РУБРИКИ |
География мегаполисов |
РЕКЛАМА |
|
География мегаполисовГеография мегаполисовСодержание Введение 2 Введение Урбанизация (от латинского urbs - город) - исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала. Урбанизация сопровождается повышением роли городов в жизни общества, распространением городского образа жизни и формированием систем расселения. Проблемы городов к концу 20 века приобрели статус глобальных; они волнуют представителей многих научных дисциплин - экономистов, социологов, экологов. Географов интересуют прежде всего пространственные аспекты урбанизации Главными факторами, позволяющими отличить городской населенный пункт от сельского, является значительная численность населения и его преимущественно занятого вне сельского хозяйства. Кроме того, в городе иной, по сравнению с сельской местностью, характер жилой застройки и более высокая плотность населения. В мире не существует единых критериев выделения городов. Так, в США к
городам относят поселения, достигшие 2,5 тыс. чел. жителей, в России и В некоторых странах к городам относятся все административные центры, независимо от численности проживающего в них населения. Поэтому данные национальной статистики о численности городского населения и числе городов зачастую несопоставимы. Еще один термин, связанный с проблемой урбанизации – мегаполис. За последние 20-30 лет жизнь на планете все более
интернационализируется, а мегаполисы, в особенности Запада, приобретают
черты "мировых" или "глобальных" городов, становятся узлами международного
взаимодействия, центрами управления мировой экономикой. Значение города уже
определяется не столько численностью его населения или объемом
промышленного потенциала, сколько размерами финансовых ресурсов в его
банках, числом базирующихся в нем транснациональных корпораций. В начале 1. Гипотезы о возникновении городов. Крупнейшие города древности и современности До нашей эры крупнейшие городские культуры древности, где проживала большая часть населения Земли, в том числе и городского, находились в Азии. Первые крупные города возникли около 4 тыс. лет назад в
густонаселенных сельскохозяйственных районах Месопотамии, в долине рек В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (470 тыс. чел.), Каир (450 тыс. чел.), Виджаванагар (350 тыс. чел.), Пекин (320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс.), почти вдвое от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона, ставшего к началу 19 века крупнейшим городом мира с населением 870 тыс. чел., едва достигало 50 тыс. чел. К числу крупнейших городов мира относился Теночтитлан столица ацтеков, разрушенная конкистадорами в начале 19 века. По оценке, в начале 18 века в городах проживало не более 10% населения мира. Некоторые из крупнейших городов средневековья существуют и поныне, развитие других затормозилось, и они превратились в небольшие провинциальные центры, а некоторые исчезли вообще. Развитие крупных городов современности как экономических, политических и торговых центров связано с возникновением мануфактурного и фабричного производства. Концентрация населения в городах стала возможной в первую очередь из-за развития энергетики: разработка технологий добычи, использования и транспортировки угля, а позднее нефти. Важнейшими функциями городов со времени начала промышленного переворота стали: производство товаров и услуг, управление и межрайонный обмен. Лишь в ХХ в. урбанизация стала главным фактором экономического развития и изменения территориальной организации общества большинства стран мира. В течение 20 века резко возросла численность горожан, увеличилось количество городов, особенно крупных. Городское население росло главным образом за счет миграции из сельских районов (этот фактор является важнейшим на начальных этапах урбанизации), естественного прироста населения и урбанизации сельских районов - переквалификации сельских населенных пунктов в городские. Если в начале 20 в. всего лишь 14% населения Земли проживало в городах и насчитывалось 16 городов-миллионеров, то к 1950 г. доля урбанизированного населения возросла более чем в 2 раза, а число городов-миллионеров - почти в5. Ожидается, что к 2000г. половина жителей Земли будет горожанами, а число городов-миллионеров составит 440. Наблюдавшаяся в течение 20 века концентрация населения, экономической и политической жизни в крупных городах привела к формированию представления о мировой экономике, сконцентрированной исключительно в городах, каждый из которых окружен "сердцевидным" регионом с максимальными изменениями естественных ландшафтов, переходной зоной и обширной мало затронутой достижениями современной цивилизации периферией. Города и агломерации, соединенные транспортными магистралями, становятся опорным каркасом расселения. 2. Юридическая и фактическая границы города. Пределы роста городов Каждый город имеет юридическую границу, или городскую черту, в
