РУБРИКИ

Европейский Север

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Европейский Север

Европейский Север




Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя школа  №9



Тема:   «Европейский Север».



















Экзаменационный реферат по географии

ученицы 9 класса «А»

Бурдовой Юлии.








2007/2008 учебный год

г. Жуковский



Содержание



Общие сведения

1.1. Территориальные сведения

1.2. Экономико-географическое

1.3. Эколого-географическое положение

1.4. Население

1.5. Религия


II. Природные условия

2.1. Климат

2.2. Природа

2.3. Рельеф

2.4. Природные ресурсы



III. Хозяйство

3.1. Развитие хозяйства

3.2. Лесная промышленность

3.3. Топливно-энергетический комплекс

3.4. Металлургия

3.5. ВПК

3.6. Транспорт


IV. Крупные города

4.1. Архангельск

4.2. Мурманск

4.3. Сыктывкар

4.4. Петрозаводск

4.5. Вологда

4.6. Нарьян-Мар


V. Приложение


VI. Список литературы









I. Общие сведения

1.1. Территориальные сведения


Европейский Север – самый большой регион России (1466 тыс. км², что составляет 9% от всей площади страны). В то же время он самый малочисленный по населению – 6 млн человек (4% населения страны).  В состав регионов Европейского Севера входят: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская с Ненецким автономным округом, Вологодская и Мурманская области.

На формирование Европейского Севера как целостного района, прежде всего, оказало влияние его географическое положение. Оно характеризуется несколькими важнейшими чертами, влияющими и на его природу, и на особенности заселения, и на развитие хозяйства.

Северное положение. Хотя район расположен в европейской части страны, большая часть его территории, за исключением Вологодской области, относится к зоне Севера.

Приморское положение. В отличие от многих районов России Европейский Север широким фронтом выходит к огромной акватории Баренцева и Белого морей. Это в значительной мере определяет выгоды экономико-географического положения района. Крупные порты – Мурманск и Архангельск, возникшие на побережьях северных морей, играют важную роль в транспортной системе России и ее внешней торговле.

Выход к морям влияет и на геополитическое положение района.  Здесь расположены военно-морские базы, где концентрируется самый крупный флот в стране – Северный. В его состав входят крупные надводные корабли (атомный крейсер «Петр Великий»),  большая часть атомных подводных лодок страны, морская авиация.


Республика Карелия занимает озерный край между Белым морем и государственной границей с Финляндией. Территория - 172,4 тыс. кв. км. Население - 789 тыс. человек с тенденцией к сокращению. "Титульная нация" – карелы - составляет всего 10%, родственные им финны - 2,3%, вепсы - 0,8%. Доля русского населения - 73,6%, белорусов - 7%, украинцев - 3,6%. Городское население - 74%. Всего в республике 13 городов, обилие мелких поселений связано с главной отраслью - лесозаготовками и развитием леспромхозов. В столице г. Петрозаводске (основан в 1703 г.) - 280 тыс. жителей.


Республика Коми занимает северо-восточную часть Европейской России. Площадь - 415,9 тыс. кв. км. Образована (как автономная область) 22 августа 1921 г., преобразована в автономную республику 5 декабря 1936 г., в 1991 г. получила современное официальное наименование. Столица - г. Сыктывкар (основан в 1586 г. как Усть-Сысольск - 229 тыс. жителей). Население республики - 1202 тыс. человек с тенденцией к уменьшению. Доля городского населения - 74,9% (насчитывается 10 городов, из них 8 республиканского подчинения). "Титульная нация", народ коми (зыряне), составляет 23,3% населения, русские - 57,7%, татары - 2,1%. Численность народности коми растет, в самой республике сосредоточено 86,7% российских коми.


Архангельская область - один из старейших регионов России. Образована в современных границах 23 сентября 1937 г., до этого входила в Северный край (1929-1936 гг.) и Северную область (1936-1937 гг.). Территория области составляет 587,4 тыс. кв. км, в том числе Ненецкий автономный округ - 176,7 тыс. кв. км. В области имеется 15 городов (с 9 городскими районами); областной центр - Архангельск, в котором проживают 374 тыс. человек. Всего в области проживает 1535 тыс. человек. Этнический состав: русские 93,1%, украинцы 3,3%, белорусы 1,2%.


Ненецкий Автономный Округ был образован 15 июля 1929 года Ненецкий национальный (с 1977 г. автономный) округ. Это единственный субъект Федерации, не имеющий районного деления: только 16 сельсоветов. Центр - Нарьян-Мар, "Красный город" по-ненецки (17 тыс. жителей). Кроме него, имеется еще два рабочих поселка (в том числе знаменитая среди полярников Амдерма), но в этих трех поселениях сосредоточено 63% городского из общей численности населения 50 тыс. человек. Остальные 21 тыс. человек живут на территории (включая острова Колгуев и Вайгач) 176,7 тыс. кв. км, то есть плотность сельского населения - 1 человек на 8 кв. км.

Ненцы составляют 12% населения округа. Они расселены вплоть до Таймыра, еще двум округам они дали свой "титул" (Ямало-Ненецкий и Долгано-Ненецкий). Низкая плотность и крайняя рассредоточенность малочисленных народностей - два фактора, мешающих в их борьбе за выживание и самоопределение как этносов.

Вологодская область занимает территорию вдоль притока Северной Двины р. Сухоны. Ее площадь - 145,7 тыс. кв. км. Образована 23 сентября 1937 г., выделившись из Северной области. Когда в России существовало деление губерний на провинции (1711-1775 гг.), Вологда была центром одной из провинций Архангельской губернии. С 1796 г. - губерния, просуществовавшая до 1929 г., когда ее включили в Северный край.

