РУБРИКИ |
География Астраханской области |
РЕКЛАМА |
|
География Астраханской областиАстрахань – город растущий, и быстрее, чем учитывала статистика. По переписи 2002 г., его население составило 504,5 тыс. человек, это на 25 тыс. больше, чем показывал текущий учет (478,1 тыс. человек на начало 2003 г.), статистика явно занижала миграционный приток в региональную столицу. Астрахань – по сути, единственный развивающийся город области, стягивающий все инвестиции, кроме нефтегазовых и транспортных, город с минимальным уровнем зарегистрированной безработицы (табл. 1). Что представляют собой остальные города Астраханской области, хорошо видно по показателю обеспеченности жилищного фонда канализацией: это Харабали с типично сельским обликом (36%), полусельские Ахтубинск и Камызяк (60–70%). Полностью благоустроен только новый город Нариманов, но его покидают жители из-за проблем градообразующего машиностроительного завода. В самой Астрахани канализацией обеспечено лишь 80% жилищного фонда, горячим водоснабжением – 70%, что типично для южных городов с большой долей индивидуального (частного) жилья. Таблица 2. Некоторые характеристики городов Астраханской области
Численность населения большинства районов последние 20 лет оставалась относительно стабильной, за исключением растущих пригородов Астрахани (Приволжского района), Наримановского и особенно газодобывающего Красноярского района. Велики контрасты в заселенности сельской местности. Плотность сельского населения максимальна в пригородном Приволжском районе – 50 человек на кв. км, повышена она и в Икрянинском районе вдоль основной дороги в дельте Волги. На полупустынном севере Заволжья плотность составляет 2–3 человек на кв. км, как в Сибири (рис. 1). Рис. 1. Плотность сельского населения, по данным переписи 2002 г., по районам Астраханской области Демографическая ситуация в Астраханской области более благополучна, чем в других «русских» регионах Юга: естественная убыль населения в 2002 г. составила –3,7 промилле (в среднем по России –6,5 промилле). Только в трех районах – газодобывающем Красноярском, пригородном Приволжском и Володарском – сохраняется положительный естественный прирост населения. В первых двух он объясняется более молодым населением и миграционным притоком, в последнем – большой долей казахов с их многодетными семьями. Отличия возрастной структуры жителей области от среднероссийской невелики, они связаны со смешанным национальным составом и большим миграционным притоком. Более 61% составляет трудоспособное население (в среднем по РФ – 59%), доля жителей старше трудоспособного возраста – 19% (в РФ – 21%). Больше всего пенсионеров в южных сельских районах (рис. 2), а минимум – в наполненном строителями и приезжими рабочими Красноярском районе, где расположен Астраханский газоконденсатный завод. Рис. 2. Доля пенсионеров по районам Астраханской области (с севера на юг) На протяжении всего переходного периода Астраханская область, как и другие южные регионы, не затронутые межнациональными конфликтами, имела положительное миграционное сальдо. После всплеска миграционного прироста (до 79 человек на 10 тыс. населения), зафиксированного в 1995–1997 гг., ситуация формально стабилизировалась на невысоком уровне миграционного притока (14 человек на 10 тыс. населения в 2002 г.). Но все более острой проблемой становится нелегальная трудовая миграция из стран СНГ, которая не учитывается статистикой. Миграционное «давление» в Астраханской области пока не создает столь сильного напряжения, как у южных соседей в Ставрополье и в Краснодарском крае. Область всегда была менее консервативна и открыта переселенцам, в южном Поволжье издавна сложились многонациональные общности. Например, в Красноярском и Наримановском районах Астраханской области еще в 1989 г. русских было около 40% и более половины составляли казахи, ногайцы и татары. На юго-западе к ним добавляются калмыки. В этом мозаичном сельском сообществе увеличение численности дагестанских народов и чеченцев воспринимается не столь болезненно, как на Ставрополье, да и позиции местного казачества слабее. Веротерпимость здесь складывалась веками, и чтобы не потерять ее, в области создано 19 национально-культурных обществ. Эти организации стали мостиком между этническими группами и властью, издают газеты, ведут вещание на четырех языках: русском, казахском, ногайском, татарском. В местах компактного проживания этнических групп есть национальные школы. Каждая этническая группа уверена, что проживает на своей исторической родине. Сокращение экономической активности и занятости населения в Астраханской области продолжалось до 1998 г., и только оживление экономики стимулировало рост обоих показателей: в 2001 г. доля экономически активного населения в области выросла до 66,8%, занятых – до 60%. В 2002 г. положительную динамику показателей сохранить не удалось, однако по уровню экономической активности Астраханская область остается одним из лидеров среди регионов юга. Современная отраслевая структура занятости в Астраханской области более сдвинута в сторону агросектора и сферы услуг по сравнению со среднероссийской (табл. 3). Как и в других регионах Юга России, в переходный период увеличилась доля занятых в сельском хозяйстве, аккумулировавшем приток мигрантов. Значительно сильнее, чем в среднем по стране, сократилась занятость в промышленности (в 2 раза за 1990–2002 гг.) и особенно в строительстве (в 2,3 раза). В результате высвобождения и перетока занятых численность работающих в промышленности и сельском хозяйстве сравнялась, что говорит о деградации трудоемких и не связанных с ТЭК отраслей промышленности области. Однако максимальную долю занятых обеспечивают бюджетные отрасли социальной сферы, их вклад в общую структуру занятости остался неизменным. Таблица 3. Изменение структуры занятости по основным отраслям экономики, %
