РУБРИКИ |
Экономико-георафическая характеристика Республики Корея |
РЕКЛАМА |
|
Экономико-георафическая характеристика Республики КореяЭкономико-георафическая характеристика Республики КореяЭкономико-географическое положение Стадия и уровень экономического развития. Государственный строй и территориально-административное деление Южная Корея – унитарное государство, ее территория делится на провинции. Особенности воспроизводства и размещения населения. По воспроизводству населения страна на подступах к первому типу воспроизводства. Табл. 1 Воспроизводство населения (в 2000 г.) Табл. 2 Средняя продолжительность жизни и уровень грамотности Табл. 3 Половозрастная структура населения (июль 2000 года, тыс. чел.)
С населением более 47 миллионов человек, Корея имеет однин из самых высоких показателей плотности населения в мире (484 чел/кв.км). Самые плотнонаселенные районы расположены на северо-западе страны и на равнинах к югу от Сеула-Инчхона. Уровень урбанизации высок: городское население составляет большинство жителей Республики Корея - 81%, сельское население - всего 19%
Табл. 4 Использование земель (1993 год)
Водные ресурсы Лесные ресурсы: Полезные ископаемые: Запасы железной руды также невелики (128 млн т), и содержание железа
низкое. Основными центрами добычи являются Янъян (58%), а также Чхунджу, Уровень развития и факторы размещения основных отраслей промышленности, сельского хозяйства и непроизводственной сферы. Экономика Республики Корея - двенадцатая экономика в мире по величине ВВП. Табл. 5 Валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, и ВНП на
душу населения На всех этапах экономического развития в Южной Корее обеспечивались высокие
темпы роста ВВП. В 60-е годы среднегодовой темп прироста равнялся 8,7%, в В структуре хозяйства произошли кардинальные сдвиги. Доля сельского
хозяйства сократилась с 40 до 7%, а доля промышленности возросла с 30 до Не менее важные изменения произошли в структуре обрабатывающей промышленности. Во второй половине 50-х и начале 60-х годов основным направлением совершенствования структуры являлась ориентация на трудоемкие отрасли (хлопчатобумажная, обувная, пищевая, деревообрабатывающая промышленность) в целях удовлетворения потребностей внутреннего рынка. В следующий период, связанный с ориентацией на экспорт, быстро развивались материалоемкие и энергоемкие отрасли — черная металлургия, судостроение, нефтехимия. Это привело к росту капиталоемкости прироста ВВП в 70-е годы. С конца 70-х годов преимущественно развиваются наукоемкие производства —
электротехника, коммуникационные средства, автомобилестроение. В ряде
производств Южная Корея заняла заметное место в мире. Это прежде всего
судостроение — примерно 1/3 мирового выпуска, сталь — 5,3% (26 млн т),
производство легковых автомобилей (3 млн. шт.), продукции электроники и
электротехники (цветные телевизоры — 13 млн. шт., видеомагнитофоны — 8,3
млн. шт.), а также текстиля, одежды, обуви… В стране осуществляется
собственная программа развития аэрокосмической промышленности, ведутся
активные научно-технические разработки в области биотехнологии, генной
инженерии, лазеров, создания композиционных материалов. Основной отраслью материального производства является промышленность, 98% продукции которой дают обрабатывающие отрасли. Более половины их продукции поставляют отрасли тяжелой промышленности, в т.ч. около трети – машиностроение. В легкой промышленности преобладает текстильная (20% стоимости), пищевкусовая (12%). Число предприятий добывающей промышленности составляет всего 5% общего
количества предприятий страны. Основной отраслью является добыча угля, в
которой занято около 60 тыс человек. Кроме угля добывающая промышленность
дает вольфрамовый концентрат, золото, серебро, медь, а также
неметаллические минералы – известняк, каолин, тальк и др. Добыча железной
руды сконцентрирована в Янъяне, вольфрама – на Сандонском руднике Основой электроэнергетики традиционно являлись ТЭС. Однако, беспокойство в стране вызывала зависимость от импорта нефти. На долю угля в энергобалансе приходилось 34%. В настоящее время активный обмен с другими странами в области науки и техники позволил Южной Корее создать основу атомной электроэнергетики. В стране действуют 10 атомный реакторов, производящих более половины общей выработки электроэнергетики (данные 2000 г.) Одной из отраслей специализации промышленности - черная металлургия: около Значение цветной металлургии не столь велико: выплавляется алюминий,