пределах которой проживает собственно городское население. Так, например,
юридической границей Москвы является кольцевая автодорога протяженностью Если расширить юридическую границу города невозможно (например, из-за
существования частной собственности на землю), растущий город начинает
поглощать окрестные села, сливаться с пригородами и городами-спутниками. В силу этих причин данные о численности населения крупных городов и агломераций зачастую различаются в зависимости от того, в каких границах они приводятся. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с
экономическими выгодами - так называемой агломерационной экономией:
концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории само
по себе становится источником дополнительных доходов из-за снижения
издержек производства на выпуск единицы продукции (возможности создания
производств оптимальных размеров) и сокращения транспортных расходов Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до определенных пределов - до тех пор, пока неминуемо возрастающие транспортные расходы на перевозку промышленных товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства. Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, развитие личного транспорта и современных средств связи ведут к оттоку населения в пригородные зоны субурбанизации. Этому явлению в значительной степени способствуют более дешевые цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика. При "срастании" агломераций образуются мегалополисы огромные по площади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Крупнейшие из них - мегалополис Токайдо на "лицевой" стороне Японии с
крупнейшими агломерациями Токио, Нагои, Киото, Осаки, Кобе; Северо- В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Мегалополисом назывался реально существовавший в Древней Греции город 3. Региональные особенности урбанизации К важнейшим показателям, позволяющим количественно оценить уровень урбанизации, относятся: доля городского населения в численности населения страны, и доля городского населения, проживающего в крупнейших городах. Эти показатели находятся в тесной связи с уровнем социально - экономического развития. Табл. 1. Численность крупнейших мегаполисов (1990 и 2000) В 1990-е гг. 43% жителей Земли жили в городе. Максимальная в мире доля
горожан более 70% - отмечалась в экономически развитых регионах (в Европе, Рис. 1. Расположение крупнейших мировых мегаполисов За последние 30 лет доля этих регионов в численности городского населения мира сократилась с 45 до 26%, в то время как во всем остальном мире численность жителей городов возросла с 400 млн до 1,6 млрд. чел. В последние десятилетия в экономически развитых регионах наблюдается процесс так называемой контрурбанизации - бегства из больших городов в пригороды, связанный в значительной мере с процессом децентрализацией промышленности. В Латинской Америке около 65% населения проживает в городах, здесь расположены крупнейшие городские агломерации мира - Мехико, Сан-Паулу. Наиболее высокие темпы урбанизации отмечены в регионах, где доля
городского населения пока относительно невелика. Доля городского населения
в Азии в целом невелика и составляет 34%. Наиболее высокие темпы
урбанизации, превышающие темпы роста населения, наблюдаются в Юго-Восточной Наименьший в мире показатель доли городского населения, и одновременно В большинстве развивающихся стран, находящихся на начальном этапе индустриального развития, урбанизация современного типа началась недавно и проходит очень высокими темпами. Как правило, неконтролируемый рост городского населения и площади
городской застройки одного-двух крупнейших городов страны опережает
возможности городской экономики и значительно отстает от развития их
производственной базы при непропорциональном увеличении сферы обслуживания. Концентрация городских жителей страны, экономической и политической жизни в одном городе, обычно столичном, где сосредоточена вся современная промышленность, высшие учебные заведения, приводит к автономному и изолированному его развитию от остальной территории страны. Высокие темпы роста городского населения связаны, главным образом, с высокой рождаемостью и миграциями село город, которые обеспечивают до половины прироста численности горожан. Как правило, экономические причины миграций являются основными, но важное значение имеют и социально-психологические мотивы - престижность жизни в городе, возможность получения образования. Однако, из-за общей хозяйственной отсталости, нехватки рабочих мест, не имеющие никакой квалификации выходцы из сел пополняют ряды городских безработных. Большая часть горожан занята в неформальном секторе