РУБРИКИ |
Федеративная Республика Германия |
РЕКЛАМА |
|
Федеративная Республика ГерманияФедеративная Республика Германия1.Экономико-географическое положение.Объединенная Германия или по-прежнему официально – Федеративная Республика Германия (ФРГ) занимает 357 тыс. км2, т.е. территории ФРГ, бывших ГДР и Западного Берлина. Последний утратил статус особой отдельной политической единицы и вместе с Восточным Берлином, бывшей столицей ГДР, вновь стал Большим Берлином. Из 16 федеральных земель 10 – «старые», не претерпевшие перемен: Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Саарланд (Саар), Гессен, Баден-Вюртемберг, Бавария, Нижняя Саксония, Шлезвиг-Гольштейн, Гамбург и Бремен (включая Бремерхафен, аванпорт Бремена, расположенный в 56 км к северу от него, вниз по течению реки Везера). На востоке Германии ликвидировано существующее в ГДР административное деление на 15 округов, в том числе Берлин (Восточный), действовавшее с 1952 года. Восстановлены прежние 5 земель, (как продолжение прежних германских традиций федерализма): Меклнбург-передняя Померания (центр - Шверин), Бранденбург (Потсдам), Саксония-Ангальт, (Магдебург), Саксония (Дрезден) и Тюрингия (Эрфурт). В отдельных случаях, однако, изменены их границы: некоторые административные районы (крайсы) и общины, исходя из хозяйственной и иной целесообразности, переданы соседним землям. Более трех лет идут споры о центрах – столицах земель. Временами поднимают и более сложные вопросы, в частности об экономической жизнеспособности некоторых земель в условиях общегерманского рынка. Вопрос о столице ФРГ – Бонн или вновь объединенный Берлин, служивший столицей Германии до второй мировой войны, - после жестоких парламентских споров и серьезных разногласий в правительственных кругах был решен в пользу Берлина. Однако переезд столичного аппарата и крупное строительство в Берлине потребуют, как скрупулезно подсчитали германские эксперты, огромных расходов и смогут быть завершены лишь в начале будущего столетия. Между тем президент ФРГ уже начал осуществлять там некоторые правительственные функции. Германия – самая центральная страна Европы из крупных стран. Центральное положение определяет и наибольшее число соседей – 9: Дания на севере, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и Франция – на западе, Швейцария и Австрия – на юге, Чехия и Польша – на юго-востоке и востоке. Почти все они были жертвами германской агрессии в первой и второй мировых войнах, лишь Швейцария была исключением, так как ее нейтралитет был выгоден гитлеровской Германии. Ныне все соседи ФРГ на севере и западе, а также Австрия являются членами ЕС, наиболее мощной страной, которого является ФРГ. На ЕС приходится более ½ торговых связей ФРГ, в любую из континентальных стран ЕС немец с 1994 года может поехать без всяких виз. Западные и северные соседи ФРГ – члены НАТО. Но и в этом военном блоке ФРГ – сильнейшая на европейском континенте. Ее армия (бундесвер) больше по численности, чем у других членов НАТО в Европе и вооружена самым совершенным оружием, ФРГ выступает за расширение НАТО на восток, оказывает поддержку странам Балтии в сближении с НАТО, участвовала в военной акции против боснийских сербов, имеет сильные позиции в Хорватии. Морской фронт ФРГ резко увеличился после объединения Германии за счет побережья Балтики. Но все-таки фасадом немецких внешних связей остаются порты Северного моря – ее «окно в Атлантику». Гамбург, Бремен и нефтяной порт Вильгельмсхафен превосходят балтийские – Киль, Любек и Росток, ведь основные торговые партнеры ФРГ – страны Запада: Франция, Италия, Нидерланды, Великобритания, США. Южная граница Германии идет по ярко выраженному природному рубежу – Альпийской цепи. Но она не является ныне серьезным препятствием – через альпийские перевалы проходят железные и шоссейные дороги на юг, по трем трансальпийским нефтепроводам нефть от портов Средиземного моря поступает на юго-запад ФРГ и к баварскому городу Ингольштадт. Восточные соседи ФРГ – Чехия и Польша – являются сейчас объектами экономической экспансии ФРГ, ведь заработная плата в Польше в 10 – 12 раз ниже немецкой, а в 1993 – 1994 гг. экспорт из ФРГ в Восточную Европу вырос, а в Западную – сократился. Экономические и политические интересы ФРГ расширились. Экономический гигант перестал быть политическим карликом. 2.Природа и её характерные черты.2.1. Рельеф. Если двигаться с севера на юг страны, то это будет как бы путь вверх, от самых низменных районов до высотных заснеженных пиков Восточных Альп. Три ступени рельефа – низменность, пояс средневысотных гор и альпийские высокогорья – обуславливают основные различия в природных условиях страны, а отчасти и в характере хозяйства. Низменная равнина, сложенная палеогеновыми, неогеновыми и четвертичными отложениями, занимает весь север страны. В прошлом море неоднократно заливало эти районы и проникало в глубь средневысотных массивов, где в межгорных котлованах и впадинах остались языки низменностей, которые теперь называют «бухтами» – Кёльнская бухта, Мюнстерландская бухта. Северная низменность - район с довольно монотонным ландшафтом. Кое – где, особенно на западе низменность заболочена. Однако большая часть болот осушена и возделана. Ландшафт низменности очень сильно изменён человеком. Южнее низменности протянулась полоса горцинских средневысотных гор, образовавшихся ещё во второй половине каменно – угольного периода. Они имеют плоские или куполовидные вершины и крутые склоны. Эти горы занимают большую часть страны. Наибольшей высоты достигают массивы Таунус (880 м.) и Гарц (1142 м.). Рельеф области средневысотных гор чрезвычайно мозаичен; горы здесь чередуются с широкими долинами и котловинами. Горные массивы облесены и очень живописны. На крайнем юге ФРГ вдоль границы поднимаются Альпы с высочайшей покрытой снегом вершиной страны Цугшпитце (2962 м.). Они представляют собой лишь часть северной известняковой зоны, крупнейшей горной системы Европы. Альпийские и предальпийские лесные районы – наиболее «чистая» в экологическом плане часть ФРГ. 2.2. Климат Положение ФРГ в центре Европы определяет основные черты её климата – умеренного, переходного от типичного морского к более континентальному при движении с севера – запада, где велико влияние Атлантики, на юго-восток. Однако эти различия невелики: средняя температура самого холодного месяца (января) колеблется от +1,5˚ на северо-западе до +3˚ на юго-востоке. Холоднее бывает только в горах на юге границы. На севере и в долине Рейна луга и поля зеленеют и зимой. Снег там выпадает редко и держится недолго. Средняя температура июля +16˚ - +20˚, выше она лишь в защищенных горами и долинах и котловинах. Осадков во все времена года выпадает довольно много. Среднее их количество – 600 – 800 мм. Таким образом, везде, кроме горных районов, климатические условия весьма благоприятны для разнообразного земледелия. 