РУБРИКИ

Финляндия

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Финляндия

Финляндия

Рудык Маша

10 “Б”













Финляндия






































I.               Характеристика экономико-географического положения.


1.      Экономическая и политеская оценка границ.

2.      Положение страны по отношению к транспортным путям международного значенеия.

3.      Положение по отношению к физико-географическим объектам имеющим экономичесое значение.

4.      Площадь территории в сравнении с площадью других стран.

5.      Изменение ЭГП во времени (в связи с изменнением социально-экономического строя, состава территории, развития средств транспорта и другими факторами).



II.            Характеристика населения.


1.      Численность и естественный прирост в сравнении с другими стпранами.

2.      Миграции.

3.      Размещение и плотность населения.

4.      Соотношение городского и сельского населения.

5.      Возрастно-половой состав.

6.      Структурав занятости.

7.      Классовый состав.

8.      Национальный состав.

9.      Религиозный состав.


III.          Общая характеристика хозяйства.


1.      Место страны в международном географическом разделении труда (в капиталлистическом и социалистическом).

2.      Производственные отношения и форма собственности.

3.      Уровень и темпы экономического развития.

4.      Структура экономики.

5.      Размещение.


IV.         Характеристика промышленности.


1.      Хозяйственная оценка природных рессурсов для развития промышленности (запасы, качество, горно-геологические условия залегания полезных ископаемых, водные и лесчные ресурсы, размещение ресурсов готносителтно экономических центров.

a)      Источники топлива и энергии.

b)      Сырье для черной металлургии.

c)      Сырье для цветной металлургии.

d)      Ископаемое сырье для химической промышленности.

e)      Общий вывод – как обеспечена страна природными ресурсами для промышленности, что импортирует.

2.      Господствующие формы собственнности.

3.      Структура промышленности.

4.      Размещение различных важнеших отраслей промышленности, главные промышленные центры, узлы, районы и их специализация.



V.            Характеристика сельского хозяйства.


1.      Оценка природных условий для сельского хозяйства.

a)      Обеспечение растений влагой.

b)      Обеспечение растений теплом.

c)      Различие в показателях увлажнения и тепла на территории страны.

§         Тип климата.

§         Природные зоны и почвы.

§         Основные природные различия на территории.

§         Главные природные трудности страны для сельского хозяйства и возможные хозяйственные мероприятия для их преодоления.

§         Что можно развивать в данных условиях.

2.      Аграрные отношения. Их влияние на агротехнический уровень сельского хозяйства.

3.      Структура сельского хозяйства.

4.      Размещение главных отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственные районы.


VI.         Характеристика транспорта.


1.      Хозяйственная оценка природных условий. (Конфигурация и состав территории для развития отдельных видов транспорта).

2.      Уровень развития транспорта. Значение отдельных отраслей транспорта в экономике страны.

3.      Размещение главных транспортных путей, железнодорожных узлов, портов и аэропортов.

4.      Международное значение транспорта.


VII.       Внешние экономические связи.


1.      Главные формы внешних экономических связей.

2.      Состав экспорта, импорта и направление внешней торговли.




I.                   Экономическая и политическая оценка границ.


Финляндия—государство на севере Европы. Грани­чит с Швецией на северо-западе (586 км) и Норвегией на севере (716 км). На Юге и 3ападе берега Финляндии омы­вают воды Балтийского моря, его заливов — Фин­ского и Ботнического. Длина береговой линии (без учёта извилистости) 1100 км. Площадь 339 тыс. км2 (около 1/4 её за Полярным кру­гом). Около 1/10 территории Финляндии—внутренние воды, главным образом озёра. Населения 5,06 млн. человек (1993). Столица — г. Хельсинки. 

В административном отношении Финляндия разделена на 12 губерний (laani), которые подразделя­ются на уезды (kihiakunta).




Табл. 1.—Административное деление



 


Губернии (laani)



Площадь, тыс.

Км2

Насе­ление, тыс. чел.

(1974)


Административный центр



 

Ахвенанма

(Ahvenanmaa) ....