мелких кустарных предприятиях в сфере обслуживания. Значительные территории в городах используются как сельскохозяйственные. Сложившиеся в городах ареалы проживания выходцев из одной местности, тесно связанные со своими племенами и общинами, привлекают новых мигрантов, направляющихся в поисках работы и лучшей жизни. Трудовые миграции в города лишают аграрный сектор основной рабочей силы. Это ведет к сокращению производства продовольствия и необходимости роста его импорта для обеспечения быстро растущего городского населения. Высокие темпы урбанизации ведут к обострению социально-экономических проблем крупных городов. Большинство горожан не имеют элементарных городских удобств. Так, около 40% жилого фонда городов Африки не имеет водопровода, более половины - электричества, канализаций обеспечено немногим более 1/3 жилищ. Высокая стоимость земли и низкие доходы приводят к тому, что большинство семей не в состоянии купить или снять жилье. Так в городах, нередко в центральной их части, появляются огромные по площади и плотности населения районы стихийной хаотичной застройки - трущобы, где дома строятся из подручных материалов. Эти районы являются главными источниками социальной нестабильности, преступности, антисанитарии и эпидемий, однако средств для улучшения жизни их обитателей правительства не имеют. В качестве топлива для приготовления пищи используется, как правило, древесина, поэтому огромные пространства в окрестностях городов представляют собой деградированные земли. Учитывая ведущую роль столичного города в экономике, его способность 4. Крупнейшие мировые мегаполисы и их проблемы Ниже рассмотрим некоторые крупнейшие на сегодняшний день мировые мегаполисы, обращая особое внимание на проблемы этих крупных агломераций. Мехико Самый крупнонаселенный и самый протяженный город мира Мехико не имеет четко обозначенных границ, по нему можно ехать сто и более километров из конца в конец по немногим скоростным автострадам, пробки на которых начинаются в 7 утра и периодически возникают до 11 ночи. Мехико расположен на огромном плато (2400 м. над уровнем моря) в окружении скопища смога, висящего над городом 9 месяцев в году. Относительное облегчение наступает в июле-сентябре, в сезон дождей. Жизнь в загрязненном воздухе этого мегаполиса равнозначна выкуриванию пачки сигарет в день. Другой бич Мехико, это-нищета, от которой не скрыться и в самых неповторимых и очаровательных, утопающих в садах и парках богатых районах города. Светофоры здесь переключаются в два раза реже, чем в Европе, что позволяет десяткам уличных торговцев и нищих облеплять машины, стоящие на тысячах столичных перекрестках. В Мехико, как и по всей Мексике, число нищих не уменьшается, точно в соответствии с постоянно растущим их числом в мире-на 2% ежегодно, по данным Всемирного банка; число бедных растет даже в развитых странах, а не только в развивающихся. Это наступление нищеты некоторые обозреватели сравнивают с «третьей мировой войной» . Федеральное правительство официально выделило в 1997 году «на борьбу с нищетой» 1 млрд. долл. По некоторым подсчетам 50% населения столицы не получает питания, которое соответствовало бы самым минимальным международным общепринятым стандартам. Разрыв между бедными и богатыми слоями населения в Мексике раза в 3-4 превышает соответствующие данные по развитым странам. Процентная численность мексиканского среднего класса постоянно сокращается. В то время как 10% самых богатых граждан владеют 50% национального богатства, на долю 10% самых бедных мексиканцев приходится менее 2% национального достояния. Половина рабочей силы мексиканской столицы довольствуется заработками на уровне одной-двух минимальных зарплат, что позволяет им получить лишь треть расходов официально признанного прожиточного минимума по товарам и услугам на семью из 4-5 человек. Положение усугубляется тем, что Мексике приходится импортировать 43% ежегодного национального потребления зерна, цена которого на мировом рынке постоянно повышается. Утоньшение озонового слоя планеты вызывает в Мехико увеличение числа кожных болезней - солнце приносит теперь вреда больше, чем химические загрязнения сточных вод. Сеул Население Сеула достигло 10 с половиной миллионов человек (точнее, на
конец 2000 года – 10.373.234 человека). Это означает, что в Сеуле живёт
каждый четвёртый кореец. Вдобавок, говоря о населении Сеула, следует
принять во внимание и сеульские пригороды, которые с административной точки
зрения частью Сеула не считаются, но фактически входят в тот же гигантский
мегаполис. Сами корейцы часто говорят не столько о Сеуле, сколько о так
называемой "столичной зоне", которая включает все многочисленные пригороды
и города-спутники корейской столицы. Эту зону можно упрощённо представить в