2.3. Внутренние воды. Все крупные реки страны текут с юга и юго-востока на север, Связывая внутренние районы с морем. Исключение представляет Дунай: он берёт начало в восточном Шварцвальде и несёт свои воды на восток, связывая страну с Чёрным морем. Крупнейшая река страны начинается и достигает моря за её пределами: исток её в Швейцарских Альпах, а устье - в Нидерландах. Большинство крупных рек ФРГ имеют равномерное в течение года дождевое питание и полноводны. Они текут в разнообразных долинах и замерзают на 1-1,5 месяца. Дунай и Рейн особенно полноводны весной и летом, когда тают снега и горные ледники. Всё это обуславливает большую транспортную роль рек в ФРГ. Условия для навигации на всех крупных реках улучшены шлюзованием и другими мерами регулирования стока. Самая важная речная магистраль страны и наиболее грузонапряжённая река во всей западной Европе – Рейн. Это река – труженик, связывающая ФРГ с «европортом № 1» – Роттердамом, река, по которой проходят десятки миллионов тонн грузов в год. Водоразделы между реками невысоки, что позволяет соединять их каналами. Благодаря улучшению речных путей, их «канализираванию», они стали доступны для стандартных западноевропейских судов водоизмещением 135 т. Сама конфигурация речной сети как бы подправлена человеком. О связи внутренних путей с морем говорит и то, что крупнейшие западногерманские порты, возникли в расширенных устьях рек. В Альпах, на границе ФРГ со Швейцарией и Австрией, расположено самое большое самое большое в ФРГ Боденское озера, воды которого заполняют тектоническую котловину. Из 538 кв. км. его площади большая часть принадлежит ФРГ. Вода этого озера подаётся по двум крупным трубопроводам для снабжения густонаселённой Штутгартской агломерации. Речных и озёрных вод ФРГ еже не хватает для снабжения промышленности и населения. Всё больше для этих целей используются подземные воды северной низменной части страны и Баварского плато.
2.4. Растительность. Действие многих немецких сказок и легенд разыгрывается в лесах – романтических и красивых, а иногда тёмных и мрачных. Леса и сейчас занимают более ¼ территории страны. Сохранились они преимущественно в горных районах. Когда – то в стране преобладали дубовые леса. Теперь же они в большей своей части или вырублены, или заменены хвойными. Для германского леса характерно преобладание сосны, ели, пихты на юго-западе и лиственницы в Альпах. Дубово-буковые леса сохранились лишь в горах. На низменности же растут в основном дубовые леса с большой примесью берёзы, вытеснившей бук. От леса зависит многое: и количество воды в водоёмах, и качество воздуха, и возможности отдыха для жителей городов. Но площадь под лесом сокращается из – за разрастания городов, строительства автобанов бесконечных вырубок. Идёт разрушение самого дешёвого и действенного «фильтра». Налаживание лесного хозяйства затрудняется тем, что почти половина всех лесов находится в частном владении. 2.5. Животный мир. Деятельность человека сильно изменила и обеднила животный мир страны. Исчезают последние лоси, зубры, медведи, рыси. Многие виды близки к истреблению: дикая коза, из птиц – орёл и гриф. Сведение лесов и замена их пашней привели к распространению иных видов животных и птиц, не типичных ранее, - полевой мыши, дрофы, жаворонков. Человеком были разведены фазаны и кролики. Причина этих изменений не столько в прямом истреблении (охота и т. д.), сколько в косвенном воздействии: расширение возделываемых и застроенных площадей, интенсификация сельского и лесного хозяйства, загрязнение природной среди. Задача природной среды заключается ныне не только в сохранении каких – либо редких видов флоры и фауны, но и некоторых уникальных ландшафтов. С этой целью в ФРГ создано более 50 заповедников и «природных парков». 2.6. Почва. Характерная черта для всей страны – высокая степень освоенности, резкое преобладание культурных ландшафтов. Вся прибрежная полоса северного моря – это марши с илистыми плодородными почвами. Полоса маршей защищена от моря плотинами и дамбами. Постепенно поднимаясь, местность переходит затем в слабоволнистые песчаные или заболоченные пространства – гесты. Богатые почвы в зоне маршей в сочетании с мягким морским климатом со среднегодовой температурой +8, +9˚ создают прекрасные условия для луговодства и животноводства. Ценные луга и пастбища занимают 70-90 % площади маршей; животноводство развито и в зоне гестов, где возделываются кормовые культуры, рожь и картофель. Наиболее благоприятными условиями выделяются «бухты» низменности, особенно район Брауншвейга – Ганновера с чернозёмовидными почвами. Наконец, север знаменит и как район морских курортов, массового отдыха. Расположенная южнее полоса средневысотных гор. Чередующихся с низменностями, отличаются пёстротой почвенно-климатических условий, что вызывает большие различия в сельскохозяйственной специализации и влияет на расселение. В горных областях с бурыми малоплодородными почвами преобладают леса и пастбища, а на возделываемых участках рожь и картофель. Совершенно особыми почвенно-климатическими условиями выделяется долина верхнего Рейна, защищённая горами с запада и востока, но открытая для проникновения тёплого воздуха со Средиземного моря через долину Роны. Рейнская и Мозельская долины представляют собой полосу виноградников, садов, табачных плантаций, зону интенсивного пригородного хозяйства, снабжающего цепочку городов по Рейну. Горные районы относительно редко населены. И население, и хозяйственные связи сконцентрированы в городах Рейнской долины и межгорных котловин. Южнее пояса гор уже находится важный сельскохозяйственный район – долина Дуная с богатыми почвами. Здесь среднее количество осадков – около 600 мм. – и большое число солнечных, ясных дней. В долине Дуная распахано 70-80 % всей используемой в сельском хозяйстве земли. Наконец, южнее Дуная начинаются предгорья Альп, заканчивающиеся на юге Альпийской горной цепью. Типичный здесь ландшафт – заснеженные вершины, альпийские луга, хвойные леса, горные реки с плотинами небольших гидростанций, живописные озёра с курортами. Альпийские луга используются как пастбища, поэтому юг Баварии – один из основных районов молочного животноводства в стране. Кроме того, Бавария - крупный район туризма и зимнего спорта. Сельскохозяйственная площадь вместе с лесной занимает 83 % территории ФРГ. Доля площади, занятой городами, дорогами и индустрией, достигает 13 % и всё время растёт. Там, где ёще недавно были старинные провинциальные городки с тихой размеренной жизнью, сейчас протянулись сплошные пояса городских агломераций, наступающие на природу. Каждый день 120 га. Культивируемой земли «одевается» бетоном и сталью. Гигантские масштабы бесконтрольной индустриализации и урбанизации обуславливают высокую степень загрязнения природной среды. Фотографии, сделанные со спутников, показали и очень высокий «вклад» ФРГ в загрязнение прилегающих морей – Северного и Балтийского. Особенно большой «вклад» в загрязнение Рейна вносит химическая промышленность, «всплески» загрязнения чётче всего просматриваются ниже крупных центров химии и больших городов. 3. Полезные ископаемые.