РУБРИКИ |
Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской области |
РЕКЛАМА |
|
Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской областиМожно возразить, что спрос на рабочую силу может удовлетворяться за счет роста маятниковой миграции, что вовсе не обязательно для мигранта менять место жительства: в западных странах человек может жить в 150-200 километрах от места работы и совершать ежедневные поездки. В российских условиях для этого есть ряд серьезных ограничений, среди которых прежде всего стоит упомянуть слабое развитие дорожной сети и транспортных средств. Кроме того, вряд ли рабочая сила подорожает настолько, что сделает рентабельными для работника ежедневные длительные поездки на личном автотранспорте, как это происходит в экономически развитых странах. Этот резерв может быть реализован только в условиях крупных городских агломераций (Москвы, Санкт-Петербурга, Самары) и в любом случае радиус поездок будет меньше, чем в США и Западной Европе. Конечно, миграционная активность населения Оренбуржья (России) не может сокращаться бесконечно. Между районами (регионами страны) должен осуществляться миграционный обмен населением, иначе это, помимо всего прочего, приведет к усилению замкнутости и оторванности одних районов (регионов) от других, консервации неблагоприятных тенденций развития региональных рынков труда. 4. Инструменты развития и регулирования миграционной политики в Оренбуржье Главными компонентами в регулировании миграционной политики области являются: • предоставление
мигрантам правового статуса Также для наилучшего достижения результатов миграционной политики и реформ необходимо: • формирование
положительного общественного мнения о мигрантах А для эффективного обеспечения миграционной политики и реформ необходимо развитие: • финансовой
базы 5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:
Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации. Необходимо также обеспечить сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, создания условий для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами. В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации. Информационное обеспечение реализации Концепции Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований и данных создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации. Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции. Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ. Эта работа должна постоянно и последовательно проводиться средствами массовой информации, федеральными и региональными информационными структурами органов государственной власти.
Вывод Уже отмечалось, что в ближайшие годы миграционные процессы претерпят существенные изменения. Рассматривая складывающиеся тенденции, можно выделить наиболее характерные: 1. Сокращение под влиянием экономического кризиса интенсивности и географии миграционных потоков. 2. Уменьшение численности иммигрантов из бывших республик СССР. 3. Сохранение значительной доли числа беженцев и вынужденных переселенцев в общей структуре миграционных потоков. 4. Рост в России численности иностранных рабочих. 5. Уменьшение в общероссийском миграционном балансе притягательности большинства регионов европейской части России. 6. Замедление процесса возврата населения с северных и восточных территорий к местам прежнего жительства в западных регионах РФ. 7. Постепенное вхождение миграций между городом и селом в нормальное русло, хотя этот процесс и сдерживался в ряде регионов страны факторами современного кризисного положения. Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации. Основными задачами государственной миграционной политики являются: · Защита прав и интересов мигрантов. · Развитие системы иммиграционного контроля. · Соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий. · Регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости. Специфики психологии мигрантов и климатических особенности мест расселения. · Создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач государственная, миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами: · Стимулирование рационального распределения потоков вынужденных мигрантов. · Недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям. · Личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке. · Регулирование размещение беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами. · Регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны. · Регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории России. · Осуществление мер экономического и социального характере, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах страны. Влияние миграции на социально-экономическое развитие страны неоднозначно, но положительным является то, что повышение мобильности трудовых ресурсов способствует экономическому росту, свободное передвижение людей не только внутри страны, но и за её пределами представляют возможность наиболее выгодного применения профессии, занятия, опыта. Кроме того, иммигранты могут изменить в лучшую сторону соотношение между работающим и неработающим населением. К отрицательным последствиям миграции относится возможное возникновение социальной напряженности в стране или отдельном её регионе из-за роста безработицы, обострения жилищной проблемы, повышения стоимости жилья, значительного увеличения нагрузки на объекты социальной инфраструктуры, развития теневой экономики.