свинец, цинк, медь (завод в Чхонъяне и промышленной зоне Кеннам),
благородные металлы. Зона цветной металлургии фактически сложилась в районе Машиностроение РК – отрасль наиболее тесно связанная с мировым хозяйством, поскольку из-за рубежа, в основном, поступают финансовые средства, технология и комплектующие изделия, а сбыт на внешних рынках является стимулом роста производства в основных отраслях. Одним из важных мероприятий стало создание промышленной зоны Чханвон, специализирующейся на машиностроении. Автомобилестроение стало одной из наиболее бурно развивающихся отраслей
международной специализации РК. Более половины автомобилей экспортируется
на международный рынок. Машины, произведенные в Южной Корее, начинают
вытеснять с европейского и американского рынка их национальные марки. Наиболее растущая отрасль специализации корейской индустрии – электроника.
Химическая промышленность базируется в основном на нефтяном сырье, полностью ввозимом. В структуре выпускаемой продукции – мазут (33%), дизельное топливо (29%), бензин, керосин, реактивное топливо, нефтехимическое сырье. Крупнейшие предприятия расположены в Ульсане, в районе Иочхона, Десане (провинция Чхунчхон-Пукто). РК – один из ведущих производителей синтетического волокна, причем ѕ его экспортируется. Развита также резинотехническая промышленность (по выпуску автошин страна входит в десятку мировых лидиров). Целлюлозно-бумажная промышленность почти целиком работает на импортном сырье. Корея входит в десятку мировых производителей текстиля, причем основная
часть идет на экспорт. За рубеж вывозится главным образом готовая одежда, в
меньших количествах – ткани и пряжа. Предприятия текстильной промышленности
размещаются в основном в крупных городах: Тэгу и провинция Кенсан-Пукто, В 1987 г. министерство науки и технологии разработало 15-летний план,
определивший основные направления научно-технической политики государства. В настоящее время доля затрат на НИОКР достигла 2,7% ВВП, что соответствует уровню ведущих западных стран. Большинство ассигнований направляется на разработки прикладного характера. По оценкам общий уровень технологического развития Южной Кореи составляет Важным условием быстрого расширения производства и повышения его технического уровня выступает количество и качество рабочей силы. В стране длительное время отмечается относительное перенаселение, особенно в сельской местности. Общеобразовательная подготовка населения сильно изменилась. В начале 60-х
годов было введено обязательное начальное образование, а в начале 90-х
годов все дети были охвачены начальным образованием, 90% — средним. и 39%
молодежи в возрасте 20—24 лет посещают различного рола учебные заведения. Трудовые ресурсы были главным фактором экономического роста в 60—80-е годы, их удельный вес в приросте ВВП составлял 30,8%. На долю инвестиций приходилось 23,5%, на внедрение технологии — 17,8, на эффект масштаба производства — 18,7, рационального размещения ресурсов — 9,2%. При этом в последнее десятилетие доля трудовых затрат сократилась, а роль
технологии увеличилась. По отмеченным показателям страна подошла к уровню В 1996 г. она была принята в ОЭСР. Сельское хозяйство: В начале экономического бума в 1963 г. большинство южных корейцев были фермерами. Шестьдесят три процента населения жили в сельских районах. За следующие двадцать пять лет Южная Корея превратилась из сельскохозяйственной нации в городскую, почти промышленную страну и сельскохозяйственная рабочая сила в 1989 г. сократилась до 21%. В настоящее время уровень сельскохозяйственных рабочих составляет 19%. Сельское хозяйство Южной Кореи имело ряд присущих ему проблем. Южная Корея По сравнению с промышленным сектором и сектором обслуживания, сельское
хозяйство осталось самым вялым сектором экономики. В 1988 г. вклад
сельского хозяйства в ВНП составлял только около 10.8%, что на 12.3% ниже,