1,5



22,0




Марианхамина

(Maarianhami-

па)

 

Васа (Vaasa)

26,8

422,2

Васа (Vaasa)

 

Кески-Суоми

(KeskiSuomi)...



19,3

240,5



Ювяскюля

(Jyvaskyla)

 

Куопио (Kuopio) ...

19,9

250,7

Куопио (Kuopio)


Кюми (Kymi)



12.8



345,2



Коувола (Kouvo-la)

Лаппи (Lappi)



99,1



195,1



Рованиеми

(Rovaniemi)

 

Миккеля

(Mikkeli) . .



21,6

211,1

Миккели

(Mikkeli)

 

Оулу (Oulu)

61,1

400,9

Оулу (Oulu)

 

Похьойс-Карьяла (PohjoisKarjala)…



18,0

177.1

Йоэнсу

(Joensuu)

 

Турку-Пори (Turku-Pori)

21,5

693,5

Турку (Turku)

 

Усима (UuSimaa) . . .

10,4

1079,4

Хельсинки

(Helsinki)

Хяме (Hame)



19,8



656,0



Хяменлинна

(Hameenlinna)


II.                Характеристика населения.


Национальный состав населения Финляндии сравнитель­но однороден, св. 91% жителей состав­ляют финны. В южных и западных прибалтийских районах живут шведы (около 390 тыс. чел., 1973, оценка), на Севере страны — св. 3 тыс. саамов (лопарей). Официальные языки — фин­ский и шведский. Подавляющее большин­ство верующих принадлежит к евангелическо-лютеранской церкви, имеются пра­вославные. Официальный календарь — григо­рианский. Население увеличивается медленно, главным образом из-за небольшого естественного прироста (3,3-чел.на 1000 в 1972—74, в среднем за год) и традиционной эмиграции (в 1945—74 из страны выехало 400 тыс. чел.). Эконо­мически активное население, по данным 1974, составило 2,2 млн. чел., из них за­нято в сел. и лесном х-ве 16,2% (45,8% в 1950), в промышленности 27,5% (20,8% в 1950), в строительстве 8,4% (6,3%), в торговле и финансах 20,1% (9,3%), на транспорте и в связи 6,9% (5,4%), в др. сферах обслуживания 20,9% (10,8%). В составе экономически активного насе­ления (1970) около 74 тыс.— предпринимате­ли, применяющие наёмный труд. Из лиц, которые живут своим трудом, 321,8 тыс. крестьян, 665,6 тыс. служащих и 986,9 тыс. рабочих. Лиц наёмного труда 1,75 млн. (1973).

Средняя плотность населения 14 чел. на 1 км2, 9/10 всего населения живёт в южной половине страны. Процесс урбанизации ведёт к росту старых городов и гор. по­сёлков, к образованию новых городов, к обрастанию крупных городов городами-спутниками. Городского населения 58,1% в 1974 (32,3% в 1950). Наиболее крупные го­рода: Хельсинки, Тампере, Турку, Эспо, Ванта, Лахти, Оулу. Для сельских местностей характерно хуторское расселение.




III.             Общая характеристика хозяйства.

Финляндия.— индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития капитализма. В промышленности и строительстве создаётся 45% валового национального про­дукта, в сельском и  лесном х-ве 11,6% (собст­венно в сельском хозяйстве 6,1% ), в торговле и банков­ском деле 13,4%, на транспорте 6,8%, в сфере обслуживания 18,3% (1975).

