РУБРИКИ

Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской области

   РЕКЛАМА

Главная

Зоология

Инвестиции

Информатика

Искусство и культура

Исторические личности

История

Кибернетика

Коммуникации и связь

Косметология

Криптология

Кулинария

Культурология

Логика

Логистика

Банковское дело

Безопасность жизнедеятельности

Бизнес-план

Биология

Бухучет управленчучет

Водоснабжение водоотведение

Военная кафедра

География экономическая география

Геодезия

Геология

Животные

Жилищное право

Законодательство и право

Здоровье

Земельное право

Иностранные языки лингвистика

ПОДПИСКА

Рассылка на E-mail

ПОИСК

Элементы региональной миграционной политики в Оренбургской области

Можно возразить, что спрос на рабочую силу может удовлетворяться за счет роста маятниковой миграции, что вовсе не обязательно для мигранта менять место жительства: в западных странах человек может жить в 150-200 километрах от места работы и совершать ежедневные поездки. В российских условиях для этого есть ряд серьезных ограничений, среди которых прежде всего стоит упомянуть слабое развитие дорожной сети и транспортных средств. Кроме того, вряд ли рабочая сила подорожает настолько, что сделает рентабельными для работника ежедневные длительные поездки на личном автотранспорте, как это происходит в экономически развитых странах. Этот резерв может быть реализован только в условиях крупных городских агломераций (Москвы, Санкт-Петербурга, Самары) и в любом случае радиус поездок будет меньше, чем в США и Западной Европе.

Конечно, миграционная активность населения Оренбуржья (России) не может сокращаться бесконечно. Между районами (регионами страны) должен осуществляться миграционный обмен населением, иначе это, помимо всего прочего, приведет к усилению замкнутости и оторванности одних районов (регионов) от других, консервации неблагоприятных тенденций развития региональных рынков труда.




4. Инструменты развития и регулирования миграционной политики в Оренбуржье

Главными компонентами в регулировании миграционной политики области являются:

• предоставление мигрантам правового статуса
• правоприменительные и надзорные требования и права по отношению к мигрантам
• контроль соблюдения законодательства в области занятости, защиты рынков труда, социальной защиты и др.
• регламентирование иммиграции
• адаптация к международному и федеральному миграционному законодательству

Также для наилучшего достижения результатов миграционной политики и реформ необходимо:

• формирование положительного общественного мнения о мигрантах
• доведение правил въезда, пребывания и обустройства в России
• содействие СМИ для лучшей адаптации мигрантов
• мониторинг миграционной обстановки
• автоматизация сбора, обработки и доведения информации в миграционной системе

А для эффективного обеспечения миграционной политики и реформ необходимо развитие: 

• финансовой базы
• научной базы
• паспортно-визовых процедур   
• таможенного контроля
• жилищных фондов
• социальных услуг
• реализация государственных гарантий по обустройству на МПЖ
• выдворение незаконных мигрантов


















5. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:

  • привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств - участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;
  • создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;
  • проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;
  • совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.

Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

Необходимо также обеспечить сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, создания условий для возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, являющихся высококвалифицированными специалистами.

В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации.

 Информационное обеспечение реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает использование данных текущего учета населения, итогов переписи населения, выборочных обследований и данных создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации. Важную роль в реализации информационного обеспечения демографического развития должны играть средства массовой информации.

Регулярное подробное освещение в средствах массовой информации таких тем, как здоровый образ жизни, активная гражданская позиция, оптимистическое мировоззрение, рациональные стереотипы поведения населения в различных жизненных ситуациях, а также повышение общественного престижа устойчивой семьи с несколькими детьми, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью членов семьи - важнейшая составляющая успешной реализации Концепции.

Необходимо также развивать систему информирования населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах предупреждения вредных воздействий на здоровье человека, в том числе с использованием образовательных программ.

Эта работа должна постоянно и последовательно проводиться средствами массовой информации, федеральными и региональными информационными структурами органов государственной власти.

 

Вывод

Уже отмечалось, что в ближайшие годы миграционные процессы претерпят существенные изменения. Рассматривая складывающиеся тенденции, можно выделить наиболее характерные:

1.     Сокращение под влиянием экономического кризиса интенсивности и географии миграционных потоков.

2.     Уменьшение численности иммигрантов из бывших республик СССР.

3.     Сохранение значительной доли числа беженцев и вынужденных переселенцев в общей структуре миграционных потоков.

4.     Рост в России численности иностранных рабочих.

5.     Уменьшение в общероссийском миграционном балансе притягательности большинства регионов европейской части России.