Население - 1354 тыс. человек. В городах и поселках проживают 66% населения. Как во многих регионах старого русского заселения, среди городов области есть древние: Белозерск известен с 862 г., Вологда (от слова "волок" - сухопутная переправа с Волжской Шексны на Двинскую Сухону) с 1147 г., Великий Устюг  с 1207 г., Устюжна с 1340 г., Тотьма с 1539 г. Русские составляют 96,5% населения, 1,4% - украинцы, 0,6% - белорусы.


Мурманская область самая северная в Европейской России Ц занимает весь Кольский полуостров, омываемый водами Белого и Баренцева морей. Последнее близ областного центра не замерзает зимой, и Мурманск является еще одним (наряду с Калининградом) портом круглогодичного функционирования России. На западе область граничит с Норвегией и Финляндией. Площадь - 149,9 тыс. кв. км. Образована 28 мая 1938 г., до этого входила в Ленинградскую область, с 1921 по 1927 г. существовала Мурманская губерния, а еще ранее область входила в Архангельскую губернию (с 1708 г.). Центр - Мурманск - относительно молодой город. Он получил свой статус в 1916 г. (хотя его нынешний пригород Кола существует с 1264 г.). Численность населения Мурманска за советское время стремительно выросла с 6 тыс. человек в 1926 г. до 407 тыс. в настоящее время. Это крупнейший город мира за Полярным кругом. Население области - 1067 тыс. человек, в основном городское - 92,2% (имеются 16 городов, из которых 13 областного и 3 города районного подчинения). Плотность сельского населения весьма низкая - чуть больше одного человека на 4 кв. км. Русские - 82,9%; украинцы - 9%, белорусы - 3,3%.


1.2. Экономико-географическое


На развитие района огромное влияние оказывали и продолжают оказывать внутренние и внешние соседи.

Внутренние соседи Европейского Севера – самые мощные в хозяйственном отношении части России: Европейский Центр, Северо-Запад, Урал. Они сосредотачивают более 50% населения страны, основных фондов ее хозяйства и производимой продукции. Естественно, что подобное соседство благоприятно сказывается и на самом районе.

Внешние соседи: Финляндия и Норвегия. Финляндия – один из главных внешнеторговых партнеров России. Российско-финляндское сотрудничество развивается и охватывает практически все сферы хозяйства: от туризма и отдыха до совместных проектов, реализуемых в промышленности и на транспорте. Объем внешней торговли с Норвегией в 6 раз меньше. Россия и Норвегия координируют работы и лов рыбы на северных морях, предполагают совместно использовать Северный морской путь.


1.3. Эколого-географическое положение


Эколого-географическое положение оказывает все более нарастающее воздействие на все стороны жизни района. Экологически опасны выбросы с крупных предприятий Кольского полуострова, имеющих старые технологии и изношенное оборудование. Экологическая опасность связана с воздействием на акваторию морей атомных подводных лодок и судов, а также захоронением в них отработанных реакторов. Кроме того, Северно-Атлантическое течение приносит загрязнения из Атлантического океана, в частности из Норвежского моря, где ведется добыча нефти и газа. Сложную экологическую ситуацию обостряет хрупкость и ранимость северной природы.

Для сохранения естественной среды в 30-х  гг. ХХ в. были созданы Кандалакшский и Лапландский заповедники. Первый охватывает часть акватории Белого моря с островами и участки побережья, второй расположен на западе полуострова.


1.4. Население


В X-XII вв. во времена Киевской Руси и Великого Новгорода расселялись по Восточноевропейской равнине два славянских потока – северный и южный, из которых в последующие века формировались севернорусское лесное и южнорусское степное население. С тех глубоких времен северяне и южане "расходились" в своих этнокультурных и психологических характеристиках.

С XIV в. Москва стала собирать вокруг себя северные и южные земли, население которых составило русскую общность, а в XVIII-XIX вв. закончилось объединение всех земель и народов в Российской империи.

Обширная территория к северу от водораздела Волга-Северная Двина до берегов Ледовитого океана и от границ с Финляндией до Уральских гор составила севернорусскую историко-культурную зону. В разные времена ее называли Русское Поморье, Северная Русь, Русский Север. Эта земля, по площади равная десятку европейских государств, много веков вместе с центральными русскими землями играла большую политическую, экономическую и культурную роль в истории России.

Исторические и географические условия определили специфику заселения и освоения Русского Севера. На редконаселенные пространства местного финноугорского населения – предков нынешних карел, коми, вепсов, ненцев, саамов (лопарей) – происходило постепенное проникновение славян. Это проникновение в X-XII вв. осуществляли новгородцы, приплывая на судах по рекам в поисках северных богатств – пушнины, незанятых земель. Они облюбовывали речные заливы (мысы), строили в них свои укрепления – городки, остроги, на месте которых позднее вырастали крестьянские поселения. Первоначально вели сюда дружины князья и бояре; дружинники занимали земли и становились местными князьками – своеземцами. Одновременно с княжеско-боярской политической колонизацией Севера шла массовая народная колонизация – крестьянская, которая стала особенно сильной в XIV-XVI вв.

Еще в XIII в. новгородцы встретились на Севере с низовцами-пришельцами из Ростово-Суздальского княжества (снизу по отношению к Новгороду) и началось их соперничество за обладание северными землями. Так Север стал частью Древнерусского государства. В этот край непроходимых лесов и болот не прорвалась Батыева конница, да и более поздние опустошительные войны и междоусобицы прошли стороной, не затронув эти земли.

В конце XV-XVI вв. Север становится землей московских князей и объединяется с другими русскими землями в Московском государстве. Заселение Севера в основном заканчивается в XVII в. К этому времени он достигает своего расцвета и является важным экономическим и культурным районом Русского государства.

За свою многовековую историю северяне создали богатую народную культуру и стали, как и весь русский народ, опорой государства в экономическом, военном и духовном отношениях. Русские пришельцы не только заселили  северный края лесов и болот, озер и рек, но и перейдя за Урал в конце XVI-XVII вв., стали осваивать пространства от р.Печоры до Тихого океана, перенося свой опыт, народные трудовые, нравственные и духовные традиции в новые земли.