Экономическое развитие Финляндии в послевоенные годы проходило в основном в благоприят­ных условиях, чему в значительной степени способствовало развитие связей с Россией и др. социалистическими странами, ослабившими зависимость Финляндии от капиталистических рынков. В послевоенные годы была создана многоотраслевая экономика, характеризующаяся более быстрым тем­пом роста промышленного производства, чем в ряде др. капиталистических стран (к началу 1970-х гг. довоенный уровень был превышен в 4 раза). Сельское хозяйство достигло высокой степени меха­низации и интенсификации (производство зерна и продуктов животноводства пре­высило собственные потребности). Экономика Финляндии в значительной степени ориентирована на внешние рынки; Финляндия активно участвует в международных хозяйственных связях; она является крупным поставщиком бумаги, целлюло­зы, продукции машиностроения — судов, машин и оборудования для деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и др. Доля экспорта товаров и услуг составляет 31% (1974) валового национального продукта (против 20% в 1950, 23% в 1960, 27% в 1970). Для экономики Финляндии характерна высокая степень централизации и концентрации капитала и производства.   Определяющее влияние в экономике принадлежит двум десяткам семей крупных собственни­ков, у которых находится более 70% ча­стного акционерного капитала. Они же занима­ют ключевые позиции в 2 крупнейших коммерческих банках  (Объединённый банк Финляндии и Национальный банк), сосре­доточивающих 85% банковского капи­тала. В начале 1970-х гг. на 30 крупней­ших монополистических объединений прихо­дилось 54% промышленной продукции, 46% рабо­чей силы, 70% собственности в промышленности, 60% инвестиций и 81% экспорта.

Доля государственного сектора в промышленности составляет около 20% , на государственных предприятиях занято около 18% рабочей силы (1974). Наиболее зна­чит. доля государства в горнорудной, металлургической, химической промышленности, нефтепереработке, машиностроении. Государству принадлежит 34% земельной площади и 24% лесов. Крупней­шими промышленными объединениями являются сме­шанные концерны с преобладанием госу­дарственного капитала: «Несте» (нефте­переработка и нефтехимия), «Энсо — Гут-дайт» (лесопереработка и машинострое­ние), «Кемира» (химия), «Валмет» (ма­шиностроение) и частные: «Вяртсиля» (судостроение), «Нокиа» (электротехника и электроника), «Раума — Репола» (су­достроение и др. отрасли машинострое­ния), Тампелла» (производство бум. машин), <Кюмин» и «Юхтюнет паперитехтат» (производство бумаги), «Кеми», Серлаккиус», «Коне» (производство лифтов и подъёмно-транспортного оборудования). Значит, часть их продукции идёт на экспорт. Главные монополии тесно связаны с иностранным капи­талом. Эти компании имеют предприятия за границей. Иностранные капиталовложения в Финляндии невелики (около 6% акционерного капитала), они имеются в электротехнической, пищевой промышленности, в ряде отдельных  металлообрабатывающих и машиностроительных, а также текстильных предприятиях. Участие иностранного капитала в финской экономике выражается также в форме займов (от США, Швеции, ФРГ и др. капиталистических стран). Кредиты Финляндия представляет и Россия на взаимовыгод­ной основе. О некоторых кризисных явле­ниях, переживаемых финской экономикой в сер. 1970-х гг., свидетельствует доволь­но большая безработица: число безработ­ных на январь 1977 достигло 120 тыс., что составило около. 4% всего самостоятельного населения.

IV.              Характеристика промышленности.

Подавляющую часть промышленной продукции производят около 15% промышленных предприятий (с числом занятых от 100 и более), на которых сконцентриро­вано около 70% всего промышленного персонала. В 1975 в промышленности было занято 609 тыс. чел. (против 364,5 тыс. чел. в 1959). В структуре промышленности в послевоенные го­ды произошли существенные  сдвиги (см. табл. 2). По стоимости продукции группа отраслей металлообрабатывающей промышленности получила такое же значение, как и лесобумажная промышленность, занимавшая до 2-й мировой войны доминирующее положение и со­хранившая по-прежнему 1-е место в экс­порте (43% всего вывоза в 1976). Это произошло благодаря модернизации и расширению, а в ряде случаев и строительству новых машиностроительных предприятий, что было вызвано как возросшим потребле­нием металлоизделий, машин и оборудо­вания в самой Финляндии, так и выполнением репарационных поставок, а впоследствии зака­зов СССР и других социалистических стран.







Табл. 2.—Структура промышленности




Отрасли промышленности


Число занятых, тыс. чел.