ФРГ располагает немногими видами топлива и сырья. Месторождения рудных полезных ископаемых приурочены к средневысотным горам, а нефти и природного газа – к Северо-Германской низменности. Среди стран Западной Европы Германия выделяется запасами (первое место) каменного и бурого угля. Основные месторождения каменного угля находятся в Рурском, Саарском и Ахенском бассейнах. Более 2/3 углей – высококачественные, коксующиеся. Из достоверных запасов бурого угля (80 млрд. т) большая часть находится в Восточной Германии (Лаузицкий и Среднегерманский бассейны), а в Западной Германии выделяется бассейн к западу от Кельна (Нижнерейнский). Бурый уголь добывается открытым способом. Месторождения природного газа (340 млрд. м3) сосредоточены на севере страны. Запасы железной руды имеются, но качество ее низкое. На Северо-Германской низменности находятся значительные залежи каменной соли. Есть запасы солей калия и магния. Велики ресурсы сырья для производства строительных материалов и стекольной промышленности. По другим важнейшим видам сырья и топлива ФРГ далеко не обеспечивает своих потребностей. Железная руда Зальцгиттера отличается невысоким качеством и не выдерживает конкуренции импортной. Были закрыты и старинные рудники Зигерланда, где сотни лет добывалась “природно-легированная” руда с примесью марганца и никеля. ФРГ не богато также легирующими и цветными металлами. Относительно лучше положение со свинцово – цинковой рудой. Наконец, страна не обеспечена современными важнейшими видами топлива. Добыча нефти в районе Северной низменности составляет 5-6 миллионов тонн, что не удовлетворяет и 5 % потребностей, к тому же продуктивность скважин очень невелика. Общее их число превышает 2900, то есть лишь на 3/10 меньше, чем на ближнем и Среднем Востоке, но себестоимость очень высока. Недавно открытые месторождения природного газа на севере, в Эмсланде. И другие дают лишь небольшую часть природного газа, остальное импортируется. Ввозится также и атомное сырьё.4. Население. Для населения ФРГ характерна исключительная однородность его национального состава: почти 100 % постоянных жителей страны – немцы. Национальные меньшинства составляют всего 0,2 % населения страны. Это более 30 тыс. датчан, около 40 тыс. цыган, мигрирующих по всей стране, и 80 тыс. голландцев. Перед войной в Германии, преимущественно в городах, жило около 560 тыс. евреев. После установления фашистского режима они эмигрировали или были истреблены в концлагерях. Реэмиграция была небольшой. Само название всего немецкого народа – Teutsch, Deutsch – произошло от названия племени тевтонов, живших когда-то на севере страны. По племени же алеманов, обитавших в глубокой древности на юге её, многие романские народы называют немцев Allemandes. В начале 16 в. августинский монах Мартин Лютер перевёл на немецкий язык Библию и ввёл богослужение на немецком языке. За основу Лютер взял наиболее распространенный в стране диалект, сложившийся в Саксонии. С этого времени существует единый литературный немецкий язык. Он относится к западногерманской группе индоевропейских языков. Однако из-за длительной феодальной раздробленности литературный язык не стал единственным разговорным языком немцев. Есть три группы диалектов: верхненемецкая, средненемецкая и нижненемецкая. Сильнее всего отличается от литературного нижненемецкий, так называемый платдейч. Близкий голландскому и фламандскому языкам. Со времён реформации (16 в.), сложилось деление германских земель на католические (юг и запад) и протестантские (север и частично юго-запад). В целом протестанты (лютеране) преобладают: к ним относится почти половина всего населения ФРГ, католики же составляют 45 %. При этом картина в различных районах очень контрастна: во многих северных районах доля протестантов превышает 80 %, а на востоке Баварии ещё резче доминируют католики, которые составляют там до 90 % верующего населения. Характерно преобладание католиков в сельской местности, в мелких общинах, тогда как в крупных городах преобладают протестанты. До начала 60-х годов в стране не ощущалось нехватки трудовых ресурсов. Сначала их пополняли поток переселенцев. Однако в середине 60-х даже при замедлении темпов экономического роста стало заметно не хватать рабочих рук. В этот период начинается вербовка иностранных рабочих. Научно – техническая революция вызвало существенное перераспределение по отраслям хозяйства. В промышленности и строительстве работало половина всех занятых. Доля же их в сельском хозяйстве заметно снизилась. Значительно увеличилось число, работающих в сфере обслуживания, в том числе заметна выросло число государственных служащих. Рост промышленности и стремительное разрастание сферы обслуживания способствуют всё большей урбанизации. Около 90 % населения живёт в городах, причём свыше 30 % - в крупных городах и агломерациях. Но уже начался процесс субурбанизиции, рост пригородов «расползающихся» крупных городов и агломераций. Проблемы городов стали весьма острыми. Агломерации страны отличаются крайней транспортной перегруженностью, шумом и загрязнением окружающей среды – задымленностью, трудностями со снабжением населения чистой питьевой водой, горами отходов и автомобильными кладбищами. К транспортным и экологическим проблемам добавляются и социальные: многие районы в ядрах агломераций превращаются в гетто для бедных слоёв населения. Крупнейшие города – Гамбург, Франкфурт, Штутгарт заняли в стране первые места по масштабам преступности. 5.Хозяйство.Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся конъюнктуру. Уже длительное время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в мире экспортером изделий машиностроения. Большим внешнеэкономическим потенциалом обладают и новые земли. В целом в 1990 году объем экспорта объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта - 573 млрд. марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок. Хозяйственная мощь Германии обусловливают высокий уровень жизни населения и насыщение рынка товарами производственного и потребительского значения. Правда, ситуация в старых и новых землях неодинакова. В настоящее время Германия прочно удерживает ведущее место во внешнеэкономических связях России. Это обусловлено общим историческим фоном российско-германских отношений. Они стали активно развиваться с начала XVIII века, когда Петр I приступил к проведению политики глубоких экономических реформ. Новый импульс экономическому взаимоотношению двух стран был дан процессом индустриализации в России после отмены крепостного права в 1861 году, который потребовал резкого увеличения импорта из стран Запада средств производства. Только в период с 1860 по 1870 год германский экспорт в Россию возрос в 3,7 раза, а российский в Германию - более чем в 3 раза. Бурный процесс расширения и углубления экономических связей продолжался впредь до первой мировой войны. Уже в последние трети XIX века германский капитал основательно внедрился в российскую промышленность, железнодорожный транспорт, торговлю и