 На протяжении веков в формировании русских Севера участвовали  этнические компоненты, связанные как с двумя потоками славянского продвижения – новгородцами и ростово-суздальцами, так и с местным финноугорским населением. К XVII в. русские северяне, приспособившись к северным условиям, представляли собой своеобразную общность, обладавшую определенными культурно-бытовыми отличиями от русских других земель. В силу особенностей заселения отдельных северных территорий и разного характера этнического взаимодействия в них культура северян различалась степенью влияния на нее новгородской, ростовской либо финноугорской культуры. Заонежье, Нижнее Подвинье, Беломорье, частично Белозерье стали "зоной новгородского влияния", население от Белого озера до Великого Устюга восприняло ростово-суздальские культурные черты и везде славяно-русские землепроходцы подвергались влиянию своих соседей, в свою очередь, передавая им свой опыт и культурные навыки.

Итогом расселения в северных районах сначала древних славян, затем сложившихся из них русских, явилась современная "этническая карта" Европейского Севера. На основной его территории сформировалась русская народность, вернее одна из ее составных частей – севернорусская, а на окраинах параллельно этому шло сложение ее соседей – народностей финноугорского происхождения. Поскольку заселение и освоение Севера происходило в форме массовой народной колонизации, заложившей уже на начальных этапах мирные отношения с финноугорским населением, здесь никогда не случались межэтнические распри. Такой "феномен" – мирное сосуществование народов – продолжается и в настоящее время.

На Русском Севере определились отдельные историко-этнографические области: три наиболее крупные из них – русская, карельская и коми-область -  каждая со своими порайонными особенностями. При ярко выраженной этноспецифике все три области принадлежали к одному хозяйственно-культурному типу, основой которого стало земледелие, а следовательно и культура населения этих областей "несла" в себе культурные черты северных земледельцев. Принадлежность к единому типу облегчала взаимодействие всех народов. Это не исключало особенностей культурного облика каждого из них и обусловило внутри каждого этнически единого населения наличие отдельных его групп. Такие группы, как правило, имели свои самоназвания, различия в говорах, в физическом облике (внешности) и в бытовой культуре. Это произошло по следующей причине. Новгородцы и ростовцы, с которыми было связано формирование русского населения Севера, хотя и представляли собой земельные областные общности, относящиеся к одному этносу, тем не менее сами имели смешанное происхождение, ибо жили и развивались в различных природных и хозяйственных условиях и при расселении в Восточной Европе, в том числе и по Северу, сталкивались с различными группами финноугорского происхождения. В результате у местных групп русских на Севере сложились и долго сохранялись специфические черты в народной культуре.

Местные группы русских в XIV-XVI вв. именовали себя по географическому признаку. Онежане, двиняне, белозерцы, устюжане, важане, вычегодцы и др., как они себя называли, жили по берегам северных рек. В их формировании и приняли участие новгородцы или ростовцы, а также местное финноугорское население, и в зависимости от степени участия того или иного компонента в этом процессе их народная культура приобретала ту или иную окраску. Так, в XIV-XVI вв. в северодвинских землях среди новгородского Заволочья (за речными волоками) существовала Ростовщина, население которой было связано с потоком ростово-суздальской колонизации. В отличие от него жители низовьев Северной Двины и побережья Белого моря подверглись большему новгородскому влиянию.

После XVI в. географические названия местных жителей стали малоупотребимы, но до сих пор сохраняется название наиболее крупной территориальной группы севернорусского населения – поморов, живущих по берегу Белого моря от Онеги до Кеми и по берегу Баренцова моря. Северные поморы – это потомки новгородцев, частично низовцев. В природных условиях морей они выработали своеобразный тип промыслового приморского хозяйства, занимаясь рыболовством, охотой на морского зверя, мореходством и предпринимательством. Отличаясь от остальных русских северян лишь своим хозяйственным бытом, они близки к ним по всей народной культуре (главным образом новгородского происхождения). Их говор принадлежит к поморской группе севернорусских говоров, а физический облик вобрал черты новгородского  так называемого ильменьско-беломорского типа. В их среде сформировались на Печоре две более мелкие группы – усть-цилёмы и пустозёры. По происхождению – это потомки новгородцев с некоторой примесью местных финноугров, но по быту и те, и другие близки к новгородцам.

В северных местах существовали еще небольшие группы русских, формирование которых не определялось ни участием этносов, ни характером этноконтактов. На юго-западе Севера выделялась в языковом отношении группа ягутков (ягунов). В их речи звучало яго вместо его, каго вместо кого (кагоканье)  – черты бурлацкого говора, проникшего к населению бывших Череповецкого, Кирилловского и Белозерского уездов. Эта группа населения была профессионального происхождения, связанная с бурлаками Волги и получившая свое название от прозвища.

Самым большим своеобразием в пределах Русского Севера отличались кокшары – жители по р. Кокшеньге, притоке р. Ваги. Они представляли собой специфическую этнографическую группу, вобравшую в себя черты составлявших их этнокомпонентов. Их антропологический тип (внешний облик) "проник" из Ростова – так называемый верхневолжский тип, который был у русских Верхней Волги. От Новгорода они взяли бойкий характер, свободолюбие и многие формы народной культуры (например, гнездовое расположение деревень в культуре поселений и др.), говорят они на вологодско-вятском диалекте, распространенном от Белозерья по Средней Двине и Сухоне  до Вятки, но кокшеньгская топонимия (географические названия), как и многие названия Севера, финноугорская, а самоназвание кокша, кокшары  на современном марийском языке означает "лысый", "сухой"; в древности их земля вошла в Ростовщину, а в московское время они принадлежали царскому дворцу. Своим бытом, нравом и обычаями кокшары несколько отличались от северян и не воспринимали ничего чужого.