Динамика общей и зарегистрированной безработицы в области на протяжении переходного периода совпадала с общероссийским трендом (рис. 3). По сравнению с другими «русскими» регионами Юга с более диверсифицированной структурой экономики (Волгоградская область, Краснодарский и Ставропольский края) уровень общей безработицы в Астраханской области немного выше (11%), хотя и не сопоставим с показателями слаборазвитых регионах, например, соседней Калмыкии. Рис. 3. Динамика уровня общей и зарегистрированной безработицы Зарегистрированная безработица в 2003 г. составила 2,2% от численности экономически активного населения. Наиболее благополучна Астрахань, где уровень безработицы не превышает 1% и на каждого безработного приходится одно вакантное рабочее место. В слаборазвитых районах зарегистрированная безработица в 4–5 раз выше, но такой же показатель безработицы имеет и самый богатый Красноярский район (рис. 4). Новых рабочих мест очень мало, поэтому на одну вакансию в слаборазвитых районах приходилось в 2003 г. 181–460 безработных. Разрушение общественного агросектора привело к тому, что сельская безработица стала серьезной проблемой, но ее реальный уровень оценить сложно. Часто те, кто числится безработными, имеют немалые заработки от своего подсобного хозяйства и браконьерства. Рис. 4. Уровень зарегистрированной безработицы по муниципалитетам в 2002 г. Самые острые проблемы на рынке труда связаны с мигрантами. В торговле они постепенно вытесняют местное население. В Астраханской области на продовольственных и вещевых рынках всегда торговали своим товаром татары, казахи и русские, а теперь торгуют азербайджанцы и дагестанцы, скупающие товар у местных жителей. Но все же больше проблем главным образом властям, но отчасти и местному населению, создают не постоянные, а временные трудовые мигранты из Средней Азии, поток которых идет именно через Астраханскую область. Из всех железнодорожных веток, связывающих Россию со Средней Азией, сейчас действует лишь астраханская (прежде поезда шли до Москвы). По данным миграционной службы Астраханской области, максимальный поток (37–38 тыс. человек ежемесячно) прибывает в Астраханскую область с апреля по август, к сентябрю-октябрю он спадает до 24 тыс. Чуть менее половины прибывающих – граждане Таджикистана, подавляющее большинство которых приезжает в поисках временной работы. От четверти до трети прибывает из Узбекистана. Для них в большей степени характерен «челночный» бизнес, работу, судя по их собственным записям в миграционных картах, ищут лишь 13–15%. Жителей Казахстана среди приезжих по железной дороге – 14–16%, большая их часть едет к родственникам, многие занимаются куплей-продажей. Но с Казахстаном интенсивны связи и по автодорогам. Проследить, кто из этого потока остается в Астраханской и соседних областях, практически невозможно. По оценкам сотрудников УВД, половина прибывающих не регистрируется и живет в России дольше положенных трех месяцев. Также невозможно определить, где тот или иной человек находит работу. Известно лишь, что в пограничных сельских районах Астраханской области до 40% работников в весенне-летний период составляют иностранные рабочие. Сезонные мигранты в сельской местности оказываются востребованными, так как работа в колхозах не слишком привлекает местных жителей из-за низкой оплаты труда. Вот тут и оказываются нужными таджики, готовые трудиться за гроши. Пользуются спросом определенные профессиональные навыки. Например, узбеки в Астраханской области выращивают хлопок и табак. Прежде они работали и на рисовых плантациях, но сейчас, с упадком рисоводства в колхозах, их вытесняют корейцы-арендаторы, занимающиеся овощеводством. Из-за своего фронтирного положения Астраханская область одной из первых в стране столкнулась с проблемой растущей нелегальной трудовой миграции из слаборазвитых стран СНГ. Решение пока не найдено, хотя ужесточение пограничного режима неизбежно, как это уже давно сделано в развитых странах, иначе поток мигрантов захлестнет не слишком емкий рынок труда области. Но ограничения не должны быть тотальными, необходимы цивилизованные формы регулирования трудовой миграции с учетом потребностей области в рабочей силе, в том числе для сезонной занятости в сельском хозяйстве. Концентрация отраслей ТЭК с высокой оплатой труда фактически в одном муниципалитете приводит к тому, что заработная плата в Красноярском районе в 2,5 раза выше средней по области и в 8 раз больше прожиточного минимума трудоспособного населения. Официальные заработки в Астрахани незначительно выше среднеобластного уровня, а в депрессивных сельскохозяйственных районах они вдвое ниже. Но и в столице, и в сельских районах Астраханской области весьма значительна теневая составляющая доходов населения, поэтому к официальной статистике нужно относиться осторожно. Например, население Харабалинского и Черноярского районов имеет самую низкую заработную плату, но по числу автомобилей на 1 тыс. жителей опережает лидера по заработкам (Красноярский район) и среднеобластные показатели в 1,2–1,5 раза. Не только доходы населения, но и основные экономические показатели области сильно искажены из-за высокой доли теневой экономики. На волне экономического роста довольно быстро удалось преодолеть разрыв между уровнем бедности в области и средним показателем по РФ, теневые доходы сыграли в этом не последнюю роль. За 1999–2002 гг. доля бедного населения в Астраханской области сократилась с 42,9% (в среднем по РФ – 29,9% в 1999 г.) до уровня, близкого к среднероссийскому (26%). Среди регионов Южного федерального округа это один из самых низких показателей наряду с Северной Осетией (25%) и Ростовской областью (27%). Бедность в Астраханской области не отличается значительной глубиной: в наиболее кризисном 1999 г. только 12% бедных имели доходы ниже половины прожиточного минимума. Основная зона бедности в области – сельские районы, население которых не только имеет меньшие доходы из-за