банковское дело. В период между двумя мировыми войнами развитие экономических связей также протекало достаточно успешно, хотя было осложнено общей политической обстановкой. После второй мировой войны экономические отношения СССР с образовавшимися в 1949 году двумя германскими государствами складывались далеко не одинаково. ГДР быстро выдвинулась на первое место среди торгово-экономических партнеров СССР. А отношения СССР с ФРГ были очень сильно осложнены реалиями "холодной войны". Но с подписанием 5 июля 1972 года долгосрочного соглашения о торговле и экономическом сотрудничестве ситуация в корне начинает меняться в положительную сторону. Был выработан целый пакет советско-западногерманских договоров, соглашений и других нормативных актов, создавших довольно прочный фундамент для экономического сотрудничества между СССР и ФРГ. И с начала 70-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнера СССР среди государств. Вплоть до 1984 года товарооборот продолжал неуклонно расти, его уменьшение в 1985-1987 годах обусловлено уменьшением импортных возможностей СССР из-за сокращения его валютных поступлений вследствие падения мировых цен на нефть. В настоящее время деловые и правящие круги Германии проявляют ярко выраженный позитивный подход к развитию экономического сотрудничества с Россией и другими государствами СНГ. В целом сотрудничество имеет в целом хорошие перспективы. До 1987 года советское руководство по политико-идеологическим мотивам не допускало прямых иностранных инвестиций на своей территории, в том числе в форме совместных предприятий. Но к началу 90-х годов ситуация меняется коренным образом: - к началу 1992 года на территории бывшего СССР было зарегистрировано около 800 СП с участием германского капитала. Экономическое положение бывшей ГДР в результате создания валютного, экономического и социального союза и объединения с ФРГ оказалось гораздо сложнее, чем ряд политиков предполагал в начале. Переход от жесткой централизованной плановой экономики к социальному рыночному хозяйству привел к глубокому структурному кризису экономики, развалу целых отраслей производства, оттоку наиболее квалифицированных кадров, быстрому росту безработицы, сокращению социальных льгот населения. Чтобы полностью интегрировать экономику бывшей ГДР с западными землями и выровнять развитие двух частей Германии нужно инвестировать в восточные земли примерно 2 трлн. марок; отсюда ясно, что это процесс займет около 8 - 10 лет. Ожидавшегося в середине или к осени 1991 года экономического подъема в новых землях не произошло. Вместе с тем определенное оживление предпринимательской активности в отдельных сферах экономики уже обозначилось: за 11 месяцев было приватизировано около 3400 госпредприятий различного профиля, большая часть из которых была передана в распоряжение средних и мелких фирм. Практически завершена приватизация розничной торговли и сферы общественного питания, активно она идет в сфере услуг, ремесленном производстве, издательском деле и т.п. Но в целом же к середине 1991 года ситуацию в экономике новых земель следует признать крайне сложной. По оценкам ряда экспертов, она достигла критической точки. По-прежнему отсутствует конкурентоспособная продукция, нет современного производственного оборудования, объем инвестиций недостаточен. Чрезвычайно высок уровень безработицы: из 9 млн. занятых в бывшей ГДР в 1989 году к сентябрю 1991 года имели полный рабочий день лишь 5.5 млн. Значительное сокращение произошло в промышленном производстве: в 1990 году - 32% и в 1991 году - на 58%, а в сельском хозяйстве - соответственно на 38% и 13%. Уровень промышленного производства к середине 1991 года составил только 1/4 по сравнению с 1989 годом. Наибольшее сокращение производства произошло в отраслях, производящих потребительские товары: текстильной, легкой, пищевой промышленности. Резко сократилось производство металлов. Причина такого сокращения - резкое падение на национальные потребительские товары. Оценивать перспективы развития отдельных отраслей промышленности восточной Германии в 1991 году пока еще сложно, но определенные тенденции можно отметить уже сейчас. С учетом необходимости развития всего хозяйства относительно успешно должны развиваться следующие сферы экономики: - отрасли, связанные со стройиндустрией, только если они перестроят свое производство в соответствии с требованиями спроса и качества; - фирмы, которые с открытием границ начали специализироваться на спрос мирового рынка, например, отдельные фирмы по производству специального оборудования, точной механики и оптики. Как относительно плохие следует рассматривать перспективы развития в следующих отраслях: - отрасли, производящие крупные серии стандартизированных изделий, где велика доля затрат на заработную плату, такие как текстильная промышленность, производство одежды, обуви, игрушек; - химическая промышленность, где себестоимость продукции на 30% превышает мировой уровень, так в отрасли сильно устаревшее производственное оборудование; - производство стали, где были выведены из производства неэффективные доменные печи и которое только с помощью западных инвесторов может быть модернизировано и конкурентоспособно. Экономическую систему старых земель ФРГ в стране принято называть "социальным рыночным хозяйством". Этот термин выдвинул в 1947 году известный экономист А. Мюллер-Армак, бывший в первые годы существования ФРГ статс-секретарем министра экономики Л.Эрхарда. По его замыслу традиционное капиталистическое рыночное хозяйство следовало модернизировать путем активной государственной экономической политики, а также создания развитой сетки социальной защиты населения, выравнивания чрезмерных различий в доходах его отдельных слоев, вызывающих напряженность в обществе. Этот замысел в значительной мере удалось претворить в жизнь в старой ФРГ, а в настоящее время предпринимаются активные попытки интегрировать его в новые земли. С точки зрения механизма государственного регулирования экономики ФРГ принципиально не отличается от других стран. В этом механизме в том или ином виде представлены все известные на Западе средства, методы, направления и формы государственного воздействия на экономику. В ФРГ очень активная социальная политика государства, которая обеспечивает общественную стабильность. ФРГ по степени социальной защищенности лиц наемного труда не уступает Швеции. До объединения Германии ФРГ имела валовой национальный продукт на душу населения в 14460 долларов. ВНП на душу населения в бывшей ГДР составлял к концу 80-х годов 11400 долларов. Экономика старых земель характеризуется сбалансированным сочетанием крупного, среднего и мелкого бизнеса. Немецкие концерны Bayer, BASF, Siemens, Bosh, Daymler-Benz, Krupp, Masesmann и другие относятся к фирмам мирового класса. Вместе с тем по величине оборота и числу занятых, по качественным показателям производства они не часто превосходят своих японских, американских и даже итальянских конкурентов. Зато средний и мелкий бизнес в старых землях отличается исключительной для этой категории фирм силой, гибкостью и динамикой, во многом обеспечивая экономическое благополучие старых земель. В целом в объединенной Германии 99,8% всех фирм приходится на мелкие и средние предприятия. В бывшей ГДР сейчас создано Попечительское ведомство, которому предстоит в ближайшее время приватизировать 7894 государственных предприятий с числом занятых около 6 млн. человек. В ходе приватизации создается множество новых мелких и средних фирм. Например, лишь в первом квартале 1991 года возникли 55 022 экономически активные новые фирмы. ФРГ принадлежит к числу индустриальных гигантов современного мира. Только в старых землях объем промышленного производства достигает 1 трлн. марок. Важнейшими отраслями индустрии являются автомобилестроение, общее машиностроение, электротехника, металлургия. 