Различаясь по своим локальным характеристикам, все эти группы сохраняли единство не только со всеми северянами, но и со всеми русскими в языке, в этносознании, психологии и народной культуре.

Многовековое взаимодействие всех северных народов вело к тому, что Север становился единым в историко-культурном отношении, а культурное наследие всех населяющих его народов признано памятником отечественной и мировой культуры, придающим этому краю особую ценность для всей тысячелетней русской культуры и мировой цивилизации.


1.5. Религия


В связи с преобладанием русского населения основная религия в Европейской Севере – православие. При Московско-монастырском этапе колонизации Европейского Севера были воздвигнуты многочисленные церкви и монастыри.


Кижи

Летом из Петрозаводска можно на пароходе добраться до историко-ар­хитектурного музея-заповедника Кижи, который находится на острове в северной части Онежского озера. Раньше здесь существовал комп­лекс деревянных сооружений Киж­ского погоста (так на Руси называ­ли центр селения). В середине XVII в. постройки окружили деревянной стеной со сторожевыми башнями.

Сейчас на острове собраны произведения деревянной архитектуры из разных частей Карелии. Самый ценный памятник - двадцатидвухглавая Преображенская цepковь. Она была построена из прочной сосны в 1714 г., причём без использования гвоздей, а только при помощи топора и долота. Купола церкви расположены в пять ярусов, и величина их в каждом ярусе разная. Это придаёт храму сказочный вид.

В 1764 г. поблизости от Преображенской возвели другую дере­вянную церковь - Покровскую, увенчанную девятью куполами. Ря­дом с ней в 1874 г. построили вы­сокую шатровую колокольню. Церкви и колокольня образуют единый гармоничный ансамбль. Кроме них в Кижах находится несколько ста­ринных крестьянских домов, перевезённых на остров после Великой Отечественной войны. В 50-­80-х гг. сюда были доставлены из разных мест и другие деревянные постройки XIХ - начала ХХ в.: цер­кви, часовни, избы, мельницы, амба­ры, рига, кузница, бани.


Остров Валаам

В северно-западной части Ладожского озера расположен остров Валаам. Он сложен прочными кристаллическими горными породами - древними гранитами и диабазами. Берег­а острова сильно изрезаны бухтами, поблизости много мелких островков - шхер. Не позднее начала XIV в. здесь был основан Валаамский (Спасо-Преображенский) монастырь. Он славился своим строгим ycтaвом и часто использовался в качестве монастырской тюрьмы. В монастыре было хорошо налажено хозяйство - животноводство, садоводство, огородничество, рыбная ловля, кустарные промыслы. До наших дней сохранились постройки начала XVIII- конца XIX в.: Спасо-Преображенский собор, колокольня, надвратная церковь Петра и Павла, Успенская цepковь­, гостиница, конюшенный и водопроводный дома, помещения Белого и Красного скитов.

У острова богатая история. В XII в. он принадлежал Новгород­у, в начале XVII В. его заняли шведы (монастырь раз­рушен ими в 1611 г.). С начала XVIII в. Валаам стал вновь российской территорией; В 1715 г. монастырь был восстановлен. В 1918 г. остров захватили белофинны, и только в 1940 г. он возвратился в состав России. В 1979 г. на Вала­аме создали музей-заповедник, который пользуется большой популярностью у многочисленных туристов.


Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри

Архитектурной жемчужиной Севера считается Кирилло-Белозерский мо­настырь на Вологодчине. Его основатель Кирилл Белозерский (1337-1427) был настоятелем Симонова монастыря в Москве. В 1397 г. он покинул сто­лицу и поселился в землянке на берегу Сиверского озера, положив нача­ло монастырю. Постепенно приют укреплялся, его владения постоянно приращивались лесными, земельными, рыбными угодьями. Вскоре после пожара 1537 г. вместо деревянных укреплений вокруг монастыря поднялись каменные стены и башни Старого города, выдержавшие в 1612-1613 гг. осаду, а позднее (до 1616 г.) и несколько нападений польско-литовских интервентов. В 1653-1682 гг. были возведены грандиозные крепостные стены Нового города, прекрасно сохранившиеся до наших дней. В музее монастыря хранится богатейшая коллекция древнерусских икон. Недалеко от Кирилло-Белозерского находится более скромный по размерам Ферапонтов монастырь, известный фресками знаменитого ико­нописца Дионисия, выполненными в 1500-1502 гг.


Соловецкий монастырь

На острове Соловецкий – одном из группы Соловецких островов в Белом море при входе в Онежскую губу - в начале XV в. мона­хами Кирилло-Белозерского монастыря был основан Спасо-Пре­ображенский (Соловецкий) монастырь. Он быстро расширил свои влaдения и стал важным центром Беломорского края. В XVII в. Со­ловецкий монастырь являлся одним из оплотов cтарообpядчества - движения раскольников, протестовавших против цepковных реформ. Имел он значение и как мощное оборонительное укрепление.

С конца XVI вплоть до начала ХХ в. Соловецкий монастырь яв­лялся местом ссылки противников самодержавия и официального православия. После установления в стране советской власти он сохранял роль крепости, куда ссылали борцов с новым поли­тическим режимом, в том числе деятелей церкви.

В 20-х гг. ХХ в. здесь был организован СЛОН - Соловецкий лагерь особого назначения. Среди тысяч его заключённых нахо­дился и академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Руками ссыльных и спецпереселенцев осуществлялась индустриализация края в годы первых пятилеток. В 1990 г. Соловецкий монастырь возвра­щён Православной Церкви.





II. Природные условия

2.1. Климат

В северных областях арктический воздух оказывает свое влияние большую часть года. Ранние заморозки осенью и поздние весной, короткое прохладное лето, многодневные бураны и пурга, сильные морозы – все это последствия ледяного дыхания Арктики. Сухие и холодные ветры с Северного Ледовитого океана приносят неблагоприятные изменения погоды.