занятости в сельском хозяйстве, но и сильнее подвержено риску безработицы. Показатели здоровья населения Астраханской области неоднозначны. С одной стороны, за 1998–2002 гг. более чем в 1,5 раза снизился уровень младенческой смертности (с 22,5 до 13,7 промилле), но, с другой – из-за разной доступности и качества медицинского обслуживания увеличился разрыв между городом (14,7 промилле в 2001 г.) и селом (19,4 промилле). Ожидаемая продолжительность жизни (65,16 лет) в Астраханской области выше среднероссийской (64,82 года), но на фоне не только республик Северного Кавказа, но и «русских» регионов Юга России показатель долголетия в области самый низкий. Специфика Астраханской области – меньшая продолжительность жизни городских жителей, особенно мужчин (58,32 лет), что указывает на распространение алкоголизма и худшие условия жизни. Несмотря на высокую обеспеченность врачами (64 на 10 тыс. населения – 5-е место в РФ), в области высока заболеваемость и смертность от туберкулеза, это связано с большим миграционным притоком и неблагоприятными природными условиями. В сфере образования у Астраханской области преимуществ немного. Из-за повышенной рождаемости в районах проживания этнических меньшинств, притока мигрантов и недостаточной обеспеченности школами в области высока доля детей, занимающихся во вторую смену (25,6%). При всей ярко выраженной моноцентричности, Астрахань не стала крупным научным или вузовским центром, в городе только шесть вузов, из них один негосударственный. Несмотря на то, что темпы роста численности студентов (в 2,3 раза за 1995–2002 гг.) были несколько выше среднероссийских (2,1 раза), обеспеченность студентами в расчете на 10 тыс. населения на треть ниже средней по стране. Недостаточное развитие высшей школы в определенной мере компенсируется широким охватом населения средним специальным образованием: на 10 тыс. жителей приходится 228 учащихся ссузов (2-е место в РФ), а среди занятых повышена доля лиц со средним специальным образованием (47%). Жилищные условия в Астраханской области типичны для большинства регионов Юга России – это пониженная обеспеченность жильем (18 кв. м на человека при среднероссийском показателе 20 кв. м), повышенная доля частного жилья в структуре жилищного фонда (77%) и низкие показатели благоустройства даже в городах (табл. 1), не говоря уже о сельской местности (рис. 7). Более 70% населенных пунктов Астраханской области не имеют нормальной питьевой воды несмотря на многочисленные программы, включая программу «Чистая вода». Инфраструктурная обеспеченность поселений слабо связана с их экономическим состоянием, она унаследована от советских времен. В Красноярском районе низкая обеспеченность канализацией отчасти связана с большим количеством временных поселений. Рис. 5. Обеспеченность канализацией жилищного фонда районов области в 2002 г. Содержание неблагоустроенного жилфонда обходится дешевле, поэтому реформа жилищно-коммунального хозяйства в Астраханской области идет медленно. Адресная форма социальной поддержки не получила широкого распространения: в общей сумме субсидий и льгот, предоставленных в 2002 г. на оплату ЖКУ, субсидии составляли 14,8%. Их получили только 9% семей (в среднем по РФ – 11% в 2002 г.), и размер перечислений весьма невелик – в среднем 88 руб. на семью. Жилищные проблемы в Астраханской области имеют уникальные черты. Строительство в 1970–1980-х годах газоконденсатного завода вызвало к жизни такое явление, как бесстатусные поселения, или поселения-фантомы. Временные поселки, рассчитанные на 10–15 лет, предполагалось убрать, но прошло уже более 20 лет, а люди остаются в бараках временного типа, в щитовых домах, построенных на окраинах уже существовавших поселений. Они нашли себе другую работу, в том числе и на самом газоконденсатном заводе, но не получили постоянную прописку, их не учитывают в населении. В результате в некоторых поселениях Красноярского района число занятых на порядок превышает число жителей. Часть временных поселений было передана «Газпрому» для расселения. «Газпром» строил сначала усадебные, потом многоквартирные дома в пригородном Приволжском районе, в поселке Красный Яр, даже в Астрахани для своих рабочих. Но отселение и из временных поселений, и из постоянных в зоне загрязнения идет с большим скрипом. Местное население не хочет уезжать и старается правдами и неправдами с помощью родственников сохранить за собой и старые дома. Всего на заводе работает 15–20 тыс. человек, в том числе местного населения – около 400 человек. Остальные – временно проживающие, приехавшие из других регионов, и жители Астрахани. Ситуация с расположенными в зоне загрязнения фантомными поселениями без коммунальных удобств и без всяких перспектив развития, из которых не хотят уезжать занятые, боясь потерять высокооплачиваемую работу, очень ярко иллюстрирует издержки становления рыночной экономики в стране. По индексу развития человеческого потенциала в 1997–2002 гг. Астраханская область стабильно замыкала четвертый десяток регионов в рейтинге. Такое положение обусловлено как средним уровнем дохода, так и недостаточным развитием сферы образования, особенно высшего. По «кризисному» индексу качества жизни за 2002–2003 гг. позиции области существенно улучшились: с 43-го места она поднялась на 29-е, благодаря наметившемуся росту доходов, снижению безработицы и уровня бедности. По индексу демократичности, рассчитанному экспертами за десятилетие 1991–2001 гг. и за 2000–2004 гг., Астраханская область входит в плотную группу срединных регионов (в пятом-шестом десятке списка). В рейтинге индекса инновативности Астраханская область располагается на 24-м месте за счет высокой доли крупногородского населения и при весьма средних прочих составляющих (низкий уровень интернетизации, неразвитость сотовой связи и пр.). Количественной характеристикой территории является демографический потенциал, который рассчитывается по формуле: D = ∑n Pi / dji Где Pi – людность населенного пункта, dji – расстояние между пунктами. Расчет демографического потенциала Костромской Области приведен в табл. 4. Таблица 4. Демографический потенциал Астраханской Области