Стоимость валовой продукции, млн. финских марок



1959

1973

1959

1973

Всего .....

364,5

532,8

10682

54649

В том числе









Горнорудная

5,0

6,7

123

565

Металлурги­ческая . .

7,5

17,0

640

3836

Металлооб­рабатываю­щая и машиностроительная

99,8

154,0

1595

9705

Деревообра­батываю­щая.. •

44,5

58,0

727

4610

Бумажная

34,85

50,3

1740

8795

Пищевая . .

40,9

62,6

2703

10323

Керамиче­ская, стекольная, стройма­териалов

13,9

22,3

240

1507

Химическая

11,3

37,3

494

5287

Кожевенная и обувная

11,2

10,0

158

486

Текстильная и швейная

63,4

64,7

787

3362

Полиграфи­ческая.. •

21,4

29,9

367

1985

Электро, водо  и газоснабжение

14,0

21,6

840

3992


Добывающая промышлен­ность и энергетика.

 Финляндия обла­дает значительными ресурсами минерального сырья, добыча которых после войны увеличилась. В 1974 добыто 934 тыс. т. железной руды (концентратов и окатышей), 38 тыс. т. меди, 92 тыс. т. цинка. Кроме того, добывают никель (Нивала), хромиты, кобальт, ванадий, свинец, пириты, гра­фит, полевой шпат, асбест.

Энергетическая проблема — одна из острых в Финляндии; страна не обладает минеральным топли­вом, другие энергетические ресурсы ограничены. Собственные её потребности в горючем покры­вает импорт. О структуре топливно-энергетического баланса смотрите в табл. 3. Ввозится главным образом сырая нефть, а также не­фтепродукты; производство нефтепродуктов в Финляндии в 1974 составило св. 8,3 млн. т.. Гид­роэнергетический потенциал св. 20 млрд. квт.ч, из которых освоено 11 млрд. квт.ч (1973). Основные источники — на Севере, где в по­слевоенные годы были сооружены  каскады ГЭС на pеках: Оулу-Йоки и Кеми-Йоки. Об­щая мощность электростанций на 1974 со­ставила 6,79 млн. квт., в том числе мощность ГЭС 2,32 млн. квт.. В общем производстве электроэнергии доля ГЭС св. 40%, наи­более крупные ГЭС—«Иматра» (мощ­ность 156 МВт. ), «Оулукоски» (110 МВт.), «Пюхякоски» (110 МВт.). Строится АЭС в Ловисе (при техническом содействии Советского Союза пуск 1-го энергоблока состоялся в 1977). Часть электроэнергии (3,6 млрд. квт.ч в 1974) импортируется, в том числе из СССР. С 1974 из СССР в Финляндию по трубо­проводу поступает природный газ.

Обрабатывающая про­мышленность.  Группа отраслей металлопромышленности включает металлургию, металлообработку и машиностроение, в т. ч. электротехническую промышленность, производство средств транспорта (и судоремонт). Основное место в этой группе принадлежит транспорту и общему машиностроению, электротехнике.

Металлургическая    промышленность значительно увеличилась в 1960—70-х гг.

благодаря расширению сырьевой базы и вводу в строй новых предприятий, из них наиболее крупные — государственный метал­лургический комбинат «Раутарукки» (в Рахе и Хяменлинне) и работающие в основном на ломе заводы в городах Иматра, Турку, Ковер-харе. В цветной металлургии развита выплавка электролитной меди и цинка (заводы в г. Коккола).