чем в предыдущий год. Большинство экономистов пришло к выводу, что сельские
районы страны получили больше, чем вложили в индустриализацию. Однако, рост
сельскохозяйственной продукции, которая составляла в среднем 3,4% в год в
период между 1945 и 1974 гг., 6,8% в период между 1974 и 1979 гг., и 5.6% в
период между 1980 и 1986 гг., был очевиден. С другой стороны, общий рост
сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства в 1987 г. составлял только На ребеже веков сельское хозяйство составляло небольшой процент ВВП. В нем
была занята 1/7 часть работоспособного населения. После земельной реформы Чтобы дать более точное представление о продуктивности вышеперечисленных отраслей хозяйства, я укажу в таблице основные важнейшие показатели: Табл. 7 Основные сельскохозяйственные показатели республики Корея (в тыс. тонн): | |1995 |2000 | Транспорт, инфраструктура В 1980-е гг. транспортная система Южной Кореи заметно улучшилась, и это
было очевидно во всех секторах. В 1988 г. страну охватывали около 51 000
км. шоссе, 46,3% которых было вымощено. Автострады облегчали переезды между
главными городами, а их длина в 1988 г. достигала 1 539 км. (в 1967 г. она
составляла 86.8 км.). 1980-е гг. отмечаются увеличенным мощением дорог и
строительством ультрасовременных шоссе вокруг Сеула (особенно около | |1993 |1995 |1996 |1999 | Южная Корея имеет превосходную сеть железных дорог. Первая железная
дорога, которая связывала Сеул и Инчхон, была открыта в сентябре 1899 г. Южная Корея имеет превосходную сеть железных дорог. Первая железная дорога,
которая связывала Сеул и Инчхон, была открыта в сентябре 1899 г. Другие
главные линии были проложены японцами во время колониального периода; они
включали линии, начинающиеся в Мокпхо, Масане и Пусане. Эти линии связывали
с Сеулом и с Синыйджи в Северной Корее, где они примыкали к транссибирской
железной дороге. Сеть железных дорог была сильно повреждена во время В 1970-е и 1980-е гг. Корейская Национальная Железная дорога,
государственная корпорация при содействии Министерства транспорта, отвечала
за метро. Как и в 1987 г. общая длина сети железных дорог страны была
приблизительно 6 340 км, включая приблизительно 761 800 км. двухрельсовых
железных дорог и 1 023 км. электрических железных дорог. Пригородные линии
были электрифицированы и связаны с сеульской системой метро. Табл. 9 Длина железных дорог в 1995 - 1998 гг. (в км.) В 1990 г. метро постепенно стало заменять автобусы как главное
транспортное средство в Сеуле. Сеульское метро, первая часть которого была
открыта в 1974 г., принадлежало Сеульской Городской Компании Скоростного Хотя большее количество междугородних поездок осуществлялось либо на
автобусе, либо на поезде, воздушный транспорт между крупными городами
становился все более и более доступным и популярным, особенно среди
бизнесменов. Корейская авиация (Korean Air), основанная правительством в Телефонная связь Превосходная система местной и международной связи. Характер внешнеэкономических связей: Внешняя торговля: Развитие хозяйства Южной Кореи во многом определялось расширением ее внешнеэкономических связей, важнейшее место среди которых занимала внешняя торговля. В 60—80-х годах темпы внешней торговли в 1,5—4,0 раза превосходили темпы
прироста ВВП. Так, в 60-е годы среднегодовой прирост экспорта составлял 33, Южная Корея не относится к странам свободного торгового режима. До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой систему протекционистских методов развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости объемов импорта от размеров экспортной выручки. Согласно этому, компании получили право импортировать товары, стоимость
которых не превышала величину экспортных поступлений этих компаний. В
отличие от потребительских товаров импорт оборудования и промежуточных
товаров освобождался от каких-либо пошлин и пользовался льготными тарифами. Высокие темпы внешнеторгового оборота привели к росту значения Южной Кореи
на мировых рынках. Ее доля в мировом экспорте возросла с 0,04% в 1962г. до Увеличилась вовлеченность страны в международное разделение труда, о чем