6.     Замедление процесса возврата населения с северных и восточных территорий к местам прежнего жительства в западных регионах РФ.

7.     Постепенное вхождение миграций между городом и селом в нормальное русло, хотя этот процесс и сдерживался в ряде регионов страны факторами современного кризисного положения.

Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

Основными задачами государственной миграционной политики являются:

·        Защита прав и интересов мигрантов.

·        Развитие системы иммиграционного контроля.

·        Соблюдение государственных интересов при разработке и реализации миграционных программ и мероприятий.

·        Регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости. Специфики психологии мигрантов и климатических особенности мест расселения.

·        Создание условий для приема и размещения мигрантов, стимулирующих их активное участие в процессе адаптации к существующему социально-экономическому положению.

Исходя из поставленных задач государственная, миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следующими принципами:

·        Стимулирование рационального распределения потоков вынужденных мигрантов.

·        Недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.

·        Личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке.

·        Регулирование размещение беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами.

·        Регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных районов страны.

·        Регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории России.

·         Осуществление мер экономического и социального характере, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах страны.

Влияние миграции на социально-экономическое развитие страны неоднозначно, но положительным является то, что повышение мобильности трудовых ресурсов способствует экономическому росту, свободное передвижение людей не только внутри страны, но и за её пределами представляют возможность наиболее выгодного применения профессии, занятия, опыта. Кроме того, иммигранты могут изменить в лучшую сторону соотношение между работающим и неработающим населением. К отрицательным последствиям миграции относится возможное возникновение социальной напряженности в стране или отдельном её регионе из-за роста безработицы, обострения жилищной проблемы, повышения стоимости жилья, значительного увеличения нагрузки на объекты социальной инфраструктуры, развития теневой экономики.  


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения к курсовой работе

 

Приложение 1

Население экономических районов России


Население на начало 1998 г., тыс. чел.

Территория, тыс. км2

Доля в территории, %

Плотность населения,
чел./км2

Российская Федерация

147104,6

17075,4

100,0

8,6

в том числе районы:

Северный

5784,7

1466,3

8,6

3,9

Северо-Западный

7988,8

196,5

1,2

40,7

Центральный

29650,6

483,0

2,8

61,4

Волго-Вятский

8375,6

265,4

1,6

31,6

Центрально-Черноземный

7846,3

167,7

1,0

46,8

Поволжский

16885,6

536,4

3,1

31,5

Северо-Кавказский

17707,4

355,1

2,1

49,9

Уральский

20406,1

824,0

4,8

24,8

Западно-Сибирский

15109,3

2427,2

14,2

6,2

Восточно-Сибирский

9070,5

4122,8

24,1

2,2

Дальневосточный

7336,3

6215,9

36,4

1,2

Калининградская обл.

943,4

15,1

0,1

62,5

Европейская часть

115588,5

4309,5

25,2

26,8

Азиатская часть

31516,1

12765,9

74,8

2,5

Районы Крайнего Севера и приравненные к ним

11796,0

11900,0

69,7

1,0

Приложение 2

Количество зафиксированных прибытий по субъектам Приволжского федерального округа


Численность, человек

В расчете на 10 тыс. человек населения

1998

2003

1998

2003

Россия, всего

1191939

505688

81,2

35,2

Приволжский федеральный округ, всего

317409

92455

98,7

29,3

Республика Башкортостан

23560

7348

57,4

18

Республика Марий-Эл

2193

1001

28,7

13,4

Республика Мордовия

6097

1697

64,6

18,8

Республика Татарстан

39352

4623

104,2

12,3

Республика Удмуртия

7144

2868

43,8

17,8

Республика Чувашия

2771

1174

20,4

9,7

Кировская обл.

6428

2244

39,8

12,5

Нижегородская обл.

27226

12518

73,5

35

Оренбургская обл.

54482

23703

244,8

108,1

Пензенская обл.

16336

5999

405,5

40,1

Пермская обл.

8324

4294

28

14,7

Самарская обл.

63392

14453

191,7

44,5

Саратовская обл.

50533

7101

185,7

26,6

Ульяновская обл.

9571

3432

64,7

24


Приложение 3

Нетто-миграция по субъектам Приволжского федерального округа, тыс. чел.


1992-1996

1997-2001

1997

1998

1999

2000

2001

ПФО, всего

842

321

100,8

92,1

71,7

50,1

6,8

Республика Башкортостан

109

37

11,1

10,3

10,6

4

1,1

Республика Марий-Эл

12

4

1,1

1,2

1,6

0,7

-0,3

Республика Мордовия

9

-6

-0,3

-0,8

-0,9

-1,6

-2,6

Республика Татарстан

92

55

16,3

14,2

10

8,7

5,6

Республика Удмуртия

22

7

3,5

3

1,4

0,4

-1,4

Республика Чувашия

18

10

2,4

3,5

2,7

1,1

-0,1

Кировская обл.