6. Промышленность. Федеративная Республика Германия – страна современной высокоразвитой индустрии. На фабриках и заводах работает её каждый второй житель, занятый в хозяйстве. Промышленность даёт более половины валового национального продукта, от неё зависит экономическое положение страны. Заводы и фабрики есть в ФРГ повсюду. Ото и крупные индустриальные скопления, такие, как задымленный Рур или гигантские верфи и нефтеперерабатывающие заводы Гамбурга, и новые предприятия электроники и химии в сельской местности, или, как говорят в ФРГ, «на зелёном лугу». Символами новой промышленности Германии становятся серебряные корпуса атомных электростанций, лёгкие конструкции заводов электроники, лабиринты трубопроводов на почти безлюдных предприятиях нефтепереработки или нефтехимии. В настоящее время основным фактором развития и «преобразователем» стала научно – техническая революция. Она проявляется во всём: в ломке промышленной структуры, в индустриализации сельского хозяйства, в резком увеличении затрат на науку и образование, в росте престижа и притегательнояти центров научно – технического прогресса. Но процесс этот сложный. Научно – техническая революция началась в ФРГ на 10-15 лет позже, чем в США. Поздний старт заставлял монополии Западной Германии перестраиваться более быстро и позволял использовать опыт других стран. До середины 60-х годов развитие индустрии можно было назвать «наукоэкономящим», затраты на науку и образование были небольшие, набор экспортной продукции оставался более или менее традиционным: станки, электрооборудование, автомашины. С середины 60-х развитие индустрии стало более интенсивным, происходят быстрые перемены в структуре промышленности и экспорта. Однако не все области индустрии находились «на волне»; энергично развивались новые и новейшие, многие же старые переживали кризис и свёртывались. В западной Германии 50-х годов ещё доминировал угольно – металлургический комплекс и тяжёлое машиностроение. Но за 1950-1970 гг. во много раз выросла нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, электротехника. Были созданы совершенно новые отрасли – электроника, авиаракетная, атомная техника и атомная энергетика. Доля новых и новейших отраслей выросла почти вдвое. Лицо германской индустрии определяет теперь нефтепереработка, электротехника и автомобилестроение. От этих отраслей зависит ныне положение ФРГ на внешних рынках. На экспорт идёт более 40 % автомобилей, 30 % химикатов, более 20 % изделий электроники и электротехники. По вывозу автомобилей и многих других изделий ФРГ занимает первое место в мире. Научно – техническая революция усилила концентрацию производства: выживали в конкурентной борьбе лишь сильнейшие монополии. Каждый четвёртый рабочий и служащий занят на предприятии, принадлежащем какой – либо из 25 ведущих монополий ФРГ. Четыре концерна – Тиссена, Гёша, Круппа и «Зальцгиттер АГ» - контролируют ныне 9/10 оборота чёрной металлургии. «Большая четвёрка в автомобилестроении («Фольксваген», «Даймлер – Бенц», «Опель» и «Форд») даёт около 9/10 автомашин. И так во всём: 15 концернов универмагов контролируют 1/3 всего оборота торговли. Семь монополий пищевой промышленности оставили своим конкурентам на рынке «мини – часть», равную 7 %. Научно – техническая революция изменила многое в снабжении ФРГ сырьём, а значит, в размещении промышленности. Импортные нефть и газ потеснили местный уголь; вместо местной руды из рудников Зигерланда или «соседней» руды французской Латаринлгии начался массовый импорт более качественной заморской руды из Либерии и Бразилии. Близость к углю, Руру раньше была чуть ли не важнейшим фактором размещения производства. Сегодня условия снабжения топливом изменились, уголь уже не главный вид топлива; вся территория страны пересечена нефтепроводами, цены на мазут практически одинаковы везде. Для развития промышленности стало важным близость к путям доставки сырья и топлива извне. Индустрия в последние годы двигалась к морю, навстречу потокам импортного сырья, и в сельскую местность – в поисках наиболее дешёвой рабочей силы. На размещение промышленности стало создание новых центров науки и образования, к которым тяготеют новейшие отрасли. Кроме старинных университетов в Гамбурге, Кёльне, Мюнхене или традиционных тихих университетских городов Геттингена, Гейдельберга, Тюбингена появились новые центры образования: Рурский университет в Бохуме, университет в Дюссельдорфе, Касселе, Констанце; возникло несколько научно – исследовательских центров – монополий. Итак, отдельные отрасли хозяйства развивались неравномерно; в результате имеются высокоразвитые и бедствующие районы. Большое изменение претерпело топливно-энергетическое хозяйство. Если раньше топливной базой в ФРГ служил уголь, то в настоящее время свыше половины всего перерабатываемого топлива составляет нефть. Более чем на 9/10 это импортная нефть из Алжира, Саудовской Аравии, Ливии и других стран. Она поступает по нефтепроводам от Роттердама и Вильгельмхафена к Кёльну и от средиземноморских портов на юго – Западе и Юг ФРГ. Собственная добыча составляет всего 5 млн. тонн. Более 70 % нефтепереработки контролируется американскими и английскими монополиями. Старый центр нефтепереработки – Гамбург, а новые возникли во внутренних районах – Рейнско-Рурском, Юго-западе и в Баварии. Однако потребности страны всё равно не удовлетворяются, поэтому часть нефтепродуктов ввозится. Свои источники газа в ФРГ также невелики – лишь в районе Эсланда на северо-западе. Когда-то газовое хозяйство базировалось на каменном угле, но теперь происходит его перестройка на природный газ, а это означает увеличение импорта. Резко сократилась в ФРГ добыча каменного угля. Угольный концерн «Рурколе АГ», в руках которого почти вся добыча в Руре, работает с убытком. Довольно стабильной остаётся добыча бурого угля. Бурый уголь имеет надёжных потребителей – электростанции и брикетные фабрики, а главное, это самый дешёвый вид топлива в ФРГ. Основная часть его добывается в четырёх карьерах Нижнерейнского (Кёльнского) бассейна. Добыча ведётся открытым способом и полностью механизирована. Каменный и бурый уголь – основа электроэнергетики