виде огромного круга, радиусом около 70-80 километров, и с центром где-то
на южной окраине столицы. Вся "столичная зона" буквально пронизана линиями
электрички и метро, и значительная часть её населения работает или учится в Даже по мировым масштабам Сеул довольно заметен, сейчас в городе живёт
каждый 500-й житель нашей планеты (а если опять говорить о "столичной
зоне", то и вообще – каждый 250-й землянин). Стремительный рост населения Площадь города равняется сейчас 605 квадратным километрам, что чуть больше площади Токио, и заметно больше площади Парижа. Сеул по плотности населения оставляет далеко позади большинство крупных городов мира, ведь плотность застройки в корейской столице исключительная, дома жмутся друг к другу, оставляя место лишь для узких, извилистых переулков, на которых порой не могут разъехаться и две встречные машины. И вообще, основная проблема современного Сеула – транспортная. Горожанам приходится затрачивать в среднем по 3-3,5 часа на то, чтобы добраться до своей работы и обратно, и это положение дел не способна исправить даже одна из самых эффективных городских транспортных сетей мира. Японские мегаполисы. Токио Для Японии во второй половине ХХ века был характерен быстрый рост
населения вообще и городского населения в частности. В середине столетия, в Крупные города, близко расположенные друг к другу, нередко образуют
большие конгломераты - мегаполисы. Именно таким путем пошло развитие в Так оформились первые четыре японских мегаполиса, но их число
постоянно продолжало увеличиваться. Хотя конкретные условия японских
мегаполисов во многом различаются, у них все же имеются и общие проблемы. Итак, что же такое Токийский мегаполис? Сама столица Японии
расположена примерно в середине Японского архипелага, что, видимо, в свое
время и предопределило ее судьбу. Подавляющая часть Токио находится на
острове Хонсю. Главный город Японии тянется с востока на запад примерно на Такое географическое положение Токийской столичной префектуры породило
множество социальных проблем. В самом деле, протяженность Токио с востока
на запад при гораздо меньшей его ширине во многом способствовала тому, что
из крайних, западных, районов Токио добраться до центра города было всегда
труднее и занимало больше времени, чем из соседних префектур. Естественно,
многие люди, работающие в Токио, предпочитают жить в соседних префектурах Развитие Токийской столичной префектуры уже давно осуществляется по планам. Их было довольно много, и даже перечислить их все здесь не представляется возможным, тем более что у этих планов были разные судьбы и не все они успешно выполнены. Наибольшую известность получили долгосрочные планы, разработанные в 1982, 1986 и 1990 гг. Население Токио стало быстро расти сразу же после второй мировой войны: в 23 городских районах японской столицы в 1946 году жили 3, 44 млн. человек, а в 1950 году население этих районов составляло уже 5, 38 млн. Этот процесс был обусловлен высокими темпами экономического роста,
развитием промышленности и других чисто городских отраслей (транспорт,
сфера услуг, финансы и т. д.), создававших все новые и новые рабочие места
и способствовавших притоку рабочей силы. Процесс шел стихийно,
подталкиваемый и существенными различиями в уровне жизни в разных районах Именно эта разница, как огромный насос, вытягивала тысячи людей из
районов с более низкими доходами в крупнейшие города и в первую очередь в Однако постепенно проявлялись не только плюсы, но и минусы массового притока рабочей силы в крупнейшие города. Довольно скоро там остро встали проблемы жилья, Земли, воды, транспорта, загрязнения окружающей среды. За 10 лет (1955 - 1964 гг.) население Токийского столичного региона
увеличилось с 13, 28 млн. до 18, 86 млн., или на 42 %. Такой
демографический «взрыв» привел к созданию обширных зон, где ряд за рядом,
как грибы, росли улицы деревянных многоквартирных домов с очень плохими
санитарными удобствами и высокой степенью риска в случае сильного
землетрясения или пожара. Выпускники средних школ и вузов со всей Японии
хлынули в крупнейшие города страны, в первую очередь в Токио, в поисках
работы. С работой - то проблем не было, а вот с жильем дело обстояло совсем
иначе. Они были вынуждены соглашаться на комнаты в домах барачного типа. Вначале люди селились на западной окраине Токио. Но очень скоро практически вся свободная земля там оказалась занятой, а дробность частных земельных участков ограничивала возможность строительства крупных муниципальных домов. Так что довольно скоро западное направление в Токио исчерпало свой потенциал с точки зрения массового жилищного строительства. Однако новички все прибывали, привлеченные слухами о больших доходах в
крупнейших городах. Это спровоцировало быстрый рост цен на землю в городах,