21

-4

-

-

0,1

-1,1

-2,6

Нижегородская обл.

94

53

16,7

14,7

10,8

7,1

4

Оренбургская обл.

73

21

10

6,5

4,2

3,5

-2,9

Пензенская обл.

46

13

4,8

3,9

2,6

1,2

0,1

Пермская обл.

20

14

3,7

3,4

3,7

2,8

0,8

Самарская обл.

137

69

18

17,5

14,4

12,8

6,2

Саратовская обл.

87

48

12,1

14

10

9,8

1,9

Ульяновская обл.

72

-

1,4

0,7

0,5

0,8

-3





Приложение 4

Зарегистрированные вынужденные переселенцы и беженцы на 1 января 1998 и 2003 гг. в России и Приволжском федеральном округе


Численность, человек

В расчете на 10 тыс. человек населения

1998

2003

1998

2003

Россия, всего

1191939

505688

81,2

35,2

Приволжский федеральный округ, всего

317409

92455

98,7

29,3

Республика Башкортостан

23560

7348

57,4

18

Республика Марий-Эл

2193

1001

28,7

13,4

Республика Мордовия

6097

1697

64,6

18,8

Республика Татарстан

39352

4623

104,2

12,3

Республика Удмуртия

7144

2868

43,8

17,8

Республика Чувашия

2771

1174

20,4

9,7

Кировская обл.

6428

2244

39,8

12,5

Нижегородская обл.

27226

12518

73,5

35

Оренбургская обл.

54482

23703

244,8

108,1

Пензенская обл.

16336

5999

405,5

40,1

Пермская обл.

8324

4294

28

14,7

Самарская обл.

63392

14453

191,7

44,5

Саратовская обл.

50533

7101

185,7

26,6

Ульяновская обл.

9571

3432

64,7

24


Приложение 5

Численность граждан сопредельных государств, работающих на территории Российской Федерации

Государство гражданства

Число работающих в России, тыс. чел.

Численность работающих постоянно, не менее 10 мес. в год, тыс. чел.

Численность работающих в сезон, от 5 до 9 мес., тыс. чел.

Численность работающих от 1 до 4 мес., тыс. чел.

Среднее число работающих тыс. чел.

Среднее время пребывания в России, мес.

Азербайджан

1000

890

90

20

947

11,4

Армения

280

73

179

28

166

7,1

Грузия

117

63

47

7

87

9,0

Казахстан

50

11

36

3

30

7,1

Киргизия

300

66

219

15

177

7,1

Молдова

154

74

71

9

110

8,6

Таджикистан

504

111

368

25

298

7,1

Узбекистан

390

86

285

20

231

7,1

Украина

1000

430

380

190

644

7,7

Другие, всего

1055

350

263

442

600

6,8

В том числе:







китайцы

800

136

232

432

306

4,6

корейцы

55

44

8

3

48

10,6

вьетнамцы

100

80

15

5

88

10,6

афганцы

100

90

8

2

94

11,3

Итого, тыс. чел.

4850

2154

1948

749

3227

8,0

 

 
Приложение 6
Коэффициент миграционного прироста, снижения (-) в Оренбуржье (на 1000 населения)