свидетельствует коэффициент эластичности экспорта и импорта по отношению к В настоящее время экспортная квота достигла 36% ВВП (1960 г. - 1, 1%; 1980 г. - 30, 1%). Импортная зависимость остается традиционно более высокой, но разница в показателях значительно сократилась. Экспорториентированное производство усилило зависимость страны от состояния мирового хозяйства, от характера и масштабов внешнеэкономических связей. Существенные изменения произошли в структуре внешней торговли. В товарной структуре экспорта увеличилась доля продукции материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве Быстрый рост тяжелой промышленности со второй половины 70-х годов позволил До середины 80-х годов в его структуре занимала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство телекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с бытовой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники. В группе транспортных средств помимо судостроения важное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним — свыше 3% всего экспорта. Табл. 10 Внешняя торговля страны в 1994 - 1999 гг. (млрд. дол. США). | |1995 |2002 |
По отдельным товарам южнокорейские компании заняли прочные позиции на
мировом рынке: текстильные изделия — 7,0% в 1992 г., одежда — 5,2, суда — В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование,
сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных
материалов и топлива (41%) и 25% капитальных товаров реэкспортируются. По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары. Южнокорейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой сложности. Объем импорта машин и оборудования увеличился за 1980—1995 гг. в 10 раз и достиг 37% общего объема импорта. За счет импорта удовлетворяется до 50% спроса на промышленное оборудование. В основе конкурентных преимуществ южнокорейских товаров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины на ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С
середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. За 70—80-е
годы реальная заработная плата в промышленности увеличилась более чем в 4
раза, за 1990—1994 гг. — на 1/3, хотя по абсолютному размеру она и сейчас в Издержки на рабочую силу для чеболь (корейские финансово-промышленные группы) увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсидирование жилищных расходов рабочих. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости. Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США. Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких товаров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта промышленных товаров. На долю Японии в 1994 г. приходилось 14,1% южнокорейского экспорта и 24,8% импорта, на долю США соответственно —21,4 и 21,1%. В связи с укреплением конкурентных позиций южнокорейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику. В конце 1989 г. американская администрация исключила Южную Корею, как и другие НИС Азии, из числа государств, имеющих право на экспорт своих товаров в США в рамках Генеральной системы преференций, потребовала открыть южнокорейский рынок для американских товаров и иностранных инвестиции. Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляются связи со странами Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене
технологией. Главной особенностью географической структуры обмена
технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чеболь обеспечивают 57% экспорта страны, который реализуется через торговые компании. Семь торговых компаний сосредоточивают почти 40% экспорта. Внешняя торговля длительное время сводилась с дефицитом, чему способствовало увеличение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использование внешних ресурсов в различных формах. Экономическое районирование В Южной Корее из-за горного рельефа сильны территориальные различия. Это
стало основой деления страны на четыре района: Кихо – на северо-западе, Кихо является наиболее значимым в экономической, политической и культурной