Приложения к курсовой работе
Приложение 1 Население экономических районов России | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Население на начало 1998 г., тыс. чел. |
Территория, тыс. км2 |
Доля в территории, % |
Плотность населения, |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российская Федерация |
147104,6 |
17075,4 |
100,0 |
8,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
в том числе районы: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северный |
5784,7 |
1466,3 |
8,6 |
3,9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северо-Западный |
7988,8 |
196,5 |
1,2 |
40,7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центральный |
29650,6 |
483,0 |
2,8 |
61,4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Волго-Вятский |
8375,6 |
265,4 |
1,6 |
31,6 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центрально-Черноземный |
7846,3 |
167,7 |
1,0 |
46,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поволжский |
16885,6 |
536,4 |
3,1 |
31,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Северо-Кавказский |
17707,4 |
355,1 |
2,1 |
49,9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уральский |
20406,1 |
824,0 |
4,8 |
24,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Западно-Сибирский |
15109,3 |
2427,2 |
14,2 |
6,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восточно-Сибирский |
9070,5 |
4122,8 |
24,1 |
2,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дальневосточный |
7336,3 |
6215,9 |
36,4 |
1,2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Калининградская обл. |
943,4 |
15,1 |
0,1 |
62,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Европейская часть |
115588,5 |
4309,5 |
25,2 |
26,8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Азиатская часть |
31516,1 |
12765,9 |
74,8 |
2,5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Районы Крайнего Севера и приравненные к ним |
11796,0 |
11900,0 |
69,7 |
1,0 |
Приложение 2
Количество зафиксированных прибытий по субъектам Приволжского федерального округа
Численность, человек
В расчете на 10 тыс. человек населения
1998
2003
1998
2003
Россия, всего
1191939
505688
81,2
35,2
Приволжский федеральный округ, всего
317409
92455
98,7
29,3
Республика Башкортостан
23560
7348
57,4
18
Республика Марий-Эл
2193
1001
28,7
13,4
Республика Мордовия
6097
1697
64,6
18,8
Республика Татарстан
39352
4623
104,2
12,3
Республика Удмуртия
7144
2868
43,8
17,8
Республика Чувашия
2771
1174
20,4
9,7
Кировская обл.
6428
2244
39,8
12,5
Нижегородская обл.
27226
12518
73,5
35
Оренбургская обл.
54482
23703
244,8
108,1
Пензенская обл.
16336
5999
405,5
40,1
Пермская обл.
8324
4294
28
14,7
Самарская обл.
63392
14453
191,7
44,5
Саратовская обл.
50533
7101
185,7
26,6
Ульяновская обл.
9571
3432
64,7
24
Приложение 3
Нетто-миграция по субъектам Приволжского федерального округа, тыс. чел.
1992-1996
1997-2001
1997
1998
1999
2000
2001
ПФО, всего
842
321
100,8
92,1
71,7
50,1
6,8
Республика Башкортостан
109
37
11,1
10,3
10,6
4
1,1
Республика Марий-Эл
12
4
1,1
1,2
1,6
0,7
-0,3
Республика Мордовия
9
-6
-0,3
-0,8
-0,9
-1,6
-2,6
Республика Татарстан
92
55
16,3
14,2
10
8,7
5,6
Республика Удмуртия
22
7
3,5
3
1,4
0,4
-1,4
Республика Чувашия
18
10
2,4
3,5
2,7
1,1
-0,1
Кировская обл.
21
-4
-
-
0,1
-1,1
-2,6
Нижегородская обл.
94
53
16,7
14,7
10,8
7,1
4
Оренбургская обл.
73
21
10
6,5
4,2
3,5
-2,9
Пензенская обл.
46
13
4,8
3,9
2,6
1,2
0,1
Пермская обл.
20
14
3,7
3,4
3,7
2,8
0,8
Самарская обл.
137
69
18
17,5
14,4
12,8
6,2
Саратовская обл.
87
48
12,1
14
10
9,8
1,9
Ульяновская обл.