Рейнско-Рурского района, на который приходится около половины всех мощностей электростанций. Линии электропередач идут отсюда во все концы страны. Только в Баварии работают гидроэлектростанции на альпийских реках – Инне и других притоках Дуная. Перспективы электроэнергетики – в строительстве атомных электростанций. Атомная энергетика – типичный пример отрасли, созданной государством. Сложны в настоящее время проблемы чёрной металлургии. Её производственная база перестроена: господствующим стал кислородно-конверторный способ плавки стали. Выросло производство электростали, идут работы по прямому восстановлению металла из руды. Однако размещение металлургических заводов в основном в Руре и Сааре при огромном импорте руды стало маловыгодным. Приморские заводы имеют преимущество: они могут использовать и дешёвый американский уголь. Рур получает импортную руду (из Швеции, Бразилии, Либерии и Канады) двумя путями: главным - по Рейну и вторым – по каналу Дортмунд – Эмс. Ещё сложнее положение сухого района – Саара, который вынужден использовать лотарингские руды. Третий район – Зальцгиттер базируется на своей руде. Но и он уже переключился на более дешёвую и качественную привозную. Единственный крупный приморский металлургический завод в ФРГ – в Бремене, где к «Везерпорту», к его домнам, подходят рудовозы. С чёрной металлургией связаны старые, наиболее металлоёмкие отрасли машиностроения. Производство оборудования для шахт рудников, для самих же металлургических заводов сосредоточено в Руре, здесь же и в Баден-Вюртемберге делают станки. В Зальцгиттере строят вагоны, производят оборудование для химических заводов. Новые отрасли машиностроения, такие как автомобилестроение, в меньшей степени зависят от очагов металлургии. Автомобильной столицей ФРГ называют Вольфсбург – небольшой городок на северо-востоке страны, где находится головной завод концерна «Фольксвагенверк». От гигантского завода в Фольфсбурге «отпочковалось» несколько филиалов – в Ганновере, брауншвейге и Касселе. Специально для экспорта за океан был построен автосборочный завод в Эдмене. Другой гигант автомобилестроения – «Даймлер-Бенц» возник в 20-х годах в результате слияния двух фирм. Головной завод концерна размещается в Штутгарте, а несколько филиалов, которые производят и грузовые машины, – в его пригородах. Две крупнейшие фирмы автомобилестроения принадлежат американскому капиталу. «Форд» ещё до войны обосновался в Кёльне, а «Дженерал моторс» полностью владеет фирмой «А. Опель» с заводами в Рюссельгейме (у Франкфурта) и Бохуме. Автомобилестроение ныне уже не процветающая отрасль. Внутренний рынок близок к насыщению. Содержание автомобиля обходится всё дороже, сильно выросли цены на бензин. К тому же, как на внутреннем, так и на внешнем рынках усилилась конкуренция. На одном из первых мест в мир находится германское судостроение. Оно выпускает и крупные танкеры, и контейнеровозы, и целые рыболовные флотилии, и так называемые, рейнские суда для внутренних путей. Главные судоверфи расположены в Гамбурге и Киле. Весь научно-технический прогресс в промышленности, её переоснащение были бы немыслимы без развития электротехнической промышленности, и в частности электроники. Но ФРГ заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Американский концерн ИБМ владеет самым крупным в Европе заводом электронно-вычислительных машин в городе Майнце и доминирует на западногерманском рынке, а японские радиоприёмники и телевизоры успешно конкурируют с германскими внутри страны. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт. Радиотехнический концерн «Грундинг» с основными предприятиями в крупных баварских городах вынес свои филиалы в сельскую местность. Что связано с использованием дешевой рабочей силы, особенно женской. Мировую известность имеет химическая промышленность ФРГ. В ней занят каждый десятый рабочий и служащий страны. В последние годы произошла серьёзная перестройка этой отрасли. Она выражается в бурном развитии химии органического синтеза, с переключения её с угольной на нефтяную и газовую базу. Это обеспечивает быстрый рост и модернизацию всей отрасли; основой её экспорта стали пластмассы, синтетические волокна, фармацевтические изделия. Из старых традиционных отраслей экспортное значение имеет производство удобрений, особенно калийных, по которому ФРГ занимает первое место в мире. «Осью» химической промышленности издавна был Рейн, где размещались основные центры гигантского концерна «ИГ Фарбениндустри», ликвидированного после войны. Теперь «концерны-наследники» сосредоточили в своих руках химическую промышленность трёх основных районов по Рейну – Рейнско-Рурского, Рейнско-Майнского и Людвигсхафена-Мангейма. Развитие химического органического синтеза мало изменило её географию: ко всем трём главным очагам проложены нефтепроводы от портов. Вблизи каждого из них возникли нефтеперерабатывающие заводы. Нефтепереработка была как бы подведена под ложившуюся ранее схему размещения основных заводов. Это усилило загрязнение Рейна, увеличило массу отходов, сбрасываемых в реку. Потребность химических концернов в большом количестве импортного сырья, и прежде всего в нефти, необходимость экспортировать свою продукцию и, наконец, загрязнение ими Рейна вынуждает их искать новые варианты размещения. Наиболее удаленный от моря гигантский концерн Басф построил несколько новых заводов в портах Нидерландов и Франции. Лёгкая промышленность ФРГ заметно уступает тяжёлой, ФРГ вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – из химических волокон. И прежде всего синтетических, волокон. Большое влияние оказывает и конкуренция импортных тканей стран «Общего рынка». Обувная промышленность в значительной степени перешла на искусственную кожу; рынок ФРГ наводняет более дешёвая итальянская обувь. Хорошо известны традиционные отрасли страны – пивоварение и виноделие. В ФРГ производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. ФРГ держит и мировой рекорд по потреблению пива – 150 литров на душу населения в год. Пивные погребки и залы – любимое место встреч и бесед. Однако треть пива идёт на экспорт. Рейнские и Мозыльские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой». 