Лето на Вологодчине умеренно теплое, зима умеренно холодная и продолжительная (морозы ниже чем -40·С не редкость), а в целом погода неустойчивая. Западные ветры зимой часто приносят с Атлантики оттепели, а летом - прохладу и затяжн­ые дожди. Холодный арктичес­кий воздух, проникая с северо-вост­ока, зимой вызывает сильные похолодания. Летом изредка случаются ­знойные дни - когда вторгаются тропические воздушные массы.

Климат Архангельской области прохладный и влажный, с частыми сильными ветрами. Зимой стоят морозы -20’С и ниже, а весной и даже в начале лета воз­можны заморозки. Север области и весь Ненецкий автономный округ - ­Заполярье, зона вечной мерзлоты. Зимой солнце не поднимается из-за горизонта, зато летом круглые сутки длится полярный день.

Климат в Коми суровый, с долгой и морозной (до -56 'С) зимой. По всей территории в начале и в конце короткого нежаркого лета случаются заморозки. Зимой земля покрыта слоем снега толщиной 60- 70 см, а в предгорьях Урала - свыше метра. При этом разные районы обширного края существенно различаются погод­ными условиями. В мае, когда на юге Коми зеленеет трава и зацветает черёмуха, на севере, в Воркуте, снег только начинает таять, а порой ударяют и морозы до -30' С. В юго-западных и восточных районах выпадает больше осадков, чем на остальной территории Коми, так как склоны Северных Увалов и Уральских гор задерживают воздушные массы, несущие влагу. На западе республики блaгoдаря влиянию атлантических воздушных потоков теплее, чем на востоке.


В живописных местах с целебным воздухом и климатом расположились санатории и дома отдыха. Наи­большую известность получили Сортавала, Яккима, Лахденпохья, Медвежьегорск. Неподалёку от Кондопоги, у деревни Дворцы, до сих пор существует первый в России курорт Марциальные Воды с минеральным источником, открытым в 1714 г. Здесь отдыхал и  лечился Пётр I со свитой. Возведённые для них резиденции дали название деревне. Нынешний санаторий использует кроме минеральных вод лечебные грязи Габозера.



2.2. Природа

         Малонарушенные лесные территории Европейского Севера России - уникальные природные объекты, представляющие собой значительную ценность с точки зрения охраны природы. Только в их пределах может быть гарантировано сохранение многих элементов естественного таежного покрова - например, популяций крупных и особо чувствительных к воздействию человека животных, эталонных бассейнов малых и средних рек, болот и озер, путей миграций многих видов, равновесной динамики случайных нарушений. Только крупные таежные территории обеспечивают охрану природных экосистем от неблагоприятных "краевых эффектов", связанных с воздействием прилегающих территорий, преобразованных хозяйственной деятельностью человека. Многие отрицательные последствия фрагментации естественного таежного покрова и массовой смены коренных лесов производными не могут быть оценены при современном уровне знаний - таким образом, сохранение крупных естественных территорий является еще и мерой разумной предосторожности.

В последние несколько лет никаких мер по сохранению малонарушенных лесных территорий Европейского Севера России не предпринималось ни на федеральном уровне, ни на уровне отдельных регионов. "Зависли" на уровне региональных администраций подготовленные проекты национальных парков "Кутса", "Хибины" (Мурманская область), "Калевальский" (Карелия), "Онежское поморье", "Беломорско-Кулойское плато" (Архангельская область) и другие, направленные на сохранение некоторых из этих массивов. Продолжаются массовые лесозаготовки в пределах многих наиболее ценных массивов - на водоразделах Северной Двины и Пинеги, Пинеги и Вашки, в ближайших окрестностях национальных парков "Водлозерский" и "Паанаярви" и другие.

Лесные территории находятся под реальной угрозой уничтожения. Для их сохранения необходимо принятие экстренных мер в течение ближайших нескольких лет - иначе дикую таежную природу на Европейском Севере России можно будет считать практически утраченной. Причем меры должны приниматься не только на федеральном уровне , но и на уровне администраций всех уровней, местных органов лесного хозяйства и промышленных предприятий, жителей России. Только совместными усилиями всего общества можно изменить существующую практику отношения к коренным таежным лесам просто как к "неосвоенному" складу древесины - и в конце концов сохранить хотя бы небольшую часть естественной тайги, дожившую до наших дней.


2.3. Рельеф


В основании Кольско-Карельской части лежит Балтийский щит – древние кристаллические породы. Здесь со Скандинавских гор (центра древнего оледенения) проходил древний ледник, растекаясь веером через Карелию на Русскую равнину. Лед, перемещаясь, захватывал камни и другой материал и с их помощью шлифовал выступы каменных пород на Кольском полуострове, образуя сглаженные скальные купола («бараньи лбы»). Встречая на своем пути впадины рельефа, ледник углублял их. Так образовались котловины многочисленных озер. На Кольском полуострове их более 110 тысяч, в Карелии около 40 тысяч. Сток рек зарегулирован озерами, поэтому на них выгодно создание каскадов гидроэлектростанций небольшой мощности. Скопления песка при таянии ледника образовали вытянутые насыпи – озы.

        

Вся территория Кольско-Карельского края, за исключением севера, покрыта лесом. Главные  породы – сосна, ель, карельская береза. Это важный лесопромышленный район.

Двино-Печорская часть коренным образом отличается от Кольско-Карельской. Здесь более суровые зимы, но ее главное отличие связано с особенностями рельефа и составом природных ресурсов. Кристаллический фундамент здесь перекрыт пластами осадочных пород. На востоке возвышаются Тиманский и Канинский кряжи – остатки древнего хребта, а далее, за долиной Печоры, находится Полярный Урал – восточная граница района. На севере расположена обширная тундровая зона. К югу от нее распростерся «лесной океан», который прорезается многоводными судоходными реками: Печера, Северная Двина, Онега, Мезень. Реки были главными путями сообщения и заселения на начальном этапе освоения Севера.