72
-
1,4
0,7
0,5
0,8
-3
Приложение 4
Зарегистрированные вынужденные переселенцы и беженцы на 1 января 1998 и 2003 гг. в России и Приволжском федеральном округе
Численность, человек
В расчете на 10 тыс. человек населения
1998
2003
1998
2003
Россия, всего
1191939
505688
81,2
35,2
Приволжский федеральный округ, всего
317409
92455
98,7
29,3
Республика Башкортостан
23560
7348
57,4
18
Республика Марий-Эл
2193
1001
28,7
13,4
Республика Мордовия
6097
1697
64,6
18,8
Республика Татарстан
39352
4623
104,2
12,3
Республика Удмуртия
7144
2868
43,8
17,8
Республика Чувашия
2771
1174
20,4
9,7
Кировская обл.
6428
2244
39,8
12,5
Нижегородская обл.
27226
12518
73,5
35
Оренбургская обл.
54482
23703
244,8
108,1
Пензенская обл.
16336
5999
405,5
40,1
Пермская обл.
8324
4294
28
14,7
Самарская обл.
63392
14453
191,7
44,5
Саратовская обл.
50533
7101
185,7
26,6
Ульяновская обл.
9571
3432
64,7
24
Приложение 5
Численность граждан сопредельных государств, работающих на территории Российской Федерации
Государство гражданства
Число работающих в России, тыс. чел.
Численность работающих постоянно, не менее 10 мес. в год, тыс. чел.
Численность работающих в сезон, от 5 до 9 мес., тыс. чел.
Численность работающих от 1 до 4 мес., тыс. чел.
Среднее число работающих тыс. чел.
Среднее время пребывания в России, мес.
Азербайджан
1000
890
90
20
947
11,4
Армения
280
73
179
28
166
7,1
Грузия
117
63
47
7
87
9,0
Казахстан
50
11
36
3
30
7,1
Киргизия
300
66
219
15
177
7,1
Молдова
154
74
71
9
110
8,6
Таджикистан
504
111
368
25
298
7,1
Узбекистан
390
86
285
20
231
7,1
Украина
1000
430
380
190
644
7,7
Другие, всего
1055
350
263
442
600
6,8
В том числе:
китайцы
800
136
232
432
306
4,6
корейцы
55
44
8
3
48
10,6
вьетнамцы
100
80
15
5
88
10,6
афганцы
100
90
8
2
94
11,3
Итого, тыс. чел.
4850
2154
1948
749
3227
8,0
Наименование района/города
1995
1998
1999
2000
2001
2002
По области
5,6
2,9
1,9
1,6
-1,3
-1,9
Абдулинский
-5,5
-10,5
-2,6
-6,1
-14,4
-15,7
Адамовский
4,5
-4
-4,2
-8,3
-6,1
-5,7
Акбулакский
1,5
8,8
5,8
7,1
-6,3
-3,5
Александровский
2,8
9,1
9,4
0,04
-4,2
0,5
Асекеевский
-0,3
7,9
6,3
5
0,3
-1,6
Беляевский
8,5
14,2
5,3
5
-7,9
-4,5
Бугурусланский
3,6
0,2
4,6
1,3
-4,8
-3,7
Бузулукский
13,1
7,1
5,4
10
4,7
2,4
Гайский
4,1
-7,6
-2,4
-13,5
-13,3
-8,4
Грачевский
1,3
12,7
4,9
1,7
-4,9
-1,6
Домбаровский
-0,3
1
-0,1
-5,6
-6
-6,2
Илекский
6,9
11,5
7,5
2
-3,5
-3,7
Кваркенский
-6,9
-1,6
-0,9
-2,9
-9,1
-8,4
Красногвардейский
-2,5
8,9
-3,1
-9,3
-11,4
-7,3
Кувандыкский
-3,1
0,8
3
-1,9
-3
0,5
Курманаевский
2,4
3,2
-1,5
-0,9
-4,5
-3,1
Матвеевский
4,2
-2,8
5
-1,5