7. Сельское хозяйство. Развитие сельского хозяйства ФРГ в послевоенный период характеризуется переходом к индустриальным методам производства, повышением интенсивности концентрации производства и капитала, формированием агропромышленного комплекса. Эта отрасль обеспечивает высокий уровень среднедушевого потребления продовольствия при относительно низкой доле затрат на него в структуре расходов населения. Природные условия для сельского хозяйства благоприятны на большей части ФРГ. Около 1/3 ее лежит на Севере-Германской низменности, почти 1/6 занимают невысокие Среднегерманские горы с мягкими формами рельефа. Климат ФРГ — переходный от океанического к континентальному — позволяет везде выращивать сельскохозяйственные культуры умеренного пояса. Почвы в основном среднего плодородия. Но на обрабатываемых землях они гораздо лучше естественных из-за постоянного внесения удобрений. Индустриализация аграрного производства особенно интенсивно проводилось в 50-60-е годы, была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоёмкую отрасль экономики. Сельское хозяйство ФРГ отличается высокой насыщенностью техникой. С начала 80-х годов в сельском хозяйстве усиливается действие интенсивных факторов, что отражает общую тенденцию к переходу экономики к ресурсосберегающему направлению технического прогресса. Для аграрного строя ФРГ характерно преобладание капиталистической (денежной) аренды земли и капиталистического землевладения. Одной из характерных черт развития сельского хозяйства ФРГ в последние десятилетия является его концентрация, вытеснения мелкого производителя. В структуре сельского хозяйства ведущее место принадлежит животноводству: на его долю приходится около 1/3 стоимости продукции этой отрасли. ФРГ имеет значительное поголовье свиней и крупного рогатого скота. Наибольшие доходы дает молочное хозяйство, затем мясное. Во всех районах животноводство сочетается с растениеводством, которое в значительной мере обслуживает его. Пашня занимает чуть более 1/3 земельных угодий ФРГ. Однако благодаря высокой урожайности сельскохозяйственных культур сборы значительны. Среди зерновых выделяются пшеница (ее собирают теперь втрое больше, чем в начале 50-х гг.) и рожь, а также ячмень и овес, которые используются в качестве кормов. Ячмень идет на приготовление пива, особенно в Баварии (для этой цели там выращивают также хмель). Почти везде выращивают картофель, во многих районах — сахарную свеклу, которая связана в севообороте с пшеницей и ячменем. Несмотря на значительное развитие, сельское хозяйство ФРГ не полностью удовлетворяет потребности страны. Приходится импортировать часть пшеницы и жиров, много продовольственных товаров, большую часть шерсти и другого сырья. Агропромышленный комплекс занимает важное место в западногерманской экономике: в нем сосредоточено 1/5 самодеятельного населения страны, причем вплоть до 80-х годов шел активный перелив трудовых ресурсов из сельскохозяйственной сферы в АПК. Государственные органы берут на себя решение вопросов по изменению аграрной структуры, кредитованию и финансированию сельского хозяйства, регулированию рынков сельскохозяйственной продукции. 8. Транспорт. ФРГ отличается высоким развитием всех видов транспорта. Страна держит первенство среди стран Европы по протяжённости автострад, по развитию речного транспортного; по густоте сети железных дорог (128 км. на 1000 кв. км.) она уступает лишь Бельгии. Все виды транспорта в основном современны по техническому уровню: автобаны считаются лучшими в Европе, основные направления железных дорог электрифицированы, речной транспорт перестроен в последние годы, а реки «канализированы», в приморских городах строятся приморские порты. Страна покрылась густой сетью авиационных линий; аэропорт во Франкфурте-на-Майне уступает только Лондонскому и Парижскому. Особенно большую роль играет автомобиль в пассажирских перевозках. Сеть автострад дополняется густой сетью хороших федеральных дорог. Транспортная переуплотнённость в городах стала чрезвычайной. ФРГ держит печальный рекорд в Европе по транспортным жертвам. Но расширение сети автострад требуют новых миллиардных капиталовложений. Центральное положение страны в западной Европе обуславливает международное значение многих путей, проходящих через её территорию. В последние годы сеть железных дорог внутри государства сокращается, зато увеличивается доля электрифицированных дорог, скорости движения растут. Железные дороги, принадлежащие государству, относятся к убыточным предприятиям. Основная причина этого – льготы на перевозки массовых грузов для крупных монополий. Их не может перекрыть даже большая дороговизна пассажирских поездок. ФРГ имеет разветвлённую сеть речных путей; она составляет 4400 км. это Рейн с притоками Мозелем, Майном и Неккаром, Везер, нижнее течение Эльбы, и, наконец, на юге – Дунай. Речная сеть дополнена каналами, улучшена зарегулированием некоторых рек. «Канализирование» Неккара открыло для речного флота Юг ФРГ, «канализирование» Мозеля – прямой путь во Францию. Речной флот ФРГ перестроен технически: 9/10 судов самоходные или толкаемые буксирами. Все внутренние пути (железные дороги, автострады, трубопроводы) сконцентрированы в долине Рейна – важнейшей транспортной оси страны, которая пересекает ею с юга на север. О масштабах работы речного флота на этом главном направлении говорит тот факт, что через Эммерих, располагающийся на границе с Нидерландами, проходит за год почти столько же грузов, сколько принимают и отгружают все морские порты страны. Для морского флота ФРГ, обслуживающего огромные внешние перевозки, характерно довольно быстрое развитие, а поэтому – хорошая техническая оснащённость. Постепенно меняются и порты. Они должны стать доступными для крупных судов, в частности для супертанкеров, имеет достаточные глубины, хорошую систему связи с хинтерландом. Однако на всём побережье ФРГ, кроме «нефтяного» Вильгельмхафена, нет портов, способных принимать суда водоизмещением 100 млн. т. Главные порты страны – Гамбург, грузооборот которого свыше 50 млн. т., и Бремен – Бремерхафен, имеющий грузооборот около 26 млн. т., - лежат в эстуариях рек Эльбы и Везера. Они способны принимать лишь суда малого тоннажа. Сейчас ведутся углубительные работы, построен канал «Север-Юг», связывающий Гамбургский порт с системой внутренних водных путей, созданы специальные причалы для контейнерных грузов. Авиационный транспорт ФРГ имеет большое международное значение, «Дойче Люфтганза» – одна из крупнейших авиакомпаний мира – имеет линии на все континенты. Наиболее «Центрованный» в «старых землях» Франкфурт стал крупнейшим аэропортом Европы и имеет пассажирооборот 30 млн. человек, Мюнхен – 12,6 млн. человек, Дюссельдорф – 12 млн. человек в год. Расширяется и аэропорт Шенефельд в Берлине, в 1996г. он будет принимать до 15 млн. пассажиров. 