Финляндия производит в широком ассортименте машины и промышленное оборудование; по производству и экспорту машин и оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности Ф. зани­мает видное место в мире (7% производства всех капиталистических стран и 10% экспор­та). Основные центры производства: Лахти, Васа, Кархула, Раума, Тампере. Развиты от­расли машиностроения, специализирую­щиеся на выпуске подъёмно-транспортного оборудования (грузовые лифты, краны и др.), сельскохозяйственных машин, машин для лесной промышленности, для дорожных и строитель­ных работ. Электротехническая промышленность спе­циализируется преимущественно на выпуске энер­госилового оборудования (генераторы, трансформаторы,      электродвигатели и др.) и изготовлении кабеля, производстве телефонных аппаратов, ручных и автоматических телефонных станций, радиоприёмни­ков, телевизоров и многое др.; главный центр —  Хельсинки, а также Турку, Сало, Порво. Развито судостроение; имеется 9 верфей, наиболее крупные — в Турку, Хельсинки, Рауме; строят в основном специальные суда, в том числе крупнейшие в мире дизель­ные ледоколы, платформы с буровыми установками для морской добычи нефти, паромы, мор. и озёрные буксиры, пасс. и грузовые суда.

Сохранилось деревянное судостроение (парусники, шхуны, катера, моторные лодки). Б. ч. судов строится по иностранным заказам.

Автомобилестроение (преимущественно из им­портных деталей сборка легковых машин шведско-финской фирмы «Сааб — Валмет»;

производство грузовых машин и автобусов) и тракторостроение; центры—гг.Хельсинки, Хяменлинна, Тампере, Ювяскюля.

Лесоперерабатывающая промышленность имеет много­отраслевую структуру и включает дере­вообработку (в т. ч. лесопиление, про­изводство мебели, стандартных домов и строительных деталей) и целлюлозно-бумажную промышленность (в том числе производство древес­ной массы, сульфитной и сульфатной целлюлозы, бумаги, картона). Финляндия обла­дает менее чем 1% мировых запасов ле­са (0,6% ), но она стоит в первом ряду капиталистических стран, про­изводящих и экспортирующих продукцию лесопереработки. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность дают более 1/4 стоимости валовой промышленной продукции стра­ны, а продукция этих отраслей составля­ет почти 1/5 стоимости финского экспорта. Крупные лесопильные. заводы размещены главным образом в низовьях сплавных рек. Имеется производство фанеры, древесностружечных плит, спичек и др.; развита мебельная промышленность (основной центр — г. Лахти); изго­товление домов, бань, бараков и др., гл.  р-н деревянного домостроения — озёрный край (гг. Варкаус, Йоэнсу), гг. Раума, Турку, Кеми. Целлюлозно-бумажная промышленность даёт наибольшее количество эк­спортной лесопромышленной продукции.  Основное место занимают выпуск бумажной массы, главным образом целлюлозы (5% мирового производства и 7% экспорта) и бумаги — газетной (со­ответственно 6% и 11%), писчей и печат­ной (4% и 22%). Эта промышленность работает частично (примерно на 30%) на отходах лесопильных и  деревообрабатывающих предприятий. С этим связано её размещение. Главными районами являются Юго-восток (долина реки Кюми-Йоки) и побережье Ботнического зал. Важней­шие лесопромышленные и экспортные центры — гг. Котка, Кеми и Пори.

Химическая промышленность развивается быстрыми темпами, намного опережая среднегодо­вые темпы роста промышленности в целом. Св. 2I3 химического производства приходится на нефте­переработку, св. 1/3 — на продукцию пластмасс, удобрения — азотные и фос­фатные, краски и синтетические волокна, 1/5 — на продукцию бытовой химии. Важ­ное значение имеет производство серной кислоты,  используемой в целлюлозно-бумажной промышленности. Центры химический промышленности — Хельсинки, Турку, Тампере, Оулу; неф­тепереработки — гг. Порво и Нантали. Лёгкая и пищевая промышленность б. ч. ориентиро­ваны на внутренний рынок. Развиты текст., швейная, кожно-обувная, стекольно-фарфоровая промышленность; производство строймате­риалов. Главный текст, центр — г. Тампере. Предприятия пищевой промышленности, в частности по производству масла и сыра, размещены по всей стране, но особенно на Юго-Западе.