Наиболее крупные города (число жителей на 1 января 2002 г., тыс. человек): · Астрахань (501,3) – А · Ахтубинск (44,2) – B · Харабали (18,2) – С · Кировский (2,2) – D Таким образом, видно, что наибольшим демографическим потенциалом характеризуется г. Астрахань (он обладает самым большим влиянием на территорию), а наименьшим – г. Харабали. 4. Хозяйственный комплекс территорииПо объему валового регионального продукта в 2002 г. Астраханская область занимает промежуточное положение между более крупными по численности населения «русскими» регионами Южного федерального округа и слаборазвитыми республиками. По величине душевого ВРП (73% от среднероссийского показателя с корректировкой на стоимость жизни) область – один из лидеров в небогатом ЮФО, она уступает только Краснодарскому краю (высокий показатель душевого ВРП республики Калмыкия связан с действием режима внутреннего офшора). Экономика области в советское время держалась на четырех опорах: газо-нефтяной, рыбной, сельскохозяйственной и транспортно-транзитной, но в переходный период их роль и состояние резко изменились. Главная современная опора экономики – ресурсы газа и нефти, прогнозные запасы которых в российской зоне Каспия составляют 2–2,5 млрд. т условного топлива. Астраханская область обладает крупнейшим в Европе газоконденсатным месторождением, что позволяет ей производить ежегодно около 500 тыс. т бензина и столько же дизельного топлива. Здесь добывают около 10 млрд. куб. м природного газа и около 3 млн. т серы. Главное «действующее лицо» в экономике области – РАО «Газпром», от него зависит благополучие региона. Масштабы добычи газа, конечно, не сравнимы с Ямало-Ненецким АО (520 млрд. куб. м газа), но всего лишь в 2 раза меньше Ханты-Мансийского АО и Оренбургской области (20–24 млрд. куб. м). Вторым «действующим лицом» стала нефтяная компания «ЛУКойл», доминирующая на юге Поволжья. По объемам добычи нефти (3,8 млн. т) Астраханская область сопоставима с Волгоградской (3,4 млн. т). В области возлагают большие надежды на шельфовые месторождения Каспийского моря, прогнозируя прирост добычи в области до 10 млн. т. Лицензии на крупные шельфовые месторождения принадлежат «ЛУКойлу», эта компания вместе с «Газпромом» четыре года назад стала основным учредителем «Каспийской нефтяной компании». На долю топливной отрасли приходится 61% промышленного производства области. Благодаря нефтегазовому сектору области удалось с меньшими потерями пережить кризисный период и к 2002 г. восстановить 81% промышленного производства, в то время как в среднем по стране – 63%. Предприятия ТЭК – основной источник пополнения бюджета области, поступления из районов добычи нефти и газа дают более половины всех налогов, собираемых в области (табл. 6). Приток инвестиций из ТЭКа помог оживлению машиностроения, на судостроительных заводах Астрахани размещены заказы по созданию нефтяных платформ и другого оборудования для шельфовой добычи. Судостроительные активы стали привлекательными, за них велась нешуточная борьба между крупными машиностроительными холдингами. Но больше всего выигрывают от финансовых поступлений и оживления промышленности город Астрахань и районы добычи нефти и газа, особенно Красноярский район, где расположено важнейшее предприятие области – газоконденсатный завод. Второй опорой всегда были рыбные промыслы, их с некоторой долей условности можно разделить на 4 вида: вылов и разведение осетровых рыб, которые всегда были формально подчинены федеральным властям и в наибольшей степени пострадали от браконьерства; лов рыбы в море, который также испытал сильный спад, в том числе и из-за изношенности судов; вылов рыбы в тонях (протоках дельты Волги) и в ильменях (многочисленных естественных пресных и соленых озерах в дельте); прудовое хозяйство. Последними двумя видами занимались и занимаются сельхозпредприятия, поэтому разделить сельскохозяйственную и рыбохозяйственную деятельность в южных районах области по их значению для выживания сельской экономики и населения очень сложно. Рыбный промысел в переходный период стал самой теневой сферой астраханской экономики. В нем официально занято всего лишь 10 тыс. человек, но еще 10 тыс. случаев в год регистрируются пограничниками и милицией как незаконный лов рыбы. Этот вид деятельности можно разделить на товарно-криминальное браконьерство, связанное с несанкционированным выловом осетровых и теневым производством черной икры, и адаптационное, связанное с выживанием населения путем потребления и продажи выловленных рыб, преимущественно неосетровых. Официальный вылов осетровых в Волге упал с 11,4 до 0,6 тыс. т. Построенные в 1960-х гг. осетровые рыборазводные заводы приходят в упадок из-за отсутствия средств. Состояние промысловых запасов нерестовой части осетровых рыб, мигрирующих в реки России, катастрофично, запасы остальных промысловых рыб также сократились. Из-за резкого уменьшения кормовой базы уменьшились популяции кильки, а вслед за ней – сельди и воблы. Объем выращивания прудовой рыбы сократился в 3–4 раза, колхозы все больше переходят на экстенсивные методы лова. Тем не менее, сократив объемы в 2 раза за первые пять лет кризиса, рыбная отрасль со второй половины 1990-х гг. растет и занимает 2-е место после топливной, а в пищевой промышленности ее доля достигает 56%. Третья опора – агросектор, в течение многих десятилетий Астраханская область была всесоюзным огородом, поставляя на север овощи и арбузы. Эта опора экономики расшаталась сильнее всего. Положение коллективных предприятий в Астраханской области намного хуже, чем у ближайших соседей. Область никогда не была зернопроизводящей, как большинство регионов юга, ее сельхозпредприятия занимались