-2,7
-0,1
Новоорский
4,0
-5,1
-6,4
-6,3
-5
-5,1
Новосергиевский
5,1
-2,2
-0,2
-0,3
-0,2
0,2
Октябрьский
5,4
1,5
1,7
7,8
7,1
-3,6
Оренбургский
16,2
25,5
14,5
21,1
13,5
15,4
Первомайский
10,4
22,3
10,6
4,9
1,4
-7,2
Переволоцкий
12,0
13,0
6,1
4,4
5,7
-0,3
Пономаревский
0,3
6,4
-2,1
5,8
0,3
0,4
Сакмарский
6,1
15,0
5,4
13,3
8,1
6,5
Саракташский
6,9
14,3
10
11,6
8,3
8,4
Светлинский
-1,4
-1,5
-15
-0,8
-6,8
-3,3
Северный
-2,5
-4,7
-0,1
-1,3
-2,7
2,2
Соль-Илецкий
-9,2
-6,6
-9,9
-11,5
-10
-10,1
Сорочинский
7,3
4,0
11,6
12,8
1,9
3,3
Ташлинский
13,6
9,9
9,8
9
0,2
1,1
Тоцкий
33
-5,6
-3,8
-1
-0,9
-8
Тюльганский
3,6
-7,2
3,4
5,5
1,4
3,7
Шарлыкский
-4,9
1,3
-1,5
1,9
-2,6
-3
Ясненский
-1,7
-1,7
-14,1
-14,5
-16,1
-34
г.Абдулино
12,6
10,4
9,8
5,6
6,2
5,4
г.Бугуруслан
10,3
9,9
4,3
1,9
-1
-1,7
г.Бузулук
5,7
1,6
7,3
4,4
4,8
8,7
г.Гай
4,6
2,1
1,6
-1,9
-0,6
-1,3
г.Кувандык
9,1
4,9
8,3
6,1
-1,6
4
г.Медногорск
-6,8
5,2
0,9
2,3
-3,4
-0,1
г.Новотроицк
10,5
3
4,1
5,4
-1,2
-1,8
г.Оренбург
4
-2,7
-2,6
-4,1
-4,9
-7
г.Орск
4,4
6,5
5,6
7,7
3,6
2,3
г Соль-Илецк
-3,4
-0,6
-2,8
3,6
-5,2
-4,6
г..Сорочинск
15,3
11,7
10,6
11,6
0,6
-4,2
г.Ясный
5,2
-34,2
-23,4
-23
-11,2
-7,9
Список литературы
1 Мукомель В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты М., Диполь-Т, 2005, 351 с.
2 «Демография и социально-экономические проблемы народонаселения», Информационно-библиографический бюллетень литературы, изданной в 2000-2002гг. (Выпуск 5) Под редакцией: к.э.н. В.В.Елизарова, к.э.н. И.В.Дзарасовой, к.э.н. Р.С.Ротовой, к.э.н. И.А.Троицкой. Москва, МАКС Пресс, 2003, 92 с.
3 Тюркин М.Л. Миграционная система России М., Издательский дом "Стратегия", 2005, 368 с.
4 «Миграционная ситуация в регионах России», Выпуск 1: Приволжский Федеральный Округ, под ред. С Артоболевского, Ж. Зайончковской, М., 2004, 212 с.
5 «Население России 1998» Шестой ежегодный демографический доклад «Центра демографии и экологии человека ИНП РАН».
6 «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 2001» Девятый ежегодный демографический доклад, ответственный ред. А.Г. Вишневский, «Центр демографии и экологии человека ИНП РАН», Москва – 2002.
7 Бутов В.И. Демография учебный курс, издательский центр «Март», Ростов-на-Дону 2003.
8 Статистический сборник «Города и районы Оренбургской области», 2002.
10 Вишневский Н.Г. Миграция и демографическая безопасность России. М., 2000.
11 Госкомстат: первые итоги переписи 2002 года. РГ. 25.04.2003.
12 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики, СПб. 1998.
14 www.oren.ru
15 www.gks.ru
Страницы: 1, 2
|
© 2000 |
|