жизни страны. Сегодня в районе (в него включают провинции Кенгидо, Чхунчхон- Уровень развития ТСХ, ее конфигурация. Перспектива развития страны Еще в 50-е годы основная часть промышленных мощностей оказалась стянута в треугольник, вершинами которого являются район Сеул – Инчхон на западном побережье, Пусан – Тэгу и Самчхок – Йонволь на востоке (этот район специализировался на угледобыче, энергетике, цементной промышленности и т.п.) Новые производства тяготели к Сеулу и Пусану, к их мощной научной и промышленной базе, развитой инфраструктуре, квалифицированной рабочей силе. Центральный регион и сегодня остается наиболее промышленно развитым (3/4 угольных запасов, местарождения золота, серебра, меди; крупные гидроресурсы, 62% компаний, 54% рабочей силы). Здесь развито и сельское хозяйство. Южный регион (половина населения и более половины территории РК) издавна
является преимущественно сельско-хозяйственным. Промышленность
сконцентрирована в основном в восточной части региона: в Пусане, прибрежных
городах создавались металлургические предприятия (Пхохан, Кванъян),
судоверфи (Ульсан, Окпхо), нефтеперерабатывающие и нефтехимические
комплексы (Ульсан, Йочхон), автозаводы (Ульсан) и др. Несмотря на определенные успехи в развитии, экономика Республики Корея
переживает в настоящее время серьезные проблемы. Предприятия-конгломераты,
так называемые чеболи, чрезвычайно диверсифицировали свою деятельность, что
привело к распылению финансовых ресурсов, неконкурентоспособности в большом
спектре избранных сегментов бизнеса. Эффект экономии на масштабах
производства, которыми пользовались чеболи, перестал действовать в
результате появления большого числа национальных и зарубежных конкурентов и
затоваривания на международных рынках. Чеболи, теряя прежние прибыли, стали
разваливаться и превращаться в банкротов. Заработная плата в наукоемкой
корейской промышленности стала превышать европейский уровень, сделав
невозможным конкуренцию на основе экономии на издержках на оплату труда. Дополнительный удар по Республике Корея нанес валютно-финансовый кризис Причины кризиса кроются, в ранее проводимой политике форсирования
экономических показателей. Практически все силы были брошены на подержание
высоких темпов роста. Экспортоориентированная модель экономики не ставила
перед собой задачу поиска внутренних резервов роста, задействую
исключительно внешние факторы. Корея нуждается в разукрупнении монополий,
их специализации на конкретных сегментах рынка. МВФ, оказывая Республике Источники информации: Ломакин В.К. "Мировая экономика", - М., Финансы, 1998 Максаковский В.П., Географическая карта мира, ч.1, Общая характеристика мира, - Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1996 Максаковский В.П., Географическая карта мира, ч.2, Региональная характеристика мира, - Ярославль: Верхневолжское книжное издательство, 1996 Малая Советская Энциклопедия, - М., 1959 Радионова И.Н., Экономическая география отдельных зарубежных стран, - М.: Московский лицей , 1997 Страны мира. Краткий политико-экономический справочник. 1996 Толорая Г.Д. «Республика Корея», - М.: Мысль, 1991 Шипаева В.И., Южная Корея в системе мирового капиталистического хозяйства, - М.: Мир, 1994 «Всемирная статистика» http://allworld.wallst.ru/ http://www.state.gov/r/pa/ei/bgn/2800.htm http://www.korea.ru http://www.stodorog.ru/country/stories.asp?id_country=kr (авторский перевод) http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=1517542 http://asiatimes.narod.ru/country/south_korea/south_korea_pol1.htm http://bilet.ru/country/kr/map.asp http:/www.turizm.ru/south_korea/ Содержание: Анализ ЭГП страны………………………………………………………………………………1 Стадия и уровень экономического развития…………………………………………1 Государственный строй и территориально-административное деление…1 Особенности воспроизводства и размещения населения………………………2 Обеспеченность природными ресурсами и их размещение……………………2 Уровень развития и факторы размещения основных отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы…………………………………4 Характер внешнеэкономических связей…………………………………………………9 Уровень развития ТСХ, ее конфигурация. Перспектива экономического развития страны……………………………………………………………………………………12 Реферат по предмету: "Экономическая и социальная география Зарубежного мира" на тему: «Экономико-географическая характеристика Республики Корея». Ученицы 11 класса «А» Москва, 2003
|
|
© 2000 |
|