        

Вся поверхность Кольского полуострова неоднократно покрывалась ледниками, наступавшими из Скандинавии, а в бассейне реки Поной существовал и «местный» ледниковый щит. Ледники оставили после себя моренные гряды - нагромождения валунов и глины. Они чередуются с плоскими равнинами, которые образовались на месте былых приледниковых озёр. Кроме того, ледники при своём движении разрушали и перемещали известняки, в результате чего малоплодородные подзолистые почвы о6огащались питательными карбонатными соединениями. По отметинам можно восстановить события глубокого прошлого. Последний ледниковый покров растаял примерно 10 тыс. лет назад; освободившись от гигантской нагрузки, полуостров стал относительно быстро (на несколько миллиметров в год) подниматься.

В центральной части Кольского полуострова расположены горные массивы, или тундры, как их здесь называют: Мончетундра, Сальные, Волчьи, Ловозерские и, конечно, Хибинские тундры, или просто Хибины.

Хибинские тундры - самое высокое место на Кольском полуострове - до 1200 м над уровнем моря. Они окаймлены с севера и юга леса тундрой, а с запада и востока - прекрасными голубыми озером Имандpа и Умбозером. Горный массив можно сравнить с караваем хлеба, разрезанным в разных направлениях речными долинами. Хибины - столовые горы с выровненными вершинами-плато, обрывистыми скальными склонами,  быстрыми горными речками и ручьями. Их красота сдержанно сурова, но оставляет неизгладимый след в памя­ти каждого, кто побывал в Хибинах хотя бы однажды.

Коренным населением внутренних районов Кольского полуострова считаются саамы, или лопари. Этот факт отражён в названии малиново­-красного минерала эвдиалита, которым богаты ­здешние горы: его именуют «лопарская ­кровь». На протяжении многих веков саамы кочевали со ста­дами оленей. Сейчас былые оленьи тропы заросли вереском, и коротким северным летом можно увидеть на северных серо-зелёных хибинских склонах розовую «саамскую тропу» след из прошлого.

Освоение хибинских недр нача­лось в годы советской власти после исследований, которые проводили экспедиции Академии наук под руко­водством замечательного учёного–геолога и минералога Александра Евгеньевича Ферсмана. Первые разработки полезных ископаемых относятся к 20-м гг. Уже спустя десять лет вступила в строй фабрика по переработке апатита­. По инициативе Ферсмана между отрогами Хибин, у озера Малый Вудъявр, была построена первая за полярным кругом научная станция «Тиэтта» - в переводе с са­амского «наука». Она сразу стала ис­следовательским центром края, отку­да отравлялись экспедиции в разные уголки Кольского полуострова, тогда ещё малоизведанного.

В палитре кольских самоцветов, которые были обнаружены во время изысканий, - зелёный и голубой кри­сталлический апатит, зеленоватый амазонит, золотистый астрофиллит, малиновый гранат и другие минералы. Удивительные по красоте камни укра­шают многие минералогические му­зеи мира и частные коллекции.

Сейчас от легендарной «Тиэтты» остались лишь мемориальная доска и развалины здания на берегу Малого Вудъявра. В 1949 г. на базе этой стан­ции в городе Апатиты был открыт КольФАН - Кольский филиал Акаде­мии наук.


2.4. Природные ресурсы


На Кольском полуострове расположены массивы гор. При их формировании в результате химических процессов образовалось много минералов. Крупнейший массив – Хибинские горы, главное богатство которых апатито-нефелиновые руды.

         Помимо них на Кольском полуострове есть запасы медно-никелево-кобальтовых руд, цезия и тантала, кианита (сырья для производства алюминия).

         На Кольском полуострове и в Карелии также обнаружены крупные залежи железной руды (Ковдорское, Оленегорское, Костомукшенское месторождения), большие запасы слюды. Южная Карелия богата ценными строительными камнями. Карельские мраморы и граниты использованы при строительстве многих станций Московского и Санкт-Петербургского метрополитена, для облицовки дворцов и памятников.

         На Кольском полуострове бурилась сверхглубокая скважина недалеко от города Заполярный к западу от Мурманска. Она достигла глубины почти 13 км. В глубинных слоях обнаружены зоны медной, свинцовой и никелевой минерализации, а на глубине 9,5 – 10,5 км – повышенное содержание золота. Таким образом, получена важная информация, которая, конечно, не связана пока с промышленными технологиями.

Здесь совсем иной набор минеральных ресурсов. На Северо-Востоке расположен Печорский угольный бассейн, запасы которого оцениваются более чем в 200 млрд тонн. В северной части сосредоточены наиболее ценные коксующиеся угли (Воркутинское и Водгашорское месторождения). Энергетические угли сосредоточены в южной части (Интинское месторождение).

Республика Карелия.

Природа щедро наделила республику лесными и водными богатствами; ее называют "страной тысячи озер", и среди них два крупнейших: Онежское и Ладожское. Реки небольшие, но несут достаточные запасы гидроэнергии (77% электричества здесь дают ГЭС). Воды занимают 18% территории, а леса - более половины. В болотах (18% территории), запасы торфа исчисляются цифрой свыше 600 млн. куб. м, вывозка - около 18 млн куб. м в год. Из полезных ископаемых наиболее значимо Костомукшское месторождение железных руд, обеспечивающее сырьем Череповецкий комбинат в Вологодской области. Добываются также мрамор и гранит (Сортавала, Кондопога), пегматит (Питкяранта), самоцветы (Медвежьегорск), слюда, шунгит, полевой шпат и другие стройматериалы. Открыты запасы титановых руд.

Республика Коми

Основное богатство республики - энергетические ресурсы: каменный уголь (Воркутинский бассейн), нефть и природный газ (множество месторождений в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции). Имеются также запасы горючих сланцев, асфальтитов, титановых руд, бокситов, каменной соли.