V.                 Характеристика сельского хозяйства.

Финляндия— одна из самых северных стран с развитым сельским хозяйством. Его особенность — связь с лес­ным хозяйством. Основное направление сельского хозяйства — животноводство, преимущественно молочное, оно даёт 75% стоимости сельскохозяйственной продукции. В сельском хозяйстве используется 8,1% территории стра­ны — 2,7 млн. га (1973), из них почти все земли обрабатываются. О посевных площадях, сборе сельскохозяйственных культур, поголовье скота и продукции животноводства. Подавляющая часть кре­стьянских хозяйств — мелкие. Из 266 тыс. хозяйств (1973) 176 тыс. имели менее 5 га па­шни. Поскольку практически жизне­способны хозяйства, имеющие более 10 га. паш­ни, большое значение для крестьян имеют доходы от эксплуатации леса (в среднем 35 га на хозяйство) и приработки на стороне. Лишь в 5% хозяйств применяется наёмный труд. Хозяйства, которые имеют менее 10 га пашни каждое, составляют 77,4% ферм и занимают около 45% пахотных земель; хозяйства, располагающие 10—20 га пашни, составляют около 17% всех хозяйств и имеют 32% пахотных земель; крупных хозяйств (св. 20 га пашни каждое)—св. 5% всех хозяйств, они сосредоточивают 23% пахотных земель. Нарастающими темпами идёт процесс разорения мелких хозяйств и концент­рация земли у крупных собственников. В период 1969—74 разорилось 39 тыс. крестьянских хозяйств, в основном таких, у которых площадь пашни не превышала 10 га. В южном и центральных, районах наряду с животно­водством важное значение имеет зер­новое хозяйство. Сбыт и переработка сельскохозяйственной продукции в сильной степени монопо­лизированы. В посевных преобладают кормовые культуры — овёс, ячмень, сея­ные травы. Сельское хозяйство высокомеханизировано (175 тыс. тракторов и 34 тыс. ком­байнов в 1974), значит, урожайность зер­новых (пшеницы 29,4 ц/га, ржи 18,3 ц/га в 1975) и удойность коров (3974 кг на одну корову в год в 1974). В северных районах — олене­водство.



Лесное хозяйство — старейшая отрасль финской экономики. Под лесом 18,9 млн. га, общий объём запасов 1,5 млрд. м3 древе­сины, в т. ч. 44% сосна, 38% ель, 18% берёза и др. лиственные породы (1974).

2/3 лесов находится в частном владении, а с акц. об-вами — 3/4. Ежегодная вы­рубка около 50—55 млн. м3. В лесном х-ве вместе с лесосплавом занято 65 тыс. чел., кроме крестьян, составляющих основ­ной контингент занятых в этой отрасли.

Звероводство. Получило разви­тие разведение (в клеточных условиях) норки (3,5 млн. голов в 1974), серебри­стой лисы, песца.  Звероводческие фермы 6. ч. размещены в прибрежной полосе, особенно вдоль Ботнического залива В 1970-х гг. Ф. заняла одно из первых мест в капиталистическом мире по экспорту продукции пушного звероводства.

Рыболовство. Улов рыбы еже­годно около 100 тыс. т, в том числе 80% в море. Основные промысловые рыбы — салака, щу­ка, мор. окунь, лосось, сиг.




VI.              Характеристика транспорта

Протяжённость железных дорог около 6 тыс. км (1976), на их долю прихо­дится 2,8% пасс. и 26,4% грузовых пере­возок (1970). Длина шоссейных дорог около 40 тыс. км. Автопарк насчитывает 1,1 млн. ма­шин (1975), в основном легковых. Ав­тотранспортом перевозится 27,3% пас­сажиров и 53,6% грузов (1970). Возра­стает значение Сайменского канала, часть которого проходит по территории СССР и арен­дуется Ф. Б. ч. пасс. и грузового со­общения с другими странами осуществляется морским путём. На конец 1975 тоннаж торгового морского флота — св. 2 млн. брутто per. т. Главные морские порты — Хельсинки (грузообо­рот 5,8 млн. т в 1975), Турку (3 млн. т), Котка (2,6 млн. т), Хамина (1,8 млн. т), нефтяные порты — Шёльдвик (10 млн. т) и Нантали (5 млн. т). Благодаря ледоко­лам морская навигация круглый год. 2 авиа­компании «финн эр» и «Кар эрг>.