особенно в Токио, что лишило многих надежды построить свой домик. Об остроте ежедневной миграции в Токио свидетельствует хотя бы то,
что, например, в 1990 году в столицу каждый день приезжали на работу из
других префектур 2 млн. 720 тыс. человек. Подобные ежедневные поездки на
работу в Токио становились все более дальними и длительными, потому что
найти новую рабочую силу в японской столице было уже невозможно, а
потребность в рабочей силе постоянно возрастала. Постепенно дело дошло до
того, что компании, остро нуждавшиеся в работниках, стали оплачивать
ежедневные поездки сотрудников к месту работы и обратно, в том числе и на
скоростных магистралях, так как это все равно было дешевле, чем
компенсировать им стоимость жилья в Токио. Аналогичная ситуация сложилась и
в префектуре Осака. Считается, что подобное положение сохранится и в
будущем. Так, долгосрочный план развития японской столицы исходит из того,
что к 2010 году ночное население Токио составит 12, 21 млн., а дневное - Так что в сложившихся к началу ХХI века условиях перспективы экономического развития Токио все менее связывают с планами расширения ежедневной массовой рабочей миграции из других префектур. Очевидно, необходимо найти какой - то другой выход из создавшегося положения. Земли в Токио всегда не хватало, даже в те времена, когда он назывался Найти дополнительные земельные площади в Токио пытались много раз. Известный японский архитектор Кэндзо Тангэ предложил в 1960 году план
радикальной перестройки Токио путем отсыпки новых островов в заливе. Работа по намывке и отсыпке новых земель была остро необходима еще и
потому, что по мере роста населения цена земли непрерывно возрастала. За
вторую половину ХХ века стоимость земли в Токио увеличилась почти в 200
тысяч раз, тогда как в целом по Японии за тот же период - примерно в 13
тысяч раз. В первой половине 90 - х годов средняя стоимость цубо (1 цубо
равен 3, 3 кв. м) Земли в жилых районах Токио составляла около 2, 2 млн.
иен, что сопоставимо с полугодовой зарплатой чиновника высокого ранга. Но
это вовсе не предел. В 1987 году участок земли на центральном перекрестке Пекин Пекин - всемирно известный культурный и исторический центр. Пекин
известен тем, что здесь были обнаружены при археологических раскопках
останки первобытного человека синантропа ("пекинского человека"), жившего Географические координаты Пекина 39,56 градуса северной широты и Площадь Пекин составляет 16808 кв. км., город административно разделен на 11 районов. Китайские руководители неоднократно подчеркивали, что главная проблема страны и ее столицы в частности – чрезмерное перенаселение. Однако государственная политика по ограничению рождаемости, проводимая последовательно в течение нескольких десятилетий, начинает приносить свои плоды. По статистической сводке, составленной на основе итогов 5-й всекитайской переписи населения, естественный прирост численности пекинского населения составил 0,9 промилле, что на 5,7 пункта промилле ниже по сравнению с результатами 4-й всекитайской переписи населения в 1990 году. В настоящее время в Пекине проживает 13,819 млн человек, что на 3 млн человек больше аналогичного показателя 10-летней давности. Причем 70,4 процента от этих 3 млн человек составляют иммигранты Китай, наращивающий масштабы экономического строительства, все больше сталкивается с ускоренным процессом загрязнения окружающей среды. По признанию руководства КНР, огромная численность населения, недостаток природных ресурсов и усугубляющиеся экологические проблемы стали серьезными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие страны. Состояние природной среды в КНР вызывает немалую тревогу, и, как
подчеркивают эксперты, это непосредственно сказывается на здоровье нации. Бомбей Бомбей, в сравнении с другими приморскими городами Индии, вырос относительно недавно. Город расположен на цепи из семи островов, составляющих территорию собственно города Бомбея. Современный Бомбей, являясь столицей штата Махараштра, имеет население около 15 млн.человек (не включая пригород) (По прогнозам ООН, к 2015 году, при сохраняющихся темпах прироста, численность населения Бомбея может достичь 27,4 млн.человек.) Это важнейший торговый, промышленный, финансовый центр, крупнейший
порт Индии, через который проходит до 40% грузов внешней торговли страны. О важном месте Бомбея в экономике Индии убедительно свидетельствует тот факт, что здесь собирают почти треть подоходного налога, 2/3 таможенных сборов и 20% акцизных сборов страны. Бомбей относится к числу ведущих учебных и научных центров Индии. Из находящихся здесь вузов и научно-исследовательских учреждений следует выделить Бомбейский университет, Технологический институт, Центр ядерных исследований, Институт фундаментальных исследований им.Тата. Бомбей традиционно считается центром индийской кинопромышленности. Культурная жизнь города отличается большим многообразием и характерным для этого города космополитизмом. Здесь часто проходят выставки лучших мастеров современного изобразительного искусства, концерты исполнителей и звезд мировой величины, проводятся экспозиции из собраний лучших музеев мира. В городе расположено значительное число художественных галерей, а также немалое число концертных залов. Современный Бомбей сохранил многочисленные следы прошлого, в