Наименование района/города

1995

1998

1999

2000

2001

2002

По области

5,6

2,9

1,9

1,6

-1,3

-1,9

Абдулинский

-5,5

-10,5

-2,6

-6,1

-14,4

-15,7

Адамовский

4,5

-4

-4,2

-8,3

-6,1

-5,7

Акбулакский

1,5

8,8

5,8

7,1

-6,3

-3,5

Александровский

2,8

9,1

9,4

0,04

-4,2

0,5

Асекеевский

-0,3

7,9

6,3

5

0,3

-1,6

Беляевский

8,5

14,2

5,3

5

-7,9

-4,5

Бугурусланский

3,6

0,2

4,6

1,3

-4,8

-3,7

Бузулукский

13,1

7,1

5,4

10

4,7

2,4

Гайский

4,1

-7,6

-2,4

-13,5

-13,3

-8,4

Грачевский

1,3

12,7

4,9

1,7

-4,9

-1,6

Домбаровский

-0,3

1

-0,1

-5,6

-6

-6,2

Илекский

6,9

11,5

7,5

2

-3,5

-3,7

Кваркенский

-6,9

-1,6

-0,9

-2,9

-9,1

-8,4

Красногвардейский

-2,5

8,9

-3,1

-9,3

-11,4

-7,3

Кувандыкский

-3,1

0,8

3

-1,9

-3

0,5

Курманаевский

2,4

3,2

-1,5

-0,9

-4,5

-3,1

Матвеевский

4,2

-2,8

5

-1,5

-2,7

-0,1

Новоорский

4,0

-5,1

-6,4

-6,3

-5

-5,1

Новосергиевский

5,1

-2,2

-0,2

-0,3

-0,2

0,2

Октябрьский

5,4

1,5

1,7

7,8

7,1

-3,6

Оренбургский

16,2

25,5

14,5

21,1

13,5

15,4

Первомайский

10,4

22,3

10,6

4,9

1,4

-7,2

Переволоцкий

12,0

13,0

6,1

4,4

5,7

-0,3

Пономаревский

0,3

6,4

-2,1

5,8

0,3

0,4

Сакмарский

6,1

15,0

5,4

13,3

8,1

6,5

Саракташский

6,9

14,3

10

11,6

8,3

8,4

Светлинский

-1,4

-1,5

-15

-0,8

-6,8

-3,3

Северный

-2,5

-4,7

-0,1

-1,3

-2,7

2,2

Соль-Илецкий

-9,2

-6,6

-9,9

-11,5

-10

-10,1

Сорочинский

7,3

4,0

11,6

12,8

1,9

3,3

Ташлинский

13,6

9,9

9,8

9

0,2

1,1

Тоцкий

33

-5,6

-3,8

-1

-0,9

-8

Тюльганский

3,6

-7,2

3,4

5,5

1,4

3,7

Шарлыкский

-4,9

1,3

-1,5

1,9

-2,6

-3

Ясненский

-1,7

-1,7

-14,1

-14,5

-16,1

-34

г.Абдулино

12,6

10,4

9,8

5,6

6,2

5,4

г.Бугуруслан

10,3

9,9

4,3

1,9

-1

-1,7

г.Бузулук

5,7

1,6

7,3

4,4

4,8

8,7

г.Гай

4,6

2,1

1,6

-1,9

-0,6

-1,3

г.Кувандык

9,1

4,9

8,3

6,1

-1,6

4

г.Медногорск

-6,8

5,2

0,9

2,3

-3,4

-0,1

г.Новотроицк

10,5

3

4,1

5,4

-1,2

-1,8

г.Оренбург

4

-2,7

-2,6

-4,1

-4,9

-7

г.Орск

4,4

6,5

5,6

7,7

3,6

2,3

г Соль-Илецк

-3,4

-0,6

-2,8

3,6

-5,2

-4,6

г..Сорочинск

15,3

11,7

10,6

11,6

0,6

-4,2

г.Ясный

5,2

-34,2

-23,4

-23

-11,2

-7,9









Список литературы

1 Мукомель В.И. Миграционная политика России: Постсоветские контексты М., Диполь-Т, 2005, 351 с.

2 «Демография и социально-экономические проблемы народонаселения», Информационно-библиографический бюллетень литературы, изданной в 2000-2002гг. (Выпуск 5) Под редакцией: к.э.н. В.В.Елизарова, к.э.н. И.В.Дзарасовой,  к.э.н. Р.С.Ротовой, к.э.н. И.А.Троицкой. Москва, МАКС Пресс, 2003, 92 с.

3  Тюркин М.Л. Миграционная система России М., Издательский дом "Стратегия", 2005, 368 с.

4 «Миграционная ситуация в регионах России», Выпуск 1: Приволжский Федеральный Округ, под ред. С Артоболевского, Ж. Зайончковской, М., 2004, 212 с.

5  «Население России 1998» Шестой ежегодный демографический доклад «Центра демографии и экологии человека ИНП РАН».

6  «НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 2001» Девятый ежегодный демографический доклад, ответственный ред. А.Г. Вишневский, «Центр демографии и экологии человека ИНП РАН», Москва – 2002.

7 Бутов В.И. Демография учебный курс, издательский центр «Март», Ростов-на-Дону 2003.

8 Статистический сборник «Города и районы Оренбургской области», 2002.

9 www.perepis2002.ru

10 Вишневский Н.Г. Миграция и демографическая безопасность России. М., 2000.

11 Госкомстат: первые итоги переписи 2002 года. РГ. 25.04.2003.

12 Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики, СПб. 1998.

13 www.demoscope.ru

14 www.oren.ru

15 www.gks.ru





Страницы: 1, 2


© 2000
При полном или частичном использовании материалов
гиперссылка обязательна.