейбусный завод. Специализированные предприятия по производству моторов находятся в Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире. По
особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются различные
виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для промышленности. В размещении тракторной промышленности за последние годы произошли
крупные сдвиги. Возникнув в основных сельскохозяйственных районах страны Тракторные заводы размещены в Санкт-Петербурге, Волгограде, Челябинске, Производство зерноуборочных комбайнов сосредоточено на заводе Станкостроительная промышленность - техническая база всего машиностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, кооперация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей, литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое влияние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных кадров рабочих, инженерно- технического персонала и конструкторов. Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение выпуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезерных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (унификация стандартных узлов в разных типах станков, специальное электротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкостроительных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство районов страны. В настоящее время предприятия станкостроения имеются во многих городах Крупными центрами станкоинструментальной промышленности являются Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности размещения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промышленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промышленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообразные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химических материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются исключительно высоким уровнем классификации инженерно-технических кадров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах, где помимо опытных кадров на производстве имеются научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В таких крупных промышленных центрах, как правило, имеются и предприятия-смежники. Авиационные заводы в отдельных городах специализируются на выпуске определенных типов самолетов. Современные пассажирские самолеты международного класса выпускаются: в Приборостроение сконцентрировано в Центральном районе(Москва), а также получило развитие в Северо- Западном (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и Северо- Кавказском районах. Производство электронной техники сосредоточено в Москве, Орле, Зеленограде, Смоленске, Пензе. Предприятия радиотехнической промышленности, специализирующиеся на
выпуске радиоприемных устройств и телевизоров, созданы в Центральном Производство слаботочной аппаратуры, точных машин, инструментов связано со штамповкой и точной отливкой заготовок, точной механической обработкой деталей, сборкой деталей, узлов и агрегатов. Преобладает массово-поточная организация производства, в котором заняты высококвалифицированные кадры, используется в большом количестве рабочая сила. Предприятия отрасли потребляют относительно небольшое количество материалов, но широкого ассортимента (черные, цветные, благородные, редкие металлы, разнообразные виды стекла, пластмасс и т.д.). Сложность и точность выпускаемой продукции предъявляет очень высокие требования к культуре производства, оснащению техникой. Многие предприятия отрасли (особенно слаботочные - электротехнические, электронной и другой аппаратуры) заняты преимущественно монтажом и сборкой поступающих в порядке кооперации деталей и узлов. Предприятия этой отрасли размещаются в районах с развитым машиностроением, где есть научно-исследовательские и опытно-конструкторские центры (Москва, Санкт-Петербург).[17] 3. Современные проблемы и перспективы развития и размещения машиностроительного комплекса Машиностроение - одна из ведущих отраслей экономики нашей страны,
которая состоит из большого количества под- отраслей и производств. В последние годы ситуация в машиностроительном комплексе России
характеризуется как кризисная. К 1996 г. суммарное падение выпуска
продукции составило 57% по отношению к 1991 г. В станкостроении свой
профиль изменили 80% предприятий. Выпуск металлорежущих станков упал до Машиностроительные предприятия наиболее сильно пострадали от разрыва производственных связей с предприятиями бывших союзных республик СССР. По сравнению с импортными товарами машиностроительная продукция нашей страны имеет более низкое качество и потому неконкурентоспособна на мировом рынке. Структура конечной продукции отечественного машиностроения на рубеже последних десятилетий отличалась «утяжеленностью», и высокой степенью милитаризации. Доля военной техники оставалась непомерно высокой при резком отставании выпуска потребительских товаров и особенно оборудования для непроизводственной сферы. В первой половине 80-х годов рост производства продукции инвестиционного машиностроения полностью прекратился, а во второй половине начался спад, перешедший в начале 90-х в обвальное падение. Уменьшение спроса в отраслях-потребителях вынудило машиностроение приспосабливаться к условиям использования его продукции, увеличивая выпуск универсальной техники и внедряя примитивные технологии. Это приведет к прекращению выпуска наукоемкой продукции, дальнейшему свертыванию машиностроительного производства и в конечном счете к затуханию инвестиционного процесса и ликвидации базовых отраслей экономики (кроме сырьевых, обладающих экспортным потенциалом). [2] Резкое сокращение производства в начале 90-х годов меньше затронуло
выпуск товаров длительного пользования, удельный вес которых был выше
среднего - главным образом легковое автомобилестроение и производство
бытовой техники, при наиболее быстром росте цен на них и высокой
рентабельности производства. Так, основной особенностью происходящих
изменений была ориентация на выпуск относительно престижных изделий при
ухудшении условий выпуска многих других, что было во многом обусловлено
покровительственной таможенной политикой государства, например в отношении
автомобилестроения. Поэтому относительное благополучие некоторых
предприятий данной отрасли временно и в условиях постоянного повышения
издержек производства и нарастающей конкуренции со стороны иностранных