частности, весьма разнообразной является его архитектура. Наряду со
старинными особняками викторианского стиля здесь встречаются постройки
самых современных направлений и стилей. Южная часть города застроена
эффектными высотными зданиями – офисами крупнейших компаний, роскошными
отелями, жилыми домами имущей верхушки. Эту часть города иногда называют Экономико-финансовые позиции города, его развитая промышленность,
обширные аэро- и морской порты превратили нынешний Бомбей во вторую столицу Имея пропускную способность транспортных магистралей в 4 раза меньше расчетных, Бомбей занимает ведущее место в стране по количеству ДТП. С большой нагрузкой работает пассажирской транспорт, в том числе электропоезда, перевозящие в сутки свыше 6 млн.пассажиров. С другой стороны, уровень жизни большинства бомбейцев катастрофически
низок. Индийские "трущобы" (slums) - это не останки домов, а просто груды
строительного мусора, цементных плит и упаковочных материалов, от картона
до целлофана. В этих нагромождениях, возникающих где попало - на пустырях,
в придорожных кюветах, а то и вдоль взлетно-посадочной полосы Загрязненность улиц и воздуха, уровень шума в Бомбее – одни из самых
высоких в Индии. Согласно данным, опубликованным в начале прошлого года, Санитарно-эпидемиологическая обстановка в Бомбее в значительной степени обусловлена климатическими факторами: высокой среднегодовой температурой и влажностью. Оба эти фактора негативно действуют на функциональное состояние регуляторных систем организма человека, особенно на лиц, прибывших из регионов с умеренным климатом и, соответственно, генетически менее адаптированных к тропическим условиям. Другим, не менее существенным фактором, определяющим местную санитарно- эпидемиологическую обстановку, является огромная скученность городского населения с различным социальным статусом и неразвитая система водоснабжения, промышленно-бытовой канализации и утилизации отходов. Заключение Стремительный рост городов в последние десятилетия принято называть в научной литературе «урбанистической революцией». Рост городских поселений происходит настолько интенсивно, что по предварительным оценкам к 2005 году в них будет проживать не менее половины населения Земли. Современные демографические тенденции способствуют тому, что уже сейчас 2/3 горожан всего мира сконцентрированы в развивающихся странах, где ежегодно новыми жителями городов становятся 65 млн. человек. По прогнозам специалистов ООН, это приведет к тому, что к 2025 году уровень урбанизации в развивающихся государствах превысит 80%. Идет не только рост населения городов, но и концентрация людей в отдельных крупных городских агломерациях - мегаполисах. Крупные города не просто стремительно растут, поглощая окрестные селения, они сливаются друг с другом, образуя мегаполисы с населением во многие десятки миллионов человек. Мегаполисы - из-за огромной концентрации в них людей, промышленных предприятий, транспорта, являются крупнейшими потребителями всех видов природных ресурсов - территориальных, энергетических, продовольственных и важнейшими источниками загрязнения окружающей среды. Нагрузка на природную среду резко возрастает не только в самих мегаполисах, но и за их чертой. К числу важнейших проблем современности относится обеспечение жителей мегаполисов водой и удаление сточных вод. Серьезными проблемами считаются вывоз мусора и утилизация отходов человеческой деятельности. В мегаполисах формируется особый микроклимат. Жилая застройка снижает
скорость ветра, а застой воздуха способствует концентрации высокотоксичных
промышленных загрязнителей. Смоги - смесь дыма, пыли и тумана, сокращая
количество солнечного света, вызывают серьезные заболевания людей. Тем не менее, надо отдавать себе ясный отчёт в том, что значительной части населения Земли предстоит и далее жить в мегаполисах Эта реальность мотивирована особенностью жизни людей, их труда, уровнем современной техники и многими другими причинами. Рост мегаполисов - "природное явление", результат самоорганизации общества, в результате которой, растёт взаимосвязанность людей. Надо принять эту реальность и научиться строить мегаполисы, так, чтобы по возможности избегать характерных для них сегодня проблем. Список используемой литературы География: энциклопедия. М., 1999.
|
|
© 2000 |
|