9. Внешнеэкономические связи. Уже в 50-е годы ФРГ достигла огромных успехов на мировом рынке, сумев правильно использовать складывавшуюся там конъюнктуру, особенно быстрорастущий спрос на машиностроительную продукцию, и эффективно включиться в мировое разделение труда. Уже долгое время западная часть нынешней ФРГ является крупнейшим в мире экспортёром изделий машиностроения. Именно это позволило ей в 80-е года стать крупнейшей страной – экспортёром в целом по всем видам товаров и услуг. Так, в 1988 году экспорт ФРГ составил 325 млрд. долл., США-322 млрд., Япония-167 млрд. долл. Большим внешнеэкономическим потенциалом обладают и новые земли. В целом объем экспорта объединенной Германии составил 680 млрд. марок, импорта – 573 млрд. марок. Доля территории бывшей ГДР составила соответственно 38,1 и 22,9 млрд. марок. Крупнейший внешнеторговый партнёр Германии по ввозу и вывозу – Франция. По импорту за ней следует Люксембург, Нидерланды, Италия, США, Бельгия, по экспорту – Великобритания, Италия, Нидерланды. По ценам немецкие товары вследствие дороговизны рабочей силы в старых землях не отличаются, не отличаются особой конкурунтноспособностью. Более того, немецкие фирмы по ценовому параметру проигрывают своим зарубежным конкурентам, однако с лихвой перекрывают этот недостаток многими преимуществами. Клиентов привлекают, прежде всего, сравнительно короткие сроки поставок и большая надёжность немецких фирм в соблюдении согласованных сроков, высокое качество и технический уровень продукции, а также сервис, выражающийся в широком наборе технических услуг, своевременном снабжении запасными частями, хорошо организованном гарантийном и обычном ремонте. Исследования немецких и зарубежных экспертов показывают, что значение указанных выше неценовых параметров конкурентоспособности продукции по сравнению с собственно ценами имеет тенденцию к повышению. Поэтому конкурентам германии на мировом рынке, по крайней мере, в обозримой перспективе, едва ли удастся потеснить эту страну. Скорее можно ожидать дальнейшей экспансии ФРГ. 10. Культура. Любовь к путешествиям - в крови у немцев. Если предположить, что будет подведён итог по количеству зарубежных туристов в мире, то немцам наверняка будет отдано первое место. Немцы, как правило, и составляют отчёт о своих путешествиях. Очень распространен в Германии поиск попутчиков, едущих в одном направлении. Специальное агентство «Митфарцентрале» сведёт вас за умеренную плату с автомобилистами, а наоборот, если машина у вас найдёт попутчиков, которые оплатят часть стоимости бензина. Немцам присущи внимательность и деликатность. От немецких друзей вы вовремя получите поздравления ко всем праздникам. У немцев принято дарить друг другу приятные милые мелочи, причём обязательно покупные. Это может быть какая – нибудь изящная открыточка или изящная вещица, напоминающая именно вам что-то важное. Очень ценятся семейные традиции, хотя молодые люди стараются быть самостоятельными, и считается дурным тоном зависеть от родителей. Почитают семейные праздники, особенно рождество, когда под родительским кровом собирается вся семья. Немцы всё делают обстоятельно и рационально, на всё находится объяснения. Вот как выглядит, например, простая ситуация сказка о крестьянине и крестьянке, которые на один день поменялись обязанностями. На долю крестьянина выпали все злоключения: молоко убежало, домашние животные, ребёнок постоянно требуют внимания, но на всё не хватает ни времени, ни терпения. По разумению крестьянки, корова вполне может пастись на крыше, где достаточно сена. В русской сказке было бы просто сказано, что крестьянин поставил корову на крышу (каким образом это уже не имеет значение). В немецкой же сказке подробно описано, как корова попала на крышу: крестьянка вначале поставила доску к крыше, а уж по ней ввела корову наверх. Даже такая абсурдная ситуация, как попадание коровы на крышу: решается без чудес. И так во всём. Обстоятельность и рационализм немцев нашли отражение в языке, который в своих грамматических конструкциях не допускает никакой неопределённости. Он описывает любые нюансы последовательности действий, как в прошедшем, так и в будущем времени. В культуре современного ФРГ ещё сохраняются некоторые старые традиции, унаследованные от прошлого. В то же время за период существования западногерманского государства стали вырабатываться и новые черты культуры, отличающие её от культуры других европейских стран. Эти специфические особенности проявляются в быту и общественной жизни, в системе образования и научных исследований, в современной литературе и искусстве. Из-за бурно проходящего процесса урбанизации, проникающего в быт, многие старые традиции ФРГ, особенно в их материальной культуре – жилище, одежде, пищи, постепенно отмирают. В настоящее время и в сельской местности распространяется городской образ жизни. Исторический период, в течение которого Германия не
существовала как целостное государство, оказал большое влияние на формирование
культуры немецкой нации.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ |
Земля |
Столица |
Территория (в кв. км.) |
Население (в млн. чел.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Шлезвиг-Гольштейн |
Киль |
15730 |
2,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Гамбург |
Гамбург |
755 |
1,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Бремен |
Бремен |
404 |
0,67 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Нижняя Саксония |
Ганновер |
47349 |
7,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Северная Рейн-Вестфалия |
Дюссельдорф |
34068 |
17,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Гессен |
Висбаден |
21114 |
5,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 |
Рейнланд-Пфальц |
Майнц |
19849 |
3,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8 |
Саар |
Саарбрюккен |
2570 |
1,1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
Баден-Вюртемберг |
Штутгарт |
35751 |
9,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 |
Бавария |
Мюнхен |
70554 |
11,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Мекленбург-Померания |
Шверин |
23835 |
2,0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 |
Бранденбург |
Потсдам |
29060 |
2,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Саксония-Ангальт |
Магдебург |
20444 |
3,0 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 |
Саксония |
Дрезден |
18338 |
4,9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Тюрингия |
Эрфурт |
16251 |
2,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 |
Берлин |
Берлин |
883 |
3,4 |
Введение.
Германия? Что же стоит за благополучием этой европейской страны? Только ли эконмоко – географическое положение, благоприятное стечение обстоятельств или это результат многовековых исканий немцев? Разграбленная и разорённая после II мировой войны страна сумела за несколько десятилетий превратиться в одну из ведущих держав мира. С пятого класса в курсе изучения иностранного языка мы знакомились с историей, культурой, экономической и политической жизнью страны, но я так и не смог ответить себе на свои вопросы. И вот при сдаче экзамена по географии, у меня появилась возможность лучше узнать Германию, понять психологию её жителей. При подготовке этого реферата я изучил массу литературы о ФРГ, о её истории и предпосылках развития. Для меня было важным узнать какие качества немцев позволили достичь высочайших успехов в экономическом, культурном и политическом развитии. Я познакомился с принципами построения немецкой экономики, налоговой системы, схемой управления страной. Этот опыт очень важен и для дальнейшего развития нашей страны. Россия и Германия являются давними партнёрами практически во всех сферах жизни. Нас связывают не только экономические, но и культурные взаимоотношения. В моём реферате я постарался отразить не только конечный результаты в экономике и политике, но и пути их достижения. Здесь я постарался осветить практически все сферы жизни немецкого общества.
|
© 2000 |
|