животноводством в полупустынной зоне, овощеводством и рисосеянием в дельте Волги. Теперь большая часть колхозов фактически распалась, земли не обрабатываются. Производство риса и бахчевых по сравнению с 1990 г. сократилось в 3 с лишним раза, овощей – в 2 раза. При этом доминирующими стали мелкотоварные производители: население производит 47% овощей, 76% мяса, 82% молока, а фермеры – 24% овощей, 7% мяса и 9% молока. Потеря работы в сельской местности и изменение привычных условий жизни заставили население активнее перейти к натуральному и мелкотоварному частному производству. Наличие альтернативных рыбных ресурсов – менее затратных – способствовало упрощению деятельности, причем не только населения, но и коллективных предприятий. Сохранившиеся рыболовецко-сельскохозяйственные колхозы в южной части области, сильно сжав аграрную деятельность, на 70–80% перешли на лов рыбы. Можно сказать, что сам стиль сельской жизни за 1990-е гг. кардинально изменился. Сельская Астраханская область почти вся обладает классическими чертами периферийности агропроизводства: это упадок крупных предприятий, сжатие обрабатываемых земель, переход производства в мелкие хозяйства, экстенсификация и переход от производящих к присваивающим видам деятельности. Этим область напоминает окраинные периферийные районы в Нечерноземье, удивительным образом заброшенные далеко на юг, но в такую же природно-маргинальную территорию (только в Нечерноземье вместо рыбы промысловые виды деятельности связаны с лесом). Усиление нефтегазовой опоры также способствовало «разъеданию» аграрной деятельности. Дополнительные средства, получаемые Красноярским районом, отнюдь не помогли ему улучшить состояние сельского хозяйства, скорее наоборот (табл. 2). При наличии такого работодателя, как газоконденсатный завод, и окружающего его строительного комплекса, никто не хочет работать в коллективных сельхозпредприятиях. Таблица 5. Основные показатели сельского хозяйства районов Астраханской области
Самая старая опора – транспортно-транзитная, она связана с фронтирным положением области. Еще первое государство на Нижней Волге – Хазарский каганат (середина VII в.) – активно использовало выгоды своего географического положения на удобных путях из Европы в Среднюю и Южную Азию. Впоследствии здесь расцветали Золотая Орда и Астраханское ханство. Само завоевание Астрахани в XVI в. диктовалось геополитической обстановкой – борьбой России с Крымом и Турцией и стремлением контролировать удобные пути на юг. В советские годы транзитная функция резко ослабела, но современная региональная власть озабочена развитием транспортного коридора «Север – Юг». Строится новый порт Оля в 50 км южнее Астрахани: с 2002 г. началось регулярное грузовое паромное сообщение с Ираном (правда, преимущества прямых связей через Каспий перекрываются потерями от транспортировки международных грузов по разбитым автодорогам области). Компания «ЛУКойл» строит в поселке Ильинка собственный нефтепорт, который позволит переваливать около 3,5 млн. т нефтепродуктов ежегодно. Но по вкладу в экономику области транспортная функция пока остается второстепенной. Погранично-транзитное положение имеет и негативные социальные последствия, связанные с неконтролируемым наплывом мигрантов с юга и юго-востока. Государственная граница с Казахстаном остается полупрозрачной, охраняется, по словам пограничников, «оперативным путем», т.е. они следят за наиболее опасными ее участками. Многие погранзаставы находятся в ближайших селах за 30–40 км от границы, куда добираются на старой полуразвалившейся технике. Активно используется астраханский путь и для ввоза наркотиков. Наиболее распространены достаточно дешевые и наиболее доступные наркотики невысокой степени очистки – опий-сырец и гашиш. Однако с 1997 г. отмечается внедрение среднеазиатского героина. Транспортировка наркотических средств производится в основном с использованием автотранспорта, но все чаще для незаконного ввоза нарковеществ используется паромная переправа через Каспийское море (Туркменбаши – Астрахань). Внутриобластные различия показывают, что в легальной экономике заметны только столица и газодобывающий Красноярский район. Хотя Астрахань по объему промышленного производства уступает Красноярскому району, зато по объему инвестиций ей нет конкурентов (табл. 7). Все остальные муниципалитеты играют незначительную роль в производстве и почти не привлекают инвестиций. Таблица 6. Производство промышленной продукции (по полному кругу предприятий) и объем инвестиций в основной капитал в 2002 г.
Красноярский район выделяется и по строительной активности, хотя ввод жилых домов, который является очень важным индикатором относительного экономического и социального благополучия территории, все же заметно выше в Астрахани и пригородном Приволжском районе. В розничном товарообороте на душу населения региональной столице и Красноярскому району почти нет конкурентов (табл. 8). Таблица 7. Некоторые характеристики районов Астраханской области в 2002 г.
Сильнейшее экономическое неравенство приводит к огромным диспропорциям в налоговом потенциале и доходах муниципальных бюджетов. Половину всех налоговых сборов области в 2000 г. давал газоконденсатный комплекс, расположенный в Красноярском районе. Из них в местном бюджете района оставалось только 7%, треть поступала в областной бюджет и более 60% – в федеральный. Более трети налоговых поступлений области давала Астрахань, из которых она оставляла себе только 40% и отправляла в федеральный бюджет 48%. Остальные 15% налоговых поступлений приходилось на все остальные города и районы. Объем дотаций из федерального бюджета в 4 раза уступал налогам и сборам, полученным федеральным бюджетом только от газоконденсатного завода, и составил в 2000 г. 646 млн. руб., из них 120 млн. ушло в ЗАТО Знаменск. Таблица 8. Формирование доходов бюджетов городов и районов Астраханской области в 2000 г.