VII.           Внешние экономические связи.

Доля Финляндии во внешнеторговом обороте капиталистического мира — около 1%. Однако в экспорте про­дукции деревообработки и целлюлёзо-бумажной промышленности она занимает 3-е место после Ка­нады и Швеции. В составе экспорта (1976) продукция деревообработки, целлюлоза и бумага — 44 % , продукция металлообра­ботки — 34% , текстильной и швейной промышленности — 8%, химической промышленности —7%, сельского и лесного хозяйства—3%. В импорте на долю сырья приходится 62%, топлива и смазочных материалов — 6% , на готовые промышленные изде­лия, в основном оборудование и машины, —  17%, потребительские товары — 14%. Импорт превышает экспорт. Дефицит внешней тор­говли покрывается в основном за счёт займов.

Главное место во внешней торговле Финляндия при­надлежит капиталистическим странам Европы (61% экспорта и 58% импорта), доля социалистических стран по экспорту — 23,7%, по импорту—21,8%, доля США соот­ветственно — 2,8% и 5,2% (1976). Основные внешнеторговые   партнёры   Финляндии — Россия, Швеция, ФРГ, Великобритания. Растут связи Финляндии с развивающимися странами. Экономическое сотрудничество Финляндии с Россией основывается на долгосрочных торговых со­глашениях, заключаемых на 5 лет (пер­вое пятилетнее торговое соглашение было подписано в 1950 на период 1951—55), и Перспективной программе развития торгово-экономического сотрудничества, произ­водственной кооперации и специализа­ции, принятой в 1972. Россия — круп­ный покупатель финских судов, промышленного оборудования, изделий электротехнической промышленности, целлюлозы, бумаги и др. Россия экспортирует в Финляндию нефть, газ, неф­тепродукты, уголь, кокс, хлопок, корма и удобрения, а также металлы, автомоби­ли, машины и различное промышленное оборудо­вание. Между Финляндией и Россией осуществля­ется производственное и техническое сотруд­ничество, совместное сооружение энергетических и др. промышленных объектов на территории России и Финляндии с 1977 начато осуществление долго­срочной программы развития и углубле­ния торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между Финляндией и Россией до 1990.

Денежная единица — финская марка (с 1973 плавающий курс).

В экономико-географическом отношении на территории Финляндии ус­ловно выделяют 3 части: Юго-3апад,   Приозерье  и   Север. Юго-Запад — часть страны с наиболее благоприятными природными условия­ми (около 25% площади Финляндии и св. 60% её населе­ния), главный экономический район страны. Отрасли промышленности, связанные преимущественно с привозным сырьём и топливом. Юго-Запад — самая   урбанизированная часть Финляндии (св. 70% её городского населения). Здесь сосредоточены крупнейшие финские гг.— Хельсинки, Турку, Тампере. При­озерье (основная часть Озёрного плато и долина р. Кюми-Йоки — 25% территории Финляндии и 26% её населения) — ярко выраженный лесопромышленный район (24% всей промышленной продук­ции Финляндии). Сельское хозяйство невысокой интенсив­ности. Преобладают мелкие крестьянские хозяйства, 3/4 надела которых занимает лес. Наиболее индустриализованы берег оз. Сайма и по­бережье Финского залива. Основные отрасли — гид­роэнергетика, лесная промышленность, металлур­гия, химия. Около 21% городского населения Финляндии, главные города—Котка, Куопио, Ювяскюля. Север (около 50% территории, 13% населения Финляндии) — район потенциальных ресурсов, лес­ного хозяйства и новых (в том числе металлургических, химических) отраслей промышленности (около 9% обще-финской промышленной продукции; 7% занятых в промышленности страны). Около 8% гор. населения; главные гг.— Оулу, Кеми, Рованиеми.



© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.