Архангельская область

Природные ресурсы представлены в основном лесами (запасы древесины - 2,2 млрд куб. м, вывозка  6 млн куб. м, составляет 7% российского лесоповала; 1/3 российского экспорта леса идет через область). С лесом связаны запасы пушнины, с реками и морем - рыба и морепродукты. Полезными ископаемыми Архангельская земля считалась небогатой (имеются строительные глины, Северо-Онежское месторождение бокситов). Но недалеко от Архангельска найдено меcтoрождение алмазов - по оцен­кам, одно из крупнейших в мире.

К области также относятся многочисленные острова в Северном Ледовитом океане. Земля Франца Иосифа - площадь 16,1 тыс. км.² На нем расположены полярные станции и геофизическая обсерватория. Новая Земля - архипелаг, состоящий из двух крупных островов (Северный и Южный) и множества мелких. Площадь 83 тыс. км², из которых 1/4 сплошной ледяной покров. Военно-промышленным комплексом бывшего СССР архипелаг превращен в полигон для атомных взрывов.

В Белом море находятся Соловецкие острова, один из старейших духовных центров России. В 1974 г. острова объявлены историко-архитектурным и природным заповедником.

Вологодская область

Из полезных ископаемых есть лишь торф, который добывается для местных нужд (500 тыс. т).







III. Хозяйство

3.1. Развитие хозяйства


Длительное время промышленное развитие Европейского Севера определялось преимущественно экспортом леса из Архангельска. В 30-е годы ХХ века началось освоение природных ресурсов, главным образом крупнейших запасов апатито-нефелиновых руд, которые были обнаружены экспедициями под руководством А.Е.Ферсмана. В Хибинах был создан комбинат «Апатит», который снабжал все суперфосфатные заводы страны апатитовым концентратом. Частично продукция направлялась на экспорт. На базе этого комбината был построен город Кировск. На основании медно-никелево-кобальтовых руд был создан металлургический комбинат «Североникель» в городе Мончегорске.

Другое важное направление развития – формирование в Мурманске рыбного порта и большой рыболовной флотилии. Кроме того, была создана база Северного морского флота. В годы войны на Европейском Севере построена Печорская железнодорожная магистраль для снабжения Ленинграда и других городов углем, который начали добывать в Печорском бассейне.

В послевоенный период экономика Европейского Севера пополнилась крупным предприятием черной металлургии – Череповецким комбинатом («Северсталь»). Этот завод использует руды Кольского полуострова и коксующиеся угли Печорского бассейна. Несмотря на огромные расстояния перевозок сырья и топлива, производство металла здесь выгодно, так как комбинат находится вблизи крупнейших потребителей металла – Санкт-Петербурга и Москвы, получая из них дополнительно металлолом.

Промышленное строительство в районе Воркуты обходится в 2 раза дороже, чем в Центральной России. Поэтому в угольной промышленности эффективны только новейшие высокомеханизированные шахты (Воргашорская). На многих старых шахтах, несмотря на реконструкцию, производительность труда низкая. Это влечет за собой безработицу шахтеров, миграцию населения в другие районы. Более эффективно развитие нефтегазовой промышленности, которая имеет огромные перспективы в связи с открытием многочисленных, в том числе сверхкрупных месторождений (Штокмановское в Баренцевом море). Но и оно требует значительных затрат, в том числе и для создания нефтегазовых платформ, решения проблем транспортировки. Для перевозки нефти с морских месторождений создаются специальные танкеры с ледовой защитой, а в перспективе могут быть использованы грузовые атомные подводные лодки.


3.2. Лесная промышленность

Одной из важнейших отраслей экономики Европейского Севера была и остается лесная промышленность. Исторически заготовка древесины велась по берегам сплавных рек – Северной Двине, Онеге и др., а с постройкой железных дорог – зонах, тяготеющих к ним. Поэтому, именно в этих зонах, запасы леса сильно истощились. Крупнейший центр переработки древесины – Архангельск. Основная его продукция идет на экспорт. Помимо Архангельска на Европейском Севере построено много лесопромышленных комплексов и целлюлозно-бумажных комбинатов. (Сыктывкар, Кондопога и Сегежа). Эти комбинаты стали крупными загрязнителями рек и воздуха, так как имеют несовершенные очистные сооружения.



3.3. Топливно-энергетический комплекс

На реках Европейского Севера построены системы и каскады небольших, но эффективных гидроэлектростанций. Кроме того, созданы тепловые электростанции на базе печорских углей. Построена Кольская АЭС близ озера Имандра. Энергией Кольский полуоcтpoв снабжают ГЭС, построенные на крупных ре­ках - Туломе, Ковде, Вороньей, Ни­ве, Пазе. В Кислой губе действует первая и единственная в России станция, использующая энергию морских приливов - Кислогубская ПЭС. В го­роде Полярные Зори работает Коль­ская АЭС. Стабильность природной среды в этих условиях без преувеличения является залогом жизни на полуострове, ведь основная часть населения Мурманской области сосредоточена в районах добычи полезных ископаемых и на побережье Кольского залива.



3.4. Металлургия

Важная отрасль специализации Европейского Севера – металлургия. В Кольско-Карельском подрайоне работают комбинаты, производящие медь, никель, кобальт («Североникель» и «Печеганикель»). Они используют руду, привозимую Северным морским путем из Норильска. Два алюминиевых завода построены на юге Кольского полуострова в Карелии (Кандалакша и Надвоицы). Особое значение имеет крупнейший завод черной металлургии – Череповецкий («Северсталь»). Он занимает 1 место в России по производству листового проката, который направляется на автозаводы, судостроительные предприятия Санкт-Петербурга и трубопрокатные заводы. Гигантский комбинат в то же время является одним из крупнейших загрязнителей природы.