Несмотря на значительные дотации слаборазвитым и депрессивным сельским районам, неравенство в душевых бюджетных доходах муниципалитетов оставалось 4-кратным. Красноярский район имеет самые высокие совокупные бюджетные доходы на одного жителя, что видно и по бурному строительству в райцентре, и по капитальному ремонту районной администрации, и по состоянию дорог, и по многим другим приметам социальной жизни. На 2-м месте в области – военный комплекс и город Знаменск, целиком живущие на федеральные средства. А самые бедные – восточные заволжские районы от Володарского (бюджетные доходы на одного жителя в 3,5 раза меньше, чем в Красноярском районе) до Ахтубинского. Даже в областном центре бюджетные доходы не превышают среднеобластной уровень и в 2 раза ниже, чем в Красноярском районе. За последние годы увеличилась концентрация бюджетных ресурсов на областном уровне, доля областного бюджета в доходах консолидированного бюджета выросла с 33% в 2000 г. до 55% в 2003 г. Увеличились и объемы перераспределения бюджетных средств муниципалитетам. Областные власти пытаются добиться более существенного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципалитетов в условиях поляризованного экономического развития области. Коэффициент специализации Астраханской области по энергетике равен: К = П/Н, Где П – доля энергетического производства в общей структуре Астраханской области, Н – доля населения Астраханской области в РФ. Н = 1015800/142 900 000 = 0,0071 Пэ/э = Объем выработки эл. энергии в Астраханской Области/ Объем выработки Эл. энергии в РФ (в%) = 70% /7,6% =9,21% или 0,0921 К = 0,0921/0,0536 = 1,71>1, следовательно, электроэнергетику следует считать отраслью специализации. Химическая промышленность определяет научно-технический прогресс территории. Поэтому необходимо проанализировать условия размещения предприятий на территории Приморского Края. Степень значимости факторов определяется балльной оценкой: 4 балла – решающая, 3 балла – большая, 2 балла – малая, 1 балл – незначительная. Факторы, оказывающие влияние на размещение предприятий химической промышленности, приведены в табл. 9. Таблица 9. Факторы, влияющие на размещение предприятий
Ппищ= 12,04/15,4 = 0,78 К спец =0,0078/0,0536= 0,14 К спец < 1, следовательно, агропромышленный комплекс не является отраслью специализации. В Астраханской области функционируют 1640 предприятий промышленности различных форм собственности. Ведущие позиции занимают предприятия топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов. Важное место отводится также химической и нефтехимической, легкой, деревообрабатывающей и стекольной отраслям. Среди отраслей промышленности наиболее высокими темпами на протяжении последних лет развивается топливно-энергетический комплекс региона, доля которого в общем объеме промышленного производства из года в год увеличивается, и в 2002 г. она составила свыше 70%. Электроэнергетика в Астраханской области представлена, главным образом, ОАО «Астраханьэнерго», удельный вес которого в отрасли составляет около 80%. Предприятия энергосистемы покрывают 86% общей потребности области. Машиностроительный комплекс включает в себя предприятия машиностроения и металлообработки, судостроения и судоремонта. Его доля в объеме промышленного производства региона составляет свыше 9,0%. В Астраханской области действуют 15 судостроительно-судоремонтных заводов, способных строить суда любого класса и вести ремонт судов весом до 6000 тонн с поднятием их в док или на слип. Предприятиями отрасли выпускаются суда разных классов: сухогрузные, танкеры, контейнеровозы, мотоботы, рыбодобывающие, рефрижераторы, плавзаводы, самоходные суда типа «река-море», плавучие буровые платформы, несамоходные баржи, крановые суда большой грузоподъемности. В промышленности строительных материалов функционирует свыше 50 предприятий, специализирующихся на производстве высокотехнологичной строительной продукции. В связи с ростом жилищного строительства в Астраханской области спрос на их продукцию в последние годы постоянно растет. Увеличивается производство строительного кирпича, гипса, камня гипсового, панелей и конструкций для крупнопанельного домостроения, заполнителей пористых. Крупнейшим представителем химической промышленности области является ОАО «Астраханское стекловолокно», которое является основным производителем уникальных электроизоляционных стеклотканей, штапелированной стеклопряжи электротехнического назначения и других видов продукции. Пищевая промышленность – вторая по значимости (после топливной) отрасль в промышленном комплексе региона, на ее долю приходится 12,04% производства. Основными подотраслями пищевой промышленности являются: рыбная (40,0% от пищевой), соляная, мукомольно-крупяная, хлебопекарная, плодоовощная, ликеро-водочная. Своим благосостоянием Астраханская область во многом обязана рыбным ресурсам. В Каспийском море сосредоточено до 70% осетровых, из которых 40% приходится на долю этого региона. На территории области функционируют 185 предприятий по добыче и переработке рыбы, которые выпускают охлажденную, мороженную, соленую, копчено-вяленую продукцию, консервы разных видов, полуфабрикаты, кормовую муку. Наиболее известными предприятиями отрасли являются ОАО «Каспрыбхолодфлот», АООТ «Астраханский рыбокомбинат», АО «Русская икра». Особое внимание уделяется воспроизводству и сохранению биоресурсов Каспийского моря. Астраханская область на сегодняшний день является практически единственным регионом на Каспии, занимающимся воспроизводством осетровых; здесь же сосредоточены научные силы, занимающиеся данной проблематикой. На 6 рыболовных заводах выращивается белуга, осетр и севрюга в количестве более 50–55 млн. штук ежегодно. Одной из наиболее значимых новаций последних лет является внедрение технологии товарного осетроводства, позволяющего выращивать рыбу до половозрелого возраста, получая при этом и икру, и осетрину. Научно-производственным центром по товарному осетроводству «БИОС» отработана перспективная технология выращивания товарной осетровой рыбы в прудах малой площади. Научными учреждениями рыбохозяйственной отрасли ФГУП «КаспНИРХ», НПЦО «БИОС» разработан проект Концепции развития товарного осетроводства в Астраханской области. Благоприятные
природно-климатические условия, наличие богатых водных ресурсов определили
Астраханскую область как зону производства теплолюбивых овощебахчевых культур и
риса. Занятые под овощные культуры площади являются крупнейшими в Поволжье.