производителей неизбежны спад и периодические остановки производства. Отличительной особенностью спада была относительная стабильность развития отраслей и подотраслей, изготавливающих мобильную технику, при падении выпуска продукции в отраслях, производящих технологическое оборудование. Причина заключается в более высокой ликвидности мобильной техники относительно оборудования, требующего монтажа, выпуск которого стал превышать платежеспособный спрос в результате перенакопления парка данной техники у потребителя. Это породило серьезные финансовые и производственные проблемы, приведшие к остановке ряда крупнейших предприятий. Основной причиной создавшегося положения является резкое падение инвестиционной активности и снижение спроса на машины и оборудование. Особенно снизился объем капитальных вложений в производство оборудования для строительства и в сельскохозяйственное машиностроение.[5] В силу рассмотренных неблагоприятных факторов удельный вес наукоемких
отраслей снизился, тогда как доля автомобильной промышленности
стабилизировалась. Условиями этой стабилизации является сдерживание тарифов
на энергоносители, продукцию металлургического и химического комплексов,
железнодорожные перевозки, пролонгация протекционистских таможенных мер. В станкоинструментальной промышленности России на сегодняшний день
производство все более и более ориентируется на платежеспособный спрос. Но
со стороны прежнего основного потребителя - государства он резко
сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения В условиях сильного сжатия спроса на сельскохозяйственную технику сейчас предполагается проведение мероприятий по ускорению процесса адаптации предприятий к рынку (структурная перестройка производства, расширение рынка сбыта техники на экспорт, создание на предприятиях торговых домов, проведение ярмарок-выставок). Для решения проблемы неплатежей на предприятиях отрасли будут проводиться бартерные операции и взаимозачеты, шире использоваться векселя и государственные казначейские билеты. Особенно перспективной формой нормализации сбыта представляется практикуемое уже обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды - лизинга. В настоящее время наметилась тенденция к стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции тяжелого машиностроения, а по другим - увеличение выпуска. Это относится к производству оборудования для черной металлургии и горнодобывающей промышленности: машины для непрерывного литья заготовок и агломерационного производства, буровые станки для нужд горнодобывающей промышленности. Предприятия стали более активно вести работу по поиску платежеспособных заказчиков из-за конкуренции со стороны иностранных поставщиков аналогичного оборудования.[2] Ситуация в энергетическом машиностроении стабилизировалась из-за
некоторого увеличения выпуска паровых турбин, обусловленного экспортными
поставками оборудования, в основном в Китай, Иран и страны Восточной В ближайшие годы даже при условии инвестиционной активности не следует ожидать существенного роста спроса на строительную и дорожную технику. За последние 3 года интенсивность обновления упала на 40%, а доля впервые осваиваемой техники - в 2 раза. На предприятиях данной отрасли способны тиражировать устаревшие технику и технологии. [2] Подводя итог всему вышесказанному, можно определенно утверждать, что
состояние развития машиностроительного комплекса России определяется не
просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят
реструктуризацию производства, в основе которой должно лежать улучшение
качества продукции, а следовательно, и повышение ее конкурентоспособности. Особенно тяжелая ситуация сложилась в оборонном комплексе, где численность производственного персонала сокращается даже быстрее, чем в целом по машиностроению. Наиболее заметно упала занятость в электронной промышленности и в производстве спецсредств связи.[16] Все это обуславливает отток высококвалифицированных специалистов из исследовательских организаций и конструкторских бюро, в том числе и за границу. Особенно тяжелое положение сложилось в тех регионах, где предприятия ВПК играют роль градообразующих предприятий (Урал, Удмуртия, некоторые области Центрального экономического района). Необходимо уже сейчас принимать меры для корректировки выбранного рыночного курса. Если этого не сделать, то в ближайшее время пессимистические настроения и социальная напряженность будут нарастать, что создаст угрозу дальнейшего построения социально-ориентированной рыночной экономики в России. Итак, среди основных причин, которые привели к снижению темпов и
объемов производства по машиностроительному комплексу в целом и по его
отдельным жизненноважным видам, таким как станкостроение, железнодорожное
машиностроение, тракторостроение, необходимо назвать следующие причины: - поддержание через государственный заказ на должном уровне производства таких видов оборудования, которые обеспечивают воспроизводственный процесс экономики страны; - прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное сырье для машиностроительного комплекса; - изменение амортизационной политики; - введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих изделий. - формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной агрегатноузловой и предметной специализацией; - расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями. Для технико – экономического обоснования вариантов размещения отраслей машиностроительного комплекса необходимо использовать основные показатели и расчеты, характеризующие: - балансы : производство и потребление конкретных видов продукции и производственные мощности; - транспортные связи; - объем капитальных вложений; - себестоимость продукции; - производительность труда; - потребность в материальных ресурсах и рабочей силе; - связи с предприятиями по основным видам полуфабрикатов и комплектующих изделий. Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от
реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование
машиностроительного комплекса. Важнейшими направлениями совершенствования
машиностроительного комплекса являются: Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что
машиностроительный комплекс, имеющий огромное значение для дальнейшего
развития экономики России, находится в системном кризисе, обусловленным
распадом СССР и изменением структуры народнохозяйственного комплекса Использованные источники 1997.-№ 4.-С.42-43. Российской экономики // Проблемы прогнозирования.- 1997.- №6.-С.81-89 ----------------------- ----------------------- Машиностроительный комплекс машиностроение металлообработка «Малая» металлургия Рисунок 1 [pic]
|
|
© 2000 |
|