3.5. ВПК

Северо-Запад – важная база российского ВПК. Здесь в многочисленных центрах расположена сложная система производств, обслуживающих военно-морские базы Северного флота (Североморск, Полярный, Снежнегорск, Гаджиево, Заозерск, Островной). В городе Северодвинске помимо строительства и ремонта атомных подводных лодок, создаются мощные платформы для добычи газа и нефти в Баренцевом море. Другие важные военные объекты Европейского Севера: космодром у станции Плесецк и полигоны для испытания ядерного оружия на Новой Земле. Со сверхмощной системой ВПК связаны сложные экологические проблемы.


3.6. Транспорт


Республика Карелия

Через территорию республики проходят магистральные пути , железная дорога на Мурманск, Беломорско-Балтийский канал. Протяженность железных дорог - свыше 2000 км.

В ХХ в. лес валили преимущественно зимой. Сани и машины, груженные лесом, передвигались по зимникам - проложенным в снегах дорогам – к единственной железнодорожной линии, пересекающей Карелию с севера на юг. Дорога эта, построенная в 1916 г., долгое время была одноколейной и не могла пропускать много грузов. Только в середине 70-х гг. к ней добавилась вторая колея. В то же время первая шоссейная трасса (Ле­нинград - Мурманск) разрезала густую чащу с юга на север. С тех пор леса Карелии стали ещё доступнее для вырубки, а кроме того, появилось много автотуристов и сборщиков грибов и ягод.


Республика Коми

Во многом республика своим экономическим развитием обязана транспорту. Постройка в 1941 г. железной дороги на Воркуту позволила подключать к единому народнохозяйственному комплексу страны богатейший край (в дальнейшем путь был продлен до Лабытнанги в устье Оби  с перспективой развития Полярной магистрали до Норильска и далее). До революции часть территории Коми входила в Архангельскую, другая часть  в Вологодскую губернии. В настоящее время протяженность железных дорог составляет 1262 км. Проектируется железнодорожная связь от Сыктывкара до Перми через Усть-Кулом и Чердынь. На втором месте - трубопроводный транспорт (по грузообороту на первом); здесь начинаются международный газопровод "Сияние Севера" (от г. Вуктыл) и нефтепровод на Ярославль. На третьем месте водный транспорт (судоходные реки  6,1 тыс. км). Автомобильный транспорт обслуживает местные перевозки.


Архангельская область

Протяженность железных дорог  1,7 тыс. км, стержень сети составляет магистраль на Москву с ответвлениями на Воркуту и на Мурманскую дорогу. Длина судоходных участков рек - 3,8 тыс. км, сплавных путей - свыше 9 тыс. км. Здесь находится пока единственный в России космодром вблизи г. Плесецка.

Важнейшие промышленные центры: Архангельск (здесь сосредоточен комплекс деревообработки , мебель, целлюлоза, бумага, продукция лесохимии; судостроение и производство оборудования для лесной индустрии); Северодвинск (250,0) (крупнейшая военно-морская верфь); Котлас (61,2) и соседняя Коряжма (43,1) (ЦБК, судостроение и обслуживание предприятия). Старейший центр художественных промыслов - Сольвычегодск (4,0) - ныне известен как бальнеологический курорт.


Вологодская область

Транспортная сеть определена промежуточным положением области между индустриальными районами Центра, Северо-Запада и ресурсными районами, а также морскими портами Европейского Севера. Водные пути связывают область с бассейнами Белого и Балтийского морей и Волги (через Волго-Балтийскую систему); судоходные пути - 11 тыс. км. Общая протяженность железнодорожных магистралей (на Москву, Архангельск, Воркуту, Петербург, через Буй на Урале) составляют 739 км; автомобильных дорог - 10 тыс. км, из них важнейшие - на Белозерск-Вытегру и на Великий Устюг. Общая обеспеченность территории современным транспортом остается низкой.

Рост промышленного производства, развитие торговли, в том числе и международной, вокруг Скандина­вии по Белому морю, а далее через Архангельск и Вологду потребовали надёжных транспортных путей, прежде вcего водных. Первый 250-метровый канал невдалеке от Вологды был прорыт ещё в 1237г. Сyдoxодныe пути, соединявшие бассейны Cухоны и Волги, прокладывались в эпоху Ивана Грозного. В начале XIX в. была сооружена Тихвинская водная система, связавшая бассейн Волги с Балтикой, а затем вступила в строй более cовершенная Мариинская водная система (ныне Волго-Балтийский водный путь). Более скромная по размерам Северо-Двинская водная система в 1828г. открыла проход между реками Сухона и Шексна.

В 1872 г. рельсы соединили Вологду с Ярославлем (продолжение железной дороги Москва – Ярославль), а в 1905 г. - с Петербургом и Вяткой. После создания надёжной транспортной сети стали возникать крупные предприятия по переработке древесины. На пересечении железной дороги с лесосплавной Сухоной, где сейчас стоит город Сокол, уже в 1900 г. быстро выросли бумажная фабрика и лесопильные заводы.


Мурманская область

Транспорт - один из ключевых факторов хозяйственного развития области, особенно после проведения железной дороги в 1916 г. В настоящее время протяженность стальных путей 903 км, 341 км электрифицирован, проектируется строительство ветки в Норвегию. Протяженность автомобильных дорог - около 2 тыс. км. Но главное, конечно, это морской транспорт внешнеторгового назначения. Кроме того, Мурманск является начальным пунктом Северного морского пути по обслуживанию российского побережья Северного Ледовитого океана.

В стране область выделяется своими портовыми функциями, изделиями рыбной промышленности и цветной металлургии, а на апатито-нефелиновом сырье работают практически все глиноземные и алюминиевые заводы и заводы фосфатных удобрений Европейской России. Улов рыбы составляет 14% российского производства, рыбных консервов - 8%.

IV. Крупные города

4.1. Архангельск


Арха́нгельск (до 1613 Новохолмого́ры) —административный центр Архангельской области.

Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.