Астраханские овощные и бахчевые культуры отличаются высокими вкусовыми
качествами. В области внедряются нетрадиционные сельхозкультуры: хлопчатник и сахарная свекла. В последние годы перспективной культурой для области стал картофель. 5. Транспортный комплекс территорииАстраханская область в силу своего географического положения является стратегически важным транспортным узлом, занимая ключевую позицию на самых коротких, экономически выгодных евро-азиатских транспортных маршрутах. Транспортную сеть области составляют 567 км железнодорожных путей, 3806 км автомобильных дорог, 1120 км внутренних судоходных путей. В последние годы Астраханский транспортный узел переживает бурное развитие как крупный центр товарообмена между Европой и Азией. Объем перевалки грузов вырос по сравнению с 1996 годом более чем в 2 раза. Одним из основных объектов инфраструктуры российского участка коридора «Север-Юг» является новый строящийся морской торговый порт Оля Астраханской области. Порт Оля находится на 60 км Волго-Каспийского канала (на 100 км ниже г. Астрахани), имеет сухогрузный причал длиной 180 м и автопаромный комплекс (длина причальной стенки 130 м), оснащенный для приема судов типа «Ро-Ро», работающих на грузопассажирской линии «Каспиан Тракер Лайн» на порты Туркменбаши (Туркменистан) и Анзали (Иран). Порт оснащен 4 кранами грузоподъемностью 20–25 тонн. Глубина у причалов 5,2 м. Мощность переработки действующих причалов 540 тыс. тонн в год. 3 июня 1997 г. введена в эксплуатацию I очередь пионерного причала порта. Мощность переработки около 400 тыс. тонн в год. В 1996 г. к порту подведена автомобильная дорога протяженностью 5,4 км. В настоящее время ведется строительство мощного контейнерного терминала. В июле 2001 г. принят рабочей комиссией второй этап II очереди пионерного причала порта с комплексом зданий и сооружений пункта пропуска через государственную границу РФ и накопительной площадкой. В Астраханской области работают 62 компании, осуществляющие деятельность, связанную с перевозками грузов водным транспортом, в числе которых 11 стивидорных компаний, 12 компаний, занимающихся перевозкой грузов, и 34 транспортно-экспедиторских. Область имеет в наличии сформированную инфраструктуру для мореплавания. Астраханское отделение Приволжской железной дороги является важным звеном единой системы России, осуществляющей местные и транзитные грузовые и пассажирские перевозки в разных направлениях. Значительный интерес для Астраханской области представляет деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК-Р). Уже в 2002 г. по трассе магистрального нефтепровода Тенгиз – Новороссийск было перекачено 25 млн. тонн нефти. Трубопроводная система КТК-Р проходит на протяжении 222 км по территории 5 районов области. Трубопровод будет способствовать развитию существующих на территории области нефтяных месторождений, вследствие возможности поставки по нему добываемой нефти. В перспективе мощность трубопровода будет доведена до 67 млн. тонн в год. Общая протяженность автомобильных дорог на территории области составляет 4771,5 км, в том числе, 3806 км автомобильных дорог общего пользования. Астраханский аэропорт из-за удобного географического положения используется авиакомпаниями России и других стран как промежуточный при выполнении рейсов и имеет статус международного. Обслуживание транзитных авиарейсов составляет около 50% от всего объема работы аэропорта. Повышению привлекательности взаимодействия с Астраханским аэропортом способствует оборудование в нем и открытие международного сектора, что позволило связать Астрахань со многими зарубежными странами. Таким образом, видно, что наиболее важным видом транспорта Области в составе транспортного комплекса является автомобильный. 6. Экологические проблемы территорииПоследствия экологических проблем для общества могут быть условно разделены на две категории – прямые и косвенные. Прямые последствия выражаются, например, в потере биологических ресурсов (промысловых видов и их кормовых объектов) и могут быть представлены в денежном выражении. Так, могут быть подсчитаны потери стран прикаспийского региона от неуклонного сокращения запасов осетровых, выраженные в сокращении продаж. Сюда также должны быть отнесены затраты по компенсации нанесенного ущерба (например, на строительство рыбоводных мощностей). Косвенные последствия являются выражением потери экосистемами способности к самоочищению, утрате их равновесия и постепенном переходе в новое состояние. Для общества это проявляется в утрате эстетической ценности ландшафтов, создании менее комфортных условий существования населения и т.д. Кроме того, дальнейшая цепочка потерь приводит, как правило, опять к прямым экономическим потерям (туристический сектор и пр.). За последние десятилетия вследствие высоких антропогенных нагрузок, вызванных нарушением природоохранных требований, экосистема Каспийского моря претерпела серьезные изменения, выраженные в снижении его рыбохозяйственного потенциала. Более того, на Северном Каспии и в дельте Волги сложилась кризисная экологическая ситуация. Продолжаются процессы заболачивания и зарастания кустарниковой растительностью поймы и дельты Волги, что является одним из факторов нарастания процесса сбитости сельхозугодий. Наиболее тяжелой и социально опасной проблемой для населения Северного Прикаспия остается нарастание процессов опустынивания. В Астраханской области эти процессы наиболее ярко выражены в Харабалинском, Наримановском, Красноярском, Енотаевском и Лиманском районах. Из 2,6 млн. га пастбищ ветровой эрозией охвачено 76,9%. На состояние экологической обстановки в области основное влияние оказывают следующие факторы: изменение уровня моря; зарегулирование и загрязнение стока Волги; Аксарайское газоконденсатное месторождение – возможность крупных аварийных ситуаций (в том числе в результате диверсий) с выбросом высоко токсичных газов, выбросы в атмосферу АГПЗ, подтопление территории АГПЗ и проблема очистки сточных вод, загрязнение территории промысла и завода (в том числе радиоактивное – «Вега»); строительство нефте- и газопроводов и их водных переходов; военно-хозяйственная деятельность; браконьерство на Волге и Каспии (в том числе государственное). Описывая проблемы Астраханской области невозможно обойти вниманием экологическое состояние Каспия, с которым область связана неразрывно. Кратко проблемы крупнейшего по площади озера-моря можно обозначить следующим образом: Загрязнение вод, дна и побережья. Главным загрязнителем, безусловно, является нефть. История нефтяного освоения Каспия одновременно является историей его загрязнения, и каждый из трех «нефтяных бумов» внес свою лепту. Технология добычи усовершенствовалась, но положительный эффект в виде снижения удельного загрязнения сводился на нет увеличением количества добываемой нефти. Пока не ощущается ожидаемого снижения выбросов в связи с внедрением западными транснациональными корпорациями современных технологий. Болезни обитателей моря: миопатия осетровых, массовая гибель кильки весной и летом 2001 (хотя совершенно очевидно, что причиной массовой гибели кильки было не заболевание, а банальный недостаток питания, в официальных заключениях фигурирует «пониженный иммунитет в результате «кумулятивного политоксикоза»»), чума плотоядных каспийского тюленя. Проникновение чужеродных организмов. После открытия Волго-Донского канала в Волгу и Каспий хлынул поток вселенцев из Дона, Черного и Азовского морей. Вместе с тем угроза проникновения чужеродных видов до недавнего прошлого не считалась серьезной. Наоборот, Каспийское море использовалось в качестве полигона для вселения новых видов, предназначенных для увеличения рыбопродуктивности бассейна. Перелов и браконьерство, немыслимые по своим масштабам. Зарегулирование речного стока. Изменение естественных биогеохимических циклов Массированное гидростроительство на Волге (а затем на Куре и других реках) начиная с 30-х гг. ХХ века лишило осетровых Каспия большей части их естественных нерестилищ (для белуги – 100%). Эвтрофикация. Высокий уровень загрязнения моря и впадающих в него рек уже давно вызывает опасения формирования бескислородных зон в Каспии, особенно для районов южнее Туркменского залива, хотя эта проблема не числилась в наиболее приоритетных. Между тем, существенное нарушение баланса синтеза и распада органического вещества в результате внедрения гребневика мнемиопсиса может привести к серьезным и даже катастрофическим изменениям. Поскольку мнемиопсис не несет угрозы фотосинтетической деятельности одноклеточных водорослей, но влияет на деструктивную часть цикла (зоопланктон-рыбы-бентос), отмирающее органическое вещество будет накапливаться, вызывая сероводородное заражение придонных слоев воды. Данные о наличии сероводорода в придонных горизонтах каспийских вод появились в печати уже в 2001 году. Население в результате своей жизнедеятельности оказывает воздействие на окружающую среду. Для определения такого воздействия необходимо: 1. Рассчитать среднюю экологическую плотность населения путем корректировки численности городского населения на коэффициенты концентрации загрязнения. 2. Выявить средний уровень воздействия (УВ) городских поселений на природную среду. УВ определяется по формуле: УВ = ЭПср / БКП Где ЭПср – средняя экологическая плотность населения; БКП – биоклиматический потенциал, характеризующий влияние природных условий на биологическую сущность, равен 0,93. Астрахань: ЭПср = 504,5* 1,9= 25,4 УВ = ЭПср / БКП = 25,4*0,93 = 23,62 ЗаключениеАстраханская область расположена на крайнем юго-востоке европейской части России и занимает территорию в 44 тыс. кв. км. Область является приграничным регионом: общая протяженность сухопутной границы составляет 1810,2 км, в том числе протяженность морской береговой линии – 298 км. Природные ресурсы области разнообразны, прежде всего, они представлены нефтью и природным газом. Другие полезные ископаемые – известняк, мергель, строительные пески и глины, соль. Волга и Каспийское море – крупные районы промысла осетровых и частиковых рыб. Наиболее известны месторождения осадочной соли в оз. Баскунчак (обеспечивает около 1/4 потребности России в высококачественной соли). Главная река – Волга (с Ахтубой). В устье Волга разделяется на множество рукавов, наиболее крупные – Бахтемир, Болда, Бузан. Основные отрасли промышленности Астраханской области: пищевая (рыбная, мясная, молочная, соляная) и лёгкая (трикотажная, швейная, кожевенно-обувная, меховая). Развиты машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность. Машиностроительная отрасль специализирована в основном на судостроении и судоремонте, которые обслуживают рыбную промышленность, а также производстве металлорежущих станков, компрессоров и различных приборов и оборудования. Главные промышленные центры: Астрахань, Ахтубинск, Нариманов, посёлки Аксарайский и Красные Баррикады. В Астраханской области выращиваются зерновые и бахчевые культуры. Развито мясо-шёрстное овцеводство и мясо-молочное скотоводство. Численность населения области Астраханской области 1015,8 тыс. человек. Доля городского населения – 66,2%, сельского – 33,8%. В области проживает 0,7% всего трудоспособного населения страны. Транспортная обеспеченность Астраханской области в целом хорошая. Протяженность железных дорог – свыше 600 км, автодорог – 3 тыс. км, водных путей – до 1,5 тыс. км. Есть выходы на Среднее Поволжье, Кавказ, Южный Урал. Эти районы соединены с областью также и автомагистралями. Волга дает выход области к бассейнам Азовского, Черного и Балтийского морей. Развит трубопроводный транспорт. Авиалинии соединяют Астрахань с крупнейшими городами России. Расположение Астраханской области на перекрестке торговых путей создало в регионе хорошо развитую транспортную инфраструктуру. Астраханская область является стратегически важным транспортным узлом, где пересекаются Каспийские морские и Волжские речные пути с железнодорожными и автомобильными трассами России. Астраханский транспортный узел расположен на кратчайшем пути, связывающем Европу через Россию со странами Западной и Средней Азии, Индией и Пакистаном, странами Индийского океана. Астраханская часть Приволжской железной дороги связывает Астрахань с другими областными центрами России и Северным Кавказом. Большое значение в транспортной инфраструктуре при этом имеют автомобильные трассы – Астрахань – Москва, Астрахань – Элиста, Астрахань – Махачкала и Астрахань – Красный Яр – Атырау. Выгодное экономическое расположение, постоянное развитие экономических, политических и культурных связей делают Астраханскую область регионом с большим внешнеэкономическим потенциалом. Список литературы1. Региональная экономика: Учеб. пособие/ Под ред. М.В. Степанова – М.: ИНФРА–М, Изд-во Рос.экон. акад., 2000. 2. Беркелиев Т. Главные экологические проблемы Каспийского моря // Вести СОЭС, 2002. – №2. – с. 72–77. 3. Воловик С.П. О проблеме гребневика в Азово-Черноморском и Каспийском бассейнах // Рыбное хозяйство, 2001. – №5. – с. 28–30. 4. Катунин Д.Н. Три беды // Волга, 2000. – №146, 29 сент. 5. Катунин Д., Хрипунов И., Полянинова А. Проблемы экологии северной части Каспийского моря // Эковестник, 1998. – №7. 6. О мероприятиях по предотвращению загрязнения Каспийского моря // Правда, 1968, 3 окт. 7. Тюкаев В. Каспий может быть объявлен зоной экологического бедствия // Волга, 2001, 25 июля 8. Чуйков Ю.С. Экологические проблемы Северного Прикаспия и Каспия // Каспий – настоящее и будущее: доклады на пленарном заседании международной конференции. – Астрахань: Изд-во ИТА «Интерпресс», 1996. – с. 30–60. 9. #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] 1 - Внутрирайонного значения, 2 - Крупные, 3 - Крупнейшие Страницы: 1, 2 |
|
© 2000 |
|